Изменение религ. политики гос-ва в отношении Церкви в ходе Великой Отечественной войны позитивно отразилось на положении нек-рых монастырских комплексов. В Новодевичьем мон-ре в 1944 г. начали работу Православный Богословский ин-т и Пастырско-богословские курсы, переведенные в 1948 г. в Троице-Сергиеву лавру и переименованные в МДАиС, с 40-х гг. XX в. открываются нек-рые лаврские храмы, в т. ч. надвратный. Нек-рые мон-ри и церкви были взяты под охрану ВООПИК, началось их реставрирование и изучение. Так, в 1950 г. здания Высокопетровского мон-ря были переданы научным учреждениям, в т. ч. Литературному музею. В 1954-1956, 1960-1980 гг. реставрировали Покровский собор на Рву; в 1963-1972 гг. по образцу храма 1684 г. реставрировали Знаменский собор бывш. Знаменского мон-ря на Варварке, затем там был оборудован концертный и лекционный зал ВООПИК. В соответствии с решением о передаче зданий бывш. Андреевского мон-ря ВНИИМС архит. Г. К. Игнатьев разработал проект реставрации, и с 1967 по 1971 г. в мон-ре вели реставрационные работы. С 60-х гг. реставрационные мастерские размещались в зданиях Сретенского мон-ря, Марфо-Мариинской обители (ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря), Измайлова. С 1964 г. Донской мон-рь стал филиалом Музея архитектуры им. А. В. Щусева, туда были перенесены уцелевшие горельефы со стен взорванного храма Христа Спасителя. Нек-рые здания и храмы Новодевичьего мон-ря, как и ц. Св. Троицы в Никитниках, были филиалами ГИМ. В 1953 г. на территории Андроникова мон-ря был открыт Музей им. Андрея Рублёва, в 1972-2016 гг. как филиал ему была передана ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях. Измайловский ансамбль на острове (городок им. Н. Э. Баумана) был освобожден от жителей, хозяйственных орг-ций и обращен в музей. Однако расширение границ города приводило к дальнейшему уничтожению церковных и монастырских ансамблей: в кон. 60-х гг. были снесены постройки Всехскорбященского (Скорбященского) мон-ря, благодаря вмешательству общественности и личному участию худож. И. С. Глазунова удалось отстоять храм во имя Всемилостивого Спаса; в 1970 г. перестал существовать Казанский жен. мон-рь в бывш. имении Головиных (район Кронштадтского бульвара).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

I. Агавр. Самый знаменитый мон-рь собственно О., был расположен в местечке Калимн, в 3 км к западу от Прусы ( Herg è s. 1899. P. 231-232; Mango C., Efthymiades S. The Correspondence of Ignatios the Deacon: text, transl., and comment. Wash., 1997. P. 188. (CFHB; 39); Auz é py et al. 2009. P. 443). Слово γαυρος обозначало евнухов, которые допускались в обитель. Игумен и основатель мон-ря (вероятно, лавриотского) Григорий поселился здесь со своими братьями - Василием, Петром, Агафоном и Антонием. В 787 г. Григорий участвовал в VII Вселенском Соборе. В 792 г. он направил прп. Иоанникия Великого, желавшего стать насельником Агавра, в обитель Антидий. Через 2 года Иоанникий вместе с иноками Евстратием и Феофилактом получил от Григория келлию на Агаврской горе. Преемником Григория на небольшой срок стал его племянник прп. Евстафий, а затем др. племянник, прп. Евстратий Тарсийский, к-рый был близок к прп. Иоанникию Великому. В правление имп. Феофила (829-842), поддерживавшего иконоборчество, Евстратия сменил иконоборец Антоний. Последний, впрочем, под влиянием прп. Иоанникия вскоре обратился в Православие. После 842 г. прп. Евстратий вновь стал игуменом Агаврского мон-ря. В нач. IX в. обитель владела расположенными вблизи метохиями св. Агапия, св. Космы (на дороге из Агавра в Лефкады), св. Илии, где между нояб. 823 и мартом 824 г. проходило совещание руководителей монастырей, св. Георгия (между обителью и горой Трихалик), Лефкады и проастием в Катаволе (мон-рь Илиу-Вомон), анонимным метохием близ Прусы, а также метохием в К-поле, где и скончался прп. Евстратий. При имп. Михаиле III (842-867) доходы мон-ря достигали 100 номисм в год, а число братии превышало 30 чел. В 1318 г. права на мон-рь, к-рый к тому времени, по всей видимости, находился в запустении, были переданы митрополиту Прусы. Вероятно, вблизи обители в нач. IX в. располагался жен. Перистерский мон-рь. II. Мон-рь св. Захарии. У подножия горы Олимп, близ сел Каккал и Калумена, находился храм св. Захарии. Павел, учитель прп.