Хан Узбек и 282-я статья Однако же и сами взволнованные граждане, видимо, сомневаясь в «неоценимых услугах» Золотой Орды в деле строительства городов на Руси и других достижениях древнерусской культуры, следом подтягивают «тяжёлую артиллерию» политкорректности и толерантности. «Фильм явно пропагандистский. Причем с духом не соответствующим Конституции нашей страны. Роль страшилок здесь отведена предкам татар - ордынцам и их религии Исламу, по вымыслу авторов щедро демонстрирующих зверства и извращения. Сегодня татары - это второй по численности коренной народ в Российской Федерации...» Ну, то, что авторы воззванья в свои предки вместо культурных булгар (если эти авторы, конечно, не имеют крымского или астраханского происхождения) зачисляют своих поработителей монголов (татары - одно из самоназваний степняков) - это их личное дело. А вот то, что они в очередной раз на сцену вытаскивают обиженный ислам, заслуживает рассмотрения. Дело в том, что в Орде с исламом было всё не очень просто. Достаточно посмотреть на вероисповедание её правителей: Батый (1242-1255) - язычник, Сартак (1255/56-1256) - христианин несторианского толка, его сын, малолетний Улагчи (1256-57) - нет точных данных, но скорее всего тоже крещён; Берке (1257-66) - мусульманин, Менгу-Тимур (1266-81) - язычник, Тудаменгу (1281-87) - мусульманин, Телебуга (1287-90) - язычник, Тохта (1291-1312/13) - буддист, Узбек (1312/13-1342) - мусульманин, Джанибек (1342-57) - мусульманин... То есть даже ко времени показанных в фильме событий далеко не все ордынцы приняли ислам (известно, что целые улусы ордынцев-несториан уходили на Русь, откуда потом и произошли Аксаковы, Тургеневы, Юсуповы и другие известные русские фамилии). И именно при не очень привлекательном персонаже фильма (и реальной истории) хане Узбеке, сделавшем ислам государственной религией Орды, начались чудовищные гонения на иноверцев: многие члены семейства Джучидов и племенные предводители не собирались принимать ислам, прямо заявляя хану: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем тура и ясык Чингизхана и перейдем в веру арабов?». В ответ на это Узбек, успевший привлечь на свою сторону войска, развернул массовые репрессии.

http://pravoslavie.ru/58299.html

На славянской почве " Громник " (предположительно византийского происхождения) известен с XIV в., значительная же часть его списков относится к XV - XVI вв. " Таблица Пифагора " , как считает А.И. Соболевский, - западноевропейского происхождения. И " Громник " , и " Таблица Пифагора " - памятник гадательной литературы. " Громник " входил в индекс отреченных книг. Таким образом, богами Мамая оказались гадательные книги. Предстоит решить - какая связь между ними и Мамаем - главным героем " Сказания " ». с. 599] Если принять доводы В.А. Романова, то можно считать, что здесь имел место скрытый намёк на то, что Мамай был не только «идоложрец», но и «чернокнижник», а это, в свою очередь, предполагает наличие у него, помимо прочего, определённых знаний в части использования тайных знаков. Безусловно, столь зыбкое предположение не может служить основанием для сколь-нибудь серьёзных утверждений, но оно, по крайней мере, может стать одним из направлений для дальнейших поисков. Тем более, что монеты, относимые ко времени правления ханов «Мамаевой Орды», а также «наследовавшие» им монеты периода правления золотоордынского хана Тохтамыша, помимо «птицеобразной тамги» и её вероятных производных, несут на себе ещё немало загадочных знаков и изображений «неопознанных» животных. Помимо всего прочего, обильный выпуск монет (типов монет) Золотой Орды (Улуса Джучи) и «Мамаевой Орды» с «птицеобразной тамгой», а также присутствие изображений похожих сверхъестественных существ на нумизматических памятниках Северного Причерноморья и средневековой Руси, соотносимых с памятниками материальной и духовной культуры славян, скифо-сарматов, финно-угров, балтов, тюрок, монголов и др., наводит на мысль об устойчивом бытовании на территории современных России, Украины , Белоруссии и сопредельных стран образа «птицечеловека» («птицебога»). Корни этого необходимо искать в древних верованиях наших предков. В данной связи возникает необходимость в осуществлении дальнейшего сбора и обобщения знакового материала, археологических и письменных источников о природе этих образов, что позволит более точно определить их происхождение, смысловое наполнение и причины использования.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

