Как понимать фразу: «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование»? Златоуст понимает ее в том смысле, что вера, по мнению Павла, «древнее обрезания, сильнее закона». И поясняет: «Если через закон бывает познание греха, а вера явилась вне закона, то она и сильнее его; если, наконец, закон свидетельствует о вере, а она утверждает его, то она не противоположна ему, но дружественна и пребывает с ним в союзе» 116 . Вера Авраама восхвалялась во многих иудейских текстах, в частности, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе; он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, и на своей плоти утвердил завет и в испытании оказался верным; поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы; обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звезды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли ( Сир. 44:19–23 ). Таким образом, говоря о вере Авраама, Павел следует сложившейся традиции. Однако основной темой Послания к Римлянам является не вера Авраама, а вера в Иисуса Христа, которую Павел проповедует. Вера Авраама была лишь прообразом этой веры, основанной на сознании искупительного подвига Христа и принятии факта Его воскресения. He случайно Павел употребляет выражение «вера тщетна», когда говорит о неверии в воскресение Христово: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ). Воскресение Христа – главное из тех событий, которые открыли новую эру в истории человечества, сделав ненужными для спасения обрезание и другие «дела закона». Подобно тому, как Аврааму вменилось в праведность то, что он поверил Богу, «вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего». Воскресение и здесь оказывается в центре внимания Павла, утверждающего, что Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Дело спасения совершено Христом, но соучастие человека в этом деле происходит через веру – в Единого Бога, в Которого веровал Авраам, и в Его Сына, приход Которого в мир был предсказан в Ветхом Завете (именно это предсказание Павел понимает под «обетованием»),

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мысль о том, что на кресте страдал не человек обоженный, а Бог воплотившийся, Создатель неба и земли, является лейтмотивом богослужений Страстной седмицы. В антифонах, исполняемых в Православной Церкви в Великую пятницу, встречаются образы и идеи, близкие к поэме Мелитона Сардийского «О Пасхе»: Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы… Сегодня на древе висит повесивший землю на водах; Царь ангелов облачается в терновый венец; одевающий небо облаками одевается в ложную багряницу; освободивший Адама получает заушение; Жених Церкви прибивается гвоздями; Сын Девы пронзается копием… Подобно Мелитону, авторы богослужебных текстов Страстной седмицы употребляют теопасхитские выражения, такие как как «распятый Бог», «мертвый и нагой Бог», «оскорбляемый Бог», говорят о «Боге таящемся», то есть скрывающем Свое Божество под человеческой природой: Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая… Одевающийся светом, как ризой, нагим стоит на суде и принимает ударение по ланите от тех рук, которые создал; а беззаконные люди пригвоздили ко кресту Господа славы: тогда разодралась церковная завеса, померкло солнце, не вынося видеть оскорбляемого Бога, перед которым все трепещет… 5. Воины у креста Иисуса 31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. 37 Также и в другом месте

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Надо бы побольше, ведь супруг при штурме погиб. БЕЗ СВЯЗКИ ДУХОВНОГО и мирского, православного и светского настоящей, спасающей литературы не рождается. Настоящая у нас, в России, она вся из церкви. Митрополит Иларион, преподобный Нестор - это понятно и не обсуждается. Но потом, хотя бы кратко, такая закономерность, такое движение в веках: Державин - митрополит Платон, Пушкин - митрополит Филарет, Гоголь - отец Матфей, Достоевский - старец Амвросий… В наше время: Солоухин - Патриарх Пимен, Белов - митрополит Иоанн, Распутин - Патриарх Алексий… Это явное и это совсем малое исчисление благотворного направляющего влияния духовенства на писателей. Названы крупные иерархи, а общение писательское, в основном, было с батюшками. И бывали, и бывают наши братья - современники, мастера русского слова, под епитрахилями на исповеди у наших замечательных батюшек, «им же несть числа». Не учитывая этого, понять русскую литературу невозможно, и даже глупо пытаться. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ Деяний святых Апостолов, текстов из Евангелия, Псалтыри очень освежают голову и питают сердце. Они же не случайно избраны и рекомендованы к прочтению именно на этот день. И как торжественно выносится Евангелие в Храме, как готовятся молящиеся к слушанию Его. «От святаго Евангелиста Иоанна чтение!» - возглашает батюшка. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», - закрепляет хор. И, в последнюю секунду перед чтением возглас: «Вонмем!» - то есть: замрём, растворимся во внимании, будем слушать. Тихо в храме. Медленно, громко, спокойно, чётко проговаривает строки Писания батюшка или диакон. (Сегодня о запрете апостолам от членов синедриона говорить об Иисусе. Вместе с тем в Иерусалиме и окрестностях уже известны многие чудеса, свершённые Христом, уже здравы те, кого все знали неизлечимо больными. И члены синедриона «призвав их (апостолов), приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса), Но звучит великий ответ: «Но Петр и Иоаннн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/16/...

Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие, и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего, но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, Апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся. Нас же всех, причащающихся от единого хлеба и чаши, соедини друг с другом в причастие одного Святого Духа, и сделай, чтобы ни один из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение, но чтобы нам обрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе: праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, благовестниками, мучениками, исповедниками, учителями и всяким духом праведным, в вере скончавшимся. Плодом сошествия Святого Духа на верующих и на Святые Дары должно стать то единение верующих, которое имеет сверхъестественный характер. Оно возможно только в Церкви и только благодаря действию Духа. Апостол Павел говорит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). При этом он подчеркивает, что «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» ( 1Кор.12:4–6 ). И сравнивает христианскую общину с телом, у которого члены разного достоинства, но каждый выполняет свою, только ему одному присущую функцию. Агнец Божий. Пелена. XV в. (Монастырь Хиландар, Афон) Толкуя эти слова апостола, Василий Великий пишет: Еще же Дух в том, что касается разделения даров, представляется как целое в частях. Ибо все мы – члены по отношению друг к другу, имеем же различные дарования по данной нам Божией благодати. Потому «не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» ( 1Кор.12:21 ). Но все члены, как в совокупности составляют тело Христово в единении Духа, так взаимно друг другу доставляют необходимую пользу своими дарованиями, потому что Бог поместил члены в теле и каждый из них как Ему было угодно. Члены же об одном и том же заботятся друг для друга… Потому «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:26 ). И как части в целом, так мы, каждый отдельно взятый, в Духе, потому что все в едином теле крещены в единого Духа 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Начиная же повторять повествование о сотворении вещей, говорит он: ( Быт.2:4 ) Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь небо и землю, ( Быт.2:5 ) и всяк злак селный, прежде даже быти на земли, и всяку траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди на землю и человек не бяше делати на земли. ( Быт.2:6 ) Источник же исхождаше из земли, и напаяше все лице земли. Всякий, слыша это, должен разуметь, что хотя Писание сказало уже о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но, и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: Сия книга бытия небесе и земли, т. е. повествование о сотворении неба и земли, в оньже день сотвори Господь небо и землю. Не было еще всякого злака селнаго, не прозябала еще всякая трава селная. Но, хотя действительно не были еще они сотворены в первый день, потому что произошли в третий, однако же, в повествовании о творении первого дня не напрасно внесено слово о том, что сотворено в день третий. Ибо далее говорится, почему не произрастали злаки и травы, и именно потому, что Господь не посылал дождя на землю. Источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли. Поскольку все рождалось, как рождается и ныне, из соединения вод с землею, то Моисей хотел здесь показать, что злаки и травы не были сотворены вместе с землею, потому что не сходил еще дождь. Когда же исшел великий источник великой бездны и напоил всю землю, тогда по собрании вод в третий день земля в тот же день породила всякий злак. Итак, воды, над которыми в первый день распростерта была тьма, были те самые, которые вышли из этого источника и в мгновение ока покрыли всю землю. Этот-то источник отверзся и во дни Ноевы и покрыл водою все горы, находящиеся на земле. Этот источник исходил не из-под земли, но из самой земли, ибо не сказано, что исходил из-под земли, но исхождаше из земли. Что воды, бывшие на земле, не первоначальнее земли, об этом свидетельствует сама земля, которая носит их в недрах своих. Итак, говорит Писание, из земли исшел источник и оросил все лице земли, и тогда произвела она злаки, травы и произрастания. Сделано же это не потому, что Бог не мог иначе произвести из земли растения, но Ему угодно было, чтобы растения порождены были землею при содействии вод, и Он положил этому начало, чтобы то же продолжалось и до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды» (ст. 24). Если вы обратились и верите во Христа, являетесь живыми членами Церкви, этого духовного организма, «виноградной лозы», по словам Спасителя (см. Ин.15:1–5 ), или «тела Христова», по словам апостола Павла (см. 1Кор.12:27 ), то вы должны подчиняться всем законам новой христианской жизни — жизни во Христе, жизни церковной. Как заметил священномученик Иларион (Троицкий) , христианства