Закрыть itemscope itemtype="" > «Богородица Булгарская»? К вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чеканки города Булгара (Болгара) 13.11.2014 1128 Время на чтение 32 минут В изданном в 2013 г. на английском и русском языках М.Дубровским «дилерском» каталоге-ценнике монет Золотой Орды «Price-guide for coins of the Golden Horde (rare items, 14 cent. plus cms.)» («Каталог-ценник монет Золотой Орды 14 века, включая наиболее редкие») приводится любопытное описание сюжета, изображённого на реверсе одного из типов анэпиграфных монет, относимых большинством специалистов-нумизматов к чеканке города Булгар (Болгар). Автор определяет его как «Saint Mary with the Jesus» - «Святая Мария с Иисусом», указывая на то, что данная монета была выпущена при Сартаке (Сартаге)(1) - третьем правителе Золотой Орды (Улуса Джучи) - старшем сыне Бату (Батыя), правившем в 1256 г., в отношении которого имеется немало свидетельств о том, что он являлся христианином - вероятнее всего, несторианином (а, по сообщению итальянского францисканца Иоанна/Джованни/де Плано Карпини, даже имел сан священника), или же, по крайней мере, покровительствовал христианам. На другой стороне монеты изображена «двуногая» тамга «дома Бату» в окружении так называемых «узлов счастья». Сам каталог-ценник М.Дубровского является весьма сомнительным компиляционным изданием и не вызывает в научном плане серьёзного интереса, однако предположение автора по поводу сюжета означенной монеты представляется достаточно интересным. Следует признать, что, несмотря на изобилие нумизматического материала, феномен чеканки в Поволжье анэпиграфных (не имеющих надписей) золотоордынских монет слабо изучен в специальной литературе с точки зрения объяснения причин их появления и многообразия сюжетов, среди которых присутствуют изображения различных символов (в том числе, носящих сакральный/магический/смысл), знаков зодиака, растений, животных, птиц, рыб и даже (как в указанном выше случае) людей. Наиболее существенное его осмысление содержится в работах специалиста по нумизматике Золотой Орды, историка А.З.Сингатуллиной - в опубликованной в 1998 г. в журнале «Татарская археология» статье «Джучидские монеты поволжских городов XIII в. (материалы из каталога)» и отдельном издании под аналогичным названием «Джучидские монеты поволжских городов XIII века», изданном в Казани в 2003 г.(2)

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Золотой Орды до Верного Часть 3 17.06.2010 1396 Время на чтение 49 минут Часть 1 Часть 2 ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПОБЕДЫ. В 1380 году на Куликовом поле Москва в первый раз открыто выступила против Сарая, и устояла. Битва показала, что монголо-татар можно побеждать и можно добиться свержения ига Золотой Орды. Современники считали битву величайшим событием, и победителя татар, великого князя Димитрия прозвали «Донским» за победу на Дону. Приняв на себя татарский натиск, Димитрий Донской явился добрым страдальцем за всю землю Русскую, а, отразив его, он явил такую мощь, которая ставила его во главе всего народа, выше всех других князей. И народ потянулся к нему, как к своему единому государю. Победа на Куликовом поле стала переломным моментом в русско-ордынских отношениях, определившим дальнейший исторический путь Руси. И хотя еще долгие годы Русь оставалась несвободной, но уже разжались крепкие тиски врага, на протяжении столетий наносившего Руси огромный ущерб. Первая победа над ордынцами произвела перелом в народном сознании, дала начало кристаллизации национального духа и понимания мессианской идеи Руси. Основой этого процесса стал исключительный по масштабу духовный подъем, в центре которого стоял молитвенный подвиг преподобного Сергия Радонежского. Именно Радонежский игумен способствовал возрождению того православного духовного начала в жизни русского народа, без которого он так никогда бы и не осмелился подняться с колен и стряхнуть с себя иго поработителя. Поражение ордынской армии явилось могучим толчком в процессе объединения русских земель под властью одного государя, Московского князя. Русь окончательно встала на путь объединения вокруг Москвы, которая на Куликовом поле бесспорно утвердила свое право быть новым центром собирания русских земель. И, несмотря на то, что период ига продлился еще более ста лет, самоощущение русского народа было уже совершенно иным. Димитрий Донской впервые без санкции Золотой Орды завещал территорию Владимирского великого княжества сыну Василию I как свою «вотчину».

