В 1990 г. в епархии возродили традицию проведения массовых крестных ходов. 5 мая, в день обретения мощей прп. Иакова Железноборовского, в с. Борок Буйского р-на состоялся крестный ход во главе с еп. Александром. Среди руин Иаково-Железноборовского мон-ря был совершён молебен. 28 мая из Нерехты в с. Троица в бывш. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский мон-рь состоялся крестный ход, возглавляемый еп. Александром. 7 авг. в Макарьеве прошел крестный ход к источнику прп. Макария Унженского и Желтоводского. 29 авг. 1990 г. в Костроме впервые с 1921 г. состоялся традиц. крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери из кафедрального собора к ц. Спаса на Запрудне, построенной на месте, где, по преданию, произошло явление иконы. С этого времени крестный ход 29 авг. совершают ежегодно. С нач. 90-х гг. в Костроме сложилась традиция поминовения имп. страстотерпца Николая II и членов его семьи. 17 июля 1991 г., в день очередной годовщины убийства царской семьи, в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря еп. Александр совершил Божественную литургию и заупокойную литию в память о погибших. С 2000 г. в ночь на 17 июля в Ипатиевском монастыре регулярно проводится Божественная литургия. С 1999 г. существует традиция покаянного крестного хода, направляющегося в Кострому из Тихонова Лухского мон-ря (Ивановская епархия). Обычно ход начинается 12 июля и прибывает в Кострому 16 июля, его участники присутствуют на поминальном богослужении в Ипатиевском мон-ре в ночь на 17 июля. Святыни Феодоровская икона Божией Матери (Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор, Кострома), Полонская икона Божией Матери (ц. Иоанна Златоуста, Кострома), Тихвинская икона Божией Матери (Троицкий собор Ипатиевского мон-ря, Кострома), образ свт. Николая, именуемый «Бабаевским» (ц. Воскресения на Дебре, Кострома), список Игрицкой иконы Божией Матери (ц. св. мучеников Александра и Антонины в Селище, Кострома), Овиновская икона Божией Матери (Успенский собор Паисиево-Галичского мон-ря, Галич), Словинская икона Божией Матери (Богородицкая ц. в с. Словинке Антроповского р-на), Смоленская икона-фреска (Смоленская ц. Богоявленско-Анастасиина мон-ря), часть Ризы Господней (прислана в Ипатиевский муж. мон-рь Костромы в 1626 царем Михаилом Феодоровичем; хранится в изготовленном для нее в 1718 чеканном сребропозлащенном ковчеге). Мощи

http://pravenc.ru/text/2458871.html

I. Hыhe, в 28-й день июля, совершается Церковью празднование, между прочим, и в честь некоторых чудотворных икон Божией Матери, явленных на Руси, – а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Так как некоторые из вас, братия, вероятно, ничего не слыхали об этих святых иконах, то я расскажу вам ныне о каждой из них хоть в кратких словах. а) Смоленская икона Божией Матери, иначе называемая еще Одигитрией, или, с греческого языка, путеводительницей, очень древняя. По преданию, икона написана св. евангелистом Лукой и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этой иконой греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Тогда эта икона будто бы и названа Одигитрией – путеводительницей, так как она была путеводительницей царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах, перевез эту икону в Смоленск, устроив для нее соборный храм Успения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленской. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатной силой иконы Ее, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий во время битвы смертельно ранен был в голову стрелой. Через 260 лет после того, этою же Смоленской иконой литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за Московского князя; тогда же святая икона Смоленская была перенесена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того смоляне выпросили свою икону у великих князей Московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нее точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Св. муч. Евстафия анкирского, † ок. 316 г. Вас. Петр. Акад. Мст. Терн. Хил. М. Р. (Остр. и Ап. 346 июля 7. Шиф. Сирм. 1429 июля 29. И621 июля 14. Мил. 31 июля). Св. муч. Акакия при Ликинии, † ок. 321 г. в Милите карийском. Вас. Петр. 241. М. В. (МГр. 88 авг.). Св. муч. Иулиана из Далматии, † при Антонине Пие (138– 161) в Атине или соседнем городе Соре в Италии. Ч. М. (М. Г. 37 янв. †.). Празднество иконы Смоленской пресв. Владычицы Одигитрии. Прислана из Царьрада в 1046 году черниговскому князю Всеволоду Ярословичу. 1621. 1639. 1646. В в. известна служба. Канон монаха Игнатия, после митрополита никейского. Служба. (Абис. у Люд. 7 сент. Иконы Богоматери, писанные Лукою). Праздненство образу пресв. Богородицы Гребневской . 1866. Мес. вс. св. Киев. Мес. Икона сия, бывшая уже чудотворною, принесена в Москву из города Гребени Велик. Князем Димитрием Донским после победы над Мамаем в 1380 г. и доныне находится в Церкви ее имени. (См. Слава Пресв. Владычицы). II. Освящение храма Богородицы в Диакониссовых . ( ν τος Δεκκον -. 