Из скриптория мон-ря происходит много знаменитых рукописей. Коллекция мосарабских богослужебных рукописей наряду с б-кой собора в Толедо была лучшей в мире. До XVIII в. здесь хранился знаменитый Beatus 1091 г. из Лондона с иллюстрациями, сделанными в мон-ре в 1109 г. (в наст. время в Британской б-ке; Brit. Lib. Add. 11695). В 1878 г. лучшие рукописи были приобретены Британской б-кой, другие - Национальной б-кой в Париже (в 1835 мон-рь был закрыт и пришел в запустение, восстановлен в 1880 бенедиктинцами из Солема). В мон-ре до сих пор хранится мосарабский Миссал из Силоса (XI в.), старейшая западноевроп. рукопись на бумаге. В наст. время мон-рь получил мировую известность благодаря школе григорианского пения. Ист.: Vergara S. , de. Vida y milagros de el thaumaturgo español, Moysés segundo, redentor de cautivos, abogado de los felices partos, S. Domingo Manso. Madrid, 1763; ActaSS. Propyl. Col. 595; Grimaldo. La «Vita Dominici Silensis»/Ed. V. Valcarcel. Logroño, 1982; Gonzalo de Berceo. Vida de S. Domingo de Silos/Ed. T. Labarta de Chaves. Madrid, 1972. Лит.: BHL, N 2238; Férotin M. Recueil des chartes de l " abbaye de Silos. P., 1897; idem. Histoire de l " abbaye de Silos. P., 1897; Ruiz A. Domenic//DHGE. Vol. 14. Col. 623-627; Cignitti B. Domenico//BiblSS. Vol. 4. Col. 736-737; Gutiérrez P. C. Vida y milagros de S. Domingo de Silos: Para celebrar el novena centenario de la muerte de S. Domingo, 1073-1973. Abadía de Silos, 1973; Palacios M. El monasterio de S. Domingo de Silos. Madrid, 1973; Pérez de Urbel J. El claustro de Silos: Cuidadoso estudio sobre el claustro del Monasterio de S. Domingo de Silos. Burgos, 19753; El Romanico en Silos: IX Centenario de la consagración de la iglesia y claustro: 1088-1988. Burgos, 1990; Vivancos Gomez M. C. Documentación del Monasterio de S. Domingo de Silos: 954-1254. Burgos, 1988; idem. Documentación del Monasterio de S. Domingo de Silos: 1255-1300. Burgos, 1995; Yarza Luaces J. El monasterio de S. Domingo de Silos. Léon, 1991; Escohotado J. P. Berceo como traductor: Fidelidad y contexto en la «Vida de S. Domingo de Silos»//Livius: Revista de Estudios de Traducción. Léon, 1993. N 3. P. 217-227; Geese U. Romanesque sculpture//Romanesque: Architecture. Sculpture. Painting/Ed. R. Toman. Köln, 1997. P. 294-299; Silos: Un milenio: Actas del Congreso Internacional sobre la abadía de S. Domingo de Silos. Burgos, 2003. 2 vol.

