Митрополит Иларион и Геннадий Онищенко: о посте, здоровье и вредных привычках (+Видео) 19 марта, 2013. Митрополит Иларион (Алфеев) Вообще, у нас сложилась парадоксальная ситуация: мясо, молоко, яйца считаются скоромной пищей, а вино и водка – нет. Это, как будто, нормально. Есть люди, которые соблюдают пост в том, что касается белковой пищи, но при этом в течение всего поста употребляют алкоголь, в том числе в чрезмерных количествах. Это абсолютно противоречит всей сути поста. 16 марта 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире передача «Церковь и мир». С понедельника начинается Великий пост. Сегодня я хотел бы поговорить о посте с главным государственным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. Здравствуйте, Геннадий Григорьевич! Г. Онищенко: Здравствуйте, Владыка! Действительно, Священное Писание, в моем понимании, – это полный свод требований к здоровому образу жизни и как главной его составляющей – здоровому питанию. Великий пост является одним из строгих постов, в ходе которого православный человек должен очищаться физически и духовно. К сожалению, многие из нас, пройдя через долгие годы богоборчества, воспринимают пост только как соблюдение диеты. Для многих людей  это лишь повод для того, чтобы побороться с лишним весом. Митрополит Иларион: Многие люди воспринимают пост исключительно как время воздержания от тех или иных родов пищи. Когда мы говорим о посте, то первый вопрос, который задают, звучит так: «Что можно, а что нельзя есть?» — как будто к этому сводится весь подвиг поста. На самом деле пост, с точки зрения Церкви, – это целый комплекс мер, направленных на духовное и физическое оздоровление человека. Почему посту предшествует Прощеное воскресение? Казалось бы, какое отношение имеет тема прощения к посту как к воздержанию? На самом деле, связь налицо. Люди, которых мы не прощаем, становятся для нас тяжелейшим грузом – грузом психологическим. Представьте себе человека, который постоянно ходит с рюкзаком за плечами, а в рюкзаке у него камни. Эти камни –  накопившиеся обиды, недоразумения. Именно поэтому Церковь и призывает нас в этот день к прощению. Даже если мы не можем прощать наших ближних каждый день, то, по крайней мере, в день Прощеного воскресения мы должны вспомнить обо всех, кого мы обидели и кто обидел нас, и попытаться с этими людьми примириться. Это дает совершенно особое ощущение духовной легкости. Человек как бы заново рождается. Вполне естественно, что, вступая в подвиг поста, который требует, в том числе, и воздержания от тех или иных родов пищи, человек должен внутреннее освободиться – он должен чувствовать внутреннюю легкость, которая позволит ему осуществить этот подвиг.

http://pravmir.ru/mitropolit-illarion-i-...

Митрополит Иларион: Если брат восстает на брата, это значит, что помутились очи и сердца человеческие 23 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Говоря о земле Русской, мы имеем ввиду не только нынешнюю территорию Российской Федерации, но и всю историческую Русь. 22 июня 2014 года, в Неделю 2-ую по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Перед сугубой ектеньей митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня особый день в жизни нашей великой и многонациональной Русской Церкви. Мы празднуем память всех святых, в земле Русской просиявших. Говоря о земле Русской, мы имеем ввиду не только нынешнюю территорию Российской Федерации, но и всю историческую Русь, которая и по своим политическим границам в некоторые времена значительно отличалась от нынешней России, и по своему духовному единству продолжает оставаться совершенно особым духовным пространством, которое объединяет людей, живущих в разных городах, в разных странах. Когда говорим о святых земли Русской, мы имеем ввиду святых исторической Руси – угодников Божиих, просиявших в России, великий сонм святых, которых почитает Украинская Православная Церковь, неотъемлемая составная часть Московского Патриархата, и святых, которые просияли в Белорусской, Молдавской земле, в Прибалтике, в Средней Азии, в Китае и в Японии – везде, где Русская Православная Церковь несла свое служение, где она осуществляла свое спасительное сеяние. Свои святые были во всех землях исторической Руси. Это говорит нам о том, что Божественный Сеятель, Который избрал нашу Русскую землю для того, чтобы посеять на ней слово Божие, избрал ее не как землю каменистую, не как землю, на которую семя Святого Православия упадет в терния, не как землю, на которой птицы поклюют то, что Он посеял, а как плодородную и благоудобренную почву, на которой Его спасительное слово дало такие удивительные и богатые плоды (см. Мф. 13. 1-8; Мк. 4. 1-9;  Лк. 8. 4-8). Сонм святых земли Русской – это сегодня наши заступники и покровители. На протяжении веков в разных землях исторической Руси воссиявали по милости Божией и святители, и мученики, и исповедники, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Нет такого города на земле Русской, где бы не почитался тот или иной местный святой. На канонической территории Русской Православной Церкви нет страны, где кроме угодников Божиих, известных всему миру и всей Русской Церкви, не почитались бы и свои местночтимые святые, просиявшие в конкретной стране, в конкретном городе при конкретных исторических обстоятельствах в конкретную эпоху.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-esl...

