«Просительная ектения» – это простонародное наименование. В богослужебных книгах она называется по первому своему слову «Исполним», т.е. восполним (πληρωσωμεν). Например, на вечерне эта ектения восполняет молитвословия песнопения «Сподоби, Господи…». На вечерне и утрене эта ектения является завершительной ектеньей, завершая, восполняя молитвы этих богослужений. Зачатки просительной ектении можно усмотреть еще в «Апостольских постановлениях». Просительная ектения – это развитие великой ектении, прошения великой ектении «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, Твоею благодатью». Она содержит моления о различных потребностях и вещах. В просительной ектении все нужды делятся на шесть разрядов, которые располагаются по нарастанию, начинаясь от ближайших нужд (безгрешного вечера) и заканчиваясь прошением о тихой безболезненной кончине. В некоторых случаях просительная ектения имеет развернутое окончание – священническое благословение «Мир всем», «Главы наша Господеви приклоним», второй священнический возглас. Просительная ектения не имеет постоянного возгласа. Месяцеслов и канонник Месяцеслов: состав и назначение Месяцеслов – это краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года с тропарями, кондаками, кратким житием. Месяцеслов начинается с церковного новолетия – 1 сентября. Другое наименование Месяцеслова – календарь, святцы. Месяцеслов входит в состав многих богослужебных книг. Его можно найти в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Следованной Псалтири, Служебнике. Содержание Месяцеслова в каждой книге имеет свои особенности. В Евангелии он наполняется указанием чтений святым и праздникам, в Апостоле – указанием чтений, прокимнами и аллилуариями, в Типиконе – развернутыми богослужебными указаниями. В Служебнике Месяцеслов печатается для произнесения священником отпустов. Там же в дни больших праздников указываются величания, прокимны. На полях Месяцеслова в Апостоле встречаются черные буквы с титлом, обозначающие числа месяца, и красные буквы без титла. Такие красные буквы называются врецелетными буквами. Всего этих букв семь: а в г д е s з. Расположены они в порядке, обратном алфавитному. С помощью этих букв определяют день недели. Вруцелетные буквы встречаются и в Пасхалии. Уставные праздничные знаки

