Некоторым людям вручается власть над другими. Что это, честь или подвиг? Не честь, братия, а подвиг, и подвиг весьма трудный. Тяжело, как вы знаете, иметь власть и только над самим собой, трудно управлять и лишь своими умом, сердцем, привычками, волею, желаниями, чувствованиями; во сколько же раз должно быть труднее, помимо себя, руководить еще другими, а иногда и весьма многими!Тут, по апостолу, начальнику должно быть всем для всех: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9,22).Начальствующему нужны и терпение, и кротость голубиная, и мудрость змеиная, и благоразумие, и опытность. А как достигнуть всего этого? Где все это взять? Да, тяжела служба начальническая, и слишком тяжелы жезлы, начальникам врученные. Но что делать? Раз уж вручен жезл, должно ходить с ним; раз дана власть, не должно бегать от нее, а смотреть на нее как на дело Божие, ибо сказано: Нет власти не от Бога (Рим. 13,1).А дальше что? А дальше, конечно, нужно стараться о том, чтобы ярмо власти для себя облегчить и вместе с тем сделать свою власть полезной для других.Чем облегчить? Чем сделать более полезной? По нашему мнению, лучше всего брать уроки у мужей мудрых, опытных и святых. Они, сами искушены бывше, лучше других могут и вам, начальствующие, искушаемым помочь (Евр. 2,18). И что подлинно могут помочь, в доказательство этого мы сейчас для примера и урок вам от одного из них представим.Слушайте, что говорит вам преподобный Серафим Саровский: " Чадолюбивая матерь не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промышляет, утешает и со всех сторон старается дух их покоить, так чтоб никогда не слышать ей малейшего их вопля, и таковые чада бывают благорасположены к матери своей. Так всякий настоятель должен жить не в свое угождение, но во угождение подчиненных: должен к слабостям их быть снисходителен, немощи немощных нести с любовью, болезни греховные врачевать пластырем милосердия, падших преступлениями поднимать с кротостью, замаравшихся скверною какого-либо порока очищать тихо...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

Поэтому грех раскола по своим последствиям более пагубен, чем злодеяния Тамерлана, возводившего холмы из отрубленных голов христиан и пировавшего на помостах, под которыми лежали раздавленные младенцы. Гонители убивают тело, но бессильны причинить вред душе. Раскольники убивают душу. Сатана может явиться в образе Ангела света, демон может говорить о мире и истине, но это - обольщение: оружие князя тьмы - " ласкательно-лживые слова " , его змеиная " песнь " вводит в заблуждение " неосторожных и легковерных " (Там же. С. 176-177). Диавол - спорщик и диалектик. Его ум - после падения - превратился в неиссякаемый источник коварства и хитрости. Переговорить демона трудно, однако он не имеет сердца, он пуст внутри. Священномученик Киприан учит, что главным средством, позволяющим распознавать сатанинскую сущность, таимую под видом " доброго Ангела " , вечный мрак, скрываемый внутри искусственного света, является для христианина правильная духовная жизнь, исполнение заповедей, которые служат непоколебимой основой для опытного богопознания. Это Православие не только ума, но еще и сердца. Православие ума - это вера в то, чему учит Церковь. Православие сердца - это возможность ощущать духовный мир, отличать темные и светлые силы, добро и зло, ложь и правду. Православное сердце сразу же почувствует во всех ересях и расколах, как бы ни были они замаскированы, чужой смертоносный дух, подобный смрадному запаху тления, исходящему от трупа (как бы тот ни был умащен духами). Человеку, имеющему эту духовную интуицию, тяжело быть среди еретиков и раскольников, его сердце глухо ноет, как будто сдавленное камнем, оно чувствует то, что скрыто за словами, - богоборческий дух (который в оккультной литературе часто - конспиративно - называют " духом Прометея " ). Священномученик Киприан пишет, что тот, кто не имеет правильного руководства в духовной жизни, поневоле " будет колебаться " , увлекаясь " духом заблуждения " , что тот, кто не держится истинного спасительного пути, " не достигнет спасения " (Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2173...

