5: «Дьячек Яков Иванов вместо иеръмонаха Арсения по ево велению руку приложил». Скрепа на л. 5 об.: «Григорей Пурской вьместо Андрея Михайлова по его веленью руку приложил». На рукописи имеются пометы графитным карандашом Н. И. Суворова (?), на л. 4 «1707 г. (черновая)».         3 г. января 1 – февраля 26] – Опись опечатанного имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина)   (Л. 5 об.) Роспись рухляди, которая была запечатана. Образ Успения Богородицы, писан на золоте . Образ преподобнаго Арсения Комелского, писан на красках . В подголовье окованом. Панагея, поставлена в золоте, в средине на яхонте писан Спасителев образ, кругом каменье изумруды, лалы з двемя жемчюги бурминскими, чепочка серебряная под золотом . Панагея же серебряная с финифты, в средине (Л. 6) Спасителев образ, чепочка серебряная с финифтью . Панагея же серебряная под золотом, в средине Спасителев образ с четырми бурминскими жемчюги, кругом обложена жемчюгом, чепочка серебряная под золотом. Панагея же серебряная, местами финифтью обложена, в средине раковина, на раковине писан образ Знамения Пресвятыя Богородицы, чепочка серебряная . Панагея же серебряная с финифтью, в нем Спасителев образ, под хрусталем з двумя жемчюшки, чепочка серебряная под золотом . Дароносица сребряная, местами золочена . Да четыре жезла, обложены сребром, местами золочены, в том числе один жезл с финифтью . Две торели чеканные да блютцо чеканное же, в том числе блюдцо местами золочено, весом все два фунта шестьдесят золотников . Сундук, обит кожею, в нем . Мандия обьяринная гвоздишная, подложена камкою зеленою . (Л. 6 об.) Мандия камчатая черная, камка куфтерь, подложена камкою зеленою . Мандия байберековая черная, ветхая . Полумандия байберековая черная, ветхая же . Ряса бархатная зеленая, подложена гайкою цветной. Ряса бархатная таусинной цвет, подложена киндяком зеленым. Ряса камчатая зеленая, ветхая. Ряса камчатая черная, ветхая. Кафтан обьяринной зеленой, подложен камкою зеленою . Кафтан камчатой осиновой цвет, подложен киндяком .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. в год – огромная по тем временам сумма. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен (в XVII в. их было около 400) пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как «черные сотни», торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. была широка, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский. Беломорский (Вологодский) путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск (ранее к Холмогорам) и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией (она шла Беломорским путем), имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и др. городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Вологодской епархии проходит VIII Духовно-просветительский молодежный форум «Наставничество» 19 мая 2023 г. 17:46 18 мая 2023 года в конференц-зале Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды открылся VIII Духовно-просветительский молодежный форум «Наставничество». Организаторами выступили молодежный центр «ГорКом35» при поддержке управления по молодежной политике Администрации города Вологды, молодежный совет Вологодской епархии , Вологодский государственный университет, духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» и клуб молодых семей «Счастливая семья». Перед началом форума для его участников была проведена экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю. Заседание предварило выступление хорового ансамбля «Истоки» Отделения дополнительного духовного образования и творческого развития для детей и молодежи при Вологодской духовной семинарии. Собравшихся приветствовали митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , мэр Вологды С.