«Во имя всемогущего Бога, – писал к нему Тамерлан, – спрашиваю, с каким намерением ты, Хан Капчакский, управляемый демоном гордости, выступаешь из своих пределов? Разве забыл ты последнюю войну, когда рука моя обратила в прах твои силы, богатства и владения? Неблагодарный! вспомни, сколь некогда оказал я тебе милостей! Еще можешь раскаяться. Хочешь ли мира? Хочешь ли войны? Избирай; мне все едино. Но самая глубина морская не скроет врага от нашей мести». Тохтамыш хотел войны и расположился станом на берегу Терека: ибо Монарх Чагатайский был уже в Дербенте. Между Тереком и Курою, близ нынешнего Екатеринограда, произошло славное в восточных летописях кровопролитие. Потомки Чингисхановы сражались между собою в ужасном остервенении злобы и гибли тьмами. Правое крыло и средина войска Тамерланова замешались; но сей свирепый Герой, рожденный быть счастливым, умел твердостию исторгнуть победу из рук Тохтамышевых: окруженный врагами, изломав копие свое, уже не имея ни одной стрелы в колчане, хладнокровно давал вождям повеление сломить густые толпы неприятельские. Стрелки его, чтобы остаться неподвижными, целыми рядами бросались на колена, и левое крыло шло вперед. Еще Хан Золотой Орды мог бы новым усилием решить битву в свою пользу; но прежде времени ослабев духом, бежал. Тамерлан гнался за ним до Волги, где, объявив Койричака Аглена, сына Урусова, Властителем Орды Капчакской, надел на него венец Царский. Сии удары, нанесенные Моголами Моголам, изнурили силы Волжских и долженствовали веселить Россиян мыслию о близкой счастливой свободе отечества. Надеялись, что Тамерлан, сокрушив неприятеля, вторично отступит к границам своей Империи, и что внутренние междоусобия Орды Капчакской довершат его гибель. Но грозный завоеватель Востока вслед за бегущим Тохтамышем устремился к Северу; перешел Волгу, степи Саратовские и, вступив в наши юго-восточные пределы, взял Елец, где господствовал Князь Феодор, отрасль Карачевских Владетелей и данник Олега Рязанского. Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 1734 году в Петербург прибыло новое посольство из степи, с которым были оговорены условия подданства. Они выражались в следующем: «охранять русские границы, охранять русские торговые караваны, содействовать русским войскам в борьбе с другими кочевниками и платить ясак кожами звериными». В 1742 году ханы Малой и Средней орды вновь присягнули императрице Елизавете Петровне. Время от времени ханы и султаны являлись в Оренбург, торжественно приносили здесь присягу на верность России, давали обещания не грабить ее пределов, затем, получив от благородных по сердцу русских правителей угощение и подарки, возвращались в степь. А степь продолжала жить своей жизнью. Набеги и баранта кочевников друг на друга и на русские поселения продолжались, как и прежде. Все меры, предпринимаемые русскими в отношении умирения степи и упорядочения жизни ее народа, оставались напрасными: школы и мечети, устроенные Российским правительством пустовали и не посещались, разваливались дома, построенные для зимовок ханов близ русских пограничных городов. И никаких существенных перемен не происходило в этот период в жизни кочевников. Они по-прежнему оставались такими же воинственными и продолжали, не стесняясь, грабить своих русских покровителей. Поэтому первые 90 лет (1730-1822 гг.) России приходилось усиленно охранять свои границы и торговые караваны от своих новых подданных. В 1822 году был принят «Устав о Сибирских киргизах», упразднявший давно уже утратившую значение ханскую власть. Вслед за этим постепенно стирались в системе управления кочевниками следы сословного и родового строя, весь народ, независимо от его деления на «белую» и «черную кость», уравнивался в правах и обязанностях со всем сельским населением Российской Империи. Но спокойствие в Половецкой степи наступило лишь к середине столетия, когда были покорены Китаем джунгары, замирены Россией башкиры и калмыки, разорявшие степняков, усмирен бунт султана Кенисары, всколыхнувший весь Дешт-и-Кипчак, и казахи с трех сторон (запада, севера и северо-востока) были охвачены возведенными русскими отрядами оборонительными линиями. Тогда же, в 1846 году, подданство России принял Старший жуз, султаны, бии и старшины которого торжественно присягнули на алькоране на подданство России за себя и за подвластный им народ. Тем и закончился процесс присоединения Казахского ханства к России, длившийся многие десятилетия. Территория древней Ак-Орды была разделена на генерал-губернаторства с прочной военной и гражданской властью, потомки воинственных ордынцев потеряли возможность устраивать набеги, и, волей-неволей, превратились в мирных скотоводов и земледельцев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

