Русская миссия в Пекине выделялась преимущественно на научном, филологическом поле, в деле знакомства России с Китаем. Уже в XVIII в. она дала русской науке многих востоковедов, как, например, И.К. Россохин, А.Г. Владыкин и А.Л. Леонтьев. Особенно в XIX в. она прославилась большим количеством ученых-синологов, таких как архимандрит Иакинф (Бичурин, 1777–1853), который затем стал членом Российской академии наук и членом парижского Азиатского общества, – многие его труды были переведены на немецкий, французский и английский языки. Также архимандрит Петр (Каменский, 1765–1845), преемник о. Иакинфа на должности начальника миссии, И.И. Захаров (1816–1885), В.П. Васильев (1818– 1900) и наиболее знаменитый из всех Петр Иванович Кафаров, затем – архимандрит Палладий (1817–1878), которому обязан своим рождением Большой русско-китайский словарь и огромное количество других филологических работ 286 . 5.2. Попытка более систематической миссионерской работы А) Правильное основание миссии В 1858 г. начинается новая фаза православной миссии в Китае. В Тяньцзиньском договоре (1 января 1858) Россия добилась позволения своим миссионерам беспрепятственно проповедовать православие 287 . С этого момента Пекинская духовная миссия окончательно отделяется от российского дипломатического представительства. Новые основания для ее существования ясно отражены в распоряжениях Святейшего Синода за 2030, которые были направлены с 9 по 16 сентября 1864 г. Эти предписания, с одной стороны, позволяют прояснить тактические ошибки прошлых лет, а с другой стороны с ясностью закладывают верные основания, помогающие противостоять многим миссионерским проблемам. Вот наиболее важные положения. Пекинская миссия передается в распоряжение Святейшего Синода (§ 1). Подчеркивается удаленность от всякой примеси политики (§ 5 и 38). Миссионеры должны покинуть здание российского посольства, где они находились до сих пор, и разместиться в новооснованном Успенском монастыре. Задачи Пекинской миссии ограничиваются: 1) совершением Божественной литургии в православном храме;

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

41. Материалы по Православной Церкви в Китае с мая 1944 по май 1947 года//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 22. Л. 225. 42. Материалы по Православной Церкви в Маньчжурии и Корее в 1947 году//ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 1. Д. 277. Л. 70. 43. Материалы по Православной Церкви в Маньчжурии и Корее в 1948 году//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 434. Л. 146. 44. Материалы по Православной Церкви в Маньчжурии и Харбине за 1945—1947 годы//ГАРФ. Ф 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 230. 45.  Медведев А.  Русская миссия в Китае 1685—1745 гг.: Электрон, ресурс// www.Chinese.orthodox.ru/russian/mission. 46.  Мелетий (Якимов), еп.  Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. — Рязань, 1901. 47.  Можаровский А.  К истории нашей духовной миссии в Китае: Архимандрит Петр Каменский//Русский архив. — М., 1886. — 7. — С. 405—407. 48.  Нестор (Анисимов), еп.  Маньчжурия — Харбин//Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов митр. Нестора (Анисимова). — М.: ПСТБИ, 2005. — Т. 1. 49.  Николай (Адоратский), иером.  Отец Иакинф Бичурин: Исторический этюд//Православный собеседник. — 1886. — 1. — С. 164—180, 245—278; 2. — С. 53—80, 271—310. 50.  Николай (Адоратский), иером.  История Пекинской Духовной Миссии в первый период ее деятельности: 1685—1745//История Российской Духовной Миссии в Китае. — М., 1997. — С. 14—164. 51.  Палимпсестов И. И.  Преосвященный Гурий: Из моих воспоминаний//Русский архив. — 1888. — Кн. 9. — С. 165—170. 52.  Пан Т. А.  Архимандрит Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717—1729 гг.)//Исторический вестник. — 2000. — Вып. 2(6). — С. 196—202. 53. Подворье Китайской миссии в Москве//Православный благовестник. — 1913. — 20. 54. Полный свод законов Российской империи. — СПб., 1830. — Т. 4. 55.  Пчелин Н. Г.  Миссия иезуитского ордена в Китае. 1579—1842: Дис. — СПб., 1999. 56.  Райан Н.  Россия — Харбин — Австралия: сохранение и утрата языка на примере русской диаспоры, прожившей XX век вне России. — М.: Русский путь, 2005. 57. Русская Атлантида. — Челябинск, 2003.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

