Стены имели в высоту два яруса. У той их части, которая обращена к озеру, в широком нижнем ярусе со стороны монастыря выложены большие арочные ниши, а в глубине их прорезаны бойницы, состоявшие каждая из круглого отверстия для стрельбы и крестообразного смотрового окошечка. В верхнем ярусе вдоль всей линии стен находилось множество небольших бойниц. С внешней стороны стену, как и башни, украшал пояс узорчатой кладки. Высота стен достигала около пяти с половиной метров. Кроме башен и надворных церквей, в линию ограды входили выстроенная раньше Казенная палата и каменная палатка, названная в описях рыболовецкой. Она располагалась на середине юго-восточной стены Успенского монастыря – там, где к ней несколько позднее пристроили ограду Ивановского монастыря. Стены Ивановского монастыря, значительно меньшего по размерам, имели также четыре башни. Небольшая высота стен, еще меньшая, чем у Успенского монастыря, делала их плохо приспособленными для ведения боя. Из четырех башен две имели угловое, две – средистенное положение. Кроме башен, в линию монастырских стен входили также котельная палатка, кузница и воскобойная палатка. Надвратной церкви в Ивановском монастыре нет, и Святые ворота размещались под одной из башен. Из четырех башен Ивановского монастыря сохранилась только одна, находящаяся на середине стены, обращенной к озеру. Это – Глухая башня, названная так потому, что она единственная из неугловых не имела проезда. Позднее она получила название Котельной. По характеру кирпичного декора она напоминает Свиточную, но более широка и приземиста. В середине ее нижнего яруса расположен столб, на который опираются перекрывающие этот ярус своды. В нижнем ярусе помешалась воскобойная – здесь били воск и делали свечи. С юго-востока к башне примыкает одноэтажное здание. Это – воскобойная палатка, где жили «старцы, которым приказано воскобойное дело». От остальных башен Ивановского монастыря сохранилась только часть Святых ворот с двумя заложенными проемами. Филенки, украшающие ворота, напоминают обработку нижнего яруса церкви Преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сей монастырь устроен и украшен был царскими и боярскими вкладами; но лишился их в нашествие Поляков и в пожары, кои неоднократно опустошали его. Такие утраты вознаграждались вкладчицами из знатных фамилий, поступавшими в эту обитель. Когда указом Петра I , в 1701 году, поведено было строить в монастырях, вместо деревянных, каменные келии, тогда и здесь построены каменные же, в том числе крестовая палата с сенями. Едва минуло План Ивановского монастыря в 1759 году тому 36 лет, как мая 30, Троицкий пожар, происшедший от денежной свечки, обхватил почти всю Москву; им опустошен Ивановский монастырь, где сгорели монашеские келии и на церквах кровля; жертвою пламени сделались тогда шесть монахинь 4 . В донесении же Семена Салтыкова императрице Анне Иоанновне о пожаре 29 мая 1737 года, об Ивановском монастыре читаем: «Ивановской, в церквах в целости, точию на колокольне и на церкви кресты, кровли сгорели и кельи выгорели без остатку, колокола опустились, у святых врат часовня со святыми иконами выгорела 5 . Обитель сия время от времени устроивалась, как в 1748 году, посетило ее подобное бедствие; но в 1761 году, она возобновлена щедротами императрицы Елисаветы Петровны, которая предназначала было ее для призрения вдов и сирот заслуженных людей, как видно из указа 1761 года июня 20. Наконец, сему монастырю суждено в 1812 году потерпеть одинаковую участь с Москвою: кроме соборной церкви, все здания в нем сгорели, часть церковных сокровищ разграблена; а другая, до вступления неприятелей, увезена была в Вологду. В монастыре оставалась последняя его игуменья Елпидифора с сестрами. Когда же им начало угрожать буйство врагов, ругавшихся над святынею, она тайно удалилась с сестрами в Хотьков монастырь. После очищения Москвы от неприятелей, Ивановский монастырь обращен в приходскую церковь ; в возобновленных после пожара келиях и пристроенных зданиях помещены были чиновники и рабочие Синодальной типографии. Из монастырских церквей осталась одна соборная, замечательная до своеобразности своего зодчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Архив Пн Вышла в свет книга «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея. Ивановский монастырь и Оптина пустынь» 6 марта 2024 г. 16:40 Вышло в свет новое издание «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея. Ивановский монастырь и Оптина пустынь», подготовленное издательством Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь  совместно с Иоанно-Предтеченским ставропигиальным женским монастырем  г. Москвы. Книга посвящена известной подвижнице, старице и затворнице Московской Иоанно-Предтеченской женской обители монахине Досифее (1745/46-1810). В старину московский монастырь святого Иоанна Предтечи именовался Ивановским. В разные эпохи и царствования он был и любимым, ближним царским богомольем, и местом ссылки и особ царского рода. Жизнь затворницы Досифеи уже более двух столетий окутана тайной, с ее личностью связано множество легенд, однако в последние годы благодаря усердию почитателей старицы и исследованиям специалистов в архивах и музеях обретены ценные сведения о подвижнической жизни затворницы. Надпись на одном из недавно найденных портретов монахини Досифеи гласит: «Изображение княжны Августы Таракановой, в иночестве Досифея, дщери Императрицы Елисаветы Петровны и графа Алексея Григорьевича Розумовскаго». Кем же была таинственная старица, проведшая четверть века в строгом затворе — в келье Ивановского монастыря? Действительно ли она жертва интриг, заточенная в монастырь, как в темницу, и за что ее почитала вся Москва? Эти и многие другие вопросы рассматриваются в вышедшей книге. Сборник состоит из 13-ти статей-исследований, посвященных подвижнице и традиции ее почитания, а также близким к ней и связанным с ней духовным и светским лицам. Особое внимание уделено духовным связям Иоанно-Предтеченского женского монастыря и старцев Оптиной пустыни. Именно от этой знаменитой в Москве затворницы Досифеи получил свои первые наставления в монашеской жизни преподобный схиархимандрит Моисей (Путилов), настоятель Оптиной пустыни, вместе со своим родным младшим братом, впоследствии игуменом Исаией II (Путиловым), настоятелем Саровской пустыни, — братья Путиловы пришли к старице Досифее благочестивыми юношами 19 и 14 лет. Незадолго до своей кончины преподобный Моисей Оптинский в письме к строительнице Ивановского монастыря и благотворительнице Оптиной пустыни М.А. Мазуриной писал, что мудрая старица Досифея послужила ему «указанием на избрание пути жизни монашеского звания». Уже будучи в монастыре, Тимофей, будущий оптинский старец и настоятель Оптиной отец Моисей, и его брат Иона, будущий саровский настоятель отец Исаия, продолжали поддерживать связь с духовной наставницей, а она не оставляла их своим попечением, письменными наставлениями и молитвами. В книге приведена и всестороннее исследована их сохранившаяся переписка.