http://pravenc.ru/text/178840.html

в признание его заслуг. Надгробие Н. М. Голицыной. 1780 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) Собрание архитектурно-скульптурных Н. рус. мастеров открывают произведения представителя раннего этапа классицизма Ф. Г. Гордеева (1744-1810), первым из рус. мастеров академической выучки начавшего работать в жанре мемории. Он уступал в свободе пластического мастерства своему франц. коллеге Гудону, но несомненно внес огромный вклад в формирование типа рус. художественного Н. Тип гордеевской плакальщицы, задрапированной с головы до ног в скрывающее фигуру тяжелое покрывало, стал ценной находкой скульптора в первом же Н. его работы (надгробие Н. М. Голицыной, 1780, бывш. Голицынская усыпальница, Донской мон-рь - плакальщица припадает к медальону с инициалами княгини), поскольку отвечал воззрению рус. человека на погребальную культуру и впосл. явился образцом, вдохновившим др. мастеров (напр., надгробие С. Ф. Апраксина, 80-е гг. XVIII в., Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра; образ гордеевской плакальщицы в основе, напр. Н. гр. С. П. Ягужинского, 10-е гг. XIX в., скульптор Ф. Ф. Щедрин, Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра). Др. сторону творческого арсенала Гордеева представляет Н. фельдмаршала кн. А. М. Голицына (1788, совместно со скульптором И. П. Прокофьевым, там же), поставленное супругой, кнг. Д. А. Голицыной (урожд. Гагариной); Н. являет собой напоминание о военных победах фельдмаршала. Здесь, как и в лирической композиции 1-го гордеевского Н., еще заметно барочное влияние, сказывающееся в перегруженности деталями; вместе с тем это произведение оставляет общее впечатление репрезентативности. Архитектурные элементы - плита из темного мрамора, продолженная пирамидальным обелиском,- создают контрастный фон для беломраморных крупного портретного барельефа усопшего в медальоне вверху и скульптурной композиции. По сторонам - аллегорические скульптуры: женская фигура в рост, указывающая на портрет усопшего,- Добродетель и фигура гудоновского юноши Гения-Марса, но сидящего. Все свободные поверхности заполнены скульптурными композициями с введением геральдических элементов, наград, трофеев, доспехов, знамен и т. д.; на щите, на к-рый опирается Гений, помещено рельефное изображение - сцена победы рус. воина над тур. пашой. К этому Н. близок по композиционному решению выполненный Гордеевым памятник над захоронением дипломата кн. Д. М. Голицына (1721-1793), погребенного в ц. блгв. царевича Димитрия при основанной им в Москве больнице (1799, портретный горельефный бюст - скульптор Ф. Цаунер, в наст. время в Голицынской усыпальнице Донского мон-ря): по сторонам пирамидального обелиска фигуры плакальщиц, олицетворяющих Щедрость (с младенцем на коленях) и Утешение.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Видение святых, сидящих на небесных престолах по сторонам от Христа. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Москва. 20-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173. I. 16. Л. 84) Видение святых, сидящих на небесных престолах по сторонам от Христа. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Москва. 20-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173. I. 16. Л. 84) Между мн. иллюстрациями Апокалипсиса из собрания МДА (РГБ. Ф. 173. I. 16) и списка 1624 г. имеются существенные иконографические различия (см. гл. 11, 14, 16, 17, 22, 25, 30, 36, 42, 56, 62, 68, 71, 72). Так, в списке из собрания МДА на миниатюре к гл. 14 («Снятие второй печати») всадник на рыжем коне держит копье с развевающимся знаменем, согласно тексту,- «оружие велие». В Апокалипсисе 1624 г. в руке всадника огромный меч, и перевод стиха гласит: «Дан бысть ему меч великий». Завершается редакция Апокалипсиса 1624 г. композицией «Древо родства Иисуса Христа» («Аз есмь корень и род Давидов» - Откр 22. 16), к-рой нет в списках, подобных рукописи из МДА. В обоих сопоставляемых списках изначально были лакуны. В рукописи из собрания МДА отсутствовала миниатюра к гл. 38 («О имени зверя»). В Апокалипсисе 1624 г. иллюстраций не имели главы 21 и 38 («Снятие седьмой печати»), а главы 68 и 69 сопровождаются единой композицией «Река жизни, исходящая от Престола. Бог пророкам Христос, и Господь, и Владыка всех». В 3-м Апокалипсисе 20-х гг. XVII в. из кремлевских мастерских пропуски иллюстраций устранены, кроме гл. 38. Этот Апокалипсис включен в эсхатологический сборник из собрания Е. Е. Егорова (РГБ. Ф. 98. 27. 1°. Л. 1-118; 72 миниатюры, 1 утрачена, к гл. 72 - 2 ил.). Сборник не позднее 1633 г. был вложен в Чудов мон-рь сыном дьяка Ф. Н. Апраксина Корнилием. В Апраксинском кодексе иллюстрации Апокалипсиса относятся к изводу, появившемуся на основе соединения иконографии миниатюр 2 редакций - рукописи из собрания МДА и из списка Ромодановского. Художник сборника работал по прорисям - на бумаге по линиям рисунка видна тонкая графья.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Экскурсионная комиссия активно работала, проводились регулярные экскурсии-осмотры церквей, монастырей, строений, урочищ г. Москвы, усадеб, городов Подмосковья (велись их протоколы). Расцвет Кремля. Всехсвятский мост. 1922 г. Худож. А. М. Васнецов (Музей истории г. Москвы) Расцвет Кремля. Всехсвятский мост. 1922 г. Худож. А. М. Васнецов (Музей истории г. Москвы) Большая работа по сохранению памятников была проделана Кладбищенской комиссией, которая начала активную работу в 1924 г. после сообщения Москоммунхоза о сносе 22 московских кладбищ и устройстве на их месте садов. Миллером была поставлена задача изучения всего московского некрополя с составлением планов кладбищ. В 1925-1926 гг. были зафиксированы ок. 17 тыс. могил выдающихся деятелей науки и культуры, собран ценный материал о московском некрополе декабристов. В 1927 г. члены «Старой Москвы» и Всероссийского Союза писателей, занимавшиеся аналогичной работой, образовали «Временный Комитет по охране могил выдающихся деятелей»; 1-е заседание состоялось 3 марта 1927 г. под председательством Миллера. В результате работы комитета были приведены в порядок могилы М. М. Хераскова , П. Я. Чаадаева в Донском мон-ре, «Литераторские мостки» на Пятницком кладбище, обнаружены могилы худож. А. К. Саврасова, писателей Н. М. Астырева, Н. А. Соловьёва-Несмелова, Н. В. Успенского, А. Е. Разорёнова и др. Комиссия регулярно обращалась в Моссовет с просьбой о предоставлении права на ликвидацию надгробий на различных кладбищах, подлежащих сносу. Так удалось спасти и перенести часть надгробий с могил знаменитых людей с кладбищ Спасо-Андроникова и Новоспасского монастырей в Донской мон-рь. Весомый вклад в изучение жизни А. С. Пушкина и увековечивание его памяти внесла Пушкинская комиссия, учрежденная 16 июня 1927 г. под председательством Миллера. Краткие отчеты о ее работе печатались в журнале «Московский краевед». В работе комиссии участвовали опытные архивисты, члены «Старой Москвы», к ее деятельности были привлечены известные ученые-пушкинисты: Н. С. Ашукин, Д. Д. Благой, В. В. Вересаев, Н. М. Дружинин, М. А. Цявловский и др. Основные направления деятельности комиссии: обнаружение и исследование мест, где жил и бывал в Москве Пушкин, и конкретизация круга московских знакомств поэта. Для исследования привлекался широкий круг архивных и др. источников. Результаты работ Пушкинской комиссии стали для зданий, связанных с именем Пушкина, своего рода Охранной грамотой, в частности для дома Хитрово на Арбате (первый семейный очаг поэта), к-рый с 1917 по 1974 г. был коммуналкой; на доме была установлена мемориальная доска. Материалы, собранные комиссией, стали основой для публикаций, вводивших в научный оборот совершенно новые архивные источники и факты (А. С. Пушкин в Москве//Тр. ОИМО. М., 1930. Вып. 7; Ярополец//Там же. Вып. 8. и др.)

