357 Рукописные протоколы заседаний см.: Подотдел, Протоколы. 27–42 об. Опубликованы в кн.: Богослужебный язык. 344–368. 358 Подотдел, Протоколы. 41–42. Текст тезисов выделен жирным шрифтом. Цитируемые ниже по протокольной записи выступления участников дискуссии заимствованы из того же архивного дела, номера листов указаны в тексте. Другим источником послужила статья участника заседаний: Ильинский П. (1917–18). 359 Агафодор (Преображенский, 1837–1919) 28 лет служил приходским священником, с 1888 г. епископ (Балахнинский, Сухумский, затем Ставропольский). 361 Василий Дмитриевич Прилуцкий – канд. богосл. КДА (1907), ученик и преемник А.А. Дмитриевского на кафедре литургики КДА (1908), магистр богосл. (1912, тема – чины русских требников XVI-XVII вв.), экстраорд. проф. (1913). 363 Леонид Константинович Артамонов (1859–1932), окончил Инженерную академию и Академию Генерального штаба, участвовал в ряде географических экспедиций (в том числе в Абиссинии). Участвовал в русско-японской и I Мировой войне, вышел в отставку (1917). После Собора работал в различных советских учреждениях. 364 Николай Иванович Троицкий (1851–1920) – магистр богословия, заведующий Тульской палатой древностей, ранее – преподаватель Тульской духовной семинарии. Автор работ по археологии, искусствоведению, апологетике, толкованию Священного Писания. Его речь в подотделе «Славянский язык как национально-освященный» (Подотдел, Протоколы. 1–11 об.) частично опубликована: Богослужебный язык. 132–134. 365 Канд. права П.В. Попович после трех заседаний подотдела выбыл из состава Собора, так как его избрание делегатом от Туркестанской епархии признано незаконным – 9 лет назад он сложил с себя сан священника. 366 Николай Иванович Знамировский – канд. богословия КазДА (1904), инспектор Пермской духовной семинарии, впоследствии священник и протоиерей, с 1924 – еп. Стефан, поочередно занимал 7 архиерейских кафедр, арестован в 1936 г., в 1941 – расстрелян. 367 Андрей Васильевич Новосельский (1856–1924), канд. богословия, помощник смотрителя Тамбовского Серафимовского духовного училища, делегат от мирян Тамбовской епархии. В 1919–1923 гг. работал секретарем Тамбовского архивного управления, помощником заведующего счетоводно-железнодорожными курсами для инвалидов. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8) Желательно издание богослужебных книг на двух параллельных языках – славянском и русском (или украинском), а также издание отдельных книжек с параллельными текстами, заключающих в себе церковно-богослужебные молитвословия. Такие предложения высказывали епископ Сильвестр, Лебедев, Знамировский и другие члены подотдела. Параллельные издания (которые, впрочем, издавались и до Собора) в какой-то степени могли способствовать лучшему пониманию славянского текста. Однако о. Марин не без основания считал, что готовиться к церковной службе на дому с помощью таких книг едва ли сможет даже интеллигенция, не говоря уже о простом народе (38). Священник Елабужский считал, что русские переводы могут первоначально использоваться дня домашнего употребления, а со временем найти свое место и в церковной службе 389 . 9) Желательно широкое ознакомление с церковно-славянским языком богослужения как чрез изучение его в школах, так и путем разучивания церковных песнопений с прихожанами для общецерковного пения. Тезис внесен на голосование В.К. Недельским, преподавателем Литовской духовной семинарии. С подобными предложениями выступали епископы Мефодий и Сильвестр, а также Лебедев. Возражений этот пункт не вызвал – один лишь Попович напомнил собравшимся о складывающихся политических условиях, при которых «богослужение может оказаться единственной школой христианского просвещения и нравственности» (29 об.). 