Как же они умножили свои таланты; как же они не говорят ничего подобного своему Господину? Но посмотрите, братия, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит; то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле: где же это? где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братия, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко, тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собою в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим; и Я, придя, получил бы Мое с прибылью. Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей воспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина – для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод: когда зерно дает на поле прибыль? Воистину достодолжной прибыли требует Господь: и грех , тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей. Послушайте наконец суд над ленивым рабом: Господь говорит: «итак, возьмите у него талант. и дайте имеющему десять талантов; ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.25:28–30 ). Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Какое у нас есть основание для признания того, что в Церкви могут находиться согрешающие члены?   Прежде всего таково научение Спасителя. Господь научал так об обществе Своих верующих притчами. Притчею о плевелах Господь показал, что в Церкви среди доброго семени Божия диавол будет сеять плевелы, т.е. злое научение, будет подстрекать ко злу, но все согрешающие по диавольскому научению не будут извержены из Церкви, доколе Господь не придет вторым пришествием. Тогда «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13:41, 42).    То же подтверждается и притчею о неводе, под которым разумел Спаситель Церковь. Как невод, когда закинут его, тянет всякую рыбу, какая попадется, а разбирают все уже на берегу, так и Церковь держит в себе до времени всяких членов: и добрых и порочных; «при кончине века, изыдут Ангелы и отделят злых от среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13:47—50).    И притчею о десяти девах, вышедших навстречу Жениху, Господь указывает, что в Церкви могут быть и добрые, и злые, и даже показывается, что все не безгрешны, потому что все девы, и добрые и нерадивые, одинаково не бодрствовали, но все заснули, хотя всем должно было бодрствовать (Мф. 25:1—13).    И притчею о блудном и добром сынах у отца показал Спаситель, что у Бога нет совершенных людей, так как и блудный согрешил, и добрый не остался до конца праведным, но впал в зависть (Лк. 15:11—32). Но особенно ясно Господь раскрыл эту истину в притче о званных на вечерю, где сказано: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:10).    Следовательно, в Церкви могут быть более совершенные и менее совершенные. В таком же смысле, и Апостол говорит: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:20, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в дверь и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Почему так Господь говорит? Потому что многие из нас просто не успеют. Жизнь человеку дана для того, чтобы он постепенно сбрасывал с себя лишнее, ненужное, все время взращивал в своем сердце Царствие Небесное. А мы? Обычно человек палец о палец не ударяет. Где-то там церковь существует, где-то там служба идет, где-то Священное Писание лежит на столе, где-то есть молитвенник, иконы, где-то добродетели христианские, а нас это не волнует, нас интересует только своя жизнь: вот моя работа, вот моя квартира, вот мои дети, вот мои внуки, вот моя программа по телевидению. Надо заложить, купить, продать, съездить, полечиться, отдохнуть, новое платье сшить – масса проблем. Так много, что уходит десять лет, двадцать, тридцать, а Царствие Небесное в нашем сердце все не растет и не растет. А жизнь наша очень коротка. Сейчас у мужчин она сократилась до пятидесяти пяти лет, у женщин до шестидесяти пяти – семидесяти, то есть предельно коротка. Причем если раньше человек умнел к девятнадцати годам, то теперь в двадцать пять лет мужчина еще ребенок, только к тридцати годам что-то в голове проясняется, он более-менее становится взрослым – а уже в пятьдесят пять умирать. Значит, сколько осталось на жизнь? Двадцать пять лет. За это время какое дерево можно вырастить? Если сосну посадить, она за такой срок станет только в руку толщиной – это если начать выращивать. А если нет? Тогда вообще ничего не будет. И вот жизнь проходит в грехе, и двери для человека затворяются – человек умирает. Происходит разрыв его состава: тело отдельно, душа и дух отдельно. В таком состоянии человек уже ничем не может себе помочь, бывает поздно. И если он жил только плотью – что ему теперь делать? Плотская жизнь исчезла, его плоть сейчас черви едят. Если он жил душевной жизнью – где его теперь книжечки? где его магнитофончики? где родная природа? искусство? где все, чем он жил? Ничего этого там нет. Чем же ему жить? Только страданием и плачем: что я делал? зачем я жизнь свою загубил? У телевизора просидел, хоккей просмотрел или всю жизнь кастрюлями прогремел, тортов испек полторы тысячи штук, а толку-то в этом нет никакого. Поэтому будет плач и еще скрежет зубов – остается только зубами скрежетать в бессильной злобе, потому что кого еще винить, как не самого себя? Церкви-то открыты, Священное