Храм святого праведного Симеона Богоприимца (Тюмень) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого праведного Симеона Богоприимца - православный храм в Тюмени. Здание храма было построено для сиротского приюта в 1871 г. В настоящее время при храме находится Тюменское благочиние Тобольско-Тюменской епархии. Здесь же работают Епархиальный паломнический отдел и библиотека Знаменского кафедрального собора и Тюменского благочиния. Содержание История [ править править код ] В 1871 году на личные средства купца первой гильдии, почетного гражданина города Тюмени Семена Михайловича Трусова было построено здание сиропитательного заведения, или сиротского приюта, названного Владимирским, в память о посещении Тюмени Его Императорским Высочеством Великим князем Владимиром Александровичем. В разные годы в приюте проживало от 20 до 50 детей. Со стороны Царской улицы (нынешняя ул. Республики) был устроен специальный желобок, куда клали младенцев-подкидышей, чтобы те сразу могли попасть внутрь здания. В заведение принимались дети, чьи родители погибли или не могли прокормиться. Для сирот была организована церковно-приходская школа с четырехгодичным сроком обучения, помимо которой воспитанники обучались различным ремеслам, с 1909 года действовало Приютское училище Министерства Народного Просвещения. Приют также решал задачу трудоустройства своих выпускников. В 1879 году попечитель Владимирского сиропитательного заведения С.М. Трусов обратился в Тюменскую городскую Управу, к Тобольскому губернатору и епископу Ефрему с прошением о строительстве домовой церкви. После кончины С.М. Трусова дела по возведению церкви приняла на себя его дочь Фотина Семеновна Серебрякова. 22 июня 1885 года церковь была освящена в честь святого праведного Симеона Богоприимца. Дубовый иконостас храма с резными колоннами был исполнен московскими художниками и мастерами. Стены и купол храма были выкрашены масляной сиреневой краской и расписаны изображениями, в миниатюре напоминающими храм Христа Спасителя. В куполе был изображен Господь Саваоф с младенцем на груди, а на четырех подкупольных склонах – четыре евангелиста. До 1887 года храм числился приписным к Успенской церкви города Тюмени.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_п...

Это был первый храм в Иркутске с ротондальной основой – круглое здание, окруженное колоннами и увенчанное куполом. Декоративное оформление церкви — скромное. Плоскости стен фланкированы широкими лопатками с выпусками скругленного угла между ними. Оконные проемы с лучковой перемычкой не имеют наличников, лишь в основании их выступают плоские подоконные подушки с прямоугольными нишами под ними. Храм несколько раз перестраивался, после пожара 1879 года он стал сиропитательным домом для пожилых и одиноких священников, и уже почти никак не напоминал изначальное творение Лосева.  Храм Григория Неокесарийского При Троицкой церкви 16 января 1866 года открылась приходская начальная школа, размещённая в доме иркутского мещанина С.И. Левина, который бесплатно предоставил своё помещение. Со следующего года школа перебралась в дом иркутского купца Ивана Николаевича Хахилева. Первоначально в школу было зачислено три мальчика и десять девочек. «Звездный дом» После революции Троицкая церковь была поставлена на учет Сектором науки как памятник архитектуры первой категории. Однако в 1931 году в здании устроили рабочее общежитие. Во время Великой Отечественной войны храм планировали вернуть епархии, но этого не произошло. В 1949 прошла полная перепланировка здания для обустройства  в стенах церкви иркутского планетария. Местные газеты зафиксировали дату: 4 марта 1950 года – открытие «звездного дома». Это был восьмой планетарий на территории Советского Союза и первый на Дальнем Востоке и в Сибири. Он был сооружен по типу московского и оснащен новейшим оборудованием. Довольно большой звездный зал (диаметр купола Троицкой церкви – 8 метров) вмещал 120 мест. Первую лекцию «Наука и религия о строении Вселенной» провел Василий Курышев, в будущем – известный советский астроном. В 1953 году во время сильного наводнения было затоплено несколько иркутских улиц. Пострадало и здание храма, и расположившийся там планетарий. Островок веры А в 1986 году «Звездный дом» был окончательно закрыт – с этого момента началось восстановление Свято-Троицкой церкви по проекту архитекторов Г.Г. Оранской и Б.А. Шутова. Из-за нехватки материалов реставрация затянулась почти на 20 лет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

