По неполной ведомости, представленной архиепископом Варлаамом (Ванатовичем) в 1722 году Св. Синоду в Киевской епархии значилось – 20 протопопий, а именно: две протопопий в Киеве, 1. высшего г. Киева, 2. нижнего города Киева (Подольская), заднепровские: 3. Козелецкая, 4. Острицкая, 5. Нежинская, 6. Борзенская, 7. Конотопская, 8. Воронежская, 9. Глуховская, 10. Ивановская, 11. Ичанская, 12. Прилуцкая, 13. Пирятинская, 14. Лохвицкая, 15. Лубенская, 16. Роменская 17. Гадяцкая, 18. Опошнянская, 19. Миргородская и 20. Полтавская. 900 Этот список считается неполным в виду того, что в универсалах того же архиепископа Варлаама, изданных в январе, феврале, июне и ноябре 1723 года, встречаются еще названия протопопий: Кролевецкой и Зеньковской, а также и наместничества Котелецкого (не Козелецкого ли), в универсале 26 апреля 1724 г. названа протопопия Трипольская и, наконец, в универсале от 2 ноября 1729 г. – наместничество Моровское. 901 В начале 30-х гг. по ведомостям о присягавших императрице Анне Иоанновне видно, что в Киевской епархии было 20 протопопий. Из протопопий, перечисленных в синодальной ведомости архиепископа Варлаама 1722 года, тут не названы протопопии Острицкая, Опошнянская и Ивановская, вместо них названы Трипольская, Зеньковская и Кобеляцкая. 902 Но Опошнянская протопопия тоже, что Зеньковская. 903 Ивановская протопопия в 1730 году упразднена после того, как 26-го июля 1731 года 17 церквей в Путивльском уезде – в областях Крупецкой, Колодежской, Амоновской, Ивановской и соседних с ними селах, слободах и деревнях Севского и Рыльского уездов отошли из Киевской епархии в московскую Синодальную область на том основании, что города Севск, Путивль и Рыльск с их уездами издревле состояли в Патриаршей области, переименованной в Синодальную. Кстати заметить, что вместе с 7-ю старыми и 10 новыми церквами в Путивльском, Севском и Рыльском уездах от Киевской епархии возвращен в Синодальную область Рождественский монастырь, известный под именем Глинской пустыни, и причислен, по-прежнему, к путивльскому Молченскому монастырю. 904 Церкви, возвращенные от Киевской митрополии, вместе с другими церквами в Синодальной области образовали особую Ивановскую десятину в Белгородской губернии. 905

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вид Москвы от Ивановского монастыря. 1850¬е годы. Акварель Д. Карташева (ГИМ ИЗО) После смерти Екатерины II в 1796 году к старице Досифее стали допускать народ, и тогда открылись Богом данные ей дары молитвы, прозорливости, наставления и утешения. Ее посещали в это время и высокопоставленные лица: однажды был у нее кто-то из лиц императорской фамилии, но как посещение было секретно, то и имени посетителя не сохранилось. Причетник Ивановского монастыря сказывал И.М. Снегиреву, что он видал каких-то важных особ, допущенных игуменией к Досифее, с которыми она говорила на иностранном языке. В Москве скоро узнали о добродетельной жизни затворницы Ивановского монастыря, и толпы народа подходили к окнам ее кельи не ради любопытства, как прежде, а с благоговением: один просил молитв, другой совета, третий благословения. Смиренная отшельница, любя Бога и ближнего, не могла не отвечать на усердные просьбы посетителей. И как благотворны были плоды духовных бесед ее! Вот пример: два брата Тимофей и Иона Путиловы, один 19, а другой 14 лет, приходят около 1800 года из Ярославской губернии в Москву и поступают в услужение к одному купцу. Любя чтение духовных книг, часто посещая московские обители, они случайно узнают, что в монастыре Ивановском есть затворница высокой духовной жизни по имени Досифея. Приходят в монастырь, подходят к ее келье, желают хотя только взглянуть на эту таинственную инокиню, но прозорливая, духовно мудрая старица узнает в этих юношах будущих подвижников благочестия, принимает к себе в келью, входит с ними в духовное общение. Кончилось тем, что эти два юноши отправились в Саровскую пустынь, постриглись в монашество и впоследствии сделались столь известными в истории монашества настоятелями монастырей: Тимофей с именем Моисея – архимандритом Оптиной пустыни, а Иона с именем Исаии II – игуменом Саровской пустыни. Мать Досифея не оставляла их духовным руководством до конца своей жизни и поучала не только устно, но и письменно. До нас дошло одно письмо ее к ним за то время, когда они только что прибыли в Саровскую пустынь. Как преисполнено оно духовной мудрости! Высокий стиль и хороший слог письма свидетельствуют о глубокой внутренней культуре и прекрасном образовании старицы Досифеи. Приводим его здесь вполне. Письмо датировано 29 октября 1805 года. Она пишет:

