В 1655 году августа 25 дня, по благословению митрополита Новгородского Макария мощи препод. Евфросина перенесены под колокольню Благовещенской церкви, им же построенной, а в 1799 году, вместо обветшалого надгробия, устроено новое. По описанию, сей угодник был роста среднего, вид имел мужественный, волоса русые с сединами, бороду продолговатую с раздвоением. Мощи препод. Евфросина почивают под спудом в устроенном, по резолюции митрополита Гавриила (1779), надгробии, под колокольнею Благовещенской церкви бывшей Синозерской пустыни, а ныне села, которое находится в Устюжском новгород. Епархии уезде, на берегу озера Синичьего, при реке Чагодощ и ручье Гвозденке, в расстоянии от города Устюжны к северо-западу в 60 ти верст, а от Новгорода к востоку в 339 верстах. Местная память препод. Евфросину отправляется 20 марта, в день его кончины. См. Ист. Рос. Иер. VI, 108 –111 и жит. св. р. ц. за марг месяц Апрель 4-го числа Преподобного Зосимы Ворбозомского Преподобный Зосима Ворбозомский, соименный преподобному Зосиме Палестинскому , коего память 4 апреля, спасался на месте глубоко-безмолвном, на острове озера Ворбозомского, что в 20 верстах от города Белозерска. Начальное иноческое воспитание Зосима получал у препод. Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он подвизался на уединенном острове сперва один; потом, когда построен был там храм в честь Благовещения Пресвятой Богородиц, то к нему собрались любители пустынной тишины. Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преподобный Зосима посвящал всего себя Господу и заботился об одном – о душе своей. Нетление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем и угодил Господу. Св. мощи преп. Зосимы почивают под спудом в придельной церкви, его имени посвященной, бывшего Ворбозомского Благовещенского монастыря. Монастырь же сей, обращенный ныне в приходскую церковь , состоит на острове Ворбозомского или Орбозомского озера в Белозерском Новгород. епархии уезде, в расстоянии от Белозерска к югу в 20-ти, а от Новгорода в 567 верстах, близ Московской из Белозерска дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Мнения о времени кончины З. архиеп. Филарета (Гумилевского) (1550) и Е. Е. Голубинского (после 1592), повлиявшие на справочную лит-ру, ошибочны. Вопреки т. зр. Голубинского в грамотах 2-й пол. XVI в., данных пустыни (в их числе - жалованные грамоты царей Иоанна Васильевича 1566 и 1567 гг., Феодора Иоанновича, подтвержденные царями Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Иоанновичем Шуйским, данные и завещания кон. 60-х гг. XVI - нач. XVII в.), она уже может именоваться Зосиминой. (Возможно, на определение даты кончины З. повлияло существование в XVI в. соименного ворбозомского монаха, автора грамматического трактата.) Указанными царскими грамотами Ворбозомскому мон-рю были дарованы вотчины (деревни Фетиньино, Анофриево и др.), пустоши на берегах Ворбозомского оз. и др. земли, денежная и хлебная руга, рыбная ловля и т. д.; в XVI в. вклады в мон-рь делали также митр. Ростовский Варлаам (Рогов) , царский дьяк Мясоед Константин Вислой (1568) и др. (к кон. XIX в. подлинники грамот XV-XVI вв., данных Ворбозомскому мон-рю, не сохр., они были известны Н. П. Успенскому по отписным книгам Ворбозомского мон-ря XVII в.). «Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 175, 2-я пол. XVIII в.). Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) В 1612 г. Ворбозомский мон-рь был ограблен польско-литовскими интервентами. К кон. XVII в. в обители имелся 2-этажный деревянный храм: верхняя холодная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт.