занявшийся изучением языка, верований и нравов японцев, переводом священных и богослужебных книг на японский язык и проповедью христианства. Первым последователем его проповеди был жрец одной кумирни Сваабе, принявший христианское имя Павла и сделавшийся самым ревностным проповедником православия. В 1869 году, по ходатайству о. Николая, учреждена была православная миссия в Японии, и он, в сане архимандрита, сделан был её начальником. Вслед за учреждением миссии, открыты были две миссионерские школы, воспитавшие новых веропроповедников из японцев. Первые успехи православия в Японии возбудили против него гонение, но вскоре это гонение было остановлено по представлению русского консула, и христианская проповедь ревностных проповедников, не встречая противодействия, приобрела православной Церкви многих чад из японцев. В 1880 году о. Николай посвящён был во епископа православной японской Церкви, которая к 1895 году считала у себя свыше 22.500 душ христиан. В Китае, где православная миссия существует уже с начала столетия, успехи православия, сравнительно с Японией, не очень значительны. Отчуждённость китайцев от европейцев, меньшая их образованность, самый китайский язык, трудный для выражения истин христианской веры, служат препятствием к успешному распространению православия в этой стране. Деятельность китайской миссии направлена на подготовление средств к распространению Христовой веры среди китайцев: на изучение языка, нравов, религии и истории Китая. В этом деле особенно много потрудился архимандрит Иакинф Бичурин, бывший настоятелем китайской миссии в начале нынешнего столетия. В Америк в 1870 году; по мысли московского митрополита Иннокентия, учреждена епископская кафедра алеутская в городе Сан-Франциско. Православная епархия в Америке – самая обширнейшая епархия в свете, паства которой состоит из людей разнообразных народностей. Под главным управлением и руководством епископа алеутского, в Америке неутомимо трудятся наши православные миссионеры. Нο громадность расстояний, разнообразие языков, характер американской жизни, слишком материальной, весьма затрудняют деятельность миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

255 Примечание редакции. Настоящий очерк напечатан в «Казанских Губернских Ведомостях» за 1892 г. 258 При этом томе находится прекрасный литографированный портрет Высокопреосвящ. Павла. Цена книги 2 руб. 50 коп. В библиотеке можно получать и другие томы его проповедей. 260 В 9 пр. Д. регламента говорится: «Место Семинарии не в городе, но в стороне,-где нет народного шума, ниже оказии, которые мешают учению, похищают мысли молодых людей и прилежать учению не попускают». 261 Первым Ректором Казанской Духовной Семинарии был Архимандрит Димитрий Сеченов, впоследствии Митрополит Новгородский, 2-Силиверст Гловацкий, впоследствии Митрополит Тобольский, 3-Вениамин Пуцек-Григорович, впоследствии Митрополит Казанский, 4-Феофил Игнатович, впоследствии Епископ Черниговский, 5-Иероним Фармаковский, впоследствии Епископ Владимирский, 6-Архимандрит Константин Борковский, 7-Платон, впоследствии Архиепископ Астраханский, 8-Архимандрит Гедеон Зольщанский, 9-Амвросий-Яковлев Орлик, впоследствии Епископ Рязанский, 10-Архимандрит Арсений, 11- Сильвестр Лебединский , впоследствии Епископ Астраханский. 262 В зале Семинарии находится портрет Преосвященного Луки Конашевича, с надписью, в которой он называется основателем библиотеки Семинарии. 263 Из числа Казанских семинаристов вышли: Иакинф Бичурин, знаменитый миссионер в Китае и этнолог; Гедеон Криновский - знаменитый проповедник времен Императриц Елизаветы и Екатерины-Епископ Псковский. Борис Поликарпов-Префект Казанской Академии; Мефодий-Епископ Нижегородский и др. 265 Эта поправка семинарского здания сделана была на Высочайше дарованную сумму (17,875 р.) по плану, составленному архитектором Емельяновым. 266 После Сильвестра (Лебединского) были ректорами Академии: 2-Ксенофонт Троепольский, впоследствии Архиепископ Подольский, 5-Антоний Соколов, впоследствии Епископ Воронежский, 4-Архимандрит Евгений, 5-Епифаний Канивецкий, впоследствии Епископ Воронежский, 6-Афанасий Протопопов, впоследствии Архиепископ Тобольский и 7-Архимандрит Феофан Александров .