Но особенно чествование креста Господня усилилось со времен Константина Великого , когда восторжествовало, наконец христианство над язычеством. Уже самый переход Константина из язычества в христианство ознаменован был особым чудесным видением императору креста на небе. По свидетельству Евсевия, Константин пред сражением с Максентием в 312 году видел в полдень явившееся на небе, в светозарных лучах, знамение креста с словами: «Сим побеждай». В следующую ночь Константину явился Христос с знамением креста и велел сделать с последнего изображение, как знамя и защиту против врагов. Константин на другой день призвал мастеров, описал им явившееся знамение и приказал по образцу его устроить знамя для своего войска. (Жизнь Констан. кн. 1 гл. 28–31). С помощиью этого знамени св. Константин победил Максентия, сделался единодержавным правителем римской империи и объявил веру христианскую господствующей. В том же IV веке совершилось новое событие, столь прославившее христианское почитание креста, – это обретение в Иерусалиме царицею Еленою, матерью царя Константина, того самого креста, на котором пострадал Господь Иисус Христос. Обретение креста Господня сопровождалось чудом: по предложению Макария, еписк. Иерусалимского, принесены были кресты (ибо вместе с крестом Спасителя найдены и кресты двух разбойников). Когда принесен был третий крест, Господень, к одной смертельно больной иерусалимской женщине, – больная исцелилась. У Созомена рядом с рассказом об исцелении смертельно больной женщины сообщается также, что древом крестным воскрешен был один мертвый, вследствии чего и узнали, который из трех найденных крестовкрест Господень. Со времени обретения креста Господня, изображение св. креста торжественно предносилось при церковных ходах и чествовалось в храмах и домах, а со времени 6 вселенского собора почитание креста определено особым постановлением: «поскольку животворящий крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения» (Прав. 73). К основанию чествования креста Господня служит еще следующее соображение: Как в обыкновенном войске, посредством чествования знамени чествуется государь, собравший воинов и сам давший им знамя, – так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшого нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте, знамени Христовом, чествуется не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны. Итак, благочестивый обычай православных христиан, почитание креста Господня, имея твердое для себя основание в св. Предании, ни сколько не противоречит и св. Писанию, напротив, находит в последнем для себя подтверждение. (Оболенский, стр. 353). II. Основания из слова Божия для православного учения о кресте и крестном знамении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Когда было жестокое гонение на христиан и Господу было угодно прекратить его, Он явил высоко на небе крестное знамение Царю Константину, и вокруг Креста было написано: Сим побеждай. Тогда Константин сделал знамение Креста и сим знамением победил неприятеля. Вот Господь Крест нам дает и ограждает нас от всех бед, от всех зол и ограждает нас от князя мира сего – дьявола. Вот мы возносим знамение Креста, здесь, над Сан Франциско возносится Крест, чтобы охранять сей город, хранить каждого из нас. Крестзнамение победы Христа над дьяволом , знамение победы Христа над теми, которые восстают против Него. Крест – непобедимое оружие. Вот от ныне возносится Крест над нами. Осеняет град Сан Франциско. Это наше знамение. Это наше оружие против всех искушений, против всех бед, против всех напастей. Когда мы издалека увидим сияющий Крест над нашим собором, мы вспомним, что с нами Христос распятый, Христос Всемогущий. Христос – наш Спаситель. Когда придет в голову кому какое-нибудь недоброе чувство, то пусть, взглянув на Крест сей, испугается. И тогда, когда загремят страшные трубы и Христос появится на облаках, знамение Креста появится как знамение Христово, как знамение конца мира. Пусть озаряет нас Крест и в путешествиях, и когда мы находимся дома. Приезжая издалека и проходя мимо собора, будем взирать на Крест сей и исполнять крестное знамение Христа Господа, который за нас пострадал. Во дни и в нощи пусть Крест нам напоминает о Распятом. Пусть осеняет нас и дает помощь в делах наших здесь. Пусть творится слава Божия, а не исполнение наших похотей и прихотей. Пусть Крест осеняет всех приезжающих в Сан Франциско. Когда будет кто отплывать из Сан Франциско, то Крест сей да несет благословение на путешествие, когда люди будут на кораблях приезжать к городу, пусть Крестом их встречает Сан Франциско и будет благословение на них, чтобы благополучно и во славу Божию было их пребывание здесь. Осеняет Крест всех находящихся в городе, входящих и выходящих, и пусть он нам вечно напоминает о Христе, Который ради нас принял Крест Свой, поселился на небесах и хранит нас Крестом Своим. Возблагодарим Господа Бога, что дал нам Крест Свой. Возблагодарим Господа Бога и не будем забывать, что Крест есть и наше орудие и в то же время напоминание нам о Страшном Суде Господнем. Верую Господи, спаси нас Господи силой Креста Твоего, спаси нас и охраняй нас силой Креста Твоего, молитвами Богородицы и всех святых. Все мы объединились вокруг Христа своего, ибо сказал Господь: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Слово на всеславное Воздвижение честного и животворящего Креста. Св. Андрея, архиепископа Критского Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лицо всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассеивается мрак, разливается свет. Мы славим Крест, и возносимся с Распятым, дабы, оставив землю вместе с грехом долу, стяжать небо и небесное. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют и народы совершают празднество. Так, одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает скорбь. Сколь же важно видеть самый образ Креста?! Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх. Так важно стяжание Креста! Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище. Вы, может быть, думаете, что под сокровищем я разумею золото, или драгоценные камни, чем прельщаются люди плотские, преданные суетности? Нет. Лучшее и драгоценнейшее из всех сокровищ, и по имени и по качеству, по всей справедливости есть Крест, на котором, чрез который и в котором утверждено и воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то из ребра не истекли бы потоки бессмертия – кровь и вода, очищающие мир; рукописание греха не было бы раздрано, свобода не была бы дарована нам, мы не стали бы наслаждаться древом жизни, рай не был бы отверзт для нас, пламенное оружие не отступило бы от Едема, и разбойник не сделался бы обитателем рая. Что я говорю? Если бы не было Креста, то и Христос не был бы на земле. А если бы не был Христос на земле, то не было бы и Девы, и второго рождения Христова; Бог не вочеловечился бы, не было бы ни Младенца, ни яслей, ни пелен, ни обрезания осмодневного, ни воскормления, ни послушания родителям, ни возрастания телесного, ни явления в мир; не было бы ни крещения, ни чудес, ни Иуды предателя, ни судии Пилата, ни толпы иудеев, с воплем требующей распять Неповинного. Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест – великое и драгоценное стяжание. Великое потому, что чрез него явлены великие благодеяния, тем более великие, что чудеса и страдания Христовы одержали победу над всею вселенною; драгоценное потому, что Крест служит знамением страдания Христа и Его победы; страданий, ибо Он добровольно вкусил на нем смерть, – победы, ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (I) Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва. (Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня, светилен по 9-й песни канона). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя. В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу. Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам. Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавистью требуют от правителя смерти для Бессмертного, смерти позорной: Распни, распни Его ( Ин. 19:6 )! – кричат они.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Генезис и эволюция иконографии креста в ранней Церкви. Часть II 07.03.2015 630 Время на чтение 37 минут Во второй части статьи протоиерей Павел Недосекин знакомит читателей с истоками употребления креста как знака Мессии - Христа, не обходя вниманием и вопрос о вариантах изображения этого знака. Автор приводит многочисленные значения, присваиваемые знаку креста в древней Церкви, а также исследует эволюцию крестного знамения у ранних христиан.Во второй части статьи протоиерей Павел Недосекин знакомит читателей с истоками употребления креста как знака Мессии - Христа, не обходя вниманием и вопрос о вариантах изображения этого знака. Автор приводит многочисленные значения, присваиваемые знаку креста в древней Церкви, а также исследует эволюцию крестного знамения у ранних христиан. Часть II И имя Егω на челхъ ихъ Древняя христианская надгробная плита с пальмовой ветвью, крестом и латинским словом «победа», написанная греческими буквами (с употреблением альфы (Α) и омеги (Ω ) Первые иудеохристиане приняли «знак Иезекииля» как мессианский символ спасения и духовного возрождения . Он стал главным символом христианства, «знаком Мессии-Христа» -крестом, которым обозначали сферы религиозной жизни от момента вступления в Церковь, с её практикой крещения, молитвы и общественных богослужений, до погребальных церемоний. И если ветхозаветное пророчество Иезекииля прочитывалось в контексте грядущего пришествия дня Мессии, то после евангельских событий этот знак стал признаком принадлежности Христу Его последователей, - святых (των αγων) (Деян. 9. 41; 26.10), людей новой расы, - «новой твари», καιν κτισζ, nova creatura (2 Кор. 5, 17), граждан будущего века, святость которых начинается уже здесь и будет явлена в эсхатологическом завтра, где праведники будут ознаменованы «знаком имени Отца Его» (Ап 14.1). Между тем, некоторые протестантские исследователи полагали, что крест как почитаемый знак христианства появился позднее, после «реформ» императора Константина и, особенно, после обретения креста Христова его матерью императрицей Еленой в 326 году. А в первые три столетия христианской религии крест был малоизвестен и не почитался как общехристианский символ. Однако такое утверждение противоречит данным исторической науки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Канон на Воздвижение Креста Господня Торжественный канон