Писание издается, молитвенники – пожалуйста, молись, душу свою исправляй, стремись к Царствию Божию. Но все это было неинтересно, поэтому ничего в душе нет: нет любви к Богу, нет желания Царствия Небесного. Ну а на нет и суда нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Место плача и скрежета зубов. Иисус неоднократно указывал, что люди в геенне испытывают непрекращающиеся муки. Он сказал: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 8:12 ; ср. Мф. 22:13; 24:51; 25:30 ). Но очевидно, что место плача – это место сознательной печали. Те, у кого нет сознания, не плачут. Место неугасимого огня. Иисус неоднократно называл геенну местом, где огонь не угасает ( Мк. 9:43–48 ), и где сами тела нечестивых никогда не умрут (ср. Лк. 12:4–5 ). Но ведь нет никакого смысла в неугасимом огне, если в телах нет Душ, которые могли бы чувствовать муки. Место вечных мук. Иоанн апостол описывает ад как место вечных мук. Он провозглашает, что «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20:10 ). Вечные муки означают, что это состояние непрекращающихся страданий является сознательным. Место, где зверь и лжепророк. Подсказывая нам недвусмысленный пример существ, которые сохраняют сознание после тысячи лет вполне осознаваемых мучений в аду, Библия повествует о том, что зверь и лжепророк «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Отк. 19:20 ; курсив Н. Г.) перед «тысячей лет» ( Отк. 20:2 ). И всё же после этого срока «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк [всё ещё живы], и будут мучиться» ( Отк. 20:10 ; вставка Н. Г.). Они не только «живые» брошены в озеро, но живы и после тысячи лет вполне осознаваемых мучений. Место осознаваемого наказания. Тот факт, что нечестивые подвергнутся «наказанию, вечной погибели» ( 2Фес. 1:9 ), явно предполагает, что они будут в полном сознании. Нельзя подвергнуться наказанию, не существуя. Не будут наказанием никакие истязания мёртвого, бесчувственного тела. Человек без сознания боли не ощущает. Уничтожение оказалось бы не наказанием, а освобождением от всякого наказания. О праведном Иове можно сказать, что он испытал в этой жизни нечто худшее, чем полное уничтожение, аннигиляцию. Наказание злых людей в их жизни после смерти должно быть осознаваемым. Иначе Бог оказался бы несправедливым, поскольку некоторым нечестивым людям воздавал бы меньшее наказание, чем некоторым праведникам. Ведь не все нечестивые люди страдают в этой жизни столько, сколько иные праведники.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мф.25:29 .  Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Хотя многие люди от природы мудры и имеют остроту ума, однако, если они будут нерадивы и вследствие праздности погубят благо природы, – по сравнению с тем, который немного медлительнее, но трудами и заботливостью увеличит меньшее, принадлежащее ему, – [такие] утрачивают благо природы и увидят, что награда, обещанная им, переходит к другим. Можно это место понимать и так: тому, который имеет веру и благое произволение о Боге, если бы он, по человеческой немощи (ut homo), имел даже менее других в делах, [такому] от благого Судии будет дано. А тот, кто не имел веры, утратит даже и те блага и прочие добродетели, которые от природы он, по-видимому, имел. И даже весьма искусно (eleganter) говорится: «Отнимется у него и то, что имел». В самом деле, то, что бывает без веры во Христа, не должно быть вменяемо тому, кто сделал из этого злоупотребление, а только тому, кто присоединил благо природы даже к злому рабу. Мф.25:30 .  А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Господь свет есть; и кто изгоняется от Него вон, тот лишается света. А что такое плач и скрежет зубов, об этом мы сказали выше. Мф.25:31–34 .  Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Имея в виду 598 , два дня спустя совершить Пасху и быть преданным на крестную смерть: на поругание от людей, на питье желчи и уксуса, Он прямо провозглашает о будущей славе победителя, чтобы могущий 599 возникнуть соблазн устранить обещанием награды. При этом должно заметить, что Тот, который будет созерцаем в величии, будет Сын Человеческий. А следующие слова: «И поставит овец по правую сторону от Себя, а козлищ по левую " 600 понимай в соответствии с тем, что читаешь в другом месте: «Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую» ( Еккл. 10,2 ) и выше в этом же Евангелии: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф. 6, 3 ). Овцам в качестве праведных повелевается стать с правой стороны; козлища, т. е. грешники, с левой: они по закону всегда приносятся в жертву за грех ( Исх. 12, 3 ) 601 . Он не сказал: «козлицы», которые могут иметь плод и остриженными выходят из купальни с двойным плодом, и бесплодной между ними нет ни одной ( Песн. 4, 2 ); но сказал: «козлов», животное ленивое, легкомысленное, всегда пылающее плотской похотью (fervens ad coitum).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.8:11 . «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;» Мф.8:12 . «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» " Плач и скрежет зубом. И теперь диавол так тебя огорчает, палит, теснит, омрачает, что хоть плачь и скрежещи зубами. Подумай, до какой степени истинны слова Господа: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф. 8:12 ) – и как велико милосердие Господа, спасающего нас от когтей духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 )!» 