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), память М. отмечается 16 нояб. В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. устав службы 16 нояб. и набор богослужебных текстов М. существенно не отличаются от известных по Типиконам студийской традиции (см.: Миркович. Типикон. Л. 60а). То же самое можно сказать и в отношении указаний для 16 нояб. из первопечатного греч. Типикона 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 16 нояб. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); отпустительный тропарь М. отличается от помещенного в греч. первопечатном Типиконе - 3-го гласа               в остальном указания соответствуют первопечатному греч. изданию. В пореформенном издании Типикона 1682 г. статус службы М. был повышен до славословной, и 16 нояб. стало отмечаться знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В XVIII в. в рус. богослужебных книгах статус службы М. повысился до полиелейного, и богослужебное последование М. было дополнено необходимыми элементами (напр., см.: Минея. Ноябрь. М., 1741. Л. 161 об.- 169; Типикон. М., 1782. Л. 122 об.). Последование М., содержащееся в современных рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ); иной отпустительный тропарь 3-го гласа                (Минея (МП). Ноябрь. Ч. 2. С. 16); кондак 4-го гласа Το τελωνεου τν ζυγν πορψας (      ) с икосом; канон авторства Феофана Начертанного без акростиха 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μο (      ), нач.: Πλουσως μετδος, μοι (Богатно подаждь ми); 2 цикла стихир-подобнов (в рус. Минее - 3); 3 самогласные стихиры (в рус. Минее помещен дополнительный самогласен по полиелее); седальны; светильны. По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной отпустительный тропарь 4-го гласа Τ τελνιον κατλιπες (Мытницу оставив...) ( Arranz. Typicon. P. 58), иной кондак 4-го гласа Εκ τελνου γγονας μαθητς θεος (Из мытаря сделался учеником божественным...) с икосами, кондак 2-го гласа Τν κ τελνου πστολον κηρυχθντα (Из мытаря апостола проповедающего...) с икосами и дополнительные икосы кондака М.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 210-211), и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 105а) память М. отмечается 25 апр., устав службы и набор богослужебных текстов существенно не отличаются от известных по Типиконам студийской традиции. То же самое можно сказать и в отношении первопечатного издания греч. Типикона 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 25 апр. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. соединяется со службой Цветной Триоди; помещен дополнительный отпустительный тропарь М. 3-го гласа         В пореформенном издании Типикона 1682 г. статус службы М. был повышен до славословной и 25 апр. стало отмечаться знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В XVIII в. в рус. богослужебных книгах статус службы М. повысился до полиелейной, и богослужебное последование М. было дополнено необходимыми песнопениями (напр., см.: Минея. Апрель. М., 1741. Л. 137-143; Типикон. М., 1782. Л. 283 об.). Последование М., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ); иной отпустительный тропарь 3-го гласа        (Минея (МП). Апр. Ч. 2. С. 174); кондак 2-го гласа Εξ ψους λαβν τν χριν (        ) с икосом; анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Σου τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Μρκον τν θεπτην εφημν (      ); 3 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее - 4); 3 самогласные стихиры (в греч. Минее - 2); седальны (в рус. Минее - 4, в греческой - 1); светилен (не совпадает в греч. и рус. Минеях). По рукописям известны песнопения, посвященные М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной проимий и дополнительные икосы кондака М. ( Амфилохий. Кондакарий. С. 113, 182; Εστρατιδης, μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1950. Τ. 49. Σ. 37); канон, составленный Иосифом Песнописцем , с акростихом Ω Μρκε τν δ τν δησν μου δξου. Ιωσφ (О Марк, мое моление прими. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ως λιος μγας (Как солнце великое) (AHG. T. 8. P. 302-311); анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Τ βοηθσαντι θε (    ), нач.: Τν ες τ πρατα τς γς παστρψαντα (До края земли просиявшего) со 2-й песнью, канон, составленный Иоанном, еп. Тамиафийским, с акростихом Μρκος πφυκεν αχος Αγπτου μγα (Марк породил славу Египта великую) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μεγλως π τς γς ννισαι (Славно на земле подвизался) (Ταμεον. Σ. 191) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 269); 2 дополнительных цикла и отдельные стихиры-подобны, 11 самогласнов, седален и светильны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1950. Τ. 49. Σ. 34-37).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Варианты сокращения этого перечня встречаются в рукописях кон. XVI-XVII в.: РГБ. Ф. 113. 342 (2-я пол. XVII в.). Л. 63-76 об. (16 знаков); Ф. 310. 117 (32 знака) ( Даниленко. 1990. С. 79-81, «сокращенная» редакция); редакция с 36-39 знаками в рукописях РГБ. Ф. 98. 209 (кон. XVI - нач. XVII в.). Л. 198-239 об. (опубл. в 2000, см.: Окозрительный Устав архиеп. Новгородского Геннадия. 2000); Ф. 310. 118, 148 ( Даниленко. 1990. С. 81-86, «расширенная» редакция); 40 знаков в рукописи из собрания Пискарёва (РГБ. Ф. 228. 9, кон. XVI в. Л. 776 об.- 837 об.: Даниленко. 1990. С. 86-87; «пискарёвская» редакция). Наиболее распространенной в рукописях XVII в. оказывается редакция с 27 знаками (списки XVII в. РГБ. Ф. 37. 342. Л. 256-276 об.; Ф. 272. 348. Л. 401-418; Ф. 310. 436. Л. 139-155; Ф. 205. 230. Л. 71, 94-114 об.; см.: Даниленко. 1990. С. 49, 75-79, 103-133: «устойчивая» редакция). Ко 2-й группе относятся редакции О. у., встречающиеся преимущественно в рукописях XVII-XIX вв. (редко в XVI в., напр., в месяцеслове РГБ. Ф. 98. 746), а также в издании для единоверческих приходов ( Сырников Н. Ключ к церковному уставу. М., 1890). О. у. этого типа включает 46-48 знаков, используются комбинации из столбиков, знаков варии, титла, каморы, апострофа, «чашки», «серпа», а также более привычных для старых редакций О. у. точки, креста, круга, полукруга и нек-рых букв (см.: Даниленко. 1990. С. 88-90; как в 4-й редакции О. у.- см.: Мансветов. 1885. С. 305; рукописи: РНБ. Кир.-Бел. 705/962, 2-я четв. XVII в. Л. 309 и далее; Ф. 310, 121, XVII в.; ГИМ. Син. 946, 1653 г.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 343; фрагмент в: РГБ. Ф. 272. 464, XIX в.). О. у., по всей видимости, оказал влияние на рус. редакцию Иерусалимского Типикона в издании 1682 г., в к-ром появились новые знаки в виде креста в полукруге () и были введены различия между неполностью окруженными 3 точками красного и черного цвета (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Публ.: Даниленко. 1990. С. 103-133; Окозрительный Устав архиеп. Новгородского Геннадия/Подгот.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2000.

