Врата затворятся (уста, гортань), И море великое оскудеет (кровь), И многолиственное древо плодовитое извянет (сердце), Рабы и рабыни от глада изнемогут (руки и ноги), Тогда царица изыдет от престола своего (душа). Псалмы . Петь псалмы значит читать их нараспев, как, например, в церкви прочитывают после " Господи, воззвах " на вечерни. (Письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, к Н.Н.)//Душеполезное чтение. 1894. Июнь. С. 35). Пустыня . Много приводит в преуспеяние внутренняя пустыня, понеже в ней несть никоего же утешения, еже имеется в мире сем, им же душа могла суетно заняться, зане рукоделие излишнее не потребно, пойти для увеселения не к кому, разглагольствовать не с кем! Никто не посетит, не имать трапеза соутешающихся и утешающих брашен, разве единаго твоего ученика и суроваго постнаго насыщения; ужас от бесов, скука и тоска от уединения всегдашняго и неисходнаго. Страх смертный, беспрестанно в душу входящий, стража звериным нападениям, ядовитых гад уязвлением и умерщвлением и от злых людей убиением; скудость во всех, нищета крайняя, недостаток во всем; притом змеиная хижина, ничтоже в себе имущая, разве малых книг, в них же всю отраду имать и утешение. О друзьях своих, о жительстве их не слышит, о родственных здравии не знает, о любимых своих вести не имеет. Все приятное от него удалилось: мертвым учинился он миру и мир — ему. Но зато несть о чесом временном порадоватися, или иначе помрачался бы ум, отлетая от Бога; но присно вся: ум, мысль, память и все чувство, и весь человек бывает в Боге погружен, наставляясь к Нему чрез единое размышление и смотрение премудрости величества и Промысла Его в творении Его. И яко две книги имать пред собою разверстые во всегдашнее время: небо и землю, смотряя в тыя и удивляяся, сколь велик и премудр есть Бог наш… И таковым внутренним пустынным пребыванием приходит в страх Божий и в чувство о своей гибели. (Из жизни в Бозе почившего блаженного старца схимонаха Зосимы. С. 100–101.) Удалением вещей и людей стяжавается бесстрастие. (Преп. Петр Дамаскин. Добротолюбие (слав.). Кн. 1. С. 75 на об.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

То, что осуждение коммунизма не было доведено до конца, то, что правительство Ельцина скомпрометировало это жизненно важное для общества дело, еще может нам здорово аукнуться. Перенасыщенное информационное пространство переполнено самыми причудливыми новыми идеологиями, в любой момент способными залить собою пустоты. Сверху, видимо, кажется, что есть дела более важные, чем национальное самосознание. Медведев даже что-то такое вскользь бросил, что некогда, мол, теории разводить. Кажется, что можно спокойно жить в Санкт-Петербурге Ленинградской области. Нельзя! Такая жизнь претит здравому смыслу, элементарной человеческой логике, она ненормальна. Она оборачивается скептической апатией взрослого населения и сомнительными поисками в молодежной среде. (Из всех власть предержащих понимает это, кажется, только мэр Симбирска…) КПРФ — это всего лишь сброшенная змеиная шкура деструктивного красного начала. Монстр давно выскользнул из нее и ищет новых обличий. Завтра Павлика Морозова сделают каким-нибудь «сакральным паладином железного наркома Чингизхана», чем и занимаются всевозможные евразийцы, довольно активно удящие рыбку в мутной воде исторического хаоса. И вновь навяжут его недорослям. Дружбу с «Федей Ломоносовым» надлежит прекращать где-то в средних классах. Иначе этот мальчик сыграет с нами скверные шутки. Тараканище — суперстар Неладно скроенный и некрепко сшитый, уже вызвавший изрядное количество недоумений и нареканий, проект «Имя России» наглядно продемонстрировал то, что и без него не оставляло сомнений: Гражданская война в стране еще не завершилась. Что иное можно сказать, если за первое место соревнуются жертва и ее палач? Если точнее — жертва и один из легиона ее палачей. Тесное соседство имен Николая II и Иосифа Джугашвили противоестественно и нелепо. Однако в отнюдь не юмористической программе «Постскриптум» на сию тему интервьюируют А.Проханова. Тот вальяжно разъясняет: Николай — «белый царь» (показывает икону), Сталин — «красный царь» (показывает «икону», растиражированную собственной маргинальной газетёнкой), так что все замечательно, высший баланс соблюден. Скажу по чести, у меня не достает юмора понять, для чего нужно брать подобные интервью. Особенно, если учесть религиозную неграмотность большинства наших телезрителей, действительно способных воспринять поведанное выше как некую «православную» точку зрения.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

