Примечания Л. 4об. ...и благоврной и христолюбивой цариц и великой княгин Марии Ильиничн... и великой княжн Евдокие Алексиевне. – Мария Ильинична Милославская (1625–03.03.1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича. Родила 13 детей, первый ребёнок – царевна Евдокия, родилась в феврале 1650 г. ...преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежскихъ. чудотворцовъ. – Прп. Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря близ города Радонежа; авторитетнейший церковно-политический деятель своего времени; в 1380 г., по преданию, благословил великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами и предсказал гибель врагу; поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель и часто улаживал споры великих и удельных князей. Скончался 25 сентября 1392 г. Обретение мощей состоялось 5 июля 1422 г.: канонизирован в том же году; память совершается два раза в год – в дни кончины и обретения мощей святого. Древнейшее житие прп. Сергия написано Епифанием Премудрым . Прп. Никон, ученик прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкого монастыря, назначенный на эту должность прп. Сергием в 1392 г. Умер 17 ноября 1428 г.: в 1552 г. в монастыре возведён храм, посвящённый его имени, в который перенесены мощи прп. Никона; канонизирован; память совершается в день его смерти. ...Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца... – Жил в XII в.: принял мученическую смерть; канонизирован; память прп. Никиты совершается 24 мая. Л. 4об.–5 ...Аврамия Ростовскаго,//Чудотворца... – Прп. Авраамий, основатель и архимандрит первого в ростовской земле монастыря; воздвиг в обители храм во имя Богоявления; умер в глубокой старости в 1170-х годах; канонизирован; память чтится в день кончины – 29 октября. Л. 5 ...Павла Обънорскаго, чудотворца... – Основатель монастыря на реке Нурма в 1414 г.: жил до этого три года в дупле на реке Грязовица в Комельском лесу; до середины XVI в. в монастыре сохранялись дупло, в котором жил прп. Павел, и литой медный крест, которым его благословлял прп. Сергий Радонежский; память совершается 10 января в день кончины прп. Павла в 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Л. 4 об. ...и благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии Ильиничне ... и великой княжне Евдокие Алексиевне. – Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича. Родила 13 детей, первый ребенок – царевна Евдокия, родилась в феврале 1650 г. ... преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежских, чудотворцов... – Прп. Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря близ города Радонежа; авторитетнейший церковно-политический деятель своего времени; в 1380 г., по преданию, благословил великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами и предсказал гибель врагу; поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель и часто улаживал споры великих и удельных князей. Скончался 25 сентября 1392 г. Обретение мощей состоялось 5 июля 1422 г.; канонизирован в том же году; память совершается два раза в год – в дни кончины и обретения мошей святого. Древнейшее житие прп. Сергия написано Епифанием Премудрым . Прп. Никон, ученик прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкого монастыря, назначенный на эту должность прп. Сергием в 1392 г. Умер 17 ноября 1428 г.; в 1552 г. в монастыре возведен храм, посвященный его имени, в который перенесены мощи прп. Никона; канонизирован; память совершается в день его смерти. ...Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца... – Жил в XII в.; принял мученическую смерть; канонизирован; память прп. Никиты совершается 24 мая. Л. 4 об. – 5 ...Аврамия Ростовскаго,//чудотворца... – Прп. Авраамий, основатель и архимандрит первого в ростовской земле монастыря; воздвиг в обители храм во имя Богоявления; умер в глубокой старости в 1170-х гг.; канонизирован; память чтится в день кончины – 29 октября. Л. 5 ...