Андрей Зубов , профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук. – С.16; Петр Королев , главный редактор студенческого журнала Московской духовной академии «Встреча». – С.16; Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий . – С.17; Кирилл Вах , генеральный директор ООО «Издательско-производственная фирма «Индрик». – С.17; Андрей Максимов , телеведущий, писатель, режиссер. – С.17; Борис Корчевников , журналист, актер. – С.17; Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент . – С.18; Священник Иоанн Охлобыстин , сценарист, актер, писатель. – С.18; Константин Кинчев , лидер рок-группы «Алиса». – С.18. На фотографиях, сделанных во время встречи, (С.14,19) представлены: Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов ; режиссер Алла Сурикова ; Генеральный директор ИД «Фома» Игорь Мещан ; Президент Кадрового Дома «СуперДжоб» Алексей Захаров ; Первый заместитель генерального директора телеканала «Россия» Александр Любимов ; Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев ; Член редакционного совета журнала «Фома», руководитель Идеологического управления ЦИК партии «Единая Россия» Иван Демидов ; Телеведущая Мария Китаева ; Член Общественной палаты Андраник Мигранян ; Главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев ; Телеведущий Александр Архангельский ; Ведущий радиостанции «Маяк» Сергей Стиллавин ; Священники Игорь Фомин, Иоанн Охлобыстин ; Депутаты Государственной Думы России Андрей Исаев , Константин Затулин ; Руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» игумен Дамаскин ( Орловский ); Народная артистка России Наталья Селезнева ; Телеведущая Елена Ханга и др. Грани памяти: Торжествующее Православие . Памяти митрополита Лавра. Фото протоиерея Игоря Пчелинцева//Фома. - – апрель 2008. – С.20. – (рубрика «Грани памяти»). 16 марта в своем скиту в поселении Джорданвиль, рядом с Нью-Йорком, скончался первоиерарх Русской Православной Церкви зарубежом   митрополит Восточно-Американский и Нью-Йорксий Лавр (1928-2008).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-60-a...

Гонения на христиан в древности отличались длительными периодами мира между ними и краткостью времени самих гонений, неодновременностью их по территории империи, так что тот или иной епископ мог удалиться со всей своей паствой в пустынное место и оставаться там до окончания гонений. Это было совершенно невозможно во время гонений в Советской России, где гонения были повсеместными, непрекращающимися, и в стране не было такого места, где христианин мог бы скрыться. В основу коммунистической идеологии как аксиома был заложен воинствующий атеизм, исключающий веру в бытие Бога и бессмертие души, что делало невозможным какой-либо идеологический компромисс между христианским и коммунистическим мировоззрением. Это было осознано Церковью и изложено в знаменитом послании Соловецких епископов весной 1927 г. Положение христиан в России было гораздо хуже положения первых христиан, так как язычники не стремились вторгаться во внутреннюю жизнь самой Церкви. В России же гонителями были вчерашние христиане, и они предприняли не просто шаги к физическому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить здание Церкви изнутри. В эпоху гонений в империи были те, кто отрекся от Христа. Отречение требовалось гонителям как возможность оправдания человека, и гонители стремились создать такие условия, чтобы христианин вслух даже не отрекался от Христа и не приносил жертву богам, а только бы на ухо шепнул, что признает императора и богов, а вслух было бы объявлено, что обвинение в принадлежности к христианству не подтвердилось. Отречение сохраняло жизнь и имущество. Отпавшие были и во время гонений в России. Однако теперь от них нередко требовали отречься публично с хулением Церкви. Парадоксально, что это отречение или попытка пойти на компромисс с гонителями в большинстве случаев не спасали человека от осуждения на муки, а нередко и на смерть. Фото: РИА Новости Результаты переписи 1937 года признали вредительскими Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор». Несомненно, что события 37-38 годов были результатом продолжающейся борьбы за власть между Сталиным и различными группировками партийной верхушки, а также борьбой разных кланов, сформировавшихся к этому времени внутри аппарата НКВД. Вместе с тем нельзя оставить без внимания мнение некоторых историков (Зубов А.Б., игумен Дамаскин (Орловский), Чумакова Т.В.), которые считают, что репрессии 1937-1938 гг. были ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.

http://pravmir.ru/butovskiy-poligon-kak-...

