С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского , 3 февр.- свт. Митрофана , еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича , св. блгв. кн. Глеба Андреевича , св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского , св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии , прп. Нила Столобенского и прп. Макария Калязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж. мон-ря перевезены в Вологодский музей. В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре близ Звенигорода и в др. местах. Возмущение и негодование верующих вызвало В. м. прп. Сергия Радонежского в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад) в апр. 1919 г. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 г. Председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) Патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по В. м., к-рая сопровождалась закрытием мон-рей. Весной 1920 г. вскрытию подверглись мощи святых Ростова. Летом 1920 г. была национализирована Троице-Сергиева лавра.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Храм преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первые сведения о храме в селе Бусиново относятся к 1584 году. По преданию это место благословил Преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители (нынешняя Троице-Сергиевская Лавра) в Москву к митрополиту Алексию. В XVI веке на этом месте был построен деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, разобранный по ветхости в 1623 году. В 1643 году на старом церковном месте был построен новый деревянный храм во имя Преподобного Сергия. 1934 год К 1763 году жители села Бусиново и деревни Химки, став государственными, жили свободнее и богаче соседних барских крестьян. Кроме хлебопашества они занимались разными промыслами и извозом. В 1770-80-х годах крестьяне отстроили свою церковь заново на собственные средства. Война 1812 г. затронула и эти места. Бусиновские крестьяне оказали достойное сопротивление врагу, двое из поселян были убиты в бою. К середине XIX в. деревянный храм в Бусинове сильно обветшал и в 1859 году на средства владимирского купца Ивана Андреевича Бусурина и князя Николая Ивановича Оболенского был построен каменный храм с тремя приделами. Главный алтарь освящён во имя Преподобного Сергия Радонежского, южный — во имя Рождества Пророка и Крестителя Спасова Иоанна, северный — во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1937 году храм закрыли, купол и колокольню разобрали. С этого времени церковь прп. Сергия практически не действовала, её официальное закрытие состоялось в 1940 году. В советское время здание было сильно перестроено, его отдали под фабрику по пошиву матрацев. После сноса села, церковное здание не использовалось, стояло открытым и разрушалось. Вплотную к церкви подошла промышленная зона. Речки Бусинка и Лихоборка были заключены в трубу. В 1990 г. церковное здание было передано православной общине, начались работы по восстановлению храма, стала возрождаться приходская жизнь. Спустя год, 18 июля 1991 года в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского, в храме была совершена Божественная Литургия. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Литография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Литография. Нач. ХХ в. (ГИМ) в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2). Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

http://pravenc.ru/text/154305.html

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 3 Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево – Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.   РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Гергиевская башня. Расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 – 1 мая 1477 гг.). Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь , где и принял постриг с именем Пафнутий. Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите , который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего. Прп. Пафнутий Боровский. Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос « до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители. В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы. Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию. Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых – Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

http://pravoslavie.ru/1905.html

В кон. XVII - XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. , преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи. В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком монастыре : икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном. Источники Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» , в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.

http://drevo-info.ru/articles/18483.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Павел Комельский или Обнорский (+ 1429) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 янв. в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Прп. Павел Обнорский принадлежал к московской боярской семье и был воспитан в благочестии. Молитвенная сосредоточенность была его отличительной чертой. Двадцати двух лет он поступил в один монастырь па Волге, но оттуда перешел в Радонежскую обитель прп. Сергия (память его 25 сент.), под его руководство. Прп. игумен полюбил его за послушание и особую внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. После искуса в тяжелых работах и 15 лет затвора и молчальничества прп. Сергий благословил его на пустынническое житие. Прп. Павел ушел на север, в Комелъский лес. Здесь он три года жил в дупле огромной липы. Потом, отойдя далее в глубь леса, он выстроил себе келью на берегу реки Нурмы и выкопал колодезь. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Демонов он побеждал силою Креста. К нему приходили лесные звери и принимали пищу из его рук. Птицы садились ему на голову и плечи. Так его застал другой пустынножитель, тоже из Радонежской обители, прп. Сергий Нуромский (память его 7 окт.). Он увидел прп. Павла стоящим под деревом, а перед ним стояли медведь, заяц и лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и он кормил их из рук. Оба отшельника очень сблизились духовно, часто посещали друг друга и проводили время в духовной беседе. Прп. Сергий стал духовником прп. Павла. Однажды прп. Павел услышал ночью под горой колокольный звон и увидел свет ярче солнечного. Он поведал об этом своему духовному другу, и тот сказал ему, что там будет монастырь во имя Пресвятой Троицы. И когда к прп. Павлу начали собираться братия, на этом месте было положено основание монастырю, но быть настоятелем преподобный отказался. Однажды Пасхальной ночью колокольный звон раздался с особенной силой, и свет просиял ярче прежнего. Тогда прп. Павел отправился в Москву к митрополиту Фотию (память его 2 июля) просить благословение основать церковь. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь ему было откровение, что он напрасно оскорбил человека Божия. Митрополит велел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословением и богатой милостыней.