Павла Обънорскаго, чудотворца... – Основатель монастыря на реке Нурма в 1414 г.; жил до этого три года в дупле на реке Грязовица в Комельском лесу; до середины XVI в. в монастыре сохранялись дупло, в котором жил прп. Павел, илитой медный крест, которым его благословлял прп. Сергий Радонежский; память совершается 10 января в день кончины прп. Павла в 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть I Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца «Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам мужа свята и старца духовна, – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам свята старца, господина преподобного Сергия в земли нашей Рустей, в стране полунощней». Так начинает свое сказание о житии и подвигах преподобного отца нашего Сергия его присный ученик блаженный Епифаний. «Дивлюся же, – говорит он, – как толико лет минуло, а житие святого старца не писано было; о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнележе преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший». Сии слова премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы, с той лишь разницей, что со дня кончины преподобного Сергия до нашего времени протекло не 26, а уже более шестисот лет. Глава 1. Сын радости Радуйся, от чрева матерня освященный, Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный (акафист прп. Сергию). Радуйся, яко прежде рождения проглашением прославивый Святую Троицу (икос Минеи). Радуйся, пречудное в младенчестве постничество нам являяй (акафист прп. Сергию). Верстах в четырех от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы: это заштатный Варницкий монастырь. По древнему преданию, почти шестьсот лет тому назад, тут была некая весь, имя которой забылось в истории, но которая всегда была и будет именита и дорога сердцу православных русских людей, потому что весь эта была благословенною родиною великого печальника и заступника Русской земли, преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Здесь было поместье его родителей, благородных и знатных бояр ростовских Кирилла и Марии; тут был их дом; тут и жили они, предпочитая уединение сельской природы суете городской жизни при княжеском дворе. Впрочем, Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича; он не раз сопровождал их в Орду как один из самых близких к ним людей. Он владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, он не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Мы увидим потом, что Кирилл посылал, например, своего малолетнего сына за конями так же, как и теперь посылают своих малюток простые поселяне.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Бараки. Церковь Сергия Радонежского. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сергия и Никона Радонежских Год постройки:Между 2015 и 2017. Архитектор:А.Н. Трофимов Адрес: Россия, Владимирская область, Судогодский район, д. Бараки Координаты: 56.046996, 40.535758 Проезд:Церковь на трассе в центре деревни, возле продуктового магазина Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Яркий солнечный день 30 марта 2015 г. был ознаменован не менее яркими событиями в жизни Судогодского благочиния и всего района. Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий освятил закладной камень в основание будущего храма во имя преподобного Сергия Радонежского, строящегося в деревне Бараки, и часовню во имя святых благоверных Петра и Февронии Муромских в посёлке Бег. Некогда придорожная деревня Бараки давно превратилась в большой посёлок. " Нам бы ещё свой храм построить " , - мечтали жители. Не всем по силам поездка на службу во Владимир или пригород. Не раз обращались в епархию за разрешением. Благословение владыки Евлогия получили в прошлом году - на постройку храма во имя преподобного Сергия Радонежского, 700-летие которого в 2014 г. отмечал весь православный мир. Закладка нового храма - большой, особенный праздник, поэтому, несмотря на Великий пост, сияли белизной облачения священников, сверкала на солнце водосвятная чаша, мерцал освящённый елей. Святой водой и маслом владыка окропил краеугольный камень и сам вложил его в нишу, оставленную в кладке фундамента. Деревянный крест на месте будущего престола установили сослужавшие митрополиту Владимирскому и Суздальскому священники Судогодского благочиния. Источник: http://www.sudogda.ru/news2015/new_0772.htm По благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия в 2014 году в центре д. Бараки начато строительство храма в честь прп. Сергия Радонежского. Проект деревянного храма разработал епархиальный архитектор Трофимов А. Н. Строительные работы возглавляет клирик Свято-Екатерининского храма священник Лев Варламов, к этому времени проявивший себя как хороший организатор строительных работ по возведению часовни на первой Прохоровой Пустыни и храма в д. Гладышево. В 2014 году на месте будущего храма заложен фундамент и начаты работы по изготовлению сруба. К концу марта 2015 года на фундамент были уложены первые венцы сруба. 30 марта владыка Евлогий освятил закладной камень и крест. 27 мая 2017 г. над храмом были установлены маковки с крестами. http://www.sudogda.ru/real/real_020.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37302