http://pravenc.ru/text/200015.html

244 ...тела их потом были вынуты из воды и погребены под алтарем теплой церкви. – Каменный трехпрестольный теплый храм в честь Святой Троицы был устроен в 1821 г. игуменией Маврикией (Ходневой) на месте деревянной часовни, воздвигнутой над могилой царских узниц княгинь-инокинь Евдокии и Александры (в миру – Евфросиния и Иульяния) (Летопись. С. 325). 245 ...Горицкие киновии... – От греч. κοινβιον – общежитие, обитель. В данном случае – скиты Горицкого монастыря. 246 ...съездить на Фетиньино и на остров к преподобному Зосиме, Ворбозомскому чудотворцу. – Речь идет о двух скитах Горицкого монастыря: Фетиньинском и Зосимо-Ворбозомском. Первый находился в 12 верстах от Горицкой обители в пустоши Фетиньино, пожертвованной монастырю императором Павлом I в 1801 г.; второй – в трех верстах от Фетиньино, на живописном островке Ворбозомского озера, где ранее находилась обитель преподобного Зосимы, Ворбозомского чудотворца (Летопись. С. 338–341). 247 ...грустное чувство возбудила во мне бедность как самой раки, так и всей церкви. – Зосимова пустынь была упразднена в 1764 г. В 1840-х гг. Благовещенская церковь бывшего Ворбозомского монастыря была приписана к ближайшей Воздвиженской церкви и из-за недостатка средств быстро пришла в ветхость: «Бедность и запустение сего храма производили грустное и тяжелое впечатление. Хранящаяся здесь святыня, в виде честных останков угодника Божия прп. Зосимы, была точно заброшенною, забытою всеми; алтари совершенно пусты – ничего в себе не имеют: ни образов на стенах, ни запрестольных икон; престолы и жертвенники в старинных ситцевых одеждах. Из пяти престолов только на одном была утварь церковная, и то оловянная, от времени истертая и даже поломанная; ризы набойчатые; стены голого камня. Полы, потолки, печи и вообще вся обстановка настолько ветхи, что угрожали опасностью» (Летопись. С. 350). Указом Новгородской духовной консистории от 9 октября 1890 г. Зосимова пустынь была присоединена к Горицкому монастырю. С этого времени началось ее восстанов­ление и благоустроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поэтому нет ничего невероятнаго, что первое начало Ворбозомской обители, как это утверждает местное предание, положено преподобным Корнилием Комельским (19 мая 1537 г.), принявшим иноческое пострижение в 1467 г. в Кирилло-Белозерском монастыре. Очень возможно, что преподобный Корнилий до своего странствования по Руси или после него оставил место своего иноческаго воспитания и некоторое время провел вблизи Кирилловой обители, подвизаясь на пустынном острову Ворбозомскаго озера, а затем уже удалился в Комельские леса и здесь основал в 1497 г. свой монастырь наподобие Кириллова. Известно, что так поступил, напр., преп. Нил Сорский, который, возвратившись из дальнаго путешествия по Востоку, сначала жил одиноко вблизи Кириллова монастыря, а потом уже окончательно поселился в Сорском, им же созданном ските. Если предание о начале Ворбозомской пустыни справедливо, то строитель Иона, управлявший ею в 1501 г., был преемником преп. Корнилия Комельскаго. Окончательное же устроение Ворбозомская обитель получила от преп. Зосимы Ворбозомскаго Чудотворца, ученика преп, Корнилия Комельскаго. Неизвестный благочестивый любитель старины, собиравший в XVIII веке сведения о святых Белозерскаго края, о преп. Зосиме заметил: " о рождении и воспитании, тоже о пострижении не обретох писанием " . Не больше известно об этом и в настоящее время, так как никогда, вероятно, не были описаны подвиги и жизнь преподобнаго. Получив иноческое воспитание у преп. Корнилия, преп. Зосима оставил его обитель и по любви к уединению поселился в Ворбозомской пустыни. Здесь построил он деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, благословение на освящение которой получил, вероятно от ростовскаго Архиепископа, так как ему принадлежал Белозерский край. По образцу Корнилиева монастыря, в возникшей иноческой обители был введен строгий общежительный устав, который в Кириллове монастыре, вопреки прямому завету преп. Кирилла, к тому времени стал уже клониться к упадку. Из многочисленных учеников преп. Корнилия одни, побуждаемые к тому особыми видениями и откровениями, как, напр., Кирилл Новоезерский и преп. Иродион Илозерский, покинули своего наставника еще при его жизни, другие же, как, например, Симон Сойгинский, удалились из Комельскаго монастыря после блаженной кончины ея основателя . К которым из них принадлежал преп. Зосима, неизвестно, а если к последним, то прибытие его на Ворбозомский остров имело место не ранее 1537 года, когда скончался преп. Корнилий.