http://pravenc.ru/text/1841842.html

Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция) Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция) Среди наиболее знаменитых произведений В.- «Пиры», монументальные полотна (до 13 м в ширину) на сюжеты из Евангелия, напр. «Брак в Кане» для трапезной мон-ря Сан-Джорджо Маджоре (1562-1563, Лувр, Париж), «Пир в доме Григория Великого» (1572, мон-рь Монте-Берико близ Виченцы) и др., где множество фигур объединено атмосферой пышного празднества на фоне величественной классической архитектуры и светлого неба. «Тайная вечеря» для трапезной мон-ря Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1573, Галерея Академии) привлекла внимание инквизиции, подозревавшей, по мнению исследователей, ее заказчиков в сочувствии идеям Лютера. В живописи В. было найдено недостаточное уважение к священным текстам, в итоге картина была переименована в «Пир в доме Левия». Подобно Тициану, В. создавал алтарные картины по частным заказам, где были соединены библейские персонажи и портреты реальных лиц, напр. «Мадонна с семьей Куччина» (1571, Картинная галерея, Дрезден). В. принимал участие в декорации залов Дворца дожей, пострадавших после пожара 1574 г., его композиции были призваны увековечить доброе правление республики («Триумф Венеции», плафон зала Большого совета, 1575-1577, возобновлен в 1582), аллегорический характер происходящего подчеркивают архитектура и резкое перспективное построение, сочетание яркого света и богатого колорита. В работах В. 80-х гг. исчезла архитектура, создававшая сложное организованное пространство, в перспективном построении стала преобладать диагональ, усилилось значение пейзажа и господство темного фона, смягчились цветовые соотношения. В. много писал по заказам религ. орденов, среди наиболее частых сюжетов того времени - Страсти Христовы («Оплакивание Христа», ок. 1582, ГЭ), эпизоды из житий святых («Исцеление мальчика св. Пантелеимоном» (1587, ц. Сан-Панталеоне, Венеция). внимание в этих картинах сосредоточено на монументальных фигурах и переднем плане.

