Изуверы и после этого были слепы и глухи ко всему, что невольно побуждало их быть умереннее в своих жестокостях над православными. Волынь, остававшаяся еще под властью Польши, страдала по-прежнему. Напрасно царь Алексей Михайлович много раз требовал прекратить гонения, оскорблявшие и веру, и человечество 364 , напрасно также, при преемниках царя Алексея Михайловича до Императрицы Екатерины II Россия постоянно ходатайствовала, «чтобы в силу всех договоров православным церквам и народу не было чинимо никакого притеснения, разорения и принуждения ни к римскому закону, ни к унии» 365 , – Польша или обещала все, но не думала об исполнении обещанного, или, отказываясь от своих обещаний, не стыдилась утверждать, что «вера греческая никогда в Польше гонима не была» 366 , или, наконец, уклончиво отвечала на ходатайство России: «Не пристойно-де никому в дела чужого государства мешаться; довольно и того для старой русской веры, что король при коронации присягает никому никакой тяжести для веры не чинить», а православные жители русско-польских областей «иной себе защиты, кроме польского престола, искать не могут и не должны» 367 . Все, что оставалось еще православного на Волыни, терпело поругания и наглые оскорбления. Перемышльский униатский епископ, получивший от короля позволение судить противящихся унии, сделал такой приговор: «Дабы они (православные) впредь об унии упорства не чинили, казнить их смертию» 368 . Поборник веры Мелхиседек Значко-Яворский за отклонение народа от унии был схвачен в Радомысле и посажен в Дермане в тюрьму по повелению униатского митрополита Фелициана Володковича 369 . В 1712 г. один православный епископ волынский (Кирилл Шумянский) писал канцлеру, графу Головкину: «17 октября 1711 года от польского короля изданы во все воеводство волынское универсалы, чтобы его (Кирилла) никто не признавал епископом и ни в чем бы послушания к нему не имел» 370 . В 1717 г. сейм постановил уничтожать все церкви (не латинские) и полагать штраф на всех, не соглашавшихся на унию 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был обновлен храм сер. XVII в.), в 1745-1747 г. – каменная колокольня с церковью прмч. Макария; в 1786 г. монастырь обратили в приход. В 1713-1786 г.г. в монастыре пребывали мощи прмч. Макария Овручского (убитого в 1678 г. в Каневе напавшими на город турками): в 1713 г. их перенесли сюда из Переяславской Воскресенской церкви, после пожара 1734 г. они находились в трапезной, в 1750 г. были перенесены в новый храм св. Архангела Михаила, в 1786 г. – возвращены в Вознесенский монастырь. В 1768-1771 г.г. Свято-Михайловской обителью управлял (по иным данным – лишь обитал в ней) игумен Мелхиседек (Значко-Яворский, позже архимандрит), бывший настоятель Матроненского монастыря на Черкасчине, борец за права православных граждан Польши. В XIX в. были сделаны 1-е шаги к изучению и охране памятников старины в обители: 1827 г. – Свято-Михайловский храм и колокольня включены в список древних сооружений, не подлежащих разборке и перестройке; 1840 г. – археолог-любитель Александр Анненков обнаружил путем раскопок фундаменты древней Свято-Михайловской церкви; 1845 г. – поэт и художник Тарас Шевченко зарисовал храм с колокольней как памятники старины; 1850 г. – храм обновили. В советское время Свято-Михайловский приход был упразднен. В 1949 и 1953-1954 г.г. археолог Михаил Каргер раскрыл и исследовал доступные для изучения остатки древней Свято-Михайловской церкви. В 1950-х г.г. храму, в котором находились склады, грозило разрушение, но его спас (открыв здесь этнографическую экспозицию) директор Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея Михаил Сикорский. В 1974 г. Сикорский, археолог Виктор Харламов и историк архитектуры Юрий Асеев вновь расчистили фундаменты древней церкви, исследовали не открытые прежде участки. В 1979 г. над северными фундаментами возвели подземный павильон, а южные и восточные – обозначили на поверхности бутом, в 1982 г. в павильоне был открыт Музей архитектуры древнего Переяслава. В июле 2007 г. возле старинной Свято-Михайловской церкви (где тогда был Музей народной одежды Среднего Поднепровья) установлен малый палаточный храм св.