http://patriarchia.ru/db/text/6108654.ht...

Храмы весенней Руси с высоты птичьего полета ФОТОГАЛЕРЕЯ Вот уже несколько лет Михаил и Екатерина занимаются аэрофотографией. При помощи фотоаппарата, закрепленного на борту радиоуправляемого самолета, они запечатлевают поверхность Земли с высоты птичьего полета. Самыми излюбленными объектами их творчества являются храмы и монастыри России. Михаил и Екатерина любезно предоставили порталу Православие.Ru возможность познакомить своих читателей с красотой Божиих церквей, снятых весной с такого необычного ракурса. Полная подборка созданных ими работ размещается на сайте Aerialphoto.Ru . vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Илии Пророка Город Верея, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Спасский монастырь Город Верея, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий Александро-Невский монастырь Село Акатово, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Архангела Михаила Село Поджигородово, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Николая Чудотворца Село Каменское, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Спаса Нерукотворного образа Село Спасское, Ивановская область vk fb tw ok @ g+ lj Храм Спаса Преображения Судиславль, Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Ножкино (Чухлома), Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Аврамиев Городецкий монастырь Ножкино (Чухлома), Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Паисиево-Галичский монастырь Галич, Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Аврамиев Богоявленский монастырь Город Ростов, Ярославская область vk fb tw ok @ g+ lj Георгиевский собор Город Юрьев-Польский, Владимирская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Александра Невского Поселок им. Герцена, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Введенский Толгский монастырь Город Ярославль vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Город Кострома vk fb tw ok @ g+ lj Николо-Шартомский монастырь Село Введенье, Шуйский район, Ивановская область vk fb tw ok @ g+ lj Деревянная Воскресенская церковь Город Плёс, Ивановская область vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/70488.html

Купальни на святом источнике работают круглосуточно. Рядом с купальнями находится киоск, который также работает круглосуточно. В нем можно приобрести иконки, свечки, заказать поминовение, подать записки, а также в этом киоске всегда имеется горячий чай и монастырская выпечка для тех, кто желает после купания в источнике попить монастырского травяного чая. Подробнее... Казанский мужской монастырь (Кузнецово) [ править править код ] Адрес: Россия, Ивановская обл., Шуйский район, с. Кузнецово, д. 22 Телефон: (49351) 3-48-42 Электронная почта: mon.kyz@mail.ru Проезд: г. Шуя автобус остановка с. Михалково, далее пешком 1км до с. Кузнецове. В апреле 1998 по ходатайству Преосвященного Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия о преобразовании монашеской общины в монастырь, на заседании Священного Синода было принято постановление благословить открытие Успенско-Казанского мужского монастыря. Подробнее... Святоезерская Иверская женская пустынь [ править править код ] Адрес: Ивановская область, Южский район, поселок Мугреевский, ул. Набережная, д. 2 Телефон: 8-(493)-472-47-90 , 8-980-682-09-18 , 8-915-821-32-22 По преданию, мужской монастырь " Святоезерская пустынь " был основан на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход. В 1863 году вновь состоялось открытие монастыря, но уже как женского. После 1917 года монастырь был разрушен и разграблен. В 1923 году религиозная община монастыря была восстановлена, в 1928 году обитель была окончательно закрыта, храмы обращены в складские помещения, келейные корпуса заселены рабочими-торфоразработчиками. В 1993 году архиепископ Амвросий (Щуров) благословил открытие прихода в одном из храмов бывшей пустыни, а в 1998 году направил в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря монахиню Георгию (Диркс). В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря " Святоезерская Иверская пустынь " Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер. По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Иосифа в настоящее время исполняющей обязанности настоятельницы монастыря является монахиня Силуана (Волкова).

http://azbyka.ru/palomnik/Ивановская_обл...

