Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОТИК СИРОПИТАТЕЛЬ [греч. Ζωτικς Ορφανοτρφος] (сер. IV в., К-поль), сщмч. (пам. 30 дек.; пам. греч. 31 дек., 8 янв.), пресв. к-польский. Наиболее раннее упоминание о З. C. относится к 472 или к 469 г. (ODB. Vol. 3. P. 1537): это распоряжение визант. имп. Льва I относительно привилегий богоугодным заведениям К-поля, в т. ч. приютам, первый из к-рых основал З. С. (CJ. I 3, 34). Агиографические источники, повествующие о З. С., относятся к более позднему периоду: анонимное Мученичество (BHG, N 2479), в заглавии к-рого З. назван не «орфанотрофом», а «птохотрофом», т. е. попечителем бедных, сохранилось лишь в рукописи XI в.; «Похвальное слово» Константина Акрополита (BHG, N 2480) также дошло в единственной рукописи XIV в. (Ambros. H. 81. Suppl. Fol. 1-11). По мнению издателя, «Похвальное слово» восходит к утраченному Житию XI в., дополняя его в посвященной посмертным чудесам части оригинальными сведениями о жизни средневизант. К-поля ( Miller. 1994. P. 339-340, 345). В Элладской Православной Церкви З. С. почитается как преподобный. Сщмч. Зотик Сиропитатель. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Зотик Сиропитатель. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Согласно источникам, З. С. принадлежал к числу вельмож, призванных имп. св. равноап. Константином I Великим из Рима в основанный им К-поль. Позже, поняв, что мирская суета и почести его не привлекают, З. С. принял сан священника. Когда в городе началась эпидемия проказы, император, чтобы пресечь ее дальнейшее распространение, повелел утопить всех зараженных в море. З. С. решил спасти больных. Он явился к императору и попросил у того средств на приобретение драгоценных камней для гос. казны. Получив деньги, он отправился на берег моря, выкупил у палачей больных и переправил их на др. берег Золотого Рога на холм Элеонес. После кончины Константина I на престол взошел его сын Констанций II (337), он был еретиком-арианином и не любил З.

http://pravenc.ru/text/200083.html

Зотик Сиропитатель, сщмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Зотик Сиропитатель, сщмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Зотик Сиропитатель, сщмч. Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого (306 - 337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море. Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций (337 - 361), последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Всё тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу. На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Зотик Сиропитатель, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2371

А вот живший в IV в. сщмч. Зотик Сиропитатель (память 30 декабря/12 января) все же через похожую историю мученически пострадал. В то время в Константинополе усилилась проказа и, чтобы прекратить ее распространение, император Константин Великий повелел бросать в море всякого прокаженного. Тогда Зотик явился к царю и предложил ему купить драгоценных жемчугов и блестящих камней для утвари, уверяя, что очень опытен в этих делах. Св. Константин знал священника и полностью доверял ему, поэтому легко выдал крупную сумму денег, на которую св. Зотик выкупил у воинов сколько смог обреченных на утопление прокаженных и устроил для них, говоря современным языком, хоспис, где сам и служил больным. Когда же Константин умер и на престол взошел его сын Констанций, впавший в арианство, то Зотик был призван во дворец дать отчет о царских деньгах. «Я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел», — ответил Зотик и повел царя к больницам. Там, показывая прокаженных и больных, сказал: «Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою». Но император-еретик только разгневался на святого и велел, привязав его к диким мулам, гнать их через поля и дороги, и так св. Зотик окончил земную жизнь. Милость к павшим На языке уголовного кодекса поступки ап. Фомы и св. Зотика назывались бы растратами, а св. Вонифатия — воровством. Напрашивается вопрос, как милостивые святые отнеслись бы к тому, если бы что-то украли у них? Вот, например, житие скончавшегося около 350 года (память 8/21 августа) святителя Мирона Критского. Этот святой был земледельцем и постоянно благотворил нуждающимся, раздавая им часть урожая. Господь уберег его от искушений, постигших св. Филарета: величина урожаев всегда соответствовала размерам подаяний, и семье роптать не приходилось. Однажды, застав на своем гумне воров, до того наполнивших мешки, что даже не удавалось поднять их, он подошел и своими руками помог поднять мешки на плечи; при этом он строго запретил ворам рассказывать о его поступке. За свою добродетельную жизнь святой Мирон впоследствии стал священником, епископом и чудотворцем. Подобных историй в житиях множество.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

