Правильно ли такое суждение адвентистов?   Нет, не правильно. Адвентисты не читают псал. 87-го от начала до конца, поэтому и не могут понять его. В этом псалме пророчествуется о Христе Спасителе: о Его молитве в саду Гефсиманском (ст.Пс. 87:2, 3, 15, 16; ср. Мф. 26:42), о Его страданиях за людей (ст. Пс. 87:4—8, 17, 18), об удалении от Него даже знакомых, когда Его судили, и когда Он был на кресте (Пс. 87:9, 19 ст. ср. Лук. 23:49; Мф 26:73—74) В стихах же Пс. 87:11—13 пророчествуется о нисхождении Христа в ад, и о необходимости этого дела. Мертвые были заброшены, лишены возможности видеть лице Божие и чудеса Господни; живых Бог вразумлял наказаниями и ободрял милостями, а мертвые не могли удостоиться видеть чудо Божие. И вот, Христос является пророком и законодателем во гробе: он возвещает милость Божию, как сообщает Ап. Петр: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр 4:6). Для этого Христос и «нисходил прежде в преисподния места земли» (Еф. 4:9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петр. 3:19—20; Чит. Злат. 5, 882—887). Как извращают адвентисты псалом 113?   Адвентисты берут из 113-го псал. 25, 26 стихи, читающиеся-де так: «не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» (Пс. 113:25, 26), — и говорят, что псалмопевец отвергает бессмертие души. В чем заключается извращение адвентистами указанного места?   Адвентисты не дочитывают 26-го стиха до конца, поэтому для них и не ясно, о чем говорит псалмопевец. Царь Давид говорит здесь о духовных (нравственных) мертвецах [ср. Матф.8], о людях, которые умерли для добродетели. А что это именно так, то это видно из того, что мертвецам псалмопевец противопоставляет себя и говорит: «Мы будем благословлять Господа отныне и во век» (Пс. 113:26), то есть и в загробном мире (Злат. 5, 337—338)    И далее, в псл. 114, псалмопевец пророчествует, как души людей будут избавлены Спасителем от тягостей ада: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7, 8, 9). Это-то облагодетельствование и радость смерти испытывают Апостолы, когда говорят: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:8). О «земле живых» (Пс. 114:9) Апостолы говорят христианам так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22—24)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

36 к епископам Ирландии, называя его книгой. Что оно приписано папе Пелагию этим Григорием, когда он был диаконом, свидетельствует Павел Варнефрид, в кн. 3 De gestis Longobar-dorum, гл. 10, ин. 20. Прим. Лаббе. – В подлиннике оно имеется на одном латинском языке. Ред. 293 Кн. 7. посл. 24. – Этот отрывок из сочинений папы I великого (590–604 гг.), равно как и следующее далее послание его, имеются в подлиннике на одном латинском языке. Ред. 295 Так же и в другом месте бл. Григорий упоминает о пятом соборе и о трех главах, как напр. кн. 3, посл. 2, 3, 4, 37, кн. 5, посл. 64, и кн. 7, посл. 53. Прим. Лаббе. 296 Об этом послании (так называет его сам Юстиниан в конце) упоминает Либерат (гл. 23), который свидетельсвует, что оно составлено по настоянию Пелагия, диакона римской церкви и апокрисиария, а потом одобрено папою Вигилием Прим. Лаббе – В подлиннике оно имеется на греческом и латинском языках См. Mansi, 9, 488 sq. 86, 1, 945 sq. Ред. 299 Слово 44, по русск. перев. Москва. 1844. часть 4, стр. 144. Изд. 3-е (М. 1889) ч. 4, стр. 116. 300 Св. Иоан. Злат. Бесед. на кн. Бытия, по русск. пер. Спб. 1851. часть 1, стр. 205–206. Твор. IV, I, стр. 104–105. 302 Жит. пр. Антония, гл. 74 по русск. пер. М. 1853. ч. 3, стр. 268. Твор. ч. 3 (Тр. Срг. л. 1903), стр. 236. 