И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. ( Числ. 20, 12 ).   Когда Моисей и Аарон сетовали о смерти сестры, мятежно возстал на них народ по недостатку воды. Посему, негодуя на безчиние Израильтян, когда изводили воду, употребили они слова, выражающие сомнение. Ибо законодатель сказал так: «послушайте мене непокоривии, еда из камене сего изведем вам воду» ( Числ. 20, 10 )? Посему-то Владыка Бог произнес на них приговор, и сказал: «понеже не веровасте освятити Мя пред сынами Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им» ( Числ. 20, 12 ). Сие же и божественный Давид изрек песненно: «и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима» ( Псал. 105, 32–33 ); потому что, гневаясь на них, произнес слово с сомнением. И сомнение это было не в душе, но на языке. Ибо сие выразил Давид: «разнствова устнама своима». Должно, впрочем, знать, что Бог произнес приговор сей, домостроительствуя нечто иное, как объясним это в свое время. Вопрос 38. Почему от угрызения змей повелел Бог врачевать медным змием? И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. ( Числ. 21, 9 ).   И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поелику Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел «в подобии плоти греха» ( Рим. 8, 3 ); потому что действительно приял на Себя тело, «греха же не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Петр. 2, 22 ); то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь. Вопрос 39. Если Валаам был волхв; то для чего вопрошал он Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иудеи, впоследствии часто уклонявшиеся в идолопоклонство, стали чтить и это изображение змея в таком смысле, как чтили языческих истуканов. Они возжигали перед змеем курения и кадили тому, что видели глаза их, то есть, самому змею, не имея при этом в разуме Бога, которого отверглись и который спасал угрызаемых змеями в пустыне праотцов их, взиравших на то же изображение с верою в Бога истинного. Потому царь Езекия, вступивший на престол иудейского царства после нечестивого отца своего Ахаза, уничтожил этого змея, равно как и статуи языческих богов (4 Цар. 18, 4).Медный змей, поставленный Моисеем в пустыне на знамени, был образом распятого Господа Иисуса Христа. Об этом говорит сам ИИсус Христос: как Моисей вознес змею в пустыне; так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 14-15).Св. апостол Варнава, сотрудник св. апостола Павла, пишет в своем послании христианам: " в то время, как Израиль пал, Моисей делает образ Иисуса, что именно он пострадает, и дарует жизнь Тот Самый, Которого думали погубить на знамени (на кресте). Так как преступление Евы произошло посредством змея, то Бог попустил всякому змею угрызать израильтян и они умирали для того, чтобы вразумить их, что они за свое преступление преданы смертной скорби. Наконец Моисей, который дал заповедь: да не будет вам богом ни изваяние, ни слияние, сам вот что делает, чтобы показать образ Иисуса. Он делает медного змея и поставляет его торжественно, и через глашатая созывает народ. Собравшись, они (евреи) просили Моисея принести за них жертву и молиться об исцелении их. А Моисей сказал им: когда кто-нибудь из вас будет угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на древе, и с верою надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и тотчас исцелится. Так они и делали. Видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него " (гл. XII). Это послание св. апостола Варнавы в древности читалось в церквах во время Богослужения для назидания верующих.Почему Господь Бог избрал изображение змея, повешенного на знамени, за образ имевшего воплотиться Сына Божия?Змей, первый виновник всех грехов в роде человеческом, был проклят Богом в раю (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Казалось, евреи могли привыкнуть надеяться на помощь Божию, но это было не так. Когда они пришли к обещанной им земле Ханаанской, они решили послать двенадцать человек заранее осмотреть ее. Эти разведчики сорок дней осматривали землю и, возвратившись, принесли с собой чудные плоды и виноградную кисть, невиданных размеров, чтобы показать какая это плодородная земля. Разведчики тоже рассказали, что жители ее сильны и евреям ни за что не победить их. Евреи упали духом. Напрасно двое из разведчиков, по имени Халев и Иисус Навин , убеждали их, что, с помощью Божией, они легко справятся с хананеями. Они решили убить и Моисея, и Аарона и возвратиться в Египет. – А то – сказали они, – хананеяне победят нас, и дети наши погибнут в пустыне. Тогда Господь сказал им через Моисея: –За то, что вы не поверили Мне и побоялись вступить в землю Ханаанскую, ни один из вас не увидит ее, кроме Халева и Иисуса Навина. Вы будете сорок лет странствовать по пустыне, и все там умрете. А детей ваших, за которых вы боялись, Я введу в землю обетованную. – Евреи раскаялись и захотели вступить в Ханаан, но помощи Божией уже не было с ними, и хананеи прогнали их. Сорокалетнее странствование Началось сорокалетнее странствование евреев. Господь Милосердный не оставил их Своим покровительством и всячески помогал им. Например, раз евреям очень захотелось перемены пищи, т. к. одна манна им надоела. Господь обещал исполнить их желание. На следующий день сильным ветром на их стан нанесло целую тучу перепелов, и евреи могли есть их, сколько хотели. В другой раз евреи пришли в место, где было огромное количество ядовитых змей. То и дело змеи жалили кого-нибудь, и от укуса змеи человек умирал. Тогда Господь велел Моисею сделать медное изображение змеи и повесить его на древе посреди лагеря, и всякий, кого укусит змея, должен был с верой посмотреть на медного змея и тогда он выздоравливал. Это было тоже прообразом Спасителя. Змеи – это грехи. А медный змей, повешенный на древе, изображает то, что Спаситель на Своем Кресте распял наши грехи и дал нам исцеление от них.