б) «Гребеневская икона Богоматери» называется так от города Гребени. Когда великий князь Дмитрий Донской возвращался в Москву после славной Куликовской победы над татарами, жители города Гребени в благодарность поднесли великому князю победителю свою прославленную чудотворениями икону Богоматери. Великий князь с благоговением принял этот образ и поставил его в одном из московскнх храмов в великолепном киоте. С этим образом в 1612 году дружина русская во главе с князем Трубецким освободила Китай город и Кремль от поляков и их союзников. И до сих пор эта икона хранится в Москве в нарочито сооруженной для нея церкви Гребеневской Богоматери. Сюда и теперь стекается много богомольцев на поклонение этой чудотворной иконе. в) «Игрицкая икона Богоматери» названа так от урочища Игрица в 15-ти верстах от города Костромы. В 1624 году, пастухи близ лежащего села Савицкого, пася скот, зашли случайно в полуразрушившуюся церковь Игрицкой пустыни и увидели тут, к своему изумлению, совершенно новый образ Богоматери. Когда об этом разнесся слух по всей окрестности, тогда боярин села Савицкого Емелиан Севрюк, будучи безнадежным слепцем, поспешил к этой иконе с своими родственниками и духовенством: отслужили тут молебствие с водосвятием, окропили больного освященною водою, и к удивлению всех, больной тут же, на глазах всех прозрел. В скором времени на месте явления этой чудотворной Игрицкой иконы, при реке Песочне, устроен был Песоченский монастырь; тут и поставлена была чудотворная Игрицкая икона. Здесь она и доныне находится. Ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи, Игрицкую икону с крестным ходом торжественно переносят в Кострому, где она пребывает в продолжение нескольких недель для утешения благочестивых поклонников: а потом она опять с крестным ходом возвращается в Песочинский монастырь. г) «О Югской иконе Богоматери» есть такое сказание. В 1616 году в обители Богоматери Печерской, в пределах города Пскова, жил благочестивый старец схимонах Дорофей. В это время шведы вторглись в пределы псковские и грозили опустошением Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В. Богородицкий Песоченский Игрицкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от Костромы, при реке Песочне. Построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. Эта святая икона явилась пастухам боярского сына Емельяна, по прозванию Севрюка, из рода Исаевых, которые однажды, загнав скот в глухое местечко, называемое Игрица, откуда берет начало маленькая река Песочня (Костромской губернии) и где находилась полуразвалившаяся церковь во имя святого Николая чудотворца, увидели в этой церкви на святом престоле образ Богоматери. Хотя эта церковь, пребывавшая со времени свирепствовавшей в той местности (в 1571 году) чумы в запустении, была очень ветха и близка к разрушению, но увиденный в ней пастухами, к их чрезвычайному удивлению, образ Божией Матери был как будто только что написанный. Возвратившись домой, пастухи передали своему господину о виденном. Емельян немедленно послал в Кострому за своим духовным отцом, священником Троицкой церкви Федором, чтобы он посетил место обретения святой иконы, взяв с собою все, что нужно для совершения молебна. Составилось торжественное шествие к месту явления новой иконы, где все и было найдено в том самом виде, как рассказывали первые очевидцы. Священник отслужил перед образом Пресвятой Богородицы водосвятный молебен; при окроплении святою водою новоявленной иконы, совершилось от нее первое чудо: святая вода входила в икону, «как в губку», и оставалась только на очах Пресвятой Богородицы, потом потекла из очей, как струя. Тогда священник окропил этою водой Емельяна, уже пять лет бывшего слепым, и он тотчас прозрел. Вскоре при Песоченской церкви поселились привлеченные славою чудес новоявленной святой иконы любители иноческой жизни, которыми и было положено начало святой обители, где и доныне пребывает чудотворная святая икона, празднуемая в монастыре по дню ее явления 12 июня. По своему нынешнему виду эта святая икона представляет собою копию с Смоленской иконы Богоматери. Ежегодно в среду 9-й недели по Пасхе совершается со святою иконой торжественный крестный ход из монастыря в Кострому. Кроме чудотворной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотворный образ святителя Николая. При монастыре школа для мальчиков и девочек.

