Знаки праздников месяцеслова



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012

Знаки праздниковИскать в Источникеazbyka.ru
... сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология – наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении. Настоящая статья имеет целью изложение структуры праздничной системы Православной Церкви с обозначением ключевых отличий разных видов праздников. Система праздников, сформировавшаяся в литургической традиции, изложена в богослужебных книгах, и в частности, в 47-й главе Типикона, которая посвящена классификации праздников Месяцеслова Православной Церкви. Данная глава Устава, проводя деление праздников по типам и закрепляя за каждым видом праздника определенный знак (графическое изображение) , предлагает фундаментальную основу, на которой строится система богослужебных отличий непереходящих праздников годового цикла. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые. ... далее ...
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..." (Седмица ...Искать в Источникеradonezh.ru
... Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же. Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание Воздвижения может отмечаться уже 15 сентября) . В день предпразднства 13 сентября соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер (великая вечерня со входом и паремиями, утреня с великим славословием - см. ст. Знаки праздников месяцеслова) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства; служба на литургии - только праздника Обновления. Под 14 сентября служится малая вечерня, перед которой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник, а после - из жертвенника в алтарь, при пении тропаря и кондака Воздвижения и в сопровождении 2 свещеносцев. В современной практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения) , хотя в ... далее ...
Почитание пророка Даниила — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... в целом тот же; указаны литургийные Апостол и Евангелие ( Евр 11. 33-40, Лк 11. 47 - 12. 1 ) . Различные редакции Иерусалимского устава и соответствующие им Минеи содержат в целом тот же устав службы, что и студийские памятники. В слав. списках Типикона и Минеи последование Д. включает 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах», 2 самогласна, канон, седален, кондак с икосом и светилен; на литургии - те же чтения, что и в Мессинском Типиконе; др. элементов последования Д. в слав. списках нет. Со 2-й пол. XVI в. в Типиконах при этом дне появился знак - 3 точки в полукружии - (см. ст. Знаки праздников месяцеслова) . В печатных изданиях Типикона ( М., 1610, 1641 ) на литургии на блаженнах назначается пение 3-й песни канона Д. и 6-й - канона 3 отроков; глава о совпадении 17 дек. с воскресеньем (с Неделей св. праотцов) в этих изданиях предваряется фразой, подчеркивающей особенное значение этого праздника: ( Устав. М., 1610. Л. 459 об. ) . В исправленном Типиконе 1682 г. и в последующих изданиях, включая совр., на «Господи, воззвах» вместо богородична назначается стихира предпразднства Рождества Христова, что акцентирует праздничный статус памяти Д. и вавилонских ... далее ...
Св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... for the «Kievan Succession» ( 1155-1175 ) : The Religious-Ecclesiastical Dimension HUS. 1988 1989. Vol. 12 13. Р. 761-780; Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1992; Янин В. Л. Моливдовул ростовского архиепископа Леонтия ВИД. 1994. Вып. 25. С. 5-18; Георгиевский В. Св. блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский: Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999п; Аксенова А. И. Загробная одиссея князя Живая история: (Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника) . М., 2000. С. 172-175. Знаки праздников месяцеслова (, с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы. Особо выделена тема благочестивого родословия А. Ю. Б. и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом) Минея (МП) . Июль. Ч. 1. С. 262-280 (. Почитание А. Ю. Б. отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы, составленной в 20-х гг. XX в. митр.) Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг. : образ князя на сев. грани юго-вост. столпа открывает ... далее ...
Богородичные Праздники — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... п., касающихся основных событий жизни Пресв. Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение) , были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др. - в XIV в.) . Проч. Б. п., относящиеся к событиям из жизни родителей Пресв. Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресв. Девы (поясу, ризе) , не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова) . С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресв. Богородицы (1 окт. ; греч. аналог праздника - 28 окт.) . имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется) , праздничную утреню и 1-й час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресв. Богородицы («Величит душа моя Господа») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные ... далее ...