С., однако не решался открыто обвинить его в распространении проказы. Дочь Констанция оказалась в числе больных и должна была быть казнена, однако З. С. спас ее в числе прочих, поселив на Элеонесе. Вскоре в городе начался голод, в к-ром обвинили З. С. Констанций повелел схватить святого, однако З. С. сам пришел во дворец и предстал перед императором. Тот потребовал от З. С. отчет о потраченных гос. средствах, и З. С. предложил показать ему приобретенные драгоценности. Он привел Констанция туда, где собрал всех больных, и, выведя их из укрытий, указал на них со словами, что это и есть те самые драгоценности, приобретенные с великим трудом. В гневе император распорядился привязать З. С. к диким ослам и пустить их в поле. Когда мученик предал дух Господу, ослы человеческим голосом обличили жестокость императора, а на месте гибели святого забил источник с целебной водой. Увидев эти чудеса, Констанций раскаялся и приказал похоронить З. С. с почестями и построить на гос. средства приют для больных. Память З. С. в К-поле отмечалась 31 дек. в ц. св. апостолов Петра и Павла в Орфанотрофии (возведена имп. Юстином II в 571-572 ( Theoph. Chron. Т. 1. P. 244; Bury J. B. The Imperial Administrative System in the 9th Century. L., 1911. P. 103-104)). Также известно, что в районе холма Элеонес существовала церковь, посвященная З. С., память мученика там отмечалась 8 янв. ( Janin. Églises et monastères. P. 578-579). Ucm.:BHG, N 2479-2481; SynCP. P. 357-358, 359-362, 375-376; Mateos. Typicon. P. 191, 469; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 445-450; Aubineau M. Zoticos de Constantinople, nourricier des pauvres et serviteur des lépreux//AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 67-108 [BHG, N 2479]; idem. Chrysostome, Sévérien, Proclus, Hésychius et alii: Patristique et hagiographie grecques: Inventaires de manuscrits, textes inédits, trad., études. L., 1988. N XIX. (Variorum repr.; 276); Miller T. S. The Legend of Saint Zotikos according to Constantine Akropolites//AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 339-376; ЖСв.

http://pravenc.ru/text/200083.html

Дек. С. 845-847. Лит.: Janin R. Constantinople byzantine. P., 19642. P. 456; idem. Églises et monastères. P. 142-143, 413-414, 581-582; Sauget J.-M. Zotico//BiblSS. Vol. 12. P. 1505-1506; ODB. Vol. 3. P. 1537; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165-166. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя»       Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается). Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ανωθεν λλαμφθναι (    ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе. По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ζσας ριστον βον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Νν πεπλρωται πντα (Ныне исполняются всяческие) (ibid. P. 138); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»     ( Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200083.html