303 На ариан слово 2-е, гл. 19 по русск. пер. М. 1852. ч. 2, стр. 285. Твор., ч. 2 (Тр. – С. л. 1902), стр. 287. 305 Беседа 16, по русс. перев. М. 1846. ч. 4, стр. 269, изд. 4 (Св. Тр. Серг. М. 1911), стр. 230–231. 310 Твор. Григ. Бог. сл. 15, по русск. перев. Москва. 1843 г. ч. 2, стр. 55 – 56. изд. 3 (М. 1889), стр. 46–47. 311 Твор. Василия вел. Пр. кр. Вопр. 267 по русск. перев. Москва. 1846 г. ч. 4, стр. 241. изд. 4 (Св.-Тр. Серг. М. 1901) стр. 290–291. 313 Творения Оригена, уч. александрийского в русском переводе. Изд. Каз. Д. Акад. Вып. I. О началах (Каз. 1899), стр. 46. 337 Творен. Василия вел. по русск. перев. част. 3, Москва 1846. стр. 174. Изд. 4 (Св.-Тр. Серг. Л. 1900), стр. 146. 338 Творен. Григория Богосл. по русск. перев. част. 3, Москва 1844. стр. 86. Изд. 3 (М. 1889), стр. 70. 343 Три последния сочинения Юстиниана (грамота, исповедание и послание) имеются в подлиннике на греческом и латинском языках. Ред. Читать далее Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при Казанской духовной академии : В 7 том. - Казань : Центральная типография, 1859-./Том 5. - Изд. 4-е. - 1913. – 320, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В Типиконе Великой Церкви X в. гимн Великого входа предназначен для псалмопевцев. 332 Рубрика для ПРЕЖД сыропустной среды определяет, что они поют песнь с солеи, 333 которая в Святой Софии и некоторых других церквях представляла собой тропу, соединяющую амвон в середине нефа с алтарем, и соответствовала сирийской бет-шкакона, которая вела к виме в середине церкви. 334 Странно представить псаломщиков, поющих с солеи. Их общепринятое место – на амвоне, или, согласно «Описанию амвона Святой Софии» Павла Силенциария, в нижнем этаже огромного приподнятого амвона в центре Великой Церкви. 335 Но поскольку шествие Великого входа в Софийском соборе проходило вокруг амвона через солею к алтарю, возможно, псалмопевцы выстраивались в линию вдоль солеи как «почетный караул», чтобы приветствовать шествующих по прибытии к вратам. Три других источника, которые свидетельствуют о литургии Великой Церкви в X столетии, предназначают песнопение для исполнения псалмопевцами и народом, как в ВАС по Кодексу Пиромала и Йоханнисбергской версии, или диаконам, как в диатаксисе, включенном Львом Тосканским в латинскую версию ЗЛАТ. 336 Позднейшие источники также разнятся в том, кто пел Херувимскую. Например, кодекс XI в. Grottaferrata Γβ XV предписывает это людям (f. 2v). 337 Современная ему грузинская ЗЛАТ по списку Sinai Georg. 89 предназначает ее «певцам». 338 Согласно Псевдо-Софронию, псалмопевцы и люди поют вместе. 339 В изданном Абером Архиератиконе Гемиста гимн исполняется только псалмопевцами. 340 В XIIIXIV вв. рубрики итальянских источников литургии согласно отрантским обычаям, предписывают Херувимскую для «clerus et populus», или только для «clerus», или только для «populus». 341 Кодекс XVI в. Modena Gr. 19 (f. 10r) также усваивает это псалмопевцам («chorus» или «cantores» в латинской версии, f. 32r-v). Несомненно, и псалмопевцы, и церковная община пели разного рода припевы, поскольку в византийских храмах не было никакого хора в точном смысле этого слова. В Софийском соборе было лишь маленькая группа псаломщиков, помогавших народу в пении припевов и гимнов. Согласно Кодексу Юстиниана, в VIVII столетии численность псалмопевцев, служащих в трех патриарших церквах Святой Софии, Святой Ирины и Халкопратии не превышало двадцати пяти человек. 