Главным аргументом против более ранней датировки книги Иосифа Волоцкого (принятой обычно в литературе) представляются нам прямые выпады против Федора Курицына, читающиеся в этом памятнике. Только после 1502 г., т. е. после падения Елены Стефановны и ухода с исторической сцены Федора Курицына Иосиф Волоцкий мог прямо и недвусмысленно сказать о ереси одного из руководителей дипломатической канцелярии Русского государства. См. выше, стр. 445 и 461—462. ПСРЛ, т. VI, стр. 244. См. выше, стр. 436. Вторая (одиннадцатисловная) редакция не могла быть написана позднее ноября 1504 г., так как в ней нет упоминания о соборе 1504 г. К тому же послание о соблюдении соборного решения 1504 г. даже позднее помещалось рядом с одиннадцатисловной редакцией (осложненной 13-м словом), а не было еще включено в переработанном виде в состав «Просветителя». О первичности . редакции «Просветителя», не содержащей выпадов против Зосимы, свидетельствует, между прочим, отсутствие во вводной части к этому произведению упоминания об отстранении Зосимы от управления митрополией. Если б редакция, содержащая выпады против Зосимы, была первичной, то автор не мог бы обойти молчанием крайне выигрышный для него момент ухода Зосимы с митрополичьего престола. ПСРЛ, т. III, стр. 148; т. VI, стр. 252; т. XXIV, стр. 217; т. VI, стр. 252. См. об этом выше, стр. 423. Я. С. Лурье обратил внимание, что оглавление шестнадцатисловной редакции без упоминания о еретичестве митрополита Зосимы, и без 12-го «слова» «Просветителя», содержит только перечень первых пятнадцати слов «Сказания» и в их числе 12-е «слово». Таким образом, этой редакции предшествует редакция, содержавшая 15 «слов» «Просветителя». Шестнадцатисловная редакция «Просветителя», содержащая упоминание о еретичестве митрополита Зосимы во вводной части (Софийский и Синодальный изводы по Я. С. Лурье), — очевидно позднейшего происхождения. Отсутствие в этой редакции 12-го «слова», направленного против Серапиона, объясняется тем, что на митрополичьем престоле сидел Варлаам, близкий к нестяжателям.

http://sedmitza.ru/lib/text/433622/

Одна из улиц Якутска будет названа в честь покойного якутского епископа Зосимы 30 июня, 2011. Редакция " Правмира " В честь покойного епископа Якутского Зосимы будет названа одна из новых улиц Якутска. Решение об этом было принято в ходе встречи епископа Якутского и Ленского Романа и главы города Юрием Заболевым. 30 июня. ПРАВМИР. В честь покойного епископа Якутского Зосимы будет названа одна из новых улиц Якутска. Решение об этом было принято в ходе встречи епископа Якутского и Ленского Романа и главы города Юрием Заболевым. Владыка Роман предложил увековечить память епископа, назвав в его честь одну из улиц Якутска, мэр города ответил полным согласием, при условии, что это должна быть новая, достойная светлой памяти покойного архипастыря улица. К престольному празднику Преображенского храма, который состоится 19 августа, на могиле просветителя установят памятник – крест: его уже изготавливают в Москве и доставят в Якутию духовные чада епископа. Также ожидается приезд родителей Владыки Зосимы, которые по причине болезни отца не смогли приехать на годовщину 9 мая сего года. — Епископ Зосима — почетный гражданин города, — подчеркнула советник мэра Альбина Лыхина.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/odna-iz-ulic-yakutska-...

