Для нас важно то, что медный змей был одним из символов израильских блужданий по пустыне и тех спасительных действий, которые Господь оказывал народу. Он хранился долгое время сначала в скинии, затем в храме. Затем израильтяне стали ему кланяться, как Богу, поэтому при царе Езекии медный змей был уничтожен, чтобы его не превращали в идола. Продолжаем изучение книги Числ с главы 22. История пророчества Валаама. Сыны Израилевы остановились на равнинах Моава при Иордане против Иерихона. «И видел Валак, сын Сепфоров все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров был царем Моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, вышел народ из земли Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» ( Чис. 22:1–6 ). Вы видите пример обращения к Валааму. Валаам был человек, который дерзновенно обращался с молитвой к Богу и Бог слышал его. Об этом было известно всем племенам, которые населяли Моавскую равнину. В том числе об этом знал и царь Моавитян Валак. Для них Израиль представлял нечто страшное, как саранча, после нашествия которой ничего не остается. Желая заручиться поддержкой, в первую очередь, духовной, царь Моавский отправляет послов к Валааму, чтобы тот пришел и проклял Израиль, ибо он знает, что Бог слышит его. Этот отрывок нам говорит о том, что на Земле, кроме народа Израильского, еще оставались люди, которые поклонялись истинному Богу, хотя они были не причастны народу израильскому и занимались, может быть, не совсем тем, что разрешалось народу израильскому: волхованиями, прорицаниями. Однако основной момент – это то, что они представали перед Богом Единым и обращались не к идолу, созданному руками человека, а к Богу Всевышнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Едва израильтяне собрались в поход, как заболел первосвященник Аарон. Моисей по повелению Божию на глазах всего народа возвел умирающего первосвященника на гору Ор. Там Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара, третьего сына Аарона. Так впервые совершился обряд передачи первосвященнического звания от отца к сыну. Аарон умер на горе Ор и был там оплакан и погребен. Медный змей  Чис. 21 После погребения своего первосвященника израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. Они шли по длинному каменистому ущелью, страдая от недостатка воды и пищи. Утомленные люди стали опять роптать на Бога и Моисея. За это их постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерли многие люди. Видя наказание Божие израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Господу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым. Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа, Спасителя. Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти (Ин. 3. 14–15). Дальнейший путь к обетованной земле От берега залива Акаба израильтяне свернули на север, обогнули враждебный Едом и с боями стали продвигаться к восточному берегу Иордана. Вскоре евреи завладели всем Заиорданьем, вплоть до озера Геннисарет. Теперь у них была удобная база для нападения на Ханаан, и Моисей приказал сосредоточить войска в Моаве на восточной стороне берега Иордана. На противоположном берегу, верстах в двенадцати от реки, возвышались грозные твердыни Иерихона, который как бы держал в своих руках ключи к земле обетованной. Моавитский царь Валак с тревогой следил за успехами израильтян: после победы над амореями и царем Огом они стали опасными соседями. Боясь выступить против них открыто с оружием в руках, Валак решил прибегнуть за помощью к пророку Валааму. О Валааме, который жил на Евфрате, ходил слух, что кого он благословит, тот будет благословен; а кого он проклянет, тот проклят. Моавитский царь через послов просил пророка прийти к нему и предать проклятию израильский народ. Валаам пришел к Валаку, но вместо того, чтобы проклясть пришельцев из Египта, он с вершины горы по внушению Божию благословил еврейский народ. Свое благословение Валаам окончил пророческим предсказанием о том, что в израильском народе явится Спаситель мира: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Правда, после этого благословения Валаам посоветовал Валаку разложить еврейский народ посредством моавитских распутных женщин, но Моисей и первосвященник Елеазар разрушили коварный совет Валаама. Израильтяне истребили многих моавитян; при этом избиении был убит и Валаам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Сыны Израилевы почувствовали себя виновными и говорили Моисею: «Согрешили мы перед Богом, помолись за нас!» Господь услышал молитву Моисея и сказал ему: «Сделай змия из меди и повесь его на высоком шесте. И каждый, кто будет смотреть на этого змия с верою в помощь Божью, тот получит исцеление и спасется от смерти». И действительно, все те, которые успевали с верою взглянуть на изображение змея, оставались живы. 1) Кто охранял Сынов Израилевых во время дальнейшего пути? 2) Какие свойства Божии иногда забывали Сыны Израилевы? 