II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой Чудотворная Икона Знамения Божией Матери дала начало и существованию Коренной Пустыни, как построенной на месте Ея явления, а потому и историю обители прилично начать с сказания о явлении сей иконы, тем более, что и вся Курская область, обязана ей воссозданием, хранением и процветанием своего областного города. Курск принадлежит к числу древнейших городов Южной России. Он построен Вятичами, первобытными жителями этой страны, не позже столетия. Сохранилось несомненное свидетельство о том, что Курск и его окрестности были просвещены христианской верой одновременно с другими древними областями Русскими. Преподобный Нестор в житии пр. Феодосия Печерского повествует, что по переселении родителей его из Василёва в Курск (в первой половине XI века) Феодосий еще будучи отроком, в сем граде: «Божественного Писания в наказание учителю вдан бысть», и притом «по вся дни хождаше в церковь Божию» и вскоре «начать пещи просфоры и продаяти», чем и занимался более двух лет. Когда же мать благочестивого отрока хотела отклонить его от любимого занятия, он тайно «иде в ин град не долече сущи, и обита у прозвутера, и делаше по обычаю дело свое». Отысканный матерью и насильно возвращенный в Курск, он и здесь продолжал ходить по вся дни в Церковь Божию, а своим смирением и покорностью заслужил любовь властелина града, так что этот властелин «повеле ему, яко да пребывает у его церкви». Значит, Христианство уже существовало тогда в Курске и его пределах, а в самом Курске была даже не одна церковь . Феодосий пошел из Курска в Киев к пр. Антонию, когда ему исполнилось 23 года от роду, а это было по свидетельству летописей в 1032 году. Курск с самого покорения области Вятичей Киевскими князьями составлял часть Переяславского Княжения, столь знаменитого при Великих Князьях Всеволоде I и Мономахе. Первый известный по летописям «властелин Курска» был Изяслав Владимирович сын Мономаха, упоминаемый в летописях под 1095 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. Фотография. Кон. XIX в. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. Фотография. Кон. XIX в. В 1769 г. славяно-лат. школы открылись в Белгороде и Валуйках. 14 сент. 1770 г. по просьбе курского духовенства еп. Самуил (Миславский) разрешил создать славяно-лат. школу в курском Знаменском мон-ре. 6 окт. 1775 г. еп. Аггей (Колосовский) распорядился возобновить семинарию при белгородском Николаевском мон-ре. Сначала в ней было 2 класса: грамматический и синтаксический, в 1787-1790 гг. открылись классы риторики, философии и богословия. К 1780 г. продолжала существовать славяно-лат. школа при Успенском соборе в Белгороде. В этот же период открылись словено-лат. школы (преобразованные позже в уездные духовные училища) в Обояни (1771), Ахтырке (1777), Валках (1783). При еп. Феоктисте (Мочульском) были созданы славяно-лат. школы в Курске (1787), Ст. Осколе (1788), Путивле (1793) и Рыльске. В нач. XIX в. к ним добавились духовные уч-ща при уездных или окружных духовных правлениях в Короче, Щиграх, Фатеже, Хотмыжске и Судже. В ходе реформы духовных школ в 1817 г. сохранились семинария в Белгороде, уездное уч-ще в Курске, приходские уч-ща в Короче, Щиграх, Судже (закрыто в 1841), Путивле, Фатеже, Рыльске и Ст. Осколе. В ходе реформы в 1851 г. закрылись приходские уч-ща в Белгороде, Курске, Обояни, Рыльске и в Ст. Осколе. После перенесения центра епархии в Курск духовная семинария при белгородском Николаевском монастыре официально именовалась как Курская в Белгороде епархиальная семинария. В Курск семинария окончательно переехала в 1882/83 уч. г. В Белгороде имелось 2 духовных уч-ща: Николаевское (открыто в 1843 при упраздненном Николаевском мон-ре) и духовное уездное уч-ще при бывш. Белгородской ДС (создано в 1817), при к-ром еп. Питирим (Окнов) в 1906 г. открыл отд-ние Курской ДС. Такое же отд-ние было открыто и при Рыльском ДУ. Духовные уч-ща существовали в Обояни, в Ст. Осколе, при белгородском женском монастыре. Епархиальные женские училища действовали в Курске и в Белгороде. На 1917 г. в Курской губ. насчитывалось 911 церковноприходских школ и школ грамоты, в к-рых обучалось 48 тыс. чел. Курская ДС была закрыта в 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Важнейшими событиями в духовной жизни курян стали посещение края в 1991 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II , принесение в епархию из США в сент. 2009 г. чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 15 марта 1990 г. вышел в свет 1-й вып. «Курских епархиальных ведомостей». 