http://sedmitza.ru/lib/text/436778/

1-2; 12, 18, 21; Добронравов, Березин. 1898. Вып. 5. С. 346, 499, 421-422; Косткин и др. 1996. С. 106, 132). Церковь во имя прп. Сергия Радонежского из с. Красного в Муромском Троицком мон-ре. Ок. 1715 г., перестроена в 1783 г. Фотография. 2015 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского из с. Красного в Муромском Троицком мон-ре. Ок. 1715 г., перестроена в 1783 г. Фотография. 2015 г. На территории епархии из 8 указанных Голышевым памятников деревянного зодчества до кон. XX в. еще сохранялись 3 церкви: Казанская (1754) в дер. Налескино Вязниковского р-на; Воскресенская (1765) в с. Воютине Меленковского р-на, «выстроенные в лучших традициях деревянной архитектуры» ( Косткин и др. 1996. С. 107, 281), а также и ныне существующее аварийное здание единоверческой Троицкой ц. (сер. XIX в.) в Мстёре. Казанская ц. в Налескине, разрушенная в 2004 г., представляла собой «небольшой приходский храм клетского типа, в своей основе мало чем отличающийся от отлаженных веками форм деревянного жилого дома». Среди др. деревянных церквей этот памятник выделялся «хорошими пропорциями, пластичной выразительностью, гармоничным слиянием с пейзажем» (Там же. С. 107). В 2011-2012 гг. вместо него построен новый деревянный храм - подворье жен. общины при ц. св. Иоанна Милостивого в Мстёре. Воскресенский храм в Воютине, отреставрированный в 90-х гг. XX в., сгорел в 2008 г. и был заменен новым строением. В наст. время единственным сохранившимся подлинным памятником традиц. деревянного зодчества на территории епархии является не упомянутый Голышевым храм прп. Сергия Радонежского (1715; перестроен в 1783), который находится на территории муромского Троицкого мон-ря ( Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 44; Косткин и др. 1996. С. 315). Изначально церковь прп. Сергия Радонежского была возведена в с. Пьянгус Меленковского у., в 1913 г. была продана и перевезена в с. Красново того же уезда; в 1964 г. ее закрыли; в дек. 1976 г. доставили в Муром и ровно через год собрали ( Епанчин. 2002. С. 68; Шатохин. 2002. С. 3). Высокий храм состоит из разнообразных объемов: на 4-угольную основу поставлен шестигранник, завершающийся небольшим шатром с луковичной главкой. Основной объем церкви соединен с 2-ярусной колокольней, увенчанной 4-угольным шатром. К храму прирублена открытая галерея, а к колокольне - крыльцо. Главки церкви и колокольни так же, как в старину, покрыты лемехом из осины. Каменное зодчество XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Пабраде. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:приблизительно 1910 - 1920. Адрес: Швянчёнский район, г. Пабраде, ул. Бажничес д.20 Координаты: 54.975637, 25.767281 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построен в 1910 г. по инициативе инженерного состава, работающего на возведении и обслуживании железной дороги Санкт-Петербург – Варшава на средства меценатов–железнодорожников, а также пять тысяч рублей золотом было выделено из государственной казны царём Николаем II по просьбе инициативной группы. Храм построен из жёлтых кирпичных плит, спроектирован и выполнен в неовизантийском стиле в форме креста. Наречён во имя прп. Пантелеймона, святого–целителя. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, имущество церкви было эвакуировано в Россию. В 1915 г., с приходом в город немецких войск, в здании православной церкви была оборудована лютеранская часовня. В 1927 г., с приходом в Вильнюсский край польской власти, бывшая православная церковь переделана под католический костёл Иосафата Кунцевича. В 1946 г. православные верующие г. Пабраде ходатайствовали о возвращении своего храма, но литовский уполномоченный Совета по делам религий при Совете министров СССР отказал им в этом праве. В 1991 г. на территории у храма был установлен и освящён католический крест в память о всех жертвах сталинских репрессий, выполненный народным художником Литвы Йозафом Якштасом из дуба. В 2007 г. в Пабраде был построен новый католический костёл Святой Девы Марии – царицы семей, а здание в декабре, по ходатайству митрополита Виленского и Литовского Хризостома, передано православной общине в бесплатную аренду на 90 лет. Храм был наречён во имя прп. Сергия Радонежского. 6 января 2008 г. в церкви прп. Сергия Радонежского прошла первая православная служба. В 2009 г. в храме было совершено праздничное богослужение в честь покровителя храма. Возглавлял его митрополит Виленский и Литовский Хризостом в сослужении священников Владимира Селявко и Владимира Собченко. 30 декабря 2009 г. в курии Православного архиепископства состоялась торжественная церемония передачи Католической церковью Литвы храма в Пабраде православной общине городка. Архиепископ Вильнюсский Аудрис Йуозас Бачкис вручил главе Православной церкви Литвы митрополиту Виленскому и Литовскому Хризостому акт о передаче здания в вечное пользование. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение люблю город пабраде не была там 28 лет большая тоска ведь там похоронена моя мама не могу приехать текст писала титова наташа фамилия девичья 26 ноября 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25221