3) С какими упреками обратились они однажды к Моисею? 4) Какое наказание послал им Господь Бог за ропот? 5) Что же почувствовали тогда Сыны Израилевы? (Они почувствовали себя виновными и раскаялись). 6) О чем просил народ Моисея? 7) Что же повелел Господь Бог Моисею сделать? 8) С каким чувством должен был каждый, желающий спастись, взглянуть на изображение медного змея? 9) И от чего же спасал медный змей людей? (От смерти). 10) А кто спас всех людей от вечной смерти? 11) Как Господь наш Иисус Христос спас людей от смерти? (Он страдал, был распят, умер и воскрес). 12) На кого же указывает или прообразом кого был медный змей? Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Прощание Моисея. Сыны Израилевы странствовали по пустыне 40 лет и наконец подошли к границам земли Ханаанской. Господь открыл Моисею, что он не войдет в землю Ханаанскую, и, потому, Монсей в последний раз собрал народ и говорил ему: «За все время вашего 40-летнего странствоварния Господь Бог хранил вас и носил вас как бы на крыльях орлиных. Далее, когда вам казалось, что Господь забыл вас, Он ни на минуту не оставлял вас. Он всегда был тут, помогал вам и хранил вас». (Здесь сказано: «на крыльях орлиных» вот почему. Орлы обыкновенно живут на высоких, неприступных скалах. Когда наступает время учить своих птенцов летать, орел выносит их из гнезда на крыльях и потом оставляет, а сам все время летает под ними, чтобы птенцы могли сесть ему на крылья и отдохнуть, когда утомятся). «За все время вашего 40-летнего странствования ваша одежда не ветшала, а ваши ноги не опухали от ходьбы. Если бы не попечение о вас Бога, вы бы погибли от голода, жажды и утомления. Господь же и питал вас и утолял вашу жажду и защищал вас от зноя. Исполняйте же заповеди Божии и вам хорошо будет, и Господь Бог не оставит вас. Если же обратитесь к идолам и забудете истинного Бога, то Господь отступится от вас и постигнут вас многие бедствия. И небо ваше станет как железо, и земля ваша станет как медь, и напрасно будете трудиться, – обрабатывать землю: земля не даст никаких растений, деревья никаких плодов». После этих наставлений Моисей простился с народом, взошел по повелеиию Божьему на гору, посмотрел на Ханаанскую землю, затем поблагодарил Бога за все Его благодеяния и умер на 120-м году своей жизни. Место его могилы осталось неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

в)... были свидетельством, любови Божией: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 13:1 ). «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Ефес. 5:2 ; сн. Рим. 5:8 ; Ин. 15:13 ). Прообразы св. креста. «И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя... и сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» ( Чис. 21:8,9 ; Прем. 16:7,8 ; сн. Ин. 3:14 ). Змей прообразовал Господа Иисуса Христа распятого, а знамя – крест. «Почему же змея Он сделал образом Спасителя? Какое сходство между образом и змеем?... Как у того медного змея», отвечает св. И. Златоуст, «были вид и образ змея, а яда и лукавства змея не было, так и Спаситель является во плоти под видом греха; эта плоть была греховной до Него. Он принимает греховную плоть, и, Сам не согрешив, взял грех мира ( Ин. 1:29 ))... Еще другое сравнение. Там жалят одни змеи, а другой за них страдает, потому что нужно было одного из жалящих взять и распять на кресте; жалящие отпускаются, а ни в чем не согрешивший распинался на кресте; кто не был причастен порче или гибели остальных змей, терпит пригвождение к дереву, так как он был образом Спасителя, – при всеобщей греховности людей, никто из согрешивших за грешного не распинается, но безгрешный» 47 . «Как посредством того изображения», замечает св. Ефрем Сирин , «какое Моисей прибил к кресту, смотревшие на него телесно были освобождены телесно и остались живыми, так спасенные пригвожденным Телом Христа, висящего на кресте, пребывают живы те, кои с верой взирают на Него. Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает» 48 . «Как медный змей был», пишет блаж. Феодорит, еп. Киррский, «изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змея, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти и приобретают вечную жизнь» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

На Моавитских равнинах Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра      У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона). Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство. Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15). Прорицатель Валаам      На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.