http://pravoslavie.ru/34022.html

Сформировавшаяся в ходе проведения «Альфы и Омеги» община молодых людей так и не смогла преодолеть барьер, мешающий ей жить полноценной церковной жизнью, не смогла с помощью миссионера достичь порога Храма (т.е. любого православного храма) и жить в нем под руководством священника-пастыря. В известной мере, подобные антицерковные плоды были обусловлены непрестанными разговорами ведущего о Божественной любви, о важности искренних и теплых отношений между прихожанами, а также тем вниманием, которым были окружены участники курса «Альфа и Омега». В результате в сознании неофитов появилось чувство раскола «идеального» и «реального»: «Я знаю, что духовные смыслы, они преломляются в человеческие. А я вижу, что человеческое, оно не преломляется, оно жестко противоречит… Любовь к Богу должна быть на человеческом уровне», – так это выражает участник курса Андрей 95 . Призыв апостола «достигать любовь» ( 1Кор. 14:1 ) обратился в данном случае в «поиск любви» в окружающих христианах, и, как следствие, в разочарование и схизматические настроения, сопряженные с убежденностью, что совсем недавно познакомившиеся участники семинара уже прониклись Божественной любовью, и призваны Богом поделиться этим опытом со всей Церковной Полнотой. Проведение курсов «Альфы и Омеги» прекратилось в начале 2006 г. В начале февраля 2006 года епархиальный совет Ивановской епархии обвинил игумена Евмения «в неправильном ведении монашеской жизни и в протестантизме» 96 . 10 февраля 2006 года Архиепископ Амвросий (Щуров) снял игумена Евмения с должности настоятеля Макариев-Решемского мужского монастыря в селе Решма Кинешемского района Ивановской епархии. Согласно заявлению благочинного по монастырям Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархий РПЦ игумена Антония (Мухина), «игумен Евмений был снят с должности настоятеля Макариево-Решемского мужского монастыря Ивановской области, который под его руководством стал скорее походить на секту, чем на православный монастырь» 97 , в связи с чем была организована комиссия по расследованию его деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