49 3/4 коп., которые Именными указами 20 июня 1739 г., 31 января 1739 г. и 11 февраля 1753 г. велено хранить не расходуя; 2) в Канцелярии С. Э. Правления 165392 руб. 99 1/2 коп., в числе которых состоят и те 100000 руб., которые в 1757 г. поднесены Св. Синодом Императрице, а ею 1 сентября 1757 г. отданы на постройку собора в Александро-Невском монастыре, а после, 8 декабря 1757 г. по Именному указу их отдавать не велено, а если отданы – возвратить, т.к. 100000 руб. на постройку этого собора Императрица пожалует из особливой суммы 813 ; 3) в Московской Типографской Конторе за книги – 43607 руб. 12 коп., из которых покупаются материалы и выдается жалованье директору, служащим и рабочим. Итого в подчиненных Синоду местах – 255116 руб. 58 коп.; 4) на указ Святейшаго Синода архиепископ Новгородский Димитрий ответил, что в апреле 1754 г., еще до его определения на кафедру, по присланному из Кабинета в Новгородскую Губернскую Канцелярию указу с курьером вся наличная тогда казна 170411 руб. 84 1/4 коп. опечатана и тратить ее не велено без особого Высочайшего указа даже по синодальным указам. В том числе имеется оставшихся за расходами по штату Новгородского архиерейского дома 71787 руб. 6 коп., а прочие деньги числятся по штату в раздачу жалованья домовым служителям, на содержание церквей и домов архиерейских, семинарий, сиропитательного дома и госпиталя, которые (деньги) предшественником его, архиепископом Стефаном и удержаны, так что ныне следует жалованье возвратить, домовые и церковные ветхости исправить, а семинарию, сиропитательный дом и госпиталь почти совсем вновь учредить. Положенные же по штату (как и Высочайшим указом 1745 г.) сумма определена на известные расходы, ежегодные остатки от которых велено употреблять на завещанные митрополитом Иовом богоугодные дела, а в случае каких-либо неудобств по штату велено представлять Св. Синоду, что и делалось. Поэтому, за малым по штату положением, и на другие расходы потребно тратить из той же остаточной суммы, из которой с 1754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Он собрал истуканы, которым гунны поклонялись и перелил их, потому что они были серебряные и янтарные 107 . Гунны рассердились и сговорившись с братом его, убили его, а на его место поставили царем брата его, Муагера 108 . Боясь, чтобы римляне не взыскали за него, вдруг напали на город Воспор и убили трибуна в нем Далмация с воинами его. Услышав о сем, император отправил туда консула 109 Иоанна, внука Иоанна Скифа, сына патриция 110 Руфина, с значительным вспомогательным войском из скифов 111 , к которому присоединились вожди: Годилла из Одиссополя и Вадурий 112 . Гунны, узнав о том, бежали и исчезли; таким образом в Воспоре воцарился мир, и римляне управляли им уже без всякой опасности. Между тем Юстиниан уничтожил все еретические церкви и отдал оные православным, исключая ариан Ексокионийских. Царь обнародовал Уложение об епископах, сиропитателях, экономах и странноприимцах, чтобы они не делали более духовных завещаний, довольствуясь тем, чем владели до вступления в сию должность, равно как принявши посвящение, не имели бы права располагать своею собственностью, которая вся принадлежала бы святому месту. Этот же император достроил общественную баню в Дагисфее, которую начал еще Анастасий; также устроил большое водохранилище посреди двора Базилики Илла. л. м. 6021, Р. Х. 521. В сем году император жестоко наказал Исайю, епископа Родосского, и Александра, епископа Диоспольского во Фракии, обвиненных в мужеложстве, именно: низложивши их, велел отсечь им детородные уды, водить по городу и кричать глашатаю: «Вы, епископы, не бесчестите своего сана!» Кроме того издал строгие законы против распутных, из коих многие были казнены. Всюду воцарились глубокий страх и безопасность. Император собрал все древние законы в одну книгу, озаглавив так: «Новые постановления», и повелел, чтобы правители в местах своего управления не покупали никаких имений, не строили домов и не получали наследств после чужих, но только от одних ближних родственников. В том же году, ноября 29, в третьем часу дня, индиктиона седьмого, спустя два года после первого бедствия, великая Антиохия снова испытала на себе гнев Божий, именно: ужасное землетрясение продолжалось целый час, и с небес слышан был страшный рев, отчего все, вновь выстроенные здания и стены рушились до