Дьякон Игнатий , описав змеиную колонну, прибавляет: «Бяху ж тут (на Ипподроме) и иные столпы многи каменны и медяны, и чудеса много, и много их смотряхом, дивящесь». А Иеродиакон Зосима заметил, при описании монастыря Перевлепта (Славного), что: «того монастыря близ стены (а по другому списку „близ доспеты“) стоят два болвана каменны велики, иже были при Льве Царе Премудром в правосудии (а по другому списку добавлено: „правосудьи, иж добре судища“»). Таким образом, наши паломники описали более или менее, подробно пять примечательнейших памятников древнего Константинополя, из коих три: Египетский обелиск и змеиная колонна (на Ипподроме) и колонна Константинова на форуме того же имени, целы и доселе, от столпа Юстинианова не осталось никаких следов, а от колонны Аркадиевой уцелел обезображенный подножник. На Ипподроме из множества упоминаемых нашими паломниками столпов и статуй, ныне уцелело лишь три памятника, краткое описание которых предлагаем, в дополнение и пояснение сведений о них наших паломников: 1 . Обелиск из куска цельного гранита, имеющий 60 футов вышины и исписанный Греческими иероглифами. Он относится к отдалённой поре начала Египетской образованности за 1800 лет до Христианского исчисления. Перенесён из Илиополя, что в Нижнем Египте. Император Феодосий Великий поставил его на Ипподроме в 390 году, после блистательной победы, одержанной им над Максимом, похитителем Западной Империи. Он был воздвигнут старанием Проконсула Прокла, в течение 32-х дней, аки гласит одна из его записей. Его поддерживают 4 медных куба на мраморном подножнике (в 6 футов высоты). На одной из сторон его изображён Император Феодосий, сидящий на престоле с Царицей и детьми, Аркадием и Гонорием. 2 . Второй из памятников Ипподрома есть столп, составленный из 3 змей, свитых вместе, который был взят из Дельфийского храма, где он поддерживал золотой треножник, посвящённый Аполлону греками. Этот столп привезён был Константином Великим . Ныне уцелела лишь половина этого памятника. Магомет II, чтобы показать свою силу, срубил, своим тяжёлым мечом, одну из голов этой колонны, другие две были сломаны и похищены ночью в 1700 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Так что, никто не запрещает христианину " лучшим воспользоваться " . Если есть возможность, купи, построй, поменяй. Нет такой возможности - учись по одежке протягивать ножки, но никогда не пытайся построить собственное благополучие за счет благополучия других. Ну а что касается терпения или смирения, то, кажется, наш уважаемый автор путает его с самоуничижением, которое вовсе не является христианской добродетелью. Терпеливо переживать жизненные трудности не означает чувствовать себя в чем-то униженным. В христианском богословии достоинство человека - это прежде всего достоинство Образа Божьего в человеческой душе. Причем сам этот Образ Божий многие святые отцы, например, Макарий Великий видели в личной духовной свободе человека. Наверное в Новом Завете слово " свобода " встречается не реже чем другое великое слово " любовь " . Возьмем хотя бы послания апостола Павла.. " Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков " (1 Кор. 7,23). О каком самоунижении можно говорить после такой заповеди? Христианин просто обязан защищать свое человеческое достоинство, ведь " Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода " (2 Кор. 3,17). И тот же апостол Павел учит нас, как свое достоинство отстаивать: " Не будь побежден злом, но побеждай зло добром " (Рим. 12,21). И, может быть, автор опять что-то путает, когда приводит в пример сотрудника современного офиса. Нет бы психолога позвать, а еще лучше начальству пожаловаться, а он терпит! А может быть, это великодушие слона, которого водили по улицам в бессмертной басне Крылова? Кажется, сей положительный персонаж вовсе не чувствовал себя униженным. Возможно, в этом принципиальном нежелании замечать лая несчастной Моськи скрывается не слоновья толстокожесть и не змеиная гордыня, а истинно человеческое благородство? Если говорить предельно серьезно, то все попытки увязать христианство с желанием комфортно обустроиться в жизни обречены на провал. Либо ты христианин и должен быть готов к тому, чтобы от многого отказаться. Либо не следует обманывать ни Бога, ни других людей, ни - самое главное - самого себя и честно признать, что для тебя предпочтительнее уже здесь, в этой жизни получить награду свою. Ведь что такое настоящее христианское смирение, " терпение несчастий " , как говорит уважаемый журналист? Это только исполнение заповеди - нести свой крест! Без терпеливого перенесения того, что мы называем ударами судьбы, или без доверия Божьему Промыслу невозможно не только спастись, невозможно в полной мере узнать себя, быть самим собой. И этот закон Креста хорошо знают не только христиане, но и неверующие люди, например, философы-экзистенциалисты, говорившие о том, что только в пограничной ситуации, только на границе жизни и смерти и начинается настоящая жизнь...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