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Следует заметить, что Российская Духовная Миссия дала рождение отечественной синологии, столпами которой являются ее знаменитые члены: отец Иакинф (Бичурин), архимандрит Палладий (Кафаров) и многие другие. Подписание в 1861 году серии Тяньцзиньских трактатов, предоставлявших иностранцам большую свободу, в том числе и в области миссионерства, повлияло на характер деятельности Миссии. Было открыто несколько миссионерских станов в провинции; теперь в православие обращались целыми деревнями. В эти же годы был рукоположен первый священник-китаец; переводились на китайский язык богослужебные тексты. Есть такое выражение: " Церковь зиждется на крови мучеников " . 222 китайца, среди которых были и совсем маленькие дети, отдали свою жизнь за православную веру в 1900 году, когда страну охватило восстание " ихэтуаней " , направленное против иностранцев и носившее антихристианский характер. Много погибло и католиков, и протестантов. Европейцы укрылись от погромов в посольствах, их собратьев по вере защитить было некому... Своим невмешательством правительство демонстрировало сочувствие восставшим, что, впрочем, не мешало императрице Циси посылать в осажденный посольский квартал цветы и фрукты. Остановить беспредел " ихэтуаней " смогли только объединившиеся иностранные войска. Так появились первые китайские святые мученики, канонизированные Церковью в 1902 году. За разоренную Миссию императорское правительство выплатило большие контрибуции. Были восстановлены сожженные храмы, построено много новых, бурно развивалась миссионерская деятельность в отдаленных уголках страны. Православие в Китае переживало расцвет вплоть до 1918 года, когда из России хлынул поток растерянных отчаявшихся беженцев... Миссия вынуждена была заниматься проблемами соотечественников, уделяя все меньше внимания проповеди среди местного населения. Начался так называемый эмигрантский период, который примечателен скорее как факт истории русского, нежели китайского православия. 1949 год. Грянула коммунистическая революция. Новое законодательство запрещало иностранцам всякую миссионерскую деятельность и предписывало передачу управления религиозными организациями китайцам. К тому времени на территории страны находилось 103 храма, прихожанами которых являлись 15 тысяч китайцев. В 1957 году была образована Китайская Автономная Православная Церковь, во главе которой стояли епископы-китайцы.

http://foma.ru/pravoslavie-za-velikoj-st...

Патриарх Кирилл смог изменить подобное отношение. Причем поразительно то, что произошло это очень быстро и легко: если еще в начале визита, когда он прибыл в Харбин, ощущалась некая холодность и отстраненность с китайской стороны, то затем, в Шанхае и Пекине, ее уже не было. - Как же это получилось так быстро? - Мне кажется, что Патриарх сумел донести до китайских властей очень важный аспект: Русской Православной Церкви делает честь то, что она всегда с глубочайшим уважением относилась к китайской традиционной культуре. Она всегда видела в Китае равноправного партнера, не смотрела на него сверху вниз, что было присуще западному менталитету, который ассоциируется у китайцев с христианством. Вы знаете, что первым русским китаеведом считается архимандрит Иакинф (Бичурин), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Пекине в 1807-1822 годах? Он немало сделал для изучения страны, в которую прибыл, занимался переводами с китайского, был под конец жизни избран членом-корреспондентом Российской академии наук. В нашем институте его портрет висит первым в череде портретов российских китаеведов. Думаю, его пример - это образ того трепетного отношения к китайской культуре, который явила Русская Церковь. И китайцы оценили это. Руководство страны увидело, что Православие - не враг их стране, ее укладу и традиции. - Но что дальше? Ждать ли каких-то перемен? Ведь из ваших слов следует, что Китай вряд ли заинтересован в массовом воцерковлении? - Конечно, не стоит ждать каких-то резких скачков и изменений, однако постепенно некоторые перемены начнутся. Сейчас важно, что отношение к Православной Церкви стало другим, и это позволит найти решение одной из важнейших проблем: появятся, наконец, первые священники-китайцы. Теперь, думаю, китайские власти не станут этому препятствовать, как раньше. А, значит, жизнь существующих православных общин качественно изменится. Начнутся регулярные богослужения, укрепится их внутренний стержень. Ну а следом начнется и постепенный рост. Так что я уверен - у Православия на