Ключевский: «По поручению того же патриарха (Иова) составлена была пятая, самая обширная и витиеватая редакция жития кн. Александра Невского. Из приписки к ней видно, что автор ее вологодский архиепископ Иона Думин. Его труд – компиляция, составленная по записке Александрова биографа-современника, по летописи и по двум редакциям жития, написанным по поручению митрополита Макария; новый редактор прибавил от себя новые риторические украшения, 4 чуда 1572 года и пространное похвальное слово. Сводя и переделывая сказания прежних биографов, Иона однакож ведет рассказ от их лица и приписывает им слова, которых мы не находим в их сочинениях: таким образом в биографии, написанной по благословению Иова, читаем, что автор беседует с пленными, взятыми Александром в ледовом бою, и получает от митрополита Макария приказание написать житие Александра, и слушает рассказ старца Рождественского монастыря во Владимире о чуде князя Александра в 1572 году» 443 . (Ключевский. Жития святых, 313–314.) Позднейшие жизнеописания имеют для историка-биографа важное значение, потому что, по словам исследователя древнерусских житий святых, «памятники позднейшей письменности дают заметить, что более ранние вожди русской христианской жизни на северо-востоке сошли со сцены не бесследно: местная память сохранила о них устное предание, которое вместе с этой жизнью растет и осложняется, облекаясь наконец в литературную форму жития. Это предание почти все, что осталось для историка о деятельности этих вождей, и в сбережении его главное значение житий, на нем основанных». (Там же, 1–2.) Сведения, заимствуемые из рукописных жизнеописаний св. Александра Невского, мы приводим по последней наиболее обширной редакции. Цитируемая рукопись принадлежит Московск. главному архиву Министерства иностран. дел, за 639/1150. II. Полное собрание русских летописей Известия из Софийского Временника приводим по изданию Строева. М., 1820. III. Новейшие жизнеописания святого Александра Невского 1) Созерцание славной жизни святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского. Посвящено Его Импер. Высоч. вел. кн. Александру Павловичу. Пис. Ф. Туманский. СПб., 1789, 42 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

61 Барон Горн возвратился 1715 года в Швецию, где, через четыре года, получил Графское достоинство от сестры Карла XII-ro Королевы Ульрики Елеоноры. Он умер в 1730 году, на 88 от рождения. 63 «Не забывайте слов Господина моего товарища (Меншикова) – писал Петр Великий к Огильвию 29-го Января 1706 года – «который приказывал вам при «отезде своем, чтоб вы больше целость войска «хранили, нежели на иных смотрели…» Деяния Петра Великого, ч. 2, стр. 235. 64 Барон Карл Эвальд фон Ренн родился в Курляндии; служил в молодых летах, в Швеции, Голландии и в Польше; перешел в нашу службу Полковником 1703 года; был первым Комендантом в Петербурге; отличился под Нарвою (1704 г.); пожалован Генерал-Майором; разбил, при урочище Везенберг, Шлиппенбаха: участвовал во взятии Митавского замка 1705 года; произведен в генерал-Поручики; покрыл себя славою на Полтавском сражении, овладел двумя редутами; получил жестокую рану в бок, награжден чином генерал-Аншефа (1709); содействовал взятию риги (1710 г.); овладел Турецким городом Ибраиловым (1711 г.); получил в том году, за свои военные подвиги орден Св. Андрея Первозванного (25 июля); умер в 1716 году. 66 См. в Собрании разных записок о Петре Великом Туманского, ч. 8, Журнал Барона Гизена, втор. половину, стран. 231. 70 Бомбардирская рота учреждена при Преображенском полку Петром Великим в 1695 году. Он был Полковником и Капитаном роты. 73 Любовь Петра Великого к Меньшикову до того простиралась, что еще в 1703 году отправлен был в Вену Генерал-Поручик Розен для исходатайствования ему Княжеского звания, с обещанием тамошним Министром десяти тысяч гульденов; но посольство Барона Гизена было успешное. 78 Герцог занемог в С.Петербург 3 января 1711 г., а 9 числа скончался в сорока верстах от этого города. 