342 И, конечно, в небольших итальянских храмах их было гораздо меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не нужно долго думать, чтобы понять, что стоит за этим поворотом в развитии. С XII в. чин протесиса, или приготовление даров перед Божественной литургией, переживает бурный рост 329 , и у нас есть свидетельство, что умножение вариантных поместных обычаев было причиной путаницы для служащего духовенства. Около 1120 г. православный приходской священник, скорее всего критянин, написал митрополиту Илие II Критскому в константинопольскую резиденцию владыки письмо, касающееся его сомнений по этому поводу 330 . То внимание, которое монашеские диатаксисы уделяют этой проблеме, показывает, что они были призваны положить конец неразберихе. 331 Будучи игуменом Великой Лавры, Филофей не мог не замечать этой проблемы. Но его руководство, регулирующее обычаи для его собственной монашеской общины, могло бы так и остаться одним из многих подобных, если бы Филофея не ждало продвижение по службе. После его вступления на патриарший престол Константинополя в 1353 г. «Диатаксис Божественной литургии» приобрел большой вес. Он распространился по всему греческому православному миру и был переведен на славянский язык современником Филофея болгарским агиоритом Св. Евфимием Тырновским, позже ставшим болгарским патриархом в 1375–1393 гг. 332 Около 1380 г. диакон Димитрий Гемист, нотарий Филофея, позже – протонотарий Великой Церкви, использовал рубрики Филофея в архиератиконе, регулирующим последование патриаршего чина в Святой Софии. 333 Другое влияние Диатаксиса Филофея на форму Божественной литургии, особенно в монастырях и среди русских и румын, было замещение Пс. 102, 145 и Блаженных традиционных антифонов. 334 Этот исконно палестинский обычай впервые отмечается в раннем грузинском тексте ЗЛАТ. 335 Традиция возникла с введением неосавваитского обихода в студитские монастыри столицы, как об этом свидетельствует Эвергетидский типикон, 336 который, как мы уже видели, оказал существенное влияние на Афон. Многочисленные списки Диатаксиса Филофея (Ethnike Bibl. 751, 752, 765, 766, 770, 771, 773, 779 и т. д.) на греческом и славянском языках и различные редакции, которые они содержат, все же показывают, что со стандартизацией Филофеем литургийных рубрик развитие не остановилось. 337 Как и любой другой живой текст, комментарий свт. Германа тому прекрасный пример, 338 рубрики приспосабливались к новой форме и поместным обычаям. На протяжении XV века, хотя другие диатаксисы и обиходы продолжали соревноваться с филофеевским руководством, 339 последний постепенно распространил свое влияние по всему Константинопольскому патриархату, и его рубрики были включены в первопечатное издание Димитрия Дуки, вышедшее в Риме в 1526 г. 340 За исключением последующего уменьшения количества святых, поминаемых на протесисе, переработки специфически филофеевской редакции литании и молитвы верных и нескольких других различий, рубрики Филофея управляют ходом Божественной литургии и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

– Выбор Елиезера остановился на Ревекке, которую он встретил при «кладезе» 337 , что, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, было предуказанием новозаветного таинства крещения 338 . – Родные, отпуская, благословили Ревекку: «буди в тысящи тем, и да наследить семя твое грады супостат». «Посмотри, как эти люди, без собственного ведома, предсказывают девице будущее, потому что Сам Бог направлял к тому мысли их» 339 . Достигнув предела своей жизни, Авраам сделал завещание касательно всего своего достояния. По смерти патриарха, всё его достояние должно было перейти к Исааку, а сыновья наложниц имели получить лишь подарки. В этом Бл. Августин видит указание на то, что «сынам века сего достаются в удел одни лишь временные блага; чада же благодати и сыны обетования получат в наследие блага непреходящие и вечные» 340 . – Сделав завещание, патриарх вскоре после этого скончался «и приложился к народу своему» 341 . По преданно, записанному Св. Епифанием Кипрским , Авраам принёс образец сребренника в землю Хананейскую 342 . 