В 1857 году святитель перенес свою кафедру на Амур в Благовещенск. А в Новоархангельске в 1858 году открылось викариатство. Через 10 лет в связи с продажей русских владений в Америке Соединенным Штатам Новоархангельская кафедра была упразднена, но в 1870 году, по почину святителя Иннокентия, в Америке учреждена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с центром однако не на островах, а в Сан-Франциско. Это была самая обширная епархия в мире; в ее состав входила вся Северная и Южная Америка. В ту пору Промыслом Божиим святитель был уже переведен на Московскую кафедру, став с 1868 году преемником митрополита Филарета. Во время своего пребывания в Москве святой Иннокентий много потрудился над учреждением Миссионерского общества. Его трудами открыта Японская Духовная миссия во главе с равноапостольным Николаем. По благословению святителя Иннокентия основана церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской Духовной Академии. Святитель Иннокентий почил 31 марта 1879 года в Великую субботу и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. Канонизация его в лике святых состоялась в 1977 году. За пределами России в XIX веке продолжала действовать Православная Духовная миссия в Пекине. В основном Миссия занималась окормлением русских поселенцев в Китае. Кроме того она являлась связующим звеном в отношениях между двумя великими государствами. В начале прошлого столетия Миссию возглавлял выдающийся ученый-синолог, имя которого вошло в мировую науку, архимандрит Иакинф (Бичурин). Он 13 лет провел в Китае, собрав там обширный материал по языкам, истории, этнографии, религиоведению и географии Китая, Монголии и Тибета. В России опубликованы его многочисленные труды, доставившие ему звание академика. Он умер в 1853 году. По трактату 1858 года китайское правительство предоставило Миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства, это позволило русским миссионерам проповедовать среди китайцев с большим, чем прежде, успехом. В начале 60-х годов для Пекинской миссии была составлена новая инструкция и утверждены новые штаты. По этим штатам Миссия состояла из начальника в сане архимандрита, трех иеромонахов, священника, катехизатора и трех учителей. Члены Миссии отправлялись в Китай на бессрочное служение. Им запрещалось участвовать в политической жизни Китая и прибегать к интригам, хитрости и насилию по отношении к местному населению. В конце столетия Миссия располагала двумя училищами, в которых занималось более 50 учащихся. Много внимания Миссия уделяла переводческим трудам и изданию богослужебных и духовных книг не только на китайском, но и на японском, корейском и манчжурском языках. § 8. Духовное образование в XIX веке

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Духовные миссии РПЦ АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ИАКИНФ (Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 1777 - 1853), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии ПЕКИНСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ (Российская духовная миссия в Пекине), правосл. миссия, действовавшая на территории Китая в XVIII-XX вв. ПЕТР (Каменский Павел Иванович; 1765-1765), архим., миссионер, начальник 10-й Русской духовной миссии в Пекине, ориенталист, гос. деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121704.html