http://sobory.ru/article/?object=19286

Медленно из-за отсутствия необходимых на восстановление средств, но все же ощутимо возрождается в Важеозерской пустыни монашеская жизнь. В1996 году, в Успенский пост, Преосвященнейший Мануил совершил первые постриги – монашеский и иноческий. Насельниц здесь пока немного. Но, даст Бог, будут. Строится сестринский корпус, восстанавливаются монастырские храмы во имя Преображения Господня и Всех Святых, где летом проходят богослужения. Как и в былые времена, потекла живительная вода из расчищенного святого источника, над которым когда-то стояла часовня святого великомученика Никиты. Пятый год действует в пустыни маленькая домовая церковь , где приносится бескровная искупительная жертва Господу и каждодневно возносятся молитвы важеозерских сестер об устроении обители, спасении души собственной, ближнего и дальнего. Сведения о преподобном отце нашем Зосиме Ворбозомском 3 Память его празднуется месяца апреля в 4-й день † XVI Преподобный Зосима Ворбозомский, соименный преподобному Зосиме Палестинскому , коего память 4 апреля, спасался на месте глубоко-безмолвном, на острове озера Ворбозомского, что в 20 верстах от города Белозерска. Начальное иноческое воспитание Зосима получал у преподобного Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он подвизался на уединенном острове сперва один: потом, когда построен был там храм в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы, то к нему собрались любители пустынной тишины. Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преподобный Зосима посвящал всего себя Господу и заботился об одном – о душе своей. Нетление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем и угодил Господу. Святые мощи преподобного Зосимы почивают под спудом в придельной церкви, его имени посвященной, бывшего Ворбозомского Благовещенского монастыря. Монастырь же сей, обращенный ныне в приходскую церковь , состоит на острове Ворбозомского или Орбозомского озера в Белозерском уезде Новгородской епархии, в расстоянии от Белозерска к югу в 20-ти, а от Новгорода – в 567 верстах, близ Московской из Белозерска дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

КОСИНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. в 3 верстах от заштатного города Старой Русы, на острове, между реками Полистью и Снежною. Он основан, в половине XIII века, Преподобными Константином, игуменом и учеником св. Варлаама Хутынского, и Козьмою. Обитель уничтожена в 1764 г. Она называлась Косинскою от того, что реки, окружающие ее, разлитием своим образуют фигуру, наподобие косы. Здесь церковь , бывшая соборною, а ныне приходская, во имя Николая Чудотворца; между ею и колокольнею, под крытою папертью, почивают под спудом мощи Преподобных Константина и Козьмы. ЛЕЗНЕНСКАЯ, или ГРЕЗНЕНСКАЯ-МАКАРЬЕВСКАЯ, пуст. муж., в 110 верстах от Новгорода, на берегу реки Лезны, или Грезны. Нет сведений, с которого времени началось ее существование; известно только, что она была основана Преподобным Макарием, бывшим здесь первым игуменом, которого и мощи почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, церкви. ТРОИЦКИЙ, муж., в уездном городе Белозерске, на посаде. Он был основан в 1341 году князем Глебом Васильевичем Белозерским, сыном св. Василько Ростовского. Из древних иноков здешних известен, по богоугодной жизни, некто Моисей прозорливый, который здесь и погребен. Обитель эта уничтожена, вероятно, весьма давно. ВОРБОЗОМСКИЙ-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж., на острове озера Ворбозомского, в 20 верстах от уездного города Белозерска; основан Преподобным Зосимою, но когда именно, известий нет. Здесь церковь (что ныне приходская) Благовещения Богородицы, в которой почивают мощи Препод. Зосимы, под спудом. Церковь эта, вместо древней деревянной, построена каменная, в 1809, с приделами Иоанна Богослова и Преп. Зосимы Ворбозомского. О времени уничтожения этой обители неизвестно. НИЛОСОРСКИЙ скит, или пустынь, муж., в 25 верстах от уездного города Белозерска, на берегу реки Соры, или Сорицы. Основан в XV веке Препод. Нилом, первоначальником скитского монашеского жития в России; был приписан к Кириллову Белоезерскому монастырю, а потом, 1764, упразднен. Здесь три