Новости Иконописец о. Андрей Давыдов: Работу с энкаустикой необходимо продолжать 03.08.2009 12:54 Москва, 3 июля, Благовест-инфо. Техника энкаустики в иконописи сейчас считается редчайшей – она использовалась в церковном искусстве до Х в., сохранились считанные  древние иконы, написанные минеральными красками на восковой основе. Немногие наши современники решаются всерьез заняться возрождением древней энкаустической традиции. В России этим вот уже 15 лет занимается православный священник  Андрей Давыдов. 2 августа в центре Москвы, в галерее «Феофания» , открылась выставка иконописных работ о. Андрея Давыдова, выполненных в технике энкаустики. Открывая выставку, автор сразу подчеркнул, что затеял ее не ради демонстрации достижений «замечательного иконописца». Задача выставки – показать возможности работы с энкаустикой, развеять «миф» о невозможности ее возрождения. Поэтому о. Андрей начал с примера: он показал одну из первых своих энкаустических икон – святителя Николая. Этот образ более 10 лет находился в «экстремальных условиях» — в древнем неотапливаемом псковском храме, где о. Андрей служил настоятелем (Иоанно-Предтеченский собор Ивановского монастыря). Несмотря на это, икона «чувствует себя отлично», «как будто только вчера написана», краски яркие, светящиеся, в чем могли убедиться посетители выставки. К сожалению, этого нельзя сказать о «ровесницах» энкаустического образа -- темперных иконах, написанных примерно в то же время. Как утверждает о. Андрей, они сильно поблекли, потемнели, выглядят, увы, «старушками». Этот пример продемонстрировал, что результаты в энкаустике «явно есть, и толковые», работу в этой древней технике надо непременно продолжать, уверен иконописец. По его словам, «любое использование воска в красках – сверхплодотворно для живописи». Но хорошая сохранность – далеко не главное достоинство энкаустических икон. Как считает куратор выставки Анна Чукина, энкаустика отличается «необыкновенной глубиной и тонкостью цветопередачи в сочетании с энергичностью и выразительностью образов». Сам о. Андрей, говоря об особенностях энкаустической иконописи, называет такие образы «требовательно-пронзительными», уводящими от «молитвенного уюта» и призывающими к реальному общению, к подлинной встрече молящегося и изображенного на иконе. «Энкаустический образ может достигать особой глубины и активности во взаимодействии с молящимся», -- сказал автор на открытии выставки. Его иконы невозможно представить помещенными в витиеватые золоченые рамы, а тем более – под драгоценными окладами. Энкаустическим образам подойдет эстетика далеко не каждого храма. Один из наиболее удачных примеров – храм преп. Сергия Радонежского в подмосковном Семхозе, построенный на месте убиения протоиерея Александра Меня, где иконы о. Андрея живут вместе с росписями о. Зинона (Теодора).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 7 сентября 2012 г. 00:19 6 сентября 2012 года, в день памяти перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем  Успенском соборе  Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя. Его Святейшество совершал богослужение в облачении, созданном по иконописному образцу облачения святителя Петра, и с копией  посоха святителя , точно соответствующей подлиннику, хранящемуся в Оружейной палате Кремля. Его Святейшеству сослужили  митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , председатель  Синодального миссионерского отдела ;  архиепископ Истринский Арсений ;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Губкинский и Грайворонский Софроний ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода; благочинные церковных округов  Белгородской митрополии ; священнослужители Москвы. На богослужении присутствовали губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, главный федеральный инспектор в Белгородской области аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.А. Закоржевский, первый заместитель председателя Белгородской областной думы А.И. Скляров, заместитель губернатора Белгородской области, руководитель администрации губернатора Белгородской области Е.П. Батанова, глава администрации г. Старый Оскол П.Е. Шишкин, начальник департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Ю.В. Коврижных, и.о. ректора Белгородского государственного университета О.Н. Полухин, духовенство и миряне Белгородской митрополии, а также художественный руководитель Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского В.И. Федосеев.