269 Тв. Св. Иоан. Злат., Слова и Бес. на разн. случаи, ч. I, Спб. 1864 г., стр. 241, Похв. Слово Муч. Виринее и Проскудии и матери их Домнине. 270 Тв. Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 228–229, Бес. 32; – тоже см. Ibidem, стр. 230; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 62, Толк. на кн. Быт., воп. 63. 275 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 251, Бес. 33; – тоже см. Ibidem, стр. 287, Бес. 35. 277 Св. Феоф. Антиох., К Авт., кн. II, 31, – см. свящ. П. Преобр., Сочин. др. хр. апол., стр. 220. 280 Тв. Св. Кирил. Иерус. кн, X пр. Иул., – см. Херасков, Руков. к объяснен. Пятикн. Моис., стр. 99, – изд. 1875 г., Владимир на Клязьме. 284 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 346, Бес. 38; – Тоже см. Ibidem, 348–349 с.; – Тв. Бл. Феод., I, 67, Толк. на кн. Быт. вопр. 68. 289 Св. Ирин. Лионск., Пр. ерес., кн. IV, гл. 25; Оба завета были предзнаменованы в Аврааме... и один Бог того и др. завета, – См. Памятн. древ. хр. письменн., стр. 495. 291 Тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

306 Оп. Гал. и Мст. 307 Так все древнесл. и св. Ал., но в греч.: ατν, и только Наас. πα’ ατο. Ср. в Сир. sch. Син. и Ефр. 308 Древнесл.: «и дал ти бы.» 309 Св. Ал.: «глаголет» — то же в др. местах. 310 Так все древнесл. соотв. автор. οτε, но св. Ал. ниже, соотв. код. D.: οδ. 311 Древн. и св. Ал.: почерпальника. 312 Св. Ал. «а.» 313 Зогр. и св. Ал.: «кладязь.» 314 Так одни и слав., а др. без ον. 315 У св. Кир. нет, и далее, но в толковании ст. 14—16 есть. 316 Св. Ал. «кладязь.» 317 Чит. Мар. Гал. Мст. согл. одн., но др. не чит. и Остр. Зогр. Ал. 318 Юр. Тип. Ал.: «и сам.» 319 Так все др., но Остр.: «пи» (?). 320 Св. Ал.: «питения.» 321 Добр. и св. Ал.: «вжадает.» 322 Др. чт.: ς δ’ ν πι. 323 Остр. Зогр. Гал. Арх. Мст. др.: «не имать вжадатися» , но как тепер. Мар., св. Ал.: «не вжажет.» 324 Так Остр. Мар. и Зогр., но Гал. Мст. Ал.: «веки.» 325 «Аз» — не чит. св. Ал. согл. одн. греч., но др. древнесл. чит. согл. др. 326 Типогр. и Карп. не чит. слов: «не вжадается... дам ему» как и нек. греч. 327 Так Гал. Юр. Ник. б. Конст. и поздн. Остр. и Мст. «истекающия» , Мар. «входящя» , Асс. Зогр. Ник. а. «вслеплющую» , Добр.: «черплющю» Арх. «вскапляющяя воды вечныя» , но св. Ал.: «изменуемы» , производя от λλοιω, а не от λλομαι. 328 Так св. Ал., а др.: «в живот вечный.» 329 Опуск.: «Господи!» 330 Так Зогр. Гал. вм. «призови» Остр. Мар. Юр. Мст. Тип. др. Св. Ал.: «гласи.» 331 В Ват. и нек. др.: «твоего мужа.» Асс. Загр. Гал. Ал.: «своего.» 332 Св. Ал.: «ниже.» 333 Сир. син. кур. Sch.: «сказала Ему» , Злат.: δε ϑησν. В нет: «и рече» , как и в слав. XV в. у Амфилохия. 334 Так одни, др. и слав.: «не имам мужа.» 335 Древнесл.: «рече» , греч.: επες и επας. 336 Др. чт. «имаши» , как и Ник. б. 337 Гал.: «их.» 338 Св. Ал.: «истину.» 