К таким людям обращается святитель Киприан: " Если же спасительный совет не может возвратить на путь спасения некоторых вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом и упорном безумии, то, по крайней мере, вы, уловленные простодушием, или завлеченные обманом, или обольщенные какою-либо ловкою хитростию, - расторгните коварные сети, познайте правую стезю Небесного пути " (Там же. С. 196). И сделать это надо немедля: так человек во время пожара должен покинуть горящее здание, не думая о своем имуществе, чтобы не оказаться погребенным под упавшей кровлей. Священномученик Киприан пишет: " Возлюбленнейшие братья, советую и убеждаю, чтобы никто... не погибал " (Там же). Вся жизнь этого святителя была посвящена служению Церкви, борьбе против сатанинских сил за каждую человеческую душу, он действительно жил для того, " чтобы никто не погибал " . Для этого он принял сан епископа, для этого писал послания, как бы горящие огнем его собственного сердца, для этого бесстрашно исповедовал перед язычниками православную веру и мужественно принял смерть, засвидетельствовав истину мученичеством - " чтобы никто не погибал " . Путь православного христианина, современника святителя Киприана, лежал между двух пропастей: слева - язычество, бездна, похожая на львиный ров Даниила, где голодные звери питаются человеческими телами и ждут новых жертв (см.: Дан. 6, 16); справа - яма раскола, прикрытая сверху ветвями и травой, - путник, думая, что перед ним раскинулся луг с цветами, делал опрометчивый шаг и падал вниз. Поэтому " змеиная песня " раскола опаснее " львиного рева " язычества. В язычестве ясная альтернатива: или отречение от Христа, или гонение и смерть. А в расколе отречение от Христа происходит во имя Христа. Язычество обольщает явными чувственными грехами, а раскол - мнимой праведностью, в которой находят удовлетворение тайные страсти: гордость, непослушание, мятежный дух и зависть. Святитель Киприан сравнивает Церковь с такой матерью, которая держит у свой груди человеческую душу, словно младенца, и питает ее своей благодатью, словно молоком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2173...

Но вот печальные события в судьбе моих детей тяжелым ударом отозвались в моем сердце, и я почувствовал в этом голос Божий, подтверждающий призыв меня к новому служению Господу. И вот стою я сейчас пред Вами смущенный, сознающий свою слабость и свое недостоинство и надеющийся исключительно на милость и помощь Божию и на Ваше молитвенное и благодатное содействие. Да свершится надо мною воля Божия! Как некогда в дни юности, я и сейчас горю желанием отдать свои последние силы на дело Божие. Но условия, в которых приходится работать в Церкви Божией, далеко не те, какие были раньше. Нападающий на нашу территорию и на нашу народность враг, обезумев, стремится подменить основные положения Христовой веры языческими; языческие начала уже давно проникают и в нравственную область жизни и постепенно стремятся изменить прежний добрый и благочестивый быт; мрак неверия густой пеленой охватывает недугом умы многих, особенно молодежи, – этой надежды нашего будущего… А тут еще появляются раздорники внутри самой церкви и еще более осложняют жизнь ее… В таких условиях от архипастыря сейчас требуется и голубиная кротость, но и змеиная мудрость и нравственное мужество, и твёрдость и чистота христианских убеждений. В полном сознании важности этих обстоятельств нынешнего времени я, прежде всего, влекусь к тебе, Блаженнейший Владыка, так как с дней юности я привык чтить в тебе и особенную мудрость, и нравственную доблесть, и редкую благостность, и влекусь с дерзновенной мольбой, как некогда пророк Елисей обращался к своему учителю пророку Илии: в эти тяжкие времена «да будет дух иже в Тебе, сугуб во мне» для вящей пользы служения делу Христову. А затем и всех вас, Богомудрые Архипастыри, прошу усерднее, – возлагая завтра на главу мою вместе со Св. Евангелием своя преподобные руки, помолитесь обо мне, помолитесь, чтобы благодать Божия, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая, помогла мне достойно и право править среди своей новой паствы, вверяемое мне слово евангельской истины». 