82 Гизен отправлен был, сначала, в Берлин, а потом в Вену Министром и исходатайствовал Меншикову достоинство Имперского Князя. 83 Князя Петра Михайловича, родного брата Фельдмаршала Князя Михаила Михайловича Голицына. Он пользовался особою милостью и доверенностью Государя; был, потом, Генерал-Поручиком и гвардия Преображенского полка Подполковником; умер в 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрабулович) Фаддей Витовницкий — (1914-2003) — крайне почитаемый сербский старец. В пятнадцать лет тяжело заболел. Ему было сказано, что если он пройдет определенное лечение, то выживет, если нет — умрет в течение пяти лет. Будущий старец отказался от лечения и решил посвятил последние пять лет своей жизни монашеству. Он поступил в монастырь Мильково, где подвязались изгнанные из страны валаамские монахи (один из которых, наставник Фаддея, был духовным сыном Амвросия Оптинского). Старец, в последствии описывал время проведенное в Мильково: «Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу.» После Фаддей исполнял послушание во многих монастырях. Во время войны арестовывался нацистами. После этого старец, поселился в монастыре Витовница, где провел всю свою оставшуюся жизнь и начал старческое служение. Поучения старца Фаддея Витовницкого кране просты: большей частью почти «примитивные» афоризмы, однако несущие евангельскую мудрость, полные смирения и любви. В старце Фаддее сошлись валаамская и оптинская традиция с русской «стороны», опыт горняцко–туманских исихастов — учеников синайских исихастов — с сербской. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/fad...

В Березовском состоялась встреча родственников репрессированных священнослужителей Екатеринбург, 4 мая 2006 г . День 30 апреля, завершивший Пасхальную седмицу, вошел знаменательным событием в историю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Березовском. Здесь принимали дорогих гостей: родственников, потомков священников, служивших в храмах города и пострадавших в годы гонений, передает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Большинство из гостей в Березовском впервые. Сфотографировались на память вместе с настоятелем Успенского храма игуменом Владимиром (Туманским). Всего в Березовский приехало 14 приглашенных гостей. О многих подробностях, событиях жизни и мученичества своих отцов и дедов им предстояло узнать из книги журналиста Тамары Бортниковой " Верность храму своему " , выпущенной недавно в издательстве Екатеринбургской епархии. Работа над ней началась с января 2002 года, когда настоятель храма отец Владимир благословил на труды автора будущей книги. И вот, в апреле 2006 года, появилась на свет долгожданная книга. В ней отразилась история Березовского завода и двух его храмов, начиная с 1762 года и по сей день, то есть почти за два с половиной века. В ходе сборов исторических сведений естественно назрел вопрос: где же потомки священнослужителей? И вот, в один воскресный день, к Тамаре Бортниковой, автору будущей книги, подошла в храме женщина и представилась: «Я из Екатеринбурга. Людмила Анатольевна Шандровская». «Как я вас жду!» – услышала она неожиданный ответ. Так появились сведения о тридцати родственниках протоиерея Фотия Шандровского, репрессированного по ложному обвинению в 1937 году. Удалось найти и некоторых других потомков священнослужителей. Из храма родственники репрессированных направились в класс воскресной школы, где во всю его длину был празднично сервирован стол, за которым разместилось более 30-ти человек. Открывая встречу, игумен Владимир (Туманский) сказал: «Ваши родственники, пострадавшие за веру священники, давно ждали этого дня, этой встречи в честь их памяти. Ждали, пожалуй, с самого начала своего мученического отшествия. И вот, память возвращается, времена варварства, попирания духовных ценностей уходят в прошлое. И дай Бог, чтобы эти времена никогда не вернулись – с вашей помощью, в том числе. Мы благодарны вам за память, которую вы сохранили, несмотря на гонения».