http://pravoslavie.ru/103709.html

Но и в этом наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает утомленным старцам – Моисею и Аарону – тот покой, в котором они нуждались по естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару. 18. Медный змей (Числа, 21:4–9) Событие, о котором говорится в книге Чисел (21:4–9), произошло в конце странствования; когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через которую они не были пропущены (20:14–21). Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был обращен против Бога (стих 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности. Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа помолился Господу‚ и Он повелел ему сделать медного змея, выставить его на знамя для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на медного змея, оставался жив. Змей, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал Господь за раскаяние. Змей считался в Ветхом Завете иногда символом зла; его изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения ( Быт. 3:1–5 ), обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа ( 1Кор. 10:9 ). Вознесение на древо изображения змея, напоминавшего о грехе и наказании, а затем – спасении через веру и раскаяние, прообразовало спасение через Искупителя, взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое прообразовательное значение медного змея указывал Сам Христос Спаситель: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). По словам церковной песни: «Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего нас умертвивщихся преступлением» (тропарь по седьмой песни канона утрени, 2 глас) 19. Пророчество Валаама (Числа, 22–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Этот экскурс в экзегезу отцов-аскетов на книгу Бытия 3 был необходим для того, чтобы, во-первых, определить степень свободы ветхозаветного человека, а во-вторых, лучше понять суть дела Христова и той свободы, которую Он нам принес. Действительно ли порабощение диаволу в ветхозаветный период имело столь тотальный характер, что человек не мог не грешить, или это не так? Например, преподобный Максим на этот вопрос дает твердый ответ: “Ум имеет власть и силу следовать или сопротивляться тому, что он пожелает” 24 . Но на практике все не столь однозначно, так как не совсем ясно, властен ли падший человек над своими собственными желаниями. Вот слова апостола Павла, передающие трагичность и противоречивость той ситуации, в которой оказался человек после грехопадения: Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим 7:18–23). Прежде чем мы попытаемся определить, какова была власть человека над грехом и греха над человеком в ветхозаветный период истории, приведем один библейский пример. Речь идет о нападении змей на израильтян во время их странствования по пустыне, описанное в Чис 21:6–9. Этот пример интересен тем, что в нем вновь возникает образ змея с его сложной символикой. С одной стороны, мы имеем дело с реальными живыми змеями, которым было попущено жалить людей за их грехи, с другой — с медным змеем, взирая с надеждой на которого, люди избегали смерти. Согласно аллегорическому толкованию на этот текст святителя Григория Нисского, живые змеи символизируют “вожделения неразумных людей, вызывают из земли змеев (а всякое порождение дурного вожделения и есть змей) поистине змей — это грех” 25 . А медный змей прообразует Того, Кто должен был пригвоздить грех ко Кресту (ср. Ин 3:14). Именно поэтому люди, взиравшие с надеждой на этот символ, получали исцеление, и змеиные укусы уже не приводили к смерти, однако сами змеи при этом не исчезали, а продолжали жалить 26 . Смысл приведенного примера сводится к следующему: ветхозаветный человек постоянно подвергался нападению врага рода человеческого — диавола, и хотя по милости Божией люди имели возможность и средства противостоять ему, окончательная победа была недостижима.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства Нашего не принимаете — переход с единственного числа на множественное означает, что Иисус обращается к Никодиму как к представителю той группы иудеев, которые под впечатлением чудес, совершаемых Им, поверили в Него наполовину, и Сам говорит здесь не только от Себя, но и от лица Своей Церкви, учеников, которые видели, уверовали и узнали. Этими словами община тех, кто возрожден водой и Духом, обращается к синагоге. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? — Иисус, желая, чтобы Никодим легче понял Его, говорит с ним притчами, используя образы земного рождения и земного ветра, однако смысл их ускользает от Его собеседника. Поэтому бесполезно говорить ему прямо о небесном. Никто не восходил на небо — несбыточны надежды людей, помимо земных образов и притч, указывающих путь к вере в Иисуса, сразу подняться на небо и обрести знание без веры. Подобное же критическое отношение к мистике характерно для иудейской традиции, ср. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал? (Прем 9:16); раббану Гамалиилу приписываются слова “Если ты не знаешь того, что на земле, можешь ли ты знать то, что на небе?”. Как только сшедший с небес Сын Человеческий — в земном бытии Сына Человеческого небесное становится видимым, и в Нем оно отвергается или принимается людьми. Как Моисей вознес змию в пустыне — в Чис 21:4–9 повествуется о том, как народ исцелялся от укусов ядовитых змей, взирая на изготовленного и поднятого Моисеем на знамя медного змия. Ввиду того, что медный змий впоследствии вводил народ в соблазн идолопоклонства и был поэтому уничтожен праведным царем Езекией (4 Цар 18:4), раввинистическая традиция утверждала, что змий не был источником исцеления, но лишь указывал народу на истинного Целителя — Бога. Согласно священномученику Иустину (“Разговор с Трифоном” 94, 112) и Тертуллиану (Против Маркиона 3:18), змий был ветхозаветным прообразом Христа. Однако в рассматриваемом отрывке говорится лишь о том, что Сын Человеческий будет вознесен так же, как был вознесен медный змий. Согласно древнему иудейскому толкованию, змий обращал сердца Израиля к Богу Спасителю, и так же распятый Христос, привлекая людей к Себе, собирает к Богу Его истинных детей.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Чудесное прозябение жезла Ааронова было прообразом рождения Христа Спасителя от Пречистой Девы. 35. Медный змий В конце сорокалетнего странствования евреи, недовольные лишениями, которые им приходилось терпеть в пустыне, стали роптать на Бога и на Моисея. «Зачем», говорили они, «вывели нас из Египта, чтобы погубить в пустыне? Здесь нет ни хлеба, ни воды, а эта негодная манна нам опротивела». В наказание за ропот Господь послал на евреев ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Когда же евреи раскаялись, Господь повелел Моисею сделать медного змея и повесить его на древе, и кто из ужаленных успевал взглянуть на змия, оставался жив. Медный змий прообразовал Господа Иисуса Христа, распятого на кресте: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (слова Господа Иисуса Христа – Ин. 3:14 ). 36. Смерть Моисея Однажды евреи, долго не находя в пустыне воды, подняли ропот. Моисей и Аарон обратились с молитвой к Господу; Господь повелел Моисею: «возьми жезл и, собравши народ, скажи скале, она даст из себя воду». Когда народ собрался к скале, Моисей сказал им: «послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» и дважды ударил по скале своим жезлом. Из скалы потекла в изобилии вода. Но Господь после этого объявил Моисею: «за то, что вы не исполнили в точности Моего повеления, чтобы явить могущество Мое пред сынами Израилевыми, вы не введете их в землю, которую Я даю им». Когда евреи приблизились к пределам земли Обетованной, Моисей стал готовиться к смерти. Он собрал народ, завещал им сохранять верность Богу и соблюдать Его закон, предрекая страшные бедствия за непослушание. Наставления свои Моисей заключил особою обличительной песнью. После сего, благословив в последний раз народ, Моисей взошел, по повелению Божию, на гору Нево, с которой Господь показал ему всю землю Ханаанскую. Моисей умер на горе, ста двадцати лет от роду. Аарон, брат его, умер несколько раньше. Моисей написал по внушению Духа Святого пять священных книг (Пятикнижие): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В них описаны события с сотворения мира до смерти Моисея, а также изложены данные Богом евреям законы церковные и гражданские.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

27Моисей исполнил всё, что Господь заповедал ему: на глазах у всей общины взошел он с Аароном и сыном его на гору Хор, 28где снял Моисей с Аарона одежды его и надел их на Элеазара. И почил Аарон там, на вершине горы. Когда Моисей с Элеазаром сошли с горы, 29все поняли, что умер Аарон. И оплакивал весь Израиль Аарона тридцать дней. Победа над царем города Арада 21 К огда царь Арада, ханаанеянин, живший в Негеве , прослышал, что израильтяне идут дорогой, ведущей на Атарим, он напал на них и захватил пленных. 2 Тогда израильтяне дали такой обет Господу: «Если в наши руки отдашь ты этот народ, мы полностью уничтожим их города ». 3 И внял Господь просьбе Израиля и отдал им ханаанеян. Израильтяне истребили и их самих, и города их, а место то стало называться Хорма ( что значит «обреченное на уничтожение»). Медный змей 4От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю , чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив. Продолжение странствия 10Израильтяне продолжили свой путь до Овота и остановились там на время. 11Затем отправились они оттуда еще дальше и устроили свою стоянку уже в Ийе–Авариме, в пустыне у восточной границы Моава; 12после того опять перешли они на другое место, устроив на сей раз стоянку в долине Заред. 13Оттуда снялись и, перейдя через Арнон, расположились в пустыне, которая простирается от мест проживания амореев. Арнон сей был границею между Моавом и землями амореев. 14 Потому и сказано в Книге войн Господних:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010