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней. Ветхозаветный жертвенник был великой святыней: «Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:22–29 , ср. Лев. 8 ). Кровь жертвенника освящала все ( Исх.29:21 ). Крест Христов есть новозаветный жертвенник: Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» ( Евр.10:10 ). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня: Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздиных обагрила Крест и освятила его. Вещественная святыня может освящать: «жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). «храм, освящающей золото» ( Мф.23:17 ). Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения: Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» ( 2Цар.6:6 ). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви. Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами ( 1Цар.5:3–6 ). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» ( Чис.21:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Ответ, данный Ей небесным посланником, избавил Ее от смущения, вызванного приветствием: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35). До искупительной Жертвы Господа нашего на Кресте этот главный символ христиан был известен лишь в виде прообразов и предызображений. 1. Когда во время 40-летненго странствия по пустыне евреи стали роптать на Бога, то в наказание они подверглись нападению ядовитых змей, которые жалили народ. Много людей умирало. Тогда Господь сказал Моисею: сделай себе змея и выставь его, и ужаленный, взглянув на него, останется жив ( Чис. 21:8 . Этот медный змей (евр. нехуштан) по преданию возвышался на крестообразном древке. Сам Господь наш указывает на него как на образ Своей крестной смерти: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–16 ). 2. Когда израильтяне воевали в Рефидиме с амаликитянами, Моисей, Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца ( Исх.17:10–12 ). Моисей, подняв руки, изображал собой крест. Есть еще символы креста в Ветхом Завете. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Этот честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как через древо вошла смерть (Быт. гл.2 и 3), то надлежало, чтобы через древо были дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова ( Быт.47:31 ; Евр.11:21 ), первый изобразил крест, и благословивши своих сыновей переменными руками ( Быт. 48:14 , весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший ( Исх. 14:16 ; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика ( Исх. 17:11 ; горькая вода, услажденная древом ( Исх. 15:25 ; скала, рассекаемая (жезлом) и источающая воду ( Исх. 17:6 ; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия ( Числ. 17:8–9 )» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл. XI). Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Мессии с именем Еммануил, а не Иисус?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смерть и проклятие, которое мы приобрели своими грехами, Он берет на Себя, чтобы дать нам жизнь и благословение. Говоря словам святого Андрея Критского, «Иисус, Сын Божий, пременил нам клятву в благословение. Крест уже не есть более предмет проклятия; клятва пригвождена ко Кресту; Христос уничтожил клятву и низвел на нас благословение». Он «сошел до ада, ища заблудших», как говорится в Акафисте Честному Кресту. Распятие. Мозаика собора Святого Марка в Венеции, 1071-1280      Так Господь Иисус делает это невыносимо жуткое орудие смерти знамением нашего спасения. Христос говорит о том, что будет «вознесен» на Крест, чтобы спасти людей: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–16). О какой змее в пустыне идет речь? В книге Чисел, в 21-й главе, повествуется о том, как народ Божий в пустыне стали жалить ядовитые змеи. Моисей воззвал к Господу, «и сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21: 8–9). Как и многие образы Ветхого Завета , медный змей указывал на грядущего Христа. Как в пустыне люди, ужаленные змеями, взирали на поднятого над ними медного змея – так и христиане, смертельно ужаленные грехом, взирают на Христа и обретают спасение. Вера опознает в этом уничиженном, оплеванном и распятом Человеке Господа, Бога и Спасителя, Который взывает: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45: 22). В этом трагедия и ужас человеческого противления: Бог сделал всё, чтобы спасти человека, – но человек может отказаться, отвергнуть или проигнорировать Его дар. Церковь возносит Крест над миром, возвещая всем: ваш грех искуплен, ваша смерть поглощена, придите и примите жизнь вечную. Самый дурной и испорченный человек может покаяться, обрести прощение и стать святым – примеров этого достаточно в житиях святых, начиная с самого известного примера – разбойника, распятого по правую руку от Господа. Но человек свободен – он может и отказаться. В этом трагедия и ужас человеческого противления: Бог сделал всё, Бог пошел на самые крайние меры, Он принес величайшую жертву, чтобы спасти человека, – но человек может отказаться, отвергнуть или проигнорировать Его дар.