1034 . Зубов Д. В. Афон и Россия: Духовные связи. М. 2000. 431. 1035 . Игумен русских святогорцев. Жизнеописание схиархимандрита Макария (Сушкина). М. 1998. 222. 1036 . Иеросхимонах Иероним, духовник русского на Святой Афонской Горе Пантелеймонова монастыря//ДЧ 1886. 1. 288–327. изд.: М. 1887. 2 1900. 48. изд., с расшир. назв.: Иеросхимонах Иероним... и его присный ученик, игумен священноархимандрит Макарий. М. 1908. 72. 1037 . [Иоаким (Сабельников), иером.] Великая стража. Жизнь и труды блаж. памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М. 2001. 831. 1: Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеймонова монастыря/Автор-сост. иеромонах Иоаким (Сабельников). 1038 . Кончина настоятеля Пантелеймонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного Макария. – Преемник ему и состояние монастыря//Церковный Вестник. 1889. 28. 502–503. [О кончине архим. Макария (Сушкина)]. 1039 . Красовский И. Ф. Макарий Афонский игумен и священноархимандрит Афонского Св.-Пантелеимонова монастыря//Московские ведомости. 1889. 182, 184, 206, 212. изд.: М. 1889. 184. Красовский И. Ф. Игумен русских святогорцев. М. 1998. 1040 . Кусков В. В. Роль Афона в развитии культуры Древней Руси XI-XVII вв.//Культура славян и Русь. М. 1998. 238–248. же. Эстетика идеальной жизни. Избранные труды. М. 2000. 83–94. 1041 . [ Леонид (Кавелин) , архим.] Рассказ о святогорских монахах архим. Феофана (Сербина), 1663–1666/Сообщил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Леонид. СПб. 1883. (ПДПИ 40). 1042 . Леонид (Кавелин) , архим. Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706). СПб. 1883. X, 102. (ПДПИ 43). 1043 . Леонид (Поляков), архим. Афон и русское монашество//ЖМП 1958. 8. 60–65. 1044 . Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества//БТ 1970. 5. 5–24. 1045 . Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря Св. Пантелеймона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 18. 191–211. же://Он же. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1901). М. 1996. 577–586.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Николай Зубов. Ну-ка, плечом, – авось, подастся. Напирает плечом на дверь. Дверь трещит. Павел отбегает в противоположный конец спальни, забивается в угол у печки за ширмами и плотно прижимается, как будто расплющивается, весь белый на белой стене, почти невидимый. Дверь открывается. Заговорщики вбегают в спальню. Яшвиль (осветив постель фонарем) . Убежал! Николай Зубов. Куда? Не в окно же выскочил? Бенигсен (пощупав постель) . Le nid est chaud, l’oiseau n’est pas loin. Ищут, заглядывают в шкафы, под кресла, под стол, под кровать. Платон Зубов (указывая под ширмы) . Ноги! Бибиков. Тьфу! Точно в прятки играем… Бенигсен (отодвигая ширмы) . Он! Николай Зубов. Да что с ним такое? Будто не живой… Бенигсен. Ваше величество… Аргамаков. Не слышит. Скарятин. От страха ошалел – столбняк. Николай Зубов. А вот посмотрим. Подносит фонарь к лицу Павла и тихонько одним пальцем дотрагивается до руки его. Павел весь, с головы до ног, вздрагивает и отпрядывает от стены, как будто хочет броситься на заговорщиков. Все отступают. Павел (быстро и невнятно, как в бреду) . Что?.. Что?.. Что?.. Что?.. Что?.. Что?.. Бибиков. Экая мерзость!.. Господа, нельзя же так… Черт знает, что такое! Кончайте скорее! Бенигсен (Платону Зубову) . Князь, отречение у вас? Ступайте же, ступайте, говорите, как решили. Да ну же, ну!.. Платон Зубов (вытирая пот с лица) . Сейчас… сейчас… я только немного… Бенигсен (подталкивая Платона Зубова) . Да ну же, ну, ступайте!.. Э, черт вас дери!.. Платон Зубов выступает вперед, держа в руках манифест. Платон Зубов. Sire, nous venons au nom de la patrie… Нет, не могу… Дурно… Воды!.. Бенигсен (вырвав у Платона Зубова манифест) . Ну вас к черту! (Подойдя к Павлу.) Ваше величество, вы арестованы… Павел. Арестован?.. Арестован?.. Что значит арестован?.. Бенигсен. Арестованы и низложены. Государь-наследник, Александр Павлович, объявлен императором. На вашу жизнь никто посягнуть не осмелится: я буду охранять особу вашего величества. Только предайтесь нам совершенно. В случае же сопротивления малейшего, я не отвечаю…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Дамаск (Эль-Шам – солнце) – один из древнейших городов в мире, существующих в настоящее время. Он существовал, как город, в течение четырех тысячелетий и доселе еще находится в цветущем состоянии, с народонаселением из 40,000 человек. Дамаск своим процветанием, главным образом, обязан