китайской земле, в конечном счете, есть определенные перспективы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Знаток и собиратель книг и рукописей, архим. Петр основал миссийную библиотеку. Его товарищ по 8-й миссии Степан Васильевич Липовцов, воспитанник Казанской Духовной Семинарии, одновременно с ним был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу литературы и древностей Востока. Им был сделан перевод Нового Завета на маньчжурский язык. На протяжении 14 лет, с 1807 по 1821 г., Миссию возглавлял архим. Иакинф (Никита Яковлевич Бичурин). Его ученые труды трижды были удостоены Демидовской премии, в их числе его Грамматика китайского языка. Он состоял членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (с 1828), членом Азиатского общества в Париже. Автор большого китайско-русского словаря и многих капитальных трудов по истории Китая и Монголии, истории религий Китая архим. Палладий (Петр Иванович Кафаров), получивший образование в Казанской Духовной Семинарии и Петербургской Духовной Академии, вел в Миссии просветительскую и научную работу с перерывами на протяжении 40 лет. Первый в России магистр монгольской словесности академик Василий Павлович Васильев, декан Факультета восточных языков (1878–1893) С.-Петербургского университета, провел в Миссии десятилетие в занятиях китайским, тибетским, санскритским, монгольским, маньчжурским языками, в изучении буддизма. Выдающимся синологом был архимандрит, впоследствии митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Иоанн Аполлонович Фигуровский), возглавлявший Миссию с 1896 по 1931 г. В 1719 г. по предложению митрополита Тобольского Филофея (Лещинского) при согласии Петра I было решено учредить в Пекине православную епископскую кафедру. Однако Иннокентий (Колчицкий/Кульчицкий) ни в 1721, ни вторично в 1726 г. не был допущен в Пекин китайским правительством и в сане епископа Иркутского трудился среди народов Восточной Сибири как миссионер и церковный устроитель. Прославленный в 1804 г. св. Иннокентий являлся небесным покровителем Миссии. Русская Православная Церковь отмечает его память 22 февраля. В 1858 г. Миссия получает право на свободную христианскую проповедь в Китае, в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- А вы всегда путешествуете в одиночестве? - Почти всегда. Например, два года назад посетил остров Пасхи. Взял там напрокат велосипед, объехал весь остров. Кручу педали, с одной стороны океан плещется, с другой - тропы и дикие лошади... Все удовольствие - 7 долларов. - А как вы объясняетесь с местными жителями? - Чаще всего по-французски. Или по-английски. Жестикуляция тоже хорошо помогает. Да и минимум для общения на любом местном языке быстро запоминается. - Мы редко задумываемся о том, что первые этнографические описания далеких земель составляли для человечества монахи. Правда, это были преимущественно католики... - Ничего подобного! И в православной традиции есть немало имен, достойных уважения. Просто мы ленивы и нелюбопытны, как сказал классик. Еще в двенадцатом веке наш игумен Даниил ходил в Святую землю - его описание и поныне является ценнейшим источником. На Востоке, в Азии, трудился отец Иакинф (Никита Бичурин) - только в двадцатом веке сподобились книгу о нем написать, отметить его вклад в изучение Китая и Монголии. А о Порфирии Успенском - я считаю себя его духовным чадом - и поныне мало кто знает! - В оправдание современников скажу, что зато они знают об африканских путешествиях Николая Гумилева. - Кстати, я прошел его маршрутом в Эфиопии. Гумилев, правда, шел с караваном, поскольку имел возможность покупать вьючных животных и не тяготился обществом проводников, а я двигался на попутных машинах. Однако были у меня путешествия и поинтереснее - например, я повторил маршрут Ливингстона от Занзибара через Танзанию и до озера Ньяса, проплыл по реке Конго. - И что, много ли слонов, жирафов, крокодилов и носорогов встретилось на вашем одиноком пути? - Чтобы встретиться в Африке с дикими зверями, надо ехать в заповедник и платить большие деньги. А в местах обитания людей опасности подстерегают с другой стороны. Например, в Дар-эс-Саламе, когда я стоял на автобусной остановке, на меня напали несколько человек. Окружающие не бросились на помощь, когда меня грабили. Я отбивался, как мог, но все-таки рюкзак с меня сорвали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