А. Воропанов и проректор по образовательной и воспитательной деятельности Вологодского государственного университета С.Б.Виноградова. Ведущая форума начальник управления по молодежной политике Администрации Вологды Я.Н. Филиппова познакомила присутствующих с программой. «2023 год объявлен Годом педагога и наставника, — подчеркнула Яна Николаевна. — Наставник важен и необходим в каждой сфере, будь то сфера образования, духовная сфера, медиасфера или сфера организации деятельности молодежных объединений». Что же такое наставничество для нашего молодого поколения? Этот вопрос организаторы форума задали активистам молодежных объединений. Их ответы участники мероприятия узнали, посмотрев видеоролик «Что такое наставничество?». В рамках форума работали несколько образовательных площадок. Обсуждение темы «Разговор о важном» вели известные в области лидеры общественного мнения. Участники форума встретились с заслуженным тренером России, кандидатом педагогических наук Т.Н. Карамышевой, которая создала знаменитый баскетбольный клуб «Вологда-Чеваката» и в течение 10 лет была его главным тренером. В «Разговоре о важном» участвовали также профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории и мировой политики Вологодского государственного университета В.А. Саблин и директор департамента по работе с некоммерческими организациями акционерного общества «Апатит», заместитель председателя Общественной палаты Вологодской области А.Е. Дубровин. Эта образовательная площадка работала в конференц-зале, для остальных были предоставлены помещения духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Именем Шукшина Как живет родное село Василия Шукшина, за что местные жители обижались на него и как сейчас благодарят 2 октября, 2014 Как живет родное село Василия Шукшина, за что местные жители обижались на него и как сейчас благодарят 40 лет назад, 2 октября 1974 года, умер Василий Шукшин. Наш сегодняшний рассказ — о родном селе Василия Макаровича, о том, как люди помнят о своем земляке. «Люди, милые люди, здравствуйте!» — так Василий Макарович Шукшин обращается к гостям и жителям родного села Сростки и ко всем нам, кто вспоминает о нем, кто обращается к его творчеству. Это не просто цитата, пустая фраза, вырванная из контекста, Шукшин и по сей день помогает людям — он не только дарит свое простое и емкое слово, свои пронзительные фильмы, но и помогает, как это ни странно, реальным делом. Более 30 лет назад в Вологодской области проходили съемки фильма «Калина красная». Именно там в процессе работы нашлась «мать» главного героя — жительница одной из деревень Офимия Ефимовна Быстрова. Как будто бы в сценарий была заложена ее невыдуманная история — два сына погибли на войне, третий сгинул в тюрьмах. Снимали как документальный фильм, спрятав камеру за окном, и, может быть, глядя на Шукшина, старушка видела в нем своего пропавшего сына. Через два года она умерла, а журналисты и туристы до сих пор заглядывают в небольшую деревеньку в Вологодской области, где когда-то проходили съемки легендарного фильма. Да вот только могилку прославившейся старушки многим найти не удавалось — ведь ухаживать за ней было некому. В 2004 году, после очередного заезда любопытных москвичей, односельчане «актрисы» решили поставить на заброшенной могилке памятник. На нем помещена фотография Офимии Быстровой из фильма «Калина красная»… В родном селе Василия Шукшина к знаменитому земляку долгое время относились с настороженностью. Он описывал реальные события, происходившие в Сростках, и реальных людей, которым это не всегда нравилось — бывало, даже обижались. А сейчас село в значительной мере живет за счет Шукшина. «Оно как-то расчесывается, подчищается, что не дано уже сейчас многим отдаленным сибирским селам», — говорят сотрудники находящегося здесь музея.