Митрополит Иларион: Очень важно, чтобы в международной повестке дня голос Церкви не только звучал, но и был услышан Роль нашей Церкви не ограничивается разовыми мероприятиями. 20 мая, 2014 Роль нашей Церкви не ограничивается разовыми мероприятиями. 17 мая 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал ректор Московского государственного института международных отношений, историк и политолог Анатолий Торкунов. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим на тему: «Церковь и международные отношения». У меня в гостях – ректор Московского государственного института международных отношений, историк и политолог Анатолий Торкунов. Здравствуйте, Анатолий Васильевич! А. Торкунов: Добрый день, Владыка! Митрополит Иларион: Христос воскресе! А. Торкунов: Воистину воскресе! Я думаю, что избранная для беседы тема всегда была актуальна в истории человечества . Сегодня, быть может , она актуальна  как никогда. В основе христианского подхода  к этой проблеме были, прежде всего, гуманитарные ценности. В Евангелии от Матфея говорится: «как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте сами» (см. Мф. 7, 12). В современной жизни Церковь играет важную роль, особенно в острые моменты международных отношений. Церковь – это, конечно, великий миротворец внутри каждого общества и для международного сообщества в целом. Но если обращаться к дипломатии, то позвольте напомнить нашим телезрителям, что святым покровителем дипломатов является князь Александр Невский. В дореволюционное время за рубежом практически во всех наших посольствах  были церквушки или часовни, некоторые из них  были освящены во имя святого благоверного князя Александра Невского, и   наши дипломаты, работая за рубежом, всегда имели возможность обратиться в молитвах к этому святому. Митрополит Иларион: Храмы, которые строились за рубежом в XIX веке, носили имя святого Александра Невского еще и потому, что в честь него  были названы три наших императора – Александр I, Александр II и Александр III. Как раз при Александре III было построено  много храмов за рубежом. Также неслучайно за рубежом в начале XX века строились Никольские храмы.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-och...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Илариона Великого Житие преподобного Илариона Великого День памяти: 21 октября/3 ноября Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Илариона Великого Житие преподобного Илариона Великого Краткое житие Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял Святое Крещение. Услышав об Ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы. Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371–372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе. Полное житие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Двадцать первый день. Поучение 5-ое. Препод. Иларион Великий. (Царствие небесное достигается путем великих усилий и трудов). I. Св. преподобный Иларион Великий, память коего совершается ныне, родился в Палестине в 291 г. Учась наукам в Александрии, он узнал христианскую веру и крестился. Услышав о знаменитом подвижнике Антонии великом , отправился к нему и сделался учеником его. В это время св. Илариону было 15 лет. С благословения Антония он возвратился на родину. Не застав родителей в живых, одну часть имения отдал родным, другую нищим и поселился в пустыне, близ палестинского города Маиюмы. Святой много боролся с нечистыми помыслами, которые смущали ум и распаляли тело его; но он изнурял тело свое строгим постом и трудом и отгонял помыслы молитвою и богомыслием. Страдал много и от бесов: так не раз, стоя на молитве, слышал представляемые бесами плач детей, рыдание женщин, рев львов и других диких зверей, ужасный шум и смятение. Но св. пустынник не страшился, а молился еще усерднее. Однажды напали на него разбойники, но он силою своего слова убедил их оставить порок и вести жизнь добрую. Скоро слух о подвижнике разнесся по всей Палестине, и многие стали приходить к нему для врачевания тела и души, а иные пожелали спасать свою душу под его руководством. И около св. Илариона собралось много учеников, так что он сделался таким же наставником в Палестине, как Антоний великий в Египте. С его благословения устроено было много монастырей в Палестине, и он, обходя монастыри, утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. Препод. Иларион прожил всего в пустыне более 60 лет, терпя всякие лишения ради достижения царства небеснаго. Под конец своей жизни св. Иларион странствовал по монастырям в разных местах. Везде он являлся как наставник христианской мудрости и святости, как чудотворец и благодетель всех страждущих. Преставился он 80-ти лет от роду на острове Крите. Своему любимому ученику он оставил на память худую одежду и Евангелие, писанное его собственною рукою. Впоследствии ученик его Исихий перенес его мощи в Палестину, в Маиюмский монастырь, где впоследствии погребен был и сам Исихий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Иларион: Великий пост – время, когда мы пересматриваем всю свою жизнь 28 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Великий пост – время, когда мы не только воздерживаемся от той или иной пищи, но, прежде всего, пересматриваем всю свою жизнь. Вечером 26 марта 2014 года, в среду четвертой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании богослужения, за которым иерарху сослужили клирики прихода, владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В течение Великого поста Церковь предлагает нам чтение из книг Ветхого Завета для того, чтобы мы, добровольно взяв на себя подвиг покаяния, погрузились в атмосферу, в которой жили ветхозаветные люди, ожидавшие пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В течение всего года Церковь радуется о Воскресении Христовом, предлагает нам чтение из Нового Завета, повествующее о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел на эту землю, что Он говорил, какие чудеса совершал. Но в преддверии Страстной седмицы, когда мы день за днем и час за часом будем вспоминать последние дни и часы земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Церковь как бы уводит нас из этой новозаветной реальности и перспективы ежедневного предстояния Господу и Спасителю. В Святую Четыредесятницу Церковь ставит нас в положение людей кающихся, ожидающих пришествия Спасителя, которые, перечитывая страницы Библии, на примере ветхозаветных героев – праведников и грешников – стараются узнать, что такое праведность и что такое грех, какова перед Господом наша ответственность за поступки и в чем заключается подвиг покаяния. На великопостных вечернях читаются паремии из книги Бытия и из книги Притчей Соломоновых, – обе эти книги прочитываются целиком в течение поста.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vel...

