Источник такого могущества, значимости и необходимости Креста для нашего спасения – это личность Господа Иисуса Христа. Наш Господь, принявший на Себя всю полноту нашего человечества, также, в этой плоти, принял на Себя обычную форму римского распятия и навсегда превратил крест в славу и победу для всех верующих. Писание говорит, что Христос в Своей смерти, «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Представьте же, какая невероятная сила стоит между нами и смертью, между нами и когтями царства тьмы, между нами и вечным адом. Да, крест – это больше, чем символ для земной декорации, он – оружие мира, которое делает нас свободными от рабства греху, смерти и дьяволу . Ничего удивительного, что апостол Павел восклицал с верою: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). Реальность креста была запечатана в груди Павла, который сумел в одиночку противостоять козням зла и пройти свой путь до конца. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Знак для всех времен Давайте вернемся к той эпохе, когда Церковь не была разделена, и посмотрим, почитали ли ранние христиане крест так же сильно, как Апостол Павел. В христианстве второго столетия мы встречаем Тертуллиана (145–220), который говорит: Во всех путешествиях и передвижениях, каждый раз уходя из дома и возвращаясь обратно, надевая обувь, принимая ванну, садясь за стол, зажигая свечи, ложась или садясь, во время любого своего занятия, мы осеняем себя знамением креста. (О венце, гл. 3) Примерно столетие спустя, Великий святой Афанасий Александрийский написал: Крестным знамением прекращается всякое волшебство, обращается в ничто всякое чародейство, все идолы лишаются своих поклонников и оставляются ими, всякое неразумное наслаждение прекращается, и всякий человек обращает взор от земли к небу. (Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. IV, 31)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Когда спрашивали одного подвижника, как он стяжал столько мудрости, он указывал на распятие. Крест является опорой в наших жизненных невзгодах. Крест Христов — это самое великое сокровище, наша гордость, наша надежда. Поэтому будем вместе с апостолом повторять: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Таким образом, крест сопутствует христианину с момента его рождения, и в минуты радости, и в горе, и в страдании до тех пор, пока не станет на могиле, как знамение победы над смертью. И потому Святая Церковь воспевает крест — «христиан упование и прибежище» среди житейской бури. «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ) — говорит Христос. Истинной, непобедимой правдой является то, что «…нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). И для христианина нет иного символа, иного лозунга, иного воззвания, кроме креста и распятого на нем Христа. Крест будет также знамением Страшного Суда. Это предсказал Сам Божественный Учитель: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Крест будет для праведников знаком союза с Богом, счастьем и славой, а для грешников — вечным уничтожением. Дорогие братья и сестры! Когда бы мы ни взирали на крест, он всегда источает вечное спасение. В моменты наших достижений и успехов будем всегда помнить, что где-то там, недалеко, ожидает нас крест, который нужно будет взять на плечи и нести его иногда и против нашей воли. Не будем падать под его тяжестью, а понесем его достойно, помня слова нашего Учителя: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ) и слова апостола: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Дорогой креста шли святые, подвижники и тысячи мучеников, отдавших жизнь свою за само имя — православный. Будем же и мы, их потомки, твердо идти по этому пути, если хотим достичь Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

О. Есть. Еще в Ветхом Завете о кресте пророк сказал: «благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В. Почему мы поклоняемся вещественному кресту Христову? О. Потому, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. И пророк Давид предсказал о Поклонении Кресту так: «пойдем к жилищу Его поклонимся подножию ног Его " ( Пс.131:7 ). Подножием ног Спасителя был крест Его. В. Почему мы верим, что от креста Христова бывают чудеса? О. Потому, что всегда бывали чудеса от вещественной святыни, от ковчега и от скинии. Были чудеса и от платков и опоясаний Ап. Павла ( Деян.19:12 ). Тем более возможны чудеса от креста Христова. В. Почему христиане, когда молятся, то с верою смотрят на крест Христов? О. Крест Христов предзнаменовался медным змеем на знамени. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда Евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ.21:8–9 ). Если взиравший с верой на змея на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающий на крест Христов, с верою в Избавителя?! Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое Крестовоздвижение, творила множество, других чудес и прогоняла бесов. Посему христиане всюду изображают крест Христов и постоянно знаменуют себя крестом Господним. В. Почему христиане любят так крест Христов? О. Потому что и Ап. Павел пишет: " Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). В. Почему христиане кладут на себя крестное знамение? О. Потому что не было времени, когда бы христиане не крестились. Прор. Давид молился: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» ( Пс.85:17 ). И в Откровении передается, что на всех спасенных, на челах их были печати «Бога Живаго» ( Откр.7:2–4 ), и «имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Павел говорит: а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ). И Иоанн вот что говорит: так возлюбил Бог мир (3:16). Как скажи? Умолчав обо всем прочем, он указал на крест. Ибо сказав: так возлюбил Бог мир, прибавил: что отдал Сына Своего Единороднаго на распятие , дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Св. Иоанн Злат. прот. Иуд. сл. III). При всяком шествии и движении, при каждом входе и выходе, одеваясь и обуваясь, при умывании, пред трапезою, зажигая огонь, ложась в постель, садясь на место, – словом при всяком занятии нашем мы ограждаем чело свое знамением Креста, по преданию апостолов, которые внушали первым ученикам своим, а чрез них и всем верующим, чтобы они, в знак исповедания своего, полагали печать креста на лице и груди своей (Тертулл. о венце). Должно покланяться этому истинно драгоценному и досточтимому древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением Святого тела и крови, как говорит богоотец Давид ( Пс.131:7 ): пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. А что Давид говорит это о кресте видно из последующих слов: воскресни, Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом. Мы покланяемся также и изображению честного и животворящего Креста , из какого бы вещества оно ни было сделано, покланяемся, – не вещество почитая, но изображение, как знамение Христово . Ибо Христос, беседуя с учениками Своими, сказал: тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси ( Мф.24:30 ), разумея под этим крест. Посему-то и ангел, вестник воскресения, говорил женам: Иисуса ищете назарянина распятаго ( Мк.16:6 ). И Апостол сказал: мы же проповедуем Христа распятаго ( 1Кор.1:23 ). Апостол не сказал – копьем прободенного, но – распятого. Итак, никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем; но как венец, носи крест Христов . Не просто перстом изображай его, но сему изображению пусть предходит и твое сердечное расположение и вера. Крестом низложено и попрано все стоящее на пути нашего спасения, злое и враждебное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Тогда явится знамение Сына Человеческого, т.е. крест», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «который светлее солнца... Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. «Тогда восплачутся все племена». Не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест, и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его и распяли Того, Которому должны были поклоняться... Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень или окровавленные одежды». 365 Основания для почитания изображений Святого Креста Крест Христов, на котором Господь по любви к человечеству принес Себя в искупительную жертву, как равно и изображения его, мы должны почитать, в) как орудие нашего примирения с Богом «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф.2:16 ). «Убил вражду на кресте», – говорит блаженный Феодорит , – «принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле принесенном за всех, чтобы составили они одно тело». 367 – «Умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное» (разделенное падением человека – Кол.1:20 ). г) как орудие победы над диаволом «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ). «Он (диавол) надеялся», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «овладеть Христом, а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело Христа пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда диавол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела». 368 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола» ( Евр.2:14 ). «Чем диавол побеждал раньше», – учит святой Иоанн Златоуст , – «тем и сам побежден, и каким орудием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Трифон опять возразил, что он затрудняется признать возможность и необходимость для Христа крестных страданий, когда в Писании сказано, что «проклят всякий распятый» ( Втор. 21, 23 ). Тогда Иустин выяснил ему спасительное значение Христовых страданий и смысл вышеуказанного проклятия. Пророчество Исайи ( Ис. 53, 4–6, 10 ) ясно говорит: «Он носит грехи наши и мучится из-за нас, и мы вменили Ему то, что Он в болезни, в язве и в мучении. Но Он был язвен за грехи наши и мучен за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, через рану Его мы исцелились. И Господь предал Его за грехи наши. От беззаконий народа его Он идет на смерть. Если дадите Его в жертву о грехе, то ваша душа увидит семя долговечное». Следовательно, «Он снизошел быть распятым не потому, чтобы Он имел в этом нужду, но Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло» (гл. 88). Спасительное значение креста, на котором был распят Иисус Христос, утверждается и ветхозаветными прообразами. «Когда народ израильский воевал с Амаликом, то Моисей молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны; Ор же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от утомления. Ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшего крест, то народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, а потому что он делал знамение креста (гл. 90). Также образ и знамение, употребленное против угрызения Израиля от змеев 6 , очевидно было воздвигнуто для безопасности верующих; потому что еще тогда была предвозвещена смерть змию через имеющего распяться и спасение тем, которые, будучи укушены им, прибегают к пославшему в мир Сына Своего, Который был распят. «Ибо не в змия веровать научил нас пророчественный Дух через Моисея, когда объявляет, что змий был в начале проклят от Бога, и через Исайю ( Ис. 27, 1 ) показывает, что он будет убит, как враг, великим мечем, который есть Христос» (гл. 91).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта чудесная тьма звала народ еврейский к покаянию. Теперь исполнилось Слово, сказанное некогда Богом Своему народу, чрез уста пророка Амоса «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет как горький день» ( Ам. 8, 9–10 ). Теперь наступает та тьма, о которой Сам Иисус Христос говорил иудеям: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» ( Ин. 12, 35 ). То, что происходило теперь над головами еврейского народа, было символом той, несравненно большей и ужаснейшей тьмы, которая должна была распространиться над их страною и народом за то, что они Святого Бога, своего Мессию и Царя, отдали на суд язычнику и распяли на кресте. Чтобы отвратить от себя грядущий Суд Божий и получить спасение, они должны были вникнуть в смысл совершавшегося пред ними знамения и покаяться. И для нас, возлюбленные, точно так же эта чудесная тьма должна служить призывом к покаянию. Все невыразимые мучения наш великий Ходатай и Спаситель претерпел не за еврейский народ только, но также и за нас. Наши грехи вознесли Сына Божия на крест Голгофский, и за наши грехи Он умер. Поэтому у креста Спасителя место нашим слезам, горькому плачу о том грехолюбивом сердце, которое доставило Своему Спасителю столько мук и страданий! Плачьте себе: оплакивайте заблуждения вашей юности, исчезнувшей в суете и помышлениях лукавых; рыдайте над грехопадениями мужества и лет зрелых, проливайте слезы над сединами вашей старости, богатой летами, но не нравами добрыми, старости, удалившей от вас мир, но не освободившей вас от мира! Себе плачьте: плачьте и всегда, а тем более ныне, у креста Господня! Ибо чем вы заплатили за бесприкладную любовь Божественного Голгофского Страдальца к нам, грешным? Какое употребление сделали из святых обетований и заповедей Его? На какой кумир земной не меняли безумно Евангелия и креста Его? Какую иногда самую ничтожную земную выгоду не предпочитали делу своего спасения? Плачьте теперь, когда еще наши слезы приемлются и отираются рукою милосердого Спасителя, плачьте теперь, чтобы не плакать вечно после, когда наших слез принимать уже не будут и когда плачущие напрасно будет вопиять к горам: «падите на нас! и к холмам: покройте нас от лица грядущего гнева» ( Лк. 23, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 65 зач., 16, 1–6 И приступили к Иисусу фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Трудно было бы найти две более различных партии, чем фарисеи и саддукеи. Но ненависть ко Христу объединяла их. У всех заблуждений есть одна общая черта – враждебное отношение ко Христу. Фарисеи и саддукеи требуют у Христа знамения с неба. Тот, кто претендует на звание пророка или духовного вождя, должен подтвердить это особенным знамением. Господь говорит им, что знамение – перед ними, надо только увидеть его. Они ищут знамения с неба, и Христос показывает им на небо. Они хорошо разбираются в знаках, предвещающих перемену погоды. Они знают, что если с вечера небо красное, то утром будет прекрасная погода, если утром небо багрово, то жди ненастья. Но они слепы к знамениям времен. Им дано было множество знамений. Все чудеса, которые совершал Христос, были знамениями. Но они ни во что ставили эти знамения, когда исцелялись больные и страждущие, а искали чуда, которое могло бы удовлетворить любопытство их гордого ума. Это должно было быть знамение с небес – подобное тому, что было при принятии скрижалей Закона на горе Синайской – в громе и молниях. Они искушали Господа, ища знамения, не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы уловить Его. Если бы Он показал им знамение с небес, они бы приписали его действию князя воздушных сил. Господь говорит им, что единственное знамение, которое они получат, будет знамение Ионы. Иона был пророком, обратившим народ Ниневии к покаянию и приведший его от путей нечестия к Богу. Но что было знамением, благодаря которому народ Ниневии обратился к Богу? Вовсе не чудо спасения Ионы из чрева морского чудовища. Тайна Креста и Воскресения из мертвых была сокрыта в этом чуде, но тогда не пришло еще время услышать о ней. Об этом они ничего не знали, и Иона в своей проповеди не ссылался на нее. Знамением Ионы был сам Иона и его благовестие от Бога. Явление пророка Божия и благовестие, которое он принес, – вот что изменило жизнь народа Ниневии. Господь говорит фарисеям и саддукеям, что Божие знамение перед ними – Он Сам и Его благовестие. Он как бы показывает им: «Во Мне вы встречаетесь с Богом и правдой Божией, что же еще вам нужно?»

