Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИНИЯ [греч. Ερμηνεα - истолкование, разъяснение, наставление], руководство, справочник для иконописцев (Ερμηνεα τς ζωϒραφικς τχνης). Такого рода компилятивные сочинения в Греции и на Балканах назывались также «типикон», «трактат», «сказание». Круг вопросов, затрагиваемых в Е., касается как общих, так и конкретных наставлений по иконографии. Е. содержит объяснения композиций, перспективы, рассуждения о пропорциях, рисунке, прорисях, указания о технике живописи (темперной, стенной, масляной) и эмали, а также о составе красок, пигментов и связующих элементах с объяснением последовательности наложения красочных слоев, с перечнем рецептов покрывных лаков, методов реставрации и др. Иером. Дионисий Фурноаграфиот (ок. 1670-1744) первым в Е. (ок. 1730-1733) объединил иконографические и технические наставления, бытовавшие до того в отдельных сочинениях. Е. следует отличать от текстов, известных как подлинники иконописные , к-рые принадлежат к рус. традиции. К Е. примыкают тематически близкие 6 серб. рукописей XVII-XVIII вв. ( Гренберг. 2000. С. 119-145). Очевидна связь с Е. текста рус. «Троицкого сборника» (2-я пол. XV в.), содержащего, в частности, 16 живописных рецептов, почерпнутых из южнослав. и греческо-визант. источников (Свод письменных источников. 1995. С. 58-63). Е. XVI-XVIII вв. известны лишь по поздним рукописным спискам. Протографы сохранились только в болг. Е. начиная с 30-х гг. XIX в. Все они, за исключением Е., написанной П. Доксарасом , фигурируют в контексте восточнохристианского искусства. Визант. Е. не сохранились, поздние встроены в единую традицию, охватывающую период от античности (Витрувий, Плиний Старший) до времени их написания или составления. Цитаты из визант. трактатов о живописных техниках (рецепты приготовления твореного золота и красок, нач. XVI в.- 2002. Сн. 78) присутствуют в лат. средневек. манускриптах. Ювелир Рогер из Хельмарсхаузена, известный под псевдонимом Теофил Пресвитер, упомянул в 1-й четв. XII в. в прологе своей кн. «О разных искусствах» (De diversis artibus) о том, что в Греции известны разные виды и способы смешивания красок ( Theophil Presbyter. The various arts/Transl. and not. Ch. R. Dodwell. L.; N. Y., 1961). Средневек. трактаты зап. авторов продолжают античную традицию компилятивных сочинений: «Рукопись из Лукки» (VIII в.), сборник анонимных авторов «Ключик к живописи» (1-я редакция - IX в.; 2-я, пространная - XII в.) (Маррае Clavicula: A Little Key to the World of Medieval Painting/Transl. and not. J. G. Hawthorne, C. S. Smith. Phil., 1974) и трактат сходного содержания (о красках, о золочении, об обработке драгоценных камней и проч.) Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII-XIII вв.) ( Heraclius. De coloribus et artibus Romanorum//Qullenschriften f. Kunstgeschichte u. Kunsttechnik des Mittelalters und der Renaissance. W., 1873. Bd. 4. S. 1-97).

http://pravenc.ru/text/190163.html

Музей русской иконы ЖМП 5 май 2011 /  12 мая 2011 г. Музей русской иконы: собрание шедевров Вопрос музеефикации и сохранения образцов церковного искусства стоит сейчас особенно остро. Осознав ценность поругаемых в течение 70 лет святынь, общество весьма озабочено, как же вернуть и сохранить остатки нашего наследия, рассеянные по всему миру. С февраля в Москве действует первый частный музей иконы. Это стало не только значимым культурным событием в жизни столицы, но и важным шагом к раскрытию для широкой публики частных коллекций, где до сегодняшнего дня хранится значительная часть сокровищ древнерусского искусства. Музей русской иконы — не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, но и, безусловно, самое широкое по охвату материала, поражающее своими хронологическими рамками. Оно включает произведения разных художественных центров восточнохристианского искусства: античные и позднеримские памятники, служившие основой византийской образности; раннехристианские и собственно византийские древности VI–XIV веков, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших музейных собраниях страны, греческие иконы, целый музей эфиопской христианской культуры. Основа коллекции — обширное собрание (около шестисот памятников) русской иконописи, охватывающее период от XIV до начала XX века и даже включающее произведения современной церковной живописи. Высокий уровень коллекции отличается подлинно музейным характером, позволяя проследить основные направления, художественные течения, особенности различных местных центров Руси на протяжении всего периода ее развития — от становления национальных особенностей в XIV веке и вплоть до эпохи возрождения древних иконописных традиций в начале XX столетия. Среди древнейших памятников музея отметим сирийскую надгробную стелу III века, надпись на которой сохранила имя погребенного под ней Клеоника, а вырезанный позже на ее обороте Голгофский крест — память о неизвестном благочестивом христианине.

