Схимонах Зосима Верховский : «Как Василий Великий , так и прочие святые отцы заповедуют вседневно все свои тайности открывать своему наставнику: ибо живущий сице с откровенностью всячески будет иметь опасение, уже бы не бесчинствовати, понеже ведает, яко по прошествии дня, неминуемо должен отдать отчет отцу своему, якоже Самому Богу, и прияти от него суд за все свои действия, чувства и помышления; а потому таковой истинный сын и послушник, ни смерти, ни Суда Божия не боится, ибо верует и извествует благодатию Божиею; яко не он сам, но наставник его имать за него отвещати. О таковом послушнике сам диавол отчаивается, ибо все его козни разрушаются чистым откровением» (Поуч. схимон. Зосимы Верховского из книги «Житие и подвиги схимонаха Зосимы», ч. 2, гл. 2). IX Учение о пагубных последствиях самочинного подвижничества: Иоанна Лествичника , Ефрема Сирина , Василия Великого , аввы Дорофея , Феодора Студита , Марка Подвижника , Симеона Нового Богослова , Зосимы Верховского . Примеры, доказывающие пагубность самочинного подвижничества. Столь велики плоды доброго послушания, плоды же уклонения от старческого руководства крайне пагубны: руководящийся одним своим разумом, поступающий во всем по своей воле, хотя и преуспевает иногда вначале в некоторых подвигах, но окрадывается тщеславием и потом попадает в прелесть, обманывается ложными видениями и откровениями, совершает по влиянию диавола, вместо благоугодных дел, дела погибельные для спасения, нередко совершенно ослабевает в подвигах и вообще впадает в страшные грехи. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дело. Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум» (Лествица. Сл. 26, 206, 209). Преподобный Ефрем Сирин : «Отчего преодолевает нас враг? Отчего умножаются в нас страсти? – Не от непокоривости ли нашей? Когда учат нас, мы не бываем внимательны; когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся; от людей таимся, о Боге небрежем. Страшный змий влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противника себе» (Добротолюбие. II т. Ефрем Сирин , гл. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   Схимонах Зосима Верховский: «Как Василий Великий, так и прочие святые отцы заповедуют вседневно все свои тайности открывать своему наставнику: ибо живущий сице с откровенностью всячески будет иметь опасение, уже бы не бесчинствовати, понеже ведает, яко по прошествии дня, неминуемо должен отдать отчет отцу своему, якоже Самому Богу, и прияти от него суд за все свои действия, чувства и помышления; а потому таковой истинный сын и послушник, ни смерти, ни Суда Божия не боится, ибо верует и извествует благодатию Божиею; яко не он сам, но наставник его имать за него отвещати. О таковом послушнике сам диавол отчаивается, ибо все его козни разрушаются чистым откровением» (Поуч. схимон. Зосимы Верховского из книги «Житие и подвиги схимонаха Зосимы», ч. 2, гл. 2). IX    Учение о пагубных последствиях самочинного подвижничества: Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Василия Великого, аввы Дорофея, Феодора Студита, Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Зосимы Верховского. Примеры, доказывающие пагубность самочинного подвижничества.    Столь велики плоды доброго послушания, плоды же уклонения от старческого руководства крайне пагубны: руководящийся одним своим разумом, поступающий во всем по своей воле, хотя и преуспевает иногда вначале в некоторых подвигах, но окрадывается тщеславием и потом попадает в прелесть, обманывается ложными видениями и откровениями, совершает по влиянию диавола, вместо благоугодных дел, дела погибельные для спасения, нередко совершенно ослабевает в подвигах и вообще впадает в страшные грехи.    Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дело. Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум» (Лествица. Сл. 26, 206, 209).    Преподобный Ефрем Сирин: «Отчего преодолевает нас враг? Отчего умножаются в нас страсти? — Не от непокоривости ли нашей? Когда учат нас, мы не бываем внимательны; когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся; от людей таимся, о Боге небрежем. Страшный змий влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противника себе» (Добротолюбие. II т. Ефрем Сирин, гл. 61).