Закрыть itemscope itemtype="" > Может, простим?.. О Елецком Знаменском женском монастыре на Каменной горе 23.10.2020 1058 Время на чтение 4 минуты В маленьком тихом городке находится одно чудесное и удивительное место. Это – местный женский монастырь. Место, действительно, необыкновенное. Начать хотя бы с того, где он расположен. Вся окрестная местность холмисто-гористая, нет ни одного ровного участка. Между двух, достаточно крутых холмов, протекает небольшая речушка с интересным названием – Ельчик. Возможно, именно она дала когда-то название городу – Елец. В былые времена река наверняка была крупной. Об этом многое говорит: и ширина оврага между холмами, и каменная кладка берегов. Говорят, что вдоль всех берегов проходят подземные ходы, разветвленные в разные части города. И, действительно, на берегах речки заметны небольшие пещерки. Все это, конечно, заросшее и осыпавшееся. Годы сделали свое дело. Но сам факт волнует воображение многих людей. Даже тех, кто здесь родился и вырос. Вот в таком интересном месте и расположился монастырь, который так и называли, монастырь на Каменной горе. Когда впервые видишь монастырские стены, создается впечатление, что они словно растут из этой самой горы. Ты даже не сразу понимаешь, где находишься. По всему можно предположить, что ты попал в горную страну, Грузию или Абхазию… И это в самом центре Черноземья!.. У подножия горы начинались ступеньки. Широкие, каменные, извилистые. Они тянулись на самый верх монастырской горы, к арке, выложенной каменной кладкой, которая и была входом на территорию монастыря. А в самой горе виднелись, засыпанные землей и заросшие кустарниками и травой, то ли пещерки, то ли ходы, не разобрать... Высокая кирпичная стена, змейкой выложенная на горе, немного покосившаяся, ограждала внутреннюю часть территории. Монастырская стена возвышалась над холмом, величественно и торжественно, не смотря на безжалостные следы обрушений, оставленные временем. Да, на первый взгляд трудно было поверить, что она создавалась руками человека, а не выросла из этой горы естественным путем. Настолько все это выглядело гармонично. Да и годы сделали свое дело. Каменная кладка заросла травой так, что местами стены было совсем не разглядеть.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/23/...

Калуга. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Крестовский мужской монастырь Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь иконы Божией Матери " Троеручица " Скит монастыря: Корокино. Знаменский скит Карта и ближайшие объекты Описание монастыря: “Крестовоздвиженская, или обыкновенная Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего Креста. Снаружи ветви Креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и двойными дубовыми рамами, имеет трое дубовых дверей: наружная железная, внутренняя деревяннаясо стеклами и железными замками.Купол покрыт белым, а прочие части простым железом окрашенным медянкой. Крест на ней железный позолоченый. С западной стороны церкви двухярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом окрашеным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный позолоченный же, в пролетах в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом вес 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная решетчатая. Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний Крест, ветви его отделяются от середины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается Чудотворный Крест, в левой придел в честь иконы Божей Матери называемой Троеручницей. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым, в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Св. Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителя, в перемычках сводов между арками 4 Евангелиста; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Пол выстлан лещадью, калужского изделия.

http://sobory.ru/article/?object=17481

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Знаменская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XIX столетии монастырь разрастался: над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца. В начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Погибли Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с церковью Сошествия Святаго Духа и хозяйственная постройка. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк и культурный комплекс, однако построен был только клуб ЗИЛа. http://cultcalend.ru/event/441/ Церковь Николая Чудотворца в Симоновом монастыре находилась над восточными воротами. В 1623 г. в монастыре была церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1677 г. октября 9 значится освящение новопостроенной Знаменской церкви на воротах. Стены церкви, а также самые ворота говорят за то, что от постройки 1623 г. ничего не осталось. В 1834-36 гг. постройка 1677 г. несколько переделана: над нею возведен купол, перед западной стеной выстроена вторая стена, закрывающая входы наверх, и здание обработано в готическом стиле. Переделанная церковь получила наименование Николая Чудотворца. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Датировка первой церкви Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенной на средства боярина Юрия Яншеевича Сулешева, колеблется между 1623 и 1643 годами, поскольку часто основывается на известном документе - «данной» - 1643 года, где говорится о её строительстве: «...в Симонове монастыре над гробами родителей моих во имя Знамения Пречистыя Богородицы (сооружена по обещанию моему церковь). И та церковь стоила со всем церковным строением тысяча двести пять рублев». В этом же документе говорится о выданной тысяче рублей «на городовое дело». Отметим, что церковь упоминается как уже сооруженная.