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЯ (Логинова (Логачёва) Анастасия Семеновна; 16.12.1809, с. Кудлей Ардатовского у. Нижегородской губ.- 12.02.1875, Улалинский мон-рь), схим., игум. Улалинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Род. в крестьянской семье. Отец Анастасии нес военную службу, мать с младшей дочерью сопровождала его, поэтому Анастасия росла у родственников. С 8 лет у девочки появилось стремление к молитве и уединенной жизни, с 12 лет она уходила в лес на урочище Куриха (в 12 верстах от с. Кудлей), на пчельник к своему деду, где пыталась вырыть пещеру и питалась ягодами и диким луком. Неск. раз Анастасия приходила к прп. Серафиму Саровскому , благословившему девушку на отшельничество. Однако при жизни родителей Анастасия не смогла начать подвиг пустынножительства. Ок. 17 лет она зарабатывала на жизнь чтением Псалтири по усопшим, пряла, работала в поле; в эти годы она ходила на поклонение святыням в Муром, где встречалась со старцем Антонием Ардатовским . Схиигум. Афанасия (Логинова) Схиигум. Афанасия (Логинова) После смерти родителей Анастасия удалилась на урочище Куриха, устроила землянку и огород и начала вести подвижническую жизнь: выполняла молитвенное правило Саровской пуст. , каждый день читала по Евангелию, пищу вкушала один раз к вечеру, совершала многодневные стояния на камне, позволяя муравьям и оводам жалить свое тело. Подвижнице помогали 2 девушки-сироты, впосл. с ней поселились еще 3 ученицы. Анастасия сподобилась видения святых Иоанна Крестителя, Симеона Богоприимца и Серафима Саровского, избравших место для создания мон-ря (в 1899 здесь была создана Знаменская жен. община). Каждый год в Великий пост Анастасия посещала ардатовский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь , где исповедовалась и приобщалась Св. Таин. Со временем из окрестных селений к подвижнице стали приходить люди за советом и духовной поддержкой; для приема приходящих она вырыла особую землянку, а затем попросила разрешения на строительство дома. Боясь, что Анастасия создаст мон-рь, к-рому могут быть отписаны земли и угодья, волостной старшина и крестьяне объявили подвижницу умалишенной. В 1855 г. волостное правление решило выслать ее из Курихи, а пещеры разрушить. Анастасия была причислена к ардатовскому Покровскому мон-рю, но поселилась в родном с. Кудлей, в келье, построенной близ храма. Спустя нек-рое время подвижница совершила паломничество в Иерусалим, затем вернулась на Куриху, но вновь была изгнана оттуда и поселилась в ардатовском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/77040.html

В первые годы XIX в. в Киеве была устроена старообрядческая часовня, сгоревшая в 1811 г. В 1813 г. киевский купец И. Алексеев выстроил новый молитвенный дом на ул. Чёрная Грязь. Еще одна часовня находилась в урочище Глубочица. В 1817 г. старообрядческая молельня была устроена в доме купца Н. Самофалова по Немецкой ул. на Печерске. Дом сгорел в 1841 г., после чего утварь перенесли в специально приобретенное здание. В сер. XIX в. в связи с приездом в Киев большого числа старообрядцев из Калужской губ. на Б. и М. Шияновских улицах на Печерске действовали 2 беспоповские молельни. В 1860 г. на Набережно-Никольской ул. была освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, престол к-рой перенесли из молитвенного дома на ул. Чёрная Грязь. В 1875 г. в общине возник конфликт, от нее отделился со своими сторонниками свящ. Кирилл Куликов, создавший в частном доме на Почайнинской ул. молельную в честь Вознесения Господня. К 1886 г. на Почайнинской ул. был построен храм, обе старообрядческие общины примирились (РГБ. Ф. 246. К. 204. Д. 7). В 1895 г. власти зафиксировали 2 «раскольнические молельни» в Киеве, одна из них была открыта с разрешения министра внутренних