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Т. Базалийскую 10 , жителей Новокузнецка Юрия Викторовича Ларченкова-Казановича и краеведа В. П. Девятиярова». Благодарим первых рецензентов этой книги (в виде сборника документов) – д. и. н. Марину Михайловну Громыко и к. и. н. Олега Викторовича Кириченко, а также о. Германа (Подмошенского), к. филолог. н. Тамару Михайловну Судник, историков Игоря Сергеевича Тихонова и Леонида Романовича Вайнтрауба за необходимые уточнения для некоторых глав. За неоценимую помощь в подборе материалов о судьбе арестованных сестер в 1930-х годах благодарим сотрудниц Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ» Светлану Николаевну Романову и Галину Николаевну Гринь, сотрудницу кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидию Алексеевну Головкову, заведующую фотоархивом общества «Мемориал» Наталью Алексеевну Малыхину. В книге использовано несколько рисунков, посвященных жизни старца Зосимы и выполненных Ириной Леонидовной Верховской. Мы благодарим фотографа Константина Валентиновича Сафронова за фотопересъемку иллюстраций для книги. В разделах книги, раскрывающих путь старца Зосимы (Верховского) , используется его известное «Жизнеописание» 11 как канва, без специальных оговорок. Большинство найденных архивных документов имеет фактографический характер, поэтому создать новый текст об о. Зосиме без цитирования страниц его Жизнеописания было невозможно. Ту часть книги, которая посвящена земной жизни преподобного Зосимы, мы считаем лишь слабым дополнением к уже известному Жизнеописанию. Все архивные и дополнительные литературные сведения сопровождаются сносками с указанием источника информации, почерпнутой в основном из фонда Московской Духовной консистории (ЦИАМ), фонда Тобольской Духовной консистории (ТФ ГАТО), фонда Святейшего Синода (РГИА), фондов различных монастырей (РГАДА), фондов советских административных учреждений за 1920-е годы (ЦГА МО), фондов Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой Лавры (Отдел рукописей РГБ) 12 . Публикация первоисточ ников текстов духовных сочинений и писем преподобного Зосимы осуществлена редакцией Троице-Сергиевой Лавры в книге «Преподобный старец Зосима Верховский .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  Книга повествует о жизни преподобного Зосимы (Верховского) – монаха, аскета-безмолвника, основателя двух женских обителей. Перед нами открываются удивительные события прошлого Троице-Одигитриевского монастыря и светлые страницы настоящего, неразрывно связанные с теми, кто помогал его духовному становлению, и теми, кто опекал материально. «Женская Зосимова пустынь» не просто монастырская летопись, а историческое исследование с подробными комментариями, где каждый факт, описание, сведение подтверждено архивными документами тех лет. Книга знакомит читателя с драгоценным духовным наследием Троице-Одигитриевской обители под Наро-Фоминском: памятными датами и событиями, а также судьбами сестер, перенесших гонения в XX столетии. От составителя Книга, предлагаемая вашему вниманию, составлена на основе архивных и литературных материалов, повествующих о истории Троице-Одигитриевского монастыря под Москвой и дополняющих Жизнеописание ее основателя преподобного Зосимы (Верховского) . Исторический очерк позволяет увидеть, как среди лесов и болот утвердилась и расцвела обитель, как по крупицам собирались ее духовные и материальные ценности. Великий старец преподобный Зосима был первым духовным наставником, указавшим насельницам пустыньки истинный путь ко Христу. После смерти старца осиротевшим сестрам пришлось немало вознести молитв ко Господу, перенести много скорбей, пролить слез, однако они не отступили от монашеских обетов и привели обитель к процветанию. Как просто было все разрушить в 20-е годы XX века... И сегодня, после бесконечной вереницы утрат: подвижниц, заветов, традиций, храмов,– как нелегко воссоздать Дом Божий! Да поможет Господь уневестившимся Ему! Введение «Зосимова пустынь»... Как емко: всего два слова, а за ними видится и слышится образ православной Руси! Остроконечные ели, уходящие в бездонное небо, огонек лампады перед образом Спасителя, коленопреклоненный монах и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «Зосима» – жизненный (греч.). Великое число праведников, смиренных иноков и богоносных схимников носило это имя за пройденное Россией тысячелетие Православия! Их молитвы у Престола Божия и сейчас помогают нам спасаться. Расскажем о тех подвижниках, имена которых носят основанные ими обители – Зосимова пустынь. В окрестностях Москвы их известно три.