http://pravoslavie.ru/3457.html

21 . Видишь, как все предсказывают пришествие Господне; видишь, как они знают глас воробья. Какой это глас, посмотрим: потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ( 1Сол.4:16 ). Архангел возгласит и скажет всем: вставайте в сретение Господне. Страшно пришествие Владыки! Давид говорит: грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря, и проч. ( Пс.49:3 ). Придет к Отцу, как говорит ныне прочитанное Писание, Сын Человеческий на облаках, между тем как течь будет река огненная, в которой должны быть испытаны люди. Если у кого золотые дела, тот будет светлее; у кого же дела нетверды, как тростник, тот будет гореть в огне. А Отец воссядет, одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна ( Дан.7:9 ). Человекообразно это представлено. Почему? Потому что Он есть Царь людей, не оскверненных грехами. Ибо Он говорит: «Я убелю грехи ваши, как снег и как волну» (см. Ис.1:18 ). Через что означается отпущение грехов или даже и безгрешное состояние. Придет Господь с небес на облаках, так как на облаках и вознесся Он. Ибо Сам Он сказал: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). 22 . Но какой признак Его пришествия был бы таким, чтобы противная сила не дерзнула Ему уподобиться? И тогда явится, говорит Христос, знамение Сына Человеческого на небе ( Мф.24:30 ). А истинное, собственное Христу знамение есть Крест. Световидное знамение Креста предшествует Царю, Который прежде был распят, чтобы, увидевши его, иудеи, пронзившие Его прежде и замыслившие зло против Него, восплакали все из всех колен, говоря: это Тот, Которого заушали; это Тот, Которого лице заплевали; это Тот, Которого связали узами; это Тот, Которого, распявши, уничижали прежде. Куда, скажут они, убежим мы от гнева Твоего? Будучи окружены ангельскими воинствами, никуда не возмогут убежать они. Знамение Креста – страх врагам Иисуса, а радость друзьям Его, верующим в Него, или проповедовавшим Его, или пострадавшим за Него. Кто же будет тогда столь блажен, чтобы явиться другом Христовым? Не презрит рабов Своих столь великий, славный Царь, сопровождаемый Ангелами, с Отцом седящий на престоле. Ибо чтобы не смешались избранные со врагами Его, пошлет Ангелов Его с трубой великой, и соберет избранных Своих от четырех ветров ( Мф.24:31 ). (Одного Лота не презрел Он; как же презрит многих праведников?) Приидите, благословенные Отца Моего ( Мф.25:34 ), скажет Он им, несомым тогда на колесницах облачных, собранным Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Мы держимся за этих чиноначальников, следуем за ними в духовной брани, и мы непобедимы благодаря нашему Крестному оружию. Почему же вы, окаянные крестоборцы, отвергнув знамение Сына Человеческаго, Крест Христов, в помрачении диавольской злобы принимаете магометанское знамение, то есть месяц, видимый в новолуние, и, отринув рог спасения, месяц (турецкое знамение) с рогами ставите на воротах, на столпах, на забралах, на верхушках высоких зданий и ваших молельных храмов, и, разгораясь ненавистью на Крест Христов, предпочитаете лучше с магометанами, чем с христианами иметь согласие и единомыслие в знамении лунном, а не Крестном. О, жесточайшее безумие! О, безумие, неоплаканное морем слез! Как, называя себя мудрыми, вы так поглупели, как так заблудились, отойдя от пути истинного, и, пребывая во тьме и сени смертной, не хотите видеть свет правды! Отойдите, стыдливые, возвратитесь, кающиеся, и прославьте с нами вместе Святой Крест, знамение Сына Человеческого. Часть II. Камень претыкания и соблазна Здесь три полчища, как прежде Египетские военачальники, ополчаются на Святой Крест. Первое полчище Иудеев. Второе еретиков. Третье раскольников. Но как тогда Моисей, начертав жезлом Крест, потопил в море искусных военачальников ( Исх. 15 ), так и ныне, силой Животворящего Креста Господня и распятого на нем Иисуса Христа, все враги Креста Христова расточатся, и о камень претыкания, во тьме заблуждения пребывая, разобьются. Начинаю с первого полчища. Глава 1. Претыкание иудеев о камень Священного Писания В книгах Моисея, во Второзаконии, написано: проклят пред Богом (всякий) повешенный на дереве ( Втор. 21, 23 ). Об этот камень Священного Писания претыкаются Иудеи и говорят, что всякий повешенный на дереве проклят, а тем более проклято само дерево. Исправление претыкающимся первое Божественное Писание говорит о повешенном на дереве за свои беззакония, который осужден праведным судом на эту казнь и вынужденно идет на смерть. Спаситель же наш Иисус Христос не за свои грехи и не вынужденно, но по Своей воле избрал Крест и, желая избавить нас от клятвы Закона, Сам сделался за нас клятвой, как говорит Апостол Павел: Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Гал. 3, 13 ). А как может Христос быть свободным от Крестной и всякой другой смерти, если Сам о ней говорит: отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее от Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). И как не может быть свободен от смерти Христос, если от одного Его слова ЭТО Я все, кто пришел взять Его, пали на землю ( Ин. 51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010