http://sobory.ru/article/?object=29718

Старик от сильной боли застонал и воскликнул: «Господи, Боже мой! Что сие подал ми еси, но воля Твоя святая буди на мне; приими дух мой с миром!» Потом, обращаясь к плачущему народу, сказал: «Православные христиане, не верьте вы униатам, они прокляты и вера их проклята!» Эти слова смутили присутствовавших на казни поляков, и те хотели было освободить страдальца от мучений, но бывший там протопоп Гнышицкий настоял на том, чтобы Кушнеру отрубили голову и прибили ее гвоздями к высокому столбу «для внушения схизматикам страха и ужаса», а тело сожгли. Все эти ужасы, творимые над православными, не только не устрашили их, а, напротив, вызвали решимость пострадать за веру, и решимость эта впоследствии перешла в ожесточение против униатов и католиков и породила восстание гайдамаков, или так называемую «колиевщину». В то время как от лица Белорусской епархии за православных ратовал архиепископ Конисский, Малороссия нашла себе покровителей в лице Переяславского епископа Гервасия и игумена Матронинского монастыря Мелхиседека Значко-Яворского. Гервасий хотя и был епископом в той части Малороссии, которая находилась под властью России, но имел самое тесное общение с заднепровской православной паствой и поддерживал в ней стойкость во время притеснений от иноверцев. Игумен Мелхиседек, подобно Конисскому, добивался защиты православных у русского правительства и с этой целью ездил в Петербург и в Варшаву. В Варшаве Мелхиседек при помощи русского посла получил от короля грамоту, утверждавшую все права русского народа в Польше, а главное — свободу веры. При бесправии короля в Польском государстве в те времена грамота эта, в сущности, не имела значения, но на совращенный в унию народ произвела громадное впечатление: многие из совращенных стали обратно переходить в православие. Однако это продолжалось недолго. Когда о «миссионерских подвигах» Мокрицкого и Воронина было донесено императрице Екатерине, она приказала своему послу в Варшаве князю Репнину заявить польскому правительству, что если оно не уравняет православных в правах гражданских с католиками и не позаботится прекратить преследования за веру, то за последствия она не отвечает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

о неприкоснов. рыб. ловель и угодий, принадл. м-рю в Чигирин-Дуброве), 57 (Ж. гр. 1658 г. на влад. селом Вязовским; игум. Виктор Загоровский), 58 (Ж. гр. 1659 г. Юрия Хмельницкого на вотчины, данн. м-рю его отцом; игум. Виктор Загоров.), 59 (Универсал 1660 г. об уступке гетман. мельниц на р. Суле в пользу м-ря), 61 (Универсал 1660 г. на право влад. байраком Толстым), 65 (Универс. 1664 г. о неприкоснов. монаст. маетностей), 66 (Универс. 1664 г. о том же), 73 (Подтверди. универсал 1668 г. о том же; игум. Каллист Балицкий), 77 (Охранн. универс. 1669 г. о том же), 78 (Подтверд. универс. 1670 г. на влад. маетност. и угодьями), 86 (Подтв. ж. гр. 1672 г. на влад. сел. Вязовским; игум. Макарий Русенович), 176 (Подтверд. универс. 1687 г. на влад. прежнею отчин.; игум. Ипатий Горбачевский), 187 (Охранн. лист 1689 г. на влад. лесом Ковжижею; игум. Ипатий Горбачев.), 189 (Подтв. универс. 1689 г. на рыб. ловли по Днепру при остр. Романкове), 261 (Универсал 1695 г. о дозвол. поселить вольн. людей на монаст. земле; игум. Ипатий Горбачевский); “Чтения в И. Общ. ист.», 1869 г., II, Отд. 2, 42 в примеч. (игум. Иоасаф Горленко с 1736 г.); 1874 г., IV, Отд. 2, стр. IV, в примеч. (в 1849 г. здесь погреб. еписк. Гедеон); 1882 г., III, Отд. 1, 585 (игумен Иов 1629 год.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 54 (игум. Алексей Петрина переведен в 1722 г. в Златоверх. Михаилов. м-рь, а на его место назначен иером. Алекс.-Нев. м-ря Иларион Рогалевский); III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе Заднепровских); IV, 243 (жалоба 1724 г. игум. Илариона Рогалевского на неправильное удаление его Киев. архиеп. Варлаамом от управления м-рем); “Памятники для разбора древн. актов», II, ч. 2, Отд. 1, 168 (в духовной Киев. митр. Петра Могилы , 1646 г., упоминается в числе бездоходных); “Архив юго-зап. России», ч. I, т. II, стр. (в 1781 г. сюда назначен настоятелем известный поборник православия Мелхиседек Значко-Яворский, переведенный в 1786 г. в Петропавлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Штундисты в припадке религиозного экстаза били себя в грудь, ломала руки и даже рвали волосы. В настоящее