240. Сирл. (Тур. 14 мая и 19 ноября. Храм Богородицы в Диакониссовых с женским монастырем между Ириною и Софиею построен Олимпием при Феодосии В., восстановлен после пожара патр. Кириаком † 606 г. Дю-Канж IV. 87). Муч. Дросиды в златоплавильной яме. 1370. Пр. Ирины из Каппадокии, лежащие в монастыре Хрисоволанта в Константинополе, † 921 г. 240. Клар. Пространное житие в Деяниях св. сн. Штадлера. Пр. Павла ксиропотамина, † 820 г. 1370. Афон. патер. III. Седмиезерной смоленской иконы Богоматери. Явилась в XVII в. Находится в Седмиезерной пустыне в 17 верстах от Казани. Сн. 26 июня и 13 октября. Игрицкой смоленской иконы Божией Матери в Игрицком монастыре костромском епархии. Явилось в 1624 г. Смоленской иконы Богоматери в костромском Богоявленском монастыре. Югской иконы Божией Матери в Югской пустыне ярославской епархии. Принесена в 1615 году из Псково-Печерского монастыря старцем Дорофеем. Смоленской иконы Богоматери в Сергиевской Лавре . Явилась в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Храмов в Городецкой обители три: соборный, в честь иконы Богоматери «Умиление», Покровская церковь и храм во имя Св. Николая Чудотворца. В соборной церкви под спудом покоятся мощи Св. Аврамия. Здесь же находятся местночтимый образ прп. Аврамия и чудотворная икона Божией Матери «Умиление», называемая иначе еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители бывает два крестных хода: 19 июля в память прп. Аврамия и в 7 воскресенье по Пасхе. На монастырском кладбище погребены представители старинных родов Лермонтовых и Мамаевых. В Покровской церкви сохраняются вериги прп. Аврамия. Управляет обителью игумен. Богородицкий Игрицкий монастырь в Костромском уезде. Необщежительный Богородицкий монастырь находится в 15 верстах от Костромы, при реке Песошне. Основана эта обитель в 1624 году. До этого временя на месте обители стояла старая, запустелая сельская церковь , но Господу угодно было прославить ее явлением в ней чудотворного образа Смоленской Божией Матери. Последовавшие многочисленные исцеления от этого образа привлекли в забытый сельский храм множество поклонников иконе Небесной Владычицы, и вот, скоро здесь возникла целая обитель. В 1848 году в Игрицкую обитель переведены были иноки из сгоревшего в Костроме Богоявленского монастыря. В Богородицком монастыре четыре храма: в честь Смоленской иконы Богоматери, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя прпп. Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. Кроме находящейся в обители иконы Смоленской Божией Матери, имеется еще здесь чудотворный образ Св. Николая Чудотворца. При монастыре существует церковноприходская школа. Управляет обителью викарный Кинешемский епископ. Ближайшая к монастырю станция «Космынино» Московско-Ярославско-Архангельской жел. дороги в 12 верстах от обители. Высоковский Успенский монастырь в Макарьевском уезде. Эта общежительная обитель – единоверческая и находится в 70 верстах от уездного города Макарьева, на реке Утрусе. Ранее на этом месте был раскольничий скит, основанный некогда монахом Герасимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2 октября 2008 г. на месте бывшего Песоченского Богородице-Игрицкого монастыря, а ныне Игрицкого подворья Ипатьевского монастыря был заложен первый камень в основание Детской деревни для многодетных семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  http://www.kosarchive.ru/expo/2011/ Богородицкий Игрицкий Песошенский мужской монастырь. Основан в 1624 г. по благословению патриарха Филарета, посадским человеком города Костромы Архипом Васильевым с товарищами на месте запустелой сельской церкви, в которой в 1620 г. явилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери ставшая главной святыней обители. Храмов четыре: 1) в честь Смоленской иконы Божией Матери, построен в 1689 г.; 2) во имя святит. Николая Чудотворца, построен в 1698 г.; 3) надвратный во имя прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского, построен в 1700 г.; 4) в честь Рождества Христова, построен в 1839 г. В 1835 г. была построена трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом, а также часовня-ротонда над Святым источником вблизи монастыря. Расстояние от Костромы 15 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская Назаретской пустыни в 3,5 в., Воскресенская с. Любовниковав 5 в. и Воскресенская с. Левашова в 11 в. Монастырь закрыли в 1919 г. Однако братии удалось зарегистрироваться как приходской общине и фактически обитель просуществовала еще несколько лет. В 1932 г. был закрыт последний храм. Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери была перенесена в Воскресенскую церковь с. Любовникова. (В 1958 г. икона была похищена из церкви и дальнейшая ее судьба неизвестна). В 1933 г. была разобрана часовня над Святым источником. В 1934 г. военные взорвали собор Смоленской иконы Божией Матери, а в 1936 г. - собор Рождества Христова. В начале 1940-х была разобрана Никольская церковь. В начале 1960-х гг. разрушена колокольня. С 2003 г. началось возрождение монастыря. В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд, в Вятский стан. " Выпись с Костромских писцовых книг Нагорныя половины письма и меры Павла Ивановича Волынскаго да подъячих Юрья Шевелева да Перваго Теплякова 1627 и 1628 г., в Вяцком стану в монастырских вотчинах написано: монастырь Пречистые Богородицы Одигитрия да предел Николы чуд., что были преж того погост Николы чуд.