дел, 2-я - самовольно. В нач. XX в. уставщиком в Успенском храме служил Л. Ф. Калашников , создавший после 1905 г. в Киеве изд-во «Знаменное пение», где публиковались старообрядческие богослужебные книги на основе рукописей из б-ки Успенской общины. В Чернобыле действовали 2 старообрядческих храма: белокриницкого согласия и беглопоповский, в Красиловке имелись слободской и скитский храмы белокриницкого согласия. По неск. храмов действовали в чернобыльском Пустынно-Николаевском мон-ре и в Замошском Казанском мон-ре, в Городищенском жен. мон-ре имелась часовня, церкви были открыты в слободах Замошье и Покровская (белокриницкое согласие). В дер. Кошарище действовала беспоповская молельня. Несмотря на относительную малочисленность последователей «старой веры» на Киевщине, здесь существовало 4 старообрядческих монастыря. Наиболее влиятельными были чернобыльский Пустынно-Николаевский муж. мон-рь и Замошский Казанский жен. мон-рь. Непродолжительное время существовали Городищенский Георгиевский жен. мон-рь вблизи дер. Залешане и жен. скит в Красиловке.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФИЯ ЕЛЕЦКАЯ (ок. 1689 - до 1770, мон. елецкого Знаменского жен. мон-ря на Каменной горе. В 1769 г. мон-рь сгорел, монахини и послушницы были перемещены в воронежский жен. мон-рь, лишь старицы А. Е. и Ксения остались, устроив себе келью в каменном погребе. Устное предание гласило, что они удостоились видения св. Иоанна Воина , возвестившего: «Буди имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века!» Вскоре после этого А. отошла ко Господу. Свт. Тихон Задонский предрек, что мон-рь будет возобновлен молитвами почивших там стариц, и, действительно, в 1823 г. обитель была возрождена (вновь закрыта в 20-х гг. ХХ в.). Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 83-84. Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/63226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬСУРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, учреждено в 1920 г. по предоставлению Нижегородского епархиального совета и правящего архиерея Евдокима (Мещерского) во исполнение постановления Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов РПЦ. Названо по уездному г. Василь (или Васильсурск), расположенному на сев.-вост. окраине Нижегородской губ., на левом берегу р. Волги в устье р. Суры. В состав вик-ства входили Васильсурский и Макарьевский уезды. Местом пребывания архиерея являлся Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. мон-рь . 29 февр. 1920 г. в Вознесенском соборе нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря во епископа Васильсурского был хиротонисан Варнава (Беляев) , к-рый в авг. того года был переведен на Печерское вик-ство той же епархии. 9 авг. 1920 г. в Воскресенском соборе г. Арзамаса во епископа Васильсурского был хиротонисан архим. Макарий (Знаменский) , к-рый в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол (в следующем году принес покаяние). После 1922 г. В. в. не замещалось. В связи с тем что города Макарьев и Васильсурск перестали быть центрами уездов (соответственно в 1924 и 1927), взамен В. в. было открыто Лысковское вик-ство . Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 123; 124-124 об., 125; ГАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 144. Л. 610; Д. 181. Л. 229-231 об.; ГАНО. Ф. 1016. Оп. 1. Д. 51. Л. 433. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1863-1965. Т. 2. С. 48; он же. Русские архиереи-обновленцы. С. 813; История Административно-территориального деления Нижегородской губ., 1917-1929 гг.: Справ. Горький, 1983; Дамаскин. Кн. 1. С. 52; За Христа пострадавшие. М., 1997. С. 214; Обновленческий раскол. С. 256; 30 (17) октября - день памяти сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского († 1937)//Никольский благовест. Алма-Ата, 2003. 3 (159), 11 мая. Игум. Тихон (Затекин), О. В. Дёгтева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149841.html