3анифа , муч. персидский, 28 марта. 3ахария (память Господня, евр.), прор. серповидец, 8 февр. 3ахария прор., родитель Предтечи, 5 сент. 3ахария , преп. египетский. 5 дек. Захария преп., затворник, 34 марта. Зевин , Пустынник сирийский, 23 февр. 3ина (Божественный, греч.), ап. из 70, 27 сент. Зина , муч. при Максимиане, 22 июня. 3инаида (Божественная, греч.), 11 окт. 3иновий (Богоугодно живущий, греч.), еп. егский, 30 окт. Зинон (Божественный, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Зинон , муч. африканский, 10 апр. Зинон , еписк. веронийский, 12 апр. Зинон воевода, муч. никонидийский, 23 дек. и 3 сент. Зинон , муч. никомидийский, 18 апр. Зинон , муч. мелитинский, 6 сент. Зинон священник, 6 сент. Зинон и Зина , слуга его, 22 июня. Зинон , преп. сирийский, 30 янв. Зинон , 3 марта. Зоил (любящий животных, греч.), 3 марта. Зосима (сильный жизнию, могущий жить, греч.), воин муч. кононийский, 19 июня. Зосима , пустынник киликийский, муч. 19 сент. и 4 янв. Зосима , муч. антиохийский, в Писидии, 28 сент. Зосима , преп. палестинский, обрейший пр. Марию, 4 апр. Зосима преп., елиск. Вавилона египет., 4 июня. Зосима , преп. финикийский, 8 июня. Зосима преп., еписк. сиракузский, 30 мар. Зосима пр. соловецкий, 17 апр. Зотик (животворящий, оживляющий, полный жизни, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек. Зотик , муч. никомидийский, 18 апр. Зотик , муч. никонидийский, 21 окг. Зотик , муч. фракийский, 22 авг. Зотик , муч. с Илиею и др., 13 сент. Зотик сиропитатель, преп. 30 дек. Зоя (жизнь, греч.), мученица атталийская, 2 мая. Зоя , мученица римская, 18 дек. Зоя , преп. вифлеемская, 13 февр. Игафракс , из 26 мучч. дотфских, 26 марта. Игнатий Богоносец, 29 янв. и 20 дек. Игнатий , патриарх цареградский, 23 окт. Игнатий , преп. Спасовой обители Глубокой реки, 27 сент. Игнатий , еп. ростовский, 28 мая. Игорь блаженный, князь черниговский и киевский, 5 июня. Иларий (веселый, греч.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля. Иларион (веселый, греч.), муч. мелитинский с Иероном , 7 ноября. Иларион , муч., с Емидианом, еписк. тревийским и др., 18 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святая получила от Господа дар исцеления различных болезней. Царица Евдокия, жена императора Феодосия II (408–450), вывихнула ногу и сильно страдала. Когда же святая Мелания коснулась больной ноги – та стала здоровой. Людей, одержимых бесом, преподобная врачевала помазанием святым елеем. Однажды пояс святой Мелании был возложен на женщину (при трудных родах), и тем спасли ее от смерти. Провидя свою кончину, святая Мелания посетила Вифлеем на праздник Рождества Христова и обошла (в последний раз) святые места в Иерусалиме. В день первомученика архидиакона Стефана преподобная Мелания читала сестрам житие святого и сказала им, что читает в последний раз. Неутешно плакали сестры обители о предстоящей разлуке с любимой духовной матерью и наставницей. Святая Мелания утешала их и долго поучала добродетельной жизни. 31 декабря 439 года преподобная, несмотря на телесную боль, присутствовала на Богослужении и, причастившись Святых Христовых Таин, мирно предала дух свой Богу. Священномученик Зотик был одним из приближенных сановников при дворе императора Константина Великого (324–337). В 330 году столица империи была перенесена из Рима в Константинополь. Вместе с другими придворными туда переселился и святой Зотик, но вскоре он оставил блестящую придворную жизнь, принял священство и всецело посвятил себя служению ближним. Он открыл двери своего дома для всех нуждавшихся в помощи: лишенным крова, странникам, больным и нищим. За исключительную доброту и сострадательность святой был прозван «сиропитателем». В то время на Востоке свирепствовала эпидемия проказы. Чтобы прекратить ее распространение, был издан приказ: всякого зараженного проказой топить в море. Святой Зотик скорбел о несчастных, обреченных на гибель. Он пошел к императору и попросил у него золота, якобы на покупку драгоценных камней и жемчуга для украшения царского венца. Константин Великий исполнил просьбу своего любимца. Святой Зотик получил золото и стал выкупать прокаженных у воинов, которым было приказано уничтожать их. На берегу Босфора, на горе, недалеко от столицы, святой Зотик построил больницы для прокаженных, истратив все деньги, данные ему благочестивым императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ермолай Никомидийский , иерей, сщмч. (6 июля/8 августа) Еферий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Ефрем Новоторжский , прп., архим. (28 января/10 февраля; 11/24 июня) Ефрем Перекомский , Новгородский чудотворец, прп., игумен (16/29 мая; 26 сентября/9 октября) Ефрем Печерский , Переяславский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 января/10 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Ефрем II , Сербский, патр. (15/28 июня) Ефрем Сирин , Едесский, иеродиакон, прп. (28 января/10 февраля) Ефрем Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Захария Печерский , постник, прп. (24 марта/4 апреля) Захария Праведный , священник, пророк, отец св. Иоанна Предтечи (5/18 сентября) Зиновий Егейский (Киликийский), еп., сщмч. (30 октября/12 ноября) Зиновия Егейская (Киликийская), мц. (30 октября/12 ноября) Зинон Африканский (Карфагенский), мч. (10/23 апреля) Зинон Печерский , прп., постник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (30 января/12 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Зосима Соловецкий , прп., игумен (17/30 апреля; 8/21 августа) Зотик Критский , мч. (23 декабря/5 января) Зотик Сиропитатель , Константинопольский, пресвитер, сщмч. (30 декабря/12 января) Иакинф Римский , мч. (3/16 июля) Иаков Алфеев , ап. из 12-ти, брат св. евангелиста Матфея (9/22 октября; 30 июня/13 июля ап.]) Иаков Боровичский , Новгородский чудотворец прп., (23 октября/5 ноября; 22 мая/4 июня) Иаков Железноборовский , прп., ученик прп. Сергия Радонежского (11/24 апреля; 5/18 мая) Иаков Зеведеев , ап. из 12-ти, брат ап. Иоанна Богослова (30 апреля/13 мая; 30 июня/13 июля ап.]) Иаков Катанский (Сицилийский), еп., исповедник (21 марта/3 апреля; 24 марта/6 апреля) Иаков Менюжский , Новгородский, отрок, прав. (24 июня/7 июля) Иаков Персиянин , вмч. (27 ноября/10 декабря) Иаков Ростовский , еп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 ноября/10 декабря) Иаков , брат Господень по плоти, ап. от 70-ти, 1-й еп. Иерусалимский, сщмч. (4/17 января ап.]; 23 октября/5 ноября; в Неделю по Р. X.) Сиропитатель , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христиане издревле много пеклись о сиротах 1729 . Святые, прославившиеся призрением сирот, поставляли для себя особенною обязанностию надзирать за сиротами и вдовицами, нищими и больными, не имеющими собственных средств пропитания, и помогать им. К лику сих св. благодетелей человечества между прочими принадлежит преподобный IV века – Зотик Сиропитатель, который, будучи лично известен Константину Великому , пришел из Рима в Константинополь, и отвергши мирскую честь и суету, принял пресвитерство и служил меньшей братии Христовой. Как Авраам свою кущу, так св. Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в свою странноприимницу бескровных, странников и болящих; был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых; он пекся особенно о прокаженных. Пишут, что сих несчастных определяли бросать в море, но милосердый Зотик выкупал их своим золотом, устроил для них вне Царьграда больницы и служил им – отверженным всеми. Господь даровал ему благодать исцелять недужных, и он врачевал их своими молитвами. Странноприимство, т. е. принятие и упокоение бедных людей, не имеющих пристанища, издревле есть христианская священнейшая добродетель. Авраам, будучи пришельцем в земле Ханаанской, с усердием принимал под сень свою и угощал странников ( Быт.18:1–9 ). Господь чрез Моисея узаконил евреям: пришельца не озлобите, ниже оскорбите его: прительцы бо бесте в земли Египетстей ( Исх.22:21 ), и в Евангелии называет благословенными странноприемлющих ( Мф.25:34–35 ). Посылая апостолов на проповедь, Он заповедал им находить для себя пристанище у странноприемлющих ( Лк.10:1–11 ). Ап. Павел между обязанностями епископа внушает ему быть страннолюбиву ( 1Тим.3:2 ) и между добрыми делами вдовицы поставляет: аще странныя прият ( 1Тим.5:10 ), и всем христианам заповедует: страннолюбия не забывайте: тем бо неведяще нецыи странноприяша Ангелы ( Евр.13:2 ). Странничество, по изъяснению св. ап. Павла, есть свидетельство, что мы не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кто мудро им торгует, – того в рай оно возносит. Мелания святая в этом обнищала, В молитве теплой всю себя Создателю предала, Иссякло злато – Господом она обогатилась; Душа ее спасалась, сердце в Боге веселилось. Ведь если с нами Сам Христос, чего нам не хватает? И вот уже Мелания все скорби исцеляет. Хвалила она Бога до последнего дыхания, Растратила богатства – получила воздаяние. 2. Свв. праведные Иосиф Обручник, Давид царь и Иаков, брат Господень . Празднество в их честь совершается в воскресенье по Рождестве Христовом. О царе Давиде, сыне Иессея, можно узнать из книг Царств. О святом Иакове см. 23 октября. Иосифа Обручника Евангелие называет мужем праведным ( Мф. 1:19 ). Посему и была ему вверена Богом Пресвятая Дева для Ее защиты и покровительства, и удостоился он великой чести в домостроительстве человеческого спасения. Хотя Иосиф происходил из царского рода Давида, однако был скромным плотником в Назарете. На 80-м году своей жизни взял он Пресвятую Деву из Иерусалимского храма в свой дом, а на 110-м [году] упокоился [в Господе]. 3. Преподобномученик Зотик Сиропитатель (питатель убогих) . Был знатным и по роду, и по званию. Переселившись в Царьград, отринул от себя все и принял священный сан. Основал дом для убогих, в который помещал заразных больных и служил им. Лично знал императора Константина Великого . За то, что взял он золото от императора и истратил его на больных и убогих, Констанций, сын Константина, привязал его к дикому мулу, которого гнали до тех пор, пока святой Зотик не скончался от ран. Пострадал он в IV веке. 4. Блаж. Феофилакт, архиепископ Охридский . Родился на острове Эврип и был воспитан в Царьграде самыми знаменитыми учителями той эпохи. Как клирик Великой Церкви, был избран в епископа и, вопреки своей воле, послан в Охрид, где провел около 25 лет (примерно с 1082 по 1108 год). Хоматиан Охридский называет его «мудрейшим архиепископом». Муж величайшей учености, как светской, так и богословской, утонченного византийского вкуса, меланхоличный и восприимчивый, Феофилакт чувствовал себя среди славян в Охриде, как изгнанник среди варваров. Написал он Толкование на Четвероевангелие и на другие книги Нового Завета. Это – лучшее произведение подобного рода после Бесед святителя Иоанна Златоуста , и поныне читаемое с большой пользой. В числе прочих его трудов известны к тому же Письма, а [также] Житие святителя Климента Охридского. В преклонные годы святой Феофилакт удалился из Охрида в Солунь, где, как думают, и скончал свою земную жизнь, преставившись в блаженную вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010