339 Св. Ал.: вм. древн.: «рече.» 340 Так А В и др. мн. нек. лат. Вульг. Сир. «р.» Арм. Слав., но Минуск. Сир. cur. sch. hr. syn. и Ephr. (Moes. 141 и 143). Терт. « на сей г.» 341 Св. Ал.: «а вы» , Сим.: «вы же.» 342 Син. код. и Терт. (Adv. Mach. 4, 35) τπος. Вместо: «клан. под.» как א А В и др. Вульг. переставляют слова: др. мн. майюск. нек. лат. саг. копт. арм. Епиф. Феодорит. Злат. Терт. Ib. и Сир. кур. и Sch., а из слав. Ник. а и св. Ал.: «иде лепо поклонятися.» Примечательно совпадение чтения Сирского синайского код.: — что в Иерусалиме именно (есть) «дом поклонения» с Ефр. Сир. (Тациановым Диатессароном) у Moes. p. 143; in Ierusalem tantum (est) «locus (domus?) adorationis» , тогда как Курет. и Sch. — согл. 2-му греч. чт. (ср. чт. א). Это может служить доказательством наибольшей древности Сир. син. текста. Оба разночтения 20-го стиха могут служить для определения редакций.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

163. Хр. чт. 1827. XXV. 203. 190 Бл. Феодорит. Толк. на кн. Быт. вопр. 8. по изд. Моск. 1855 г. Ч. перв. стр. 15. Снос. Хр. ч. 1843, III. 329. 330. 203 S. Maxim. Confess. Ad Ioannem Presbyterum... Tom. sec. pag. 245–246. Смотр. в Добротолюб. Часть 2. Калл., и Игн. гл. 69. 221 Афан. Алекс. о том, что человек мож. Позн. Бога. Хр. чт. 1837. IV. 116. В 1 слове на язычн. Москва. 1851, ч.1, стр. 51 248 Разговор между еранист. и православным о неслиян. соедин. ест. в Иис. Христе. Хр. чт. 1840. I. 337. 338. 250 В другом месте (о творч. Бож., гл. XVII, стр. 310. 311 сн. Бож. настав. кн. седьм., гл. XII, стр. 119) Лактаций колеблется между мнением, утверждаемым им здесь, и между противоположным оному. 272 Ириней почти везде тело называет plasma, plasmatio, указывая на образ сотворения его в первозданном человеке и отклонив известное нарекание валентинян. 290 Св. Ефр. Сир. о покаян. 58. Тв. св. отц. том. XVI. стр. 376; снес. 142 на слова положи. Господи, хран… там же стр. 424. 291 Сл. душеполезное. Тв. св. отц. т. XVI. стр. 92. о доброд. и страстях. Тв. св. отц. XVI – 166. Сл. умилит. Тв. св. отц. XII. 61. 301 Сл. 55. Посл. К препод. от. Сим. Чудотв., по изд. 1854, г. Моск. стран. 306. сн. Хр. чт. 1821. III. 136. 304 Пропод. И. Касс. собесед. с Аввой Даниилом о борьбе плоти и духа. Хр. чт. 1846. IV. 180. 190. 201. 338 4 оглас. слово, о душе. Тв. св. отц. т. XXV. 1855 г. стран. 60. То же самое в 3 оглас. слове, на стран. 40. 342 Заметим, что в словах Спасителя: «дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» ( Ин.6:63 ), 1) духовитости приписывается оживление, след., и оживленность, 2) духовность противополагается плоти. 371 S. Maximl Confess, epist. ad. sanct. beat. que archiep. Ioannem qua animam esse incorpoream ostendit. Tom sec. pag. 537. 538. 409 Св. Злат. о том, что не должно смущ. несчаст. людей добр. и благод. Порочны. Хр. чт. 1847. I. 332. 430 Contra Ioan. Hierosolym ad Pommach, cap. 22 in Patrolog. Curs. compl. tom XXIII. pag. 372. 373. 431 Бл. Феодорит. Еп. Кир. о человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Ориген : «Души убиенных за свидетельство Иисусово находятся под олтарем (Ап. 6:9) не праздными, но испрашивают молящимся прощение грехов… Кто сомневается в том, что св. отцы помогают нам своими молитвами? Все почившие прежде нас отцы воинствуют с нами и помогают нам своими молитвами». Св. Василий: «Св. лик (мучеников)! свящ. дружина! непобедимый полк! общие хранители человеческого рода! добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи!». Св. Григорий богослов : «Я уверен, что теперь молитвами произведет он (св. Григорий) больше, нежели прежде учением; поколику стал ближе к Богу». Св. Амвросий: «Как ангелы начальствуют, так и те, которые сподобились жизни ангельской». Св. Златоуст: «Как воины, показывая царю полученные ими от неприятелей раны, смело говорят с ним; так в сии мученики (Иувентин и