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Но апостолам предстояло встречаться не с одною грубою силою, но и с такими врагами их проповеди, которые будут противодействовать успехам ее духовным оружием, – земною мудростью. Потому и змеиная мудрость, которую заповедует апостолам Господь Иисус, должна состоять не в одном умении оберегать себя от гонений и смерти, а вместе в находчивости в ответах этим врагам. Земной мудрости, взимающейся на разум Божий, открывающийся в Евангелии, апостолы должны противопоставлять мудрость духовную, любомудрие Богопросвещенное. Они должны знать, что Евангелие предназначено не для одних простых, мало рассуждающих людей, но и для мудрых мира сего, что в нем заключается решение высших вопросов ведения, ответа на которые человеческий ум напрасно ищет вне Божественного откровения. Согласно с заповедью о змеиной мудрости в этом смысле и поступали апостолы. Апостол Павел говорит о себе: «я должен мудрецам и невеждам» ( Рим.1:14 ). И как блистательно он исполнял этот долг в отношении к мудрецам, показывает речь его в афинском ареопаге пред самыми образованными членами афинского общества ( Деян.17:22–31 ). Заповедь об употреблении змеиной мудрости против враждебной Евангелию земной мудрости Христос Спаситель подкрепил обетованием: «Аз дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися, или отвещати вси противляющиися вам» ( Лк.21:15 ). Апостолам в земной мудрости призваны подражать продолжатели их учения, пастыри Церкви, епископы и пресвитеры. Знаменательна в сем отношении одна из внешних принадлежностей архиерейского сана: жезл, употребляемый архиереями при священнослужении, с поперечником наверху, представляющим подобие двух змеиных голов, обращенных одна к другой. Это изображение служит для высших пастырей Церкви наглядным напоминанием об их обязанности пасти Христово стадо со змеиною мудростью. Но со змеиного мудростью апостолы и преемники их служения пастыри Церкви должны по заповеди Христа Спасителя соединять целость или простоту голубиную; «будите мудри яко змия, и цели (просты) яко голубие». Это значит, что они, не давая себя в обиду, и сами некого не должны обижать, – именно они должны вести себя в отношении к врагам Евангелия без умысла причинить им лично какой-нибудь вред. Против козней их, против тлетворного учения их они должны восставать и других предохранять, но в отношении к ним самим держать себя с простосердечием, с кротостью и благодушием, подражая голубям, которые между птицами также кротки, смирны и чужды лукавства, как овцы между четвероногими. Такими и являли себя всегда истинные пастыри Христова стада, например, святители Христовы, которых потому Святая Церковь и называет образом кротости (в тропаре святителям), хотя в то же время их ревность по вере запечатлевалась змеиною мудростью, зорко следившею за волками и оберегавшею от их нападений Христово стадо.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Я исповедовал и причащал эту больную женщину. Она рассказывала о своей жизни. 30е, 40е, 50е годы… Стенка со старыми выгоревшими обоями, фотография — на меня смотрит почти боярского вида красавица, лицо ее вовсе не похоже на то, что теперь передо мной. И дело не только в возрасте. Еще и в том, что на молодом лице нет печати оставленности, предательства и одиночества. Это удивительно, но советский и постсоветский быт превратил семью в нечто страшное. Хамские анекдоты о противостоянии тещи и зятя, извечное соперничество и змеиная ревность свекрови и невестки. Откуда все это выползло? Почему из нашей жизни, даже из отношений между родными людьми уходят элементарные вещи? Разве доброе и почтительное отношение к свекрови и теще не есть исполнение пятой заповеди? А вместо этого злорадствующее смехотворство и пошлые шутки. И выгода. И, как всегда, квартирный вопрос, который «всех испортил»… Только он ли испортил нас? Никогда не забуду: меня позвали к умирающей женщине, а пока я ее соборовал, выясняли все подробности о похоронах и поминках. Пособоровав больную, я ушел. А потом выяснилось, что бабушка не только не умерла, но и еще покушать на следующий день попросила. Ну а мне больше не звонили. Тяжелобольной человек после смерти матери остался в квартире один. У него отобрали ключи и документы. Кто? Опять же родственники. Да, жизнь у этого человека была не сахар: и тюрьма, и загулы, и гибель родного малолетнего ребенка когда-то давно. И отношения с покойной матерью оставляли желать лучшего. Но кто дал право лишить его звания человека? Почему кто-то решил, что от него надо тихо избавиться? Нет, не убивая в прямом смысле, а просто оставив одного, пока он не погаснет сам или же отчаяние не толкнет его в пропасть? Мне всё чаще вспоминается грустный диалог Иосифа Бродского с судьей во время знаменитого процесса над ним: «Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?» Что такое произошло со всеми нами? Кто мы друг другу? Неужели именно на нас сбываются слова Спасителя: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф.