10) Употребление церковно-народных гимнов на русском языке на внебогослужебных собеседованиях по одобренным церковною властью сборникам признается полезным. Принято единогласно по предложению Знамировского, который указывал на успех такой практики в Перми (36 об., 42). 11) Издать русский перевод Библии с текста богомудрых LXX толковников. Перевод должен быть снабжен указанием разночтений, темных и переносных мест по русской Библии с еврейского языка. Заключительный пункт был взят из доклада епископа Мефодия, который справедливо считал, что русский перевод Септуагинты может оказаться более подходящим для литургического употребления, чем Синодальный перевод Библии, в основу которого положен еврейский масоретский текст 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Павел Семенович Потоцкий. Стиль грубо администраторский. Громким голосом, с головой, поднятой кверху: «Что, опять нализался? Еще раз замечу – выгоню!» И не выгонял. (Собакевич). Александр Павлович Миролюбов. Стиль тонко иезуитский. Спокойным, но с иронией жалящим голосом, с глазами, опущенными долу: «Ну, что ж вы так. Опять, говорите, дьявол попутал. Нехорошо! Нехорошо!» И уволит. (Шуйский). Николай Иванович Знамировский. Стиль уговаривающий, почти умоляющий. Рука на плече или в обхват талии. «Ну что тебя угораздило! Ну ладно, только больше не делай». (Царь Феодор Иоаннович). Если вдуматься глубже, то это были не только три стиля инспектирования, но это были и три эпохи в жизни Семинарии. Мы видели Н. И. в качестве участника в богослужениях. Коронным выступлением его на этом поприще было чтение «Слова Иоанна Златоуста » во время пасхальной обедни. Четкость и выразительность доведены были до предельной точки... Это состояние восторга и экстаза, как говорил сам Н. И., связано было у него с душевным переломом, пережитым в юности. Он вспоминал о том, как в его душе когда-то появился червь сомнения и неверия и как в пасхальную именно утреню а потом и обедню он пережил яркий момент религиозного экстаза, навсегда утвердившего его в вере. Кончилось богослужение в семинарской церкви, а Н. И. стремительно отправляется на подворье Белогорского монастыря, где богослужение идет более длительно: ему хочется еще и еще раз пережить пир веры. Н. И. летом одного года ездил с семинаристами в Палестину и вернулся оттуда крестоносцем Гроба Господня. Н. И. жил со своей мамой. Отец у него уже умер. Поскольку нам удавалось наблюдать, у него было очень почтительное отношение к матери. У мамаши его был грубоватый мужской голос, и она называла его по имени и отчеству. Н. И. был холост, и поэтому ходили разные толки и кривотолки для объяснения этого явления. Так, одни говорили, что это мама не дает ему жениться, другие – что у него склонность к монашеской жизни, но он не решается на постриг, потому что не согласен с той частью процедуры пострижения в монахи, где предлагается отречься от родителей. Высказывали и такое предположение, что Н. И. примет священный сан, когда это разрешается без вступления в брак, то есть в возрасте 50 лет. Так на самом деле и получилось: он принял епископский сан уже в пожилом возрасте. Частым посетителем Н. И. был преподаватель Епархиального училища К. П. Пономарев, с которым они учились вместе в Академии. Это свидетельствует о том, что у него было развито чувство товарищества и дружбы. В отношении с сослуживцами Н. И. был очень общителен и внимателен, ничем не выделялся среди других. Даже на вечерах он держался просто, «компанейски», вплоть до того, что участвовал в играх. По отношению к семинаристам Н. И. старался все-таки держать «твердую руку», но по природе он был мягок…