Но в 1725 году Петр I умер, а в Казахском султанате, разделившемся на три жуза, каждый со своим правителем, произошла децентрализация государственной власти, что серьезно ослабило мощь казахов. Если попытаться исследовать историю Казахского ханства в этот период, то обнаружится, что ее содержание составляли лишь постоянные военные столкновения между отдельными казахскими родами и внешними окружающими Казахстан народами. Это были простые, неорганизованные набеги - «баранта», с целью угона скота, грабежа и захвата пленных. Естественно, что такие нападения вызывали ответную реакцию. На казахских кочевников обрушились с разных сторон: с запада - Волжские калмыки, с севера - башкиры, а с востока - джунгары. Внутри казахских жузов происходили междоусобные распри в борьбе за пастбища. Постоянные внешние и внутренние конфликты вынуждали казахов искать сильного покровителя среди соседних государств, самым надежным из которых была к тому времени Россия. Теперь уже сами ордынцы нуждались в защите своих бывших данников. Хан Малой орды Абулхаир в 1730 году послал в Петербург делегацию, прося для своего жуза Российского подданства. Надо заметить, что в период своего самостоятельного исторического существования Казахское ханство не смогло подняться по ступеням политического и социального развития. В первой половине столетия в кочевой среде господствовал патриархально-родовой строй, власть ханов и султанов «белой кости» стала в сущности номинальной и ограничивалась авторитетом аксакалов, биев и батыров «черной кости». В случае попытки хана применить свои полномочия, кочевники вместе со своими стадами просто уходили от хана вглубь необозримой степи. Хан был нужен только в случае крупных военных предприятий оборонительного или наступательного характера, когда под его властью объединялась масса народа. Все остальное время ханы - потомки Чингиса - жили окруженные рабами и теленгутами и пасли свои стада, как и всякие другие богатые, и почетные казахи. Посольство хана Малой орды Абулхаира в 1730 году было принято в Петербурге милостиво. Обратно оно выехало с грамотой императрицы Анны Иоанновны в сопровождении русского посольства. Но русских послов ожидало горькое разочарование, когда они прибыли в пределы новых подданных России. Народ встретил их крайне враждебно, создалась опасность для жизни не только русских послов, но и самого хана Абулхаира - что являлось наглядным доказательством слабости ханской власти. Но, прожив в Малой орде в положении пленных около двух лет, послы смогли при помощи влиятельных аксакалов склонить народ присягнуть на верность России.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