http://patriarchia.ru/db/text/2452100.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Александр Невский, св. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVI.] Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед битвой. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Файл 3575.jpg:   Размер: 852x1200, 1.02 MPix, 195 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (802) , (55) . Описание: [Москва. XVI.] Святой Александр Невский. Икона. Москва. Конец XVI в. 35.8 х 30.3. Из Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 1919 поступила из Древлехранилища Костромского церковно-исторического общества. КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Кострома. Файл 3577.jpg:   Размер: 1016x1200, 1.22 MPix, 224 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (875) , (58) . Описание: [Сольвычегодск. 1670-1690.] Покров на раку. Шитьё. Строгановские мастерские (Сольвычегодск). 1670-1690-е гг. 192 х 60.5. Вклад в Успенский собор г. Владимира. С 1957 г. в музее Сергиева Посада (тогда Загорска). Файл 3579.jpg:   Размер: 370x1200, 0.44 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (430) , (19) . Описание: [Ярославль. 1898.] Св. кн. Александр со Спасителем, " Владимирской " , свт. Николаем и мч. Александрой Римской. Икона. Ярославль. 1898 г. Файл 3583.jpg:   Размер: 977x1200, 1.17 MPix, 424 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1267) , (73) . Описание: [Москва. 1960-1980.] Св. Александр. Мон. Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1960 - 1980. Пособие для иконописного кружка МДА. Файл 3584.jpg:   Размер: 570x1200, 0.68 MPix, 154 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (814) , (34) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 27 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-1099-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Ольга равноап. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 9001.jpg:   Размер: 353x1200, 0.42 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (387) , (9) . Описание: [Москва. 1950-70.] Почаевская икона со святителем Лвом Римским и равноапостольной Ольгой на полях (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 9002.jpg:   Размер: 351x1200, 0.42 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (706) , (38) . Описание: [Москва. 1970-е.] Св. Ольга. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.8 х 12.3. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 9003.jpg:   Размер: 516x1200, 0.62 MPix, 136 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (566) , 1 (36) . Описание: [Москва. 1950-70.] Равноапостольные Владимир, Ольга и мученица Людмила. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 9004.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (490) , (23) . Описание: [Москва. 1969.] Св. равноапостольная Ольга с житием. Чуракова Е.С. Икона. Сергиев Посад. 1969 г. (написана к 1000-летию преставления равноапостольной Ольги). Файл 9005.jpg:   Размер: 1573x1800, 2.83 MPix, 361 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (680) , (21) . Описание: Икона Святой Равноапостольной княгини Ольги, копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве. Выполнена наместником Псково-Печерского монастыря, архимандритом Алипием (Вороновым В. Н.) в 50-60-е годы XX века. Иконы, написанные архимандритом Алипием, можно увидеть в Псково-Печерском Свято-Успенском мужском монастыре под надвратным храмом во имя преподобного Корнилия. Псковский Кремль.

http://pravicon.com/icon-2597-photo

Церковь празднует обретение мощей святителя Гурия, епископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 17 октября, 2019. Новостная служба Это произошло при строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в 1595 году 17 октября. ПРАВМИР. Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Новый сводный иконописный подлинник 15 декабря 2008 «Новый сводный иконописный подлинник» — новый совместный проект Центра информационных технологий и Иконописной школы МДА. Подлинник представляет собой уникальное электронной издание, в рамках которого были собраны 6880 иконографических изображений, информация о 2115 святых и 97 соборах святых, а также текстовые житийные справки и варианты надписей на церковно-славянском языке. Целью проекта служит дальнейшее возрождение традиций православного иконописания. Сергиев Посад: Иконописная школа при МДА , 2008 г. «Новый сводный иконописный подлинник» — систематизированный каталог изображений святых Православной Церкви, созданный в Иконописной школе при Московской духовной академии. В течение нескольких лет происходил подбор изображений православных святых для создания сводного лицевого подлинника в цифровом формате. Диск содержит информацию о 2115 святых и 97 соборах святых, 6880 изображений, а также текстовые житийные справки и варианты надписей на церковно-славянском языке. При создании программы были использованы материалы иллюстрированных минологиев, иконы-минеи, репродукции, а также лицевые или рукописные иконописные подлинники и работы современных иконописцев. Составители старались отобрать для Подлинника лучшие образы, начиная с самых древних (иконы, мозаики, фрески, миниатюры, резьбу, шитье, прориси). Святые нового времени представлены портретами и фотографиями. При наличии разных вариантов иконографии святого составители отдавали предпочтение наиболее канонически выверенными изображениями.

http://bogoslov.ru/book/366419

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Высокие технологии для иконописания: «Новый сводный иконописный подлинник» Недавно вышел новый мультимедийный компакт-диск, созданный при Иконописной школе Московской Духовной Академии. Руководитель Иконописной школы игумен Лука (Головков) подробно рассказал корреспонденту портала «Богослов.Ru» о новом информационном продукте, который предназначен не только для иконописцев. Статья Иеромонах Адриан (Пашин): Совсем недавно Иконописная школа при Московской духовной академии выпустила в цифровом формате компакт-диск «Новый сводный иконописный подлинник» . Какую цель вы ставили перед собой, планируя выпуск этого диска? Игумен Лука (Головков): Для создания своих образов иконописцы используют различный материал. Уже очень давно, начиная, по крайней мере, с IX века, использовали различные иллюстрированные минологии, краткие прологи с иллюстрациями для копирования. Затем, как мы знаем, иконописцы использовали так называемые «таблетки» – иконы, написанные на грунтованном холсте. Уже на рубеже XV– XVI веков такие иконописные «таблетки» повторялись и использовались для создания всё новых и новых икон. Кроме того, создавались лицевые иконописные подлинники, состоящие в первую очередь из прорисей. Самым известным из таких сохранившихся подлинников является Строгановский иконописный подлинник, в котором представлены святые и праздники каждого дня. Были и более поздние иконописные подлинники. Кроме того, создавались и описательные иконописные подлинники.

http://bogoslov.ru/article/369006

11 июля — память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев 11 июля 2009 г. 00:00 Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Не дошло до нас и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-64 гг. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

http://patriarchia.ru/db/text/124425.htm...

