Многие важнейшие мировые события были окрашены в религиозные тона и не могли не интересовать насельников отдаленных пустыней и монастырей. Правители Золотой Орды обратились в мусульманство и объявили ислам государственной религией. Приобщение язычников к любой мировой религии сопровождается драматичными коллизиями, которые не обошли стороной и татарское общество. Многие представители военной знати, включая высокородных чингизидов, активно сопротивлялись победной поступи магометанства. Они прекрасно понимали, что единство гигантской империи зиждется на этнической общности правящего меньшинства, исповедующего веротерпимость. Но в действительности, татарские правители Поднебесной приобщались к конфуцианской мудрости, в то время как монгольские степи постепенно завоевывал буддизм; в Сибири по-прежнему процветал шаманизм; в Средней Азии завоеватели-кочевники обратились в мусульманство. Правящий слой Большой Орды довольно регулярно собирался в каком-то одном, заранее обговоренном месте, для решения общегосударственных дел, причем религиозные предпочтения военной знати, всегда оставались в тени. Однако из жаркой Аравии подули ветры религиозного радикализма; столпы суфизма требовали от правоверных отказа от потребления вина, от смешанных браков и даже отказа от обычного общения с иноверцами. Империя Чингисхана, охватившая столь различные культурные ареалы, изначально была обречена на распад. Что касается самой Золотой Орды, то исламизация правящего слоя сопровождалась жестокими казнями прославленных богатуров, выдающихся темников и даже представителей Золотого рода. Подобные акции устрашения, проводимые тогдашним правителем, ханом Узбеком, не могли не порождать смятения в среде тех, кто привык чувствовать себя хозяевами положения. Золотую Орду наводнили дервиши, улемы, шейхи из разных стран обширного мусульманского мира, которые по разному истолковывали учение пророка и зачастую только усиливали сумятицу в умах татарского населения. Боясь быть казненными, многие воины-язычники бежали в необъятную Сибирь или забивались в лесные дебри православного Севера.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/31/...

ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА. Исторически Золотая Орда - гигантское полугосударство-полукочевье - просуществовала недолго. Падение ее, ускоренное Куликовской битвой и жестокими походами Тамерлана, было столь же скорым, как и ее рождение. Золотая Орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Это было химерное, искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужих земель. Ее территории были целиком населены покоренными народами, в культурном отношении стоящими намного выше своих завоевателей. Власть в Орде держалась по существу на одном только насилии, да и такое государство не могло иначе существовать, как только посредством насилия и грабежа покоренных народов. «Золотая Орда, - писал Гумилев, - была химерой, тогда как Белая Орда стала ядром образования нового самостоятельного этноса - казахов». В конце XIV - начале XV веков на территории Золотой Орды сложились новые государственные образования, явившиеся ее наследниками: Большая Орда, Ногайская Орда, Узбекское, Крымское, Казанское, Сибирское и другие ханства. Наиболее крупными были Ногайская Орда с центром в городе Сарайчике (она занимала район между реками Яиком (Уралом) и Волгой) и Узбекское ханство, объединявшее основные районы Казахстана - от Аральского моря до Яика на Запад, до Тобола на Север и до Иртыша на Восток. В этническом отношении Ногайская Орда и Узбекское ханство объединяли местные тюрко-язычные племена, еще не сложившиеся в единую народность. В середине XV века правитель Узбекского улуса хан Абулхаир (1428-1468 гг.), основал обширное государство, объединившее узбекские, кипчацкие и другие кочевые племена и охватившее территорию от Сибири до Сырдарьи. В 1447 году Абулхаир закрепился на Сырдарье, захватив бывшую столицу Ак-Орды Сыгнак, Узгенд и другие города. После смерти в 1469 году Абулхаира, когда в стране захватили власть Гирей-хан и Джанибек-хан, потомки Урус-хана, от Узбекского ханства отделились казаки (казахи). В 1470-1471 годах Гирей и Джанибек основали династию казахских султанов и положили начало казахской государственности. Примкнувшая к Гирею и Джанибеку часть кочевников носила название казаки (казахи). Слово «казак», не имея ни политического значения, ни этнического содержания, обозначало всякого вольного человека, отделившегося от своего народа и племени и ведущего вольную жизнь. Имя «казак» сначала передавалось ханству, и с первых десятилетий XVI века за владениями казаков (казахов) закрепилось название Казакстан. Затем наименование «казак» стало названием народности. С тех пор коренные жители этой огромной страны называют себя «казаками». Таким образом, сложилась новая ветвь Чингисидской династии, которая более 350 лет правила в Казахских степях новой образовавшейся этнополитической общностью - казахским народом. В русской же литературе долгое время коренное население Казахстана называли кайсаками, киргизами, киргиз-кайсаками.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