Зосимы исцелениях все более и более росла и распространялась. В виду открытия мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году стали говорить даже об открытии мощей схимонаха Зосимы. При этом, к правдивым и невинным заявлениям, как нередко бывает в таких случаях, стали присоединяться и нелепые, безосновательные толки. Стали утверждать, будто какие – то подземные труженики уже строят на могиле отца Зосимы храм, который скоро появится на поверхности земли, будто бы иные слышали даже колокольный звон, выходящий из недр земли и т.д. Вместе и в связи с тем люди неблагонамеренные не только поддерживали, но и расширяли эти слухи, дабы извлечь отсюда себе выгоды. Облекаясь в монашеское одеяние, они легко приобретали себе доверие толпы, записывали имена вносивших им свои лепты имея приют в часовне и сторожке, а особенно в стройке, находившейся близ них и имевшей вид теплицы для грунтового сарая, которую г – жа Неттель дозволила сделать бывшему дворовому человеку Головиных садовнику Роману N., не чуждому общения с помянутыми неблагонамеренными людьми, с целью, вместе с ними, поживиться на чужой счет. – Все эти нестроения и беспорядки, вносившие зло в доброе дело, с одной стороны, вызвали вмешательство полиции и благочинного для прекращения их, а с другой, побудили госпожу Неттель к пожертвованию пустоши Ульяниной, с находящеюся на ней часовнею, в пользу духовного ведомства». Появление двух монахов у Зосимовой часовни. Помещица Г. И. Неттель. Отец Филипп Ниновийский и его сыновья В 1855 году Е.Н. Волкова продала свое имение с пустошью Ульяновой жене подполковника Генриете Ивановн. Неттель, лютеранского вероисповедания. Последнее обстоятельство, казалось, должно было повлиять неблагоприятно на судьбу Зосимовой часовни, но Господь, по молитвам блаженного старца, чудесным образом, привлек сердце новой помещицы к возрождающейся Зосимовой пустыни. Поучительная история этой малой обители, в продолжение чуть ни двухсотлетней борьбы с своими врагами, безотчетно старавшимися стереть с лица земли последние признаки могилы благодатного старца Зосимы, невольно поражает верующих людей одним обстоятельством: а именно, силою, привлекавшею непрестанно то одних, то других поклонников, стремившихся с своей стороны к сохранению памяти о простом старце – схимонахе и к возрождению обители, никогда не отличавшейся благоустройством и многолюдством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Памяти епископа Якутского и Ленского Зосимы (+ Видео) Он позвонил нам и сообщил о своём желании стать монахом. Я спрашиваю: «А ты подумал? Ведь это тяжёлый крест», и он сказал: «Уже поздно, я принял решение». Мы понимали и всегда поддерживали сына. 8 мая, 2012 Он позвонил нам и сообщил о своём желании стать монахом. Я спрашиваю: «А ты подумал? Ведь это тяжёлый крест», и он сказал: «Уже поздно, я принял решение». Мы понимали и всегда поддерживали сына. Сегодня исполняется 2 года со дня кончины епископа Якутского и Ленского Зосимы. Воспоминания тех, кто был знаком с владыкой, красноречиво свидетельствуют: человек Божий. Публикуем интервью родителей владыки Зосимы, вышедшее в июньском номере газеты «Логос». Поняв, что для «Логоса», посвящённого памяти новопреставленного епископа Зосимы, мне необходимо взять интервью у его родителей, я возненавидела свою нечаянную профессию. Мы познакомились совсем недавно, в последний день рождения Владыки, отмечавшийся при его жизни, и сразу же возникло ощущение какого-то глубокого родства. Скромные, доброжелательные, интеллигентные, близкие, они сразу после похорон любимого сына нашли в себе силы о нём рассказать. Прочитав этот рассказ, думаю, все поймут, почему наш епископ был таким настоящим во всём. Но сначала несколько слов о его папе и маме. Василий Семёнович ДАВЫДОВ родился в Ирбейском районе Красноярского края. Он подполковник в отставке. Эмма Михайловна родом из Казахстана, закончила Сибирский технологический институт. Когда Давыдовы жили в Якутске, Василий Семёнович работал в МВД Якутии начальником планово-финансового отдела, а Эмма Михайловна – в «Якутзолотопроекте» инженером в технологическом отделе.   — Будущий епископ Якутский и Ленский как-то отличался от своих сверстников в детстве? В.С.: Игорь был ребёнок как ребёнок, и в то же время у него с детства такие черты проявлялись, как доброта, внимательность, отзывчивость, заботливость. Помню, сыну было лет двенадцать, когда «по обмену детьми» он поехал в Чехословакию. Я дал ему небольшую сумму, говорю: «Купи себе конфет, мороженое». Так он купил мне галстук, маме духи и кучу подарков брату с сестрой. Я говорю: «Зачем? Там же всё дорого!». Он оправдывается: «Я должен был тебе и маме подарки привезти. А это – детям!» Всегда так говорил: «Это детям», потому что брат и сестра были младше.