Суздальский Спасо-Евфимиев – о сношении с Синодом 3534 . Суморин Тотемский – о митре для архим. 3416 , 3656 . Сырков женский близ Новгорода – 3172 . Тверские – 3415 ; о сборах на школы 3470 . Тихвин Новгород. еп. – ведом. о нём 3315 ; определение в него быв. Киев. архиепископа 3740 . Тобольский Знаменский – 3326 ; о правильной доставке сборов на школы 3392 (Рафаилов и Далматов); о невзыск. с крестьян четверикового хлеба 3414 . Томский Рождественский женский – 3171 . Троицкий Усть-Шехонский – ссылка и освобождение из него 3758 . Троицкий девичий Нижегород. еп. – о священнике 3429 . Троицкий Смоленский – упом. 3754 . Троице-Сергиев – 3294 ; о штате его 3631 , 3683 ; об устр. семинарии, сирот. дома, школ и об инструкции архим. 3296 , 3298 , 3314 , 3328 , 3333 , 3406 , 3481 , 3483 , 3484 ; об учреж. при нём собора для управления 3296 , 3331 ; треб. ведом. о доходах его 3297 , 3298 ; назначение келаря 3331 ; о служителях 3343 ; ссылка в него лишён. сана архим. 3457 ; о первенстве его между мон-рями 3346; отд. Воен. Коллегии лугов 3694 . Угрешский – 3660 . Успенский жен. Переясл. уезда – о жалов. ему 3537 . Успенский Трифонов – о новокрещ. делах 3503 . Филиппо-Ирапская пустынь – об освидетельств. мощей, колодца и гробниц 3362 , 3476 . Фролищева пустынь – перед. в ведение Духовной Дикастерии 3737 . Харьковский – 3213 . Черниговские – о постриге 3243 ; о поселившихся на их землях раскольниках 3674 . Чудов Московский – о сыске беглого 3458 ; о содерж. иностранного духовенства 3552 ; упом. 3758 . Якутский Спасский – назнач. архимандрита 3735 . Фёдоровский Казанский – учрежд. инородч. школ 3503 . Униатские Полоцкий и Бернардинский – утеснение православных 3267 . МОЩИ : св. Максима Блажен. в Москве оставлены после пожара на прежн. месте (заказ. серебр. рака) 3191 ; несвидетельствованные в Фил.-Ирапской пуст. 3362 , 3476 ; – в Архангел. епархии 3436 ; – в Ростовской епархии 3677 ; мнимые в с. Ильинском Суздал. епархии 3225 ; св. кресты с мощами после дух. лиц отсыл. в Невский мон-рь 3583 ; о гробнице юродивого Симона Юрьевецкого 3759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

трактатов на тибет. язык, в т. ч. и Атиши. Он - автор сочинений по истории медицины, изобразительного искусства и, как утверждал Будон Римпочхе (один из его учеников), содействовал включению в Канон Гухьягарбхи - старейшей тантры. Ралди и его ученики - первые кодификаторы рукописного Канона (Ганджура и Данджура), что лег в основу разработанного Будоном. Формирование школьной традиции К. свидетельствует о комплексном изучении буддийских канонических текстов, о внимании к регламентации следования правилам Винаи - кодексе нравственного поведения монахов и мирян. Разрабатываются традиции развития бодхичитты, ритуалы почитания тантрического учителя его ближайшими учениками, состоящие из молитв, созерцания, подношений и поклонения. Акцентируется внимание на 5 памятованиях о непостоянном: отсутствие длительности; множество уже ушедших; множество обстоятельств, что приводят к смерти; то, что происходит в час смерти; то, что происходит после смерти. Школа кадам характеризовалась строгой дисциплиной, безбрачием, отказом от собственности, затворничеством; главной опорой на «друга добродетели» (кальянамитру, или шеньена). Цель религ. практики - достижение ясного видения пустоты (шуньяты) путем очищения разума (ло) от нравственных и интеллектуальных загрязнений. Для проповеди верующим использовали фольклорные тексты, в т. ч. и сказки. К. основала множество мон-рей, к-рые впосл. унаследовали представители гелуг. Этому способствовала поддержка светской власти; строительство некоторых мон-рей финансировалось правителями Зап. Тибета. Самые знаменитые мон-ри в традиции К.- это Радренг (1056/1057), основанный Дромтонпой и ставший школой; Сангпху-Неутхог (Санпу-Неуток, 1071/1072), созданный Нгок Лекпе Шейрабом; Солнаг-Тхангбоче (Солнаг-Танпоче) в долине Ярлунг, основанный Кхутоном Изондуем Юндруном. Потоба Ринченсал (1031-1103) основал мон-рь Пото; Пучунпа Шонну Джалуан (1031-1100) и Чанга Цултим, ученики Дромтонпы, возвели мон-рь Ло (1095). Мон-рь Нартханг - главный центр учености К., а впосл.