http://sobory.ru/article/?object=23808

В 1624 г. строителем монастыря старцем Гурием был выстроен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая В XVII веке существовало, что видно из монастырских описей, деревянная церковь, 12 келий, амбар, поварня, вокруг монастыря ограда, за которой размещался конюшенный двор и земельные угодья. В последней четверти XVII в. Появляются первые каменные постройки. В 1686 г. был выстроен каменный храм Пресвятой Богородицы, Смоленской (по внутреннему устройству он напоминал Костромской Успенский собор) - одноэтажный, пятиглавый. Престол был устроен из кипарисового дерева. Иконостас столярной работы, резной, по левую сторону от царских врат находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери с рукоятью внизу, риза на ней была устроена в 1808 г. серебряная, вызолоченная, с венцом и короною. Рукоять также была обложена серебром, у иконы на полях было 12 изображений круглых, на которых изображены явления и чудеса Пресвятой Богородицы Игрицкой. Внизу была надпись: " Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в 1624 г. " . На обороте иконы был написан образ святителя Николая, с серебряной ризой, позолоченной, с гладким венцом и 4 рубинами, митра и евангелие были черневые. В 30-40 гг. XIX в. начинаются большие строительные работы в монастыре, в 1839 г. по проекту известного архитектора П.И.Фурсова был построен Христорождественский собор - очень величественный, с шестиколонными портиками с каждой стороны. Он мог стать украшением не только монастыря, но и кафедральным любого губернского города. Не одна тысяча богомольцев могла вместиться в храме. По проекту П.И.Фурсова были также построены братский корпус, звонница, часовня в виде ротонды над святым источником. Это были последние проекты архитектора П.И.Фурсова, после чего он был смещен с должности губернского архитектора. В середине XIX в. в монастыре было братии до 100 человек, монастырь был причислен ко 2 классу и 1849 г. настоятелями были ректора Костромской Духовной Семинарии, а с 1866 г. - викарные епископы Костромской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=23808

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

В храме находилась главная монастырская святыня - И. и.: «Образ чюдотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чюдотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата» (Мат-лы для истории сел. 1912. С. 24). В описи мон-ря 1688-1689 гг. уточняется: образ помещен в деревянном киоте, к-рый «писан золотом и серебром; на киоте и на затворех писаны праздники и святые; поверх киота пятнадцат глав со кресты золочеными. Чюдотворной образ обложен серебром, в чекан, золочен; венцы и коруна, и цата - чеканные, другая цата резная - золочены. На коруне и на венцах, и на цатах, в гнездах серебряных, и поверх коруны, на спнях - двадцет четыре камени розных; на спнях, в закрепе, у каменей девят жемчюжин. Возглавие у образа Богородицы низано жемчюгом, посреди камешек... В привесе у того ж образа Богородицы: трои серги и рясы жемчюжные…», в венце образа свт. Николая Чудотворца «три камени: две винисы да смезен» (цит. по: Виноградов. 1915. С. 4). В 1686-1689 гг., после возведения в мон-ре нового, каменного 5-главого 2-столпного (летнего) собора в честь Смоленской иконы Божией Матери, в него была перенесена И. и. Во время секуляризационной реформы 1764 г. мон-рь «по уважению» к тому, что в нем находился чудотворный образ, не закрыли, но он стал заштатным. С 1792 г. по просьбе костромской Думы И. и. ежегодно носили в Кострому: в среду 9-й недели по Пасхе и в первых числах дек. Приблизительно с 1820 г. по весне икону ежегодно возили в г. Нерехту и в с. Писцово Нерехтского у. (ныне пос. Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл.), откуда был родом тогдашний настоятель мон-ря игум. Порфирий. По-видимому, во 2-й пол. XIX в. установился обычай носить И. и. во время Великого поста в Воскресенскую ц. с. Левашёва Костромского у. (ныне Некрасовского р-на Ярославской обл.) и в селения прихода. Ежегодный крестный ход с И. и. из мон-ря в Кострому и обратно был важным событием в жизни города и уезда.

http://pravenc.ru/text/293521.html

При храме с 1991 года действует Воскресная школа. В 2005 году в декабре вышел первый номер приходской газеты «Духовный собеседник». Это, кстати, первое приходское издание в Костромской области. В 2008 году в день престольного праздника, после крестного хода архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил доставленный совсем недавно набор из 12 уникальных колоколов для колокольни храма. Каждый из них украшен барельефом с изображением святых. Спустя многие десятилетия храм вновь стал центром духовной жизни костромского Заволжья. Святыни [ править править код ] Икона святых мучеников Александра и Антонины В 1994 году произошло очень важное событие в истории храма. Иеромонах Андрей Вейде, настоятель храма святого преподобного Максима Исповедника в Турине (Италия) привез в дар храму великую реликвию – частицу мощей святого мученика Александра. В 2008 году храм принял еще одну святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково, где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Образ этот двусторонний, на обратной стороне изображён Святитель Николай Чудотворец. Кроме этого, среди святынь в храме есть частички мощей святителя Климента, святого великомученика Пантелеимона - Исцелителя, святого праведного Феодора Ушакова, мученика Валериана. Есть икона блаженной Матроны Московской с частичкой гроба, в котором была погребена святая. 23 июня 2003 года произошло еще одно нерядовое событие. Спустя 81 год в Александров день из Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора «по водам» в Заволжье прибыла Феодоровская икона Божией Матери. Крестным ходом святыню принесли в храм, где владыка Александр отслужил Божественную Литургию. С тех пор эта традиция вновь стала ежегодной. Престольные праздники [ править править код ] Александр воин и Антонина, мученики - 23 июня Как добраться [ править править код ] Адрес: 156001, Россия, г. Кострома, улица Верхне-Селищенская, 35-а.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_му...