http://pravoslavie.ru/17234.html

Т. 19. Вып. 1. С. 64-68), а также в текстах с его примечаниями «Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием. Мученичество свв. Григория, Рипсимы и Гаяны» (1906. Т. 16. Вып. 2/3. С. 63-211), в статьях О. фон Лемма «Коптская легенда о нахождении Гроба Господня» (1890. Т. 4. Вып. 1/2. С. 1-19) и др. Печатались важные статьи В. В. Бартольда «Мусульманские известия о чингизидах-христианах» (1892. Т. 6. С. 330-331) и «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» (1894. Т. 8. С. 1-32), В. Жуковского «Легенда об Иисусе и черепе в персидском стихотворном сказе Аттара» (1893. Т. 7. С. 63-72), Н. Ф. Катанова «Татарские сказания о семи спящих отроках» (1894. Т. 8. С. 223-245), П. К. Коковцова «Чудеса св. Николая, епископа г. Мир: Перевод с персидского» (1896. Т. 9. С. 79-86) и «Христианско-сирийские надгробные надписи из Алмалыка» (1906. Т. 16. Вып. 4. С. 190-200), Тураева «Неизданный поэтический памятник коптской эпиграфики» (1897. Т. 10. С. 70-82), «Эфиопские стихи в честь Апостолов» (1900. Т. 12. С. 13-20), «Из жизни абиссинского монашества в XIV в.» (1901. Т. 13. С. XLVI-XLVIII), «Копто-эфиопское сказание о прп. Кире» (1904. Т. 15. Вып. 1. С. 1-20) и «Эфиопские рукописи в Петербурге» (1907. Т. 17. Вып. 4. С. 115-248), А. Н. Веселовского «Восточные эпизоды в романах о св. Граале» (1901. Т. 13. С. XXV-XXX), Т. Тораманяна «О древнейших формах Эчмиадзинского храма» (1910. Т. 19. Вып. 1. С. 31-52) и др. В журнале рассматривались известия вост. писателей о славянах: «Новое мусульманское известие о русских» Бартольда (1896. Т. 9. С. 262-267), «Новооткрытый персидский географ X столетия и известия его о славянах и руссах» А. Туманского (1897. Т. 10. С. 121-137), «Пролегомена к новому изданию Ибн-Фадлана» Розена (1904. Т. 15. Вып. 2/3. С. 39-73); вост. элементы в рус. письменности: «Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве»» (1902. Т. 14. Вып. 1/4. С. XX-XXIV) и «О турецких элементах в памятниках русской письменности домонгольского периода» (1907. Т. 17. Вып.

http://pravenc.ru/text/182593.html

Очевидно, что он любил много говорить обо всем, что сам знал, и говорил, как понимал, не скрывая своих убеждений; а так как ему случалось получать и отпор убеждениям, то он любил споры, которым и предавался со всем жаром увлечения. Близость к царскому двору давала ему еще больше самонадеянности, и неудивительно, если он иногда дозволял себе лишние, даже и не монаху не всегда простительные вещи. Видно уроки Полоцкого, любившего больше латинское образование, глубоко запали в сердце Медведева, обратились в его убеждения и потому он начал уже открыто распространять то, что скрывал или о чем говорил прикровенно его учитель; от того о Медведеве стали писать и уже простые из низшего класса люди (составители повестей о Медведеве). Что касается слов составителей повестей о Медведеве, будто «он был неук, только мня себе мудр быти», то нет сомнения, что они составляют чистейшую ложь. Напротив, Медведев был человек очень образованный, хотя, пожалуй, и односторонне, в известном направлении. Он хорошо знал латинский язык и отцы отдавали ему своих детей учить латинскому языку 4 . После Медведева осталась богатая библиотека 5 , в которой были кроме латинских и другие книги – славянорусские, польские и проч. Около десяти лет Медведев занимал должность справщика на московском печатном дворе, что также служит против этого мнения. По отзывам современников (Туманского записки т. I, 209), Медведев не только не был неук, а наоборот был «чернец великого ума и остроты ученой». Он хлопотал об открытии в Москве славяно-греко-латинской академии, думая быть ректором в ней. Перу Медведева принадлежит описание первого стрелецкого бунта (1682 г.); ему же принадлежит первое описание книг, какие были на Руси написаны и напечатаны до него 6 . Он таким образом и историк и «отец славянорусской библиографии», как называет его за последний, указанный нами, труд другой библиограф