http://pravenc.ru/text/2578249.html

Что же касается стран Европейского Союза, или Японии, или Южной Кореи, то это уже знаки глубокой зависимости – финансовой и культурной – от Штатов; зависимости, возникшей после окончания Второй Мировой. К последней категории относимся и мы, только наше холуйство более позднего происхождения, поскольку мы у Штатов ходим в унизительной зависимости не с конца войны, а с «лихих 90-х». Что ж, мир слепливается в кучу, интегрируется, объединяется. При этом внутренне людям все больше угрожает опустошение и бессмысленность существования. Опустошенному и объединенному человечеству тоже нужно что-то праздновать. Это — специфические «красные даты глобального календаря». Хотя можно и у заморских купцов покупать хороший товар. В день святого Патрика не обязательно наливаться пивом и сидеть в пабе. Можно по всем церквям отслужить молебен Патрику. Великий ведь святой. Равноапостольный в трудах. Но в том-то и есть вся суть заимствованной шумихи, что берется только нечто поверхностное и глупое, бьющее по страстям, как по клавишам. Всемирные праздники объединенного человечества непременно шумны. Как фейерверки на Новый год, начинающиеся в Японии и заканчивающиеся в Сиэтле. Как открытие очередной Олимпиады, на которое смотрят, сидя у экранов, сразу несколько миллиардов людей. После праздников, типа Хэллоуина, специально надо еще день отсыпаться. Это не праздники, от слова «праздность», то есть покой, то есть отдых от изнурительного труда, то есть, почти «шабат». Напротив, это будет шум и гам, визг и вой. Скорее шабаш, чем «шабат», скорее знак душевного надрыва, чем признак подлинного веселья. Это не праздник села или небольшого города, но праздник мегаполисов, где сконцентрирован праздный люд и в карманах водятся шальные деньги. Это не праздник детей, стариков или серьезных людей среднего возраста. Методом нехитрого исключения определяем тех, кто празднует, и где. В ресторанах, пабах и ночных клубах больших городов эту заморскую баланду будут хлебать молодые люди с пустой душой и лишними деньгами. Они уже сегодня считают себя гражданами мира, для них и создается «новый месяцеслов глобального человечества».

http://pravmir.ru/xellouin-eksportnoe-ya...

Гимнографическое творчество выговцев Сборник духовных стихов. XIX в. (БАН. Собр. Каликина. 20. Л. 27 об.-28) Сборник духовных стихов. XIX в. (БАН. Собр. Каликина. 20. Л. 27 об.-28) В период расцвета муз. культура Выга включала разные виды деятельности: богослужебное и внебогослужебное пение, переписывание и составление книг, обучение певч. грамоте и сочинение новых произведений. В Выговской пуст. сочинялись стихи, молитвы, каноны и церковные службы старообрядческим подвижникам и мученикам. Поморскими гимнографами был написан «Канон благодарственный… о православней вере Господу Исусу Христу» (А. Борисова и Г. Скачкова ), «Канон за упокой различными образы за отеческия в вере Христове бывшия древле обычаи и законы усердно умерших. Глас 8» (неизвестного автора). Поморец Г. Карнаев (Романовский) написал 29 тропарей и кондаков разным святым, а также канон преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Выговцами было создано 9 церковных служб. Авторы 4 известны: Семен Денисов, Карнаев (Романовский) и Иван Антонов. Из выговских служб 2 посвящены старообрядческим страдальцам и исповедникам, в т. ч. протопопу Аввакуму, Феодосии Морозовой, Е. Урусовой, Павлу Коломенскому и др.; 6 - выгорецким отцам Корнилию Выговскому, Даниилу Викулину, Геннадию Боровскому, Петру Прокопьеву, Андрею Денисову и Семену Денисову. «Служба святым исповедникам, новым российским страдальцам», вероятно, была составлена и распета на крюках С. Денисовым. Все упомянутые службы написаны согласно правосл. уставной традиции и относятся к типу средних праздников, с праздничными вечерней и утреней (см. Знаки праздников месяцеслова ). Текстам песнопений свойственны витиеватое многословие, сложность риторических конструкций, характерных для выговской лит. традиции. В текстах служб применены акростих, лексическая и звуковая анафоры, организующие песнопения внутри групп. Особенностью выговских служб являются предваряющие канон особые четверостишия. Напр., в службе Андрею Денисову: «Колена сердца моего преклоняю/Ко Владыце моему Создателю/Пение песненно отцу начинаю/Воспети церковному учителю».