1 сент. того же года начались занятия в ДУ; на очное отд-ние поступили 24 чел. В кон. 1991 г. уч-ще было преобразовано в Курскую ДС с 3 отд-ниями: пастырским, регентским и иконописным. Нужда в семинарии на тот момент была огромная, т. к. епархии в 1992 г. не хватало 120 священников. В наст. время в Курской ДС большое внимание уделяется подготовке священников, способных вести диалог с молодежью: наряду с педагогикой и психологией изучается методика преподавания Закона Божия, введена педагогическая практика в правосл. гимназии, миссионерская практика в общеобразовательных школах города, а с 2008 г.- в дошкольных образовательных учреждениях. 29 апр. 1990 г. в Курске открылась общегородская воскресная школа, куда были приняты более 80 детей. В 1994 г. при епархии начала работу 1-я в Центральночернозёмном регионе правосл. гимназия им. прп. Феодосия Печерского, учредителем которой стала Курская ДС. На базе гимназии создан консультативный центр непрерывного правосл. образования и воспитания, имеется б-ка правосл. педагогической и методической лит-ры. Совместно со светскими организациями епархия проводит просветительские мероприятия. После празднования 1000-летия Крещения Руси в Курске и Белгороде прошли посвященные русской церковной истории круглые столы с участием деятелей науки и культуры и представителей Курско-Белгородской епархии. В 1992 г. в Государственном архиве в Курске состоялись научно-практические краеведческие чтения, посвященные 325-летию Курской кафедры. Курская епархия стала инициатором мн. полезных начинаний, среди них - ставшие традиционными рождественский и пасхальный концерты в Курском гос. драматическом театре, пасхальный фестиваль «Золотые купола», концерты, посвященные Неделе св. жен-мироносиц и Дням славянской письменности и культуры. Ежегодно проводятся всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Архимандрит Леонид (Кавелин) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни — архимандрит Леонид (Кавелин) Архимандрит Леонид (Кавелин) В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Предисловие Летом 1862 года, случилось мне посетить Коренную Рождество-Богородицкую Пустынь, пользующуюся издавна и вполне заслуженной известностью в нашем Отечестве, как место явления чудотворной Иконы Знамения Божией Матери Курской, так и по знаменитой Коренной Ярмарке, бывающей близ этой Обители в 9ю пятницу после Святой недели. По желанию достопочтенного Настоятеля Обители О. Архимандрита Ювеналия Половцева, пользуясь свободным временем, я занялся рассмотрением монастырского архива, с целью составить историческое описание сей обители. Оказалось, что архив монастырский начиняется лишь с 1764 года, то есть, с того времени, как пустынь эта, бывшая до 1764 года приписной к Курскому Богородицкому Монастырю, сделалась самостоятельной; для собрания же сведений о начале Обители и состоянии её в период её зависимого существования, пришлось заглянуть и в архив Курского Знаменского монастыря. Таким образом, предлагаемое вниманию читателей «Историческое описание Коренной Пустыни» составилось из сведений о сей Обители, извлеченных из двух монастырских архивов, и частью из других письменных и печатных источников, каковы например: «Рукописное сказание о явлении и чудесах чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, no исконному нарицанию Курская», рукопись, составленная в XVII столетии и в более или менее верных списках довольно распространённая в Курской губернии. Из печатных источников назову: «Описание Курского Наместничества С. Ларионова 1785 года» (Курск) и, «История о городе Курске, о явлении чудотворной Знамения пресвятой Богородицы Иконы, нарицаемая Курская, о Курском Знаменском Монастыре и его Настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, Грамот Царских и Патриарших, такожде и из рукописного Летописца в Курском Знаменском Монастыре находящегося», (на 55 страницах 1792 г. изд. в Курске).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