Вскрытие мощей Тихона Задонского С начала 1919 года вскрытие мощей происходило повсеместно: 28 января 1919 года - свт. Тихона Задонского , 3 февраля - свт. Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого и др. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 году мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморинского Преображенского мужского монастыря перевезены в Вологодский музей. В ответ на вскрытие мощей верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и разъяснениями, что мощи не признаются богослужебными предметами и, следовательно, не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, например, в марте 1919 года во время вскрытия мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском мужском монастыре близ Звенигорода и в других местах. Возмущение и негодование верующих вызвало вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в апреле 1919 года. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 года председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по вскрытию мощей, которая сопровождалась закрытием монастырей. 30 июля 1920 года Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 ноября 1920 года Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского) , будущего патриарха Московского и всея Руси, на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 года «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе . «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, которая почернела и была негодной, а также лишние пелены).

http://drevo-info.ru/articles/25106.html

Святейший Патриарх освятил собор во имя прп. Сергия Радонежского в Варницком монастыре Ярославль, 12 мая 2014 г.      11 мая 2014 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вблизи города Ростов Великий Ярославской области, сообщает Патриархия.ru .      Монастырь основан на месте рождения преподобного,Сергия. Место, ныне занимаемое обителью, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии — благочестивых родителей Преподобного.      Среди молившихся были настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по делам по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельницы ряда женских монастырей, преподаватели и учащиеся гимназии имени преподобного Сергия при Троице-Сергиевом Варницком монастыре, паломники.    Богослужение транслировалось по областному телеканалу «Первый Ярославский», по телеканалам «Спас» и «Союз». Верующие могли наблюдать за трансляцией на мониторе, установленном на территории монастыря. По окончании богослужения иеромонах Пимен (Артюхин) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству пасхальное яйцо и панагию с изображением преподобного Сергия.      Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал список Донской иконы Божией Матери. Затем выступил председатель рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского А.Д. Беглов. Полномочный представитель Президента России в ЦФО передал участникам торжеств приветствие от лица В.В. Путина, по словам которого, мы все являемся наследниками преподобного Сергия, деяния которого до сих пор скрепляют наше Отечество. Также к присутствующим обратился губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов.

http://pravoslavie.ru/70604.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 февр. в день преставления и 6 июля тесте с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия Прп. Димитрий был сыном богатого переяславского купца; он в юности постригся в переяславском Горищам монастыре и рано получил священный сан. Прп. Димитрий был духовным другом и собеседником прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.), который в это время сооружал в Радонежских лесах свою обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Прп. Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед — почему и именуется собеседником Сергиевым. По образцу обители прп. Сергия он основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом. Прп. Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть лик его, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что женщина эта упала на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и преподобный. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он ее. Женщина продолжала плакать. Тогда преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной. С тех пор женщина эта совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь. Слава о прп. Димитрии распространилась по всей России. Вел. князь Димитрий Иоаннович приглашал его крестить своих детей. Тогда смиренный подвижник, взяв с собой ученика своего Пахомия, удалился на Север и там в 3 верстах от города Вологды, где река Вологда образует луку, основал первый в этой местности общежительный монастырь, начав со строительства церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1 авг.). Местные жители всячески ему помогали, а владельцы этого места не только подарили его преподобному, но сами затоптали зеленеющие нивы, лишь бы только скорее воздвиглась церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436925/

