РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 22 (5 декабря)   Священномученик Владимир Рясенский   Священномученик Владимир родился в 1891 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье священника Федора Рясенского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви села Спас-Есеновичи Вышневолоцкого уезда. 2 сентября 1916 года о. Владимир по его прошению был переведен в храм погоста Волго Осташковского уезда . В двадцатых годах он служил в Знаменском храме в Осташкове. Много раз священника вызывали в ЧК и с угрозами требовали, чтобы он прекратил произносить проповеди, но каждый раз он отвечал: " Произносил и произносить буду " . В ноябре 1929 года скончался один из старейших священников Осташкова, бывший много лет благочинным, протоиерей Иоанн Бобров. Уважение к этому пастырю было столь велико, что отпевание собрало в храм почти весь город, пришли монахини Знаменского монастыря, многие рабочие завода, и шествие от собора до кладбища растянулось на полгорода. В соборе и затем на кладбище многие священники говорили проповеди в память почившего. Отец Владимир, в частности, сказал, что протоиерею Иоанну пришлось много претерпеть гонений от властей, он был одним из первых, кого власть стала преследовать, и еще в 1918 году он был приговорен к тридцати годам заключения. Арест, следствие и заключение пагубно отразились на здоровье о. Иоанна и способствовали приближению его кончины . Подходил к концу 1929 год; распоряжением властей многие крестьяне и духовенство были заключены в концлагеря или расстреляны; служение священническое венчалось в те годы подвигом исповедническим и мученическим. И прошло совсем немного времени после похорон о. Иоанна, когда самому о. Владимиру пришлось исповедовать верность Богу и православию в узах. Некий шорник, имевший в Осташкове мастерскую, чтобы избавиться от строгого надзора жены и ездить в Москву по своим делам и погулять с приятелями, придумал " уважительный " предлог для отлучек из дома. И решил, что лучше рассказать жене и шурину, рабочему кожевенного завода, что он ходит на тайные религиозные контрреволюционные собрания в Житный монастырь, что существует организация, называющая себя " Красный якорь " , имеющая печать с изображением якоря. Собрания будто бы происходят в подвале монастыря, и для безопасности даже выставляются часовые. О чем говорилось на этих собраниях и кто состоял в " контрреволюционной " организации, шорник придумывать не стал. Однако, выслушав его объяснения и видя, что теперь наступило время, когда все газеты и власти в своих распоряжениях говорят о контрреволюции, шурин обо всем написал в Осташковское ГПУ и в конце декабря 1929 года был вызван к следователю для допроса, на котором подтвердил все ранее сообщенное.