4 Spuler B. Die Goldene Hordë Die Mongolen in Russland. 1223–1502. Leipzig, 1943; 2-е изд.: Wiesbaden, 1965; Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1937; 2-е изд. М.; Л., 1952; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960; Егоров В.Л. Указ. соч. 5 Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Vernadsky G. The Mongols and Russia. New Haven, 1953; 2-е изд.: New Haven, 1966; рус. изд.: Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 1997; Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV-XVI вв. М., 1963; Он же. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975; Siifen Р.Н. The Influence of the Mongols on Russiä A Dimensional History. N.Y., 1974; Halperin Ch.J. Russia and the Golden Horde. Bloomington, 1985; Idem. The Tatar Yoke. Columbus (Ohio), 1986; Hartog L. de. Russia and The Mongol Yokë The History of the Russian Principalities and the Golden Horde, 1221–1502. L.; N.Y., 1996; Князький И.О. Русь и степь. М., 1996; Каргалов В.В. На границах Руси стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле: противостояние XIII-XVIII вв. М., 1998 (три последних работы носят научно-популярный характер). 6 См.: Горский А.Д. Куликовская битва 1380 г. в исторической науке//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983 (здесь о работах, вышедших до начала 1980-х гг.); Скрынников Р.Г. Куликовская битва: проблемы изучения//Там же; см. также: Куликовская битва 1380 г.: Указатель литературы//Куликовская битва. М., 1980. 7 См.: Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989. 8 Работа над темой велась при финансовой поддержке РГНФ (проект Некоторые из вошедших в книгу материалов ранее публиковались в статьях: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в начале XIV в. и московско-ордынские отношения//Russia medieavalis. München, 1992. Т. VII, 1; Он же. Москва, Тверь и Орда в 1300–1339 годах//ВИ. 1995. Он же. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой//ОИ. 1996. Он же. О титуле «царь» в средневековой Руси (до середины XVI в.)//Одиссей: Человек в истории. 1996. М., 1996; Он же. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы//ОИ. 1997. Он же. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды//ВИ. 1997, Он же. Московско-ордынский конфликт начала 80-х гг. XIV в.: причины, особенности, результаты//ОИ. 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русскую судебную систему по праву высоко оценивали иностранцы. Англичане Ченслер и Флетчер отмечали, что судебные дела “ решаются у них большей частью удовлетворительно и скоро ”. А Олеарий делал вывод, что русские суды “ не хуже, если не лучше немецких”. В 1566 году, вскоре после учреждения опричнины, государь созывает Земский собор, съезжаются  бояре, духовенство, дворяне, служилые люди, купцы и промышленники, представители всех сословий Московского государства. Государь советуется с соборянами о том, стоит ли продолжать тяжелую войну на западных рубежах. Мы видим, как этот правитель, ославленный как «тиран», принимая важнейшее государственное решение, стремится услышать «голос всей Русской земли», советуется с представителями всех сословий. Ни в одной из европейских стран в ту эпоху ничего подобного не было и быть не могло! На волю всего народа опирался Грозный Царь, ограничивая боярские вольности и стараясь установить твердый порядок в Московском государстве. Россия сражается в врагами на Западе и на Востоке В сериале мимоходом сказано о учреждении стрелецкого войска - первой регулярной армии на Руси. Но сказано очень невразумительно. А ведь военные реформы государя, создание стрелецкого войска, попытки упразднить местничество воевод, создание поместной конницы, позволили решить царю Иоанну Васильевичу важнейшие задачи, стоявшие перед страной.       О таком важнейшем событии, как взятие Казани в сериале сказано мимоходом. А ведь это была величайшая победа, которая подвела итоги противостояния Руси и Золотой Орды. Именно после взятия Казани и Астрахани, упразднения этих осколков Орды, терзавших русские земли набегами, Волга-матушка стала великой русской рекой. Казань была в то время сильным и опасным врагом, а были еще Астраханское ханство, Крым, Ногаи, Сибирское ханство. Турецкие султаны считали себя покровителями всех мусульман, тем более родственных тюркских государств. Османы присылали в Казань артиллерию, Крымское ханство уже было вассалом Турецкой империи. Вполне вероятно было воссоздание из обломков Золотой Орды мощного союза татарских государств, вассальных Османской Порте, и Турецкая империя простиралась бы от Алжира до Сибирского ханства. О чем, кстати,  сегодня мечтает Реджеп Эрдоган.

