Запев и ирмос вместе образуют задостойник. Что такое запев? На двунадесятые праздники 9-я песнь должна идти не с библейскими стихами и не с припевами, которые в нашей практике заменили библейские песни, а с особыми запевами, которые свои на каждый праздник; количество их различно: от одного до двенадцати. Тропари канона на 9-й песни в этом случае поются с запевами — особыми возглашениями, усвоенными только лишь этому празднику. После возгласа «Святая святым» и ответа хора «Един Свят…» поется особый текст — причастный стих, или киноник (от греч. κοινωνικος) — «причащаю, приобщаю, делаю общим»). Причастные стихи практически всегда скоординированы с прокимнами, поэтому к ним относится все то, что мы сказали о прокимнах. И, наконец, последняя изменяемая часть Божественной литургии — это отпуст. О том, как он произносится и каких святых следует поминать, мы скажем в дальнейшем. 11. Великие Неподвижные Праздники. Т еперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день — суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом — неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов — это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь — это то, что двигается вместе с Пасхой, т. е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха — это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников — все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5.      Необходимость выделения русских святых. Решили: Сделать в календаре примечание в Уставных заметках с указанием, что если имеются два святых – русский и греческий, то службу русскому святому совершать со славословием. 6.      Образцы соединения служб святым русским со святыми вселенскими. Решили: а)      Сделать образцы соединения двух служб: 1) когда оба святые не имеют полиелея и 2) один святой имеет полиелей, а другой – не имеет. б)      При печатании Миней соединять службы вселенским и русским святым. 7.      Разряды святых в Настольном календаре (по образцу 1958 г.). Решили: Принять. 8.      Список святых местночтимых. Решили: Помимо общей памяти святого, можно внести в списки и местное празднование ему, но в скобках указать: «местная память». 9.      Знаки праздничные в календарях. Решили: Если технически возможно, то сделать наряду знаки (с примечаниями). 10.      Шрифт жирный и светлый, черный и красный. Решили: Бденные праздники печатать красным шрифтом, а полиелейные – черным шрифтом. 11.      Размер уставных заметок. Решили: По мере возможности полнее. 12.      Место уставных заметок (наряду или в конце месяцев). Решили: Лучше наряду, нонпарелью, если это не затрудняет печатание. 13.      Древнерусские богослужебные особенности в настольном календаре. Решили: Собрание этих особенностей нужно, но для внутреннего употребления. 14.      Словарь славянских слов и литургических терминов в настольном календаре. Решили: а) В приложении к календарю на 1970 год поместить канон и молитвы ко Св. Причащению (без 4-й: «Яко на страшнем Твоем и нелицеирятнем предстояй судилищи...») и благодарственные молитвы по Св. Причащении. е)      Дать список слов под титлами, церковнославянские цифры, азбуку и словарик славянских слов на базе приложений календарей за 1968, 1969 и 1970 гг. ж)      Дать статью с пояснением неясных терминов в Месяцеслове. з)      В приложениях календарей будущих лет желательно поместить службу Пасхи, тропари и кондаки двунадесятых и великих праздников, Триоди и тропари общие святым (с краткими словарями к ним).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