http://fond.ru/kalendar/1327/vladimir/

свящ. Михаил Благонравов 10. Митрополит Сампсон Сампсон, митрополит Астраханский и Терский, посвящен в митрополита Астраханского 2 февраля 1697 г. патриархом Адрианом, из архимандритов Курского Знаменского монастыря. В ряду астраханских иерархов ему принадлежит выдающееся место по тем заслугам, которые он оказал Астраханскому краю. Особенно выдающимися заслугами его были устроение храмов Божиих и самоотверженная любовь к вверенной ему Астраханской пастве. При нем были построены: верхний этаж существующего теперь архиерейского дома и в нем крестовая церковь во имя нерукотворенного Спаса, освященная 14 августа 1709 году; в Спасском монастыре, где ныне духовная семинария, главный храм в честь Преображения Господня, теперь уже не существующий; в загородном доме церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где впоследствии, в 1764 году, открыт монастырь, который существует и теперь, под названием Покрово-Болдинского; существующая теперь церковь о двух колокольнях в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 20 июня 1699 г.; каменная колокольня на кремлевской стене, разобранная по непрочности фундамента в 1765 г.; окончен постройкой существующий теперь Троицкий собор в 1699 г. Но главным памятником жизни и деятельности митрополита Сампсона служит построенный им, существующий и теперь благолепный, величественный Успенский собор. Построение этого собора стоило митрополиту Сампсону многих забот, трудов и огорчений. Дело о строении Успенского собора начал предшественник его, митрополит Савватий, который собрал на этот предмет денег 10000 руб. и сделал подряды на бутовый камень, кирпич, железо и т. п. Но из этих денег митрополиту Сампсону досталось только 3996 руб. 16 алтынъ 4 деньги, прочие же поступили в казну. Работы начались с разборки старого, каменного, одноэтажного собора, построенного в 1602 г. В 1697 г. нанято было 40 стрельцов разобрать старый собор и вырыть на том же месте рвы и ямы для нового собора за 250 руб. «на их хлебе и харчах». По окончании этой работы договорены были 30 каменьщиков по 13 рублей в годъ каждому «на их хлебе и харчах», и подрядчик, крестьянин Дорофей Мякишев, за 100 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Часть 1 В память о знаменитом профессоре Казанской духовной академии мы публикуем его жизнеописание, которое написано в жанре некролога его ближайшим учеником и другом профессором КазДА Иваном Михайловичем Покровским и впервые было опубликовано ровно сто лет назад в «Православном собеседнике» за 1917 год. Однако за прошедшие сто лет никто не написал о профессоре Знаменском с большей любовью. 2 мая настоящего 1917 года, во вторник, в 8-м часу утра в своей квартире на улице Гоголя (Старокомиссариатской) города Казани тихо скончался Петр Васильевич Знаменский на 82-м году жизни. В лице покойного Казанская духовная академия, русская наука и вся Россия понесли тяжелую утрату. Вполне искренне и правдиво писал один из почитателей Петра Васильевича, ныне член Святейшего Синода протоиерей А. В. Смирнов 1 по поводу 50-летнего юбилея учено-профессорской деятельности Петра Васильевича: «Здравствуйте многие, многие годы, глубокоуважаемый Петр Васильевич. Не будет Вас, мир как бы оскудеет хорошими людьми; тогда и нам, маленьким людям 2 , будет опять тяжко, все равно, что слепцу без света...» Конечно, кто не знал близко покойного Петра Васильевича, тому слова почтенного отца протоиерея покажутся преувеличенными, напротив, кто хорошо знал этого исключительного человека, для того они будут сущей правдой. Утомленный профессорской служебной и ученой деятельностью, потрясенный тяжелым ударом судьбы – потерей заветного друга и сотрудника в лице супруги Антонины Михайловны (сконч. 14февр. 1906 года), нежно лелеявшей и оберегавшей его, – и, наконец, преклонным возрастом, на пороге псаломского предела человеческой безболезненной жизни, Петр Васильевич, всегда бодрый и благодушный, стал перемогать 3 . В последние два года он совершенно не выходил из квартиры. Ноги отказывались ему служить, а ездить он не привык с молодых лет. Впрочем, и до невольного затворничества по смерти Антонины Михайловны его можно было видеть только на двух путях – в Академию и в Спасо-Преображенский монастырь 4 , где погребена его супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Церкви приписные, упраздненные и домовые Приход Крестовоздвиженской церкви образовался из трех самостоятельных приходов, церкви которых по малочисленности оставшихся после 1812 года прихожан приписаны в 1814 году к Крестовоздвиженской. Церкви были каменные, небольшие, и находились: одна, Николаевская, в Сапожках, на площади близ Троицких ворот, а две другие, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, в Ваганьковском переулке. Храм св. Николая, что в Сапожках, близ Троицких ворот. (С рис. М.Н. Воробьева 1817 г., наход. в Третьяковской галерее, под 59) надо думать, у этой церкви митрополит Филипп встречал В. К. Ивана Васильевича, возвращавшегося в Москву после победы над Новгородом 191 . В 1625 г. храм платил установленную дань в размере 3 алтын 4 ден., с 1628 г. увеличенную до 25 алтын 192 . По Строельной кн. 165 (1657) года значится «земли под церковью и кладбища вдоль 25 1/3 с., поперег 14 ½ с., в другом поперечнике подле церковного крыльца 5 ½ с; и то кладбище тесно». Подле церкви и кладбища было много белых дворов. «И по Государеву указу к церкви, для утеснения церковной земли и кладбища, велено жилецких людей дворы очистить против иных церквей, а имать указано от дворов по пяти сажен от двора». Вследствие этого указа под церковную землю очищено «Якова Черкасова, да пономаря Офонкино дворовое их место, вдоль 11 с., поперег 7 с., в другом