В 1865 году о. Василий Руднев был избран действительным членом Общества любителей духовного просвещения, которое оценило его активное участие в духовных изданиях. Это общество стремилось противодействовать распространению в Российской империи атеистических идей и настроений. Ко времени служения о. Василия в церкви святых Космы и Дамиана относится издание написанных им очерков «Московская Космодамианская, что в Старой Кузнецкой, церковь . Описание церкви и прихода» и «Святые бессеребренники и чудотворцы Косма и Дамиан». А в период своего настоятельства в Троице-Шаболовском храме о. Василий не только руководит сооружением новой церкви на месте старой, но и подробно описывает в своих сочинениях все этапы строительных работ. В 1885 году выходит в свет очерк «Закладка храма во имя Св. Живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве», а спустя десять лет, когда храм был построен и освящен, появляются очерки «Новопостроенный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы» (М., 1895) и «Освящение новопостроенного храма во имя Святыя Живоначальныя Троицы на Шаболовке в Москве 21 сентября 1895 года» (М., 1896). Довольно известными стали сочинения о. Василия Руднева, посвященные Николо-Пешношскому монастырю и его знаменитым насельникам. По мнению протоиерея П.С. Шумова, «к этому монастырю особенно влекло его, так как во младенчестве по молитвам одного подвижника, по отслужении панихиды на могиле его, он получил избавление от тяжкой болезни своей». В 1893 году, к пятисотлетней годовщине памяти основателя монастыря преподобного Мефодия выходит «Историческое описание мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николы, что на Пешноше», а в 1895 году напечатаны очерки «Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря» и «Архимандрит Мефодий. Настоятель Николаевского Пешношского монастыря (Биографический очерк)». Особое значение в разносторонних исследованиях о. Василия имел Московский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором в 1850-х годах жили родственники священника. В 1879 году о. Василий подготовил и издал брошюру «Обновление Московского Ивановского монастыря», посвященную восстановлению обители после ее разорения французами в начале XIX века. Несколько позднее увидели свет его очерки о подвижницах обители – «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (Княжна Тараканова)» (М., 1888) и «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря (М., 1889); обе брошюры неоднократно переиздавались в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Предтечевский Павел,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Алексей Филиппов, пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ивановское, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Приклонский Сергей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Алексей Тимофеев, священник; Москва, Пречистенский сорок, Зачатиевский девичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 7 об.). Прилуцкий Иван,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Петр Дмитриев († до 1864 г.) диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Горетово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12). Прилуцкий Семен,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Николай Димитриев († до 1867 г.), пономарь; Москва, Ивановский сорок, Мариемагдалинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Прозоровский Василий,родился около 1837 г.; Вифанская духовная семинария (1852–1858 гг.), Московская духовная семинария (1858–1862 гг.). Отец: Иоанн Семенов, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, село Пушкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 9 об.). Прозоровский Иван,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иоанн Иоаннов, священник; Москва, Ивановский сорок, Покровская на Землянке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Протасов Иван,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Иоанн Тимофеев, священник; Москва, Сретенский сорок, Гребневская на Лубянке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Протодиаконов Николай,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Иван Ильин († до 1861 г.), священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Тарычево, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8). Протопопов Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Стефан Тимофеев, протоиерей и член консистории; Москва, Ивановский сорок, Воскресенская в Барашах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 4 об., 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Так завершился этот приезд в Казань Всероссийского пастыря. Не знаю, кого и когда подобным образом в своей многовековой истории встречал ещё наш город! Ивановский Николай Иванович (1840-1913), профессор Казанской духовной академии Второй раз святой праведный посетил Казань летом 1897 года по приглашению своего земляка, заслуженного профессора Казанской Духовной академии Николая Ивановича Ивановского. На протяжении почти сорока лет Ивановский Н.И. вёл большую практическую работу по воцерковлению раскольников, проводя публичные собеседования со старообрядцами в городах и сёлах Казанской губернии; приложил много трудов и забот в устроении единоверческих храмов. Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Он был награждён орденами св. Анны 2-й и 3-й степеней, св. Владимира 4-й ст., Станислава 2-й ст. . Крестовоздвиженская церковь в с. Васильево. Современный вид Отец Иоанн спускаясь по Волге на пароходе «Самарянинъ», остановился в пригороде Казани - селе Васильево, где находилась дача Ивановского Н.И. 12 июля он отслужил литургию в Крестовоздвиженской церкви этого села. Апостол читал профессор Ивановский. После обедни высокочтимый гость более получаса находился на террасе его дачи, пил чай и благословлял подходивших к нему селян. В двенадцатом часу дня он отплыл вниз по Волге . 16 июля, на пути из Самары, о. Иоанн в 6 часов утра прибыл в Казань. Желающих встретить отца Иоанна оказалось так много, что ещё не начало светать, как на пристани собралось большое скопление народа. Благовещенский кафедральный собор в Казанском кремле С пристани отец Иоанн сразу же отправился в Благовещенский кафедральный собор, где ему сослужило несколько местных священников и епископ Анастасий. После литургии он ненадолго заехал в Спасский монастырь. В Казанско-Богородицком монастыре приложился к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. На архиерейской даче пообщался с архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым). Протоиерей Александр Владимирский (1821-1906),