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Часть верующей России в те годы переместилась в лазареты. Пример подали Великие княжны и сама Императрица: они выполняли работу санитарок, ухаживали за самыми тяжелыми ранеными. Семинаристы продолжали учиться, но их санитарная дружина и шефская бригада с воодушевлением включились в общерусское дело. Зарисовка жизни Пермской Духовной Семинарии из печати тех лет передает царившую в ней атмосферу: «В первый день нового года, едва кончилась литургия, в лазарет прибыли первые сто человек. Неторопливой длинной лентой тянулись по направлению к Семинарии с вокзала извозчичьи экипажи. В первой – начальник санитарной дружины по приему раненых. Дружина состояла исключительно из семинаристов. У инспектора Н И. Знамировского и его помощника воспитанника Диковского – перевязь Красного Креста на рукавах. У парадного крыльца Семинарии печально развевается белый флаг с изображением Красного креста. Собралась толпа постороннего люда. Многие плачут. В вестибюле встречает раненых О. Н. Колосов с хором воспитанников. Раздается дружное и воодушевленное «Боже, Царя храни!». Раненые в поношенных шинелях, усталые, худые, с белыми повязками. Некоторые на костылях, некоторые на носилках с помощью воспитанников медленно поднимались по высокой лестнице на верхний этаж, где их встретили врачи, сестры и протоиерей Л. Зубарев. На средней площадке против семинарского храма стоял семинарский протодиакон отец М. Попов и широким жестом указывал на церковь : «Иоанна Богослова храм. Молитесь, православные!». И раненые крестились. После того, как они вымылись в семинарской бане, переоделись и распределились по палатам, им были розданы молитвенники, Евангелия, почтовая бумага, конверты, папиросы, книги и иллюстрированные журналы. Принесен граммофон. После ужина раненые молятся общей молитвой перед отходом ко сну. 3 и 4 января раненые присутствовали за литургией. Они стояли на хорах, расположенных как раз вблизи лазарета на верхнем этаже. По окончании литургии отец ректор в полном облачении поднялся по лестнице в верхний этаж и принимал раненых ко кресту. Его сопровождали воспитанники Семинарии и духовенство, которые пели: «Спаси, Господи, люди Твоя» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В Вологде тихоновцы отмахнулись от примирительных предложений огульной отговоркой: пусть сначала примирятся центры управлений, а потом – мы. Так отозвался и проживающий в Вологде тихоновский епископ Николай (Караулов), с которым беседовал по этому поводу Тотемский епископ Кирилл [Ильинский]. В близком от Вологды Череповце [...] тихоновское духовенство и миряне Череповецкой епархии очень заинтересовалось вопросом о примирении Церкви. Они в большом числе являлись на собрания, участвовали в дебатах и во многом убеждались [? – Сост.]. Об этом узнал тихоновский епископ Макарий (Опоцкий) и под страхом анафем запретил своей пастве посещать собрания, устраиваемые обновленцами. На приглашения (неоднократные) на епархиальный съезд тихоновские епископы не явились, а вместо того епископ Макарий прислал свое заявление, в котором говорилось, что они, староцерковники, не могут признать Собора 1923 года и его постановлений, не могут отказаться от патриаршества и не могут согласиться с “умалением епископской власти в пользу Епархиальных Управлений, дающих епископу только один голос председателя наравне с пресвитерами, дьконами и мирянами», тогда как, по их мнению, “епископ в Церкви является повелителем верующих», почему “и именуется Владыкою, господином верующих, а не братом, равноправным пресвитерам, дьяконам и мирянам». Посему епископ Макарий повелительно ставил условиями соединения: “Отречение от Собора 1923 года и признание авторитетов канонов и правил» (очевидно, насчет “владычества»), а до сих пор объявлял обновленцев раскольниками, каких можно принимать через личное покаяние. [...] В Перми староцерковническая группа [? – Сост.] в целом уклонилась от участия в предсоборной работе. Однако, несколько представителей тихоновцев явились по приглашению на собрание для обмена мнениями по вопросу о Соборе и выборам на него. Явились они, впрочем, не