Видя в образе старца Зосимы яркий пример жизни, проведенной согласно заповедям Христа, назидательный и вдохновляющий всех христиан, православные издательства за границей переводили эту прекрасную книгу. Например, на английский язык она была переведена по инициативе иеромонаха Серафима (Роуза) и игумена Германа (Подмо-шенского) и издана дважды Братством преподобного Германа Аляскинского в 1979 и 1990 годах 179 . (Помимо этого они издали в 1977 году в Америке Житие репринтом на русском языке в серии книг «Русские исихасты».) В предисловии к первому изданию на английском языке о. Серафим (Роуз) назвал «Жизнеописание известного сибирского старца Зосимы одной из сокровищниц русской православной литературы прошедшего столетия» 180 . В 1996 году вышло в свет Житие старца Зосимы (Верховского) на греческом языке 181 . Но современные христиане не только переводили книгу об отшельнике, возлюбившем безмолвие, они решались подражать подвигу пустынников. Игумен Герман (Подмошенский) вспоминал об этом так: «Когда я прочитал жизнеописание старца Василиска, духовного отца старца Зосимы, я был буквально потрясен. Я не мог удержаться, чтобы не поделиться этим со своим другом, в то время жаждущим богопознания неофитом, а впоследствии о. Серафимом (Роузом) . Мы оба бродили по лесам, читая и переводя по частям текст; и это промыслительно окончилось основанием в 1969 году нашей собственной «пустынной» обители – в уединенном месте, удаленном от шума внешнего мира, среди холмов северной Калифорнии. Старцы Василиск и Зосима, последователи духовной школы преподобного Паисия Величковского , были среди наших главных источников вдохновения и помогли нам преодолеть неизмеримые трудности при налаживании этого древнего образа жизни в современных условиях» 182 . Добавим к этому и то, что Житие старца Зосимы (Верховского) оказало безусловное влияние на Федора Михайловича Достоевского при создании образа старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Известно, что внешний облик старца Зосимы и обстановка скита списаны с Оптинского старца Амвросия и монастыря, где он подвизался. Сходство это только внешнее. Внутреннее различие между литературным героем и Оптинским светильником благочестия признавали не только монахи Оптиной пустыни, но и нововалаамский схиигумен Иоанн, называвший в письмах к ученикам (за 1950-е годы) среди делателей Иисусовой молитвы и «достопамятного Зосиму (Верховского) , с которого Достоевский списал своего старца Зосиму, а вовсе не со святителя Тихона или о. Амвросия. Прочтешь житие старца Зосимы – сам увидишь» 183 . Современные литературоведы сходятся во мнении, что Житие схимонаха Зосимы (Верховского) послужило для создания образа знаменитого литературного героя 184 . И сибирские краеведы пришли к выводу, что Достоевский не мог не знать подвижника Зосиму (Верховского) 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Даже эта малая толика выдержек из творений преподобного Зосимы (Верховского) показывает его опытное знание монашеской жизни; и потому знакомство с поучением сибирского подвижника укрепит всякого, идущего тесным путем. Церковный историк, священник Сергий Мансуров, в своих «Очерках по истории Церкви» попытался «отобразить жизнь Церкви, указать в каждом поколении, начиная от Спасителя и апостолов, кончая нашим временем, к кому нужно прийти, на кого благоговейно смотреть, кого слушать, чтобы узреть истину в истории – Святую Православную Церковь ». В интересующий нас период о. Сергий выделил следующих: XVIII век: 3-е поколение: Саровские старцы – Пахомий, Назарий Валаамский, Федор Санаксарский, святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский , подвижники Брянских лесов старцы Адриан, Василиск, Николай святогорец. XIX век: 1-е поколение: преподобный Серафим Саровский , архиепископ Антоний Воронежский, старец Лев Оптинский , старец Зосима (Верховский) , митрополиты Платон и Филарет Московские , затворник Георгий Задонский , старец Филарет, игумен Глинский. «Вот те люди, в которых и чрез которых их Глава Богочеловек Иисус Христос строил Свою Церковь . Храм Божий на земле, досязающий до неба, Царствие Божие. Их много больше, их неисчислимо много, они как звезды небесные, но здесь сделана попытка выбрать тех, которые яснее и более осязательно, по-человечески осязательно, проявились в жизни Церкви земной, в церковной письменности, в памяти современников как наиболее выдающиеся строители тайн Божиих. Это они – сердце и ум Церкви, в которых обретает и действует Дух и Ум Христов» 210 . Тех, кого прославил Сам Господь на небе, прославляют со временем и здесь, на земле, с надеждой обрести новых молитвенников перед Престолом Божиим. В 1999 году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного отца-пустынножителя старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября того же 1999 года состоялось утверждение этого решения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 года. Четыре года спустя на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 октября 2004 года определено было всецерковное прославление преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского. Современные паломничества по местам жизни преподобного Зосимы (Верховского)