Выставка иконописи в гимназии «Радонеж» 14.01.2013 23:48:33 Светлана Колосовская 22 февраля, то есть в самый канун Поста, в Православной классической гимназии «Радонеж» открылась выставка работ студентов Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Красота веры».               Что поражает сразу, как только вы входите в здание гимназии – а иконы размещены на стенах в коридоре, на стенах вдоль лестничных пролетов, даже в гимназическом храме – это высокий уровень исполнении. Кто же их доверил гимназии?             К открытию выставки приехала заведующая кафедрой иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко и две ее студентки-старшекурсницы. После краткого молебна в храме она рассказала гимназистам об университете, своей кафедре и конечно же – об иконописи и ее секретах. Человек увлеченный, многознающий, горящий желанием отдать и передать все, что она накопила, Екатерина Дмитриевна сразу всех к себе расположила.             Одной из целей выставки, которую ставили перед собой ее устроители – братство «Радонеж», дирекция гимназии и кафедра иконописи ПСТГУ – установить непосредственный, а м.б. и постоянный, контакт близких по духу гимназии и университета.             Екатерина Дмитриевна рассказала о том, кто и как поступает на их популярный и уникальный факультет, выпускающий иконописцев «поштучно», как некий ограненный редкий камень, Как и в каких мастерских происходят занятия, сколько сил, труда, веры и знаний вкладывает в курсовую или дипломную работу их студент. И как он бывает награжден появлением иконописного образа! Во время экскурсии по выставке она останавливалась на таких особенностях представленных икон, как: история почти утраченного подлинника, редкий, малоизвестный у нас оригинал, техника золочения и др.             Контакт несомненно состоялся, дети не стеснялись задавать самые разные вопросы: как закрепляются на иконе кусочки смальты, как расплавляется золото для золочения икон, как срисовывают в музеях подлинники, сколько и как надо готовиться для поступления? Для некоторых гимназистов проще оказалось поговорить со студентками, которых они вели к той или иной иконе и задавали может быть и наивные, но очень конкретные вопросы.

http://radonezh.ru/analytics/vystavka-ik...

Закрыть itemscope itemtype="" > Самоцветный детский рай Иконописная школа Ростислава Гирвеля. Часть IV 19.11.2008 730 Время на чтение 7 минут Часть I Часть II Часть III Когда я впервые увидел иконы, написанные учениками Ростислава Гирвеля , то почувствовал что попал в самоцветный рай, из которого никак не хотелось уходить. Там все было чисто и непосредственно, там горели живьем духовным пламенем небесные краски, там царствовал Дух, там все призывало к молитве. Но ведь главное предназначение иконы в том и состоит: икона должна призывать на молитву. Картина предполагает любование, восхищение, мечтательность, иногда сожаление о том, что так в жизни не бывает, а икона утверждает реальность духовного мира и открывает путь к нему. И детская икона тоже способна на это. По иконам детей видно, что учитель дает свободу ученикам и, вероятно, видит свою задачу не в том, чтобы учить в прямом смысле, а направлять детский талант. Как трудно бывает ручейку пробиться сквозь препятствия и превратиться в полноводную реку! А иногда ведь достаточно в двух-трех местах щепочкой углубить русло. Думается, что основа методики Ростислава Гирвеля коренится именно здесь. Да и что значит " учить детей " ?! Ведь нередко и мы, взрослые, можем у них поучиться. Во всяком случае позавидовать свободному владению всей гаммой иконописных красок и какому-то бесстрашию перед цветовой палитрой, перед работой локальным цветом. Трудность преподавания иконописи состоит в том, что легко всю работу свести к шаблонному копированию хороших образцов или к заполнению краской прорисей. Ведь еще совсем недавно даже в серьезных научных трудах по истории искусства прориси и иконописные подлинники называли шаблонами. Но в иконописи нет шаблонов, если же они появляются, то губят икону. Итак, нет шаблона, но есть церковный канон, который является иконописным преданием. Насколько важна роль Священного предания в православном богословии, настолько же важно значение иконописного предания в церковном искусстве. Канон здесь проявляется в том, чтобы научить детей мыслить иконописным цветом и иконной линией, чтобы иконописный мир был для них такой же реальностью, как мир окружающий, видимый. Иконы учеников Ростислава Гирвеля свидетельствуют о том, что на его занятиях и в помине нет никакой шаблонизации, но есть открытое усвоение церковного иконописного предания, есть радостное познание духовности иконописного мира изнутри.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/19/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010