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Жизнеописание старца Зосимы (Верховского) было написано его духовной дочерью, приходившейся старцу родной племянницей. Свидетельница монашеских подвигов старца, высоты его жизни и неукоснительного послушания воле Божией, она знала и предания семьи, из которой вышел старец Зосима. Поэтому книга, ею написанная, является единственным достоверным источником некоторых откровений и предзнаменований. Семья, в которой рос юный Захария, отличалась усердием к церковным богослужениям, любовью к чтению святых книг. В Житии нам поведано, что однажды, перед рождением младшего сына, когда Василий Данилович молился ночью, он вдруг услышал голос: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь закону Божию». «С самого раннего детства Захария был добр и простодушен, сердце имел весьма чувствительное и горячее, и хотя был тих, кроток и молчалив нравом, но по горячности сердца минутами был и вспыльчив. Так как летами был он всех моложе в семействе, то более всего находился при родителях и привязан к ним был сильнейшей любовию. Когда мать читала вслух жития святых, то особенно занимали душу его жития преподобных пустынников, и разгорался он духом подражать им. В иные дни, будучи шести-восьми лет, убегал он в сад или огород, молился как умел, а после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба». Три брата, сыновья Василия Даниловича и Анны Ивановны, были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие внесены в списки полка в 1775 году, а младший Захария определен каптенармусом с 1 января 1784 года; в это время его братья имели тот же чин каптенармусов 32 . Все они состояли на службе в Петербурге, когда 3 апреля 1784 года скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, три сына по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось сельцо Буловицы, среднему Илии – село Лобково, а Захария получил деревни Злотову и Зяхину. Через два года после смерти супруга захворала кроткая Анна Ивановна и 12 июля 1786 года скончалась. Юный Захария, потрясенный смертью матери, долго молился о ее душе и наконец вверил свою жизнь Пресвятой Богородице: «Теперь Ты, Царица Небесная, будь моей матерью. Тебе вручаю всю жизнь мою». Приблизительно в 1786 году он впервые посетил пустынников в Рославльских лесах. Но мир не сразу выпустил его из своих сетей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

На занятия в архивах с целью написания и издания книги об истории монастыря у меня было благословение благочинного епархиальных монастырей. Да и духовник всё последующее время меня поддерживал в необходимости выполнять ту работу, на которую у меня были способности и силы. Удалось найти автографы старца Зосимы, а из творений – рукопись «Поучения о послушании». Именно с этой не опубликованной ранее рукописи началась кропотливая работа в издательском отделе Троице-Сергиевой лавры по сбору творений преподобного старца Зосимы Верховского. Прекрасная книга была издана в 2008 году.      Довольно мучительно проходило свой путь к выпуску в свет первое моё детище. Три раза мне его возвращали с требованием переделать. Наконец, в 2008 году книга «Женская Зосимова пустынь» вышла. Опыт у меня появился, и вторая книга, «Монашество Зосимовой пустыни», не заставила себя ждать и вышла в 2010-ом. Жаль, что редакция не решилась дать предложенный мною чисто монашеский заголовок «Единомыслием исповемы». Когда книги о монастыре были закончены, мой духовник благословил меня доделать свои родословные. Эти родословные как по отцовской, так и по материнской линиям я издала книгами. Оправдание моим генеалогическим изысканиям я нашла не у кого-нибудь, а у отца Павла Флоренского: «Себя чувствовать надо не затерявшимся в мире, пустом и холодном, не быть бесприютным, безродным; надо иметь точки опоры, знать своё место в мире – без этого нельзя быть бодрым. Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода, у того нет и Родины и народа. Без генеалогии нет патриотизма: начинается космополитизм – " международная обшлыга " , по слову Достоевского. Чем больше связей, чем глубже вросла душа в прошлое, чем богаче она обертонами, тем она культурнее, тем более культурная масса личности: личность тем более носит в себе то, что более ее самое» [Флоренский Павел, священник. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т. 2. М., Академический проект, 2013. С. 29.]. Очень естественно и осознанно произошло во- церковление всей моей семьи. Внучка получила высшее образование в Свято-Тихоновском богословском институте. Дочь с 2007 года посещала занятия на курсе богословских наук в системе второго образования при Московской духовной академии. Увлеклась философией. Теперь у нас достаточно обычны разговоры между собой на духовные темы. Иждивением дочери поставлен Памятный крест на родине преподобного Зосимы в Буловицах, под Смоленском. Первого октября 2015 года Поклонный крест был освящён тремя священниками Смоленской епархии. Приезжала игумения Фаина из Зосимовой пустыни в сопровождении сестер и паломников. Теперь родина святого Зосимы — не забытый людьми край.