церкви: 1) Соб. Сретения Господня, 2) Иоанна Предтечи, с приделом Преподобного Нила Сорского , в котором и св. мощи его почивают под спудом, и 3) Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Когда преподобный прибыл на место своих подвигов, точно неизвестно. Всего вероятнее, это произошло еще в XV веке, потому что под 1501 годом упоминается ворбозомский игумен Иона, конечно, один из преемников Зосимы по игуменству. Откуда пришел преподобный на остров Ворбозомского озера, также не имеется сведений. Его пустынь была одною из тех, которые составляли монашеское «Заволжье» и располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Время кончины ворбозомского подвижника указывается по-разному (половина или конец XVI века). Но едва ли не вернее перенести ее в конец XV столетия. Честные мощи преподобного Зосимы почивают под спудом в приделе его имени при Благовещенском храме упраздненного монастыря его. Местное празднование преподобному Зосиме началось после половины XVI века до учреждения Святейшего Синода (в 1721 году). Кроме 4/17 апреля, память угодника Божия празднуется еще 7/20 ноября. Апрель 6 Афоний, Митрополит Новгородский Димитрий от природы был тихим, кротким и самоуглубленным ребенком, а потому мало играл со сверстниками и держался в стороне от них. Когда его отдали учиться грамоте, он показал редкое прилежание. Его больше всего занимали чтение духовных книг и хождение в храм Божий. Усердно посещая церковь, Димитрий всей душой отдавался красоте богослужебных песнопений; с отроческих лет неотразимо влек его к себе образ христианского совершенства. Он вычитал в духовно-нравственных книгах, что люди совершенной жизни — отшельники — мало заботятся о своем теле и потому не моются в бане. Чуткому ребенку этого было довольно, чтобы оставить исконный русский обычай, и никто не мог уговорить его заняться омовением своего тела в бане. Один вельможа в присутствии Димитрия читал житие Симеона Столпника, где говорится, что святой отрезал от колодезного ведра волосяную веревку и окрутился ею, а поверх надел власяную ризу, чтобы томить свою грешную плоть. Житийный рассказ глубоко потряс душу отзывчивого отрока, и будущий подвижник решил, по мере сил своих, подражать страданиям и терпению святого Симеона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Украшаяся смирением благостынным», он стяжал «чисто сердце», был «святыни исполнен, верою же и благодатью сияя». Мощи его источали исцеления. Точных сведений о времени его жизни не имеется. Пр. обретшего св. Марию Египетскую в пустыне Иорданской. Инок одной Палестинской обители, он после 53 летних подвигов, смущаемый мыслью о высоте своего совершенства, по смотрению Божьему, открыл убежище пр. Марии Египетской (см. 1 апр.) и научился смирению. Скончался ок. 100 лет от роду, в первой полов. VI в. Муч. Фервы девицы, и сестры ее, и рабыни ее, пострадавших в Персии, при царе Сапоре II, после мученической кончины св. Симеона (см. 17 апр.). По прошествии года со времени усечения мечом св. Симеона, оставшиеся после него две его сестры, одна девица Фервуфа, а другая вдова, вместе с рабыней были приведены к персидской царице, узнавшей о необычайной красоте Фервуфы, и всем им было приказано остаться при дворе. На другой день царица внезапно заболела и для ее излечения были призваны волхвы, которые, увидя при дворесв. Фурвуфу, возгорались к ней нечистой страстью, и каждый из них всячески старался склонить целомудренную деву ко греху. Когда же все попытки нечестивых волхвов остались безуспешны, они сначала обвинили всех трех свв. женщин в желании отравить жену царя Сапора, а потом, уверив Сапора, что его жена для выздоровления должна пройти сквозь рассеченные части христианок, они довели их до мученической смерти, перепилив пополам большой плотничьей пилой свв. страдалиц. Пр. Зосимы Ворбозомского. Ученик пр. Корнилия Комельского (см. 19 мая), он основал Благовещенский монастырь на острове Ворбозомского озера (в Кирилловском у., Новгор. губ.). Добре управляя своей обителью, преподобный скончался около 1550 г. Мощи его под спудом в храме его обители (ныне приходская церковь , ибо монастырь упразднен). См. 7 нояб. 5 . Г. Свв. мучч. еодла (чтеца) и Агаопода (диакона), и иже с ними. Из клира Солунской церкви, свв. Феодул и Агафопод, после тяжких мучений, с камнями на шее были потоплены в море (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