http://e-vestnik.ru/culture/muzey_russko...

сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин Предисловие До нашего времени дошли так называемые иконописные подлинники – рукописи XVI-XVIII вв., где собраны статьи о назначении этого искусства, краткие записи об изображении композиции и отдельных людей. Говорилось о типе лиц, цвете одежд и зданий, содержались отрывки из литературных произведений – цитаты, которые художникам следовало писать на раскрытых книгах и развернутых сватках изображений. Если в подлинниках были рисунки, такие сборники назывались лицевыми. Распространены были в древности и «мастеровики» – собрания рецептов, как творить левкас, растирать и смешивать краски, составлять связующие, варить олифу, подготовлять стены для росписи. Многое передавалось по преданию, от поколения к поколению художников. Многие секреты были утрачены или забыты. Но, пожалуй, за всю тысячелетнюю историю христианской Руси, на 300-летнее Иго, на многочисленные войны и пожары не нанесли такого урона искусству иконописи, как 70 лет атеистической власти. И нужно отдать должное тем художникам и реставраторам, которые сумели сохранить для нас и нашего времени искусство наших предков, самое чистое и гармоничное. Среди повествований, собранных в «Киевско-Печерском патерике» – сборнике рассказов о жизни выдающихся иноков первых поколений киевского монашества, можно было прочитать о родоначальнике русского иконописания старце Алимпии. Алимпий считал даже сам материал своего художества – краски, освященными и целебными, и лечил больных, помазуя их кистью, которой писал. И в этом предании проявляется идея целительной помощи от искусства, служения художника страждущему человеку. Данная книга не рассматривает религиозные и искусствоведческие аспекты иконы, составители также не претендуют на авторство приводимых в книге рецептов и технологий живописи. Заслуга здесь целиком принадлежит многочисленным и часто безызвестным художникам-иконописцам. Должны предупредить читателя, что приведенные в книге рецепты приготовления красок, клея, лаков часто небезопасны для здоровья. Это в первую очередь касается рецептов ртутосодержащих красок. Во всяком случае при их изготовлении и работе с ними соблюдать все меры предосторожности. В книге содержатся некоторые сведения о реставрации, в основном по учебнику «Реставрации станковой темперной живописи» под редакцией В. В. Филатова, выпущенного в 1986 г. Но, перед тем как пользоваться приведенными рецептами и реставрировать икону, советуем проконсультироваться у опытного мастера-реставратора, чтобы не причинить непоправимого ущерба произведению живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Статья, предлагаемая читателю под этим заглавием, имеет двоякую цель: во-первых, объяснить главнейшие особенности русской иконописи, которые одинаково стали непонятны в наше время и для тех, кто привык смотреть на этот предмет с точки зрения позднего западного искусства, и для тех, кто, ограничивая смысл иконы ее церковным назначением, находит неуместным подвергать ее историческому и эстетическому разбору; и во-вторых – обратить внимание интересующихся русской живописью на те данные в обширном кругу христианского искусства вообще, которые состоят с ней в связи, и знакомство с которыми необходимо для составления о ней ясного и отчетливого понятия. Для того принять путь сравнительного исследования, в котором наша иконопись должна занять свое место между соответствующимией явлениями в истории христианского искусства, как восточного, так и западного, и определить свое отношение к последнему. К памятникам древнехристианским она отнесется, как к своим источникам, а к искусству западному, позднейшему, как явление столько же, как и оно, самостоятельное, и заслуживающее такого же уважения по отношению к выражаемым ею потребностям исторической жизни. Отдавая справедливость достоинствам и западного, и русского искусства, и находя недостатки в том и другом, беспристрастная критика должна будет прийти к тому результату, что обе эти половины в художественном развитии христианских народов восполняют одна другую, составляя гармоническое целое только в общей картине истории искусства. Если такой взгляд будет достаточно выяснен в этой статье, то он в одинаковой мере может принести пользу, и в теоретическом, и в практическом отношении, которое еще не утратило в нашем отечестве своей силы, потому что иконопись принадлежит не к прошедшим только, но и к современным интересам русской народности. В отношении теоретическом изучение русского искусства, по преимуществу сосредоточившегося в иконописи, будет введено в общую систему истории христианского искусства, в которой оно получит себе ясное определение; в отношении практическом производство иконописи расширит свои средства пособиями, предлагаемыми сравнительно историческим изучением этого предмета. 1. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Уже в первой главе этой статьи, определяя стиль русской иконописи, мы должны были коснуться некоторых особенностей, которыми отличается восточное искусство от западного по способу представления иконописных сюжетов. В течение всего исследования мы видели, что был в истории древнехристианского искусства такой период, когда отличия этого вовсе не существовало, или, при незначительной разнице, и на востоке и на западе господствовала одинаковая норма для представления иконописных сюжетов, именно период от Константина Великого и почти до XII в. Хотя романский стиль, помутивший христианские предания чудовищной символикой полуязыческого воображения северных Европейских дикарей, значительно отклонял уже искусство западное от восточного 100 ; хотя стиль готический уже прокладывал тот путь свободного творчества, по которому впоследствии развилось западное искусство до своих блистательных результатов в эпоху Возрождения; однако католические живописцы XIII и XIV в. в способе представления иконописных сюжетов представляют еще значительное сходство с нашей иконописью, как например, Дуччио Бонъинсенья в изображении Страстей Господних на алтарном образе в Сиенском соборе (1311 г.), Джиотто в изображении Евангельских событий на деревянных иконах в ризнице флорентийского храма Св. Креста (ныне в Академии Художеств, во Флоренции) и в стенной живописи Падуанской церкви, известной под именем Madonna dell’Arena. И вообще не следует удивляться, встречая в старинном католическом искусстве иконописные сюжеты, подходящие к норме наших подлинников. Это явление самое обыкновенное на западе, пока искусство не переставало быть прямым выражением религиозного чувства, без всякой примеси посторонних интересов. Разница оказывалась только в немногих отклонениях богословского характера, в следствие различия католических догматов от православных Например, все древнейшие изображения Распятия на западе до XII века включительно деланы были с четырьмя гвоздями, согласно с первоначальными преданиями и древнейшими свидетельствами, напр., Григория Турского (de gloria Martyrum, гл. VI), и только с XIII в. начинает в западном искусстве входить Распятие с тремя гвоздями – католическая особенность, которая возводилась уже в силу догмата в следствие убеждения, приписываемого Св. Франциску Ассизскому († 1226), так как этот основатель францисканского ордена в своей «Молитве к Нищете», между прочим, замечает, что Нищета признала излишней роскошью даже достаточное количество гвоздей для распятия Христа (то есть, в числе четырех), и ограничилась только тремя 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