http://pravenc.ru/text/150439.html

Н. К. принадлежал к знаменитой аристократической семье Кавасил, различные ветви которой были известны в Македонии, Эпире и К-поле. Род. не позднее 1300 г. в Фессалонике ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 44-45; Σπουρλκου. 1966. Στ. 337). При крещении получил имя Николай; его племянник, также знаменитый визант. богослов, св. прав. Николай Кавасила Хамаэт, предположительно был назван в честь Н. К. (см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 45-46). О родителях Н. К. ничего не известно. Сохранились сведения о том, что сестра Н. К. в конце жизни (в 1362) поступила в мон-рь св. Феодоры в Фессалонике ( Georg. Sphrantz. Chron. Min. 18. 2; Th é ophile (Kislas). 2001. P. 44). С юных лет Н. К. отличался аскетическим настроем: по свидетельству Никифора Григоры , в течение всей жизни Н. К. были свойственны «глубокое воздержание и нестяжание» ( Niceph. Greg. Hist. XXI 5. Vol. 2. P. 1025:18). Еще в молодости Н. К. прилежно воспитывал в себе смирение и старался жить скромно, незаметно, что стало его характерной чертой на всю жизнь. Т. к. Фессалоника в нач. XIV в. была очагом учености и привлекала многочисленных риторов, философов, грамматиков и др. наставников, преподававших различные науки, Н. К. имел возможность получить блестящее образование. Фессалоника славилась и как важный монашеский центр, тесно связанный со Св. Горой Афон. Овладев всеми необходимыми познаниями, Н. К. стал преподавать фессалоникийским юношам различные науки: риторику, философию, астрономию и др.; вероятно, он также преподавал богословие. Известно, что Н. К. был связан с Иоанном XIV Калекой (Ibid. XXII 4. P. 1052:12-13) и последовал за ним в К-поль, когда в 1334 г. тот был избран патриархом ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 47). Н. К. также был знаком с Варлаамом Калабрийским и связан особыми узами дружбы с Никифором Григорой (Ibidem), что свидетельствует о его принадлежности к визант. интеллектуальной элите того времени. В 1334-1339 гг. Н. К. преподавал в К-поле, после чего на некоторое время возвратился в Фессалонику. В 1343 г. он вновь находился в К-поле. Возможно, перемещения Н. К. в это время были связаны с восстанием зилотов (Ibidem). В 1343-1361 гг. Н. К. постоянно пребывал в К-поле, где занимался преподаванием и участвовал в церковной жизни. Его ближайшие и наиболее известные ученики - св. прав. Николай Кавасила (в возрасте 15 лет прибывший в К-поль, чтобы учиться у своего дяди, см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 46; Γκλτσου. 1989. Σ. 8) и Димитрий Кидонис - также стали видными визант. богословами и оказывали влияние на интеллектуальную атмосферу Византийской империи. Димитрий Кидонис в своей 1-й Апологии восхищался мудростью и познаниями, а также добродетельным и неконфликтным нравом Н. К.; он чтил его как «друга и учителя» ( Mercati. 1931. P. 391).