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В Троице-Одигитриевском ставропигиальном монастыре Зосимова пустынь прошла конференция, посвященная Иисусовой молитве 11 декабря 2019 События 7 декабря 2019 года в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь в рамках ежегодных Зосимовских чтений прошла пятая открытая конференция на тему «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)».   Перед началом конференции один из ее организаторов иеромонах Михаил (Булочев), преподаватель Перервенской духовной семинарии, пояснил:   «Зосимовские чтения проводятся уже не в первый раз. Последние пять лет основной своей задачей мы видим популяризацию письменного наследия преподобного Зосимы Верховского, но каждый раз для чтений выбираем отдельную тему. В прошлом году мы разговаривали и слушали доклады о современниках преподобного Зосимы Верховского. Перед этим тщательно изучали, в том числе с представителями Смоленской митрополии, этапы жизненного пути преподобного Зосимы Верховского.   В этом году мы долго думали над темой предстоящей конференции. Поскольку сестры пытаются жить духовной жизнью и для них очень важны ее основы, в особенности непрестанная Иисусова молитва, мы решили акцентировать внимание на ней. Тем более что у преподобного Зосимы Верховского есть произведения, касающиеся Иисусовой молитвы. Конечно же, мы решили, что будет важным рассмотреть и само произведение преподобного Зосимы " Семьдесят пять слов о действиях умно-сердечной молитвы Василиска Сибирского " . Интересным нам показалось сравнить его опыт с опытом других святых отцов, узнать, не противоречит ли он им. Ведь известно, что, допустим, преподобный Макарий Оптинский, прочитав данное произведение, впал в некое замешательство и даже написал краткое предостережение читающим духовные книги. В нем он указал на то, что Иисусова молитва, проводимая без духовника, без опытного наставника, может привести к ошибкам в духовной жизни, развитию прелести. Поэтому мы решили, что необходимо рассмотреть в этом году и основания Иисусовой молитвы, догматические и библейские».

http://bogoslov.ru/event/6020641

В декабре 1999 года начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия размещался клуб. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене, – некоторый провал, тогда не исследованный. По известным нам данным, здесь расположены могилы племянниц старца Зосимы – схимонахини Маргариты и «в головах» у нее игумении Веры (Верховских). Очень хотелось верить, что мощи преподобного Зосимы не тронуты. Никто из местных жителей не мог ничего сказать об этом. Было мнение, что старца Зосиму перезахоронили на монастырском кладбище напротив обители. Другие утверждали, что мощи «не дались». И вот 25 декабря приехал в пустыньку владыка Тихон с археологом и рабочими, чтобы провести поиск могилы старца Зосимы. У южной стены центрального алтаря по вскрытии бетонного пола выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным саркофагом в ней; но без крышек и пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно. К празднику готовились «всем миром». Наконец настал долгожданный день прославления нашего заступника и молитвенника, основателя пустыни схимонаха Зосимы (Верховского) в лике преподобных – 23 июля 2000 года 921 . Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий. Сослужил ему собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Углический Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. На торжество в пустынь прибыли настоятельницы монастырей Московской епархии и гости из других епархий. Благолепие службы дополняло чудесное пение сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под управлением игумений Ксении. К празднику были написаны две иконы преподобного Зосимы 922 и издано «Житие преподобного Зосимы». Было много гостей, на братской трапезе о. Даниил (Сычев), приехавший со Смоленщины, рассказал о том, что в Греции (где он недавно побывал в паломничестве) перевели Жизнеописание старца Зосимы на греческий язык и там давно почитают Зосиму Сибирского (так греки называют преподобного Зосиму (Верховского)) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Бросается в глаза и заголовок Жития, данный Достоевским: «Из жития в Бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составленное с собственных слов его Алексием Федоровичем Карамазовым», похожий на названия книг о самом старце Зосиме (Верховском) и книги, написанной о. Зосимой (Верховским) о его духовном отце и спостнике «Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским) ». Подтверждают существующее мнение сходство некоторых биографических данных и манера разговора старцев. Вот некоторые доводы, приведенные М. М. Громыко. Старец Зосима у Достоевского – тоже из дворян, служил в гвардейском полку в столице, прямо с военной службы ушел в монастырь. Рядом с ним старец Анфим, почитаемый о. Зосимой «простенький монашек, из беднейшего крестьянского звания... молчаливый и тихий, редко с кем говоривший, между самыми смиренными смирнейший. Этого как бы трепещущего человека старец Зосима любил и во всю жизнь относился к нему с необыкновенным уважением. Когда-то многие годы провел в странствиях с ним вдвоем по всей святой Руси». Перекликается художественный образ старца Зосимы со своим прототипом и повествованием о трогательной дружбе между старцем и о. Анфимом и отношении первого к последнему как ученика к учителю (вспомним братство пустынника Василиска и о. Зосимы). Когда в 1859 году газета «Тобольские губернские ведомости» опубликовала статью Г. А. Варлакова «Туринск» с изложением истории Зосимы Тобольского (Верховского), Достоевский был в Сибири. Многое об о. Зосиме Достоевский мог узнать от семипалатинского знакомого, сибирского краеведа Н. А. Абрамова, Историей Туринского женского монастыря Н. А. Абрамов занимался специально в течение нескольких лет, и главным в опубликованной им в 1865 году статье был образ о. Зосимы (Верховского) . Весь газетный материал указывал на то, что сведения для статьи известный краевед собирал в Туринске в 1863 году и видел тогда в монастыре портрет о. Василиска, писанный маслом 186 . К начальным сведениям об о. Зосиме, полученным Достоевским в Сибири, прибавились позднее впечатления от чтения Жития и отрывков из его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Надо сказать, что ни в одном из дореволюционных изданий, ни в одной из сохранившихся рукописей не проставлено имя автора Жития. Но как правильно заметила газета «Московские церковные ведомости», отзываясь о втором издании книги в 1889 году, «Жизнеописание это составлено одною из ближайших учениц о. Зосимы, которая имела полное право называть его «отцем своим» (с. 17, 28). Если не ошибаемся, автор этого Жизнеописания – та самая Вера (в миру Варвара Верховская), родная племянница о. Зосимы, которая была преемницею его по управлению обителью и первою игуменией» 548 . Сам старец Зосима оставил заметку о том, что именно Веру он учил записывать совершившиеся события, свои чувства и впечатления. В Житии старца Василиска, написанном о. Зосимой, есть такое место в рассказе о скорбях в Туринском монастыре: «Егда же сотворились крамоли и несогласие в монастыре, тогда он, старец Василиск, много увещевал крамолствующих и недоброжелательствующих, а мирствующих утверждал пребыти непоколебимыми в своих обетах. О происшествии же крамолы и о разлуке моей со старцем, о сем в точности описано в книжице, составленной от девицы Веры, именуемой Варвары Верховской» 549 . Читая Жизнеописание о. Зосимы, видно, что вся книга написана тем же слогом, что и главы о событиях в Туринском монастыре. Это косвенно свидетельствует о том, что Жизнеописание о. Зосимы принадлежит перу игумений Веры. Кроме того, в ответах автора Жизнеописания старца Зосимы на замечания рецензента находим, что «писавшая книгу старалась [а значит и могла] выдерживать собственные выражения старца» 550 , к тому же она прекрасно знала семью о. Зосимы. Издатели Жизнеописания старца Зосимы на английском языке решительно приписали авторство его племяннице и ученице – игумений Вере (Верховской) 551 . Книга о преподобном Зосиме, явившая миру образ великого пустынника и молитвенника, основателя двух женских монастырей, угодившего Богу своими подвигами, – достойная память матушке Вере, венок на могилу приснопамятной игумении. Как и подобает монахине, на страницах Жизнеописания она ни слова не сказала о бремени управления монастырем, которое несла с кротостью и любовью. Позже княжна Елена Горчакова в книге, посвященной Зосимовой пустыни, напишет о ее первой настоятельнице (лично ей незнакомой) кратко и лаконично: «Благодаря неусыпным заботам своей начальницы, матушки Веры, унаследовавшей от своего отца духовного и наставника