- А на Фудзияму вы не поднимались? - На самый верх туда нельзя подняться, там замерзшая порода, чтобы подняться туда надо быть спортсменом. Так я поднимался, сколько было возможно. Там интересные пещеры - следствие того, что там что-то происходило, какие-то вулканические извержения, огромные черные камни. - А было ли нежелание принимать проповедь? - Нет, такого не было. Ведь я был послан уже в представительство при Автономной Японской Церкви. Ко мне относились с уважением. - Должен ли православный миссионер обогащаться, брать что-то от народа, среди которого он ведет миссию? - Конечно! А возьмите Аляску: Герман Аляскинский, святитель Иннокентий. Если бы Герман Аляскинский не снизошел к тому народу так, то они бы его не поняли. Он как бы опустился им в ноги, а потом начал подниматься во всей красе святого Православия и подвижничества, так они его чуть ли не богом там провозгласили. - То есть миссионер должен любить народ, его бытие? - Да, иначе не мыслимо миссионерство, миссионерство не может осуществляться без любви. Это основа основ. Если ехать, допустим, к китайцам, без любви к этому народу, так, как Бог возлюбил мир, там нечего делать. Вот первой миссионер, который приехал в Китай - архимандрит Иакинф Бичурин. Он был миссионер по призванию. Он был архимандритом в Санкт-Петербурге. Потом его отправили в Иркутск. И вот он возглавил миссию, которая направилась в Китай. Он в совершенстве знал монгольский и китайский языки. Так он проложил путь миссионерству в китайской земле. Без архимандрита Иакинфа Бичурина нельзя даже мыслить о китайской миссии. Так же в Японии невозможно мыслить миссию без архиепископа Николая (Касаткина) и митрополита Сергия (Тихомирова). - Владыка после служения в Японии вы оказались в Америке, чем японская миссия миссионерства на Западе? - На Западе было много наших людей. В Канаде, например, много украинцев. В Америке много россиян. Сейчас кафедральный собор св. Николая в Нью-Йорке по воскресным дням полон верующим народом. Потому что люди думали, что они поедут на заработки, и им будет все с неба валиться, а оказалось, что надо работать, а, попав в сложную жизненную ситуацию, они начали молиться. Мне тогда многие говорили: " Вы счастливый! Вы приехали, но вы вернетесь. А как нам вернуться? " Это было еще в советское время. При мне осуществился первый в истории визит Патриарха на американскую землю. Тогда состоялся визит Патриарха Пимена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян. Возникновение христианства в Китае [ править править код ] Согласно преданиям, христианство было проповедано в Китае ещё апостолом Фомой, однако подтверждённая история христианства в Китае начинается со времён династии Тан (VII в.), когда в Китай прибыли проповедники-несториане. Первыми европейскими христианскими миссионерами в Китае были францисканцы (XII—XIV bb.), а в XVI веке в Китай прибыли иезуиты, за сто лет создавшие в Китае мощную церковную организацию, имевшую огромное влияние при императорском дворе. Албазинцы [ править править код ] После сдачи Аблазинского острога 26 июня часть казаков (45-50 человек) с семьями были уведены в Пекин, где по указанию императора им был отведён для постоянного проживания участок земли на северо-восточной окраине Пекина, близ крепостной стены. Из албазинцев была составлена особая императорская рота — отряд «Знамени с жёлтой каймой». Несмотря на малочисленность, сильное влияние китайской среды и смешанные браки, потомки албазинцев сохранили православную веру. Во многом это стало возможно благодаря трудам российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия китайского императора с 1713 года для окормления албазинцев. Русская духовная миссия в Пекине [ править править код ] В XVII — середине XX века в Пекине действовала Русская духовная миссия. Она играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае. Палладий (Кафаров), Иакинф (Бичурин), Алексий (Виноградов) и другие члены миссии внесли большой вклад в изучения религий, языка, культуры и истории Китая. В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине. Восстание ихэтуаней и 222 мученика Китайской православной церкви [ править править код ] 222 мученика Китайской православной церкви

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Кита...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010