Подписных иконописных произведений мастера сохранилось очень мало, значительный ряд икон приписывается ему на основании косвенных источников и стилистического сходства с достоверными работами, в т. ч. монументальными. Некоторые подписные иконы Н. известны только по упоминаниям в источниках и лит-ре, в частности «Богоматерь Феодоровская» в Богоотцовской ц. в Костроме (1659; известна по старой фотографии), «Спас Нерукотворный» в Никольской ц. Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря под Костромой (ок. 1688). Сохранившиеся подписные произведения: напрестольный крест в серебряной оправе, вложенный мастером в свой приходский храм свт. Николая Чудотворца в Десятильничем дворе (1686, ГММК), и «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», предположительно происходящая из Троицкого Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте (1690, собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). К достоверным произведениям мастера относится также образ «Господь Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Феодоровской ц. в Ярославле (1687, ЯИАМЗ), история создания к-рого изложена в Повести о построении Николо-Пенской и Феодоровской церквей кон. XVII в. Этот же источник сообщает, что в 1669 г. по заказу жителя Толчковской слободы Ивана Плешкова Н. написал для того же храма мерный список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Вероятно, это та икона, которая находится в храме в наст. время. Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Среди приписываемых Н. произведений, где его авторство считается бесспорным,- иконы: «Мученики Кирик и Иулитта» из ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1682, ЯИАМЗ), «Спас Великий Архиерей, с припадающими евангелистом Иоанном Богословом и вмч. Димитрием Солунским» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1687, КГОИАХМЗ), «Успение Богоматери» из Троицкого Сыпанова монастыря в Нерехте (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» из ц. Спаса на Запрудне в Костроме (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» (80-е гг. XVII в., ц. Спаса на Запрудне в Костроме). К ним же на основании стилистического сходства можно отнести большой образ «Седьмой Вселенский Собор» из Новодевичьего мон-ря (кон. 70-х гг. XVII в., ГИМ), икону «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Марфой и Марией и клеймами Страстей» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (ок. 1686, ЯИАМЗ). К работе мастеров круга Н. относятся также 6 праздничных икон из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ), к-рые имеют сходство как с его произведениями, так и с работами др. костромских иконописцев, в частности Сергея Рожкова.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Богородицко-Игрицкий монастырь был основан в 15 км к югу от Костромы, на р. Песочне (Песошне), на месте явления чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Икона была обретена 12 июня 1624 г. крестьянами местного помещика Емелиана Исаева в полуразрушенной церкви погоста Никольского «на Игрищах», запустевшего свыше 50 лет назад в результате морового поветрия (эпидемии чумы). От обретенной иконы стали происходить чудотворения, и к иконе, которую стали именовать также Игрицкой, началось паломничество окрестных жителей. В 1624 г. по благословению Патриарха Филарета посадским человеком из г. Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывшего погоста был основан монастырь. Согласно данным писцовых книг в 1628 г. число братии достигло 30 человек, кроме того, в монастыре жили 5 дьячков и 20 «служебников». В центре обители был сооружен деревянный «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом, близ храма стояли 12 келий, ограда рубленая «на городовое дело». 10 ноября 1634 г. в монастыре случился пожар, уничтоживший церковное строение. Тогда по благословению Патриарха Иоасафа из посада Большие Соли был перевезен храм «строенья окольничего Михайла Михайловича Салтыкова» в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами прп. Михаила Малеина и св. благоверного царевича Дмитрия. По-видимому, в тот же период были выстроены святые врата с увенчанной 2 шатрами надвратной церковью во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, в день памяти которых произошло обретение Игрицкой иконы, с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К середине XVII в. в Богородицко-Игрицком монастыре возвели деревянную шатровую колокольню, на которой в 1688 г. размещалось 11 колоколов и большие часы с боем. В мае 1625 г. Самсон Иванович Салманов пожаловал вновь основанной пустыни территорию бывшего Никольского погоста с прилегающими к ней угодьями - 10 четей земли.