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

Помимо этого, обращают на себя внимание и другие монеты (типы монет), отчеканенные в период поздней античности в Северном Причерноморье (III - V вв.) и в средневековой Руси (XV в.), на которых также присутствуют изображения птицеобразных существ, что, вкупе с изучением других источников, наталкивает на предположение о возможной связи данных образов. К сожалению, многие из опубликованных прорисовок монет носят неточный, искажённый или схематичный характер. В данной связи, в целях всестороннего изучения и сопоставления штемпельных изображений, мною была произведена дополнительная точная (детальная) прорисовка увеличенных снимков различных сторон ряда монет и надчеканов (как размещённых в сети Интернет - на тематических сайтах, так и находящихся в моём распоряжении). «Верхнюю часть оной можно принять за голову птицы, а нижнюю за два ея крыла» Известны следующие монеты (типы монет), на которых помещены изображения «птицевидной» («птицеобразной») тамги (в том числе, в виде надчеканов). 1. Тип медных монет (пулов) с надписью (легендой), содержащей имя хана Абдуллаха (Абдаллаха) (годы правления: в качестве хана «Мамаевой Орды» - с 1362, в качестве хана Золотой Орды, на Сарайском престоле, - с 1367 по 1369 или 1370). На лицевой стороне (аверсе) данного типа монет размещена арабографическая легенда: «Хан/Абдаллах/Да продлится его правление (царствие)», на обратной стороне (реверсе) - узор из четырёх пересекающихся и загнутых на концах вовнутрь линий, создающих посередине рамку (квадрат), в который заключена «трёхногая» тамга с «клювом», повёрнутым влево. Описания этих монет (типа монет) с их прорисовкой содержатся, в частности, в статье Н.М. Фомичёва «Джучидские монеты из Азова» (1981 г.) - под 132 и 133, а также - со ссылкой на неё - в каталоге Р.Ю. Савосты «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» (2013 г.) - в разделе «Чекан Азака» под 19 (см. рис. 1: а - прорисовка лицевой стороны, б - прорисовка обратной стороны) с. 49]. В первой из них значится: «Л[ицевая] с[торона]. Хан/Абдуллах/Да продлится его царствие. О[братная] с[торона]. Ромб с завитками на углах. В ромбе тамга» с. 233], во втором: «А[верс]: Хан/Абдаллах/да продлится его правление. Р[еверс]: Тамга, орнамент [...]» с. 49].