Тихвинский Сергей Леонидович (р. 1918). Высшее образование получил в ЛГУ и Московском институте востоковедения. Действительный член Российской Академии наук. Председатель Национального комитета российских историков. Председатель Научного совета РАН «История международных отношений и внешняя политика России». Почетный председатель Ассоциации российских китаеведов РАН. Основные труды посвящены проблемам новой и новейшей истории Китая и истории международных отношений на Дальнем Востоке. В 1943–1950 гг. находился на дипломатической работе в Китае. Чигринский Михаил Фалькович (р. 1927). Окончил исторический факультет ЛГУ (1951). Действительный член Русского географического общества. Автор работ по истории и этнографии Тайваня и истории отечественного востоковедения. Хохлов Александр Николаевич (р. 1929). Окончил Московский институт востоковедения. Кандидат исторических наук. Работает старшим научным сотрудником в Институте востоковедения РАН. Специалист в области новой истории Китая, российско-китайских отношений и истории отечественного китаеведения. Шаталов Олег Викторович (р. 1958). Окончил исторический факультет Воронежского университета (1981). Кандидат исторических наук. Доцент кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена. Читает курс новой и новейшей истории стран Азии и Африки. Сфера научных интересов: история китаеведения. Начальники Российской Духовной Миссии в Пекине Первая миссия (1716–1728). Архимандрит Илларион (Лежайский). Скончался в Пекине в 1717 г. Вторая миссия (1729–1735). Архимандрит Антоний (Платковский). Третья миссия (1736–1745). Архимандрит Илларион (Трусов). Скончался в Пекине в 1741 г. Четвертая миссия (1745–1755). Архимандрит Гервасий (Линцевский). Пятая миссия (1755–1771). Архимандрит Амвросий (Юматов). Скончался в Пекине в 1771 г. Шестая миссия (1771–1781). Архимандрит Николай (Цвет). Седьмая миссия (1781–1794). Архимандрит Иоаким (Шишковский). Восьмая миссия (1794–1807). Архимандрит Софроний (Грибовский). Девятая миссия (1807–1821). Архимандрит Иакинф (Бичурин).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иакинф (Бичурин Никита Яковлевич; 1777–1853), архимандрит, синолог. В 1800 г. пострижен в монашество, через два года был определен ректором Иркутской семинарии и назначен настоятелем Вознесенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Преподавал в Тобольской семинарии. В 1805 г. был назначен начальником русской миссии в Китае, где он прожил более 14 лет. В связи с упущениями в делах миссионерской службы был лишен сана архимандрита и отправлен в Валаамский монастырь. С 1826 г. проживал в Александро-Невской лавре и состоял переводчиком в Министерстве иностранных дел. Член-корр. Академии наук, член парижского Азиатского общества. В 1829–1830 гг. по поручению Азиатского департамента путешествовал за Байкал с бароном Шиллингом. Автор многочисленных сочинений. Иаков (Домский Иероним Петрович; 1823–1889), епископ. В 1860 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1865 г. архимандрит. С 1870 г. ректор Благовещенской духовной семинарии. С 1879 г. ректор Пермской духовной семинарии. Магистр богословия. С 1883 г. архимандрит Данилова Троицкого монастыря в Переяславле Владимирской епархии. В 1884 г. хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского. Иванов-Ринов Павел Павлович (наст, фамилия Иванов; род. 1869), генерал-майор, один из руководителей белого движения в Сибири. Последний войсковой атаман Сибирского казачьего войска. Проживал в Харбине, Владивостоке, Корее, Китае. Осенью 1925 г. добровольно уехал в СССР. Игнатий (Козыревский Иван Петрович; род. 1680), иеромонах, землепроходец. Один из первых исследователей Курильских островов. В 1711 г. (вместе с Д. Анциферовым) и в 1713 г. совершил плавания на два северных острова Курильской гряды и составил первый русский чертеж цепи островов. Его именем названы мыс и гора на Курильских островах. Построил на р. Камчатке монастырь, в котором пострижен в монашество. Игнатий (Римский-Корсаков; ок. 1630 (1635?) – 1701), митрополит. В 1692 г. хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. Принадлежал к старорусской партии, выступавшей против нововведений Петра I и возрастающего влияния иностранцев в России. Боролся против сибирских раскольников. В 1700 г. по болезни уволен на покой в Чудов монастырь, затем переведен в Симонов монастырь, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Иакинф (Бичурин) . Распоряжения Александра I сыграли решающую роль в упрочении положения православной миссии в Русской Америке , существовавшей в труднейших условиях: в 1811 году Александр I отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 году не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 году в западных губерниях был запрещен перевод униатов в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, которая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 году были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 году наделены казенными землями. В этот период царствования Александра I увлекался мечтами об " общеевропейской религии " . Находясь в 1813 - 1814 годах за границей, он проявлял интерес к различным христианским конфессиям. В 1814 году в Силезии Александр I встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел " образец чистого идеала христианства " . В Бадене Александр I общался с европейским мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания. По инициативе Александра I 14 сентября 1815 году был заключен Священный союз между монархами России , Австрии и Пруссии . Текст акта, написанный Александро I, имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религиозным собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на Александра I оказывал архим. новгородского Юрьева монастыря Фотий (Спасский) . С 1812 года при покровительстве Александра I в России развернуло свою деятельность Библейское общество , которому он подарил каменный дом в Санкт-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Православные иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском обществе протестантских проповедников.

http://drevo-info.ru/articles/13681333.h...