http://sobory.ru/article/?object=23808

3194, л. 232). Сборник из Музейского собрания ГИМ был создан после 1745 г. – в нем сохранилось подробное описание поновления Федоровской иконы Божией Матери, проходившее при участии самого В. Н. Вощина Собственно текст «Сказания о Песошенской иконе» читается в сборнике Муз. 3194 на л. 273 об.–285 об. и содержит текст редакции, который, по наблюдениям автора рецензируемой книги, является наиболее ранним (так называемый базовый вариант распространенной редакции), заглавие: «Чудеса Пресвятыя Богородицы Песошенския. Месяца иуниа 12 день явъление Пречистаго и чудотворнаго образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Одигитрия иже на Костроме въ Новои пустыне (на поле добавлено: нарицаемом Игрища. – А. Р.) на рецке Песочне и Сказание отчасти чудес…», начало: «Ныне обратимся паки братие и плачемся пред Господем сотворшим нас и возопием ему сокрушенным сердцем: согрешихом, Господи, и исповедаем прегрешения…». Однако чудеса имеют существенное отличие от других списков той же редакции: в списке ГИМ, в отличие от изданных вариантов текста «Сказания», содержится ряд точно датированных чудес (последнее из них: «Того ж месяца в 29 день в тои же святои обители жена именем Мавра прозрение от чюдотворного образа Пресвятыя Богородицы образа очесем получи, и отиде в дом свои славя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и рождшую Его Пречистую Владычицу Богородицу»). В изучении истории почитания Песошенской иконы и отражении этого почитания в литературной традиции осталось еще немало сюжетов для дальнейших исследований, и Музейский список Сказания, полагаю, тому свидетельство.   В литературе также фигурирует 1958 год как год исчезновения иконы: Зонтиков Н. А. Игрицкая Смоленская икона Божией Матери//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 166–167. Эту дату автор рецензируемой книги считает ошибочной (с. 82–83). В том числе заметка из «Памятной книжки Костромской губернии на 1862 г.» и данные из справочника В. В. Зверинского ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1. СПб., 1890. 211. С. 153–154). Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. S. 82, 84, 92, 107 (Veröffentlichungen der Abteilung für slavische Sprachen und Literaturen des Osteuropas-Instituts (Slavisches Seminar) an der Freien Universität Berlin, Bd. 70).

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

Серебрянский, вскоре приговоренный к заключению в " исправтрудлагере " на 5 лет и скончавшийся 23 мая 1940 года. В тридцатые и последующие годы власти неоднократно предпринимали попытки закрыть Александро-Антониновскую церковь. Этого не произошло благодаря трудам священника Иоанна Костина (в монашеском постриге - игумена Игнатия), служившего в Селище на протяжении четырех десятилетий и скончавшегося в 1971 году. Происходивший из семьи местных крестьян, отец Иоанн отстаивал свой храм, собирал с помощью верующих средства для уплаты огромных налогов, сам постоянно подвергаясь гонениям и преследованиям со стороны богоборцев. Именно ему мы обязаны сохранением Александро-Антониновской церкви во всей ее красоте и благолепии. В 2008 году храм принял святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково,где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Эта икона стараниями отца Игоря и его помощников была помещена в новый киот, изготовленный специально для неё и украшенный резьбой с позолотой. Киот подарен храму Александром Александровичем Метельковым. Образ двусторонний, на обратной стороне изображён Святитель Николай Чудотворец. Важнейшим событием для храма стало изготовление в Воронеже 12 колоколов и доставка их в Кострому. В день престольного праздника,23 июня 2008 года, при стечении многих прихожан и гостей Александро-Антонининского прихода, после крестного хода архиепископ Александр освятил весь набор колоколов. Задача развеса кампанов на звоннице оказалась весьма непростой. Пришлось менять старые прогнившие балки в арках звона и делать вычинку стен колокольни. Все деревянные конструкции колокольни были заменены новыми - металлическими. В связи с этими радостными событиями по благословению отца Игоря и при его активном участии операторами Иваном и Андреем Куликовыми под руководством режиссёра Татьяны Михайловой,а так же с участием оператора Юрия Михайловича Опельянца был снят фильм, рассказывающий о многовековой истории Александро-Антониновского храма, села Селища,в фильме так же был запечатлен трогательный момент прибытия уникальнейших колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=03070

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010