http://sobory.ru/article/?object=23808

Смоленская икона Богоматери в Устюжне В городе Устюжне Новгородской губернии есть чудотворная икона Одигитрии, стоящая в местном храме, по левую сторону царских врат. Прежде эта икона находилась в Рождественском Устюжском монастыре и прославилась там многими чудесными знамениями. Из чудотворений, бывших от этой иконы, известно, что заступлением Пресвятой Богородицы по молитве жителей перед Ее чудотворным образом последовало избавление Устюжны от нашествия шведов и ляхов. Другие списки с чудотворной Смоленской иконы. Чудотворные и особо чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии имеются еще в следующих местах: в Троице-Сергиевой лавре, против раки прп. Сергия; пред этой иконой, по преданию, молился сам преподобный Сергий; в Новославинской упраздненной пустыни Макарьевского уезда Костромской губернии (сведения об этой иконе помещены под 23 сентября); в Макарьевском Унженском монастыре при заштатном городе Унже Костромской губернии (сведения о ней см. под 17 сентября); в Игрицком Песоченском монастыре Костромской губернии (см. о ней под 12 июня); в Югской Дорофеевой пустыни, близ города Рыбинска Ярославской губернии (см. о ней под 3 июня); в соборной церкви города Шуи Владимирской губернии (см. о ней под 2 ноября); в Муромском Троицком монастыре той же губернии и в Богоявленской церкви слободы Мстеры; в Кирилловом Белозерском монастыре (сведения о ней помещены под 9 июня); в Святогорском монастыре Псковской губернии (см. о ней под 17 июля); в городе Мглине Черниговской губернии (см. о ней под 2 марта); в Спасо-Преображенской церкви города Новгорода (сведения об этой Смоленской иконе Божией Матери помещены под 3 числом месяца июля); в Аксайской станице Области войска Донского; в Чигиринском Троицком женском монастыре Киевской губернии; в Валаамском монастыре; в Смоленском монастыре около города Ярославля (см. о ней под 12 октября); в деревне Чубковичах Старобудского уезда Черниговской губернии (с XV века); в Московском Успенском соборе (находится здесь с 1514 г.);

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Сн. 26 июня. Игрицкие Смоленские иконы Божией Матери Недалеко от Костромы, – в селе Савицком, жил боярский сын Емелиан Исаев Севрюг. Лишившись зрения, он более пяти лет безуспешно искал себе помощи у врачей. В 1624 г. крестьяне Емелиана, пася овец и лошадей его в пустыне, называемой Игрица, при реке Песочне, пришли к совсем ветхой, готовой уже разрушиться церкви. Вошедши в церковь , пастухи увидели на престоле образ Богоматери, держащей на руках Предвечнаго Младенца. Икона эта казалась им только что написанною, и удивленные этим пастухи пошли к своему господину и рассказали о виденном. Емелиан вместе с своим духовным отцом, священником Троицкого собора Феодором, и своими родственниками, отправились в ветхий храм и отслужили здесь молебен с водоосвящением пред иконою Божией Матери. Когда священник покропил святою водою слепого Емелиана, последний тотчас прозрел. Это чудо прославило св. икону, и на месте явления ее в 1624 году был основан Песоченский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно носят в Кострому. Во вторник на 9 неделе после Пасхи, духовенство в сопровождении множества граждан, отправляется в Песоченский монастырь, где служат всенощную. На другой день, отслужив рано литургию, духовенство и народ возвращается в Кострому с чудотворною иконою Богоматери, совершая обратное шествие спешно, чтобы поспеть в город к поздней литургии. Икону несут одни священники. В часовнях двух деревень, лежащих на дороге, поют молебны. Когда шествие приближается к городу, в соборе начинается звон. При переправе через Волгу звонят в прибрежных приходах. Весь почти город выходит встречать св. икону (Дни богосл. Дебольского. Слава Пр. Владычицы). Югские иконы Божией Матери В 1616 г. живший в обители Богоматери, в пределах Пскова, старец схимонах Дорофей решился оставить обитель и возвратиться на свою родину – в село Никульское, близ города Мологи. Придя однажды к утреннему пению, старец стал молиться пред Печерскою иконою Богоматери, чтобы Она благословила его путь на родину. Вдруг послышался от иконы голос, который повелевал старцу взять с собою образ Богоматери Одигитрии, и указывал место, где находится эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