http://pravmir.ru/imenem-shukshina/

Городноезерская в Шероховичах, Новг. г., II, 944. Городолюбльский-Спасо-Преобр., Твер. г., II, 773. Гороховатская-Боров., Харьк. г., I, 85. Гороховецкий – Знам.-Городецкий-Красногривский, II, 812. Гороховецкий-Никол.-Троиц., II, 1006. на Горе Борисоглебский-Переяславский, II, 672. на Горе Феодора-Стратилата-Переяславский, II, 1334. Гостинопольский-Никол., С.-Петер. г., II, 980. на Государевом Старом Дворе-Знамен.-Московский, II, 813. Грановский – Преображен., Подоль. г., II, 1089. Гремячая, С.-Петер. г., II, 761. Гремячев-Успен.-Лихвинский, II, 774. на Гремячей горе Козмодемьян.-Псковский, I, 253. Греческий-Екатеринин.-Киев., I, 189. Греческий-Николаев.-Москов., II, 981. Григориев-Лопотов, Волог. г., II, 909. Грозовский-Иоанно-Богосл., Минс. г., I, 217. Грозовский-Николаев., Мин. г., I, 318. Гуляницкий-Корсун., Киев. г., II, 885. Гурьева-Успен., Новг. г., II, 1358. Густынский-Троиц.-Прилуцкий, I, 167. Д Давидова-Вознес., Моск. г., II, 775. Далматов-Успен., II, 776. Даниловская-Троиц.-Колесникова, Ярослав. г., II, 1229. Данилов-Московский, II, 777. Данилов-Переяславский, II, 1264. Данилов-Шужгор., Новг. г., II, 778. Данковский-Покров., II, 1063. Демьянова-Троиц., Арх. г., II, 1288. Демян.-Усть.-Узский, Пск. г., II, 779. Деревяниц.-Воскрес., Новг. г., I, 134. Дерманский-Троиц., Волын. г., I, 168. Дерновская-Спасс., Нижег. г., II, 780. Десятинский-Богород.-Рожд.-Новгородский, II, 781. Дивногор.-Троиц., Яросл. г., II, 1227. Дивногорский-Успен., Ворон. г., I, 169. Дидский-Павлов-Обнорский, Волог. г., II, 1033. Димитр.-Вологодский, II, 874. Димитр.-Кашинский, II, 783. Димитр.-Льговский, II, 913. Димитр.-Ряжский, II, 782. Димитр.-Серебряниц., Пск. г., II, 1146. Димитр.-Спасо-Прилуцкий-Вологодский, II, 1174. Димитр. – Спасо – Яковлев. – Ростовский, I, 465. Димитр.-Троиц., Симб. г., II, 1251. Димитр.-Югская, Яросл. г., II, 1361. Дисненский-Воскрес., I, 135. Дионисиев-Глушицк.-Сосновец., Волог. г., II, 767. Дмитровский-Борисоглебский, Моск. г., II, 671. Дмитровский-Кашинский, II, 783.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 2023 году выполнена комплексная реставрация фасадов, ремонт оконнных рам, элементов лестниц. Предполагается обустройство пустующего помещения подклета колокольни для использования в качестве билетной кассы. На деньги вологжан В.А. Засецкой и её наследника А.П. Набалова в Москве в фирме «Братья Бутеноп» (той же, что изготовила знаменитые куранты для Спасской башни Московского Кремля) были приобретены и в 1871 году установлены новые куранты с четырьмя циферблатами. В 1967 году долгое время бездействовавший из-за износа частей механизм курантов восстановил часовой мастер музея В.А. Корольков и бригадир слесарей завода «Северный коммунар» Б.Н. Сосин. На колокольне сохранилась уникальная коллекция из 24 колоколов XVII–XIX веков. Многие колокола имеют названия: Большой (Праздничный), Архангельский, Большая Лебедь, Малая Лебедь, Часовой, Великопостный, Юбилейный... В 1701 году, во время изъятия по всей России по указу царя Петра I четвёртой части всей «колоколенной меди» на военные нужды, с Софийской колокольни не было снято ни одного колокола. Более того, на звоннице появились два новых колокола, присланные из Москвы за сданный архиепископом Гавриилом сверх нормы лом цветных металлов; больший из этих колоколов отлит одним из создателей Царь-колокола Иваном Моториным. В советское время колокольный звон после передачи колокольни музею в 1924 году не производился. Звон соборной колокольни вернулся в уклад города лишь летом 1988 года, когда по инициативе директора музея-заповедника Г.М. Новожиловой, звонарей-энтузиастов В.В. Лоханского, Р.В. Сенникова, И.В. Папина при музее был создан ансамбль колокольной музыки. С 1960 года колокольня охраняется государством в составе ансамбля Вологодского кремля как памятник государственного значения. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 2 июня 2015 года объект культурного наследия федерального значения «Колокольня», входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под отдельным регистрационным номером.