Гимнография, посвященная вмч. Екатерине — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... устава служба 24 нояб. включает общий для Е. и мч. Меркурия тропарь Мученица Твои Господи ( напр., см. : Миркович. Типикон. С. 62б ) . В рукописях и печатных изданиях с кон. XVI в. появляется особенный тропарь Е. 4-го гласа Добродетельми яко лучами солнечными, помещаемый в слав. книгах вплоть до наст. времени. Кондак Е. обычно приводится после 6-й песни канона, что говорит о праздничности памяти Е. (нек-рые рукописи назначают его по 3-й песни) . В отредактированном Типиконе 1682 г. 24 нояб. имеет черный знак «3 точки в полукруге» ( т. е. знак шестеричной службы - см. ст. ) Знаки праздников месяцеслова (, последование Е. включает тропарь Е. «Агница Твоя Иисусе», назначаются стихиры на хвалитех Е., на «Славу» повторяется один из вечерних самогласнов Е.) эти особенности приближают устав службы 24 нояб. к приводимому в греч. книгах (. В издании Типикона 1695 г., как и во всех последующих, сохраняется тот же устав, только в честь Е. может исполняться как общий тропарь «Агница Твоя», так и особенный «Добродетельми яко лучами солнечными».) В XVIII в. в день празднования тезоименитства российских императриц, носивших имя Е., 24 нояб. совершалась торжественная служба ... далее ...
Память прав. Артемия Веркольского — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.) . В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В., память А. В. отмечена также в «Описании о российских святых» ( кон. XVII-XVIII в. ) . В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В., здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого. В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея) МП ( . Июнь. Ч. 2. С. 270-282 ) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова) , под 20 окт. - тропарь и кондак из указанной службы (Минея) МП (. Октябрь. С. 524) . В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому. Источники: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685. Литература: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести ... далее ...
Богородичные праздники — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение) , были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др. – в XIV в.) . Прочие Богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе) , не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в Русской Православной Церкви, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова) . С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 октября; греческий аналог праздника 28 октября) . Служба на двунадесятые Богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется) , праздничную утреню и 1-й час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит дeша Моя Господа») ... далее ...
Вавилонские отроки — Статьи — Церковно-Научный ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... будние дни Рождественского поста. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ради праздника отменяются часы (ГИМ. Син. № 330, XII-XIII вв. Л. 106-107) . В Евергетидском Типиконе есть замечание о стихословии 7-й библейской песни (т. е. гимна В. о.) на глас канона, если 17 дек. не приходится на воскресенье; кроме того, следует отметить наличие указаний о совершении службы, когда на 17 дек. приходится воскресный день (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 341) . В московских печатных Типиконах XVII в., как и в ныне принятом в РПЦ, служба В. о. и прор. Даниила обозначена как шестеричная (см. Знаки праздников месяцеслова) . Типикон допускает соединение 4 последований при совпадении 17 дек. с воскресеньем: на «Господи, воззвах» из каждой группы подобнов В. о. и прор. Даниила по одной стихире переносится на литию; каноны пророка и В. о. поютаются вместе на 6 (в обычных условиях канон Минеи по уставу поется не менее чем на 4) - этот вариант применяется в Типиконе и в др. подобных случаях. В совр. греч. Минее 17 дек. приведено еще одно последование - свт. Дионисия Нового, архиеп. Эгинского; все 3 последования ( В. о., прор. Даниила, свт. Дионисия ) соединены. Служба - с ... далее ...
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... в конце утрени - стихиры на хвалитех В. и великое славословие, на литургии - антифоны «Благо есть». Согласно всем иерусалимским Типиконам, от древних до печатных XVII в., 1 янв. совершалась полиелейная служба. Эта традиция изменилась только в кон. XVII в., когда в рус. изданиях Типикона стали предписывать совершение всенощного бдения. До этого бдение было положено только в храме В. (ср. в совр. Типиконе РПЦ: « » - Типикон. [Т. 1. ] С. 374) или при совпадении праздника с воскресным днем. В московских печатных Типиконах 1610 и 1633 гг. 1 янв. обозначается полиелейным знаком (см. ст.) Знаки праздников месяцеслова (. В Типиконе 1641 г. 1 янв. помещен знак креста в полном круге) знак бдения (, но дается описание полиелейной службы. По Чиновнику 1621-1622 гг. московского Успенского собора бдения не бывает, но служат полиелейную службу с выходом духовенства к иконе и каждением) Голубцов А. В. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 33-34 (. По Типикону, используемому ныне в греч. Церквах, совершается служба с полиелеем, греч. Минея тоже допускает только полиелейную службу.) В совр. Типиконе РПЦ под 1 янв. стоит знак креста в ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012

Постоянная ссылка на эту страницу: Знаки праздников месяцеслова
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"