обращен в женский. В. Богородицкий Песоченский Игрицкий , 2 кл., в 15 в. от Костромы, при р. Песочне. Построен на месте явления в 1624 г. Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. Эта св. икона явилась пастухам боярского сына Емилиана, по прозванию Севрюка, из рода Исаевых, которые однажды, загнав скот в глухое местечко, называемое Игрица, откуда берет начало маленькая р. Песочня (Костромской губ.) и где находилась полуразвалившаяся церковь во имя св. Николая Чудотворца, увидели в этой церкви на св. престоле образ Богоматери. Хотя эта церковь , пребывавшая со времени свирепствовавшей в той местности (в 1571 г). чумы в запустении, была очень ветха и близка к разрушению, но увиденный в ней пастухами, к их чрезвычайному удивлению, образ Божией Матери был как будто только что написанный. Возвратившись домой, пастухи передали своему господину о виденном. Емилиан немедленно послал в Кострому за своим духовным отцом, священником Троицкой церкви Феодором, чтобы он посетил место обретения св. иконы, взяв с собой все, что нужно для совершения молебна. Составилось торжественное шествие к месту явления новой иконы, где все и было найдено в том самом виде, как рассказывали первые очевидцы. Священник отслужил пред образом Пресвятой Богородицы водосвятный молебен; при окроплении св. водой новоявленной иконы, совершилось от нее первое чудо: святая вода входила в икону, «как в губку», и оставалась только на очах Пресвятой Богородицы, потом потекла из очей, как струя. Тогда священник окропил этой водой Емелиана, уже пять лет бывшего слепым и он тотчас прозрел. Вскоре при Песоченской церкви поселились, привлеченные славой чудес новоявленной св. иконы, любители иноческой жизни, которыми и было положено начало св. обители, где и поныне пребывает чудотворная св. икона, празднуемая в мон. по дню ее явления 12 июня. По своему внешнему виду эта св. икона представляет собой копию с Смоленской иконы Богоматери. Ежегодно в среду 9-й недели по Пасхе совершается со св. иконой торжественный крестный ход из мон. в Кострому. Кроме чудотворной иконы Богоматери, в мон. находится чудотворный образ святит. Николая. При мон. школа для мальчиков и девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445-2000 гг. Кострома, 2000; он же. Прп. Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломский: К 625-летию со дня преставления, 1375-2000. Кострома, 2000; он же. Богородицко-Игрицкий мон-рь: судьба обители//Костромской район: Вехи истории. Кострома, 2003. С. 189-199; он же. Церковь св. мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме. Кострома, 2010; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998; Слово о земле Большесольской. Кострома, 1999; МонастЭС. 2000. С. 138-144; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001; он же. Священномученик прот. Иосиф Смирнов (1864-1918). Кострома, 2003; он же. Прп. Тимон, старец Надеевский. Кострома, 2004; он же. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Кострома, 2004; он же. История учреждения Костромской епархии. Кострома, 2004; он же. Костромская Одигитрия: Чудотв. Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002; Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский мон-рь: Ист. очерк. М., 2003; Русские монастыри. Поволжье: Костромская, Ивановская, Нижегородская, Йошкар-Олинская, Чебоксарская епархии. Новомосковск; М., 2003. С. 90-167; Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2006. Вып. 2: Бывшие города; Елизаров А. М. Мученики за веру//Светочъ. Кострома, 2007. Вып. 2. С. 38-48; Воробьев Н. В. Времен связующая нить: История Кинешемского духовного училища и пед. колледжа. Иваново, 2008; Новые храмы Костромской епархии, 1989-2009. Кострома, 2009; Бадьина Н. В. Деятельность Костромской епархии в годы Первой Мировой войны//Светочъ. 2010. Вып. 6. С. 238-247; Резепин П. П. Епископы Кинешемские, викарии Костромские//Там же. С. 286-296. Н. А. Зонтиков Архитектурное наследие Деревянное строительство Церковь арх. Михаила в Муромцеве. 1681 г. Фотография. Кон. XIX в. Церковь арх. Михаила в Муромцеве. 1681 г. Фотография. Кон. XIX в. Самые ранние храмы на территории епархии появились в городах: в 1239 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010