конце 6 ¼ с., да по правую сторону церкви попа Ивана (местного), да попа Фадея (придворной церкви), да стрельца Кондрашки Аверкиева дворовое их место вдоль 18 ½ с., поперег в переднем конце 10 с., в другом конце 6 с.; и то новое кладбище огорожено надолбами изредка, а старое забором наглухо» 193 . В 1691 г. уставщик Сергей Суворов поставил вокруг церкви и кладбища ограду, устроил богадельню и каменные лавки с харчевнею, «идучи из города, с каменного мосту, на левой стороне». Сход с лавок и харчевни шел частью в пользу церкви, частью на богадельню 194 . Около этого же времени была обновлена и церковь вместе с приделом, и к освящению выданы антиминсы в главный храм 27 июня 1703 г., а в Знаменский придел 25 нояб. 1710 г 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Шестой Строитель Саровской пустыни Иеромонах Ефрем. При первоначальнике Саровской пустыни, иеромонахе Иоанне, Строитель Иеромонах Ефрем особенно замечателен был своей строгой монашеской жизнью, терпением и твердостью в искушениях, и незыблемой надеждой на Промысл Божий. Этот старец, Настоятель Ефрем, был уроженец города Тулы, из звания купеческого. Прежнее мирское имя его было Евдоким Андреев Короткой. Девятнадцати лет от роду он оставил мирскую жизнь единственно из любви к Богу, и принял монашеский образ 1712 года ноября 30 дня в одной пустыне Московской губернии, которая прежде называлась Марчуго. А потом, по благословению блюстителя Патриаршего престола, Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского, 1716 года марта 16 дня посвящён в Иеромонаха в Москве Иоакимом, Епископом Астраханским, с назначением в Гороховский Знаменский монастырь, что на Красной Гриве. В Саровскую пустынь, по его желанию и по прошению Первоначальника Иоанна, переведен указом Духовной Дикастерии 1727 года января 16 дня. Иеромонах Ефрем сначала послужил Саровской пустыни благим примером своей жизни. Он пришел туда с твердым намерением все терпеть на одном месте, куда призван Богом, послушание подходить усердно и со смирением, любить нищету и нестяжание как многоценное сокровище. Для Первоначальника он был твердою подпорою и помощником в делах внешних и духовных. Беспрекословно послушный он уподобляем был на разные посылки по общим нуждам. Особенно же по церковной службе, был точно живое правило и устав для братствующих; ибо он имел от природы дар искусно петь и читать, и, находясь всегда при церковных службах, имел наблюдение о чинном и неспешном чтении и пении: любил повторять слова апостола (Колосс. 3, 16): во псалмех, и пениих и песнех духовных воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви. «Когда мы, говорил, скорочтением воздух будем наполнять, не успевая вникать в разум Божественнаго Писания, то как душа может умилиться и приидти в чувство, не понимая читаемого? Сила Священнаго Писания, нами понимаемая, бывает нам во спасение». Его собственной рукою написаны полууставом нотные столпового пения Ирмологии, обиходы и стихиры праздничные, разные канонники и правило келейное, которые и поднесь в обители хранятся. Во все свободное время, оставшееся от молитвенного правила, он упражнялся уединенно в чтении душеполезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1864. Адрес: Россия, Тамбовская область, Знаменский район, село Сухотинка, ул. Сурёнка Координаты: 52.515483, 41.585215 Проезд:На автомобиле в направлении Тамбов – Сухотинка, расстояние составляет 35 км, из районного центра Знаменка – 20 км. Автобусы и маршрутные такси Тамбов – Сухотинка – ежедневно несколько рейсов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Сухотинка основано в середине XVII столетия и впервые в упоминается в документах 2-ой ревизии 1745 года как сельцо Знаменское, принадлежащее сыну Сухотина, помещику и отставному вахмистру Александру Ивановичу. В 1849 году отставной майор Петр Гаврилович и его супруга Варвара Александровна Сухотины уступили под будущую женскую обитель свое имение - землю, лес, сад, усадьбу и даже на свои средства соорудили постройки для насельниц. В начале XX столетия монастырь процветал и прославился иконописными мастерскими. С приходом советской власти монастырь был закрыт, в 1922 году прекращены Богослужения во всех храмах обители, а опустевшие монастырские здания отдали под детскую колонию. Во время Великой Отечественной войны в нем размещался госпиталь, позднее дом ветеранов и психо-неврологический интернат. В 1990-х годах Знаменский Сухотинский женский монастырь возвращен верующим, с 1999 года на его территории возобновлены Богослужения и начаты восстановительные работы. В настоящее время монастырь на территории Знаменского Сухотинского женского монастыря действуют церкви в честь Иконы Божией Матери " Иверская " и иконы Божией Матери " Казанская " . Собор иконы Божией Матери " Знамение " , построенный П.Г. Сухотиным, в 1930-х годах взорван на щебенку. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Одним из самых известных монастырей на тамбовской земле был Сухотинский женский монастырь. В 30-ти км от Тамбова, на берегу реки Нару-Тамбов, в своем имении проживала боголюбивая чета отставного майора Петра Гавриловича и Варвары Александровны Сухотиных. В преклонном возрасте, в пору тяжкой физической болезни, получив благодатное исцеление после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение», супруги дали Богу обет — устроить в своем имении иноческую обитель. Осталось тайной имя старца, явившегося им во сне и благословившего помолиться пред иконой Божией Матери «Знамение». В январе 1818 года в ответ на свою просьбу Петр Гаврилович получает от митрополита Ионы разрешение и благословение на строительство церкви. К осени строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» было завершено.