284]. «Важное сокровище – христианская вера: она из зверя делает ягненка, из гордеца – смиренника, из многоядцы и пьяницы – воздержника, из блудного – целомудренного, из сребролюбца – милостынолюбца, из себялюбца – боголюбца, из ленивого – трудолюбивого, из сонливого – бодренного, из робкого – мужественного, из лицемера – боговера, из роскошного – всеумеренного, из завистливого – доброжелательного, из обманщика и вора – правдивого и честного, из унылого – присно радостного, из бессильного – всесильного и всемогущего, из грешника – святого, из чада диавола – чаде Божие, из земного – небесного! Вот какая важная вещь христианская вера! Вот для чего мы стали христианами! Вот какими мы должны сделаться по сущей истине! Вот в чем истинное христианство ! Если же мы не изменяемся, не обновляемся духом, а остаемся равнодушными во грехах всяческих, то имя христианина, которое мы носим, пустой звук и горшей, сравнительно с язычниками, сподобимся мы муки. Кто во Христе, тот новая тварь [ 2Кор. 5:17 ]. Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» [ Мф. 8:12 ]. 24]. Мф.8:17 . «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» " Немощи немощных носите ( Рим. 15:1 ), и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Часто придется тебе в жизни иметь столкновение с немощными и волею или неволею носить их немощи. Носи их волею и с терпением, без ропота, без неудовольствия и горьких выражений, имея в виду Христа, Мздовоздаятеля, Который Сам понес на Себе немощи всего мира. Той недуги наши прият и болезни понесе ( Ис. 53:4 ; Мф. 8:17 ). Должни есмы мы сильнии по сану, по власти, по уму и образованию, по имуществу, по положению в свете и по силе физической – немощи немощных носити и не себе угождати: ибо и Христос не Себе угоди ( Рим. 15:1, 3 ). Плотский, ветхий человек твой будет требовать настойчиво, чтобы ты угождал только себе и чтобы ты не носил немощи немощных, чтобы не беспокоился, не тратился для них, не терпел их при себе, но ты отнюдь не слушай его, а стремись с усердием исполнить закон Христов, твердо веруя, что за исполнение его тебя ожидает венец бессмертия» 568].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мф.8:12 .  А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю. Сынами царства Он называет иудеев, среди которых царствовал Бог . «Выброшены будут в тьму внешнюю» (in tenebras exteriores). Тьма всегда бывает внутренняя, а не внешняя. Но так как изгоняемый от Господа вон (foras), как бы за ворота, за дверь, утрачивает свет, то поэтому тьма названа внешней. Там будет плач и скрежет зубов. Так как плач есть свойство, присущее глазам, а скрежет зубов указывает на кости, то [следует, что] истинно будет воскресение тел и тех же самых членов. Мф.8:14–15 . И когда Иисус пришел в дом Петров, увидел тещу его, лежащую и страдающую горячкою [или: «лихорадкою»] " и Он прикоснулся к руке ее, и лихорадка оставила ее». 149 – Совершается прикосновение к руке женщины, и по исцелении дел ее исчезает греховная немощь. Природа людей такова, что после лихорадки тело ослабевает еще более и с возвращением здоровья чувствуются дурные последствия болезни. Но исцеление, подаваемое от Господа, возвращает все вместе; и [теща] не только (поп sufficit) была исцелена, но – чтобы показать полное возвращение сил, – еще прибавлено: «И она встала и служила им». – Та самая рука служила, которая испытала прикосновение и была исцелена. Мф.8:16–18 .  Когда же наступил вечер, привели к Нему многих имеющих демонов, и Он изгнал духов словом, и всех болящих исцелял [или: исцелил], так что исполнилось слово, сказанное чрез пророка Исайю, который говорит: Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни. Видя же вокруг Себя многочисленные толпы, Иисус приказал ученикам переправиться чрез залив 150 . Все исцеляются не утром, не в полдень, а к вечеру, когда солнце должно было зайти 151 , т. е. когда умирает в земле зерно пшеничное, чтобы принести многочисленные плоды ( Ин.12 ). Мф.8:19–20 .  Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Если бы этот книжник законный, знавший только букву убивающую, сказал: «Господи! я последую за тобой, куда бы Ты ни пошел», то он не был бы отвергнут Господом. Но так как Он видел [в Господе] одного из многих учителей и был последователем буквы, – что по-гречески более знаменательно выражено словом γραμματες, – а не был слушателем духовным, то он и не имел места, где 152 Иисус мог бы приклонить голову Свою. А нам дается указание через этого отвергнутого книжника на то, что он хотел следовать Господу, видя величие знамений, чтобы иметь выгоду от чудесных деяний, т. е. желая того же, что Симон волхв хотел купить у апостола Петра. Поэтому такая вера праведным судом (juste sententia) [или»: по приговору – juxta sententiam] Господа осуждается, и книжнику говорится: «Почему ты хочешь следовать за Мной ради богатства и ради временных (saeculi) выгод 153 , когда Я так беден, что не имею даже пристанища и не пользуюсь собственным кровом?