основания, равно как и уцелевшие от первого землетрясения, теперь пали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В этом году, во время игр на ипподроме, когда партии враждебно соревновали между собою, царь Юстин послал свой приговор обеим партиям в таких выражениях: венетам приказал сказать: царь Юстиниан для вас умер; а прасинам: царь Юстиниан для вас жив. И услышав это, партии притихли и уже не ссорились между собою. В том же году царь начал строить дворец Софианский во имя жены своей Софьи под тем предлогом, что там, в храме архангела погребен сын его Юст, умерший еще до его воцарения, когда Юстин был куропалатом. И украсил царь сей дворец различными многоцветными мраморами. л. м. 6062, Р. Х. 563. Первый год епископства Венедикта Римского. В этом году царь Юстин начал строить другой дворец в подгородной даче, которую владел до своего воцарения, равно на острове Принцевом устроил другой загородный дворец и церковь святых бессребренников, в урочище Дария. Восстановил также царь общественную баню Тавра и назвал ее Софианскою по имени жены своей Софьи. В том же году Анастасий, великий епископ Антиохийский, в своем ответном письме на синодальное послание Иоанна епископа Константинопольского, который рукоположил Иоанна Александрийского, и самого рукоположенного,– отозвался оскорбительно и за это подвергся церковной опале и был лишен своей епископии и рукоположен на место его Григорий монах и апокрисиарий обители Византийской. л. м. 6063, Р. Х. 563. Первый год епископства Григория Антиохийского . В этом году Нарсес кубикуларий и протоспофарий, любимец царя Юстиниана, из-за которого и поругания терпел, построил дом Нарсеса и обитель Катаров. Царь Юстин, слышав, что его племянник, бывший в Александрии августалием, составляет заговор против него, послав обезглавил его. л. м. 6064, Р. Х. 564. В этом году Юстин начал строить церковь святых апостолов Петра и Павла в сиропитательнице и святых апостолов в Триконхе, сгоревшую при Зиноне царе. Пристроил точно также два аспида (сводообразные постройки) к церкви святой Богородицы Влахернской с северной и южной стороны этого великого храма, так что вся церковь получила форму креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В том же году Тиверий начал строить общественную Влахернскую баню, и обновил многие церкви, и странноприимницы и сиропитательницы. И приказал писать себя в актах Тиверий Константин. л. м. 6074, Р. Х. 574. Год первый епископства Иоанна Константтнопольского. В этом году, апреля 6, индиктиона 15, скончался Евтихий патриарх и чрез шесть дней рукоположен Иоанн диакон великой церкви, постник. Царь Тиверий, купив рабов язычников, устроил из них полк под своим именем, одев и вооружив 5000, и дал им воеводою Маврикия комита федератов, а его помощником Нарсеса. И послал их против персов. В последовавшей затем большой войне римляне решительно одолели и отобрали у персов города и страны, которые те завоевали при Юстиниане и Юстине. Маврикий, по возвращении в Константинополь, был принят царем с великою честью, и праздновал Тиверий триумфы по поводу победы Маврикия и принял его в зятья, выдав за него дочь свою Константину. Точно также и за воеводу Германа царь выдал дочь свою Хариту и возвел обоих зятьев в достоинство кесарей. Августа 14, индиктиона 15, царь вкусив рыжих шелковичных ягод; красивых, но вредных, заболел чахоткою, и сбираясь умирать, пригласил патриарха Иоанна вместе с синклитом и войсками в трибунал, и будучи внесен на носилках, уже не мог говорить сам, но при посредстве чтеца объяснил полезное для дел народа римского и Маврикия, своего зятя, нарек царем. Все восхвалили царское определение и царя Маврикия, и Тиверий, возвратившись, помер на своей постели. Царствовал он 3 года 10 месяцев и 8 дней. л. м. 6075, Р. Х. 575. Первый год царствования Маврикия Римского. В этом году воцарился Маврикий, будучи 43 лет, и немного спустя устроил свадьбу отца своего Павла, пришедшего в Византию, а дружкою жениха был Марит великий евнух придворный. В апреле месяце был на форуме сильный пожар, бурный ветер помогал огню и сгорело много домов. 10 мая было сильнейшее землетрясение и все бежали к церквам и не праздновалось уже конскими ристалищами основание города ( τEQ o( γενθμον) 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