время молитва , сопровождаемая религиозным экстазом, встречается весьма редко» 643 . Г. Емельянов к вышеприведенному сообщению автора статьи «Малоросс штунд.» относится недоверчиво. Нечто подобное, замечает он, правда, было лет сорок тому назад в немецкой колонии Рорбах, Одесского уезда и в соседних колониях Вормс, Ней-Фрейден-Таль и Мариен-Таль, да и то только между немцами. Последние выбегали тогда на улицу с воздетыми руками, рвали на себе одежду и кричали: жив, жив Христос»! «Штундисты, по словам г. Емельянова, говорят, что можно во время молитвы складывать руки так, чтобы пальцы одной руки сгибались и падали бы между пальцами другой, или же чтобы они лежали прямо, соответственно один на другом. Во время молитвы, сообщает г. Емельянов, штундист опускает очи в землю и во всей его фигуре заметна какая-то приниженность, чувство собственного бессилия». «Самое большее, на что способны штундисты, замечает далее г. Емельянов, это со слезами просить Бога о прощении, повергаясь на землю и публично завывая, что они очень, очень грешны. Эти преувеличенные тоскливые причитания о своей греховности оказывают подавляющее влияние на зрителей» 644 . «Во время молитвы штундистов нежданно, негаданно кто-нибудь из них, говорится в «Херсонск. Епарх. Ведомостях», падает, произнося молитвенно-бессвязные слова. По мнению штундистов – это верный признак того, что на упавшего сошел Св. Дух» 645 . Сектанты празднуют Воскресенье и некоторые из господских праздников, – именно: Рождество Христово, Пасху и Сошествие Св. Духа на апостолов. Г. Значко-Яворский, от 1868 года, сообщает, что штундисты празднуют день Рождества Христова и первый день Пасхи 646 , Автор статьи «Малорус. штунд.» говорит, что день Светлого Христова Воскресенья 647 , день Рождества и Сошествие Св. Духа на апостолов празднуются и почитаются без исключения всеми штундистами 648 . Из праздников, сообщает один дымиевский штундист, мы празднуем только Воскресенье и главные (двунадесятые по вашему), учрежденные в воспоминание о Спасителе» 649 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Организация штундистских общин от начала их образования до времени влияния на них баптизма. – Изменение ее под воздействием баптизма. – Пресвитеры и диаконы. – Обязанности их. – Материальное положение пресвитеров. – Контроль и суд над ними. – Обязанности рядовых членов. – Взаимопомощь. – Суд. – Взаимоотношения штундистских общин. – Семья. – Грамотность. – Занятия. – Одежда и домашняя обстановка. – Нравственное состояние штундистов вообще. – Жизнь некоторых из главных вожаков штундизма. – Жизнь штундистских пресвитеров. – Факты из жизни рядовых членов секты. – Факты из отношений штундистов к членам православных приходских общин. Можно предполагать, что первоначальная форма общественного устройства штундистских общин была очень проста. Они представляли из себя небольшие группы, члены которых были равноправны. Основатели общин, хотя и пользовались уважением со стороны рядовых членов общины, но они не имели никаких фактических преимуществ над последними. Общины эти преследовали, главным образом, нравственные цели. Члены их устраняли себя от господствующих в крестьянской среде пороков, стремились согласовать жизнь свою с учением Евангелия, воспитывать детей своих сообразно понятиям своей секты. Лиц, уклонявшихся от этих целей и предававшихся порокам, они исключали из своей среды. Представители общин и члены их, вследствие разных нужд, имели между собою или личные, или письменные сношения. По своему устройству, общины напоминали собою братства «друзей Божиих» – с тем различием, что члены штундистских общин неприязненно относились к своей церкви, тогда как члены братств «друзей Божиих» были самыми усердными прихожанами. Коммунальное устройство этих общин, о котором говорили г. Значко-Яворский и о. Терлецкий, едва ли существовало на самом деле. Кажется, что сектанты только говорили об этой форме, как о желательной для них; в действительности же она осталась не осуществленной. В штундистских общинах Михаила Ратушного и Адама Войсаровского, на первых порах их существования, расследованиями не было открыто никаких признаков коммунального устройства. Каждый из сектантов имел свое отдельное хозяйство. Впоследствии были у штундистов попытки ввести артельную форму труда, но они не получили развития 671 . Стремление к коммунальному устройству ограничилось у сектантов взаимной помощью, которая до сих пор практикуется у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В 1746 г. по инициативе наместника схим. Игнатия в пещерах, находившихся рядом с М. Т. м., были освящены церковь и часовня, а также основан монастырский хутор в урочище Зосимовщина. В окт. 1747 г. схим. Игнатий купил урочище Педновское с мельницами, благодаря чему М. Т. м. укрепил свое экономическое положение. 