http://pravenc.ru/text/161059.html

5.      Необходимость выделения русских святых. Решили: Сделать в календаре примечание в Уставных заметках с указанием, что если имеются два святых – русский и греческий, то службу русскому святому совершать со славословием. 6.      Образцы соединения служб святым русским со святыми вселенскими. Решили: а)      Сделать образцы соединения двух служб: 1) когда оба святые не имеют полиелея и 2) один святой имеет полиелей, а другой – не имеет. б)      При печатании Миней соединять службы вселенским и русским святым. 7.      Разряды святых в Настольном календаре (по образцу 1958 г.). Решили: Принять. 8.      Список святых местночтимых. Решили: Помимо общей памяти святого, можно внести в списки и местное празднование ему, но в скобках указать: «местная память». 9.      Знаки праздничные в календарях. Решили: Если технически возможно, то сделать наряду знаки (с примечаниями). 10.      Шрифт жирный и светлый, черный и красный. Решили: Бденные праздники печатать красным шрифтом, а полиелейные – черным шрифтом. 11.      Размер уставных заметок. Решили: По мере возможности полнее. 12.      Место уставных заметок (наряду или в конце месяцев). Решили: Лучше наряду, нонпарелью, если это не затрудняет печатание. 13.      Древнерусские богослужебные особенности в настольном календаре. Решили: Собрание этих особенностей нужно, но для внутреннего употребления. 14.      Словарь славянских слов и литургических терминов в настольном календаре. Решили: а) В приложении к календарю на 1970 год поместить канон и молитвы ко Св. Причащению (без 4-й: «Яко на страшнем Твоем и нелицеирятнем предстояй судилищи...») и благодарственные молитвы по Св. Причащении. е)      Дать список слов под титлами, церковнославянские цифры, азбуку и словарик славянских слов на базе приложений календарей за 1968, 1969 и 1970 гг. ж)      Дать статью с пояснением неясных терминов в Месяцеслове. з)      В приложениях календарей будущих лет желательно поместить службу Пасхи, тропари и кондаки двунадесятых и великих праздников, Триоди и тропари общие святым (с краткими словарями к ним).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

С одной стороны, это хорошо, а с другой — это в определенном смысле пагубно сказывается на нас, ибо лишает возможности вникать в Устав и самостоятельно и в каком-то смысле творчески составлять службы. А ведь это не только дает реальную возможность понимания принципов составления богослужений, но и приоткрывает завесу над смыслом всей богослужебной системы. Имейте это в виду. Желающих приоткрыть эту завесу я сегодня познакомлю с так называемыми знаками праздников месяцеслова. “О знамениях праздников месяцеслова” Помните, что месяцеслов — это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, хотя все они как по значимости, так и по характеру празднования неодинаковые. В Типиконе все праздники обозначаются знаками (знамениями), т.е.графическими значками, которые соответствуют разным типам службы, выражая иерархию праздников. Маленькая, но очень важная в плане составления основных служб суточного круга 47 глава Типикона “О знамениях праздников месяцеслова” начинается такими словами: “Подобает ведати, яко праздники разделени суть на великие, средние и малые”. Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников — в эти праздники совершается бдение, т.е. Вечерня сливается с Утреней и длится всю ночь, образуя одну службу, которая заканчивается 1м часом, т.е. ориентировочно к 6:00–7:00 утра. Когда по Уставу совершается бденная служба, то естественно нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а перед ужином служится малая вечерня. Далее в Типиконе говорится о средних праздниках. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, часы. Такой тип службы кратко называют “полиелей”, по самой праздничной части богослужения. Здесь следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников (за исключением Рождества и Богоявления), совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно великую вечерню с повечерием, а утром — полиелейную утреню. И если при бдении нет места повечерию и полунощнице, то при полиелее ничего не мешает их совершать.