http://pravoslavie.ru/86939.html

Это изображение служит для высших пастырей Церкви наглядным напоминанием о их обязанности пасти Христово стадо с змеиною мудростью. Но с змеиною мудростью апостолы и преемники их служения пастыри Церкви должны по заповеди Христа Спасителя соединять целость или простоту голубиную: «Будите мудри, яко змия, и цели (просты), яко голубие» ( Мф.10:16 ). Это значит, что они, не давая себя в обиду, и сами никого не должны обижать, – именно они должны вести себя в отношении к врагам Евангелия без умысла причинить им лично какой-нибудь вред. Против козней их, против тлетворного учения их они должны восставать и других предохранять, но в отношении к ним самим держать себя с простосердечием, с кротостью и благодушием, подражая голубям, которые между птицами так же кротки, смирны и чужды лукавства, как овцы между четвероногими. Такими и являли себя всегда истинные пастыри Христова стада; например, святители Христовы, которых потому Св. Церковь и называет образом кротости (в тропаре святителям), хотя в то же время их ревность по вере запечатлевалась змеиною мудростью, зорко следившею за волками и оберегавшею от их нападений Христово стадо. Змеиная мудрость обязательна не для одних вождей христианского общества, но и для всякого христианина при встрече с волками. Положение истинного христианина в мире часто походит на положение овцы посреди волков. Мы не говорим об отношении мира к царству Христову в странах нехристианских, например, в Турции, где оно всегда было и есть враждебно, возьмём любую христианскую страну. В христианской стране, по-видимому, немыслима опасность для овец Христова стада от волков, и однако же она существует. Правда в нашем, например, отечестве нет волков, или врагов Евангелия, подобным тем, от которых приходилось жестоко страдать христианам во времена апостольские и ближайшие к ним; но дух противления Христовой истине, и нечестия всегда жил и теперь живёт в недрах христианского общества. Никому из нас не угрожает гонение и смерть от людей, заражённых этим духом; но есть другого рода опасность от них, более грозная опасность для наших душ, опасность для нашей веры и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Кроме того ехали на восток помощник инспектора иером. Анастасий, 10 человек студентов, некоторые из Лаврской братии и несколько человек из различных местностей России. Трудно было удачнее подобрать состав паломников. Тут были, кажется, представители всех положений: владыка и послушник, доктор богословия и доктор медицины, монах и священник, миссионер и не миссионер, просвещённые люди и люди простые, не книжные, чтецы и певцы, ехавшие могли пони- —77— мать речь и отчасти даже объясняться более, чем на десяти различных языках. Путешественники имели свой фотографический аппарат, при помощи которого могли снимать всё выдающееся и интересное, что встречали на своём пути. Словом, всё в этом паломническом кружке было устроено так, что путешествие должно было оказаться исключительно благоприятным. Приведём несколько страниц этого любопытного путешествия. 5-го июня в 4 часа вечера, на прекрасном пароходе «Николай II-й» необычные русские паломники прибыли в Константинополь. Паломники пробыли в Константинополе четыре дня, знакомясь здесь с археологическими памятниками и достопримечательностями Турецкой империи. Осмотр Константинополя начали, конечно, с св. Софии, в стенах которой оставались более часа, любуясь чудной постройкой Юстиниана. В тот же день паломники осмотрели: Ат-Мейдан – конное ристалище, занимающее место ипподрома Византии, среди которого возвышается обелиск Феодосия, змеиная колонна и пирамида – колосс, полуразрушенную мечеть, бывший монастырь св. Феодора Студита , старинные стены Константинополя, монастырь Балукли с его красивой церковью и жизнетворным источником, в котором плавают чудесные, по греческому преданию, рыбки, осмотрели мечеть Кахриэ-Джами – древний монастырь Кора, построенный полторы тысячи лет тому назад. Из Кахриэ-Джами паломники направились в Фонар, греческий квартал города, где осмотрели остаток стены бывшей церкви в честь Влахерской Божией Матери и представлялись константинопольскому патриарху, его блаженству Константину V-мy. Патриарх принял русских паломников чрезвычайно радушно и торжественно: угостил, по восточному обычаю, водой с вареньем, кофе, пожелал успеха в путешествии, говорил об отношении к русской церкви, жалел, что обстоятельства не позволяют ему лично самому побывать в России.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Был секретарь Пекинского Посольства Соловьев, вояжирующий здесь, – в шляпе красив, без шляпы лыс; в разговоре часто генеральское «что?», на которое приходится повторять прежде сказанное. 