День второй. Память преподобного Тита Чудотворца, пресвитера С юных лет монах и подвижник (вероятно, в Студийской оби­тели Царьграда), был пресвитером и отличался кротостью, любовью и милостью ко всем; Бог прославил его многими чудесами. Скончался в IX веке. День третий. Преставление преподобного Нектария Бежецкого В рукописных святцах читаем о святых города Твери: «Преподоб­ный Нектарий, начальник Введенского монастыря Пресвятой Богоро­дицы, преставился в лето 7000 (1492) апреля 3 дня». По этим словам преподобный Нектарий был основателем Введенского монастыря, на­ходившегося в Бежецке и закрытого с 1764 года. Мощи его почивают под спудом 507 . День четвертый. Память преподобного Зосимы Ворбозомского Преподобный Зосима Ворбозомский, соименный преподобному Зо- симе Палестинскому, коего память 4 апреля, приобретал спасение на ме­сте глубоко безмолвном, на острове озера Ворбозомского, в 22 верстах от Белозерска. Начальное иноческое воспитание получил он у препо­добного Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он под­визался на уединенном острове сперва один; потом построил храм в честь Благовещения Богоматери, и к нему собирались любители пустынной тишины. Люди мирские думают о себе, что они крепки, что мир – не по­меха спасению души. Печальная мечта! Ныне и вчера душа полна об­разами нечистыми, раздражающими страсти; ныне и вчера заняты всем, за исключением Бога; ныне и вчера убито время без пользы для души. И это нипочем! «Как глаз, – говорит Василий Великий , – когда не­престанно движется и обращается то на стороны, то вверх, то вниз, не мо­жет ясно видеть предметы и, чтобы хорошо рассмотреть вещь, должен устремить зрение на нее одну; так и уму человеческому, когда развлекают его бесчисленные мирские заботы, невозможно ясно видеть истину» 508 . Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преподобный Зосима посвящал все свое Господу и заботился об одном – о душе. Нет­ление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем; мирно почил в 1550 году 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА Зосима Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Ворбозомский, основатель Зосимова Ворбозомского мон-ря (на о-ве Ворбозомского оз., в 20 верстах к югу от Белозерска, ныне Белозерский р-н Вологодской обл.). В источниках мон-рь может называться пустынью или мон-рем Орбозомским, в Варбозове, Орбозове, Арбозове, Варбозоме ( Успенский. 1894, 1895, 1896). По преданию, существовавшему в Ворбозомском мон-ре, обитель была основана З., предположительно это произошло в сер. или во 2-й пол. XV в. Единственный обнаруженный источник о З., относящийся ко времени его жизни,- ободная грамота верейско-белозерского кн. Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февр. 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото» (цит. по: Успенский. 1895. С. 1402. Сн. 1). В 1501 г. в Ворбозомском мон-ре настоятелем был уже Иона ( Строев. Списки иерархов. С. 121). Прп. Зосима Ворбозомский. Икона. 1-я пол. XX в. (?) (ц. Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище) Прп. Зосима Ворбозомский. Икона. 1-я пол. XX в. (?) (ц. Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище) В рукописной «Памяти преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» (известна в неск. списках 2-й пол. XVIII - нач. XIX в.) сообщается, что известий о З. до его прихода на Ворбозомское оз. нет: «А о рождении, и воспитании, и пострижении его не обретохом писанием изложено» (РНБ. F.I.260. Л. 100 об.). По преданию, не имеющему подтверждения, З. был учеником прп. Корнилия Комельского († 1537). В указанной рукописи память З. соседствует с краткими статьями о др. учениках прп. Корнилия ( Крушельницкая. 1996. С. 339). Однако З. не упоминается в Житии прп. Корнилия и в др. сравнительно ранних источниках, посвященных этому святому. Сообщение некоторых авторов о том, что З. был иноком Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , также не подтверждается источниками.

http://pravenc.ru/text/200015.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010