с мирными целями. На вопрос, как они смотрят на Собор, один из них прочитал обращение петроградских тихоновских епископов, в котором запрещалось тихоновцам вступать в какие-либо переговоры и разговоры с обновленцами, подобное же обращение тихоновского Пермского епископа Стефана [Знамировского] и, наконец, послание митрополита Крутицкого Петра. Прочитав эти документы, представитель староцерковников сказал, что добавить к ним он ничего не может, их долг повиноваться, а потому и разговоров о выборе на Собор быть не может. По сведениям Пермского ЕУ в селах и заводах замечалось тяготение к Собору; но ввиду таких обращений тихоновского епископата это тяготение подавлялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАННИКИЙ (ДМИТРИЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архимандрит Иоанникий (Дмитриев) Иоанникий (Дмитриев) ( 1875 - 1937 ), архимандрит , преподобномученик Память 10 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Иван Алексеевич Дмитриев, родился в 1875 году в деревне Редкие Дворы Московской губернии в семье крестьянина; в их семье было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище. В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ремеслу. В семнадцатилетнем возрасте он отправился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Москву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью — отца и братьев с сестрами. Иван рос с детства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на ските Оптиной пустыни . В 1908 году приехал в Оптину пустынь ; две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, который, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником . Был пострижен в монашество с именем Иоанникий и в 1915 году рукоположен в сан иеродиакона . С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова) . В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году рукоположен в сан иеромонаха еп. Феофаном и направлен служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги . В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру; назначенный вместо него епископ Стефан (Знамировский) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске .

http://drevo-info.ru/articles/2572.html

Викариатства: Воткинское Елабужское Алексий (Кузнецов), архиеп. Онисим (Пылаев), еп. Ириней (Шульмин), еп. САРАТОВСКАЯ и Петровская Викариатства: Балашовское Вольское Сердобское Досифей (Протопопов), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Григорий (Козырев), еп. или Симеон (Михайлов), еп. 24 Вдовствующая СВЕРДЛОВСКАЯ и Ирбитская Викариатства: Нижнетагильское Шадринское Корнилий (Соболев), еп. (закл.) Вдовствующая Стефан (Знамировский), еп. (ссылк.) СМОЛЕНСКАЯ и Дорогобужская Викариатства: Вяземское Гжатское Поречское Рославльское Филипп (Ставицкий), еп. (неопред.) или Валериан (Рудич), еп. (ссылк.) Венедикт (Алентов), еп. (закл., под следств.) Феофан (Березкин), еп. (неопред.) Иларион (Бельский), еп. (закл., под следств.) Вениамин (Глебов), еп. (ссылк.) СТАВРОПОЛЬСКАЯ и Кубанская Викариатство: Ейское Вдовствующая с июня 1927 г. Вдовствующая СУХУМСКАЯ и Эриванская Антоний (Романовский), еп. (закл.) СТАЛИНГРАДСКАЯ Вдовствующая с мая 1927 г. Таврическая и СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ Викариатства: Керченское Мелитопольское Феодосийское Ялтинское Никодим (Кротков), архиеп. (закл.) Александр (Раевский), еп. Сергий (Зверев), еп. (удалён из еп.) Иоанн (Петропавловский), еп. (неопред.) Вдовствующая ТАМБОВСКАЯ и Шацкая Викариатства: Козловское (Мичурин­ское) Моршанское Раненбургское Темниковское Шацкое Серафим (Мещеряков), архиеп. Вассиан (Пятницкий), еп. Иоанн (Георгиевский), еп. Мефодий (Абрамкин), еп. Димитрий (Поспелов), еп. (закл.?) Иоанн (Братолюбов), еп. ТВЕРСКАЯ и Кашинская Викариатства: Новоторжское Осташковское Серафим (Александров), митр. Андрей (Комаров), еп. Вдовствующая ТОБОЛЬСКАЯ и Сибирская Викариатство: Курганское Назарий (Блинов), архиеп. Алексий (Орлов), еп. ТОМСКАЯ и Алтайская Викариатства: Барнаульское; Кузнецкое Вдовствующая с 1926 г. Владимир (Юденич), еп. Вдовствующая ТУЛЬСКАЯ и Одоевская Викариатства: Белевское Ефремовское Николай (Могилевский), еп. (закл.) Игнатий (Садковский), еп. Сергий (Никольский), еп. (неопред.) УЛЬЯНОВСКАЯ Викариатства: Алатырское; Сызранское Александр (Трапицын), еп.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