http://sobory.ru/article/?object=00233

Замечательны также покровы на священные сосуды, шитые золотом и серебром, по малиновому атласу, с полями из зеленого атласа. На «воздухе» вышита плащаница и ангелы с рипидами; на полях слова: во гробе плотски... и прочие, шитые славянскими буквами «вязью». На одном из покровов вышит престол, а на нем – дискос с агнцем и звездицею и два ангела, с рипидами; здесь вышиты слова: приимите ядите... на другом малом покрове – образ Знамения Божией Матери, с 4-мя ангелами и с надписью по краям: пейте от нее вси... Кроме обычных крестных ходов, здесь совершается крестный ход 8-го июля, из кладбищенской часовни вокруг Вологодской Ямской. В крестном ходе носят икону Казанской Божией Матери, находящуюся в часовне. Причт, до 1861 года составляли: священник, дьячок и пономарь; с 1861 года положено быть диакону. На содержание причта имеются следующие средства: 1) зенное жалованье: священник получает 180 р. с., дьячок 70 р., пономарь 60 р. Диакон, кроме братских доходов, получает от ямщиков Вологодской слободы 15 р., а от крестьян деревень Автовой и Емельяновки 13 р.; 2) доходы от земли: по указу межевого департамента, от 14 мая 1809 г., за 774. положено было, вместо земли (которой для причта отведено не было), давать причту, от соседних землевладельцев, деньги, в размере 170 р. асс. Но это подаяние, от частой перемены владельцев, производилось очень неаккуратно. Собственно же церковной земли, отмежеванной 18 октября 1823 г. считается 1963 квадр. саж. Из них 600 саж. – под церковию, часовнею и дорогами, а остальное – под усадьбами и огородами причта, 3) половина процентов с капитала в 1714 р. сер. пожертвованного в пользу церкви, в 1836 году, статским советником Павлом Усовым; 4) доход с дачи, купленной по Высочайшему разрешению от 26 сентября 1836 г. священником Владыкиным, от г. Фурмана, в пользу церкви и причта, мерою в 55 дес. и 60 саж. Дача занята мелким лесом, огородами, и сенокосом. Находящийся здесь дом, пришедший в совершенную ветхость, отдается под дачу, а земля отдается в аренду крестьянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Она удостоена высоких наград, в том числе – Государственной премии РСФСР имени М.Горького, Большой литературной премии Союза писателей России, Всероссийской литературной премии «Звезда полей» имени Н. М. Рубцова, Всероссийской литературной премии им. А. Прокофьева «Ладога». Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почета, медалями Пушкина и «За трудовую доблесть», Патриаршим знаком «За вклад в развитие русской литературы», отмечена за свое творчество высшей наградой Союза писателей России – Почётным знаком «За заслуги в литературе», ей присвоено звание «Почётный гражданин города Вологды». Ольга Александровна искренне служила Поэзии, часто проводила встречи с читателями, помогала молодым авторам. В повседневности она высоко несла звание русского писателя. Она отстаивала народные ценности и традиции, непримиримо относилась к тем, кто слепо поклонялся Западу. Вологодские писатели, которых она называла братьями, всегда прислушивались к её голосу, к оценкам текущих событий в литературе. Даже трудно представить, что в наших рядах теперь нет Ольги Александровны. Но мы всегда будем помнить нашу «ясную звездочку», искреннего мастера поэтического слова. Скорбим! Вологодские писатели выражают глубокое соболезнование родным и близким Ольги Александровны, всем ценителям её творчества. Господь да упокоит её душу в обителях праведных! Геннадий Сазонов , член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России бабушка открыла кредитную пирамиду на миллиард После тяжких сборов девочку из Чебоксар вылечили в Израиле В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/po...