http://sobory.ru/article/?object=39883

Московская область Владимирская губерния Обителей мужских 24, женских 16. Мужские обители Архиерейский дом, бывший Рождественский монастырь во Владимире. На живописном берегу реки Клязьмы красуется во Владимире древний кремль этого города. В юго-восточном углу его находится архиерейский дом, возникший на месте бывшей здесь еще от древних времен Рождественской обители. Основание ее относят к концу XII века. Много горя и испытаний перенес древний Рождественский монастырь. Неоднократные пожары истребляли обитель, но каждый раз она снова возрождалась из пепелища и груды развалин. Обитель эта известна, между прочим, тем, что из нее в 1724 году перенесены были в С.-Петербург мощи Св. блгв. кн. Александра Невского. История этой обители говорит также и о том, что с самого основания монастыря он, по повелению великого князя Всеволода III, считался первым между другими монастырями на Руси. Такое главенствующее среди других обителей положение занимал Рождественский монастырь до конца XVI века, когда царь Иоанн Грозный дал первенство просиявшей подвигами своего великого основателя, радонежского старца Св. Сергия, Троицкой лавре. Архиерейский же дом возник на месте Рождественской обители уже спустя 6 веков после ее основания, в 1744 году. Храмов в архиерейском доме три и все они каменные. Первый Рождество- Богородичный, построенный на месте бывшей здесь шатровой колокольни. Второй называется крестовым и посвящен празднику Рождества Христова. Эта церковь , как и Рождество-Богородичная, известна уже с XVII столетия. К Рождественскому храму пристроен придел в честь Иверской иконы Богоматери. Третий храм, во имя Всех Святых, составляет домовую церковь в архиерейском доме. Из святынь и достопримечательностей архиерейского дома известны четыре иконы, относящиеся ко временам Св. Александра Невского. Одна из них изображает икону Знаменской Божией Матери, a другие три имеют изображение благоверного князя Александра. Есть еще икона Рождества Богородицы, конца XVII века. Образ этот написан на камне с серебряным фоном. При архиерейском доме существует библиотека, содержащая значительное количество рукописных и старопечатных книг, ценных по своей древности. Большая часть их относится к XVII веку, о чем, кроме содержания, свидетельствует еще и давность письма, именно полууставная форма букв и начертаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Астрахань. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Появление этого храма связано с одним знаменательным событием в истории Астрахани. В 1670 году город был захвачен мятежной казачьей вольницей во главе со Степаном Разиным. Почти два года хозяйничали в Астрахани разинцы, на совести которых было немалое число казнённых астраханцев, а 11 мая 1671 года ими, после страшных мучений, был убит астраханский митрополит Иосиф. В ноябре 1671 года к городу подошла царская рать во главе с воеводой боярином Иваном Богдановичем Милославским. Начались долгие переговоры и, наконец, астраханцы, утомлённые от долговременной смуты, согласились мирно сдать город. Произошло это 27 ноября в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». По случаю этого радостного события по инициативе астраханского воеводы боярина Ивана Милославского и была построена деревянная Знаменская церковь. Точную дату строительства назвать очень трудно, но вполне вероятно, что храм начали начали строить сразу же после происшедших событий. В 1672 году он мог быть уже закончен и освящён прибывшим в Астрахань новым митрополитом Парфением. Храм находился внутри Белого города на южной его окраине, у самых стен. Около храма располагалось кладбище и, по некоторым предположениям, женский монастырь. Мысль о том, что обитель находилась при Знаменском храме, можно считать ошибочною, так как в 1671 году, ещё до построения самой церкви, в Астрахани уже существовал Благовещенский женский монастырь. Обитель просто располагалась долгое время около Знаменского храма, который был приходским. В 1710 году древний Знаменский храм ещё упоминается в делах Консистории. Новый каменный храм был построен заботой и трудами архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Мефодия (будущего епископа) и освящён 3 ноября 1751 года епископом Иларионом. В 1804 году на средства астраханского, 1-й гильдии купца Василия Петровича Токмачёва к храму были пристроены два придела. Северный придел в честь Алексия, человека Божия, был освящён 31 июля 1807 года архиепископом Сильвестром (Лебединским), а южный в честь иконы Божией Матери Боголюбской освящён 1 августа 1807 года кафедральным протоиерем Василием Памфиловым и ключарём Кириллом Васильевым.