Икона Божией Матери «Одигитрия». 1-я пол. XVI в. (ГМИИРТ) Иконы для К. и Т. е. были отправлены из Москвы 26 мая 1555 г. с почестями, когда на новую кафедру уезжал архиеп. Гурий. В писцовых книгах городов К. и Т. е. упоминаются «ветхие» иконы и облачения: в кафедральном Благовещенском соборе в Казани это были 9 икон, написанных «на золоте» из Деисуса «верхнего большого» ( Невоструев. 1877. С. 10); царь вложил в мон-рь 2 «сударя стары»: с лицевыми образами Спасителя и евангелистов на одном и Богородицы «Воплощение» с херувимами и серафимами на другом (Там же. С. 12), первые по значению облачения были из «брянской ризницы»: ризы, стихарь, епитрахиль - из белой камки, с алым бархатом, золотым шитьем, жемчугом и серебряными золочеными дробницами (Там же. С. 15). В соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы в Свияжске в приделе во имя арх. Гавриила служебные книги были старыми («все ветхи» - см.: Французова. 2002. С. 347), в Успенском мон-ре использовали пожертвованные из государевой казны служебные ризы (Там же. С. 357), деисусный чин из 7 икон «на бели» хранился к 1565-1567 гг. уже в монастырской казне (Там же. С. 363). Нек-рые созданные в др. художественных центрах иконы сохранились, напр. икона «Рождество Богоматери» (ГМИИРТ). Место создания и бытования хранящихся в ГМИИРТ Богородичных икон, привезенных в Свияжск, неизвестно, скорее всего они столичного происхождения - напр., иконы Божией Матери «Одигитрия» 1-й пол. XVI в., «Богоматерь Смоленская» сер. XVI в. (в окладе) (см.: Гос. музей. 1997. С. 43. Ил. 32; Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 94. Рис. 4. 31). Храмовый образ прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре Свияжска (ныне в ц. Ярославских чудотворцев в Казани) был привезен, вероятно, еще в 1551 г., поскольку летом 1552 г. царь Иоанн IV Васильевич посетил Свияжск, где 18 авг. в городском соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы приложился к храмовой иконе и «к чюдотворному образу Сергия чюдотворца…» (ПСРЛ. Т. 13. С. 201). На протяжении столетий образ прп. Сергия Радонежского был святыней свияжского муж. Троице-Сергиева мон-ря (позднее - женского Иоанно-Предтеченского, об иконе см.: Яблоков. 1907. С. 42-43). Казанский поход сопровождали др. иконы прп. Сергия Радонежского: перед взятием Казани 2 окт. 1552 г. царь в своей палатке молился «чюдотворцову образу стоящу, еже з живаго светилника Сергиа начертана...» (ПСРЛ. Т. 13. С. 216-217; об иконах прп. Сергия в походных храмах Иоанна IV см.: Маясова Н. А. «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 29).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Храм был заложен 8 августа 1893 года. Начало истории храма прп.Сергия Радонежского и самого села Бибирево связано с Московским Вознесенским женским монастырем, основанным святой Великой Княгиней Евдокией, в иночестве Евфросинией, супругой св. блгв. Князя Димитрия Донского. К началу XVIII в. в Бибиреве насчитывалось двадцать дворов, включая монастырский и скотный. Причт состоял из священника и дьячка, которые получали содержание от монастыря. Деревянная церковь с течением времени ветшала. В это время игуменьей Вознесенского монастыря была мать Евстолия (Лодыгина), известная многими трудами по обустройству существующих и строительству новых храмов как в самом монастыре, так и в его вотчинах. Именно она и предоставила средства на строительство нового храма в Бибиреве. В 1732 г. вместо ветхого храма вчерне был построен новый деревянный с такой же колокольней. Диакон Феодор Соколов в статье «История Благовещенского храма в с.Бибирево и построение нового во имя прп.Сергия Радонежского», указывает датой окончания Благовещенского храма 1738 г., однако архивные документы об освящении храма ясно указывают на другой год. В августе 1755 г. игуменья Вознесенского монастыря Елена (Ржевская) с сестрами обратилась в Московскую духовную консисторию с прошением об освящении построенной в вотчине их монастыря селе Бибиреве новой деревянной церкви, что и было совершено в ближайшие месяцы. Иконы в новый храм перенесли из прежнего, некоторые иконы подарили сестры Вознесенской обители. В 1859 храм был капитально отремонтирован по благословению свт.Филарета, при настоятеле о.Павле Троицком, подведен каменный фундамент. Когда через двадцать лет деревянная Благовещенская церковь крайне обветшала, было решено построить в Бибирево новый каменный храм во имя прп.Сергия Радонежского. В это время священником в Бибирево был о.Сергий Соколов, деятельный пастырь-подвижник. Новый храм был возведен при настоятеле о.Сергии Соколове. Храм был заложен 8 августа 1893 года. 23 мая 1894 г. состоялось торжественное поднятие креста на новый храм. Литургию совершали священник Покровской общины сестер милосердия и местный священник о. Сергий Соколов при хоре монахинь Вознесенского монастыря. Торжественное освящение храма состоялось 21 августа 1894 г.

http://sobory.ru/article/?object=03400

Можайскомъ, а въ 1812 г. французами. Храмовъ при монастыре четыре каменныхъ: 1) во имя Рождества Христова; 2) во имя св. Ферапонта, построенъ въ XVI в., теплый, съ приделомъ во имя главы св. Крестителя; 3) въ честь во храмъ Пр. Богородицы (существовалъ уже въ 1547 г.); 4) надъ древними св. воротами, во имя Господня. Вне монастыря, при ручейке Исавицы, деревянная часовня надъ родникомъ, назыв.колодцемъ преп. Ферапонта. Въ храме преп. Ферапонта у правой стены подъ спудомъ покоятся мощи пр. Ферапонта; сверху медное, посеребренное Въ ограде монастыря погребенъ настоят. монастыря, архим.Митрофанъ 2-й. Замучен поляками въ 1617 г. Монастырь владеетъ 37 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 руб. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 26. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд. Ступина А.Д., стр.483-484 Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп. Ферапонт. Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского. Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым монастырям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00447

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010