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

Архимандрит Макарий (Веретенников). Примеры икономии в истории Русской Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Первым Митрополитом монгольского периода был святитель Кирилл II (1243–1281). Он управлял Русской Церковью около 40 лет. Такой продолжительный срок первосвятительства имел большое стабилизирующее значение для Церкви в то тяжелое время, когда страна оказалась под иноверным и иноземным игом. Другая особенность его правления — это постоянные путешествия, то есть объезды обширных епархий многострадальной Русской земли. Большой заслугой митрополита Кирилла является учреждение в 1261 году епархии в центре Золотой Орды, в ее столице — Сарае, при хане Берке (1258–1266). Причин ее учреждения было несколько. Это, очевидно, заслуги и усилия Ростовского епископа Кирилла (1216–1229), о котором упоминается в Житии Петра царевича Ордынского (†1290; пам. 30 июня), а также святого благоверного князя Александра Невского (†1263; пам. 23 нояб.). Учреждение архиерейской кафедры при ханском дворе было вызвано также и другими обстоятельствами. Число русских людей в Золотой Орде все более увеличивалось. Речь шла не только о русских невольниках, духовные нужды которых вряд ли особо волновали завоевателей, но и об участившихся вынужденных посещениях Орды русскими князьями с их приближенными, а также купцами и различными посольствами. Многие из них волей или неволей проводили в Орде долгое время, нуждаясь в церковном окормлении. Наконец, самое главное заключалось в том, что ханская власть придавала особую роль Сарайскому епископу во взаимоотношениях Золотой Орды с Византией. Основанием для такого понимания учреждения служит летописное свидетельство о возвращении Феогноста, епископа Сарайского, в 1279 году “из Грек, послань бо бе Митрополитом к Патриарху и царем Менгутемером к царю гречьскому Палеологу”. Таким образом, и золотоордынские ханы, и русские митрополиты возлагали на Сарайских епископов дипломатические аспекты своих отношений с Константинопольским Патриархом.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии " славного града их Тетякова " . Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275-1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличавшийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: " А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его " . Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, " царь отпустил его с великой честью " , и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: " не прияша его во град, но рекоша ему: " Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михайло " " .

http://patriarchia.ru/db/text/913781.htm...

Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном - Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично - христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней - либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример - святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа - бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств...