Митрополит Иларион: Литургия – Дар Божий, который мы получили не по нашим заслугам 13 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) По своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии Вечером 12 марта 2014 года, в среду второй седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Иерарху сослужили клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великий пост – особое время в жизни каждого из нас и в жизни Церкви: меняется весь строй церковного богослужения; меняется цвет облачений – священнослужители облачаются в темные ризы; меняются напевы, которые звучат в храме, – вместо торжественных и праздничных песнопений мы слышим песнопения скорбные и покаянные. Все это делается для того, чтобы каждый из нас осознал, что судьба всего человечества – это наша судьба, в которой, как в капле воды, отражается и судьба Адама и Евы, и всех их потомков от самого начала до настоящего времени. Церковь напоминает нам об этом всем строем великопостных богослужений: начиная Великий пост с воспоминания Адамова изгнания из рая, она в течение всего поста ведет нас путем покаяния, который должен привести к Страстной седмице и Святой Пасхе. В эти великопостные дни Церковь добровольно отказывается от самого главного, чем обладает, – от Божественной и Святой Евхаристии, которую установил Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы могли духовно и телесно через приобщение Святых Христовых Таин соединяться с Ним во все дни года, кроме некоторых дней Великого поста. Почему по будням Великого поста не совершается полная Литургия? Для нас является понятным и не вызывает сомнений, почему Церковь в дни Великого поста благословляет воздерживаться от тех или иных родов пищи: мяса, молока, алкоголя. Но для чего мы должны также воздерживаться и от Божественной литургии? Наверное, это происходит потому, что Церковь желает напомнить нам, что Литургия – Дар Божий, который мы получили не по своим заслугам и не по нашему достоинству, что по своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии, не заслуживаем причащения Святых Христовых Таин и потому наш жизненный путь должен был бы стать постоянным постом и ежедневным путем покаяния.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы 8 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский), — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание. Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-mat...