своему положению у подножия гор, образующих восточную оконечность Антиливана и в углу обширной песчаной пустыни, простирающейся на 8 дней пути до р. Ефрата. Это рай и, поистине, сад Господень среди далеко раскинувшейся бесплодной и дикой пустыни. Своим плодородием и цветущей зеленью, Дамаск обязан реке Аване, которая бурно бежит с гор, прокладывая себе путь через известковые скалы и разливает свои воды на обширном пустынном пространстве. Дамаск, некогда, посещал Авраам на пути в Ханаанскую землю; до этого города он преследовал четырех князей, опустошавших Содом. Распорядитель в доме его, Элиезер, был родом из Дамаска ( Быт. 15:2 ). Дамаск был покорен Давидом ( 2Цар. 8:6 ), после чего, под династией Ходадов, его политика, преимущественно, состояла в том, чтобы поддерживать междоусобную войну между соперничествовавшими царствами Израиля и Иуды, придерживаясь то того, то другого союзника, и, оттого, он, или был побеждаем, или оставался победителем, пока Ассирияне окончательно не восторжествовали над всей Сирией и Израилем ( 4Цар. 17:9 ). В книге пр. Исаии, Дамаск называется главою Сирии ( Ис. 7:8 ). На некоторое время город оказался менее значительным и сильным, чем Антиохия. После битвы при Иссе, он перешел в руки Римлян. Во времена апостола Павла им владел Арета, царь Аравийский ( 2Кор. 11:32 ). Дамаск продолжал процветать и славиться и в то время, когда был взят арабами в 634 г. по Р. X. Декаполис (десятиградие) ( Мф. 4:25 ) – область, лежавшая на восток от Иордана и простиравшаяся к северу, до Дамаска и на юг до Филадельфии, и населенная ветеранами из войска Александра Великого (отчего и произошло Греческое название оной). Важнейшими городами оной были: Дамаск, Гадара, Иппос, Пелла, Филадельфия и Скифополь. Последний из городов был единственный город Декаполиса, лежавший на запад от Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Из рассказа инокини Леониды (Сафоновой): «Принятый сегодня метод оценки возраста человека по стертости зубов базируется на современных разработках применительно к человеку, живущему в современной среде обитания. Насколько корректно применение таких методов к человеку, жившему 500 лет назад, известному своей строгой подвижнической жизнью? Совершенно не изучен вопрос о том, насколько снижает темпы старения костей и стертости зубов предельно аскетическое питание и жизнь в условиях абсолютно чистой экологии. Очевидно, что определение возраста по стертости зубов преподобного Александра требует поправок, расчета коэффициента с учетом образа жизни святого, который «плоть свою духом своим покорил» и, согласно жизнеописанию, практически никогда не болел. Известно, что состояние зубов отражает внутреннее состояние организма. Тело преподобного Александра было настолько крепким, что не боялось и «каменного ударения». По данным же современных стоматологов-ортопедов, повышенная эмоциональность и стираемость зубов находятся в прямой зависимости. Мне на глаза попалась статья одного стоматолога, который описывает состояние зубов одного известного актера – у него при его особой эмоциональной подвижности зубы, постоянно наращиваемые из искусственного материала, стирались необыкновенно быстро: через один-два месяца. Святой же Александр всю жизнь прожил в гармоничном состоянии души, в любви к Богу и к людям. Конечно, состояние его зубов и должно быть совершенно иным»… Те, кто прикасался к документам, к святыне, тысячи раз сами себя перепроверяли, чтобы исключить ошибку. Но ярчайшее свидетельство подлинности мощей то, что на кончиках пальцев правой, благословляющей руки преподобного имеются повреждения, очень похожие на те, которые бывают при изъятии частичек плоти для мощевиков. В Синодальном архиве был найден интересный документ 1747 года, в котором говорится о хранящихся в синодальной ризнице частицах мощей с перстов преподобного Александра Свирского (написано – «схима, зачаток гроба и персты преподобного»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Истопник. Тише ты! Услышат – долго ли до греха? – беды с тобой наживешь… Чиновник. Небось, кум, теперь – свобода… Иду я давеча сюда по Мойке, а навстречу офицер гусарский по самой середине панели верхом скачет, кричит: «Свобода! Гуляй, душа, – все позволено!» Истопник. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела… Да ну же, ступай, говорят, ступай – слышь, идут… Истопник и чиновник уходят направо. Роджерсон и Марин входят на нижнюю площадку слева. Марин. Пойду, доложу его сиятельству. Роджерсон. Попросите же, чтоб граф поосторожнее, а то, ежели опять, как давеча, – я ни за что не отвечаю – рассудка может лишиться. Марин. Слушаю-с. Марин, взойдя по лестнице, уходит направо. Роджерсон – налево. Кн. Платон Зубов и обер-церемониймейстер граф Головкин входят на верхнюю площадку слева. Платон Зубов. Всем чинам военным и гражданским в Зимний дворец, в Большую церковь съезжаться для учинения присяги. Митрополита и духовенство повестить не забудьте. Головкин. Митрополит внизу, в церкви ждет. Платон Зубов. Зачем? Кто просил? Головкин. Сам приехал. Панихиды служить. Платон Зубов. Панихид не будет, пока тело не выставят. Так и скажите дураку – пусть во дворец едет. Головкин. Слушаю-с. Платон Зубов. Eh bien, comte, qu’est ce qu’on dit du changement? Головкин. Mon prince, on dit que vous avez eté un des romains. Платон Зубов. Да, дело было жаркое – потрудились мы на пользу отечества… Уходят. Александр входит на нижнюю площадку слева. Елизавета и Роджерсон ведут его под руки. Роджерсон. Потихоньку, потихоньку, ваше величество! Присядьте, отдохнуть извольте… Камер-лакей приносит стул и уходит. Александр садится. Елизавета дает ему нюхать спирт. Александр. Ничего… прошло… Только вот голова немного… Все забываю… Что, бишь, я говорил-то, Лизанька? А? Елизавета. Об отречении, Саша! Роджерсон, взойдя по лестнице, уходит направо. Александр. Да, отречение… А ты мне что? Вот опять забыл… Елизавета. Я говорила, что сейчас нельзя – после… Александр. После… После… Всю жизнь… Всегда – каждый день, каждый час, каждую минуту – то же, что сейчас вот – это – и больше ничего… Как с этим жить, как с этим царствовать? Ты знаешь?.. Я не знаю… Я не могу… Пусть кто может… А я не могу…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В области глазниц кожа повреждена, на обе глазницы наложены гипсовые наклейки. При осмотре полости рта вторичного отсутствия зубов нет, прикус правильный, ортогнатический. На верхних челюстях между передними зубами отмечается выраженная диастема и щели шириной до 2–2,5 мм. Процесс изнашивания зубов равномерный, отмечены кратерообразные углубления центрального отдела жевательных зубов. Степень изношенности верхних зубов: резцы – стирание затронуло дентин; клыки – стирание бугорков; моляры – стирание затронуло дентин. Патологической стираемости твердых тканей зубов не выявлено. Изменения цвета зубов отсутствует, клиновидные дефекты не наблюдаются. Изменения в околозубных тканях в виде атрофии десневого края не отмечено. Из заключения: Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десны, что вписывается в известные свидетельства об исключительной, хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей. Полагаем, что результаты стоматологической экспертизы не исключают доказательств идентичности личности исследуемого со святым Александром Свирским. Главный стоматолог МО РФ начальник кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии профессор, полковник медицинской службы В.Н.Балин преподаватель кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии подполковник медицинской службы А.К.Иорданишвили 20 июля 1998 г. Заключение о поиске и идентификации мощей святого преподобного Александра Свирского Заключение составлено на основе анализа: 1) историко-архивных материалов, полученных в архивах: ЦГА СПб, ЦГАЛИ, Архив ЛОИИ, Архив АИМК, Фотоархив СПб, Фотоархив АИМК СПб, РГИА, Архив РАН, Гос. Архив РФ, Архив ВМА, Архив СМЭС; библиотеках; Б АН, Российская национальная библиотека, библиотека института истории РАН; тщательно проверенных фондах музеев: истории религии (Казанский Собор), Исаакиевского Собора, музея этнографии, отдела антропологии музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН; на основе изучения материалов по поводу исцелений и чудес, явленных от мощей св.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Подлинный средневековый Дамаск - это обнесенная хорошо сохранившейся крепостной стеной часть города. Главная его улица, - Прямая, она упоминается в Деяниях апостолов. Именно здесь расположен дом священномученик Анании - апостола от 70-ти и первого епископа Дамаска, - в подземной части которого был крещен будущий апостол Павел. Церковь Святого Анании - древнейший подземный храм, являющийся единственным христианским религиозным сооружением в мире, сохранившимся с I века нашей эры. И вот мы здесь! По крутой выбитой в камне лестнице спускаемся в подземелье. Два небольших помещения. Намоленные... Очень... На стенах небольшие иконы, на которых изображен путь Савла в Дамаск. Под каждым изображением на нескольких языках текст из Деяний, повествующий о явлении Господа Павлу. Читаю стихи из Библии, которые уже знаю наизусть, по телу пробегает холодок: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 3-4). «Тогда я сказал: «Господи! Что мне делать?» Господь же сказал мне: " встань и иди в Дамаск " » (Деян. 22:10). Когда я читала эти строки, мне было так радостно, что я не удержалась и сказала вслух: «Господи, неужели я пришла? Неужели я пришла в Дамаск?!»