кротость и мудрость в управлении, обитель при увеличении материальных средств могла приютить в своих стенах большее число сестер. Оно возрастало весьма быстро, и после кончины игумений Веры, при ее преемнице Афанасии, в Троице-Одигитриевском женском монастыре уже считалось более ста матерей и сестер» 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Первого мая, по благословению владыки, состоялась поездка в Зосимову пустынь благочинного епархиальных монастырей и игумении Ксении. В августе было подано письмо от епархии в Управление Метрополитена с просьбой о содействии в передаче монастыря верующим. Ответ оказался неожиданным: «Выше упомянутый комплекс бывшего монастыря не принадлежит Метрополитену на правах собственности, а лишь передан в управление для организации в нём летнего отдыха детей сотрудников. В этой связи вопрос о передаче комплекса Русской Православной Церкви должен решаться на уровне Правительства Москвы». Полтора года длилась переписка благочинного монастырей Московской епархии с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы. Только 25 апреля 2000 года вышло Постановление Правительства Москвы о передаче Московской Епархии Русской Православной Церкви комплекса зданий и сооружений бывшего Троице-Одигитриевского монастыря «Зосимова пустынь». Мысль о подготовке прославления старца Зосимы до открытия монастыря была подана новым благочинным Наро-Фоминского района. Я сдала благочинному написанный для этой цели материал, частично заимствованный из известного «Жизнеописания схимонаха Зосимы Верховского», частично из моих архивных находок. На заседании Комиссии по канонизации 15-16 сентября 1999 года было принято решение о причислении старца Зосимы к лику святых Московской епархии, утвержденное 11 ноября того же 1999 года Святейшим Патриархом Алексием. Праздник прославления старца Зосимы Верховского в лике преподобных состоялся 23 июля 2000 года. К этому времени монашеская жизнь в Зосимовой пустыни уже началась. Не быть безродным Как складывалась ваша личная жизнь за эти годы? Жизнь вашей семьи? Монашеская жизнь в Зосимовой пустыни текла, а я была как-то рядом, но не в ней. При этом я так глубоко прикипела к пустыньке, к её истории, к памяти дорогого Зосимы, что решилась подать заявление о постриге. Митрополит подписал заявление моментально, снизойдя также к моему желанию получить имя Зосимы после прославления старца.

http://pravoslavie.ru/99651.html

К тому же местность вокруг Отчина колодца в настоящее время заболочена. В связи с тем, что колодец необходимо было еще очищать, а местность осушать, благочинный принял решение провести молебен по освящению места под восстановление часовни и святого колодца. Праздник решено было приурочить ко дню иконы Божией Матери «Одигитрии», так как именно в этот день устраивались раньше крестные ходы от монастыря к Отчину колодцу. Как и перед предыдущим молебном, православные верующие, болеющие за судьбу обители, развешивали объявления в вагонах местных электричек, на платформах и в магазинах окружающих селений. Таким образом местные жители узнавали о предстоящих духовных торжествах. Молебен около Отчина колодца в предпразднство Одигитрии 9 августа 1997 года Водосвятный молебен прошел при большом стечении народа. Кроме жителей из окрестных селений пришло несколько групп паломников из Московского клуба туристов 908 . Была чудесная летняя погода и чувствовалось, что Божия Матерь с нами. Богослужение отправлял благочинный Наро-Фоминского района протоиерей Александр Сложеникин в сослужении двух священников и иеромонаха Даниила (Сычева). До и после молебна распространялись книги «Жизнь старца Зосимы Верховского » в репринтном переиздании 1994 года, они были подарены тем, кто помогал очищать Отчин колодец 909 . Паломники подписали письмо в адрес железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное в надежде на помощь в осушении леса вокруг святого колодца (всего 94 подписи). Впоследствии к решению проблемы была подключена и служба Московско-Киевской дистанции гражданских сооружений. В октябре 1998 года, после дружных убедительных просьб, минимальные необходимые земляные работы были выполнены. Молебен в день памяти старца Зосимы (Верховского) 6 ноября 1998 года Осенью 1998 года решено было возобновить традицию поминовения старца Зосимы в день его преставления – 6 ноября (по н.