http://pravmir.ru/pamyati-episkopa-yakut...

Это было pro. А после pro у Достоевского и по поводу Достоевского неизбежно может следовать contra. На стороне contra можно сказать еще очень немало. Положим, мы сказали, что в русском исихазме за умолчанием об аскетическом делании может стоять его искушенное знание и усердное исполнение. Да. Могло и бывало. Но если пристально взглянуть на дискурс Зосимы, то гораздо вероятней оказывается действительная недооценка этой практики, отсутствие внимания к необходимости постоянной погруженности в практику, в методичную и непрекращаемую работу преобразования сознания и всего себя. Поскольку у Зосимы даже нет намека на существование такой работы. Но зато есть нечто обратное. У Зосимы есть призывы к исступлению и восторгу. А это состояние для аскета крайне рискованные и опасные, которые далеки от установки исихастской практики, которая называется трезвение. А у Зосимы обращенная к Алеше речь призывает в исступлении повергнуться на землю и т. д. Аналогичная недооценка и по отношению к аскетической традиции. Только в традиции может через века и через страны передаваться исихастский опыт. И добывается этот опыт тоже только путем пребывания в традиции, которое должно постоянно удостоверяться. А у Зосимы практически нет следов приобщенности к традиции. Далее, эта недооценка роли аскетического сообщества у Достоевского соединяется с утопической идеализацией другого сообщества — сообщества национального. Достоевский сделал старца Зосиму выразителем своей славянофильской утопии, которая с великой уверенностью утверждала в русском народе непоколебимость веры Христовой и пророчила ему светлое православное будущее. Цитирую Зосиму: «Велика Россия смирением своим, вижу ясно наше грядущее ( прямая заявка на пророчество, прим.). Богач наш кончит тем, что устыдиться богатства своего, а бедный, видя смирение сие, поймет и уступит с радостью. Верую, что произойдет, и сроки близки. Народ верит по-нашему, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает. Народ встретит атеиста и поборет его. И станет единая православная Русь. Сей народ — богоносец.» Для нас важно, что это говорит Зосима. Что на это сказать? В терминах поэтики: Бахтин совершенно зря утверждал автономию голосов сознания у Достоевского. У русских старцев таких восторженных лжепророчеств нет. Голос старца здесь попросту экспроприирован партизаном славянофильской утопии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

До недавнего времени «Поучение о послушании» 205 полностью не издавалось. И только новая книга творений преподобного Зосимы (Верховского) , изданная в 2006 году Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, включает в себя это аскетическое наставление монашествующим. Первый анализ старческого опыта и изречений схимонаха Зосимы провел А. Ю. Андрианов в своей работе «Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX века в трудах отца Зосимы (Верховского) » 206 . Автор исследования остановился на трех аспектах проявления его личности, формировавшейся под влиянием православной культуры: отношение к собственной жизни, к труду и к людям. Отмечается, что «у такой личности имеется цель, сформулированная как спасение души. Соответственно сразу отпадает вопрос о смысле жизни, о поисках, ввиду его отсутствия, многими нашими современниками способов заполнения «экзистенционального вакуума» и связанных с этим неврозов и самоубийств». Второй аспект высвечивается «в случае со схимонахом Зосимой как поразительный духовный путь, пройденный им самим, и труд строительства двух монастырей». В-третьих, «отец Зосима явился достойным учеником старца Василиска, которого никогда не видели во гневе; а если надобно было где негодование показать или гнев явить, то он показывал без внутреннего возмущения». В заключение приведем несколько выдержек из «Поучения о послушании», написанном о. Зосимой в годы сибирского отшельничества. Они живо передают образ мышления старца, его опытное видение трудностей монашеской