197 ) В. Тимофеев, учитель основанной им крещено-татарской школы, ставшей колыбелью школьно-просветительной системы, связанной с именем Ильминского. 201 Прот. Иос. Васильев – ученый богослов, настоятель русской посольской церкви в Париже, с 1867 г. председатель учебного комитета при св. синоде (†1881). 202 Прот. Иоанн Базаров – настоятель придворной церкви в Штутгарде (с 1851), известный своими литературными трудами. Переписка прот. Базарова с гр. Толстым, предложившим ему ректуру, – «Рус. стар.», т. 108 (1901), 94–99. 203 Московский протоиерей Ключарев, издатель «Душеполезного чтения», умерший в 1901 г. на Харьковской кафедре. 204 Архим. Варсонофий (Охотин), ректор Казанской дух. семинарии, умерший в 1895 г. в сане епископа Симбирского. 205 Иркутское отделение, открытое в 1866 г., получило в следующем году членских взносов и единовременных пожертвований 5100 р. 62 к. («Труды прав. миссий», I, 383–385). 206 Писано, как видно из содержания письма и заключающихся в нем хронологических указаний, 12 февраля (или скоро после него) 1867 г. 210 «Черная вера или шаманство у монголов» – «Уч. зап. Казан. университета», 1846, Ш. Джорджи Банзаров – сын забайкальского бурята, прошедший Казанский университет. † 1855 г. 212 Архим. Иакинф Бичурин – известный синолог, автор нескольких ценных сочинений (1777–1853). В «Трудах Троицкосавско-Кяхтинскоо отделения приамурскаго отдела Импер. Русского географического общества», т. VII вып. I, 1904 (С.-Пб. 1905), помещены краткая биография его, перечень важнейших его трудов и указание литературы о нем. 215 Пр. Виталий (Вертоградов), хиротонисанный 10 янв. 1865 г. в епископы Томские из Псковских ректоров, скончался 24 ноября 1866 г. 216 Алексий (Новоселов), из ректоров Владимирской семинарии, назначенный в Томск 17 янв., хиротонисан 12 марта (1867). 217 Гиляров – испр. Должность Томского губернатора, председатель Томского М. общества (см. ниже). 218 В состав второго совета М. общества, избранного 27 февр. 1866 г. не вошло ни одного духовного лица. В новом же совете (с 12 февр. 1867 г.) был только один духовный – председатель совета архиеп. Василий (Лужинский) , 78-летний старик, безвольный и бесхарактерный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1802 г. монастырь был обнесен каменной оградой. Над главными западными воротами на пожертвования иркутского коллежского советника П. П. Гирязина была возведена ц. в честь Сретения Господня (1816-1823). Ее объемное построение повторяло редкую композицию Вознесенского собора: 2 монументальных убывающих восьмерика были увенчаны небольшим восьмериком со шпилем; в плане с востока примыкала апсида. В 40-х гг. XIX в. храм был перестроен, позже разобран. На его месте на средства иркутского купца И. И. Базанова выстроили каменную 3-ярусную колокольню (1878-1881), архитектура к-рой сочетала элементы русско-визант. стиля и барокко: высокий столп колокольни с 2 ярусами звона, оформленными колоннами и пилястрами, завершался стилизованным 2-ярусным шатром. На колокольне находилось 13 колоколов, самый большой (1357 пудов 35 фунтов) был отлит в Иркутске в 1875 г. Среди колоколов особым «малиновым» звоном отличался «серебряный», как его называли, колокол, отлитый в Москве 25 апр. 1764 г. В нач. XIX в. настоятель И. м. и ректор семинарии архим. Иакинф (Бичурин) установил на колокольне башенные часы. В нач. XIX в., во время строительства ограды И. м., были обнаружены деревянный гроб-колода с останками старца Герасима и каменная плита с надписью: «1676 года Генваря 20 дня представился сего Вознесенскаго монастыря первый строитель схимонах Герасим». В 1802 г. на средства купца Н. С. Чупалова над могилой схим. Герасима была сооружена каменная 2-этажная часовня, представлявшая собой 2-ярусный восьмерик, на нижнем этаже к-рого помещалось надгробие подвижника, а на верхнем находились б-ка (в кон. XIX в. более 3 тыс. книг) и архив. С 1910 г. в соборе И. м. каждую субботу по старцу Герасиму совершалась панихида, а в часовне на его могиле - лития. Др. часовня (1836), над св. источником (рядом с Успенской ц.), выполнена в виде невысокой ротонды с пологим куполом, декорированной в скромных формах позднего ампира. Над могилой архим. прп. Синесия ( 1787) была поставлена 8-гранная часовня (1864-1865) с большим луковичным куполом; ее скромный декор состоял из классицистических и русско-визант. элементов.