Восстановление и реставрация храмов продолжается и по сей день. Воскресенско-Фёдоровский монастырь - один из самых поздних монастырей в Ивановской области, архитектурный комплекс которого включает интересные по формам и разнообразные по стилю постройки 2-й четверти XIX - нач. ХХ столетия. При подъезде к селу Сергеево со стороны Шуи панорама монастыря воспринимается как перекличка крупной выразительной пирамидальной композиции глав собора и вторящей им главки колокольни, возвышающихся над кронами деревьев, отражаясь в водах живописной речки Тезы. С сайта: monasterium.ru/Воскресенско-Фёдоровский мужской монастырь в с. Сергеево/Монастырский вестник Если проехать по автомобильной дороге, выходящей в южном направлении из города Шуя Ивановской области, то через 10 км, при выезде из лесного массива,откроется вид на село Сергеево. Здесь на небольшом возвышении стоят высокие монастырские стены, за которыми,если въехать через северные ворота, взору неожиданно открывается величественный и изящный Успенский собор – главный храм Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря. При виде собора у нового зрителя сразу возникает ряд вопросов. Откуда здесь, вдали от больших дорог и городов, в далекой Ивановской глубинке,появилось столь необычное по своей грандиозности и замечательной архитектуре сооружение? И как такому великолепному храму удалось сохраниться в удовлетворительном состоянии за годы Советской власти совсем неподалеку от города Шуи, где в 1930 г. была взорвана величественная Спасская церковь бригадой подрывников, которая через год взорвала храм Христа Спасителя в Москве? Мало того, и в самом Сергеево в сотне метров от собора чуть позже была взорвана двухэтажная трехпрестольная приходская Воскресенская церковь, не исключено, что той же самой командой взрывников. Попробуем сквозь тусклое стекло человеческого разума проникнуть в Промысел Божий, сохранивший для будущих поколений и монастырь, и его главную жемчужину – Успенский собор. Воскресенско-Феодоровский мужской (а до 1929 года женский) монастырь относительно молод. Успенский собор был построен в 1905 году, а весь ансамбль завершен к 1923 году. Однако невидимые нити истории монастыря тянутся из более глубоких времен и чудным образом переплетаются с историей Серафимо-Дивеевской и Серафимо-Понетаевской женских обителей.Все три обители имеют в той или иной степени отношение к великому старцу – преподобному Серафиму Саровскому, а также к боярыне Александре Николаевне Шубиной.И хотя последняя мало кому менее известна, однако ей как подвижнице благочестия посвящена достаточно объемная книга, чего удостаивается далеко не каждый даже из прославленных Церковью святых жен и мужей.

http://sobory.ru/article/?object=06617

15. Свято-Васильевский монастырь в селе Куйзовка Резинского района Республики Молдова (11.04.2006). 16. Монастырь в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова (11.04.2006). 17. Свято-Серафимовский монастырь в селе Татьяновка Марьяновского района Омской области (11.04.2006). 18. Заволжский Свято-Ильинский монастырь в селе Подгоры Волжского района Самарской области (11.04.2006). 19. Свято-Георгиевский монастырь в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Есентукской) (11.04.2006). 20. Марфо-Мариинский монастырь в селе Ира Кумертаусского района Республики Башкортостан (11.04.2006). 21. Свято-Троицкий Творожковский монастырь в селе Финёва Гора Стругокрасненского района Псковской области (17.07.2006). 22. Спасо-Казанский монастырь в городе Острове Псковской области (17.07.2006). 23. Константино-Еленинский монастырь в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области (6.10.2006). 24. Крестовоздвиженский монастырь в городе Кизляре Республики Дагестан (26.12.2006). 25. Макариево-Решемский монастырь в поселке Решма Кинешемского района Ивановской области (26.12.2006). 26. Покровский монастырь в селе Лукино Богородского района Нижегородской области (26.12.2006). 27. Рязанский Казанский монастырь в городе Рязани (26.12.2006). 28. Монастырь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Бендеры Республики Молдова (Приднестровье) (26.12.2006). 29. Монастырь во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области (21.08.2007). 30. Свято-Сергиевский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области (12.10.2007). 31. Николо-Косинский монастырь в деревне Косино Старорусского района Новгородской области (7.11.2007). 32. Сухотинский Знаменский монастырь в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области (27.12.2007). 33. Мамонтовский Никольский монастырь в селе Мамонтово Сосновского района Тамбовской области (27.12.2007).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