384. Православная жизнь. Джорданвилль, 1956. Рассказ вопроизведен в книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». 385. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния 20,4//Творения. Т. 9. Кн. 1. С. 196 386. И далее — почему требуется мудрость именно змеиная: «Как змей ничего не бережет и когда рассекают его тело на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу — кроме веры. Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия — для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 33,2). 387. Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха пустынножителя и затворника. Муром, 1893. С. 312. 388. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. СПб., 2002. С. 42. 389. «Отшельническая жизнь представляет ту опасность, что, отделившись от общения с людьми, они могут быть доступны гнусным и нечестивым помыслам и, исполнившись надменности и гордости, могут всех презирать и изощрять свои языки, осуждая или клириков или других монахов» (Блаженный Иероним. Письмо 106 (130), Деметриаде//Творения. Ч. 3. С. 342). «Мы то и дело слышим о патологических случаях, когда вместо просвещенного благодатью Божией пастырского служения полуграмотные священнослужители запугивают свою паству. Несведущие в учении Церкви, не знающие ни догматов, ни канонов церковных монахи распространяют нелепые и ложные предсказания, сеют панику среди паломников» Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. M., 2004. С. 87–88). Пример такого рода полуграмотной панической (правда, не монашеской) проповеди — «Выдали людям так называемые медицинские полисы с ИНН. Некоторые православные не приняли их. А врачи, в свою очередь, без них не принимают больных. И вот ситуация: у прихожанки заболел зуб. Что делать? Поддавшись искушению, она решила: " Возьму полис на время, немножко попользуюсь, вылечу зуб и сдам обратно. " Допустим, так она и сделала — немножко попользовалась и сдала, но вслед за зубом у нее заболело еще что-то. Что делать? Снова брать и снова сдавать? Но нельзя забывать, что как нельзя немножко забеременеть, так и нельзя немножко послужить Богу, а немножко диаволу. Здесь уж или " да " или " нет " , а лукавство не пройдет. Евангелие учит нас постоянно, и поэтому, пользуясь его словами, можно сказать: отсеки и брось от себя все диавольские искушения и соблазны, лучше тебе без зуба войти в жизнь, нежели со всеми зубами быть вверженной в геену огненную» (Иерей Игорь Селезнев. Отсеки. Проповедь священника//Свет Православия. Лысково (Нижегородской обл.), 5 июля 2003. (298).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Многие уже прошли этим путем, и многие пройдут еще... «После сего, – говорит Тайнозритель, – взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... И один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр. 7:9, 13–15 ). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). В чем мудрость змеиная? – В том, что змея очень осторожна и ко всему внимательна. А также в том, что при опасности змея больше всего старается защитить свою голову, т.е. самое главное. Так и служитель Христов: должен быть осторожным во всех своих поступках; вдумчиво относиться ко всему окружающему. А в моменты опасности для святой веры больше всего нужно ему хранить ее неповрежденность: т.е. остаться служителю Божьему православным. Если ученик Христов лишился имущества; постигло его уничижение; впал он в болезнь; сидит в узах – но православие свое сохранил: он удержал все... Простота голубиная – это чистосердечие, незлобие, отсутствие всякого лукавства, чистота, целомудрие во всем... Таким должен быть мудрый вестник Христовой истины... Прочь хитрость, лукавство, прочь всякие безнравственные приемы: ложь, обман, лесть, запугивания, тем более – насилие. Если бы нам, слугам Христовым, предстояло бы искушение путем какой-нибудь маленькой нравственной сделки со своей совестью, или же небольшой догматической погрешности в святой вере нашей – достичь, казалось, добрых целей, – нужно немедленно отвергнуть это искушение!.. Но не проигрывают такие, по-видимому, наивные проповедники, избегающие всякой хитрости, старающиеся соблюсти чистоту своей души?.. Нет, не проигрывают, а весьма выигрывают, так как с ними всесильная благодать Божия, обитающая только в чистом сердце. Всякая хитрость, лукавство, тем более, ложь – отгоняют от себя Божью помощь, и проповедник, иногда очень мудрый и ученый, остается один, со своими, пусть и большими, человеческими силами ( 1Кор. 8:2–3 ). Мудрый же и чистый душою при Божией помощи, которая увеличивает его силы в 30, 60 или 100 раз, смотря от усердия проповедника, – многое достигает и в своем святом деле: возвещения людям царства небесного!..