Максим), нося на руках усеченные главы свои, и выступив на среду, удобно могут испросить у Царя небесного все, что только захотят». Бл. Августин: «За мучеников Церковь не молится, как она молится за прочих умерших; потому что они столь совершенны по смерти, что не мы должны ходатайствовать за них, а они ходатайствуют за нас по власти, данной им от единого Ходатая нашего, стоящего одесную Отца ( Деян. 7:56 ), Господа Иисуса Христа. Они молятся за нас. (Бл. Киприан) нам, труждающимся в смертном теле сем, как помраченным облаком, помогает подражать по дару Господню, сколько можем, добрым делам его». Св. Лев: «(Св. ап. Петр) ныне совершеннее и многомощнее делает то, что ему поручено, и исполняет все виды своих обязанностей и попечений в Том и с Тем, кто прославил его». Ориг. Увещ. к муч. гл. 30, Бес. на числ. 26 и Бес. на Иис. Нав. 16 : тв. т. 1 с. 293. т. 2 с. 373. 374. Пар. 1733 г. Св. Вас. в. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 307. М. 1846. Св. Григ. б. Слов. 18: тв. ч. 2 с. 103. М. 1843. Св. Амвр. м. Толк. на Лук. кн. 8: тв. т. 2 с. 1794. Пар. 1845.Св. Злат. Похв. слов. св. муч. Иувент. и Максиму: хр. чт. 1842 г. ч. 3 с. 337–338. Бл. Авг. Слов. 285. 332; вос. чт, IX, 67. 68. О крещ. кн. 7 гл. 1: тв. т. 9 с. 125. Антв. 1700. Св. Лев. в. Слов. 2: тв. т. 1 с. 52. Лион, 1700.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1738 Migne, Patrol. curs. compl. Ser. lat. t. V. S. Victorini scholia in Apocal. Ioannis. col. 338. 1739 Corpus scriptorium eccles. latinorum. vol. XV. Commodiani carmina ex recens. Dombart. 1887. Carmen apologetieum. 933 f. 1746 См. Kautzsch, Die Apokryphen und Pseudepigraphen des alten Testament. 2 B. 1900. Срв. Смирнов, Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань 1899. СС. 11–97. 1748 В математике ноль и даже ниже ноля суть мыслимости. Но математические аналогии в теологических созерцаниях представляют лишь недоразумение и злоупотребление, ибо слова там берутся в условном значении, не соответствующем самому слову, так что ничто там есть что. 1749 Слово Κριος хотя и не читается многими, но древность его во всяком случае удостоверена Александрийским кодексом А, также … и, D, b и c и др. мн. Сир Гот Ориг Терт Злат Кир алекс. и др. 1750 Апостолы вполне поняли трудность данного Христом идеала брака, когда сказали: «если такова ответственность человека с женою (т. е. женатого), не подобает брачиться». «Но (δ – противоположение) Господь сказал им: «не все вмещают слово (учение, идеал) это, но кому дано (наиболее совершенные носители духа Христова, избранники), ибо есть ...скопцы (девственники), кои оскопили себя (сделали себя девственниками) для царствия небесного (девственники безбрачные и брачные: первые – для личного достижения царства небесного и введения в него других путем апостольства, вторые – и порождением и воспитанием для Церкви истинных чад Божиих): могущий да вмещает» этот идеал христианского брака, – по мере сил своих да приближается к нему. Но не сразу, не все, не вполне. Поэтому церковью допускается и освящается и брак «с разводом, с похотью к женщине и с прелюбодеянием супругов», – для порождения детей и размножения рода человеческого. По очевидной идейной связи с этим учением о браке Евангелист помещает рассказ о благословении детей Христом (у Ев. Луки это событие соединено с учением Христа о смирении, вопреки самопревозношению фарисеев: Лк.18:15–17 ), «ибо таковых есть царство небесное», т. е. без порождения таковых в христианско-церковном браке, как таинственном сочетании мужа и жены в плоть одну – для деторождения