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

«Ученый рассматривал Священную книгу мусульман как важнейший первоисточник по истории ислама , как основной сборник догматов мусульманского вероучения и как древнейший памятник арабской литературы, написанный рифмованной прозой. Такой подход представлял примечательное явление в отечественной историографии» 12 . Гордий Семенович Саблуков умер в Казани 29 января (10 февраля) 1880 г. 13 1) Исследование о месте Сарая – столицы Кипчакской Орды/Уч. зап. Каз. ун-та. 1842, II, с. 55–75; перепечатано в «Саратовских губернских ведомостях» (1843, 48–49). 2) Монеты Золотой Орды/Саратовские губернские ведомости. 1844, 2–4. 3) Очерк внутреннего состояния Кипчакского царства/Саратовские губернские ведомости. 26–36; 2-е изд. (испр. и доп.). – Казань, 1895. Отзыв о 1-м изд. см. в статье В.В. Григорьева «О местоположении столицы Золотой Орды – Сарая» (СПб., 1845, с. 40, 86, 87). 4) О магометанском пении при богослужении/Саратовские губернские ведомости. 1845. 5) Черты из жизни русских татар/Саратовские губернские ведомости. 1846, 25, 27–29. 6) Очерк генеалогии, географии и образа жизни половецкого народа/Саратовские губернские ведомости. 1848, 12. 7) Родословная тюркского племени. Перевод сочинения Абу-ль-Гази с джагатайского наречия. Издано И.Н. Березиным в серии «Библиотека восточных историков» (Т. III. Казань, 1854). 8) Путевые записки двух ходжиев (1751 и 1783 гг.). Казань, 1862. 9) Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань, 1873. См. рецензию Е.А. Малова в «Православном собеседнике» (1874, январь). 10) Коран, законодательная книга мохаммеданского вероучения. Перевод с арабского. Казань, 1877. (С параллельным арабским текстом. В последствии неоднократно переиздан). 11) Приложения к переводу Корана. Казань, 1879; 1898. 12) Сведения о Коране, законодательной книге мохаммеданского вероучения. Казань, 1884. 13) Рассказы мухаммедан о Кыбле. Казань, 1889. 2 Березин, Илья Николаевич (1818–1896) – отечественный иранист и тюрколог. Окончил Казанский университет (1837). Профессор Казанского университета (1846). Автор многочисленных трудов по истории, филологии и археологии стран Ближнего и Среднего Востока. Составил первое в России руководство по фарси – «Грамматика персидского языка» (1853).

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Здесь обрисовано соотношение «православие - католицизм (и вообще Запад) - Золотая Орда» за несколько десятилетий до Куликовской битвы. Но следует сказать, что подобная ситуация выявилась значительно раньше. По сведениям германского хрониста Рейнгольда Гейденштейна, русский Псков «был взят немцами, как гласит предание, около 6750-го года (то есть 1242-го, года «Ледового побоища».- В. К.). Однако немного спустя после того Александр Ярославич (Невский.- В. К.) из рода Мономахова возвратил свободу городу; будучи отправлен ханом татарским Батыем и получивши в подмогу татарские вспомогательные войска, он победил в сражении ливонцев и затем по договору возвратил город (Псков- В. Выражение «отправлен ханом Батыем» означает, очевидно, лишь то, что Александр Невский признавал верховную власть Золотой Орды и, так или иначе, «советовался» с Батыем о предпринимаемых действиях. Но золотоордынская военная поддержка борьбы Руси с натиском Запада началась, следовательно, уже при Батые. Кстати сказать, многие историки считают только что приведенное сообщение недостоверным, однако их сомнения обусловлены присущим им ложным представлением о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды вообще (о чем уже подробно говорилось); кроме того, как мы видели, политика, начатая Батыем, продолжалась и через столетие - при Узбеке и Джанибеке, о чем есть неоспоримые сведения. В свете всего вышеизложенного становится возможным действительно понять сущность Мамаевой Орды и ее похода на Москву. В высшей степени знаменательно, что историки, смотревшие на эту проблему из Крыма, гораздо яснее понимали ее истинное содержание. Так, известный крымский историк П. Н. Надинский, автор изданных еще в 1950-х годах «Очерков по истории Крыма» в четырех томах, писал: «Генуя и Венеция являлись крупнейшими колониальными государствами Средневековья. В руках этих государств находилась почти вся мировая торговля. Значение этих государств особенно возросло в связи с «крестовыми походами»... Эти грабительские походы, освященные религией, прокладывали пути для генуэзских и венецианских купцов-колонизаторов в страны Ближнего Востока и Причерноморья... В XIII веке, после взятия крестоносцами Константинополя (в 1204 году- В. К.) и разгрома Византийской империи, венецианцы, а следом за ними и генуэзцы, проникли на побережье Черного моря... И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей, а может быть, и прямых организаторов похода незадачливого татарского полководца Мамая на Москву