http://pravenc.ru/text/2577639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУИТ Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) [араб.  ], мон-рь в Египте (IV-XI вв.). Руины Б. расположены в мухафазе Асьют (В. Египет), примерно в 300 км к югу от Каира и в 30 км от сел. Эль-Ашмунейн (в древности знаменитый Гермополь Вел.). Мон-рь находился на территории нома Шмун. Араб. название, вероятно, происходит от одного из копт. слов, к-рые служили для обозначения мон-ря или комплекса зданий, возникших вокруг него. Основателем Б. считается св. Аполлоний Фиваидский , егип. подвижник, о к-ром сообщается в «Истории монахов» . Это подтверждают фрагменты обнаруженного в Б. копт. папируса, где упомянут мон-рь аввы Аполлония в номе Шмун. ( Clédat J. Baouït//DACL. T. 10. Col. 204). В копт. «Житии Павла из Таммы» (сохранившемся во фрагментах) говорится, что Павел посетил мон-рь аввы Аполлония, находящийся в районе Гермополя. Копт. «Житие Фиба» сообщает о мон-ре аввы Аполлония возле сел. Титкоис (копт. Теткоог), что противоречит сведениям «Истории монахов». Однако возможно, что Аполлоний сначала был настоятелем мон-ря в Титкоисе, а затем основал мон-рь в районе Гермополя. Копт. синаксарь, упоминая Фиба и Аполлония под 25-м числом копт. месяца паопе (бабеха) (22 окт.), именует местность, где был мон-рь, Джабаль Аблудж. Вероятно, первоначально мон-рь располагался на краю пустыни, на левом берегу Нила, неподалеку от сохранившихся руин Б. Переселение св. Аполлония в небольшую пещеру в окрестностях нынешнего Б., согласно «Истории монахов», можно отнести к 360 г. Первым прибежищем подвижника, по мнению Ж. Кледа, была гробница, вытесанная в горе к северу от Дейр-эль-Мухаррак. Вокруг аввы Аполлония (как и в случае с прп. Антонием Великим ) образуется небольшая община его учеников. Довольно быстро община превратилась в мон-рь со своими правилами. По свидетельству автора «Истории монахов», братия мон-ря принимала пищу после Евхаристии, приблизительно в 9-м часу (3 часа дня), затем слушала поучения аввы Аполлония, а по наступлении темноты одни монахи удалялись в пустыню для чтения и размышления над Свящ. Писанием, др. оставались в мон-ре и проводили ночь в пении гимнов. Скорее всего сначала образ жизни монахов Б. представлял собой «средний путь» между строгими правилами киновий прп. Пахомия или Шенуте и теми колониями отшельников, к-рые существовали в Египте в IV в. в Нитрии, а также на месте подвигов прп. Антония Египетского. Возможно, образ жизни монахов Б. был сходен с типом аскезы мон-ря Епифания в Фиваиде, к-рая, по мнению исследователей, также представляла средний вариант между отшельничеством и киновией. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил мон-рь Б. незадолго до кончины св. Аполлония (ок. 395) и прожил там ок. недели.

http://pravenc.ru/text/77688.html

Авраамий); Толстой, “Свят. и древн. Пскова», 36, 66; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 389, 3; Князев, “Указат. достопам. Пскова», 29; “Акты Археогр. Эксп.», III, 158 (Ц. гр. 1624 г. об устроении ямов во Пскове и Загорье); Ключевский, “Жит. свят.», 261; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 13 (Челобитн. 1685 г. отставн. стрельцов о принятии их в м-ри без вклада); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 77; “Чтения в И. Общ. ист.», 1866 г., I, смесь, 97 (игум. Сгефан до 1774 г. ректор Пск. семин.; с 1774 – 92 г. игум. Варлаам, а с 1792 г. архим. Воскр., Нов.-Иерус. м-ря), 98 (игум. Стефан с 1766–74 г. префект Пск. семин., игум. Варлаам с 1774 г., Иустин с 1778 г. и в 1784 г. переведен настоят. в Белгород.-Никол. м-рь, игум. Адриан с 1784 г., игум. Исаия в 1784 г. в Троиц. Небин м-рь); 1869 г., IV, смесь, 12 (Челобитн. 1623 г. игум. Герасима о неправильн. действ. всегородных старост), 13 (Челобит. того же игумена по ямскому делу); 1870 г., I, смесь, 3 (Следств. дело о кн. Дм. Мих. Пожарском 1631 г.; игум. Ануфрий); “Полн. собр. лет.», III, 12 (в 1156 г. поставл. церк. Спаса архиеп. Нифонтом), 19 (в 1188 г. погреб. Герман, иерей св. Иакова); IV, 182 (в 1299 г. убит игум. Василий), 196 (в 1404 г. игум. Карп постр. церковь Стефана), 224 (в 1463 г. дано подворье), 240 (в 1471 г. дано подворье бояр. Василию Зиновьеву), 296 (в 1523 г. в м-ре были мощи кн. Аведа, во св. крещении Дмитрия), 337 (встреча архиеп. Макария в 1589 г. и игум. Митрофан поставл. архим. в Псково-Печер. м-рь); IX, 207 (св. Нифонт постр. кам. цер. Спаса); Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова», 67 (преп. Авраамий и Василий), 96 (памятники письма на сохранившихся предметах), 148 (памятники церковные); Прохоров, “Русские древн.», I, 1871 г., 73 (образ Божией Матери Знамения); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 362 (грам. 1555 г. царя Иоанна Вас. о доход. Псков. архиереев); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., 258 (дело об определении в м-рь настоятеля, вместо престарелого архим. Маркелла). 1163. Спасо – Нередицкий или Спас на Городищи, мужской, ныне церковь во имя Преображения, Новгородской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