1380-1381 годы были временем наибольших успехов Д. И. Князья Сев.-Вост. Руси подчинялись его политическому руководству. Наиболее могущественные из рус. соседей - правители Твери и Рязани - признали себя «братьями молодшими» Д. И. и обязались следовать его политике в отношении Литвы и Орды. Литов. наступление на Сев.-Вост. Русь было остановлено, в смоленских и черниговских княжествах в верховьях Оки вновь утвердилось московское влияние. Объединившиеся вокруг Москвы рус. княжества отказались платить «выход» могущественному ордынскому правителю Мамаю и соединенными силами нанесли ему поражение. Эта победа имела огромное моральное значение, т. к. показывала, что, соединив силы, рус. земли могут избавиться от иноземного господства. С этого времени перед Д. И. на пути осуществления его политических планов стали возникать все более серьезные трудности. Еще весной 1380 г. правитель Кок-Орды хан Тохтамыш захватил ордынскую столицу Сарай. После поражения Мамая на Куликовом поле подчинявшиеся ему князья и мурзы перешли на сторону Тохтамыша, к-рый впервые с нач. 60-х гг. XIV в. объединил под своей властью всю территорию Золотой Орды. Тохтамыш известил об этом рус. князей, и весной 1381 г. они отправили к нему послов «с честию и с дары». Одни исследователи полагают, что тем самым рус. князья признали власть хана над своими землями, другие это отрицают. Ясно, однако, что результаты переговоров Тохтамыша не удовлетворили, т. к. летом 1382 г. он предпринял масштабный поход на Москву. Тохтамыш учел уроки Куликовской битвы и принял все меры для того, чтобы его нападение было неожиданным. Это ему удалось. Д. И. покинул столицу и уехал в Кострому собирать войска, вскоре из города уехал и митр. св. Киприан . 23 авг. 1382 г. ордынское войско подошло к Москве, 3 дня продолжался безуспешный штурм города. Лишь с помощью обмана (Тохтамыш заявил руководителю обороны кн. Александру Федоровичу Остею и московскому духовенству, что его враг - Д. И., а от жителей Москвы он хочет только получить дары) хан сумел занять и разграбить столицу Московского княжества.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Содержание этих отрядов было разорительным, поведение их оставалось… как это назвать на современном новоязе?.. крайне нетолерантным. До такой степени нетолерантным, что время от времени на Руси вспыхивали анти-ордынские восстания. Если ига нет, против чего же они там восставали?! Вероятно, по ошибке, с похмелья? Но нет, летопись четко рассказывает, что некоторые формы налогообложения были чудовищно тяжелыми, а в жизнь они проводились с помощью вооруженной силы. Ну, например, в Ростове 1262 году, вспыхнуло восстание, которое быстро охватило множество других городов. То есть это анти-ордынское выступление, которое, в общем-то, вспыхнуло на половине Северо-Восточной Руси. Прежде всего оно направлено было против так называемых «бесерменов». Они занимались откупом налогов и с помощью своих русских приспешников  выжимали из населения последнюю копейку. Это была очень тяжелая форма зависимости и она вызвала страшное возмущение. Во время восстания этих «бесерменов» изгнали, кого-то перебили. Из русских приспешников, в частности, в Ярославле, был уничтожен некий кощунник и верный слуга ордынцев Изосима. Его  мало того, что убили, еще бросили собакам на съедение, потому что он был ненавистен. Откупщиков Орда приглашала из числа выходцев из Средней Азии, мусульман, вероятно, бухарцев. В тот момент Орда еще ислам не приняла и они выглядели как своего рода чужеродный элемент и для Орды, и для Руси, и у нас, видимо, лютовали. -- На протяжении всего времени существования Золотой орды, затем ее прямых наследниц – Большой орды, затем Казанского, Сибирского и Крымского ханства. Угоном занимались они все. С XIII по XVII век – активно. Даже во времена Российской империи (!), аж до середины XVIII столетия из Крыма на южнорусские земли осуществлялись набеги. Разумеется, опаснее всего были набеги тех времен, когда Золотая Орда могла просто сокрушить русскую государственность, т.е. до конца XIV века. Но и затем были страшные нашествия – Едигея в 1410 году, крымцев в 1571 году. В последнем случае сожжению подверглась Москва, столица России к тому времени.

http://radonezh.ru/analytics/igo-78392.h...

на санях, сплавляться на лодках по рекам и озерам. Еще раз взглянем на ситуацию. У Александра в Орде отравили отца. Александр всячески уклоняется от поездки туда. Когда получает предписание, то, не поставив монголов в известность, едет во Владимир и не отправляется дальше, пока не получает епископское благословение. Что это, как не демонстрация независимости — в тех пределах, которые вообще были возможны? А почему бы просто не дать Орде отпор? Даже если бы его поддержали другие князья — шансов не было бы, Золотая Орда находилась на пике своего могущества, силы были несопоставимы. И это даже если бы поддержали... но Александр прекрасно понимал, что никто и не поддержит. Все вынужденно приняли «правила игры» и выпрашивали в Орде ярлыки на княжение. Когда современные публицисты говорят о том, что князь Александр Невский выбрал сторону Орды, они забывают, что такого выбора у него не было. Выбор был сделан русскими князьями, в том числе и его отцом Ярославом Всеволодовичем, гораздо раньше, когда сам Александр был еще подростком. Тем не менее Александр воспринимал иго Золотой Орды как пусть и неизбежное, но все же зло. И, судя по его политике, старался в этой ситуации по максимуму добиваться для Руси того, чего все-таки можно было добиться. То есть как можно более долгого мира, сбережения людей, накопления сил. Говорят, что Запад предлагал Александру помощь. Почему он упустил этот шанс разделаться с Золотой Ордой? Действительно, Запад в лице Папы Римского Иннокентия IV дважды делал князю Александру интересное предложение. А именно: принять католичество, получить из рук Папы королевскую корону и, главное, пропустить на Русь рыцарей-крестоносцев для совместной борьбы с Золотой Ордой. Первое такое предложение Александр получил, как раз когда в 1248 году собирался из Сарай-Бату в Каракорум. Второе ему привезли в Новгород в 1251 году двое кардиналов. Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов», 1876 Некоторые наши современники считают, что надо было брать. Глядишь, и вся отечественная история пошла бы иным путем. На мой взгляд, это абсолютно безосновательные, если не сказать крайне наивные, суждения. К счастью, князь Александр наивностью не страдал. И что такого случилось бы, если бы Александр согласился?

http://foma.ru/pochemu-aleksandr-nevskij...