на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста принадлежит св. Козьме, Епископу Маюмскому. Приступая к составлению канона, Святитель прежде всего обращает ум и сердце к спасительному Древу и, как бы знаменуя себя священным знамением креста, подобно как делают все благочестивые христиане при начинании всякого доброго дела, говорит: Σταυρ πεποιθς, μνον ξερεγομαι (Крестом оградясь, произношу песнопение), и потом излагает свои мысли и чувствования. В этом произведении церковного витийства св. Козьма величественными описаниями и многознаменательными указаниями на события священной истории изображает, как по истине животворящ и честен Крест, на котором, совершилась искупительная смерть нашего Спасителя. Животворящую силу Его он видит ещё в Ветхом Завете, когда одни только прообразования и таинственные предвещания о Кресте Господнем уже спасали от бед, препобеждали законы природы, доставляли победу над врагами, подавали исцеления, служили источником благословения и освящения; – в особенности же в Новом Завете, когда спасительные действия Креста, окроплённого кровию воплотившегося Бога-Слова, распространились на весь род человеческий, многократно и разнообразно избавляя людей от видимых и невидимых врагов их спасения. Соответственно Божественной силе своей, спасительное орудие страданий Христовых и было достойно чествуемо во все времена, как святыми мужами Ветхого Завета, проразумевавшими таинство Креста, так и новозаветными сынами Благодати, узревшими это великое таинство в полном свете, преимущественно же тогда, когда Христианская Вера сделалась господствующею во всём мире – при Императоре Константине Великом и его благочестивых преемниках, и самое древо Креста чудесным образом обретено и явлено всем при достославном его Воздвижении. С восторгом указывая на чудные действия и торжественные явления победоносного Знамения и с глубочайшим благоговением ублажая святое орудие нашего спасения, Песнописец призывает всех верующих, все силы небесные и земные, видимые и невидимые, участвовать во всемирном, радостнейшем торжестве во славу Честного Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Крест ...Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста? (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 228). ...Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели уврачует немощь чувств своих, то привлекает на себя гнев Божий... (прп. авва Исаия , 59, 63). ...Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления (прп. авва Исаия , 59, 100). Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исаия , 59, 127). Крест есть знамение будущего бессмертия (прп. авва Исаия , 89, 338). Источник. ...С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание... (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. ...Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части (свт. Василий Великий , 6, 298). Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом... (прп. Ефрем Сирин , 31, 356–357).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Три искушения в пустыне и на Кресте 11.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Слово на Пассии. Евангелие от Луки Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Снова вводит нас святая Церковь в события, происходящие на Голгофе. Снова перед нами Распятие, три креста, водруженные Пилатом, Христос посреди двух разбойников. У Креста — воины, делящие Его одежды. И народ, собравшийся на это зрелище. Все смотрят, и мы смотрим вместе со всеми, и слушаем. Надо услышать нам главные слова, которые говорит Христос: «Отче, прости им». От этих слов незримо восходит заря новой жизни над всем родом человеческим. Христос умирает — побежденный, униженный, проклятый. Ибо написано: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3,13; Втор. 21, 23). На этот раз зло взяло верх. Нет, в последний момент Христос посрамляет его. Знамением победы являются эти простые слова: «Отче, прости им». Ибо, сказав это, Он ниспровергает зло. Зло было в зените своего могущества, но Христос заставил его пасть. Оно разбилось у подножия Его Креста. Миру явлена абсолютно новая победа. И знамение, которое Господь несет в Себе. Это Его Добро — не от земли, и оно переменит ее. Рождается новый мир. Тот, который Христос имеет в Себе. Это прощение Христа на Кресте — вершина Его дел, Его победа, которой Он освобождает от преступления тех, кто предает Его смерти, и открывает перед ними иное непостижимое будущее. Кровью Своею Христос ставит на Кресте подпись Сына Божия. Но слава Его сокрыта. Люди, стоящие у Креста просят о другом: «Пусть спасет Себя Сам». Они хотят, чтобы Он сошел с Креста, чтобы показать Свое спасение. Но несравненно лучшим является то спасение, когда Он прощает убивающих Его. Ибо сошествие с Креста было бы торжеством себялюбия. А прощение с высоты Креста — победа чистой любви. Сошествие с Креста было бы величайшим самоутверждением, человеческой победой, спасением по нашей, маленькой мерке. А прощение — Божия победа, самоотвержение и оживотворение всех, спасение по Божией мере. Не говоря уже о том, что отказ от Креста означал бы, что Господь уже не на стороне людей с их немощами. Трижды, с тремя искушениями подступают люди ко Господу, пытаясь заставить Его поступить так.