29. Святых младенец мучеников четыренадесяти тысящ, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. Преподобнаго отца нашего Маркелла, игумена обители Неусыпающих (485). Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI – XII). Преподобнаго Феофила Омучскаго (XV). Преподобнаго Фаддея Исповедника (818). 30. Святыя мученицы Анисии (285–305). Преподобнаго Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Преподобнаго Даниила Переяславскаго (обретение мощей, 1652). Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийскаго (311). Преподобныя Феодоры Кесарийския (VIII). Преподобныя Феодоры Цареградския (X). 31. Преподобныя Мелании Римляныни (439). В сей день отдается Рождества Христова праздник. Месяц Январь 1. Еже по плоти обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския (379). Мученика Василия Анкирскаго (ок. 362). Запев на 9-й песни: Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа. Отпуст: Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: Зри: Суббота пред Просвещением. Неделя пред Просвещением (между 1 и 5 ианнуария). 2. Предпразднство Просвещения (Богоявления). Святителя Сильвестра, папы Римскаго (335). Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца (1833). Преподобнаго Сильвестра Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Праведныя Иулиании Лазаревския, Муромския (1604). Священномученика Феогена, епископа Парийскаго (ок. 320). 3. Святаго пророка Малахии (400 г. до Р. X.). Мученика Гордия (IV). 4. Собор святых 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки, евангелистов, Клеопы (брата Иосифа Обручника), Симеона, Варнавы, Иосия (он же Варсава, Иуст), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия , Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (он же Иоанн), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка (племянника апостола Варнавы ), Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

117. Андрей Иерусалимский † ок 712 г, названный так потому, что подвизался неподалеку от иерусалимской лавры св Саввы Освященного, затем был протонотарием иерус патриарха, диаконом и сиропитателем храма Софии в Константинополе и, наконец, архиеп Критским, автор великого канона, трипеснцев страстной седмицы и мн др песнопений 118. πρας предел 119. γιφθογγος – от γιος святой и φθγγω – звучать. Слово, составленное самим песнописцем (неологизм) 120. σις – речь, изречение, выражение 121. Пс. 98.5 122. χρντων – незапятнанных 123. Пс. 90:4. 124. πανοικτρμον – всесострадательный, всемилосердный 125. Пс. 4:7, в евр. и рус. Библии «яви нам свет лица Твоего». Лице Божие представляется омрачаемым нашими грехами и гневом на них; искупление, знамением которого является Крест, просветляет это лице. 126. Нередкое в Библии образное выражение для обозначения неодолимости, победы, залогом которой служить Крест. 127. πολυλεος – слово, употребляемое только у LXX и в церковном языке. 128. τς ντως – действительно (жизни). Крест заменил собой на земле райское древо жизни, действительно дав людям ту жизнь, которую райское древо не дало, хотя могло дать. 129. εργσατο – у классиков глагол означает преимущественно телесную и ручную работу (ποιω – вообще работу). 130. τν ανων – «(Царь) веков». 131. В греч. запятая не здесь, а перед «посреди земли» 132. πρατα – пределы, освящает мир до его крайних пределов. 133. т. е. храм Воскресения (в Иерусалиме), освящение которого было одновременно с воздвижением Креста по его обретении. Таким образом, освящению («обновлению») храма Воскресения придается такое же мировое значение, как и воздвижению Креста; последнее в первом получило восполнение и завершение (Крест и воскресение) 134. «радуются» – γλλονται, «веселятся» – εφρανονται, первое – более восторженная радость. 135. Пс. 98:5. 136. В греч. «свят» и это сказуемое к «подаяй» (миру), которое в слав. остается без сказуемого, так и в греч. Псалтири «яко свят», т. е. Господь, но в евр «свято» может относиться и к «подножию», куда оно отнесено и в русской Библии.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Лаврентий»). На некоторых иконах заметно влияние сев. художников, к-рые также в этот период работали в Иркутске (напр., на подписной и датированной 1756 г. иконе «Сретение» устюжского иконописца Василия Колмогорова, ее стилевые аналоги прослеживаются и на др. иконах храма). В артельной работе иконописцев влияние различных стилей давало своеобразный художественный результат. Многие мастера виртуозно справлялись с непростыми художественными задачами и имели высокий профессиональный уровень в рамках российского иконописания Нового времени. Стиль барокко просуществовал в Иркутске более столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. он проявился в произведениях народных мастеров и ремесленников, барочные завитки в наличниках окон деревянных иркутских домов встречаются вплоть до 2-й пол. XIX в. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С. Н. Фролов. 2002 г. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С. Н. Фролов. 2002 г. Третий период, начавшийся со времени канонизации свт. Иннокентия Иркутского (1804), был прерван революцией 1917 г. и установлением в 1920 г. в Вост. Сибири советской власти. Утверждение за светским искусством в нач. XIX в. ведущей роли оказало влияние на церковное искусство: традиц. иконопись, претерпевшая глубинные изменения в барочный период, стала трансформироваться в живопись на религ. темы. Иконы или, точнее, иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма. В таком стиле в 30-40-х гг. XIX в. работал М. Мурзин, живший в Верхнеудинске, позже в Иркутске и создавший иконы для церквей Иркутска, Якутска, Кяхты и др. (напр., «Рождество Христово» и «Благовещение» в иркутской Крестовоздвиженской ц.). В XIX в. в Иркутске работало мн. художников, получивших образование в учебных заведениях С.-Петербурга и Москвы: Д. И. Яковлев (учился в АХ у К. Брюллова, в 50-60-х гг. XIX в. жил в Иркутске, участвовал в написании икон для иконостасов верхоленской Воскресенской и иркутской Борисоглебской церквей); Н. В. Голубев (в 1848 окончил АХ, в 1854-1863 преподавал рисование в Иркутской губ. гимназии и Иркутском сиропитательном заведении, переехал в Киренск, где написал 2 иконы для Спасского собора); М. И. Зязин (в 1874 окончил АХ, с 1881 преподавал рисование в Иркутской учительской семинарии и Иркутском техническом уч-ще, в 1888 написал икону «Свт. Иннокентий Иркутский, с житием»); Н. В. Гребнев (в 1847-1856 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1863-1874 жил в Иркутске); Н. И. Верхотуров (в 1883-1889, на рубеже XIX и XX вв. жил в Иркутске, организовал рисовальную школу, написал иконы для церкви Медведниковской больницы). Известны мастера, получившие образование в Иркутске (напр., иконописец Н. И. Туголуков, к-рый брал уроки живописи у Яковлева, портретист М. А. Васильев и др.).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Никона на монашество. Из древней Руси идут еще два завета современным инокам – завет печалования за осужденных и завет обличения мирской неправды. Но первый завет наше монашество будет исполнять только в том случае, если проникнется задачами милосердия; второй – обличение властей и богачей вместо пресмыкательства пред властью и богатством – оно исполнит только тогда, когда вспомнит свои забытые уставы и станет не тем, что оно есть, а тем, чем должно быть. Одним из главнейших аргументов против больничной, школьной и отчасти благотворительной деятельности инока служат для арх. Никона соображения об иноческом досуге. Время нужно монаху, прежде всего, для церковной молитвы и никоим образом невозможно дозволить ему какое-нибудь послабление во имя, например, ухода за больными или подобного... «поделья». Думаем, что это положение требует больших ограничений. В общежительных монастырях есть должность больничных старцев, обязанных ходить за больными иноками. Их мы встречаем и в древнерусских монастырях, например, в Печерском и Троице-Сергиевом. Без сомнения, их приходилось освобождать от постоянных церковных служб, когда в монастыре были тяжко больные или умирающие. Но раз от церковных служб освобождали больничных старцев ради больного инока, то почему же не освобождать их и для больных мирян? Преп. Сергий заповедал инокам ходить за больными бедняками и может быть сам посещал больных. В книге самого же арх. Никона, «Житие и подвиги преп. Сергия» изображен подвижник, посещающих больных, а в объяснении к рисункам сказано: «Св. игумен ходит —763— за больными» 1011 . Во Введенской богадельне за больными мирянами ухаживали сначала монахи Троицкой обители, а потом, вероятно, иноки Пятницкого Подольного монастыря. Неужели преп. Сергию и троицким инокам XV–XVI в. не было известно, что время монаху нужно, прежде всего, для церковной молитвы? Неужели такое простое соображение, что нельзя в одно время быть у постели больного и в церкви, не приходило им на разум? Что на это скажет арх. Никон? – По уставу Василия Великого должность заведующего сиропитательницей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010