http://sobory.ru/article/?object=32576

Барнаул. Знаменский монастырь. Карта и ближайшие объекты Знаменский собор был освящен в 1908 году. Закрыт в 1933 году, после чего был перестроен под архив . У собора были снесены колокольня и купола - а их было двенадцать. Затем собор был со всех сторон облеплен пристройками и надстроен второй этаж. В 1992 году собор был возвращен верующим, и при соборе было решено организовать Знаменский монастырь. В 1996 году в соборе были проведены первоначальные реставрационные работы - разобраны пристройки, второй этаж, восстановлен декор. В 2009 были построены купола, с 2010 года ведется строительство колокольни. Собор практически обрел свой первоначальный облик. Монастырь имеет два скита. Один из них - Иоана Боголова на острове Патмос в Чемале. С февраля 1994 года богослужения в Знаменском храме стали проводиться регулярно. При Знаменском храме распоряжением правящего архиерея был образован женский монастырь, первой настоятельницей которого стала монахиня Глафира (в миру Галина Викторовна Любицкая). Через два года молитвами и трудами первых сестер монастыря - ныне покойной схимонахини Филареты, схимонахини Георгии, схимонахини Гавриилы и других - был восстановлен главный храм и освящен придел в честь иконы Знамение Божией Матери. До создания женского монастыря основное здание храма занимал строительный кооператив, который категорически отказывался съезжать. На месте алтаря складировались фляги. Когда же был создан монастырь, решился вопрос и с кооперативом. В 1996 году первая настоятельница монастыря, приняв схиму с именем Евлогия, скончалась. Ее могила находится на территории монастыря, за алтарем храма. В 1997 году были восстановлены и заново освящены Никольский придел и придел в честь святых Захария и Елисаветы. Через некоторое время была разобрана пристройка советского времени. Вскоре стала " отходить " от храма пристройка с южной стороны. Когда ее разобрали, появились пять окон и еще два - в притворе. С 1998 года настоятельницей монастыря была монахиня Надежда (Любовь Панова), параллельно служившая настоятельницей скита в селе Сорочий Лог, в котором были выстроны часовня в честь Иоанна Предтечи и новомучеников Российских (на месте расстрела священников и верующих в 1920-х годах), обустроен святой источник. Дважды в год — в день Рождества Иоанна Предтечи и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — в скиту совершает богослужения епископ Барнаульский и Алтайский Максим.

http://sobory.ru/article/?object=19897

Тобольск. Знаменский монастырь. Собор Спаса Преображения (старый). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:Между 1685 и 1691. Двухъярусный барабан центральной главы - прибл. 1740-1760-е гг., фигурные главы на боковых барабанах - 1800 г. Год утраты:1897 (разобран и заменён новым) Адрес: Россия, Тюменская область, г. Тобольск, на месте существующего перестроенного здания нового собора (ул. Декабристов, д. 21) Координаты: 58.191298, 68.23827 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первой была возведена деревянная церковь «во имя Знамения Пресвятые Богородицы, яже в великом Новеграде», а в 1685 году заложили первую каменную холодную Преображенскую церковь (освящена в 1691 году). Преображенский собор имеет ясную пластическую выразительность, достигнутую сопоставлением кубичного объёма и лёгких барочных глав, венчающих купола. Колокольня Знаменского монастыря возвышалась на 38 метров. Тобольский Знаменский монастырь был известен как центр духовного образования в Сибири в связи с размещением в нём с 1770 года по указанию епископа Варлаама Тобольской духовной семинарии. Знаменский монастырь — второй, после Софийского двора Тобольского кремля, ансамбль культовых и гражданских построек города. Сейчас монастырь частично разрушен. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/410843 Обитель часто посещали различные бедствия. В 1659 г. во время грозы от молнии загорелся храм Знамения и сгорел до основания. 29 мая 1677 г. новый пожар истребил почти все монастырские постройки. В 1788 г. Большой пожар уничтожил все деревянные постройки обители. Пострадали Преображенский собор и Казанская церковь. Кроме пожаров много бед приносили и наводнения. В 1784 г. вода в монастыре стояла на аршин. Вода повредила пол и фундаменты храмов. Хотя в наводнении 1794 г. монастырь пострадал меньше, капитальный ремонт обошелся обители на сумму более 3 тысяч рублей. Деньги были предоставлены архиепископом Bapлaaмoм I (Nempobым). Под Преображенский собор был подведен новый фундамент, стены укреплены и отштукатурены, храм покрыт новой железной крышей. Ремонт собора закончился в 1801 году.