16 Стефан (Знамировский Николай Иванович ), архиеп.Вологодский. Род. в 1879. В 1904 окончил Казанскую Духовную Академию. В 1924 хиротонисан во en.IIIaдpuhckoro, викария Свердловской епархии. 16 сент. 1927 назначен еп.Калужским. 23 марта 1934 возведен в сан архиепископа. 17 ноября 1941 расстрелян в лагере. 17 В будущем – Гурий (Степанов Алексей Иванович), архиеп.Суздальский, Род. 3 окт. 1880. В 1902 окончил Казанскую Духовную Семинарию, в 1906 – Казанскую Духовную Академию. 26 янв. 1920 хиротонисан во еп.Алатырского. В феврале 1924 возведен в сан архиепископа. В 1938 (1937?) расстрелян в лагере под Новосибирском. 18 В будущем – Симеон, в схиме Даниил (Холмогоров Михаил Михайлович), архимандрит. Род. в 1874. В 1899 поступил в Казанскую Духовную Академию. 4 ноября 1906 назначен на должность Ректора Тамбовской Духовной Семинарии. 7 апреля 1907 был тяжело ранен одним из взбунтовавшихся семинаристов, остался недвижим на всю жизнь. 9 сентября 1937 расстрелян в во Владимирской тюрьме. 25 Отчёт о состоянии Казанской Духовной Академии за 1895–1896 учебный год. Казань, 1896, с.40–41. 26 Новый Ректор Тамбовской Духовной Семинарии//Тамбовские епархиальные ведомости. 1904, 21 февр. 8. Ч.неоф., с.230. 27 В будущем – Дионисий, митр.Варшавский. Род. в 1876. 21 апр. 1913 хиротонисан во еп.Кременецкого. С 1919 в эмиграции. С 27 февр. 1923 митр.Варшавский. В 1948 обратился с покаянным письмом к Алексию (Симанскому). Скончался 15 марта 1962. 28 Патриарх Тихон с большим уважением относился к суждениям архиеп.Феодора по церковным вопросам и шутя называл настоятеля Данилова монастыря и близких к нему иерархов «даниловским синодом». См.: Дамаскин (Орловский), иеромонах. В огненном испытании: Архиепископ Феодор, Данилов монастырь и судьба Русской Православной Церкви в ХХ столетии//Даниловский благовестник. 1996. Выпуск 8, с.48. 29 Проводы о.Ректора семинарии, архимандрита Феодора//Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. 14 окт. 41. Ч.неоф., с.1821. 36 Список тем, предложенных профессорами для курсовых сочинений студентам на 1899–1900 учебный год//Православный Собеседник. 1901. Ч.2. Приложение 12, с.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Котельниче. После перевода 24 янв. 1929 г. Вятского архиеп. Павла (Борисовского) на Ярославскую кафедру и до назначения 24 апр. того же года еп. Стефана (Знамировского) в Вятку Н. официально исполнял обязанности временно управляющего Вятской епархией. В февр. 1929 г. предложил митр. Сергию для усиления позиций канонической Церкви в Предуралье поручить еп. Авраамию (Дернову) управление приходами Глазовского у. с временным предоставлением ему статуса правящего архиерея, а еп. Георгия (Анисимова) назначить на Нолинскую викарную кафедру. Заместитель местоблюстителя вскоре стал действовать, следуя этим предложениям. С окт. 1929 г. в Котельниче проживал за штатом после отбытия срока заключения духовный наставник Н. архиеп. Евгений (Зернов). В кон. 1929 или нач. 1930 г. Н. был назначен правящим архиереем Пятигорской и Прикумской епархии. Первоначально пребывал в Кисловодске и служил в Пантелеимоновской ц., но вскоре решил, что этот храм непригоден в качестве кафедрального собора. Переехал в Пятигорск, где его кафедральным собором стал Михайловский храм. 16 сент. 1930 г. арестован по обвинению в участии в контрреволюционной группировке. 