http://sobory.ru/article/?object=37983

Кострома. Знаменский женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:1802. Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37б. Координаты: 57.755206, 40.948761 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Стоящая со стороны юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованная ограда с фигурными столбами, сооружённая в 1878 году. Точная дата постройки самой Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве " зимнего " храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и предметов декоративно-прикладного искусства в интерьере " летнего " храма. К Знаменской церкви с запада примыкает многоярусная колокольня, полностью уничтоженная в годы богоборчества, и воссоздана в конце 1990-х годов по проекту архитектора-реставратора Л.С. Васильева. Изначально Знаменский храм именовался Георгиевской церковью, которая имела два придела: в честь святых Космы и Дамиана - в трапезной и праведного Прокопия Устюжского - под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика - торговлей по Северному речному пути, в том числе и с Великим Устюгом, где и подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 год Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего была заново освящена в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Приделы при этом были объединены и разместились в сооружённом вновь восьмерике храма, попасть в который можно было через колокольню и далее по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела и устройства столь необычного прохода к нему послужил, видидимо, Богоявленский собор (не сохранился) в Костромском кремле.

http://sobory.ru/article/?object=05961

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 63 Славным местом на сибирской земле был Знаменский монастырь! Трудолюбивые, исполнительные и — что было не редкостью — предприимчивые монахини и послушницы его не только себя в избытке обеспечивали овощами, подсолнечным маслом, ягодами, орехом сибирской сосны, целебными травами, смолами, но и торговали всем этим на рынках города, снаряжали подводы с товарами в другие веси, волости и губернии. Даже держали рыболовецкую артель в Больших Котах на Байкале. Монастырь имел обширные пойменные угодья и стадо коров, табун лошадей. В деревне Хомутово под Иркутском монастырю принадлежал птичник и свинарник. Заведовала этим большим хозяйством настоятельница матушка Исидора. Но она была уже старой, болезненной, подслеповатой. Её многие побаивались за прямолинейный и твёрдый, как кремень, норов. Могла в лицо выпалить человеку такое, что у того долговременно содрогалось внутри, или, как выражались, человека «корёжило». Могла сгоряча и ударить ту сестру, которая стала сбиваться — по мнению матушки — с правильных, определённых монастырским уставом путей. Бывало, монахини и послушницы боялись попадаться на глаза матушки, прятались в зимовьях до поры до времени, пока не остынет её гнев. Однако ещё никто не покинул монастыря самостоятельно и не пожаловался отцу благочинному или же самому архиерею. Матушку Исидору, несмотря ни на что, очень уважали и даже почитали. — Зрю: блуд, сатанинская патока в глазах так и бродит, отступница ты изгилённая! — порой возвещала неумолимая настоятельница, въедливо посмотрев в лицо своей подопечной. И час-два, а то и дольше ругалась эта маленькая, согнутая, внешне немощная старушка с молодыми пылающими глазами. — Что вы, матушка!.. Как вы можете так?.. Вот вам крест — чиста, неповинна я, — пыталась защититься уличаемая, но матушка Исидора прерывала её постуком своей толстой берёзовой клюки. Остывала, сникала и неизменно советовала: — Молись, беспутая, молись! Дённо и нощно замаливай свой великий грех. И помни слова Апостола Иакова: Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать. А теперь прочь с моих глаза, супротивница!