http://pravenc.ru/text/1319768.html

м борных ц о р . . при (Ст. 2) б(о)ж …… тъ ор. изстари пре[ж] сево при ми[трополитехъ] и св(я)тейшхъ и патриархе[х] п[о mi]p- [ски]м(ъ) ц(е)р[ква]м не [бы]вало и о том в ц ..м (Ст. 3). Москве уч[и]нила[сь] м[о]лва великая и всяких чинов православни[е] людие от ц(е)рквей Б(o)ж[iu]x учали отлуча[тися] за долгим и безвременным пением. И г(о)с(у)д(а)рь ц(а)рь и великий кн(я)зь Алексей М[ихайло]- вич всея Руси указал своему г(о)с(у)д(а)р(е)ву б(о)гомолцу св(я)тейшему Иосифу п[атри]- арху московскому и всея Руси с митрополи[ты] и архиеп(и)ск(о)пы и еп(и)ск(о)пом и с черным[и] властьми о том посоветоват… как лутче быти. И св(я)тейший Иос[иф] патриарх московский и всея Русии с митрополиты и со архиеп(и)ск(о)пы и еп[ископом] с Варлаамом митрополитом Ростовским и Ярославским, с Серапионом митро[по]- литом Сарским и Подонским, с Маркел[ом] архиеп(и)ск(о)пом Вологоцким и Великоперм- ским, с Моисеем архиеп(и)ск(о)пом Резан[ским] и Муромским, и Ыоною архиеп(и)ск(о)пом (Ст. 4). Тверским и Кашинским, с Рафаил[ом] еп(и)ск(о)пом Коломенским и Кошинским[ъ] и со архимандриты с Троецким Анд[ре]- яном, с Рождественским из Воло[ди]- меря Варсунофьем, с Чюдовским[ъ] Кирилом, с Симановским Ильею, с Онд[ронь]- евским Селивеством и с ыгумены з [Бого]= явленским изза Ветошного ряд[у] с Пафнот(ь)ем, з Знаменским Варламом, с Соловецким Ильею, с Угретс[кимъ] Нифонтом, з Даниловским из[за] Москвы реки с Ыванномъ, пр(е)ч(и)ст[ы]е Донские 11 , с Новинским Кирилом и с протопопы з Б(о)городицким Григорием, со Архангельским Никифор[ом], с Р(о)ж(е)ственским из под колокол с Ондреем, с Стретенским с сеней Тимофеем, с Спа[ски]м, что на дворе, с Силою, с Никольск[им] Густунсково Климанто, с Черниговским Михаилом да с Олександровским Феодором, с Вознесенским Иакимом, с Покровским, что на рву, с Володимером и со всем осв(я)щенным собором со[ве]- товали и уложили: как бы[ло] при прежних св(яти)т(е)лех митрополитех[ъ] и пратиархех по всем приход[ским] ц(е)рквам б(о)ж(е)ственной службе быти по прежн[ему], а внов[ь] ничево не всчинати. К сему при-

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

н. малоазийской катастрофы 1923 г. С той же целью греч. власти выкупили часть территории А. между «Ксерксовым каналом» и Уранополисом. Свято-Пантелеимонов мон-рь Свято-Пантелеимонов мон-рь Во время второй мировой войны А. вместе со всем греч. народом терпел невзгоды оккупации. В послевоенные годы Греция была охвачена гражданской войной и на А. укрывались многочисленные беженцы, что нанесло обителям Св. Горы существенный ущерб. Именно тогда в последний раз на А. в составе партизанских отрядов оказались женщины. В то же время правительства Польши, Болгарии, Румынии и Югославии конфисковали афонские имения на территориях своих стран, что еще более ухудшило экономическое положение А. Число насельников А. постоянно снижалось вплоть до 70-х гг. XX в. В 1971 г. был отмечен минимум - 1145 чел.; в 1972 г. их количество впервые увеличилось, что было воспринято как знаменательное событие. С тех пор численность святогорского монашества постоянно росла, увеличиваясь в год примерно на 30 иноков. В наст. время состав агиоритов интернационален, среди них помимо славян есть выходцы из Зап. Европы, Америки, Австралии. Ист.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Афонский Патерик. М., 1897, 1994р; Millet G. , Pargoire J. , Petit L. Recueil des inscriptions chrétiennes du Mont Athos. P., 1904; Billetta R. Der heilige Berg Athos in Zeugnissen aus 7. Jh. W.; N. Y.; Dublin, 1992-1996. 4 Bde. Акты: Actes de Chilandar/Publ. par L. Petit et B. Korablev//ВВ. 1911. Т. 17. Прилож. I-III. C. 1-368; 1915. Т. 19. Прилож. I. С. 369-651; То же. Amst., 1975r; Actes de Chilandar: Des origines à 1319: [Texte. Album]/Ed. M. ivojinovi, Ch. Giros, V. Kravari. P., 1998. (Archives d " Athos [далее AA]; 20); Actes de Dionysiou/Ed. N. Oikonomidus. P., 1968. (AA; 4); Actes de Docheiariou: [Texte. Album]/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (AA; 13); Actes d " Esphigménou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1907. Т. 13. Прилож. I. C. 1-123; Actes d " Esphigménou/Ed. J. Lefort, 1973. (AA; 6); Actes d " Iviron.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010