С 22 до 25 главы, включительно, говорится о священнодействиях, которые совершаются при общественном богослужении, именно: а) о каждении иереем или диаконом, т.е. о том, в каких службах общественного богослужения, в которое время и в каком порядке каждение бывает (глава 22); б) об отъятии завесы и отверстии царских дверей (23-я глава); в) о времени зажигания свечей на божественных службах в дни недельные, праздничные (глава 24), седмичные (глава 25). С 26 до 31 главы предписываются правила для стоящих в храме Божием. С 32 до 36 главы говорится о трапезе и о посте, излагается устав вообще для всех христиан касательно пищи, какая позволена им на трапезе в дни постные и непостные. С 34 же главы до конца 1 части, т.е. до 47 главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих. II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году – неподвижных (Минеи) и подвижных (триодей и Октоиха). Перед этою частью находится глава (47), в коей объясняются «знамения», или знаки, праздников Владычных, Богородичных и святых, те знаки, кои в следующей, 48, главе Типикона постоянно видим наряду с последованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48 глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов начинается 1 числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого дванадесятого праздника в неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и недельные дни триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и триодях против этих указаний пишется такой знак; , т.е. Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С 34-й же главы до конца 1-й части, т. е. до 47-й главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих, живущих в общежитии. В них говорится о трапезе монашествующих (гл. 35–36). об их поведении вне храма (гл. 37 и 38), об одежде и обуви (гл. 39–40) и о трудах (гл. 41– 46). II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году неподвижных и подвижных. Перед этого частью находится глава (47-я), в коей объясняются «знамения», или знаки праздников Владычных, Богородичных и – Святых, те знаки, кои в следующей 48-й главе Типикона постоянно видим наряду с проследованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48-я глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого двунадесятого праздника в Неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и Недельные дни пения Триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и Триодях против этих указаний пишется такой знак ##М##, т. е. Марк. Месяцеслов начинается 1 -м числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи; 49-я и 50-я главы называются «Триодион» от того, что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49-й главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т. е. от Недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (Πεντηκοστριον, т. е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до Недели Всех Святых. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40-ка мучеников (9-го марта), Благовещения (25-го марта), – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется (неподвижный) праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С 34-й же главы до конца 1-й части, т. е. до 47-й главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих, живущих в общежитии. В них говорится о трапезе монашествующих (главы 35 и 36), о их поведении вне храма (главы 37 и 38), об одежде и обуви (главы 39 и 40), о трудах (главы 41–46). II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году неподвижных – по числам месяцев и подвижных – от недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых, включительно. Перед этою частью находится глава (47-я), в коей объясняются «знамения», или знаки праздников Владычных, Богородичных и святых, те знаки, кои в следующей 48-й главе Типикона постоянно видим на ряду с последованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48-я глава Типикона носит название «Месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднеств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком Иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднества и отдание всякого двунадесятого праздника в неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и недельные дни пения Триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и Триодях против этих указаний пишется такой знак М, т. е. Марк. Месяцеслов начинается 1-м числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется «Месяцесловом», от указаний на службы Месячной Минеи, так 49-я и 50-я главы называются «Триодион» от того, что в последованиях этих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49-й главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т. е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Мы же должны уметь перечислить великие праздники месяцеслова, как будто мы прочли уже весь Типикон и изучили все знаки. К великим праздникам относятся все двунадесятые Господские и Богородичные праздники месяцеслова, а также Обрезание Господне и Покров, и праздники святых: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи и память свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему мы говорим: двунадесятые Господские и Богородичные праздники месяцеслова? Потому что в системе Триоди тоже есть двунадесятые Господские праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица (Антипасха по богослужебному строю – двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется), но лишь неподвижные двунадесятые праздники Господские и Богородичные именуются в Типиконе великими плюс два недвунадесятых праздника: Обрезание и Покров; и три праздника святых. Число 12, конечно, достаточно условное, но оно мыслится как священное, и в истории богослужения все-таки было стремление выделить именно 12 основных праздников. Но Пасха не является двунадесятым праздником – это из ряда вон выходящий праздник. Состав важнейших праздников года и их количество не всегда было одинаковым; и в нашем Типиконе постоянно имела место смена знака. В типиконах рубежа XIX-XX вв. можно встретить Покров, обозначенный знаком «крест в полукруге», а в нашем Типиконе это уже «крест в круге», т.е. этот праздник как бы еще в обозримом времени стал великим. В то же время в Оке Церковном вообще отсутствует знак «крест в полукруге», и такие праздники, как ап. Иоанна Богослова или Всемилостивого Спаса, считались великими. В 47-й главе Типикона говорится о том, что на эти праздники назначается служба бденная, т.е. самая торжественная, которая только может быть. И такая добавка: «и вся служба праздника совершается по Уставу». В этих словах вот что важно: вся служба праздника. В Типиконе действует такое правило: чем менее важный день церковного года, тем больше памятей может в него совершаться. Ярче всего это видно на примере тропарей и кондаков по малом входе на литургии: чем важнее праздник, тем меньше поется тропарей и кондаков, чем проще будничный день, тем больше будет петься тропарей и кондаков. На Преображение будет тропарь и кондак празднику. На Рождество Богородицы, попавшее в неделю, будет тропарь воскресный и Богородице (Ее Рождеству), и кондаки: воскресный и Богородице – уже большая дробность. А если в какой-то будничный день попадают два малых святых, то надо будет спеть и тропарь дня, и тропарь храма, и тропарь каждому из этих святых, соответствующие кондаки и Со святыми упокой. Чем больше тем в богослужении, тем менее крупный праздник празднуется в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

п. м. Начиная с первопечатного московского Типикона 1610 г., употребляемые в рус. традиции З. п. м. включают знак великих праздников , знаки средних праздников и , знаки малых праздников и и «без знака» (службы с «Аллилуия», также не имеющие знака, не относятся к малым праздникам). В этом виде система З. п. м. ориентирована в первую очередь на богослужебные особенности каждого типа праздников, а не на устав о поклонах и о пощении. К великим праздникам со знаком относятся неподвижные двунадесятые праздники, праздники Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), Рождества (24 июня) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.), памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), свт. Василия Великого и праздник Обрезания Господня (1 янв.). Главной особенностью богослужения в эти дни является совершение всенощного бдения , во время к-рого вся гимнография посвящена празднику. В рамках этого чина соединяются Господские праздники, имеющие богослужебные особенности и при совпадении с воскресеньем вытесняющие воскресное последование Октоиха; Богородичные праздники, при совпадении с воскресеньем соединяющие свои последования с воскресной службой Октоиха; праздники во имя святых. Внутри каждой группы можно также отметить различия между праздниками. В дни средних праздников со знаком , к к-рым относятся в первую очередь дни памяти наиболее почитаемых святых - ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Мирликийского и др.,- также совершается всенощное бдение. Служба подобна богослужению в дни памяти святых, отмеченные знаком , но на утрене канон святому предваряется особым или общим каноном Пресв. Богородице. Тропари в каноне утрени поются на 14 (6 тропарей (считая ирмос) Пресв. Богородице и 8 святому), стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» - на 8. Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха опускается. Средние праздники со знаком , к которым относятся празднования в честь чтимых икон Божией Матери и памяти почитаемых святых, всенощного бдения не имеют - вечерня и утреня совершаются в свое время (на практике они могут соединяться, но не так, как при совершении бдения), при этом и вечерня и утреня служатся по праздничному чину (т.