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

467 ...Василей Дмитриевичь з братом своим со князем Юрьем Дмитриевичем... – Василий I Дмитриевич (1371–1425), великий князь московский с 1389 г., старший сын Дмитрия Донского. Присоединил к Москве Нижегородское и Муромское княжества, Вологду и Устюг. После разгрома Золотой Орды Тимуром в 1395 г. перестал платить татарам дань. С 1412 г. (после нашествия на Москву Едигея в 1408 г.) выплата дани была восстановлена. Юрий Дмитриевич Звенигородский (1374–1434), второй сын Дмитрия Ивановича Донского. Возглавлял успешные походы московских войск на новгородские земли в 1399–1400 гг., на татар в 1398–1414 гг. После смерти старшего брата боролся за престол с племянником – Василием II. В ходе борьбы дважды (1433 и 1434 гг.) занимал московский престол. 468 ...Казань, Болгары, Жукотин, Кеременчюк и Златую Орду повоева... – В данном рассказе, включая Казань в число завоеванных русскими городов, автор опирается на летописи. Однако, по мнению С. М. Шпилевского, Казань, основанная в 1401–1402 гг., в летописях названа ошибочно вместо малоизвестного на Руси города Кашана, находившегося в низовьях Камы. Болгары – г. Булгар, столица государства волжских болгар, современное село Булгары-Успенское в Татарстане. Жукотин, Керменчук – города, расположенные в нижнем течении Камы, ближе к устью р. Вятки. 469 ...по совету крымского царя Азигирея. – Ази-Гиреем автор называет крымского хана Хаджи-Гирея, основателя династии крымских Гиреев, ошибочно приписывая ему участие в событиях времени Василия I Дмитриевича: Хаджи-Гирей появился в Крыму только в 30-е гг. XV в. при сыне Василия I – Василии II Темном, где после продолжительной междоусобной борьбы в 1449 г. основал независимое от Золотой Орды Крымское ханство. 470 Бяше бо умирился крымъский царь Азигирей с... Васильем Дмитриевичем... – В действительности Василий Дмитриевич не совершал совместных походов на Золотую Орду с Хаджи-Гиреем. Сарайский хан Джелал-Эддин не был братом Хаджи-Гирея: первый был сыном Тохтамыша, второй – внуком Таш-Тимура, брата Тимура-Кутлу, современника и соперника Тохтамыша. Джелал-Эддин был убит в 1412 г., задолго до того, как Хаджи-Гирей стал крымским ханом. Борьба Хаджи-Гирея с Ордой относится к более позднему времени: в 1465 г. в правление Ивана III, благодаря параллельным действиям русского войска и войска Хаджи-Гирея, поход на Москву хана Большой Орды Сейид-Ахмета потерпел неудачу. Однако из источников неясно, насколько согласованными были действия русских и крымцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время на реке Урал, близ современного города Атырау (Гурьева) был основан город Сарайчик (Сарайшык) или Малый Сарай, третья столица Золотой Орды, ставший на древнем торговом пути с Нижнего Поволжья в Хорезм. РУСЬ ПОД ИГОМ ДАНИ В 1256 году Великий Каракорумский хан Мункэ приказал сделать перепись всех подчиненных ему народов. Золотоордынский хан Берке приказал произвести перепись Руси, чтобы обложить население поголовной данью. Опасаясь возмущения в русском народе, святой Александр в 1257 году поехал в Орду с богатыми подарками умолять хана об отмене переписи, чтобы отвратить от Руси новое бедствие. Но все мольбы были напрасны. В следующем году он вернулся на Русь с татарскими численникам, и вся Русская земля была превращена в бесправную данницу Орды. От дани и переписи освобождалось лишь духовенство: «Только не чтоша игуменов, чернецов, попов и клирошан, кто зрит на святую Богородицу и владыку». Около 1260 года татарские ханы изменили порядок взимания дани на Руси. Ее отдали на откуп восточным мусульманским купцам «бесерменам», которых сопровождали татаро-монгольские отряды. Именно в этот период русские земли испытали на себе усиление тяжести ордынской дани. Поборы бесерменов разоряли страну, с трудом поднимавшуюся после разрушений. Все скудные доходы уходили на выплату дани. Алчность и жажда личной наживы вошли в систему. Чувствуя за собою власть хана, бесермены не знали сожаления. Задолжавшие крестьяне и горожане запутывались в долгах. Разорив их окончательно, бесермены продавали в рабство целые семьи, увозя из Руси в Орду. «У кого денег нет – у того дитя возьмет, у кого дитя нет – у того жену возьмет, у кого жены нет – сам головой пойдет», – скорбел народ о всевластии бесерменов. «Когда русские не могут дать больше золота или серебра, – писал Гильом де Рубрук, – татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных». Татары требовали, чтобы покоренные народы «давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно, они отсчитывают десять отроков и берут одного и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою страну и держат в качестве рабов». Также после каждого набега в золотоординские города пополнялись вновь плененными рабами. Это продолжалось из года в год, и было катастрофично для страны, все население которой в то время не превышало 10 миллионов человек. Таким образом, значительная часть русского населения оказалась захваченной в плен и в качестве рабов находилась в Орде.