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Доклад митрополита Варсонофия " Святой Александр Невский – история и актуальность " декабря 2020 " Святой Александр Невский - история и актуальность " (доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ на Рождественских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, 15 декабря 2020 г.) Дорогие участники Рождественских чтений! Прославляя сегодня святого благоверного великого князя Александра Невского, мы говорим о прошлом, настоящем и даже будущем Отчизны. Имя этого подвижника действительно объединяет историю и современность - то, что было давным-давно, и что актуально сегодня. Каждое время предполагает свои вызовы, но если мы говорим о тринадцатом веке в истории России, когда жил святой, то это в основном время, когда наша Родина находилась под игом Золотой Орды, была от нее в политической и финансовой зависимости. Тогда же, с Запада Русскую землю постоянно теснили враждебные соседи и это была прежде всего война против Православной Церкви. При этом отдельные Русские княжества зачастую враждовали и воевали друг с другом. Сложная ситуация требовала консолидации русских земель, военного противостояния захватчикам, а также дипломатических договоренностей с властями Золотой Орды. Человеком, который разрешал все эти проблемы, был благоверный великий князь Александр Невский. Он проявил себя как выдающийся полководец, дипломат и примиритель. Основывая в 1703 году Санкт-Петербург, император Петр I пожелал, чтобы духовным основанием новой столицы Российской империи стал духовный и воинский подвиг святого Александра Невского. Ведь именно Александр Ярославич в 1240 году, тогда еще двадцатилетний новгородский князь, возглавил народное ополчение в битве со шведским войском на берегах Невы. Именно тогда, перед сражением, им были произнесены слова, выразившие все упование и надежду русского народа и ставшие крылатыми: " Не в силе Бог, а в правде! " Победа в Невской битве не позволила шведам закрепиться на Ладожской земле, принадлежавшей тогда Новгороду, а через несколько столетий император Петр I в ходе Северной войны вернет России выход к морю, что даст возможность основать новый город - " окно в Европу " - Санкт-Петербург. В память о победе русского воинства и в прославление святого, прозванного после битвы Невским, в 1710 году государь Петр I основал монастырь - нынешнюю Александро-Невскую лавру, духовную сокровищницу и архитектурную жемчужину города. Сюда же, в монастырь, в 1724 году были перенесены и мощи - святые останки великого князя.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоится круглый стол «Православные татары и проблемы христианского просвещения…» 23.01.2020 613 27 января в Москве состоится круглый стол «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России», сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. Председатель - архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко) Сопредседатели - архимандрит Пахомий (Трегулов), архимандрит Пимен (Адарченко), иеромонах Иннокентий (Кильдеев) Кураторы - Марков Максим Анатольевич, Бухарова Динара Абдулбяровна. Время проведения - 18:00-21:00. Место проведения - Храм апостола Фомы на Кантемировской, ул. Колобашкина, 1; метро «Кантемировская». Предварительные блоки докладов: 1. Татарская православная богослужебная и обрядово-бытовая традиция как основа для решения актуальных проблем христианского просвещения народов и мигрантов с Востока: широкое использование родных языков и традиционных восточных форм (ковры в храмах и часовнях, снятие обуви или переобувание в специальную обувь и омовения перед входом в храм, воздевания рук на просительных молитвах и др.) в Богослужении и быту; широкое использование древней православной традиции Крещения с родными именами; наполнение привычных восточных форм православным христианским содержанием, христианский расцвет восточных культур; православная татарская иконопись; православное татарское искусство — шамаиль; православное татарское церковное пение; соотношение т.н. старого (татарско-русского) и т.н. нового (греческого), а также иных обрядовых форм в вопросах миссии среди мигрантов из восточных стран. 2. Историко-патрологическая преемственность просвещения светом Христовой веры восточных народов: святые Авраамий Болгарский, Феодор Болгарский, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Петр Ордынский, Федор Ярославский, Гурий Казанский, Яков Касимовский, Федор Ушаков и другие святые, а также Мария Монгольская, протоиерей Василий Тимофеев, Николай Ильминский и другие; к 750-летию Золотой Орды широкое освещение темы, раскрывающей расцвет Христианства в течение первых полутора столетий существования Улуса Джучи (Золотой Орды) и проблемы православной миссии среди восточных народов в последующие периоды; татарское дворянство и татарское казачество; участие православных татар и других восточных народов в строительстве Государства Российского: участие их в войнах, которые вела Россия, в том числе в изгнании интервентов в народном ополчении Минина и Пожарского, в Отечественной войне 1812 года, в Первой мировой войне и других военных кампаниях; Саин-Булат Симеон Бекбулатович, Сеид-Бурхан Василий Арсланович, генерал Корнилов, генерал Юзефович, генерал Карбышев и другие полководцы и государственные деятели восточного происхождения