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Начнем с твердой опоры. Иисус у Матфея видит веру римского сотника и находит тут знак великой жатвы, при которой те, кто считали себя автоматически включенными в народ Божий, будут извержены вон. Иисус у Луки предостерегает тут от самонадеянности. Матфей и Лука в этом пункте совпадают: [ Мф 8 ] 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 сыны же Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. [ Лк 13 ] 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама и Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Божьем, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут с востока и запада, и с севера и юга, и возлягут в Царстве Божьем. В контексте иудаизма периода Второго Храма это может означать лишь одно: великий эсхатологический переворот уже близок, и когда он завершится, патриархи восстанут из мертвых, дабы разделить это не только со своими потомками, из которых кто–то неминуемо рискует на попасть на пир, но и со многими людьми языческого мира, из которых сотник у Матфея – один из первых по времени примеров. Это, на самом деле, соответствует некоторым речениям в двойном предании, где говорится о грядущем суде; в иудаизме Второго Храма никогда не считали, что последний суд должен просто наказать зло, не оправдывая и не вознаграждая праведных. Если отнести это речение к «двойному преданию», то, невзирая на поверхностные различия, трудно отрицать, что этот текст предусматривает будущее воскресение, даже если (как и во многих других иудейских тестах периода Второго Храма) оно упоминается лишь иногда. То же относится и к текстам Матфея 19:28 / Луки 22:29 : [ Мф 19 ] 28 И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в новом бытии [palingenesia], когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых. [ Лк 22 ] 28 Но вы те, которые пребыли со Мною в испытаниях Моих; 29 и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 чтобы вы ели и пили за трапезою Моею в Царстве Моем. И сядете вы на престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают вину свою на веру, на Церковь , на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! Но вот ему и подобным ему приговор праведного судии – лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал: посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим, и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью. Как ни требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати. Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет, – то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. ВОПРОС: Исправление грешников не чудеснее ли воскресения Лазаря? ОТВЕТ: Вижу Владычество над всей вселенной, над живыми и умершими, над самым адом всегубительным, но что особенно приятно удивляет меня – так это, что Он грешников, верующих и кающихся искренно, от бесчисленных прегрешений избавляет, как блудницу, как мытаря, как разбойника, и на путь спасительный, на путь, ведущий к жизни вечной, наставляет и на нем утверждает, и от проклятия праведного, от муки вечной спасает и грешников претворяет в праведников. Это всех чудес выше и больше. ВОПРОС: Высоко ли звание и дело апостолов и их преемников? ОТВЕТ: Я делаю тебя сотрудником Моим – будь ловцом человеков, проповедуй им слово о Царствии Божием, о свержении ига греховного чрез покаяние, о милосердии и прощении кающимся, о примирении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но великий святитель не переставал проповедовать народу, чтобы тот не прекращал молитвы, пока, по Божественному милосердию, чума сама не прекратится. (...) 16 . Когда, боясь мечей лангобардов, множество людей со всей Италии стекалось в город Рим, св. Григорий неустанно заботился обо всех и вместе с хлебом Слова служил им пропитанием тела. К такому его душу обязывала любовь к милосердию, что он спешил предупредить не только нужды тех, кто при нем находился, но, сверх того, и на далеко живущих расходовал силу своей щедрости; ибо пересылал даже на гору Синай рабам Божиим, живущим там, то, что было им полезно. Ведь некие другие предстоятели трудились над постройкой церквей и украшали их серебром и золотом, св. Григорий и таким делом ревностно занимался и, словно оставив его, посвятил всего себя прибыли душ, и сколько бы он ни имел денег, он старался усердно растратить их, раздав нищим, чтобы «правда его пребывала вовеки, рог его вознесся к славе» [ Пс 111,9 ], так что он мог бы сказать вместе с блаженным Иовом: «Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; оно, видевшее, восхваляло меня потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом я был для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» [ Иов 29, 11–17 ]. И немного спустя: «Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову» [ Иов 31, 16–18 ]. 17 . К трудам благочестия и праведности папы Григория относится еще и то, что он сделал народ англов причастником вечной свободы при помощи проповедников, направив их туда, и избавил их от зубов вечного врага. И действительно, так как св. Григорий был неложно верен нашему Богу, всегда восходил к небесам, ради Его щедрых даров, в то время как этот святой с пылким усердием весьма трудился, по одной собирая души верных, благой Господь даровал ему обратить и весь народ англов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010