нет без Церкви. Поэтому кто живет в Церкви, тот живет во Христе; кто отпал от Церкви, тот отпал и от Христа. Апостол не господствует над коринфянами, он подчеркивает, что, обратившись к вере, они сами вверили себя его власти. Все, что он делал, он делал для того, чтобы они радовались своему спасению, предвкушали ту вечную блаженную радость, которую мы все наследуем в будущей жизни, если Бог нас помилует. Апостолы и наследники апостольской власти, то есть вся церковная иерархия, от патриарха до самого младшего священнослужителя, содействуют осуществлению этой духовной радости. «Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением» ( 2 Кор.2:1 ). Между прочим, замечу, что не только мы, грешные и немощные люди, нуждаемся в рассуждении, но и великий угодник Божий, святой апостол Павел, не все получал через откровение, но к каким-то выводам приходил через рассуждение и сопоставление разных вещей, конечно, при этом его просвещала благодать Святого Духа. Так вот, апостол Павел рассудил для самого себя следующее: не приходить в печали к своим чадам, чтобы не огорчить их, но подождать их исправления. Ведь он огорчает их, как мы знаем из Первого послания к коринфянам, своими обличениями за все те неисправности, которые были в их церковной жизни, например разврат, который вкрался под видом свободы. Он их обличает не для того, чтобы проявить свою строгость и власть, наказать, отомстить, а для того, чтобы исправить. Апостол хочет, чтобы его чада, исправившись, в первую очередь сами почувствовали радость от общения с Богом, от того, что их коснулась милость Божия — залог того, что в будущей жизни они станут наследниками Царства Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Одним из этапов спасительного дела Христа, наряду с Его страданиями и смертью, было Его сошествие во ад. В отличие от анафоры Иоанна Златоуста , где о сошествии Христа во ад не упоминается, в анафоре Василия Великого об этом говорится. Автор анафоры не мог обойти вниманием это событие, осмысление которого занимает важное место в богословии IV века. Василий Великий развивает тему сошествия Христа во ад в беседе, содержащей аллегорическое толкование слов «Все одежды Твои, как смирна и стакти 1267 и касия 1268 от риз Твоих» ( Пс.44:9 по переводу LXX). В этих словах Василий видит пророчество о погребении Спасителя: Что смирна есть символ погребения, научает нас евангелист Иоанн, повествуя, что Иосиф Аримафейский при погребении употребил смирну и алоэ ( Ин.19:39–40 ). А стакти есть тончайший вид смирны. При выжимании этого благовонного вещества то, что в нем является жидкостью, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирной. Поэтому и благоухание Христово благоухает, как смирна, по причине Его страданий и как стакти – потому что Он не недвижим и не бездействен оставался в продолжение трех дней и трех ночей, но нисходил во ад ради домостроительства Воскресения, чтобы исполнить всё, что Ему надлежало… Поэтому видишь смирну по причине погребения, стакти – по причине сошествия во ад… и касию по причине домостроительства, совершённого плотью на кресте 1269 . Сошествие во ад Учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии 1270 . Вера в то, что после Своей смерти на Кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, выражена в речи Петра из книги Деяний ( Деян.2:22–24, 29–32 ). Однако наиболее важным новозаветным текстом, говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание Петра, где эта тема раскрывается в контексте учения о крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам: Христос, чтобы привести вас 1271 к Богу, однажды пострадал за грехи (ваши) 1272 , Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды 1273 . Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа... ( 1Пет.3:18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он намекал, что берет клятву с тебя о порождениях Духа, которых он зачал во чреве своего разума, в страхе Божием, и родил на земле, среди теперешнего рода человеческого, – я говорю о его писаниях, свыше ему внушенных Духом, – чтобы ты списал их и преподал людям верным, к пользе читающих. Об этом он напомнил тебе через апостольское слово: „Это, – говорит, – преподай верным людям, которые будут способны и других научить»; и показал развернутую и исписанную хартию». 