В. М. Ундольский. Из этих фактов видно, насколько справедливы слова составителей повестей о Медведеве, что он был необразованный, неук. Живя в Москве в Заиконоспасском монастыре, Медведев быстро подвигался по лестнице служебной иерархии; вскоре после своего приезда сюда – в Москву, он был назначен строителем Заиконоспасскаго монастыря и еще 7187 году назначен был справщиком на московский печатный двор и в то же время книгохранителем того же печатного двора. Эту должность он занимал вплоть до 7197 года, когда «ему монаху Сильвестру жалованье на 197 г. не было дано и у книжного правления быти ему не велено и 197 г. марта в 12 день по указу великих государей и по благословению святейшего патриарха у книжного правления велено быть в справщиках на его, Селивестрово, место иеромонаху Тимофею 7 . Этой должности на печатном дворе Медведев лишился, кажется, по той же причине, ради которой постигла его и смертная казнь впоследствии, т.е. за учение о времени пресуществления святых даров в таинстве евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Радое Арсович (1893-1946) был высокообразованным дипломатом, защитившим докторскую диссертацию по философии в Сорбонне и докторскую диссертацию по праву в Университете Монпелье. Он оставил государственную службу и стал монахом Яковом в Жичском монастыре. Миссионер и проповедник, он был замучен коммунистическими властями после Второй мировой войны и умер в деревне Раброво, недалеко от Туманского монастыря, в котором был похоронен, по собственному желанию. В октябре 2014 года было обнаружено, что его останки не подверглись разложению спустя почти 70 лет. В мае 2017 года он был канонизирован, и его день отмечается также 21 августа. Святые мощи покоятся в правой и левой нишах нефа храма. Старец Фаддей Витовницкий (Штрбулович) был архимандритом Туманского монастыря до 1962 года. Святыни [ править править код ] Чудотворная икона Божией Матери «Курская» (XVIII - нач. XIX века) происходит из монастыря близ города Курска. Легенда, сохранившаяся до наших дней, гласит, что во время беспорядков в годы Октябрьской революции монастырь в окрестностях Курска был сожжен дотла. Русские монахи, которые собирались уезжать в Сербию, нашли на руинах монастыря неповрежденную икону Пресвятой Богородицы, забрали ее с собой и привезли как большую святыню в Мильков монастырь, где она пребывала до 1936 года. Когда в 1936 году братство монастыря Мильково перешло в Туманский монастырь, они принесли с собой эту икону Пресвятой Богородицы, поместив ее в часовне монастыря Туман. В 2010 г. по благословению епископа Браничевского Игнатия икона была перенесена в монастырскую церковь архангела Гавриила, где пребывает и по сей день. Пещера преподобного Зосимы находится в скале, окруженной старым густым лесом. На самом деле есть две пещеры, соединенные узким проходом. В одной пещере жил Зосима, а в другой молился. Рядом с бывшей монашеской кельей находится небольшая часовня. В пещере сохранились спелеотемы. Рядом с пещерой находится «чудодейственный» источник воды, а также небольшой водопад. Последним отшельником, жившим в пещере, был монах Пахомий, который упокоился в 1965 году. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

365 В «Акос» Лихудов ученик говорит учителю: «мы слышахом и видехом векую книжницу на Русском языке именуемую издание церковного разглагольствия святейш. архиеп. Фессалоникийского о тайнах и иных учителей Восточныя церкве (ясное указание на содержание именно Выклада см. предыидущее примеч.)... Яже на трех или четырех пенязех в торжящи продается. См. Рук. Син. Б. Щит веры. л. 617. 366 Указание на это латинское мнение на л. 50, гл. 29, где сказано: «на литургии открывает (монахи) главы своя: на входе… и на словеса Христова " … 367 Выражаясь так, мы впрочем не допускаем того, будто Полоцкий и друг его сообщника были агенты иезуитов и действовали по их планам. Нет, иезуиты, как увидим, только наблюдали ход дела в Москве и выжидали, что бы начать действовать самим. В Полоцком и его сообщниках они видели только приготовителей поприща для себя. Потому то вероятно они и свободно выпустили его из Литвы в Москву, тогда как Лихудов своих противников всеми способами, как увидим, старались задержать на пути в Москву. 