http://moral.ru/три-искушения-в-пустыне-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Воздвижение Животворящего Креста Господня Этот православный праздник отмечается 27 сентября. Но почитание Креста не приурочивается к какой-либо определенной дате. Крест Господень — одна из величайших святынь для каждого православного человека. Всемирное, да, всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня. Но всегда ли Крест почитался Церковью величайшей из святынь? Да, Крест всегда освящал Вселенную. С того момента, как он был пропитан Животворящей Кровью Иисуса из Его ран… С того мгновения, когда частицы плоти Иисусовой были гвоздями вбиты в Древо Крестное… Изображение Креста мы находим в катакомбах первых христиан, выбитым на камнях над самим престолом, пред которым христиане Апостольских времен преклоняли колена. Но особое почитание Креста началось со времен царствования византийского императора Константина. Неспокойным было начало его правления. Некий Мавксентий, желая свергнуть его, выступил с большим войском против императора. Перед сражением войска Константина были поражены сияющим видением Животворящего Креста на небе. Ночью же образовался Крест из звезд. Под ним на небесном фоне появилась надпись: «Этим побеждай». Люди, считая явление Креста, который был позорным орудием казни у язычников, страшным предзнаменованием грядущего поражения, испугались и в отчаянии были готовы бросить оружие. Лишь Константин Великий понял смысл явления и приказал изобразить Кресты на знаменах, щитах и латах воинов. Начался кровавый бой. Многие солдаты Мавксентия сложили головы, ничтожно малы были людские потери Константина, а победа его — блестящей. После того великий император, лояльно относившийся к христианам, издал указ о равноправии христиан с язычниками. До Константина Церковь Христова 300 лет испытывала страшные гонения. За веру в Иисуса, Сына Божия, христиан ссылали, обращали в рабов, отправляли на каменоломни. Свирепый император Нерон свои безнравственные пиры, проходившие в садах, освещал живыми факелами из горящих христиан, которых вместе с паклей, пропитанной смолой, привязывали к столбам, окружавшим столы пирующих, и поджигали. Христиан бросали на съедение диким зверям на аренах цирков. На глазах многотысячной толпы зрителей, патрициев и плебеев, голодные животные разрывали на куски и спокойно пожирали людей.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

ОБЪЕДИНИМСЯ ВСЕ ВОКРУГ КРЕСТА ХРИСТОВА! «Приидите вси языцы, Благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда...» «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на Немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» «Приидите, вернии, Древу поклонимся, Имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы...» «Приидите, вся отечествия языков, Крест Господень песньми почтим...» Так взывает к нам св. Церковь в своих песнопениях в честь великого праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, еще задолго подготовляя нас к торжественному празднованию его, – начиная уже с дня 1-го августа по ст. ст. Последуем же все этому пламенному призыву нашей Матери-Церкви: отрешившись от засасывающей, как трясина, и губящей нас мирской суеты, сплотимся вокруг дивного и спасительного знамения Креста Господня, «имже бысть вечная правда», – священного и дорогого для нас знамения нашего искупления и вечного спасения, знамения неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду! Ныне, когда на наших глазах воздвигнуто такое гонение на св. Крест, пусть даже и не всегда открытое и явное, а часто прикрытое и тайное, – когда даже называющие себя «христианами» не хотят знать Креста и позволяют себе глумиться над ним, когда лица, носящие звание «епископов» говорят, что Крест должен быть удален из христианских храмов, – проявим  исповеднически  всю силу нашей любви и преданности этому «оружию непобедимому», которого «устрашаются демонския полки» и коим «диавол всеконечно низвержеся» (как поется в праздник Воздвижения). Ведь эта, явная или тайная (все равно!), ненависть ко Кресту Господню в наши дни, это удивительное «отталкивание» от Креста, которого почти не увидишь теперь (в полную противоположность первым временам христианства) нигде – ни внутри, ни снаружи на жилищах христиан, ни на местах их вечного упокоения, ни даже на зданиях, претендующих на именование себя «христианскими храмами», чрезвычайно характерна. Равным образом, и желание как-то скрыть Крест, замаскировать его, где изображен он, или представить его в каком-то кощунственно-искаженном виде, – говорит нам о многом, открывая нам глаза на время, в какое мы живем.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010