http://sobory.ru/article/?object=48433

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37. При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой, дремучий лес. Еще в далеком XIII b. это были охотничьи угодья костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского. Среди этих-то угодий благочестивый костромской князь построил два небольших деревянных храма – летний Воскресенский и зимний Георгиевский. В таком виде храмы и просуществовали до середины XVII b. Георгиевская церковь находилась к югу от Воскресенской и составляла с ней единое архитектурное целое. С западной стороны к храму примыкала трапезная, а к трапезной – колокольня. Построенная также в XVII b., она первоначально была шатровой. К концу XVIII b. Георгиевская церковь и колокольня пришли в ветхость. Вследствие этого с 1799 по 1802 годы храм был перестроен и в новом виде получил наименование Знаменского. В храме имелся придел в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а к трапезной храма была пристроена новая высокая пятиярусная колокольня в стиле барокко, имевшая в высоту 43 метра. Колокольня имела внутри придел святого Прокопия Устюжского и была освящена в 1801 году. В 1920х годах Знаменский храм был закрыт, а в 1937 году колокольня его была разрушена, сам же храм, потеряв свои купола и верхний этаж, был обращен в зернохранилище. Впоследствии в церкви устроили кочегарку. Начало возрождению Знаменской церкви из небытия было положено в 1993 году, когда по благословению епископа Костромского и Галичского Александра был учрежден женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Монастырь был открыт при действующей Воскресенской церкви на Дебре, а полуразрушенный Знаменский храм был передан в его ведение. В 1995 году был утвержден проект восстановления Знаменского храма и его колокольни на основе сохранившихся старых чертежей и изображений. За шесть лет восстановительных работ колокольню Знаменской церкви удалось полностью воссоздать, 26 сентября 2001 года состоялось ее торжественное освящение.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Знаменка. Яранский Знаменско-Мариинский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год основания:не ранее 1888. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Яранский район, местечко Знаменка Координаты: 57.242748, 47.833182 Проезд:Выезд из Яранска в сторону Санчурска. Перед ж/д переездом, поворот налево по ул. Железнодорожная. От поворота примерно 7км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Женский монастырь. Создан в 1884 г. как женская община на земле, принадлежащей купцу В.Ф. Бебенину, преобразован в монастырь в 1888 г. К нач. ХХ в. многолюдная обитель с большим количеством построек и развитым хозяйством. Закрыт вскоре после революции. На территории размещались детдом, затем совхоз, МТС. Уцелела часть келейных корпусов, использовавшихся под под жилье, дом престарелых и пр., а ныне пустующих. Женский монастырь, основан на землях купца В. Ф. Бебенина в Вятской губернии Яранского уезда в 7 верстах от г.Яранска в 1884 г. как Мариинская община сестёр трудолюбия. В 1888 г. в нем проживало до 175 сестер. 5 апреля 1888 община возведена в статус общежительного нештатного монастыря и получила название Знаменско-Мариинского. Имелось два храма (построены в 1885-1894 гг.): главный каменный (1888-1894 гг.), пятиглавый, с колоколами в двух главах, возведен на деньги екатеринбургского купца Василия Филипповича Бебенина, престол освящен в честь иконы Знамения Божией Матери. Второй храм, деревянный на каменном фундаменте, с такой же колокольнею в одной связи, покрыто железом, возведен в 1885 г. тщанием монастыря и имел два престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и в приделе в честь Марии Магдалины. Монастырь имел иконописную и белошвейную мастерские по вышиванию церковной утвари, скотный двор. При монастыре имелась второклассная школа преимущественно для дочерей черемис. По штату были положены три священника и дьякон при обоих храмах. Жалование из казны не выплачивалось. Монастырь владел усадебной, пахотной землей и сенокосными угодиями. Монастырь содержал в Яранске богадельню и Мариинский детский приют.

http://sobory.ru/article/?object=37143

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010