10 июля 1749 г. по его просьбе чигиринские управители утвердили за М. Т. м. урочище Бичева. В 1749 г. насельник М. Т. м. мон. Серапион совершил паломничество в Иерусалим, написал путевые заметки под названием «Путник» (Путник, или Путешествие во Св. Землю Мотронинского монастыря инока Серапиона, 1749 г.//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-129). 25 янв. 1756 г. игум. Мелхиседек (Значко-Яворский) , занимавший должность наместника в 1753-1768 гг., основал монастырский скит с хутором в урочище Замятница. По его инициативе в ответ на посягательства униатов определенные Яблоновским права обители были внесены 27 окт. 1761 г. в книги Житомирского гродского суда (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. Д. 6. Л. 9). 14 марта 1765 г. представитель униат. архимандрита комиссар Сичинский ворвался в обитель и объявил, что М. Т. м. в скором времени должен стать униатским. 6 янв. 1768 г. игум. Мелхиседек просил еп. Переяславского и Бориспольского Гервасия (Линцевского) о разрешении собирать милостыню в Запорожской Сечи, аргументируя это тем, что «монастыр благочестивый Троецкий Мотренинский в крайнем убожестве состоит, в 1766 годе и последний тоего монастыря скот от унеятов ограблен» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 50). М. Т. м. пострадал в ходе гайдамацкого восстания 1768 г., известного под названием Колиивщины, одним из предводителей к-рого стал бывш. послушник обители Максим Железняк (Зализняк). В причастности к восстанию польск. власти необоснованно обвиняли и игум. Мелхиседека. Вероятно, из-за гайдамацкого восстания 1768 г. и ужесточения правил по сбору милостыни поездка братии в Запорожскую Сечь не состоялась, но тем не менее в 1770 и 1772 гг. монахи собирали милостыню в Запорожской Сечи (ЦГИАК. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166). 6 авг. 1772 г. наместник иером. Иринарх (Баландовский) был возведен в сан игумена. В 1773-1776 гг. по благословению еп. Переяславского Иова (Базилевича) в М. Т. м. была построена новая трапезная, в 1775 г. сооружены ворота с новой колокольней.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел (Лебедь) предупредил о том,что провокации против Киево-Печерской и Почаевской Лавр могут начаться на Покров, который нацисты пытаются кощунственно «приватизировать», как и православные святыни. Тем временем ,»Экзархи» прибыли в Черкассы. Интересно, духовник Говоруна митр.Софроний уйдет в раскол? По крайней мере, большинство духовенства Черкасской епархии -нет. А вот почитаемого игумена золотоношинского монастыря (недалеко от Черкасс) архимандрита Мелхиседека (Значко- Яворского), вдохновителя восстания гайдамаков за воссоединение с Россией, «за матушку Екатерину» необходимо канонизовать! А мужественный карпаторосс, управделами УПЦ Бориспольский митрополит Антоний (Паканич) ответил «экзархам», порошенкам и притулам,сказал четко и ясно : «Также некоторые националистические группы получили указание 14 октября совершить провокации в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, – отметил иерарх. – Наши люди будут защищать свои храмы. Людей доводят до такой ситуации, что у них не остается другого выхода. Если нет надежды на законность, то не остается другого варианта, как защищаться самим». «Мы живем в демократической стране, где как минимум декларируется право на жизнь на основе законов, – отметил митрополит Антоний. – И мы будем использовать все законные методы. Также у нас есть документ, который называется “Основы социальной концепции УПЦ”, согласно которому, в очень сложных ситуациях – я процитирую: “Церковь может обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению”. Это крайняя мера, но она зафиксирована в нашей социальной концепции, утвержденной собором архиереев». УПЦ- доминирующая конфессия Киевской Руси и миллионы ее верных чад выйдут на свою «духовную Куликовскую битву 21 го века»! Кирилл ФРОЛОВ — специально для медиапортала IZBORSK.MD Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2020/09/21/maloro...