По поводу издания Русского иконописного подлинника В ученой литературе давно сказывается потребность в издании русского иконописного Подлинника, с одной стороны, как памятника древней литературы, с другой, как руководства современной иконописной практики. Капитальное произведение народного творчества, имеющее целью представить систематический свод подлинных указаний для изображений святых, русский иконописный Подлинник, служа богатым материалом для изучения художественных и религиозных воззрений в древней России, заключает в себе драгоценнейшие элементы древнехристианской иконографии. Но пользоваться его текстом, пока он не обнародован в полном составе и не обработан критически, крайне затруднительно, как для ученых работ, так и для художественных. Русский иконописный Подлинник дошел до нас во множестве списков различных редакций, с XVI по XIX век. Древнейшие из них слишком кратки, средние уже переполняются местными материалами, а позднейшие, кроме того, слишком удаляются от первоначального источника. Наконец, при переписке всех списков не могли не вкрасться разного рода погрешности и между прочим такие, которые исправляются только путем сравнительного изучения й критического анализа. Приступая к изданию Подлинника по собранным нами спискам, мы избираем на первый раз самую древнюю из известных нам редакций, которую относим к XVI веку и называем Новгородской потому, что два списка ее, как по составу, так и по формам языка носят следы этого времени и этой местности. Один из этих списков принадлежал некогда библиотеке Новгородского Софийского собора, откуда в 1856 году перенесен в библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии и значится здесь за 1523. Рукопись в 8-ую долю, на 220 листах, в деревянном, крытом кожей переплете, писана полууставом XVI века на желтоватой бумаге, с приписками десяти первых листов и 218-го скорописью XVII века на белой бумаге. Недостававший уже в XVII веке текст был заменен, хотя не из той же редакции Подлинника, но весьма близко подходящей. На доске переплета, обнаженной от кожи, снаружи крыши, написано чернилами: Подлинник иконной; с внутренней стороны крыши: Подлинник иконного письма, старца Матфея Никифорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Filimo...

Выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» открылась в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина 18 февраля 2009 г. 17:18 В Отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний». Это совместный выставочный проект ГМИИ имени А.С. Пушкина и Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы». На выставке представлено большое число экспонатов — более 100 икон XIV-XVI веков из таких крупнейших иконописных центров Руси, как Новгород, Псков, Ростов, Москва, Тверь, Рязань, а также с Русского Севера и ряда городов Поволжья — Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Больше половины представленных икон будут впервые показаны зрителям. Хронологические рамки выставки объясняются тем, что XIV-XVI века — это время расцвета русской иконописи. Иконы, написанные в этот период, всегда были гордостью любой коллекции. Их особо ценили знатоки и любители древней живописи. Широк и разнообразен состав самих коллекционеров, владельцев крупных собраний иконописи. Это М.Ю. Абрамов, Н.А. Воробьев, М.Е. Елизаветин, В.М. Момот и другие. Некоторые из них, принимавшие участие в знаменитой московской выставке 1974 года, — маститые знатоки и собиратели, другие, напротив, относятся к новому поколению коллекционеров. Но всех отличает высокий профессиональный уровень собирания, реставрации, изучения и публикации своих памятников. К выставке благотворительный фонд «Частный музей Русской иконы» издал каталог, благодаря которому опубликованные работы войдут в историю русского искусства и научный оборот. Инициатива проведения выставки «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» принадлежит открывшемуся три года назад в Москве первому Частному музею Русской иконы, уже хорошо известному благодаря крупным выставочным проектам. Совершившееся благодаря энтузиазму частных лиц в начале XX века открытие русской иконы как произведения искусства сделало ее предметом широкого собирательства, породив в начале века настоящий иконный бум. Первыми подлинными ценителями и знатоками иконы были русские меценаты: к началу XX в. относится создание крупных иконных коллекций, многие из которых были доступны для осмотра и даже названы их владельцами «музеями русской иконописи». В первую очередь это И.С. Остроухов, С.П. Рябушинский, А.В. Морозов и П.М. Третьяков в Москве, а также Н.П. Лихачев в Санкт-Петербурге. Эти собрания вскоре пополнили крупнейшие музеи страны.

http://patriarchia.ru/db/text/561964.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородские. Память Н. и Д. находится в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (1-я четв. XVIII в.) без хронологических указаний, нек-рые списки содержат дополнение: «...ихже мощи неизвестно где» (см. список Отенских святцев: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1199. Л. 28 об.). Существующее в историографии мнение (отраженное, в частности, в издании «Книги, глаголемой Описание о российских святых»), согласно к-рому Д. является учеником прп. Александра Свирского Дионисием Островским, на материале известных в наст. время источников подтвердить невозможно. В одних списках «Книги, глаголемой…» перечень учеников св. Александра отсутствует, в других указаны отдельно Новгородские преподобные Н. и Д., а также ученики прп. Александра, среди к-рых есть Дионисий, но нет Никона (перечислены преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий (Описание о российских святых. 466)). В старообрядческих святцах Ф. П. Бабушкина XIX в. (БАН. Дружин. 131), вероятно, вслед за «Книгой, глаголемой...» под днями памяти соименных святых помещены: 3 окт.- память Дионисия (Л. 29 об.), под 17 нояб.- память Никона, прп. Новгородского (Л. 62). В святцах 1-й трети XVIII в. с пасхалией, дополненных Бабушкиным (БАН. Дружин. 736. Л. 22), под 17 нояб. почерком кон. XVIII - нач. XIX в. приписана память и Д. и Н. Ист.: Описание о российских святых. 137, 466; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 457; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Русская агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 490, 498. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167, 402; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568. А. А. Романова Иконография В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. встречаются предписания об изображении Д. (под 3 окт.) и Н. (под 16 нояб.). Первый святой именуется Новгородским, описывается таким образом: «…подобием рус, брада Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99). О 2-м в старообрядческой рукописи 30-х гг. XIX в. сказано: «Сед, брада менши Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 87; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2577569.html

