Обоянь. Богородицко-Знаменский мужской монастырь.. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Обоянский Богородицко-Знаменский общежительный мужской монастырь основан в 1663-1664 годах. Занимал значительную территорию и располагался между ул. Мещанской (сейчас - ул. Фрунзе) и рекой Псел. Главный храм монастыря - Соборная трехпрестольня церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, возведенная в первой четверти XVIII века. Церковь во имя Рождества Иоанна Крестителя построена в начале XVIII века " коштом " обоянского помещика Харлампия Переверзева. Монастырь и церкви были закрыты и уничтожены большевиками в 1924 году. На монастырской территории сейчас располагается коррекционная школа-интернат. История монастыря начинается в далеком 1663 году. Наименование обители было дано в честь чудотворной Курской Коренной иконы Богородицы «Знамение». В 1700 и 1719 годах все деревянные монастырские строения были полностью уничтожены пожаром. Уцелевшие монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. Через несколько лет начинается реставрация монастыря, которая закончилась к 1730 году, после чего на территории обители были построены две каменные церкви. В 1818 году монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой. С восточной стороны возводить стену не потребовалось, так как здесь двор закрывался помещением каменного корпуса длиной 22 сажени с куполом и пролетом. На монастырской земле, внутри огражденной территории, располагались две церкви, возведенные в 1730 году. Эти храмы стояли подле большого оврага. Кроме них, здесь было монастырское кладбище. В южной части обители был второй овраг, именуемый «малым». Возле него располагался каменный корпус в два с половиной этажа. Это здание сохранилось до наших дней. В XIX веке при монастыре было открыто низшее духовное училище, предназначавшееся для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи и Старого Оскола. После прихода к власти большевиков на религию начинаются крупные гонения, повлекшие за собой закрытие монастыря в 1924 году. В годы советской власти здания и территория монастыря использовались в различных государственных нуждах. В настоящий момент здесь расположена школа-интернат.

http://sobory.ru/article/?object=39521

О Облондинская Воскресенская Астраханская пустынь См. Болдинский Воскресенский монастырь. Обмышский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Черниговской Епархии и был приписан к Киево-Печерской Лавре. Обнорский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Обнорский или на Обноре. Обнорский Иннокентьев монастырь См. Иннокентьев. Обнорский Спасо-Преображенский монастырь См. Нуромский Спасо-Преображенский. Обоянский Знаменский Богородицкий монастырь Мужской заштатный Курской Епархии. Находится от уездного города Обоянска в полуверсте, близь бывшей слободы Стрелечей, над заливом реки Пслы. О построении оного, по причине истребления в 1700 году от пожара всех Архивных записок, сведений не имеется. Здания в этом монастыре ныне частью каменные, а частью деревянные и все обветшавшие. Настоятельство Строительское. Образовский с Поля Так именовался в 1674 году один из упразднённых мужских Новгородских монастырей. См. Спасский Новгородский. Прибавление из VI тома Общий Тверской Богородицкий монастырь См. ниже, Тверской общий Богородичный монастырь. Овруцкий монастырь Мужской, упразднённый, находился от Малороссийского Переславля в 40 вёрстах в местечке Каневе, и после превращён в Униатский и Римско-католический. В этом монастыре был Архимандритом Пр. Макарий Овруцкий. (См. Вознесенский Переяславский монастырь). Одигитриевская Новославинская пустынь См. Новославинская. Одигитриевский Низарский Богородицкий монастырь См. Низарский Богородицкий Одигитриевский. Одигитриевский Керенский монастырь См. Керенская Богородицкая Одигитриевская пустынь. Одрин Карачевский Николаевский монастырь Мужской заштатный, Орловской Епархии. Находится от города Карачева в 8 вёрстах при реке Одринке от которой и название своё получил – Одрин монастырь. Обитель эта основана по случаю явления на том месте, где оная стоит, Чудотворного образа Св. Николая; но когда, – о том сведений не имеется. Здания примечательнейшие в этом монастыре каменные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая, построенная в 1707 году, а освященная в 1710;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Знаменский монастырь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховце Владимирской области, расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце. Содержание История [ править править код ] Знаменский монастырь на Красной Гриве первоначально был основан как мужской, предположительно в 1598г., в год смерти Федора Иоанновича - последнего русского государя из династии Рюриковичей. Однако вопрос о точном времени возникновения обители и по сей день является противоречивым. В дореволюционной литературе, где говорилось, что Гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось «воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы», годом основания считался 1669г. В то же время в краеведческих работах к. ХХв. датой основания обители указывались 1597-1598гг. И действительно, в городской писцовой книге за 1687г. было отмечено, что «в Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106г.» (имеется в виду от сотворения мира, т.е. в 1597-1598гг. от Рождества Христова). Однако более ранние писцовые книги о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Некоторые историки объясняют это противоречие опечаткой, содержащейся в публикации писцовой книги, утверждая, что краеведы не использовали оригинал в своих исследованиях. Но это утверждение так же является спорным. Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