В 1764 г. вопрос этот внесен был на сейм по случаю восшествия на польский престол короля Станислава Понятовского. Среди русского народонаселения Польши после этого поднялось сильное религиозное движение, направленное против ненавистной унии. Средоточием этого движения были переяславская кафедра, которой подчинены были все православные приходы польской Украины и на которой сидел тогда ревнитель православия епископ Гервасий Линцевский, и Матронинский монастырь в Чигиринской области, где игуменствовал энергичный Мелхиседек Значко-Яворский. По селениям строились и возобновлялись православные храмы, а в Переяславле ставились для них священники; целые приходы возвращались из унии в православие. В 1765 г. Георгий Конисский и Мелхиседек ездили в Варшаву. В сильной речи на сейме, тогда же переведенной на разные европейские языки, Георгий изобразил такую потрясающую картину страданий православия в Польше, что король обещал сделать все для восстановления прав православного народа. Мелхиседек воротился на Украину с грамотой короля и с письмами к униатским властям о прекращении гонений. На следующий год на сейм внесены были представления в защиту польских диссидентов не только от России, но и от других европейских держав. Но все это повело только к большему усилению польского фанатизма. Для православного народа и духовенства настало самое тяжкое время всевозможных насилий и истязаний за веру; были даже случаи убийств. Игумен Мелхиседек попал в униатскую тюрьму и был чуть не замучен. Недовольные дарованием прав диссидентам паны, поджигаемые католическими епископами, составили конфедерацию в Баре, которая наделала тоже много бед православным. Тогда украинский народ окончательно пришел в отчаяние и, несмотря на все увещания Гервасия и Мелхиседека, поднял бурное и кровавое восстание, известное под названием колиивщины, сопровождавшееся избиением жидов, униатских попов, ксендзов, панов и разорением панских дворов. После этого Россия, по трактату 1768 г. поручившаяся за сохранение в Польше порядка, должна была серьезнее вмешаться в польские дела, и ввела в Польшу свои войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В 1766 г. последовал ряд арестов правосл. священнослужителей, к-рых привозили в униат. митрополию в Радомысле и принуждали к принятию унии. В июне 1766 г. был арестован свящ. Иосиф Морозенко из с. Крещатик Мошенского староства, после отказа перейти в унию он был изувечен и выслан в Россию. В том же году официал Григорий Мокрицкий направил в заключение в Радомысль свящ. с. Березняки Иоанна Старжевского, духовного правителя Чигиринского окр. Максима Левицкого, игум. Лебединского Георгиевского мон-ря Иосифа, игум. Медведовского мон-ря Виссариона и др. В июле 1766 г. был арестован и игум. Мелхиседек (Значко-Яворский), 30 авг. его судил прокурор Радомысльской униат. консистории Иосиф Скульский. В сент. игум. Мелхиседека перевели в митрополичий замок в с. Грудек (ныне Городок Ровненской обл.), затем в василианский Дерманский мон-рь, откуда ему удалось бежать, он вернулся в Матронинский мон-рь 31 окт. 1766 г. В нач. 1767 г. в Радомысль был доставлен арестованный иером. Матронинского мон-ря Иоанн. К тому времени в темнице Радомысльской униат. консистории находились 11 монахов Мошногорского мон-ря. Монахов расстригали, избивали, заставляя принять унию. Случаи перехода в Православие участились после вступления в Польшу рус. войск в мае 1767 г. По договоренности между Речью Посполитой и Россией от 24 февр. 1768 г. все мон-ри и храмы, к-рые покинули унию в 1761-1767 гг., должны были оставаться в Православии. Движение за воссоединение с Православием на юге Киевщины стало массовым после Колиивщины (крупнейшее крестьянско-казацкое восстание на Правобережной Украине в мае-июле 1768 против крепостнического, религ. и национального гнета, жестоко подавленное Речью Посполитой при поддержке России). В ходе Колиивщины были разгромлены все 8 униат. мон-рей Киевщины и Брацлавщины. Уманский мон-рь в июне 1768 г. был полностью сожжен вместе с крупнейшей на Правобережье василианской школой, был убит архим. мон-ря Ираклий Костецкий, а также десятки монахов и учеников школы. Остальные 7 монастырей (Маньковский, Лысянский, Ржищевский, Корсунский, Уляницкий, Трехтемировский, Богуславский, Каневский) были возвращены в Православие.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010