http://ruskline.ru/politnews/2020/01/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Около 30% татар исповедует православное Христианство» В рамках Рождественских чтений прошла конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России» 03.02.2020 1308 Время на чтение 3 минуты 27 января в Москве прошла пятая православная татарская конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России», говорится в пост-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Конференция состоялась в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в формате круглого стола, указанного в программе чтений с сокращённым названием. Местом проведения конференции стал Храм апостола Фомы на Кантемировской — деревянный православный храм на юге Москвы, в районе Москворечье-Сабурово, в котором был настоятелем и вёл свою миссионерскую деятельность среди тюрко-татарских народов священник-мученик Даниил Сысоев. Организаторами выступили Региональная общественная организация по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», Татарская национально-культурная автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, «Московская татарская православно-христианская община» и их руководитель – Бухарова Динара Абдулбяровна. Всех гостей конференции встречало поздравление с 750-летием Золотой Орды – напоминающей, что расцвет Христианства среди тюркских народов произошёл в течение первых полутора столетий существования Улуса Джучи (Золотой Орды). В центре храма рядом с иконами перед иконостасом была установлена икона «Курултай татарских святых» и икона святого мученика Авраамия Болгарского – покровителя православного Поволжья и православные татарские шамаили – работы Динары Бухаровой. Открылась конференция молебном на татарском и славянском языках. После молебна была отслужена панихида по новопреставленному протоиерею Всеволоду Чаплину и приснопоминаемому иерею Даниилу Сысоеву, со дня мученической кончины которого прошло 10 лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ok...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Золотой Орды до Верного Часть 2 16.06.2010 2093 Время на чтение 41 минут Часть 1 РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД. Преемник хана Берке хан Менгу-Тимур в 1267 году положил начало еще одной традиции в отношениях между Ордой и Русской Церковью. Он впервые выдал первому после Батыева нашествия митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II ярлык на управление Русской Церковью. Вероятно, для этой цели он предпринимал путешествие в Орду, так как подобный акт требовало личного присутствия Митрополита в Орде. Поскольку монголы не посягали на права православного духовенства, появление ярлыков было мерой не учредительной, а охранительной, дабы избавить духовенство от посягательств ханских чиновников, злоупотреблявших своими полномочиями. Первый ярлык был следующего содержания: «Сию грамоту видящи и слышащи от попов и черньцов ни дани, ни иного чего не хотят ни возмут баскацы, княжи писцы, поплужники, таможници, а возмут ине по велицеи язе извиняться и умруть». Ярлык оберегал земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие духовенству. Еще Менгу-Тимур писал в той грамоте: «Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас...; да не клянут нас... Аще ли кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, ино тот грех на нем будет». Как видно, этим указом хан под страхом казни воспрещал надругательство над Церковью и православным духовенством. Также давалась полная свобода относительно избрания кандидатов из мирян на духовное служение. Менгу-Тимур писал в ярлыке: «аще ли (митрополит) восхощет иные люди к себе приимать, хотящия Богови молитися, ино на его воли будет». Сам Менгу-Тимур был язычником и вновь утвердил в Орде шаманизм, как государственную религию. Преемником митрополита Кирилла II, служившего на Первосвятительской кафедре в самое сложное время монгольского владычества, был митрополит Максим (1283 - 1305 гг.), родом грек, избранный и рукоположенный в Царьграде. Прибыв в Россию, он немедленно отправился в Орду. Тогда уже стал складываться обычай, по которому все наши митрополиты и епископы должны были ездить в Орду, чтобы получить от хана утверждение на кафедру и ярлык или, в крайнем случае, для этой цели отправляли туда своих послов.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

Закрыть Россия — наследница Византии и Золотой Орды В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках 07:01 19.03.2024 310 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами 16 марта 2024 года в Москве в преддверии Прощёного Воскресения и Великого Поста во время выборов Президента России состоялось знаковое событие — прошли Божественные Литургии на языках Русского Востока — татарском и персидском, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Божественная Литургия на татарском (кряшенском) языке была совершена в Храме Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском мужском монастыре по благословению его наместника — викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева). Богослужение возглавил настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в Горках-8 Московской области архимандрит Дорофей (Вечканов), ему сослужил руководитель Отдела по организации кряшенской миссии Татарстанской Митрополии, благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. В Божественной Литургии так же приняли участие: председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна, православные татары Москвы и кряшены Татарстана, в том числе проживающие на территории Московского региона. Перед Причащением Святых Христовых Таин участники Литургии попросили друг у друга прощения и простили друг друга Христа ради. По окончании Богослужения уже традиционно был пропет тропарь Пасхи на современном татарском языке византийским распевом. В тот же день после Божественной Литургии на татарском языке в Храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном была совершена Божественная Литургия на персидском (фарси и таджикском) языке. Богослужение возглавил заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, ответственный за миссию среди мигрантов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Дионисий Гришков.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/ro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010