В Переславской епархии состоялся хоровой фестиваль имени священника и композитора Василия Зиновьева 14 февраля 2018 г. 12:53 10-11 февраля 2018 года по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора в Доме культуры пос. Борисоглебский Ярославской области прошел ежегодный епархиальный хоровой фестиваль духовной музыки имени Василия Зиновьева. Священник и педагог, регент и композитор Василий Зиновьев внес большой вклад в сокровищницу русской церковной музыки. Вершиной творчества композитора считается песнопение «С нами Бог!», его называют жемчужиной русской церковной музыки. Высоко ценил творчество отца Василия будущий Патриарх архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), он называл его «русским Бахом». Седьмой год фестиваль проводится на родине композитора в поселке Борисоглебский. Организаторы мероприятия — Переславская епархия, администрация Борисоглебского района, движение «За добрые традиции», Борисоглебский монастырь, Ивановская-на-Лехте школа, районное отделение Фонда славянской письменности и культуры. По условиям, исходя из темы фестиваля, коллективам предлагались следующие пожелания к программе: коллектив исполняет три произведения — о. Василия Зиновьева, духовное песнопение, народная или авторская песня (русская, советская, классика). За два дня работы фестиваля выступили следующие коллективы: Сводный хор Алексиевской пустыни Алексиевского архиерейкого подворья, хор «Борисоглебские соловушки» детской школы искусств п. Борисоглебский, хор детского приюта святого царевича Димитрия Угличского при Алексеевском женском монастыре г. Углича, мужской хор МОУ Ивановская СОШ, хор «Родники» МОУ Ивановская СОШ, хор храма Воздвижения Креста Господня г. Ярославля, хор Варницкой гимназии, хор мальчиков «Русский парень» Детской школы искусств 10 г. Ярославля, приходский любительский хор Яковлевско-Благовещенского храма г. Ярославля, хор Спасо-Преображенского собора г. Углича, хор храма Смоленского иконы Божией Матери с. Устья. Для участников фестиваля была организована экскурсия в Борисоглебский мужской монастырь, а также поездка на родину священника Василия Зиновьева в с. Спас-Подгорье (примерно 5 км от пос. Борисоглебский), где была совершена панихида. Переславская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Прокомментировать предложение Президента «Правмир попросил»  координатора общественного движения «Архнадзор» Константина Михайлова: — Я горячо поддерживаю эту  идею . Это, можно сказать, революционное событие. Несколько поколений специалистов по охране наследия и вообще любителей московской старины не могли и мечтать о таком. Казалось, что эта утрата безвозвратна. Это была очень тяжёлая архитектурная рана Кремля, наверное, самая тяжёлая его утрата в XX веке. И я думаю, что возвращение монастырей вернёт кремлёвскому ансамблю глубину, полноту и добавит некоей живописности. Это был потрясающий архитектурный ансамбль двух стоящих по соседству монастырей на Спасской улице, ведущей от Ивановской площади к Кремлю. Их восстановление вернёт исторический облик Ивановской площади. Для этой работы есть достоверные научные данные. Под Ивановской площадью находятся подземные сводчатые этажи и нижние части разобранных в 1929-1930-м году стен Чудова монастыря. Так что после полноценных археологических раскопок, которые необходимо там провести, и изучения всех имеющихся фотографий, чертежей, изображений, я думаю, можно будет ставить вопрос о научном воссоздании значительной части, по крайней мере, основных зданий этих комплексов. Разумеется, уже сейчас понятно, что это – дело на несколько лет. Это не должно происходить стремительно и к какой-то дате. Этому должны предшествовать архивные и натурные и археологические изыскания, восстановление должно вестись с соблюдением технологии. Кроме того, необходимо согласование этих работ с ЮНЕСКО, что тоже требует определённого времени. Так что, процесс будет продвигаться небыстро. Но то, что мы сегодня услышали из Кремля, — очень хорошая новость, такого давно не было. Чудов монастырь. Фотография из собрания Э. В. Готье-Дюфайе. Торжественное шествие императорской семьи в Кремле в Чудов монастырь. Степан Шухвостов (1821-1908) «Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле» 1866 Чудов монастырь во время коронации Николая II

http://pravmir.ru/chudov-monastyir-xix-x...

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен. В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества - кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители. Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х - начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010