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Описание Зверинского В.В. 840: «Иоанно-Предтеченский или Ивановский, женский, 3 класса (с 1764 года), в городе Устюге, Вологодской губернии, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буги, принявшего в 1262 году крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 года мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского монастыря, тогда же упразднённого и находящегося тоже в городе Устюге». Монастырь находился на Ивановской горе в городе Великий Устюг Вологодской губернии. Ныне - город Великий Устюг Вологодской области, улица Красноармейская, 40. Основание монастыря в 1262 году праведными Иоанном и Марией Устюжскими. Во времена татаро-монгольского ига город Устюг платил дань. Баскаком - сборщиком податей в Устюге служил Буга. Устюжанка Мария была взята татарином в наложницы. В 1262 году устюжане восстали против жестокого баскака. Буга испугался смерти, принял крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией. Под влиянием жены Иоанн стал вести благочестивую жизнь. Однажды во сне явился ему Пророк и Креститель Господен Иоанн Предтеча и повелел поставить на Сокольей горе церковь его имени. При Иоанно-Предтеченской церкви образовался монастырь. Сокольничья гора стала называться Ивановой. Скончались Иоанн и Мария в старости, мощи их в начале 20-го века покоились под спудом в Вознесенской церкви в городе Великий Устюг. Монастырь в 17-19 веках В писцовой книге 1630 года сказано: на горе монастырь Ивановский, в нем церковь Предтеченская деревянная холодная да деревянная теплая Трехсвятительская. В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена новая теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата. В 1695 году строится каменная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1742 году начато строительство каменной ограды вместо деревянной. С 1764 года мужской Иоанно-Предтеченский монастырь обращен в женский общежительный штатный монастырь 3-го класса, в него перевели монахинь из упразднённого Спасо-Преображенского женского монастыря в Великом Устюге. В 1768 году в Иоанно-Предтеченский монастырь переведены монахини из упразднённого Тотемского Богородицкого монастыря. С 1798 года Иоанно-Предтеченский монастырь существует в качестве заштатной женской обители.

http://sobory.ru/article/?object=12554

В Отечественную войну 1812 года монастырь был разорён и сожжён. Часть ризницы успели отправить в Вологду. От огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Хотьковский Покровский монастырь . После изгнания французов разоренный Ивановский монастырь был упразднен, монастырский собор был обращен в приходскую церковь. 3 сентября 1860 года состоялась торжественная закладка нового собора с больничным храмом прп. Елизаветы. К 1877 году все работы были окончены. 7 июня 1877 года в монастырских корпусах открылся военный госпиталь для участников русско-турецкой войны. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. В 1879 году монастырь был восстановлен и открыт по благословению митрополита Филарета (Дроздова) . 4 октября 1879 года архимандрит Пимен (Мясников) освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно-­Предтеченского собора митрополитом Макарием (Булгаковым) . К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года - для красноармейцев. Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1918 году монастыре был устроен концлагерь. 23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Спустя полтора месяца снова встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.