http://pravoslavie.ru/99651.html

1824 – назначение следствия и комиссии по этому делу; удаление старца из монастыря 74 1824, ноябрь – переезд преподобного Зосимы с племянницами в Тюмень 75 1824, 29 декабря – кончина преподобного Василиска 76 1825, 3 января – возвращение старца Зосимы в Туринск 1825, 4 января – погребение старца Василиска 77 1825, вторая половина января – приезд в Тобольск и свидание с архиепископом Амвросием (Рождественским) 78 1825, 14 февраля – кончина архиепископа Амвросия; новая волна притеснений 79 1825, осень (?) – отъезд преподобного Зосимы из Тобольска в Москву 80 . Конец сибирского периода его жизни 1825, конец ноября–начало декабря – отъезд из Туринска преданных преподобному Зосиме сестер 81 . Приложение. Патерик новоканонизированных святых От редакции. В этом выпуске “Патерика” мы продолжаем публикацию материалов, посвященных новомученикам и исповедникам Российским, прославленным как на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., так и последующими деяниями Священного Синода Русской Православной Церкви, и материалов о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этим разделам “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: материалы публикуются в том по рядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников) . В работе над текстами этого выпуска принимали участие священники Афанасий Гумеров, Дионисий Поздняев и Михаил Исаев. Деяние о канонизации преподобного Зосимы (Верховского; 1767–1833) Местночтимого святого Московской Епархии Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Непреложно слово Господне: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф 28:20 ). Дух Святой, незримо действуя в этом мире, приносит зримые плоды праведности в верных учениках Христовых, которые, питая душу свою чистой пищей святоотеческих учений, восходят от силы в силу и, будучи поставлены высоко на свещнице церковной, светят всем жаждущим благочестивой жизни и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Полное собрание сочинений преподобного старца Зосимы Верховского (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006): «Житие монаха и пустынножителя Василиска», «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска», «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», «Поучение о послушании», «Поучения», «Письма». Также в этот том вошло множество материалов о прп. Зосиме: статья «Старец Зосима Верховский и его значение в русской духовной традиции», «Записная книжка преподобного Зосимы с географическими заметками», «Краткие заметки о родословной преподобного Зосимы», «Из архива Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни», «Из Тобольского архива», «Из архива Святейшего Синода», «Из книги И. С. Конюхова “Памятная историческая записка, или летопись, о городе Кузнецке», «Сказание о встрече преподобного старца Зосимы с преподобным Антонием Радонежским (Медведевым)», «Беседа святителя Филарета, митрополита Московского, по освящении храма Пресвятыя Троицы в Троице-Одигитриевском общежитии», «Письма святителя Филарета, митрополита Московского, к настоятельнице Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни игумении Вере (Верховской). 1846–1867 гг.», «Тропарь, кондак и молитва преподобному старцу Зосиме Верховскому». Литература и музыка Добавили несколько книг Ивлина Во: — «Полвека без Ивлина Во» — номер журнала «Иностранная литература» (2016 04), посвященный Ивлину Во: сборник статей, эссе, интервью, рецензий Ивлина Во на фильмы и книги. — «Новая Европа Скотт-Кинга» — повесть Ивлина Во, классика английской литературы: политическая сатира на европейские правые диктатуры. — Добавили аудиоверсии нескольких рассказов Во . — Добавили аудиоверсию романа Во «Черная беда» , политической и социальной — весьма жестокой — сатиры. Власти страны «третьего мира» решили модернизировать страну. Во высмеивает, однако, не столько «отсталую страну», сколько западных модернизаторов. Англичанки — защитницы животных, например: «сегодня кормили собачек на рыночной площади. Дети пытались отобрать у собачек пищу. Прожорливые паршивцы».

http://blog.predanie.ru/article/sovetski...