http://azbyka.ru/video/42-znaki-cerkovno...

И. Н. Попов, К. А. Максимович Гимнография Память И. П. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 234) 18 февр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. П. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память И. П. отмечается 2 сент.; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; соединяются последования И. П., вмч. Маманта и Октоиха; последование И. П. содержит минимальный набор песнопений: канон авторства Германа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память И. П. не отмечается. В Георгия Мтацминдели Типиконе кон. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 229) И. П. упоминается 2 сент., однако описана только служба Маманту. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 156-157), 2 сент. совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; И. П. назначается общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Καννα πστεως (    ) и цикл стихир-подобнов; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон Маманту, однако при наличии в Минее 2 канонов (очевидно, речь идет о канонах Маманту и И. П.) поются оба канона Минеи, а канон Октоиха опускается. Эти указания с нек-рыми изменениями повторяются и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.: И. П. назначается тот же отпустительный тропарь, на утрене предписывается петь канон Октоиха и 2 канона святым. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сент. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. П. то же, что и в первопечатном греч. Типиконе, добавлено лишь указание на седален И. П. по 3-й песни канона. Последование И. П., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Καννα πστεως (    ); канон авторства Германа (указан уже в Евергетидском Типиконе) без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ νατελαντι ν τ κσμ (      ); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/469584.html

В совр. рус. Типиконе (Типикон. Т. 1. Л. 243 об.) память К. 14 февр. отмечена знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), что предполагает совершение праздничной службы с полиелеем . Помещенное в совр. рус. Минее (Минея (МП). Февр. С. 513-521) богослужебное последование К. содержит следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа         с икосом; канон 4-го гласа с ирмосом      , нач.:       цикл стихир-подобнов, неск. стихир-самогласнов, седальны, 2 светильна. Большинство этих песнопений зафиксировано уже в службе К. 14 февр., сохранившейся в слав. рукописях XII-XIII вв. (напр., ГИМ. Син. 164, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52; Кирилло-Мефодиевский сборник/Изд.: М. П. Погодин. М., 1865. С. 243-257, 285-290). На литургии назначаются прокимен Пс 115. 6, Апостол (Евр 7. 26 - 8. 2), аллилуиарий Пс 131. 9, Евангелие (Мф 5. 14-19), причастен Пс 111. 6b. Также К. прославляется вместе со св. равноап. Мефодием в службе 11 мая, к-рая рассчитана на совершение всенощного бдения . Изначально эта служба помещалась в Дополнительной Минее (напр.: СПб., 1909. Л. 100 об.- 106 об.), но была включена в Минею на май, изданную в 1987 г. (см.: Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 406-419). Содержащийся в совр. Минее (Там же. С. 419-424) 11 мая дополнительный канон К. и Мефодию 8-го гласа с ирмосом     нач.:          - известен уже по рукописной слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 165, см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 56; Кирилло-Мефодиевский сборник. 1865. С. 291-296). А. А. Турилов Ист.: Горский А. В. О древних канонах св. Кириллу и Мефодию//ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48; Dvie slube rimskoga obreda za svetkovinu svetih irila i Metuda/Izd. I. Beri. Zagreb, 1870; ActaSS. Mart. T. 2. P. 12-25; Киселков В. Панонските легенди, или Пространните жития на слав. просветители Кирил и Методий. Ямбол, 1923; MGH. Epp. 1928. Bd. 7. P. 160-161, 222-224, 243-244, 280-287, 352-358; BHG. 19573, N 1; BHG. 1984; Constantinus et Methodius Thessalonicenses: Fontes/Ed.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010