Я Яблонова пустынь Или Яблонов Троицкий Лебеденский монастырь См. Лебеденский Троицкий. Яблонская Олонецкая пустынь Мужская, вовсе упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Олонёецком уезде на острове реки Свири, Яблонским именуемым, расстоянием от Олонца к югу в 12, от Восточного берега Ладожского озера в 15 вёрстах. До Штатов 1764 года приписана была она к Александро-Свирскому монастырю. Крестьян имелось только одна душа, но и при сочинении Штатов в ней монахов не было. Ныне имеется одна только церковь деревянная весьма обветшавшая, которая приписана к Февронскому приходу. Яблоцинский монастырь Мужской Архимандричий, находился в бывшем Польском Королевстве и упоминается в 1768 году (см. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, изд. 1805, стр. 390). Яблоченский Онуфриевский монастырь Мужской, находился также в бывшем Польском Королевстве близ села Яблочина. Упоминается он в 1721 и 1753 годах. См. там же, стр. 191 и 335: По последнему разделу Польши отошёл во Владение Римского Императора, ныне же находится в Варшавском Герцогстве. Явленский Казанский Переславский Рязанский монастырь Девичий упразднённый, находился в Губернском городе Рязани по конец города к Старой Рязани. См. Казанский Явленский. Ядринский Архангельский монастырь Мужской упразднённый, находился в Казанской Епархии в уездном городе Ядрине. От него остались две церкви каменные: 1) во имя Владимирской Божьей Матери; 2) Архангела Михаила с приделами: а) Св. Ильи Пророка, б) св. Мученика Иоанна Воина. Ядринский Казанский монастырь Мужской упразднённый, находился близ вышеописанного. От него остались три церкви каменные: 1) во имя Казанской Божьей Матери; 2) Воздвижения Креста Господня с приделами: а) Св. Симеона Юродивого, б) Иоанна Предтечи усекновения главы Его; 3) Алексия, человека Божьего. Яиковская пустынь Так прежде именовалась Филипповская-Знаменская пустынь. См. под сим словом в своём месте. Прибавление Якиманский Суздальский монастырь Девичий, давно уже упразднённый. Находился в городе Суздали в самом Кремле. На месте его стоит ныне церковь каменная во имя Рождества Христова, построенная по обветшанию и разобранию бывшей тут деревянной, во имя Богоотец Иоакима и Анны. См. Николаевский Суздальский выше, стр. 1032. (Файл PDF стр. 1034. Абзац начало «Николаевский Суздальский»). Якобштадский Духовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Предтечев монастырь, 2 класса, в Вязьме. Основан в 1534 году старцем Герасимом (см. о Болдином монастыре). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский. Набор открыток " Вязьма Православная " Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви - Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00467