http://pravoslavie.ru/38347.html

Следует учитывать, что в рассматриваемый период монгольская (джучидская) знать, благодаря своим обширным завоеваниям утвердившаяся на «линии соприкосновения» восточно-христианской (православной) и северо-мусульманской цивилизаций (каждая из которых к тому же испытывала сильнейшее традиционно-языческое - славянское и тюркское - влияние), встала перед проблемой выбора государственной религии. «Известно, - отмечал выдающийся востоковед А.П.Григорьев, - что инициативу введения в Золотой Орде ислама первым взял на себя Берке. В правление именно этого хана русские земли испытали на себе усиление тяжести ордынской дани, сбор которой стал осуществляться через посредство мусульманских откупщиков налогов. Вряд ли при Берке процесс исламизации сколько-нибудь глубоко затронул даже верхи ордынского общества. Скорее наоборот, курс Берке на распространение новой религии с самого начала вызвал оппозицию кочевой знати, результатом которой было вспышка в Орде междоусобной борьбы. Хронологически она пришлась на время от кончины Берке до воцарения Менгу-Тимура».(23) Как указывает ведущий сотрудник Государственного Эрмитажа, известный специалист по истории Золотой Орды (Улуса Джучи) М.Г.Крамаровский: «Поощрение ислама в период правления Берке не вывело его за рамки ханской ставки и ставок ближайших эмиров».(24) При первом хане обретшей независимость от Монгольской империи Золотой Орды (Улуса Джучи) Менгу-Тимуре (Мангутемире), правившем в 1266 - 1282 гг., скачкообразно увеличилось «разнообразие внешних данных монет», которое, как отмечает А.З.Сингатуллина, не уступало «многочисленности их номиналов». Она же считает, что надписи на его монетах «показывают, что этот хан был активным проводником ислама в Золотой Орде, хотя его мусульманское имя или прозвище никогда не помещалось на монетах и неизвестно по письменным источникам».(25) Однако этот вывод представляется весьма сомнительным. Во-первых, потому, что эти типы монет составляли меньшинство в общей массе предполагаемых «немусульманских» типов монет Менгу-Тимура (Мангутемира). Во-вторых, нет никаких оснований полагать, что сам хан был мусульманином и имел личную мотивацию для активного насаждения ислама. Напротив, как отмечал, например, А.П.Григорьев: «Менгу-Тимур вернул главенствующее положение религии предков - шаманизму».(26)

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010