http://drevo-info.ru/articles/13679507.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя св. Царственных страстотерпцев. 2000-2004 гг. Фотография. 2008 г. Церковь во имя св. Царственных страстотерпцев. 2000-2004 гг. Фотография. 2008 г. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в г. Иваново. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 9 апр. 1998 г. при Успенском кладбищенском храме. Кладбище находилось на юго-вост. окраине с. Иванова с кон. XVIII в. В 1815 г. из бывш. Покровского мон-ря с. Иванова (упразднен в 1764) на кладбище перенесли деревянную ц. во имя Св. Троицы, к-рую на новом месте 25-26 нояб. 1817 г. освятили в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1883 г. богослужения в обветшавшем деревянном храме не совершались. В 1819-1820 гг. близ Успенской ц. по проекту владимирского губ. архит. Е. Я. Петрова выстроили каменную колокольню. В 1834-1843 гг. по его же проекту на средства фабрикантов Н. С. Шодчина и К. И. Бугримова возвели каменный 5-главый Успенский храм с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя вмц. Варвары. Освящение храма состоялось 19-21 сент. 1843 г. После 1917 г. местные власти заключили с общиной верующих договор о пользовании храмом, к-рый в 1924 г. был расторгнут, а церковь передана обновленцам. К нач. 30-х гг. XX в. на месте Успенского кладбища был открыт парк культуры и отдыха «Меланжист» (Меланжевого комбината им. К. И. Фролова). В связи с этим президиум Ивановского облисполкома 11 нояб. 1933 г. принял решение о закрытии Успенского храма. В последующие годы на месте кладбища был разбит парк «Меланж» с большой танцплощадкой и кинотеатром «Балаган». В 30-х гг. церковные здания подверглись разрушениям: уничтожена до 1-го яруса колокольня, сбиты главы храма. Впосл. здесь размещалась администрация Ивгорэлектросети. 15 февр. 1995 г. в возвращенной РПЦ Успенской ц. состоялось малое освящение. 9 апр. 1998 г. при храме был открыт мон-рь, настоятелем стал архим. Зосима (Шевчук). В 2000 г. в мон-ре был заложен храм во имя св. Царственных страстотерпцев, его освящение 17 июля 2004 г. совершил архиеп. Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров) . Реставрируется Успенский храм, восстановлено его пятиглавие. С 2008 г. настоятелем мон-ря с числом братии 7 чел. является игум. Варфоломей (Коновалов). На территории мон-ря находится Иваново-Вознесенское ЕУ.

http://pravenc.ru/text/200513.html

Ратькове Солигаличского у., основан в 1869 в качестве женской общины, с 1892 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Ново-Троицкий Сумароков мон-рь (женский, в с. Новом, что в Телякове (Ново-Сумароково), Галичского у., основан в 1870 в качестве богадельни, с 1874 - женская община, с 1893 - мон-рь, закрыт в нач. 20-х гг. XX в.), Богородицкий мон-рь (женский, в с. Заветлужье Ветлужского у., основан в 1900 как община, в 1909 преобразован в мон-рь, закрыт в 1928). Ранее входившие в Костромскую епархию Богоявленский мон-рь (мужской, в с. Худынском (ныне Лухского р-на Ивановской обл.), основан в кон. XIV в., упразднен в XVIII в.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь (мужской, в с. Тимирязеве Лухского р-на Ивановской обл., основан в кон. XV в., в 1680 приписан к истринскому Новоиерусалимскому мон-рю, с 1764 самостоятельный, закрыт в 1930, возобновлен в 1995), Троицкая Варнавина пуст. (мужская, ныне пос. Варнавино Нижегородской обл., основана, вероятно, во 2-й пол. XV в., упразднена в 1764), Геннадиев в честь Преображения Господня монастырь (мужской, в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл., основан в 20-х гг. XVI в., закрыт в 1919, до 1928 существовал как приходская община при Преображенском соборе мон-ря, в 1928 собор был закрыт, мон-рь возобновлен в 1995), Воскресенский Пушавский мон-рь (мужской, в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Никольский Строевогорский мон-рь (мужской, ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл., впервые упом. в 1569, упразднен в сер. XVIII в.), Богоявленский мон-рь (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.), Успенская Дорофеева пуст. (мужская, ныне с. Дорофеево Сокольского р-на Нижегородской обл., основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю, ок. 1722 приписана к Кривоезерской пуст., упразднена в 1764), Вознесенский мон-рь (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764), Успенский Шеренский мон-рь (мужской, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010