371 См. собр. разн. зап. о. П. В. Туманского ч. 1, стр. 209. Рук. «Щит веры» л. 56–57. Медведев сошелся с Щегловитовым еще до принятия монашества, бывши подьячим в приказе тайных дел; но словам Соловьева (см. его Истор. стр. 97). «Манна» написана Медведевым по приказанию Софьи, а Голицын способствовал его переписке с Киев. учеными. 372 Первая усиленная пропаганда папежников совпадает с последнею ступенью развития раскольн. Страстей, – именно и то и другое было в 1682 году. 375 См. опис. рук. Син. Б. отд. II. 3. 310 стр. 500 – опис. рук. Румянцева муз. Востокова 471 л. 1. Из русских архиереев на стороне папежников был направлен Павел м. Рязанский, – в его наставительной грамоте духовенству читается: «В Божественной литургии ума намерения твердо имети. Ума же намерения сие есть, егда глаголеть словеса сия: примите, ядите и пийте от нея, да имать ум свой весь собран в оны словеса, еже бы приложитеся хлебу в тело Христово и вину в кровь Христову, си есть: еже глаголеть во время оно, сия и мыслить, а не имал. Блюди о иерее аще во время оно ум твой будет неподвижим, истинно Божественную службу совершити; аще ж в то время уста твоя глаголют оне словеса, ум же твой иная мыслит, веждь, яко смертию сиречь непрощенно согрешения. См. Пискарева «Древн. Грамм. и ак. Рязанского края» стр. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

120 Слово в день священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1904 г. Сказано в Тифлессвом военном соборе при священнослужении экзарха Грузии. 121 Поучение при освящении церкви в селении Ольгинском, Тифлисской губернии. 21 мая высокопреосвященный Алексей, экзарх Грузии, в сослужении городского и местного духовенства, освятил в русском селении Ольгинском, отстоящем от города Тифлиса в 12 верстах по Марткобской дороге, вновь отстроенную церковь во имя святых царей и равноапостольных Константина и Елены. Основание этой церкви было заложено еще в бытность экзарха Грузии покойного митрополита Палладия, но ольгинцы долго не могли выстроить ее по своей бедности и малочисленности. В последнее время, благодаря шедрым пожертвованиям Государя Императора, Князя-Главноначальствующего и заботливой попечительности экзарха Грузии, выстроена красивая, светлая, каменная церковь , могущая вместить до 500–600 богомольцев. 123 Слово 27 июня 1904 г., в нед. 6-ю; сказано в Ахалцыхе, Тифл. губ., при священнослужении экзарха Грузии. 124 Сказано в Ахалцыхе 2 июля 1904 года по случаю посещения города экзархом Грузии, при священнослужении Его Высокопреосвященства. 125 Памяти в Бозе почивающего Государя Цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича. Слово, сказанное в Аббас-Туманской церкви пред панихидой о в Бозе почившем Цесаревиче, совершенное Его Высокопреосвящевством экзархом Грузии 4 июля 1904 года. 126 Слово на панихиде по у6иенном министре внутренних дел В. К. Плеве. Произнесено при священнослужении экэарха Грузии в Тифлисском Сионском соборе 18 июля 1904 года. 127 Слово в день тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны, 22 июля 1904 года. Произнесено в Тифлисском Сионском соборе при священнослужении экзарга Грузии. 128 По поводу русско-японской войны; сказано в м. Боржоме, Тифл. губернии, 1 авг. 1904 г., в празник происхождения честных древ Креста Господне и мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара… 129 Слово в праздник Преображения Господня и пред молебствием по случаю рождения Наследника Всероссийского Престола Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. Сказано пред торжественным молебствием 6 августа 1904 года, по прочтении Высочайшего манифеста о рождении Наследника Цесаревича, в м. Боржоме, Тифл. губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010