Курская икона Божией Матери «Знамение» — одна из самых древних икон, история которой исполнена множества благодатных знамений и чудес. Время обретения иконы относится к XIII веку, когда Курская земля, подобно большинству русских городов во время татарского нашествия, была разорена и находилась в запустении, а сам город Курск превратился в дикое, пустынное место, заросшее лесом. Один из жителей уцелевшего от погрома города Рыльска пришел однажды поохотиться на берег реки Тускари, недалеко от Курска. Высматривая добычу, он заметил лежавшую на земле при корне дерева икону Божией Матери. Как только охотник поднял ее с земли, тотчас на этом месте забил чистый и многоводный источник. Это было 8/21 сентября 1295 года. Нашедший святыню охотник построил для нее часовню, в которую стали ходить жители Рыльска для поклонения иконе Пресвятой Богородицы. Со временем Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск, но был единственным, кто уклонился от торжественной встречи иконы, за что он в тот же день был поражен слепотой. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святой иконой, получил исцеление. Умиленный чудом, Шемяка построил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ. Было установлено ежегодное празднование в день явления святой иконы, получившей название «Знамение» Курская-Коренная, — 8/21 сентября (впоследствии к этому дню прибавились также 8/21 марта, 27 ноября/10 декабря и пятница 9-й седмицы по Пасхе). По прошествии некоторого времени святыня чудесным образом исчезла из этого храма и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее оттуда, но икона вновь непостижимым образом перемещалась обратно, пока, наконец, ее не оставили в построенной для нее часовне на берегу Тускари, поняв, что Божия Матерь благоволит к месту явления Своей иконы. На протяжении столетий история чудотворной иконы Богоматери «Знамение» Курской-Коренной изобиловала чудесными знамениями и исцелениями. Как известно, во время крестного хода с этой иконой, приложившись ко святыне, получил исцеление от тяжкой болезни отрок Прохор Машнин (будущий великий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение» в Храме Христа Спасителя Москва, 8 июня 2010 г. Утром 8 июня 2010 года из Курска в Москву была доставлена Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Чудотворный образ сопровождают архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк и делегация Русской Зарубежной Церкви. Из аэропорта «Домодедово», где святыню встречал архиепископ Истринский Арсений, Курская Коренная икона была перевезена в Храм Христа Спасителя. У западных врат кафедрального соборного храма чудотворный образ встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и многочисленное духовенство столицы. Святейший Патриарх Кирилл внес икону в храм и с солеи благословил ею верующих. Затем икона была положена на аналой, установленный посреди храма. Предстоятель Русской Церкви совершил перед чудотворным образом молебен, за которым Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Марк; епископы Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Женевский и Западно-Европейский Михаил, Серафим (Зализницкий), Анатолий (Аксенов), Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, священнослужители г. Москвы. На богослужении присутствовали Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка и его заместитель А.Г Звягинцев. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», главная святыня Русского Зарубежья, была доставлена в пределы Русской Православной Церкви 13 мая. До 25 мая святыня находилась на Украине, с 25 мая по 8 июня — в Курске. Сегодня днем из Храма Христа Спасителя чудотворный образ будет доставлен в аэропорт и направится в Мюнхен. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 8 июня 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/35607.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Принесение в Курск чудотворной иконы «Знамение» - главной святыни РПЦЗ - вновь отложено 06.03.2008 В 2008 году подлинную Курскую Коренную икону " Знамение " не смогут доставить в Курск на освещение главного храма Коренной пустыни, сообщили в пресс-службе Курской епархии . Об этом стало известно на встрече членов Попечительского Совета по возрождению мужского Богородице-Рождественского монастыря «Коренная Пустынь» и архиепископа Курского и Рыльского Германа в Москве с Митрополитом Лавром и другими иерархами Русской Зарубежной Церкви. В ходе беседы обсуждались вопросы, связанные с возможным посещением города Курска делегацией Русской Зарубежной Церкви, сопровождающей икону Божией Матери " Знамение " Курская Коренная. Архиепископ Герман рассказал о том, как при активном участии администрации