жизни и то, как он умел врачевать души, врученные ему Господом. Отметим, что «Поучение» старца Зосимы во всех вопросах неукоснительно следует учению святых отцов. «Который отец приемлет к себе в сожитие учеников, но не с таковым наблюдением, как поступали святые отцы с первоначальными, то отнюдь не узрится истинного монашества, но произойдут токмо между аввою и учениками ломка, споры и всякое несогласие. Но дабы избежать таковой беды и напасти, то не должен отец принимать брата в свое управление, пока брат не окажет веру свою ко отцу и усердие многими молениями и слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Синод удовлетворил прошение архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы о почислении на покой 3 июня, 2016. Новостная служба Местом пребывания архиепископа Зосимы определен город Москва 3 июня. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на своем сегодняшнем заседании постановил удовлетворить прошение, поданное преосвященным архиепископом Владикавказским и Аланским Зосимой, о почислении его на покой по состоянию здоровья. Члены Синода выразили благодарность архиепископу Зосиме за понесенные архипастырские труды по управлению епархией ( журнал ). Синод определил местом пребывания преосвященного архиепископа Зосимы город Москву.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июня, 2016 28 декабря, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/sinod-udovletvoril-pro...

Радуйся, образе кротости и смирения; радуйся, теплый ходатаю нам спасения. Радуйся, яко ревнующих о спасении под кровом своим соблюдаеши; радуйся, яко трудников и богомольцев обители твоея с небеси благословляеши. Радуйся, обидимых благонадежное и скорое защищение; радуйся, в скорбех и печалех нам всем утешение. Радуйся, яко всем, притекающим к тебе, в нуждах помогаеши; радуйся, яко за вся православныя христианы молитвы Богу возсылаеши. Радуйся, на свещнице Христовой поставленный; радуйся, на земли дивно от Бога прославленный. Радуйся, яко гнев Божий от нас грешных отвращаеши; радуйся, яко любовию чтущих святую память твою благодатно посещаеши. Радуйся, отче наш Германе, преподобных Зосимы и Савватия сподвижниче. Кондак 11 Пение надгробное со слезами смешанное принесл еси, всеблаженне отче, егда, возвратився в обитель, уведел еси о преставлении сподвижника твоего преподобнаго Савватия, егоже зело, яко брата, любил еси. Егда же Господь посла тебе новаго сподвижника твоего, преподобнаго Зосиму, тогда радости исполнився, благодарно Богу возгласил еси: Аллилуиа. Икос 11 Светозарное светило показался еси, отче наш, Германе, в нощи греховней блуждающим, души наша светом богопознания просвещая и по пути заповедей Христовых ходити наставляя. Сего ради к тебе усердно притекаем и тако тя восхваляем: Радуйся, целомудрия изрядный ревнителю; радуйся, чистоты усердный блюстителю. Радуйся, яко надежду небеснаго наследия в себе имел еси; радуйся, яко жития преподобных Зосимы и Савватия списати повелел еси. Радуйся, вся заветы преподобнаго Зосимы свято хранивый; радуйся, ни един же от них преступивый. Радуйся, яко о смертнем часе непрестанно помышлял еси; радуйся, яко ко исходу от жития сего себе присно уготовлял еси. Радуйся, по Бозе упование твое на Матерь Божию возлагавый; радуйся, Богородицу яко Матерь Света выну в песнех величавый. Радуйся, яко преподобнаго Зосиму ко гробу проводил еси; радуйся, яко тело его многотрудное слезами теплыми оросил еси. Радуйся, отче наш Германе, преподобных Зосимы и Савватия сподвижниче. Кондак 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Так действуют они с тою целью, чтобы обольстить делами тех, кого не могли обольстить помыслами. Если же и при этом покушении, они найдут душу укрепленною верою и надеждою, то, наконец, приводят с собою своего начальника. Демоны лукавы, они способны принимать разные образы и виды. Часто представляются поющими псалмы, пребывая при этом невидимыми. Очень часто, говорить Антоний, когда мы читаем, они тотчас повторяют