http://pravoslavie.ru/73895.html

Так и медный змей, пока служил у евреев прообразом Христа Мессии, до тех пор он сохранялся при храме, как великая святыня, когда же евреи стали кланяться ему, как богу, змей, для спасения же душ заблудших, был уничтожен. Что касается каждения, то не перед всяким предметом оно не угодно Богу: запретив кадить идолам, Господь делает, напр., такое повеление: «поставь золотой жертвенник для курения, перед ковчегом откровения» ( Исх. 40:5 ). Каждением перед крестом ему воздается не Божеское поклонение, а воздается такая же честь, как св. иконам, св. евангелию и прочим христианским святыням, ибо, почитая крест, мы почитаем распятого на нем Христа и Его за нас страдания; мы почитаем крест, как жертвенник Христа, Который, «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей» ( Евр. 9:26 ), ибо Сына Своего, «не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех» ( 2Кор. 5:21 ). Жертва без жертвенника не бывает, следовательно, если Христос – жертва, то Его жертвенник – Крест святой. И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая и все прикасавшееся к жертвеннику освящалось» ( Исх. 29:37 ), то тем более великая святыня новозаветный жертвенник – Крест Христов, освященный пролитой на нем Кровью Спасителя мира. 6) Под крестом, которым хвалился Апостол и который он считал святыней, нужно разуметь не вещественный, а духовный крест, т. е. терпение и страдания: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» ( Мр. 8:34 ), «ибо кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38; 16:24; Лк. 14:28 ). 6) В приведенных местах св. Писания говорится не о Христовом кресте, а о нашем: «возьми крест свой», «кто не берет креста своего», под этим крестом, действительно, нужно разуметь крест духовный, который каждый из нас должен нести безропотно, кому какой Бог послал. Но у Христа, кроме духовного, был еще и вещественный крест, который Он нес, на котором был распят и умер: «и взяли Иисуса и повели....

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что делает деревяшку идолом? Её обожествление. Оно отодвигает Самого Бога на второй план или полностью заменяет Его. Господь повелевает Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив ( Числ. 21:8 ). На этом примере мы видим изображение, служащее для спасения человека. И лишь когда евреи начали много спустя кланяться ему как божеству, называя его Нехуштаном, медный змей был истреблён благочестивым царем Езекием ( 4Цар. 18:4 ). Истреблён не потому, что был почитаем, а потому, что стал обожествляем. Евреи наделили его божескими атрибутами, а, значит, забыли Бога, Спасителя своего ( Пс. 105:21 ). Следовательно, второй заповедью запрещено не всякое изображение, а только обоготворяемое, замещающее собой Бога, т.е. идол. Иное понимание второй заповеди делает Библию противоречивой. Вспомним полную формулировку библейского запрета: Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, дабы ты… не поклонился им и не служил им ( Втор. 4:15-19 ). Как видим, характер этого запрета связан с вопросом о едином истинном Боге. Это ограждение единобожия от всех возможных примесей и подмен. И, конечно же, православные абсолютно согласны с тем, что “Эти запреты, таким образом, отражают предостережение против идолопоклонства… и являются этически вескими и реальными как в Ветхом, так и в Новом Заветах”. 153 Однако протестанты в этот запрет включают слишком многое: “Всё Священное Писание Ветхого и Нового Заветов осуждает иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений)”. 154 Но действительно ли у евреев не было никаких изображений? Были, причём, изображения священные, носящие чисто религиозный характер. Господь сказал: не делай себе… изображения какого-либо гада, ползающего по земле (Вт. 4,8). И Он же повелевает: сделай себе медного змея ( Числ. 21:8 ). Нельзя изображать животных, но в видении Иезекилю был показан небесный храм изобилующий резными изображениями херувимов с человеческими и львиными лицами ( Иез. 41:17-18 ). Иегова запрещает изображать птиц, но от Него же исходит повеление излить херувимов с крыльями. Херувимы были сделаны на ковчеге ( Исх. 25,8 ;22), на стенах скинии (26,1;31), во внутренней части храма ( 3Цар. 6:27 ), на дверях храма (25 ст), на стенах храма ( 2Пар. 3:7 ), во Святая Святых и на завесе (10,14).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