Не вдаваясь в подробности затеянного врагом рода человеческого дела, заметим, что скорбный путь старец прошел мужественно, не нарушив мира душевного, лишь смиренно взывая: «Я знаю одну Матерь Божию: когда Ей угодно, Она откроет всю справедливость; если же Ей угодно, чтобы я терпел оскорбления, то мне ли сметь сопротивляться судьбам Божиим?» 133 Большинство жизнеописаний православных подвижников свидетельствуют о скорбях и кознях, которые обрушивает на них диавольская сила по выходе из безмолвия. Среди них и нападки ближних. Старец Василиск однажды, во время великого молитвенного утешения, услышал глас: «Имей во всю жизнь – единым делом – ношение в сердце Господа Иисуса, а между тем примешь бесчестия». Сам Господь, все апостолы, все святые провели жизнь свою в многоразличных скорбях. Без бесчестия нам не спастись 134 . Но, защищенные Божией благодатию, не страшатся подвижники соблазнов мира. Воистину: Аще пойду и посреде сени смертный, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси ( Пс. 22:4 ); Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся ( Пс. 17:4 ). Скорбные происшествия в Туринском монастыре подробно записаны матушкой Верой и опубликованы в Жизнеописании старца Зосимы. Впоследствии святитель Филарет так объяснял причины немирствия в Туринской обители: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения, они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться » 135 . Старец Зосима с племянницами, Анисьей Конюховой и двумя келейницами по распоряжению начальства находились в Тюмени, когда до них дошла горестная весть о кончине о. Василиска. После отъезда о. Зосимы старца Василиска взяли в монастырь, поселив в подгорной келий о. Зосимы. Миролюбивый старец много увещевал крамольных и недоброжелательных, а мирных утверждал пребывать непоколебимыми в своих обетах. Пустынножитель предсказал свою кончину и преставился 29 декабря 1824 года в 5 часов по полуночи, ему было приблизительно 80 лет. Отец Зосима сокрушался о том, что не был при кончине своего отца, но утешался тем, что он не далек был от него духом. Как рассказывал о последних днях о. Василиска ухаживавший за ним поселянин, вид его был весел и покоен, и служитель видел, как грудь старца поднимается и необычайно колеблется, и ощущал, как сильно бьется и мечется его сердце, чему весьма удивлялся. Старец до последнего издыхания пребывал в устной и сердечной молитве и со словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» испустил дух, как будто уснул. Еще сожалел о. Зосима о том, что лишился утешения слышать из уст духовного друга и учителя о предсмертных благодатных действиях, которыми в последние минуты было исполнено его чистое сердце, ибо сказано: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Работа над книгой велась по благословению духовника Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрита Авраама (Рейдмана) и под непосредственным руководством почетной настоятельницы обители схиигумении Златы (Нестеренко). Сбором и обработкой материала занимались сестры обители, несущие послушание в церковноисторическом кабинете. Перевод «Заветных писем» преподобного Зосимы (Верховского) с церковнославянского языка осуществлен сестрами, исполняющими послушание в грекославянском кабинете. Первая часть издания содержит очерки по истории уральского старчества и охватывает период с начала XIX до конца XX века. Здесь представлены в основном сведения об обителях Среднего и Южного Урала: мужских – Свято-Николаевской Верхотурской, Свято-Николаевской Белогорской, Кыртомской Крестовоздвиженской и женских – Екатеринбургской Ново-Тихвинской и Уфимской Благовещенской. В книгу включены и повествования об отдельных подвижниках, угодивших Богу не в обителях, а посреди мира: иеросхимонахе Константине (Шипунове), схимонахине Евфросинии (Мезеновой), схимонахине Николае (Засыпкиной), а также о преподобном Кукше Одесском, который в течение пяти лет отбывал ссылку на Урале и за это время оказал немалое духовное влияние на окормлявшихся у него монашествующих и мирян. Сведения о жизни преподобного Кукши на Урале публикуются впервые. В книге помещено и жизнеописание замечательной русской подвижницы игумении Руфины (Кокоревой), основательницы и благоустроительницы трех монастырей, в том числе одного за рубежом. Кроме того, мы сочли необходимым включить в повествование примеры уклонений от подлинных традиций старчества. Описание судеб схимонаха Даниила (Лисицына) и монаха Макария (Поликарпова) дано с той целью, чтобы представить во всей полноте такое многогранное и сложное духовное явление, как старческое руководство, показать, какие заблуждения возможны на этом пути и помочь выработать трезвое отношение к нему. Вторая часть книги представляет собой собрание писаний подвижников благочестия: преподобного Илии Верхотурского, иеросхимонаха Константина (Шипунова), игумении Руфины (Кокоревой). В этой же части книги помещены «Заветные письма» преподобного Зосимы (Верховского) – документ, не имеющий аналогов в духовной литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010