В неск. верстах от кельи П. находился мон-рь, основанный в 1389 г. учеником прп. Сергия Радонежского, пострижеником Св. Горы Афон Сергием Нуромским. Сведения об общении старцев есть только в Житии прп. Сергия Нуромского, в то время как биограф П. обошел вниманием этот сюжет. П. избрал Сергия своим духовным наставником, причащался и исповедовался у него: «Преподобный же Павел великий причащение имея Святых Животворящих Таин… преподобного Сергия Обнорского и Нуромского чудотворца, исповедая вся своя помышления. Бяше бо преподобный Сергий великому Павлу духовный отец» (РГБ. Ф. 285. 46. Л. 12-12 об.). Однажды П. вышел из кельи в лес, а когда вернулся, то «обрете келию свою отверсту, до основания разметану» (Там же. Л. 13). П. пошел к Сергию поделиться своим несчастьем, духовник успокоил и обнадежил его. Вернувшись, П. нашел келью нетронутой. В Житии Сергия Нуромского описан и другой интересный сюжет - о кормлении птиц подвижником. Однажды, навещая друга, прп. Сергий «обрете великого Павла, вне келия стояща, кормяща из рук птицы. Обретающихся ту множество же иных птиц малых, седящих на главе преподобного Павла и на плещах его. Вкупе же предстоят ему великий зверь, яже глаголется медведь, и лисица со зайцем». О дружбе подвижника с лесными зверями упоминает и Житие П. (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. 2005. С. 83). В пасхальную ночь П. услышал колокольный звон, к-рый доносился будто бы с противоположного берега Нурмы. В Житии Сергия Нуромского говорится, что П. рассказал об этом видении духовному отцу. По свидетельству Жития П., святой сообщил о чуде братии, к-рая к этому времени, очевидно, начала собираться и селиться возле его кельи. Было принято решение о строительстве церкви и основании мон-ря. П. отправился вместе с монахом из числа братии в Москву и просил у митр. Фотия благословенную грамоту на создание ц. во имя Святой Живоначальной Троицы. В нек-рых пересказах Жития названо имя сопровождавшего П. монаха, ставшего впосл. его учеником,- Алексия, постриженика прп. Сергия Нуромского (ЖСв. Янв. С. 307-308; см. также: Каган. 1988).

http://pravenc.ru/text/2581815.html

XVIII в. В древнейших списках рода прп. Сергия в пергаменных синодиках Троице-Сергиева мон-ря посл. трети XVI в. Е. не упоминается (РГБ. Ф. 304/1. 40. Л. 7; 42. Л. 4). Его имя не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря нач. XVII в. (Там же. 43. Л. 12). Имя Е. отсутствует и в синодике патриаршего Новинского Введенского Богородицкого мон-ря в Москве, переписанного в 1645/46 г., хотя имя его отца Анисима здесь записано дважды (Там же. Ф. 173/4. Л. 40). По сообщению архим. Леонида (Кавелина), в кон. XIX в. Е. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, учрежденный в 1964 г. по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) , и в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304; БЛДР. Т. 6. С. 284-285, 312-313. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 194; Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 76-77; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX в. (по данным древнерусских синодиков)//Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина. М., 2004. С. 35-40. А. В. Кузьмин Иконография Прп. Елисей Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?) Прп. Елисей Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?) Описание внешнего облика Е. встречается в тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Сед, брада поменше и уже Николиной, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156). В рукописи 20-х гг. XIX в. под 14 июня он уподобляется своему учителю: «Брада поменши Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/189859.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010