12). И только погибающие «враги креста Христова» ( Фил. 3:18 ) не почитали его за святыню, «ибо, говорит св. Апостол, слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). Сектант Объяснение православного 1) Почитательное поклонение кресту есть тоже идолопоклонство, запрещенное первой и второй заповедями ( Исх. 20:4–5 ) и осуждаемое Богом через пророка Иеремию: – «уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось» Пер. 10:3–4). 1) Все заповеди Господни нужно понимать не только по букве, а и по духу, ибо «буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:6 ). Если понимать по букве, напр. заповедь 4–ю, как понимали ее книжники и фарисеи ( Иоан. 5:16–18 ; Мр. 3:12 ), то в субботу нельзя делать никаких дел, – не только злых или безразличных, но даже и добрых, а если понимать ее по духу, то мы в субботу не только можем, а и должны совершать во славу Божию и для спасения души всякие добрые дела (Мф. 12:10–12). По духу же, а не только по букве нужно понимать и первые две заповеди Моисея: в них запрещается идолопоклонство, т. е. поклонение изображениям вымышленных богов, ибо такое поклонение удаляет людей от истинного Бога, заставляя их кланяться твари вместо Творца, но этими заповедями вовсе не запрещается поклонение изображениям Бога истинного, которое приближает ум и сердце человека к Нему, как своему Владыке и Творцу. Воздвигнутый Моисеем в пустыне медный змей, прообразовавший собой распятого на кресте Мессию Христа, не удалял от Бога израильтян, а приближал к Нему, почему, всякий ужаленный змеей, взглянув на медного змея, оставался жив ( Чис. 21:8–9 ). Такую же духовную жизнь и исцеление дает христианину взгляд его веры на св. Крест, обращая его душу к Распятому на нем, ибо поклонение кресту Христову, не удаляет человека от Бога, а, напротив, – приближает к Нему, вознося ум и сердце к Тому, Кто пострадал на Кресте за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

—157— соединенная с ревностью, так именно и поступает. Предполагать, что Асмодей был послан Богом для наказания Сарры, в тексте нет никаких оснований. Напротив, тот факт, что Бог для освобождения Сарры от Асмодея посылает ангела, показывает, что, по представлению автора книги Товита, Асмодей действовал самостоятельно. Когда Товия, вошедши в спальню новобрачной, покурил сердцем и печенью рыбы, демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, где и был связан ангелом (8:2–3). Несмотря на все усилия толкователей, и это повествование всегда будет говорить против исторической достоверности книги. Напрасно автор добавляет: «Товия покурил сердцем и печенью рыбы, присоединив к этому вещественному средству молитву к Богу» (стр. 391). Ни о какой молитве Товии к Богу, предшествовавшей изгнанию Асмодея, в тексте книги нет речи. По книге демона удаляет запах рыбы, ощутимый им (алекс и ват.: σφρνϑη τς σμς; син.: σμ κλυσεν). Автор считает это сверхъестественным, чудесным явлением, сближая его с фактом исцеления от укушения змеями при взгляде на медного змея. Сближение это неосновательное. Змеи были посланы Богом для наказания израиля за ропот его. А медный змей был поставлен после того, как народ обратился к Моисею со словами: «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев ( Чис.21:6–7 ). Действие молитвы сказалось на тех, кто просил молитвы, и сам, следовательно, участвовал в ней. В происшествии же, рассказанном в книге Товита, действует не молитва, а запах рыбы, и действие его направляется непосредственно на демона. Старание автора придать словам книги Товита: «Демон убежал в верхние страны Египта, и связал его ангел», на основании Откр.20:2–3 , значение образного выражения не оправдывается исторической формой повествования книги Товита. В числе особенностей ангелологии книги Товита, несогласных с учением Св. Писания, указывают на 12:15: «Я – Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого». О том, что ангелы ходатайствуют за людей пред Богом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010