15 дек. того же года в связи с арестом уволен Патриархией на покой. В янв. 1931 г. приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Северо-Кавказском крае к 10 годам исправительно-трудовых работ. Срок заключения отбывал в Беломорско-Балтийском ИТЛ. В авг. 1937 г. в лагере против Н. было возбуждено новое следственное дело. Он обвинялся в том, что «систематически занимался антисоветской агитацией, направленной против политики партии и правительства, клеветал на сталинскую Конституцию, за что лишался зачёта рабочих дней». Расстрелян по приговору Особой тройки НКВД Карельской АССР от 26 авг. 1937 г., похоронен в безвестной могиле. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 1. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 88; Список православных епископов, подвергавшихся гонениям до 1 марта 1930 г.//Красный террор в годы Гражданской войны: По мат-лам Особой следств. комиссии по расследованию злодеяний большевиков: [Сб. док-тов]/Под ред. Ю. Фельштинского и Г. Чернявского. М., 2004. С. 237. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2565492.html

   В 1874 году инок Гавриил поступил в Московский Высокопетровский монастырь, где получил послушание эконома.    В 1882 году иеродиакон Тихон (такое имя получил он при постриге) покинул стольный град, точнее, бежал из него по настоятельному совету старца Амвросия и водворился в Раифской пустыни Казанской епархии, где его рукоположили в иеромонаха и назначили братским духовником. Но оставался он там совсем ненадолго, и уже в ноябре 1883 года перевелся в Седмиезерную Богородицкую пустынь, где произошло созревание и преображение монаха-подвижника в великого старца, наделенного благодатными дарами Святого Духа. На одре тяжкой болезни он провел пять лет. В 1892 году старец принял постриг в схиму, в которой он был наречен именем своего небесного покровителя от купели — Архангела Гавриила.    Там у старца Гавриила появился круг учеников и почитателей. Совершенно особые отношения стали складываться у старца со студентами и преподавателями Казанской Духовной Академии, преимущественно из числа монашествующих, для которых он стал духовным отцом и наставником. Студенты часто ездили в Седмиезерную пустынь на исповедь к благодатному духовнику. Здесь они чувствовали себя как дома у родного отца. С благословения старца они даже произносили проповеди в монастырском храме. Несмотря на доброту и простоту старца в обращении, его подчеркнутую веселость и открытость, он сохранял в своем сердце и прививал своим ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве: «Смотрите,— шутил он,— чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!». И не удивительно, что среди учеников и пострижеников старца оказалось так много исповедников и новомучеников, стойких и непоколебимых воинов Христовых, дерзновенно противоставших сатанинской злобе и насилию богоборцев. Ни один из учеников старца Гавриила не оказался ни в числе обновленцев, ни в числе «павших», то есть духовно отрекшихся от Христа и Его страдающей Церкви. Постоянной посетительницей старца была и Великая княгиня Елисавета Феодоровна.    Среди духовных чад преподобного Гавриила были: священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий; священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский; исповедник архиепископ Феодор (Поздеевский); архиепископ Герман (Ряшенцев); архиепископ Иннокентий (Ястребов); архиепископ Гурий (Степанов); архиепископ Стефан (Знамировский); епископ Иосиф (Удалов); епископ Иона (Покровский); епископ Варнава (Беляев); архимандрит Варсонофий; схиархимандрит Симеон (Холмогоров), списатель самой известной биографии старца и исповедник; протоиерей Алексий Воробьев; игумен Ефросин; монахиня Мария (Анисимова) и многие другие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009