140. И вот, будучи таинственно научен истолкованию видения отверзшим наш ум к уразумению Писания и «ветхим деньми» мудрейшим старцем, вспомнил я внезапно о некогда мне присланном письме святого мужа и о богодухновенных его сочинениях. И как он тогда, обращаясь ко мне, точно пророчествовал, так все и произошло в свое время, и верю, что еще и дальше будет происходить! Ибо все его сочинения попали в мои руки после того, как обладал ими и хранил их, словно царское сокровище, некий упрямец в течение тринадцати лет, даже и одна небольшая книга из его сочинений, которую [тот человек] продал, была принесена ко мне и обрела место рядом с другими [книгами]. С тех пор, по его пророчеству и по его священному письмецу став наследником богатства его дарований, которым одарил его Бог, как самовидцев Слова через дар Духа, я везде его проповедую и щедро предлагаю всем, предоставляя его богословствование к благу и пользе души, даже если [этого] по своей немощи не желают те, кто завидует добродетельным. За это я надеюсь от руки Господней получить воздаяние здесь и там, по молитвам этого блаженного и святого [мужа], ибо Сам Христос истинно сказал: Приемлющий праведника во имя праведника получит награду праведного ( Мф. 10:41 ). И еще: Приемлющий святого во имя святого получит награду святого, и приемлющий пророка во имя пророка получит награду пророка. И еще: Кто принимает вас, принимает Меня, а приемлющий Меня приемлет Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ). Но об этом достаточно. 141. Так что же? Оставить ли без упоминания и другие чудеса, которые после успения своего творил и творит из года в год богослов и великий отец наш Симеон? Как бы не понести нам праведного наказания от Бога за то, что презрели мы божественные деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Оппозиция Халкидонскому Собору была особенно сильной на окраинах Римской империи, – в Египте, Сирии и Армении, – а также за пределами империи, в частности в Персии. В Египте и Сирии, наряду с епископами, признавшими Халкидон, образовались группы епископов, не признавших его. Армянская Церковь также не признала Халкидонский Собор и в 506 году официально отвергла его. Так оформился первый великий раскол в истории христианства, сохранившийся до наших дней. Юстиниан надеялся уврачевать раскол и с этой целью создал литургический гимн, построенный на христологической терминологии, которая, по его мнению, должна была удовлетворить обе стороны: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Бога! Ты, будучи бессмертным, изволил ради нашего спасения воплотиться от святой Богородицы и Приснодевы Марии; не изменяясь, стал Человеком; и, будучи распят, Христе Боже, смертью смерть попрал; Ты – одно из [Лиц] Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом. Спаси нас! Словосочетание «Единородный Сын» заимствовано из пролога Евангелия от Иоанна. Оттуда же взято и наименование Сына Божия Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:1, 14, 18 ). Этот текст указывает на сердцевинный пункт евангельской истории – воплощение Слова Божия. Логос, о Котором идет речь, имеет личный, персональный характер. То самое Слово, Которое изначально, от вечности предсуществовало у Бога, Которое пребывает в личном общении с Богом, становится «плотию» и обитает среди людей. Тропарь «Единородный Сыне». Кон. XIX в. (ГИМ)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Основное содержание начальной части анафор, как правило, вращается вокруг осмысления темы восхваления Бога, и анафора Василия Великого в этом смысле не исключение. В соответствии с шестью именами Божиими, с которых начиналась анафора, это восхваление описывается при помощи шести глаголов: восхвалять, воспевать, благословлять, поклоняться, благодарить, славить. Подобные глаголы встречаются во многих древних анафорах 1153 . Напомним, что пять из них (воспевать, благословлять, восхвалять, благодарить и поклоняться) использованы в начале анафоры Иоанна Златоуста : на их богословском смысле мы останавливались при рассмотрении этой анафоры 1154 . Глагол «славить» – один из наиболее часто употребляемых в Псалтири и оттуда перешедший в новозаветное богословие и христианское богослужение. Этот глагол употреблял Сам Спаситель, обращаясь к Своему Отцу: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ; Лк.10:21 ). Апостол Павел увещевает христиан прославлять Бога в телах и душах своих ( 1Кор.6:20 ). Василий Великий в трактате «О Святом Духе» напоминает о тех местах из Евангелий, где говорится о прославлении Отца Сыном, Сына Святым Духом, Сына Отцом: Ибо Господь, как о Себе сказал: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин.17:4 ), так и об Утешителе говорит: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ). И как прославляется Сын Отцом, Который говорит: «И прославил и еще прославлю» ( Ин.12:28 ), так прославляется Дух, по причине общения с Отцом и Сыном, и по свидетельству Единородного, Который говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» ( Мф.12:31 ) 1155 . В литургическом контексте славить Бога – значит воздавать Ему подобающую честь и благодарить за благодеяния. Однако это прославление имеет тринитарный характер; прославляя Отца, христиане равным образом прославляют Сына и Святого Духа, поскольку три Лица обладают единой славой:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010