М., 1958. С. 37. 325 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 42; Насонов А.Н. О тверском летописном материале в рукописях XIII века. С. 37. 331 ГВНП. С. 67–68. В латинском и шведском текстах – соответственно гех magnus, mykle konungher (см.: Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Л., 1987. С. 104, 110, 123). В новгородских документах данного периода великокняжеским титулом обозначаются исключительно великие князья владимирские, см.: ГВНП. 34–35. С. 14–28, 63–64 (грамоты 1296–1327 гг.). 341 Там же. С. 90; Т. 15, вып. 1. Стб. 42. По мнению Н.С. Борисова, убийство Юрия следует датировать 21 ноября 1324 г., а казнь Дмитрия – 15 сентября 1325 г. (Борисов Н.С. Политика московских князей. С. 201–209). 344 Подход, при котором всякое выступление Юрия (или Новгорода) против великого князя априорно трактуется как происшедшее благодаря поддержке Орды (Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975. С. 38–44), представляется ошибочным. Главной целью ордынской политики было обеспечение регулярного поступления дани; великий князь владимирский являлся гарантом этого. Хотя в деятельности ордынских ханов (особенно Узбека) и прослеживается стремление не допустить чрезмерного усиления великих князей владимирских, разжигание на Руси войн против них не соответствовало интересам Орды, так как в подобных случаях осложнялась своевременная выплата «выхода» с мятежных территорий. Поэтому без наличия фактических данных предполагать поддержку Юрия Даниловича Ордой в период 1305–1317 гг. нет оснований. Факты же говорят о другом: Тохта и Узбек в это время неоднократно оказывали поддержку Михаилу Ярославичу (для 1305 и 1315–1316 гг. источники свидетельствуют об этом прямо, а в отношении эпизода с епископом Измаилом 1312 г. в пользу такой трактовки говорят косвенные данные). 345 См.: Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV в.)//Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн. М., 1990. Вып. 1. 347 См.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

699 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Исходя из даты этой грамоты, нет оснований предполагать, что присоединение Нижнего Новгорода к Москве произошло только в 1394 г. (Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. 2. С. 421, примеч.) или что оно не сразу было «официально признано» (Лурье Я.С. Указ. соч. С. 51): очевидно, Борису просто были оставлены во владение некоторые из нижегородских волостей (Ср.: Кучкин В.А. Нижний Новгород и Нижегородское княжество в XII-XIV вв.//Польша и Русь. М., 1974. С. 260). 706 Приселков М.Д. Указ. соч. С. 444; Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. 5. С. 281, примеч. 145. В Рогожской и Симеоновской летописях это известие (в сокращенном виде) поставлено в конце статьи 6901 г. (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 164; Т. 18. С. 143); в Московском своде и Ермолинской летописи, как и в Троицкой, под 6902 г. (Там же. Т. 25. С. 221; Т. 23. С. 133). 709 По смерти Василия Городец вошел во владениях московских князей (см.: ДДГ. С. 43–44, 47, 17; о датах грамот см.: Фетищев С.Л. К истории договорных грамот между князьями московского дома конца XIV – начала XV в.//ВИД. СПб., 1994. Т. 25. С. 66–69). 710 Приселков М.Д. Указ. соч. С. 456; ср.: ПСРЛ. Т. 18, С. 156. В Новгородской IV и Софийской I летописи данное сообщение стоит под 1405 г. (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 398; Т. 5. С. 253). Здесь перед нами еще один пример хронологической неточности «нижегородских» известий их протографа: «служба» Семена не могла начаться за 8 лет до 1405 г. (т.е. в 1397 г.), так как второй по счету из ханов, которым он служил – Темир-Аксак (т.е. Тимур) – контролировал территорию Орды в 1395 – начале 1396 г. 711 См.: Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 161–178; Егоров В.Л. Указ. соч. 221–223. Поход Тимура затронул и русские пределы: его войско дошло до Ельца (где правили князья козельской ветви черниговского дома), Василий Дмитриевич выступил с войском к Оке, в Москве ожидали нападения, ио среднеазиатский завоеватель повернул обратно в степь (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 165). Для предположения, что Тимур имел намерение разорить русские земли, иногда постулируемого в литературе, вряд ли есть основания: его целью был разгром Орды, углубляться в лесные области Руси и с политической, и с чисто военной точки зрения было бессмысленно (ср.: Князький И.О. Русь и степь. М., 1996. С. 108–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010