... И вот теперь о главном. Полтора года назад, когда я вернулась из первой поездки в Сирию, долгое время мне не удавалось войти в привычный ритм жизни. Я слушала свое сердце и не могла понять, что же произошло? Сирия настойчиво напоминала о себе, звала. Нужно было понять, что с этим чувством делать и как вообще дальше жить. Крайне редко, в моменты сугубой необходимости, я поступаю так же, как делал Федор Достоевский. Задумав что-то или сомневаясь в чем-то, с абсолютной верой и решимостью следовать воле Божией, он наугад открывал Евангелие и прочитывал то, что было напечатано на левой странице разворота. Так, помолившись и попросив о беспокоящем меня вопросе воли Божией, я открыла свою келейную Библию объемом почти в две тысячи страниц... Открылось возможное только у Бога, и я прочитала заветные строки: «встань и иди в Дамаск и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать» (Деян. 22:10).

http://pravoslavie.ru/100276.html

«И не пошел я в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам; а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск». Это новое доказательство того, что Павел, сверх – естественно просвещенный познанием Сына Божия, не имел нужды в помощи старейших Апостолов, не имел нужды советоваться с ними; а потому, не пошел в Иерусалим к тем Апостолам, которые избраны были Иисусом Христом во время земной Его жизни и долго слушали Его беседы; а пошел в Аравию, и потом опять возвратился в Дамаск. Если Павел, только что просвещенный познанием Сына Божия, тотчас стал про поведывать в синагогах Дамаска об Иисусе, что Он есть Сын Божий: то неудивительно, что и в Аравию понес он свет евангельского учения, чтобы там просвещать сим благодатным светом сидящих во тьме неведения. По возвращении в Дамаск, он продолжал проповедывать его жителям. В то время Дамаск был под властью аравийского царя Ареты, и к этому времени пребывания Павла в Дамаске можно отнести тот замысел на погубление Павла, о котором говорит он во втором послании к Коринфянам ( 2Кор.11:32 ). «Смотри, какая пламенная душа! замечает Златоустый. Он старается занять страны еще невозделанные и остававшияся в диком состоянии. Если бы он замедлил у Апостолов, не имея ничего, чему бы от них научиться; то остановилось бы дело проповеди. А им должно было везде преподавать слово. Поэтому сей блаженный, пламенея духом, тотчас пошел учить людей ненаученных, еще диких, избрав жизнь многотрудную и опасную. И смотри, какое его смиренномудрие! Сказав, идохл в Аравию, прибавил: и паки возвратился в Дамаск. Не говорит ни слова о своих подвигах, ни о том, кого научил и сколько» 83 . Потом те по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у Него дней пят на – десять. «Потом спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у Него дней пятнадцать». «Потом спустя три года, ходил я во Иерусалим». Спустя три года, или со времени возвращения Павла из Аравии в Дамаск, или со времени призвания его к вере в Иисуса Христа, он ходил в Иерусалим. В продолжение трех лет Павел совершил много подвигов, много посеял добрых семян слова Божия, много разлил света спасительного учения Христова, ко спасению многих; но во все это время он не встречался ни с кем из Апостолов, прежде Него призванных к апостольскому служению. Он столько получил света ведения чрез откровение Господа Иисуса Христа, что не имел нужды в человеческой помощи, и потому не искал ее ни у кого. Это – очевидное обличение тех противников Павла, которые хотели унижать его тем, что он не учился у Иисуса Христа, а свое ведение о Спасителе и спасении получил будто бы чрез одного из Апостолов или учеников апостольских. Уже спустя три года, говорит Павел, ходил я в Иерусалим видеться с Петром. Так после долгого времени служения проповеди Павел пошел в Иерусалим. И зачем же? Только за тем, чтобы посетить Петра, видеться с Петром, а со всем не для того, чтобы советоваться с ним или получить от Него какое – нибудь наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010