области ведется возрождение Коренной пустыни. Эта работа осуществляется под патронажем Попечительского Совета во главе с полномочным представителем президента РФ в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко. Владыка сообщил, что не только куряне, но и все православные люди России с нетерпением ждут принесения иконы Богородицы " Знамение " , чтобы приложиться к ней. По его словам власти готовы достойно встретить святыню на курской земле. Иерархами Зарубежной Церкви было заявлено, что они знают о строящемся в Коренной пустыни соборе Рождества Пресвятой Богородицы и готовы привезти икону " Знамение " на освящение храма. Однако в этом году из-за длительных процедур согласования просьбу курян выполнить невозможно. Окончательное решение о времени посещения России главной святыней Русской Зарубежной Церкви будет принято на заседании Архиерейского Синода в декабре 2008 года. Напомним, что это одна из древнейших святынь Русской Православной Церкви. По преданию, икона была обретена 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска на берегу реки Тускарь в лесной чаще. Сейчас на этом месте располагается монастырь Курская Коренная пустынь. В Знаменском соборе Курска хранится список с древней иконы, сделанный в XIX веке. Подлинник иконы уже многие десятилетия находится в США. ИА Regnum/Седмица.Ru Редакция текста от: 06.03.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4587.html

В Курской митрополии состоялся традиционный крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в Коренную пустынь 25 июня 2022 г. 14:16 24 июня 2022 года, в 9-ю пятницу по Пасхе, после двухлетнего перерыва из-за пандемии состоялся традиционный крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной из Знаменского мужского монастыря Курска в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. В этом году в крестном ходе приняли участие еще две чтимые иконы Божией Матери из Курского Свято-Троицкого женского монастыря: «Троеручица» и Новодворская. Перед началом шествия в Знаменском кафедральном соборе митрополит Курский и Рыльский Герман , митрополит Изюмский и Купянский Елисей , епископ Железногорский и Льговский Паисий в сослужении многочисленного духовенства Курской митрополии совершили Божественную литургию. За богослужением молились игумении с сестрами из курских монастырей и тысячи православных верующих. По окончании богослужения владыка Герман обратился к молящимся, напомнив историю и смысл этого духовно значимого священного события, призвал к соборной молитве о нашей стране, о курском крае и пожелал духовных, телесных сил и заступничества Пресвятой Богородицы. Под колокольный звон из собора вынесли икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную. Архипастырь благословил святым образом Богородицы Курск на четыре стороны света и многотысячное шествие начало свой путь по центру города к Введенскому храму. На всем пути к крестному ходу присоединялись новые паломники. У ворот Введенского храма священники святой иконой еще раз осенили город Курск и перевезли ее в село Жерновец, куда крестоходцы доехали на автобусах. Торжественное шествие продолжилось от села Жерновец до Знаменского храма села Тазово Золотухинского района. У храма святых праведных Богоотец Иоакима и Анны села Долгое икону встречали губернатор Курской области Роман Старовойт и другие руководители исполнительной и законодательной власти, высокие гости, участники Курской Коренской ярмарки, которая ежегодно проходит у стен монастыря в местечке Свобода Золотухинского райна. У Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни икону встречали наместник игумен Серафим (Котельников) с братией. В древней обители архиереи в сослужении духовенства совершили молебен перед иконой Пресвятой Богородицы. Владыка Герман поздравил братию монастыря и паломников с духовным торжеством. Затем молящиеся смогли приложиться к иконе. По завершении крестного хода у ворот Коренной пустыни состоялось торжественное открытие XXI Курской Коренской межрегиональной оптово-розничной ярмарки. Митрополит Курский и Рыльский Герман поприветствовал всех гостей и участников ярмарки и пожелал успешного ее проведения. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Многочисленные поясные изображения Оранты с образом Младенца Христа на груди раскрывают тему Боговоплощения, поэтому иконографический тип Знамение иногда именуют Воплощение. Икона считается заступницей от врагов, вследствие прославления чудотворной Новгородской иконы в 1170 году при осаде Новгорода Владимиро-Суздальским войском. Этому событию посвящена икона Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами). По преданию, в этой битве икона Знамение покровительствовала новгородцам, она ослепила вражеских воинов и заставила их отступить. Сюжет иконы изображен в трех ярусах: в верхнем - перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине в Детинец; в среднем - яростное нападение врагов на новгородцев и икону, установленную на городской стене; в нижнем - из ворот новгородского Кремля вместе с войском выступают четыре святых воина, посланных Богоматерью: князья Борис и Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Икона Богоматери Знамение Курская-Коренная была обретена в 1295 году жителем города Рыльска в лесу при корне дерева, что определило ее прозвание Коренная. Прославлена многими чудесами, в 1597 году по приказу царя Феодора Иоанновича была привезена в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатою ризою, предварительно обложив ее рамой, где изображен Бог Саваоф, окруженный пророками с развернутыми свитками. По правую руку Бога Отца - царь Давид во главе пророческого ряда, по левую руку - царь Соломон. Сонм пророков обращен не к Матери Божией и Предвечному Младенцу Еммануилу, как обычно бывает в пророческом чине иконостаса, но к Богу Саваофу, а Бог Отец двумя руками с одинаковым сложением перстов благословляет и Божию Матерь с воздетыми в молении руками, и Еммануила, и пророков, склоненных к нему. Икона была возвращена на место обретения. По велению царя разоренный татарами Курск был восстановлен, в его соборный храм была перенесена икона Богоматери Знамение Курская-Коренная, а в Коренной пустыни оставлен список с нее. Одигитрия, Умиление, Оранта - основные типы в иконографии Богородицы, ибо в их основе - богословское осмысление образа Богоматери. Все иконографические варианты, которые не имеют четких черт упомянутых выше типов, можно условно объединить в тип Акафистный, по принципу иллюстрирования определенного эпитета, которым Богородица величается в Акафисте.

http://pravicon.com/text-15

Краткие сказания об иконе входят в сборники повестей о чудотворных иконах и относятся к кон. XVII - нач. XVIII в. (сказания о Богородичных иконах: сб. «Богоматерь Курская», XVII в.- РГБ. Соф. 1428. Л. 460 об.- 461 - явление 8 сент. 1295; сб. «Солнце Пресветлое», 10-20-е гг. XVIII в., принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (НБ МГУ. 293), и его копия, принадлежавшая в 1730 Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 83 об.- 85), и др.). Они содержат краткий пересказ основных эпизодов сказания до переноса иконы в Знаменский мон-рь и отличаются рядом дополнений. Так, в них уже указана точная дата обретения иконы - 8 сент. 1295 г. Она имеет легендарный характер, но с кон. XVII в. закрепляется в сборниках сказаний, а затем входит в месяцесловы. В книге С. И. Ларионова «Описание курского наместничества» (1786) дата обретения приводится со ссылкой на то, что она фигурирует в подписи к К. и. на одном из печатных листов с изображениями почитаемых Богородичных икон. Сомнения в столь ранней дате обретения образа были высказаны и аргументированы в дореволюционной литературе ( Сенаторский. 1913. С. 6-7) и в современной ( Раздорский, Холодова. Курская икона). Заключение о времени появления иконы можно сделать, опираясь на текст «Сказания...». Упомянутый в нем рыльский кн. Шемяка (Шемятич) - Василий († 1529), сын Ивана Дмитриевича Шемяки, бежавшего в 1454 г. в Литву от преследований вел. кн. Василия II Васильевича,- так Шемяки получили во владение Рыльск и Новгород-Северск. Василий Шемяка перешел на сторону Московского кн. Иоанна III Васильевича. Был обвинен в связях с Литвой, умер в Москве в заточении. Кроме того, согласно «Сказанию...», рыльский иерей по прозванию Боголюб был уведен в плен крымскими татарами (в кратких сказаниях и краеведческой лит-ре закрепилась ошибочная дата его пленения - 1383), создание гос-ва к-рых, Крымского ханства, относится к сер. XV в. Союзником Иоанна III в борьбе с польско-литов. кор. Казимиром IV выступал тогда хан Менгли-Гирей, и рус. послы часто ездили в Крымскую орду. В один из таких визитов Боголюб и мог быть выкуплен из плена. Т. о., время обретения иконы относится к кон. XV - нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010