архим. Моисей; 1801 г. архим. Михаил Бурдуков); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.136 душ крест.); 1864 г., III, смесь, 37, 44, 46 (Ист. свед. об иконопис. в Сиб.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 150 (на архим. Геннадия положен штраф за пропуск в сказках крестьян м-ря 330 душ); VII, 1727 г., 109 (архим. Филарет отрешен от должности, а на его место назначен архим. Троиц.-Тюмен. м-ря Геннадий); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 217 (основ. м-ря), 252 (в м-ре был на смирении кн. Дм. Мих. Алачев, стрелявший в птицу, сидев. на кресте церкви Соловецких чудотв.), 261 (в 1645 г. в м-ре жил преосв. Герасим по случаю бывш. пожара в Тобольске), 274 (в 1652 г. архимандриту м-ря и кто за ним будет пожалована белая шапка), 289 (в 1659 г. м-рь сгорел от молнии); 1775 г. VII, 333 (в 1674 г. в м-ре сгорели митрополичьи хоромы и св. врата), 340 (архим. Герасим в 1676 г. приводил народ к присяге), 353 (в 1678 г. 24 декаб. в м-ре преставился в схиме митроп. Корнилий и м-рь весь сгорел), 385 (в 1685 г. архим. Матвеем заложена кам. церковь Преображения); “Матер. для ист. г. Тобольска XVII и XVIII ст.», 9 (подробн. опись м-ря в 1624 г.), 43 (руга, даваемая м-рю в 1696 г.; архим. Герасим); “Русск. истор. Библиот.», II, 525, 153 (цар. грам. 1632 г. о ссылке сюда Соловецкого чернеца Малафея Поляка); “Календарь Тобольской губ. на 1890 г.», (второклассный Тоболь. Знамен. м-рь). 811. Знаменский – Вознесенский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Осташкове, Тверской губ., стоит близ средины города, на вост. берегу полуострова оз. Селигера. Основан в 1673 г. (по другим в 1667 г.) тремя благочестивыми старицами при пособии Осташковских граждан, уступивших под м-рь урочище Старое Струговище, находившееся тогда в 1 вер. от г-да. В нем находятся замечательные иконы: чудотворная Тихвинской Божией Матери и Нерукотворенного образа, привезенная сюда в 1745 г. Стрешневою; из надписи на последней видно, что в 1573 г. бежали двое пленных карел из Швеции и унесли ее с собою в Коневский мон., по повелению Спасителя, явившегося во сне одному из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Гомилия «На слова: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор 11. 19)» (In dictum Pauli: Oportet haereses esse; CPG, N 4381; PG. 51. Col. 251-260; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 254-263), место и время произнесения неизвестны ( Mayer. 2005. P. 86). Говорится о том, что апостол не считал, будто ереси должны возникнуть с необходимостью, словно по какой-то объективной причине. Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) 3 гомилии «На слова апостола: «Имея тот же дух веры» (2 Кор 4. 13)» (In illud: Habentes eundem spiritum; CPG, N 4383; PG. 51. Col. 271-302; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 276-309), произнесены, вероятно, в Антиохии, в 387-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481). Содержат рассуждения о значении и силе веры, без к-рой не может быть и учения. Гомилия «На слова: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию» (2 Кор 11. 1)» (In illud: Utinam sustineretis modicum; CPG, N 4384; PG. 51. Col. 301-310; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 309-319), произнесена, вероятно, вскоре после предыдущих (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481-482). Гомилия «На слова: «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1. 25)» (In illud: Quia quod stultum est Dei, sapientius est hominibus; CPG, N 4441.14), не издана. Гомилия «Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп 1. 18)» (De profectu evangelii; CPG, N 4385; PG. 51. Col. 311-320; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 319-330), произнесена, по-видимому, в Антиохии в кон. дек. 386 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 458). Направлена против тех, кто пользуются словами Свящ. Писания необдуманно, во вред ближним. Гомилия «На слова: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал 2. 11)» (In illud: In faciem ei restiti; CPG, N 4391; PG. 51. Col. 371-388; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 384-402), произнесена в Антиохии, вероятно, ок. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). Рассматривается вопрос о размолвке между апостолами Петром и Павлом.

http://pravenc.ru/text/540881.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010