Опытное Поле. Яранский Пророчицкий мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1899 и 1921. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Яранский район, местечко Опытное Поле. Координаты: 57.382619, 47.921246 Проезд:Трасса Р-176 " Вятка " , участок Яранск-Тужа. От Яранска около 10км, затем правый поворот на Опытное Поле (напротив поворота на с.Рождественское). От трассы примерно 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1899 году далеко на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя Праведной Анны Пророчицы. Появился он на земле, принадлежавшей ранее умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, завещавшей ее под новый монастырь. Для того времени это было появление уже далеко не первого нового монастыря на Вятской земле, и рост их продолжался. Незадолго до этого поблизости того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде два года назад появилась Куженерская женская община; в 1901 г. появится аналогичная община в местечке Арбаж в соседнем Котельничском уезде. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет. Строителем и настоятелем новой обители был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил, который был известен своей богоугодной жизнью. 25 сентября 1899 г. монастырь был освящен, но продолжал строиться. В помощь о.Нилу было послано из Вятки несколько самых достойных священнослужителей. 18 июня 1899 г.указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 г. указом Вятской духовной консистории перемещен иеромонах Матфей с должностью казначея. Как говорит устное предание, нелегко было ему покидать родную обитель, в земле которой покоился его дорогой наставник, но он смиренно подчинился указу духовной власти, к тому же командировка сначала намечалась как «временная», но как оказалось – на всю оставшуюся жизнь. Указом Вятской духовной консистории за 17861 от 21 декабря 1900 г. о.Матфей был окончательно оставлен в Пророчицком монастыре. Впрочем, как уже говорилось, связь его с Филейским монастырем осталась и в дальнейшем.

http://sobory.ru/article/?object=37142

Макаровка. Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. Имеется в виду Макаровский погост, признанный памятником культуры, истории и архитектуры Российского значения. Прежнюю историю погоста можно и не считать строго монастырской, но уж очень странный культурно-духовный очаг возгорелся в пригородной Макаровке. Официально погост признавался приходским храмом. В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, хозяевами всего погоста почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь». Приходским погост стал тогда, когда Полянские окончательно покинули наши края и продали имение нескольким владельцам. Паритетные владельческие признаки появились с середины 19 столетия, с того, что хозяева Макаровки признали права епархии на храмы. Помещики по-прежнему оплачивали труд причта, брали на себя расходы по ремонту храмов и содержанию стариков в богадельнях, но часть прав и расходов легли на верующих. Так, в 1866 году Александр Александрович Полянский получил официальную благодарность Пензы за пожертвование 570 рублей на ремонт Иоанно-Богословской церкви. Последнее крупное обновление храмов состоялось в 1882 году, когда вдова А. А. Полянского Антония Федоровна, лютеранка по вере, прибыла ненадолго из Вены в Макаровку, ревизовала финансовое и хозяйственное положение имения и пожертвовала громадную сумму в 4000 рублей на обновление иконостаса холодной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04079

Тобольск. Знаменский мужской монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1623. Адрес: Тюменская область, г. Тобольск, улица Декабристов, 21 Координаты: 58.190675, 68.238257 Проезд:Тюменская Государственная Сельскохозяйственная академия Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Тобольский Знаменский монастырь. Самый древний сибирский монастырь был основан одновременно с постройкой Тобольского острога (в 1586 или 1587 г.) на левом берегу Иртыша, близ устья реки Тобол. Первые настоятели обители - строитель Логвин и игумен Дионис. В 1610 году монастырь был переведен к верхнему посаду города, но за острогом. По воздвигнутой в нем церкви стал именоваться Успенским. До постройки архиерейского двора монастырь служил пристанищем для прибывающих в столицу Сибири митрополитов и архиепископов. В 1623 году по воле архиепископа Киприана обитель перевели в подгорную часть города (в нагорных постройках разместилась женская обитель). А когда на территории монастыря появились Преображенский собор, Казанская и Знаменская церкви, он стал именоваться Знаменским. Постепенно с ростом посада в нем воздвигались приходские церкви. В 1621 году братия состояла из десяти монахов, да и впоследствии она не была многочисленной, хотя владел монастырь обширными землями, на которых, оказывая помощь инвентарем, скотиной, семенами, селили гулящих и прихожих людей. " Собирание " земель вели все настоятели монастыря, особо количество их приумножилось при архимандрите Варлааме в 1641 году. К 1757 году монастырь владел двумя вотчинами - Вагайской (31 деревня) и Николаевской (4 деревни), пятью подгородными деревнями, а также сельцом Иакимовское и Серебрянской заимкой, которые населяли более 2140 душ мужского пола. Основу хозяйственной деятельности составляло земледелие. По официальным данным, в 1761 году на землях Тобольского Знаменского монастыря засевалось без учета пара 2000 десятин, из которых 43 процента отводилось под рожь озимую, 27 - под овес, 14 - под ячмень. Кроме этих культур, выращивалась пшеница, рожь яровая, горох, лен и конопля, просо, репа, огородная мелочь. Излишки продуктов продавались, на вырученные средства содержалась богадельня - со времен Петра I при обители жили отставные солдаты и офицеры (около 20 человек), страннопримный дом, поддерживалась миссионерская деятельность, сооружались храмы.