прочитанное, подобно эху. Когда спим, они возбуждают нас на молитву, чтобы не дать нам вовсе успокоиться сном. Иногда, приняв вид монахов, как бы самых благочестивых, вступают в разговор, чтобы обмануть привидением одежды и образа, и обманутых увлечь, куда желают. Их никакъ не должно слушать, возбуждают ли они к молитве, обвиняют ли, обличают ли нас в грехах, которые знают за нами. Они делают это не с целью благочестия или добродетели, но с тем, чтобы привести простейших в отчаяние. Они представляют подвижническую жизнь бесполезною, внушают отвращение к монашеской жизни, как к невыносимо – тягостной; они действуют с целью поставить всевозможные препятствия этой жизни». Драгоценным вкладом в нашу летопись служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, сторожившего часовню схимонаха Зосимы и сердечно преданного его памяти. В ней говорится, что отец Зосима отличался большими умом, святою жизнью и к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Слава подвигов старца не только привлекала к нему желавших подражать ему и следовать за ним, по избранному им пути жития иноческого, но стала известна и Царской Фамилии. Проезжали знатные люди, вельможи и дворяне. Чтобы приезжим было удобно молиться с старцем Зосимою, выстроили часовню, которую богомольцы разукрасили образами. Таким образом около келлии отца Зосимы и устроенной им часовни мало – помалу собрались иноки, в числе которых предание называет Иону и Кирилла, и в пустоши Ульяниной образовалось некое подобие пустынного общежития. Братия под руководством самого основателя пустыни отца Зосимы занимались пчеловодством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко) II. Пастырские труды схиархимандрита Зосимы Предисловие В непростое время духовного возрождения уверовавший человек, становясь на путь духовной жизни, встречает множество препятствий. Зачастую это связано с тем, что несколько поколений предков были вырваны из церковной жизни, прекратилась живая передача традиций, уклада жизни православной семьи, прервалась молитвенная память. Да и реалии современности порой ставят перед верующим много вопросов. И в эти времена Господь воздвигает пастырей, которые, как маяки, указывают правильный путь в духовной жизни. Одним из таких пастырей и явился замечательный человек, уникальное явление в церковной жизни конца XX – начала XXI века – схиархимандрит Зосима (Сокур). Во время атеистического гнета, а затем политических и духовных колебаний в стране, нестроений и перемен призвал Господь на Свою ниву отца Зосиму. В обществе шла перестройка социальная, экономическая, политическая, а в Церкви начиналось возрождение духовной жизни. Начался большой приток верующих в храмы, изголодавшихся духом и душой. И вот этим жаждущим веры, жизни духа людям, и молодым и старым, необходимо было дать пищу – верное духовное руководство. Духовное руководство – дело весьма ответственное и непростое. Оно осуществляется не только в личной беседе духовника с чадом, но во всей жизни пастыря. Все здесь имеет значение: личная вера, молитвенность, слово проповеди, манера поведения – в общем, все то, что проявляет внутренний дух пастыря. Ответственность же здесь сугубая – и за себя, и за тех, кто доверился руководству, перед Богом, а цель совместного пути – жизнь вечная. И отцу Зосиме вверяли свои души десятки тысяч верующих Украины, России, Белоруссии, других бывших союзных республик и дальнего зарубежья. А среди его многочисленной паствы встречаются люди разных социальных категорий и достатка – от крестьянки до президента. Для каждого у отца Зосимы, как мудрого и опытного священника, находились нужные слова: для кого – утешения и ободрения, для кого – предостережения и вразумления. Но главное – эти слова были пережиты, выстраданы им самим, это – опыт Православной Церкви, пропущенный через свою жизнь. Это – основная ценность пастырских трудов схиархимандрита Зосимы: священнослужителя, храмостроителя, духовника, проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010