http://pravenc.ru/text/Знаки праздников ...

7). 2) Не читается Символ веры , а вместо того поется Троичное величание, сие есть: «Достойно есть, яко воистину славити Тя, Бога Слова» и прочие тропари (Тип., гл. 7). В нотных книгах величания называются припевами. 3) Вместо тропарей, после «Отче наш», поются ипакои 421 гласа. 4) В воскресной и праздничной полунощницах не читаются молитвы за умерших, что составляет вторую часть вседневной и субботней полунощниц, но после возгласа священника: «Боже, ущедри ны», читается молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице» (в Псалт. след. воскр. служба). За нею бывает отпуст и «Обычное прощение» (см. выше) и эктения: «Помолимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем» и проч., та же ектения, которая произносится и в конце повечерия. После нее иерей просит Господа: «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже каш, помилуй нас». Утреня У Т Р е Н Я С полиелеем и великим славословием или Без полиелея и без великого славословия. с одним великим славословием. Совершается в те дни, в кои в Совершается в те дни, в кои нет Месяцеслове Типикона стоят знаки: праздника с полиелеем или великим праздника со всенощным бдением, или – славословием праздника с полиелеем, или красный, праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2-й главе Типикона Устав находится в Служебнике, по конце (которая печатается иногда и в последования утрени, в Типиконе – в 9-й Служебнике, Октоихе, Псалтири главе, в Часослове и в Месяцеслове и Следованной, Часослове) и в главах: 3-й, Триодионе Типикона. 4-й, 5-й и в Месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш. Благословен Бог наш. Приидите, поклонимся, трижды. Приидите, поклонимся, трижды. печали. печали. возвеселится Царь. возвеселится Царь. Слава и ныне. Слава и ныне. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Яко Твое есть царство Яко Твое есть царство Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах (в первую очередь в Типиконе ) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. В совр. рус. изданиях используются следующие З. п. м.: , , , (2 последних знака могут быть написаны в любую сторону открытой частью к тексту), отсутствие знака также интерпретируется как знак и обозначается словами «без знака». Начало формирования типовых уставов служб в зависимости от статуса рядовой памяти относится уже к доиконоборческой эпохе. Величайшие христ. праздники (см. статьи Господские праздники , Богородичные праздники , Двунадесятые праздники ) очень рано получили собственный устав; постепенно и др. памяти церковного года были классифицированы соответствующим образом. Так, в иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в арм. и груз. переводах, со степенью торжественности праздников и памятей святых прямо связано наличие или отсутствие дополнительных прокимнов, чтений, тропарей на вечерне, утрене и литургии. То же наблюдается и в к-польском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. В послеиконоборческом визант. монастырском богослужении, отраженном в различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов (в т. ч. в принятых ныне в правосл. Церкви), система праздников еще сложнее, что связано с гимнографическими богослужебными книгами ( Минеей , Октоихом , Триодью ), содержащими песнопения на каждый день седмичного и годового богослужебных кругов. Эти книги начали складываться ок. VII-VIII вв., вполне сформировались к XI в. В первую очередь на установление системы степеней торжественности церковных памятей повлияло развитие Минеи, в к-рой к XI в. уже присутствовал полный комплект песнопений для каждого дня года. Обилие песнопений для каждого дня года позволяло регулировать уровень торжественности с помощью установления определенных норм в отношении количества песнопений в честь праздника или во имя святого. В том или ином виде указания о таких нормах присутствуют во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в целом в различных уставах эти указания схожи, т. к. уровень торжественности везде определяется количеством песнопений в честь праздника или во имя святого по отношению к рядовым песнопениям Октоиха (или Триоди, а в периоды пред- и попразднств - праздника), а также включением в состав службы тех или иных элементов воскресного богослужения. Тем не менее конкретные признаки торжественности и количество песнопений для различных типов праздников, а также терминология, касающаяся уровня праздников, в разных редакциях уставов нередко не совпадают.

http://pravenc.ru/text/Знаки праздников ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010