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

В правой руке держит трость с набалдашником из слоновой кости. От шпаги виден эфес, в древнем вкусе, обложенный серебряными блесками и каменьями, на конце эфеса змеиная головка. В верху картины с левой стороны следующий герб. Щит ясно-голубого цвета, на котором белый знак в виде трехсоставного якоря. Щит обложен резной незолоченной рамкой, а сверху корона, по сторонам рамки две пальмовые ветки. Вокруг герба стоят прописные начальные польские буквы: «H. T. D. K. G. P. K.». Но применению к званию и должности, которую занимал личный предмет картины, и по соображению с подписью внизу ее, они означают, кажется следующее: «Hryckiewiez Teodor Domaezewski Komornik Granic Powiatu Krzemienieckiego». С правой стороны портрет супруги Феодора Домашевского – Евы Домашевской. Она представлена во весь рост, лет 50, в древней одежде высших особ. Голова покрыта белым опушенным по плечам вуалем: сверх того, круглая шапка голубого цвета с собольей опушкой; шея вся покрыта таким же белым вуалем; корсет по белому платью голубого цвета, застегнутый золотыми снурками. Верхнее платье состоит из бархата зеленого цвета, в роде женской собольей шубы; в левой руке держит четки. На верху герб такой же, как и самого Домашевского, с тем только различием, что в щите два знака, – один в виде якоря, а другой – на глобусе с крестиком. Прописные вокруг герба начальные буквы: «B. E. D. K. G. P. K.» кажется означают следующее: «Bogobojna (благочестивая) Ewa Domaszewska Komornikowa Granie Powiatu Krzemienieckiego». В средине портретов вид церкви, которую как бы держат супруги на своих руках, касаясь основания оной, строитель левой, а строительница правой рукой. Церковь в основании, приметно, из дикого камня, а далее строена из кирпича, архитектуры Византийской; главный купол восьмигранный, другие меньшие два круглые. Под изображением церкви поставлен стол. Покрытый красной пеленой. На нем лежат: круглая шапка с собольей опушкой, 2 книги и четки. Между отцом матерью стоят на коленях их дети – сын и дочь возрастом не более 10 лет, в длинных платьицах, и молятся, сложивши руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Как давно все это было: прощанье с Киевом, с любимым батюшкой и его двором, с милыми сестрами и братьями, с гостившими тогда при дворе родственницами греческими царевнами, образованными и благочестивыми; долгий и утомительный, но увлекательный и для познания полезный путь через Европу. Ее, киевскую княжну, сопровождающее посольство называло на европейский лад принцессой, и ей это льстило, хотя юная Ярославна сознавала, что Киевское княжество не уступало ни в политической силе, ни в богатстве большинству европейских королевств, из коих некоторые уступали по размеру Киеву с пригородами. И уж, конечно, ничуть не уступало отчее княжество европейским государствам роскошью и образованностью двора: недаром дети Ярослава Мудрого шли нарасхват, и киевского князя прозвали «тестем всея Европы». Сколько разочарований ожидало ее поначалу в Париже! Сам король ставил на государственных документах сигнум вместо подписи. Став королевой, Анна под королевскими документами расписывалась по-французски, но звуки изображала кириллицей — «Анна реина»: она, разумеется, могла писать латинскими буквами, поскольку латыни ее обучали, но не всегда была уверена в правописании — вот тут кириллица ее и выручала. Она привыкла не только к неграмотности французской знати, но и к грубой вольности парижского двора и стала находить удовольствие в его развлечениях. И по-настоящему, пожалуй, она страдала лишь от отсутствия настоящей бани — с паром, с веничками из березы и мяты, с окачиваниями ледяной родниковой водой из бадейки. Разве могли заменить горячую парную баньку теплохладные королевские ванны? А вот вера тогда была по всей Европе единая, и святые были общие, хотя службы во Франции и шли на латыни. Отпадение Римской церкви от Вселенской Церкви случилось как раз в середину ее царствования, но она, как и многие другие в то время, совсем не придавала значения неурядицам между церковными иерархами. Никто не мог предвидеть, что узкая змеиная трещина превратится в настоящую пропасть и отделит Римскую I церковь от прочих церквей… И по Киеву она