Г.В. Маркелов Предисловие По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас,  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского. Праотцу Аврааму (Атлас,  273 ) уподоблялся преподобный Михаил Клопский. Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, 274 ). Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, 277 ) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский. Мученику Андрею Стратилату (Атлас, 278 , 283 ) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского. Борода священномученика Антипы (Атлас, 279 ) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского. Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, 282 – 283 ), которому уподоблено около 80 русских персонажей. Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, 281 ) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси. Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, 285 , 286 ) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского. Григорий Богослов (Атлас, 287 ) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых. Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, 285 , 288 ) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский. Ефрем Сирин (Атлас, 289 ) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского. Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, 290 ) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского. Облик пророка Илии (Атлас, 291 ) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея. Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать " по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, 292 , 296 ). Иоанн Златоуст (Атлас, 293 , 294 ) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

ТРУАК Труды Рязанской ученой архивной комиссии. Рязань, 1887-1904 ТСОРП Творения святых Отцов в русском переводе. М., 1843-1891 УЗ РПУ Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 1995-. Вып. 1-. Унив. изв. Университетские известия. К., 1861-1919 Успенский А. И. Царские иконописцы Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910-1916. 4 т. (ЗРАО; 1, 2, 32, 39) Успенский. История Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1996-1997. 3 т. Устав Пособие к изучению Устава богослужений Православной Церкви. СПб., 19077. [Учебный устав богослужения]. СПб., 2000р. 3 т. Устав РПЦ, 1989 Устав об управлении Русской Православной Церкви. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1989 Устав РПЦ, 2000 Устав Русской Православной Церкви: Принят на Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г. [М.], 2000 Уставы литургии Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого/Сост.: Н. Ф. Красносельцев//ПС. 1889. Т. 1. С. 1-32; Т. 2. С. 33-114. [Вып. 1]; 1896. Т. 1. С. 1-8. Вып. 2 Учение Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 18822. 3 ч. М., 1996р Фартусов. Руководство к писанию икон Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев. М., 1910, 2002р Филарет (Гумилевский). Филарет (Гумилевский), архиеп. Филарет Московский, свт. Собр. мнений Филарет Московский, свт. Собрание мнений и отзывов... по учебным и церковно-государственным вопросам/Ред.: архиеп. Савва (Тихомиров). М., 1883-1888. Т. 1-5 Филимонов. Иконописный подлинник Иконописный подлинник сводной редакции XVIII в./Ред.: Г. Д. Филимонов; Об-во древнерус. искусства. М., 1874 Филон. Против Флакка Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю//Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона: Пер. с древнегреч. М.; Иерусалим, 1994. (Б-ка Флавиана; Вып. 3) Флоровский. Флоровский Г., прот. ФН Философские науки/МГУ. М., 1958-. ФРГФ Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1 Фукидид. История Фукидид. История/Пер.: Г. А. Стратановский. М., 1999. (Классики ист. мысли) ХВ Христианский Восток. СПб., 1912-1922. Н. с. СПб.; М., 1999-. ХРД Хоровое и регентское дело: Журн. СПб., 1909-1917 Христ. вероуч. Христианское вероучение: Догматич. тексты учительства Церкви III-XX вв./Отв. ред.: П. Дюмулен. СПб., 2002 Христианские реликвии Христианские реликвии в Московском Кремле: Сб. ст./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000 Христианство: ЭС Христианство: Энцикл. словарь. М., 1995-1997. 3 т. ХЧ Христианское чтение/СПбДА. СПб., 1821-1917, 1991-. ЦА Церковная археология: Мат-лы конф.: 1-я Всерос. в Пскове, 1995. СПб.; Псков, 1995. 3 ч.; 4-я, в СПб, 1998. СПб., 1998 ЦВ Церковный вестник. СПб., 1875-1917. М., 1996-2001 ЦВед Церковные ведомости. СПб., 1888-1918 Церковное право Церковное право: Учеб. пособие/Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ. М., 1996

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=21

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010