ст,), в 1998 году как раз исполнилось 230 лет со дня рождения святого подвижника-пустынника Зосимы (Верховского) . Поклониться святым местам приехали учащиеся воскресной школы при московском храме Марона пустынника Сирийского. В прошлом веке старостами этого храма были родственники устроителя и попечителя Троице-Одигитриевского монастыря Семена Лонгиновича Лепешкина. В нем была крещена и около него выросла последняя игумения монастыря преподобномученица Афанасия (Лепешкина), в храме помнят своих благодетелей и молятся святой новомученице Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:Дата постройки неизвестна. 2014-2022 реставрация. Адрес: Россия, Вологодская обл., Верховажский р-он, д. Матвеевская (Фомина Гора) Координаты: 60.656883, 41.819007 Проезд:По М8 до поворота на Сметанино, далее через Сметанино по старой архангельской дороге, через 2 км после Сметанино поворот налево, через лесопилку, по грунтовой дороге. Осторожно, крутой подъем Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Зосимы и Савватия Соловецких д. Матвеевская (Фомина Гора) Верховского сельского поселения Верховажского района Вологодской области. Точной даты постройки здание не имеет, может быть отнесено к концу XIX века. В срок с 15 июня по 22 июля 2013 г. были проведены обследование и работы в часовне Зосимы и Савватия Соловецких д. Матвеевская (Фомина Гора) Верховского сельского поселения Верховажского района Вологодской области. Часовня Георгия Победоносца, по епархиальным данным, имеет самую раннюю датировку. Четверик сруба и полы в хорошем состоянии. Кровля в плохом состоянии, протечки с восточной стороны. Зашитый восьмерик светового барабана покосился. От луковицы остались журавцы, крест сохранился. Снаружи поросла бурьяном. Внутри часовни сохранился иконостас. Часовня представляет собой квадратную срубную постройку размерами 4.7х4.7 м, поставленную на валунный фундамент, в основном ушедший в землю, и покрытую на четыре ската дощатой кровлей по стропилам. На кровле поставлен низкий глухой восьмигранный барабан каркасной конструкции, перекрытый куполом и завершенный луковичной главкой. В северной и южной стенах постройки имеется по одному окну прямоугольной формы, оконные коробки и рамы утрачены. В западной стене имеется дверной проем, сохранилась двустворчатая дверь. Внутри помещение перекрыто восьмичастным дощатым сводом, полы настланы из доски. Тесовая обшивка стен, металлическое покрытие кровель и внутреннее убранство утрачены. На западной стене сохранились следы примыкания притвора. Кровли здания в существенной степени повреждены гнилью, из-за протечек существенно повреждены верхние венцы сруба. Из-за наросшего уровня земли и разросшихся вдоль стен кустов в значительной степени повреждены гнилью нижние венцы сруба. Часть деталей барабана обвалилась, завершавший главку крест упал с мачты и повис на цепях.

http://sobory.ru/article/?object=23304

Рачительность по церкви и соблюдение устава истинно примерное, трапеза весьма хорошая, в рукоделиях и трудах старание неусыпное, исполнение добросовестное. Средства обители самые ограниченные, но так как настоятельница искусная в хозяйстве, расчетливо располагает ими, то и хозяйство идет успешно и ни в чем нужном не чувствуется недостатка. Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает» 572 . Об одном интересном завещании старца Зосимы узнаем из очередного отчета архимандрита Пимена: «В церкви порядок, довольство в трапезе, где еще та особенность, что поминают благотворителей обители, молятся о здравии живых и о упокоении умерших, чего нигде не введено; это заповедано самим старцем Зосимою и в точности исполняется более полувека. Слава Господу, что духовное настроение сестер обители соответствует требованиям монашества, ибо поддерживается старицами, ученицами старца Зосимы, некоторые и доныне еще находятся в живых, младшие идут по их стопам, и эта пустынь вполне благоустроенная, что можно поставить в пример прочим» 573 . О некоторых традициях Зосимовой пустыни, сохранявшихся, по-видимому, до конца существования монастыря, можно упомянуть в данном контексте. Известно, что кроме престольных праздников монастыря (Троицы, Одигитрии, Рождества Иоанна Предтечи, Марии Египетской, Зосимы Соловецкого и Симеона Персидского), в обители чтились следующие дни: «...день памяти основателя монастыря схимонаха Зосимы (Верховского) 17 апреля и день кончины оного 24 октября, скончавшегося в 1833 году и погребенного в южном предалтарии Троицкого храма; день памяти 17 сентября первой игумении монастыря матушки Веры (Верховской) и день ее кончины 20 ноября; день памяти схимонахини Маргариты (Верховской) 1 сентября и день кончины оной 27 июля – племянниц и сотрудниц в основании монастыря схимонаха Зосимы (Верховского) » 574 . Некоторых из духовных чад игумена Антония (Путилова) взял после его кончины под свое окормление Оптинский старец Амвросий (Гренков) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010