В верхней части бассейна реки Онеги расположен знаменитый Кенозерский национальный парк, историко-культурный комплекс, где бережно чтут традиции, создают особые условия для растений и животных. На территории 139,7 тысячи гектаров обитает более 600 видов растений, 263 вида птиц, 50 видов млекопитающих, пять видов земноводных и четыре вида рептилий. 2 Северная Двина Фото Dmitriy Korzhev/Wikimedia Commons/CC BY 2.0 Река на севере европейской части России, в Вологодской и Архангельской области. Исток — слияние рек Сухона и Юг в районе города Великий Устюг. Устье: Двинская губа, Белое море. Длина — 744 километра. На всей реке русло не раз менялось — и в силу природных причин, и из-за вмешательства человека… Это осложняет условия судоходства. С 1990-х годов резко сократились путевые дноуглубительные и русловыправительные работы, судоходства почти нет, река стала возвращаться в естественное состояние. Главные притоки — Вычегда, Пинега, Вага, Емца. Самые крупные населенные пункты: Великий Устюг, Котлас, Архангельск. Интересные факты: Сухона и притоки Северной Двины (Вычегда, Пинега) на протяжении столетий служили основным путем, по которому проходило освоение северных земель, налаживались связи с Европой. История освоения реки отражается в расположении ее по берегам поселений с богатым историческим и культурным прошлым (Великий Устюг, Красноборск, Орлецы, Холмогоры, Архангельск), многочисленных архитектурных памятников. В Северной Двине водятся ценные виды рыб — сёмга, нельма, сиг. Правда, браконьерство и ухудшение качества воды привели к снижению рыбохозяйственного значения реки. 3 Сухона Тотьма. Вид на Сухону с колокольни Успенской церкви. Фото Dunaeva A.V./Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Река в европейской части России, а в Вологодской области — левая составляющая Северной Двины (если река образуется слиянием двух других рек, эти реки называют составляющие; Северную Двину составляют реки Сухона и Юг, при этом Сухона, если смотреть карту, протекает левее, западнее Юга). Исток — Кубенское озеро.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

На десятильничих дворах и в уголках, отдаленных от кафедральных городов, совершались еще болышие непотребства. Десятильники, боярские дети, дворяне, заезчики и т. п. творили „всякое безчиние“ священному чину – налоги, обругательства, убытки и много другого в этом роде. Духовенство, шедшее в уровень с веком и нечувствовавшее над собой архипастырского глаза, не редко и само вливало каплю горечи в епархиальную жизнь. Смелые клирики и попы обманно ставились, где хотели; бродячее духовенство служило без грамот, не признавая никакого суда и власти, – венчало без разбору. Епархиальный архиерей часто мог видеть вокруг себя беспорядки, но не мог прекратить их. У каждаго местного архиерея по соседству часто хозяйничали чужие люди, а своих он должен был слать за сотни верст. Светская власть постоянно вмешивалась в дела церкви и церковного суда и вместо порядков чаще производила беспорядки, особенно со времени Уложения 1649 г. и учреждения Монастырского приказа, сразу столкнувшихся с гражданской неподсудностью духовенства и удельной обособленностью церковного ведомства, выделявшегося в общем государственном строе в особые терраториально-административные единицы – епархии, стоявшие вне всякаго соответствия с тогдашним гражданским делением России на воеводства. Богатые монастыри с несудимыми грамотами, имевшие свои вотчины и приписные монастыри в разных епархиях, не зная почти никакой епархиальной зависимости, невольно помогали расстраивать епархиальное управление и доставляли не мало беспокойства местным архиереям. В 1659 году псковский архиепископ Макарий жаловался на старца Леонтия – строителя псковских Стефановского и Никольского монастырей, приписанных к знаменитому звенигородскому Саввино- Сторожевскому монастырю, что духовной любви его (Леонтия) к нему, архиепископу, не было; владыка посылал звать его к себе, но он не слушался. Подобная жалоба была от рязанскаго архиерея. При путанице территорий и владений обширных и беспорядочно разграниченных епархий между самими архиереями возникали недоразумения. Митрополит Макарий еще в дни Стоглава столкнулся с рязанским архиепископом Касьяном из-за Шацка; позже у новгородских архиереев вышли недоразумения с вологодскими, у коломенских и воронежских с рязанскими, у вятских с вологодскими. Замешательствами пользовались служилые люди и тяглое духовенство, обязанное содержать своего архиерея: одни, чтобы больше получать, другие, чтобы совсем не платить, а третьим, напротив, приходилось расплачиваться вдвойне и страдать от лишних поборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010