http://sobory.ru/article/?object=35582

Вологда. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В житие преподобного Галактиона, вологодского чудотворца, основателя Свято-Духова монастыря, говорится о том, что им было предсказано нападение на Вологду польско-литовских войск в сентябре 1612 года. Незадолго до " вологодского разорения " он убеждал вологжан покаяться и по примеру предков, как в дни моровых поветрий, пожаров и других общественных бедствий, на месте своей кельи единодневно выстроить храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, которая избавит город от нашествия и защитит его жителей. Однако тогда его призыв не был услышан. Уже после " вологодского разорения " и смерти Галактиона, преосвященный Варлаам II, архиепископ вологодский и великопермский (управлявший с 1627 по 1645 гг.) повелел написать житие преподобного Галактиона и построить на месте его кельи деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Так возник Свято-Духов мужской монастырь (до 1654 года-Галактионова пустынь). Точный год построения первоначальной деревянной Знаменской церкви, равно как и каменной, воздвигнутой позже на ее месте, точно неизвестен. Каменная (теплая) церковь Знамения, заменившая древнюю деревянную, обгорела в ночь с 13 на 14 марта 1854 года, и остатки ее были разобраны в 1860-м. На том же месте в 1860 году, при архимандрите Дионисии, была заложена, и в 1867 году освящена новая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы: двухэтажная, пятиглавая, четырехпрестольная. Полностью строительство церкви закончено в 1873 году.  Архитектурный облик церкви представлял собой смешение стилей: русского (кокошники) с ренессансом (форма куполов - в типе флорентийского). Из описания церкви (1901 год):  " На продолговато-четвероугольном корпусе храма возвышается в средине круглый с восемью большими окнами трибун, накрытый массивным куполом, поверх которого на круглой шее утверждается грушевидной формы глава, увенчанная железным прорезным четвероконечным золоченым крестом. На четырех углах корпуса расположены 4 осьмигранных меньших трибуна с четырьмя в каждом окнами и с такими же, как и на большом трибуне, куполами, шейками и крестами; верхние части всех пяти трибунов оканчиваются мавританскими наличниками. Алтарь выдается полукружием. Окна в верхнем этаже церкви и в трибунах с дугообразными, в нижнем – с прямыми перемычками. К западной стене корпуса церкви примыкает красивой архитектуры крыльцо с широкой внутри его из путиловской плиты лестницею, ведущею в верхний этаж. Над крыльцом, как и над алтарем церкви, устроены на круглых шейках обитые белым железом небольшие главы с железными золочеными прорезными крестами. Внутри церкви своды поддерживаются четырьмя массивными пятисторонними столбами. Стены как вверху, так и внизу малярной работы, в роскрыш и под мрамор " .

http://sobory.ru/article/?object=01091

Калуга. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Крестовский мужской монастырь Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь иконы Божией Матери " Троеручица " Скит монастыря: Корокино. Знаменский скит Карта и ближайшие объекты Описание монастыря: “Крестовоздвиженская, или обыкновенная Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего Креста. Снаружи ветви Креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и двойными дубовыми рамами, имеет трое дубовых дверей: наружная железная, внутренняя деревяннаясо стеклами и железными замками.Купол покрыт белым, а прочие части простым железом окрашенным медянкой. Крест на ней железный позолоченый. С западной стороны церкви двухярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом окрашеным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный позолоченный же, в пролетах в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом вес 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная решетчатая. Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний Крест, ветви его отделяются от середины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается Чудотворный Крест, в левой придел в честь иконы Божей Матери называемой Троеручницей. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым, в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Св. Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителя, в перемычках сводов между арками 4 Евангелиста; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Пол выстлан лещадью, калужского изделия.

http://sobory.ru/article/?object=17481

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010