скучала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Впервые отведали мы этого едкого и острого напитка. Ходили чистильщики сапог. Многим из нас они за парички привели в порядок запылившуюся и запачкавшуюся обувь. Подошла цыганка и начала гадать, быстро-быстро сообщая свои красноречивые и давно заученные пророчества на греческом языке. Долго сидели мы в тени сада, мысли путались — никак нельзя примирить Святой Софии и всего того, что мы видим вокруг. Вполне готовы мы были повторять слова наших древних паломников. Московский священник Иоанн Лукьянов, посетивший Святую Софию в начале XVIII века, замечает: «Мы же ходихом и смотрехом и дивихомся таковой красоте, а сами рекохом: Владыко Человеколюбче, како такую прекрасную матерь нашу отдал на поругание басурманам!» Известный Василий Григорович-Барский не раз прерывает свое описание «превеликой церкви Святой Софии» такими восклицаниями: «Увы, слезного слышания, не токмо зрения!.. Таковый и толикий Божий и преславный храм бысть мечеть исмаилителский! Возстени, земле, зрящи толикое Божие долготерпение!» Снова отправились мы в путь. Скоро мы вышли на столь известную нам из истории площадь, которая по-турецки называется Ат-Мейдан — «конская площадь». Это место, где был знаменитый византийский ипподром, заменявший византийскому двору придворные театры. Сюда собиралась вся византийская знать во главе с императором, которые не только смотрели на конские ристалища, но и сами принимали в них ближайшее участие. Здесь не было конца роскоши и великолепию. Умопомрачительная роскошь одежд, конских уборов, колесниц требовалась как необходимая принадлежность зрелищ для привыкших ко всякому великолепию византийцев. Много нужно было усилий, чтобы удивить их в этой области. Иногда так увлекались конскими ристалищами, что покидали храм, и крики с ипподрома доносились до храма во время богослужения. Понятны становятся многие места бесед Иоанна Златоуста, где он жалуется на крики, долетающие с места зрелищ. Константинополь. Конская площадь, обелиск Феодосия, змеиная колонна и колонна Константина VII.

http://pravoslavie.ru/5830.html

—387— знамением, что почиет на нём, по благодати Божией и по мере сил его, дух кротости, учительства и неусыпной пастырской ревности Святителя Петра и дух сострадания, предстательства за угнетённых, смелого обличения неправды и христианского самоотвержения Святителя Филиппа. День первого служения в Лавре Высокопреосвященнейшего Леонтия, девятое число января 1892 года, надолго останется днём памятным и для Московской Духовной Академии; в этот день она встречала Владыку, как своего нового Архипастыря и просвещённого Покровителя. Многолетняя плодотворная деятельность уважаемого иерарха на пользу святой церкви и отечества, конечно, давно уже известна была всем русским людям и в особенности питомцам и деятелям академии. Всегда близко принимая к сердцу интересы православия, деятели богословской науки уже много лет привыкли относиться с глубоким почтением к имени того Архипастыря, который с честью подвизался на многотрудном поприще церковного служения в западном крае, – там, где русскому православному разуму приходиться близко соприкасаться, а иногда и сталкиваться, с многочисленными представителями разума иноверного и иноплеменного, часто высоко развитого и кичащегося своим культурным превосходством, и где потому, особенно при запутанных несколько отношениях разноверного и разноплеменного населения, высшему представителю церкви православной по преимуществу нужна и змеиная мудрость и голубиная простота ( Мф.10:16 ). Взирая на многолетнее служение Высокопреосвященного Владыки а кафедре Холмско-Варшавской, православные богословы всегда утешали себя мыслью, что тяжёлое время этого служения лежит на крепких и надёжных раменах. Давно уже привыкли деятели академии чтить имя Высокопреосвященнейшего Леонтия и как просвещённого иерарха, который, присутствуя в Святейшем Синоде или исполняя его предначертания, принимал нередко близкое сочувственное участие в судьбах православной богословской науки. Многим из членов московской академической корпорации выпало на долю и лично узнать Высокопреосвященнейшего Владыку и получить от Него благословение ещё задолго до Его вступления на московскую кафедру. Некоторые из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010