31 августа/12 сентября 1897. Воскресенье. Пред Обедней крещены шестнадцать детей из сиротского приюта Даниила Тадаки, начиная с грудных младенцев до четырнадцатилетней девочки. Умилительно было видеть их группу за Литургией и у Святой Чаши в белых платьях, с крестами на груди, истово крестящихся и молящихся по-детски. Потом они были у меня, обедали, обласканы и отпущены с наказом всегда по праздникам быть в Церкви; обещаны для того дорожные сюда и обратно, по четыре сен, по городской чугунке и обед здесь. 1/13 сентября 1897. Понедельник. Из Оою некий христианин пишет: «Россия – мужское начало, Япония – женское; так эти два государства должны составить одно, как муж и жена составляют одну плоть; эту теорию-де я представлял всем министрам, а также посылал в большие газеты – популяризировать ее; но последние не делают сего, – так, мол, посодействуйте, чтобы сделали». Таково произрастание китайской философии на японско-земледельческой почве! В иокохамской газете «Japan Daily Mail» идет состязание католиков с протестантами. Последние к стене приперли Папу, доказав его [?], что он «волк в овечьей шкуре», то есть опасен для государства, как ставящий себя выше государя и всякой на земле власти. Замечательна змеиная натура католицизма; в сегодняшней газете ответ католического ученого патера протестантам, – и ни слова о Папе! Доказывается, что должны повиноваться в делах, касающихся спасения, Церкви и что Церковь непогрешима, то есть статья – самая православная, но совершенное отклонение в сторону от спора с протестантами, – о Церкви только, о Папе хоть бы слово, тогда как протестанты о Папе только и писали. У протестантов нет Церкви, – католик ударил в их слабое место, хоть и смошенничал для этого. У католиков же, во всяком случае, слабое место – папа, иначе не уклонялись бы они от речи о нем; и слабое место это, как видно, для них очень больное, ибо боятся и дотронуться до него. – Все вместе это служит невольную службу православию. Солга неправда себе!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Фраза «ваши радости – наши радости» в тексте Декларации, где «оппоненты» слово «наши» поняли как сказанное о власти, а не о Родине , – для большинства превратилась в единственно верную, когда враг ступил на русскую землю. Но, как оказалось, не для всех. Те, для кого митрополит Сергий оказался «неприемлем», молились за А. Гитлера . Для оценки действий лидеров как «левой» (обновленческой), так и «правой» оппозиций уместно вернуться к определению митрополита Григория о сущности раскола: «Сущность всякой секты заключается в уклонении от правильного православного религиозно-нравственного учения, а сущность раскола – в уклонении от православно-церковного руководства, от церковной дисциплины. Внутренними причинами этого уклонения являются: 1) «неразумная ревность» о спасении, толкающая на искание новых путей и средств спасения; 2) самомнение и гордость, производящие распри, словопрения и разъединения и 3) увлечение разными учениями без надлежащего руководства» . В Петрограде из-за обновленчества прекратил свою работу Богословский институт, а иосифлянский раскол погубил Высшие Богословские курсы в Ленинграде . В условиях отсутствия духовных школ «рука об руку» с расколом шло и сектантство. Во многом личные амбиции архиереев «правой оппозиции», хотя многие историки их отрицают, повели за ними часть православных в отделение, в подполье и секту. Зерно неприятия митрополита Сергия трудами «правой оппозиции» в том числе в Гжатске, было посеяно, и вскоре в «Вавилушкиной избе» монахини «служили литургию» . Они же причащали (см. приложение , 5 октября), а патриарха Сергия называли «марионеточным» . Наблюдая подвижнический путь митрополита Сергия, протоиерей Николай Чуков в слове при своем наречении во епископа сказал, каким должен быть архиерей во времена гонений, расколов и нападений врага, а скорее всего, – и «во все времена»: «Условия, в которых приходится работать в Церкви Божией, далеко не те, какие были раньше. Нападающий на нашу территорию и на нашу народность враг, обезумев, стремится подменить основные положения Христовой веры языческими; языческие начала уже давно проникают и в нравственную область жизни и постепенно стремятся изменить прежний добрый и благочестивый быт; мрак неверия густой пеленой охватывает недугом умы многих, особенно молодежи, – этой надежды нашего будущего. А тут еще появляются раздорники внутри самой церкви и еще более осложняют жизнь ее. В таких условиях от архипастыря сейчас требуется и голубиная кротость, но и змеиная мудрость и нравственное мужество, и твердость и чистота христианский убеждений» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010