Церкви чад Божиих (и, конечно, без нравственного подражания им – обе эти мысли соединены и нераздельны), – невозможно достижение Церковью совершенного возраста Христова. Вот почему «запрещающих брак» Апостол называет «отступниками от веры и последователями учений бесовских» ( 1Тим.4:1–3 ). Тою же идеологией нерасторжимости таинственного брака, объясняется, что Давид, по Мф.1:6 , родил Соломона не от своей жены, а от жены Урия, хотя Урий был уже мертв и его вдова была уже законною женою Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По преданию в этом урочище когда-то был храм. (Историко-статистич. описание Черниговской епархии, кн. 7, стр. 344) Иконописные изображения В древних лицевых подлинниках, греческого происхождения и в тексте рукописного подлинника, находится изображение Св. Георгия и следующее описание: «Св. Георгий возрастом млад, подобием темно-рус, лицом прекрасен вельми, власы русы из черна, кудреваты, округлены, аки бы подстрижены; приволока верх киноварь, исподь лазорь; ногавицы багрянные; в сапоги желтые одеян – злато на вохре; одеян весь во бронях: доспех злат, клетчат, шелом на голове бел, а на нем крест; щит при левом плече виден; при правом бедре виден лук и саадак со стрелами; в правой руке копие, а в левой меч в ножнах; зерцало круглое у сердца, светло». IV. Почитание Св. Георгия существует во всей Греции, Италии, Генуе, Франции, Англии, Скандинавии, Америке, Болгарии, Сербии и др. местах. Еще в древнем мире украшали изображением его знамена, печати, щиты. На монетах Византии ввели его образ: Тиверий II, Константин, Иустин II. Георгий Кодин (1453 г.) в церемониалах Византийского двора предписал, чтобы в Константинополе на праздник Рождества Христова изображение Св. Георгия, в виде всадника, с крестным ходом приносили в Императорские палаты. В западной Европе поклонение Св. Георгию распространилось особенно со времен Крестовых походов, и в 1220 г. Оксфордским собором установлено празднование ему 23 апреля. С XIII в. явилось во всей Европе множество орденов и обществ, учрежденных в память Св. Георгия. В Грузии, где подвизалась Св. равноапостольная Нина, родом из Каппадокии, по отцу своему Завулону, племянница Св. Великомученика, преставившаяся в 338 г., над могилою ее (в Бодби) царем Мирианом основан в 342 г. первый храм и освящен во имя Св. Георгия. Многие цари Грузии (тринадцать) носили его имя (с 1014–1801). Также изображение его внесено и в государственный герб Грузии. В России почитание Св. Георгия становится известным с 988 г., когда вся Русь была озарена светом крещения по воле Вел. Кн. Св. Владимира. Первый в княжеском роде, нареченный именем Георгия, был Ярослав Владимирович Мудрый. Ярославом, после победы над Чудью в 1030 г., основан Юрьев монастырь, близ Новгорода, и г. Юрьев, а в 1036 г., после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь своего ангела и заповедал повсеместно совершать в честь его празднество 26 ноября. Таким образом ему принадлежит первый почин, ему же обязана Россия распространением и благоустройством монастырей и церквей, в особенности посвященных имени Св. Георгия. Обилие храмов и монастырей на Святой Руси – наша сила и слава, в них же и спасение наше. Ярослав имел изображение своего покровителя Георгия Победоносца на своей печати. Его же изображение употреблялось и при чеканке монеты. По примеру Ярослава, и другие великие князья особенно усердно чтили память святого, имели изображение Св. Георгия на своих печатях и шлемах, и давали своим детям в честь его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010