http://pravenc.ru/text/674061.html

  Там же, С.605, примеч. 1.   Кривцов В., указ. соч., С. 530.  Об истории русской миссии в Пекине см: Чистович Иларион. История Санкт-Петербургской Духовной академии...,С. 282-283.   Гурий (Карпов), иером. Русские и Грекороссийская церковь в Китае//Русская старина, 1884, т. 43, С. 657.  Чистович И., указ. соч., С. 382.   Гурий (Карпов), архиеп. Русские и Грекороссийская церковь в Китае . (Письмо иеромонаха Гурия, скончавшегося архиепископом Таврическим, к Саратовскому епископу Иакову, скончавшемуся в С. Петербурге архиепископом Нижегородским. 1844 г.)//Русская старина, 1884, т. 43, стр. 660. О первых албазинцах в Пекине см. также: иером. Николай (Адоратский). История Пекинской духовной миссии. Казань, 1887, С. 33-43.  Тимковский Е. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах. Ч.2, С.181-182   Гурий (Карпов), архиеп., указ. соч.//Русская старина, 1884, т. 43, С. 659-660.  Там же, С. 659.  Николай (Адоратский), иером. О. Иакинф Бичурин.//Православный собеседник, 1886, т. 1, С. 264.  См. Алексий, иером. Китайская библиотека и ученые труды членов Императорской Духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб. 1889, С. 29.  Русский биографический словарь. т. 1, СПб. 1896, С. 22.  ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2646.  Чистович И., указ. соч., С.383.  Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 г. (Составлен секретарем Общества, бароном Ф. Р. Остен-Сакеном). СПб. 1867, С. 3.  Савельев П. Восточные литературы и русские ориенталисты//Русский вестник, 1856, т. Ш, С. 37.  Савельев П. Восточные литературы и русские ориенталисты//Русский вестник, 1856, т. Ш, С. 37.  Чистович И., указ. соч., С. 393.  Русский биографический словарь, т.1, С. 22.  ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2646.  Чистович И., указ. соч., С. 393.  Библиографические заметки о «Каталоге» см. Современник, 1843, т. 31, С. 102 и след.; 1844, т. 35, С. 203 и след.  Русский биографический словарь, т.1, С. 22.  Изложено по: Рассказы из недавней старины//Русский архив, 1878, кн. 3, С. 517.(Сообщено Иваном Степановичем Листовским).

http://pravoslavie.ru/41044.html

С 1800 г. началось преподавание «латинского и российского красноречия», с 1801 г.- всеобщей истории и географии, с 1802 г.- евр. языка. В 1803-1816 гг. был введен курс медицины, причем в 1803-1808 гг. занятия вел губ. врачебный инспектор И. Ф. Лангель. В отдельные годы преподавали рисование и математическую географию. С 1800 г. в КазДА, как в миссионерской по месторасположению, изучался татарский язык сначала по тетрадям наставника, затем по печатной грамматике свящ. Александра Троянского. Изучение татар. языка было обязательным только для учащихся из инородческих епархий, к-рые готовились к работе учителями. Всего изучавших татар. язык в различные годы насчитывалось от 20 до 100 чел. В 1812 г. по благословению Казанского архиеп. Павла (Зернова) 7 учащихся академии вступили в Казанско-Вятское ополчение, участвовали в заграничных походах рус. армии. Семинарист Пифиев дослужился до офицера, остальные вернулись в духовное звание и позже служили священниками в Казанской епархии. Среди выпускников «старой» академии - востоковед, синолог бывш. архим. Иакинф (Бичурин) , еп. Нижегородский Мефодий (Орлов-Соколов), преподаватели СПбДС и настоятели столичных соборов протоиереи Вигилянский, В. Весновский, И. Дьяконов. Содержание академии и студентов После введения штатов в 1764 г. на все 26 духовно-учебных заведений РПЦ с 6 тыс. обучающихся выделялось ежегодно 38 099 р. 983/4 к. При этом КазДС получала 1635 р. 871/2 к. В 1797 г. имп. Павел, «дабы все духовныя училища нескудное имели содержание», увеличил средства на духовно-учебные заведения (4 академии, 36 епархиальных семинарий и 115 малых уч-щ, в которых число учащихся доходило до 29 тыс. чел.), причем на содержание КазДА было ассигновано 10 230 р. Жалованье и содержание ректора, префекта, учителей и академического правления составляло не более 1/3 всей ассигнованной штатной суммы. С 1807 г. сумма общих ассигнований на все духовно-учебные заведения увеличилась до 338 863 р., с 1807 по 1818 г. КазДА получала 20 460 р. Жалованье учителей, назначавшееся архиереем, составляло от 30 до 600 р. в год за преподавательскую деятельность. Адм., надзирательские, библиотечные и др. виды работ оплачивались отдельно.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010