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Троица. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий храм в селе Троица был построен в 1801 году. Храм пережил революцию и сильно  пострадал во время Великой Отечественной войны. Последняя служба была в 1961 году. Потом он был частично разрушен и полностью разграблен. Его использовали как зернохранилище, как склад минеральных удобрений и даже размещалось МТС. Все росписи в храме утрачены, колокольня и купола разрушены. Вместе с храмом в упадок приходило и село. И вот 8 января 2011 года в селе Троица в старинном храме, в небольшом помещении, после полувекового перерыва состоялась литургия. Для восстановления храма нужны средства, если они появятся, то храм начнет восстанавливаться. А пока под куполом Свято-Троицкой церкви вновь собираются люди и проходят богослужения. Легенды села Трицкого, что на Рати На высоком правом берегу небольшой речки Рать, в 35 км восточнее г. Курска, издалека виднеется полуразрушенная церковь. Расположена она в некогда славном старинном селе Троица, которое сейчас относится к Бесединскому сельскому совету Курского района. В литературе 19 и начала 20 веков часто встречаются упоминания, разбросанные в разных источниках, о том, что на территории села в прежние времена существовал некий православный монастырь, а Троицкая церковь построена на месте древней иноческой обители. Рассмотрим вкратце несколько вариантов этих легенд. Легенда первая. Липиновская Троицкая мужская пустынь. Во 2 томе «Полного географического описания России», изданной в 1902 году под редакцией русского историка, академика Владимира Ивановича Ламанского, читаем: «Верстах в 5 к юго-востоку от станции Винникова, на р. Рати, в Курском уезде расположено село Троицкое (800 жителей). Возможно, что здесь находилась основанная в XVII в. и упраздненная в 1764 г. Троицкая Волпиновская (иначе Волновская, Льпиновская или Ильпиновская) мужская пустынь. В нее в 1711 г. был сослан архимандрит Курского Знаменского монастыря Александр, отрешенный от деятельности митрополитом Илларионом». Это предположение ошибочно. В действительности Липиновская пустынь располагалась недалеко от Липиновского городица в 27 километрах от г. Курска. Упоминание о ней можно найти в ведомости 1666 года: " ...Липиновская Троицкая пустынь в Курском уезде в Курецком стану при реке Сейми, церковь одна, престол один " . В 1689 году пустынь была приписана Белгородскому архиерейскому дому. По описи 1733 года обитель числилась за Курским Знаменским монастырем. В пустыни того времени «одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, образ Спаса (вероятно, наиболее чтимый), 4 небольших колокола на колокольне, 4 пасеки в 173 улья, 7 мельниц». Монастырь упразднен указом 1764 года.

http://sobory.ru/article/?object=17408

1861 год 6 Я в Петербурге Октябрь. 22 день . Продолжительно было мое путешествие из Одессы в Питер через Москву; только сегодня я приехал в нашу северную столицу, а остановился в Знаменской гостинице, что против вокзала Николаевской железной дороги, и прожил тут неделю, потому что в Александроневской лавре не отведено было мне удобное помещение. 28 день. Наконец-то поместили меня здесь в просторной и теплой квартире лаврского эконома. Сегодня получено мной вчерашнее письмо от князя Урусова. Высокопреподобный отец архимандрит, Милостивый Государь! По желанию Вашего Высокопреподобия спешу уведомить Вас, что в Азиатский департамент не доставлена еще от князя Лобанова церковная рукопись на пергаменте из Солунского монастыря. 7 При сем имею честь сообщить Вам, Милостивый Государь, что Директору Азиатского департамента весьма желательно иметь с Вами свидание, и что его от 12-ти до 3 часов дня во всякий присутственный день можно найти в департаменте. С совершенным .... и проч. Ноябрь. 1 день. Сегодня я обедал у синодального обер-прокурора графа Толстого и в часы обеда говорил ему вот что. На Афоне пять монастырей: Лавра, Ксиропотам, Свято-Павел, Кутлумуш и Каракалл отдались под покровительство Англии. Нынешний константинопольский патриарх Иоаким не любит Афона, потому что тамошние монахи не очень почтительно обращались с ним тогда, когда он еще в сане епископа за что-то сослан был туда. Он усиливается подчинить своему контролю доходы и расходы святогорских монастырей, а они не слушают его. Только один Каракалл повинуется ему. Афоно-греко-русский монастырь Св. Пантелеймона тайно имеет в России 500 сборщиков подаяний и, нам говорят, всюду рассылает свое причастие. Местные средства к содержанию его скудны; однако, он непрестанно расширяет свои постройки и содержит 300 братий, да в каждое воскресенье и в большие праздники поит и кормит многих греков, которые приезжают на своих лодках в пристань его для того, чтобы даром покормиться. Их зазывают греческие монахи этого монастыря, дабы противопоставить их русским поклонникам, получающим там даровое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010