Митрополит Волоколамский Иларион: Общая задача людей Церкви и людей культуры — привлекать максимально широкий круг людей к наследию великих композиторов, художников, мыслителей, писателей, поэтов 26 ноября 2012 г. 12:06 24 ноября 2012 года гостем программы «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия 24» ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион , стал заслуженный артист России Д.П. Коган. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о взаимодействии между Церковью и культурой. Гость нашей студии — заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган. Здравствуйте, Дмитрий. Д. Коган: Добрый день, владыка. На мой взгляд, одна из важнейших тем — это воздействие Церкви и культуры, в частности, нас — классических музыкантов, на общество. В 90-е годы мы прошли через такую ситуацию, когда, образно говоря, «банка перевернулась» — то, что было вверху, оказалось внизу, а то, что было снизу, каким-то непонятным образом оказалось сверху, и сегодня мы являемся свидетелями духовного и нравственного кризиса в обществе. Мне кажется, что Церковь и мы, деятели культуры, несем миссию возрождения утраченных ценностей. Как вы считаете, нужно ли влиять на молодое поколение, чтобы оно шло в храмы, чтобы оно шло в концертные залы, в театры, музеи, или же этот процесс должен быть предметом личного выбора каждого человека, итогом его собственных мыслей, миропонимания? Митрополит Иларион: Глядя на нас со стороны, некоторые люди думают, что Церковь потому так озабочена привлечением молодежи, что хочет увеличить свою численность, а музыкант потому так заботится, чтобы зал был полон, чтобы были кассовые сборы. Но я убежден, что главная наша с вами мотивация — это поделиться с людьми тем, что нам посчастливилось приобрести в этой жизни, тем, к чему мы приобщились. Возьмем ваш пример. Вы музыкант в третьем поколении. Ваш дед — великий скрипач Леонид Коган, я слушал его в детстве. Его имя было известно каждому в нашей стране.

http://patriarchia.ru/db/text/2615638.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти 31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобных Сергия Радонежского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, дает нам возможность задуматься о том, как мы читаем Евангелие и как мы понимаем слова Господа нашего Иисуса Христа. Очень часто люди из всего Евангелия выбирают какое-то одно изречение и, пытаясь понять его буквально, приходят к ложному представлению о том, чему в действительности учил Господь Иисус Христос. Наш великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прочитал в Евангелии слова Христа: «не противься злому» (Мф. 5.39) и из этого извлек учение о том, что нельзя никогда сопротивляться злу, которое существует в мире. Если, например, начинается война, то не следует брать в руки оружие, чтобы защищать свою страну, и вообще христианину не следует служить в армии. Это лишь один из множества примеров неправильного, ложного истолкования того, что говорил Господь Иисус Христос в Евангелии. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как некий человек подошел к Иисусу и сказал: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18.18). И Господь ответил ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18.19).

http://mospat.ru/ru/news/60684/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010