Особенно большое сочувствие обнаруживает он в своем Поучении к творениям Василия Великого , который известен, как строгий подвижник. Знакомство Мономаха с творениями Василия Великого указывает на то, что эти творения достаточно были распространены между русскими грамотными людьми древности. До нас сохранился замечательный сборник поучений, переведенный с греческого для Болгарского царя Симеона (889–927 гг.) и потом переписанный в России для великого князя Святослава в 1073 году и известный под именем сборника Святославова. В нем, кроме творений Афанасия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Иустина Философа и других учителей церкви, весьма много находится произведений Василия Великого . Сохранился до нас еще другой, Святославов же, сборник 1076 года, в котором также можно встретить труды Василия. Впрочем, значительное количество поучений с именем Василия находится, сверх указанных, еще во многих других сборниках, например, в Златой Цепи, Измарагдах и проч. Кроме того, в России существовал Шестоднев Василия Великого, переведенный, хотя и не в полном виде, Иоанном Экзархом Болгарским. В Московской синодальной библиотеке, встречаются списки Шестоднева XV века, что дает право заключать, что эти списки были в руках русских людей уже с древних времен. Касательно перевода Шестоднева нужно прибавить, что его нельзя назвать в полном смысле переводом с подлинника. Вот что говорит об этом предмете Калайдович: «Экзарх Болгарский, положив в основание труд Василия Великого и поль зуясь руководством других писателей, составил собственное рассуждение по сему предмету, которое сохранилось в древнем списке под следующим заглавием: «Шестоденье, списано Иоаном, презвитером экзархом, от святого Василия, Иоана (Златоуста) и Сеурияна (Севериана, епископа Гевальского) и Аристотеля Философа и инех» 42 . Но во всяком случае дух произведений Василия Великого не мог не сохраниться и в такой переделке Шестоднева, какую дозволил себе Иоанн, экзарх Болгарский. Мы заметили выше, что творения Василия Великого пользовались особенным сочувствием Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Есть ссылки на Златоустого, на хтаикъ, на Евангелие в мясопустную неделю. Неизвестный писатель восстаёт против желающих богатиться и самонадеянных мудрствователей. Сочинение Русское, равно как и следующее. Л. 68 об. к. В птокъ вторы нли стаго поста тогоже христоаюбца, къ дхвной братии истолкованны притчи и Нач. Се же мо слышаста всхъ пророкъ и аплъ. Без связи приводятся тексты, почти все из книги Притчей. Между этими текстами есть притча народная л. 72.: с мдрымъ дмникомъ кнзъ дма высокаго стола достигне т , а з безмнымъ дма, и малаго стола лишенъ бдетъ , и выше, л. 74, сказано: павелъ аплъ реч маломный противъ мнаго впадетъ въ ересь и ненавиди т мнаго чаща его и в жидовъств о впадетъ. И в других случаях автор не строго держится текста. Л. 74. ка. златастаго. в сбот вторы нли стаго поста о стомъ Нач. Блгословенъ гь бгъ израилевъ ко пост и сотвор. В начале сходно с словом 90-м в Измарагде л. 182. Л. 77. кв. златастаго в нлю вторы стаго поста. Нач. Приидте любимий вс врний стадо хво да бычное вамъ сотворю Сочинитель раскрывает в своём слове, что великая четыредесятница составляет десятину Богу от всего года, – и объясняет это для новопросвещённых людей. Находится в Златой цепи л. 111 об. Из сказанного в начале сего слова: да бычное вамъ сотворю видно, что проповедник уже неоднократно беседовал со своими слушателями. И действительно поучения на воскресные дни, начиная с недели о мытаре и фарисее до пятой поста, находящиеся в Златой цепи и размещённые в рассматриваемой ркп., представляют из себя один ряд проповедей, говорённых одним и тем же учителем Церкви. Указание на людей новопросвещённых заставляет относить их к отдалённому времени нашей Церкви. Сл. Прибавления к изд. творений св. Отцов. 1858. с. 34. Л. 80. кг. В понедлникъ. нли стаго поста, став члческаго. Нач. Аще кто милостыню творитъ своего трда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

т.е. оглавление. Л. 8. стаго великого златостаго патриарха коньстнтина града. з бгомъ починаемъ. подобаетъ вдати ко преже мсопста. за дв нли починаемъ. молитва, начати чести вскю книг четию. Нач. Ги хе верз ми ши и чи Таже молитва , какая приложена и в начале книги Измарагд, после наставления, как читать книги. Л. 9. а. Под фигурною заставкою (а с другой стороны бордюры): Ндл мытар и фариси в нюже чте т с притча. иже во сты ца нашего ианна златостаго о . Нач. бо да послшавше хва гласа бодри бо бдемъ на Златоустому не принадлежит. Находится и в ркп. Троицкой Сергиевой Лавры: Златая цепь, конца в. (л. 102). Л. 11. в. златастаго. в нлю блдномъ сын. слово т . Нач. Се приспваютъ дн чесьтнаго поста. Притча объясняется по Греч. руководству. Сл. краткие Греч. схолии на Ев. Луки (Angelo Auctor, classic. Т. IX. р. 449). Слово помещённое в златой цепи с сим сходно. Л. 13. г. В сбот мсопстьню слово златастаго, еже не плакати по мирающихъ. Нач. Се имйте страхъ въ сердеца вашихъ. Орр. Chrysost. ed. Montfauc. Т. IX. Spuria р. 807. В переводе слово сокращено. Перевод не древний. Л. 20. д. ианна златастаго. в нлю. мсопстню. слово второмъ хв. Нач. Врем приближис нашего. Почти тоже, что в Златой цепи л. 105. Л. 23. Въ сред. сыропстню. ца дховнаго. дтемъ дшевнымъ словес. златастаго. Нач. Желаю любимици вашего. Тоже, что в Измарагде 230. сл. 149. л. 379. Прибавление в надписи: словеси златостаго, совершенно лишнее. Это послание Русское и, кажется, к значительному лицу. Л. 24 об. В птокъ сыропсътный . ианнл златастаго. чистот дшевънй. Нач. Навыкнемъ бо что есть. еже не сквернитъ члка. Сходно с сим слово в Измарагде 88-е. л. 179. Взято из Златоустого 51 беседы на Ев. Матф. (Орр. Т. VII р. 526). Л. 26 об. з. Въ сбот сыропсътню. н а златастаг о. Нач. Аще реч гдь ставлте члкомъ ихъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

156 Сличи в той же «Златой Цепи» «Словцо о друзех»: «Другом же малым и великым покаряйтеся. или на пир зване будете, сядите на последнем месте по еуангелыо. рече бо егда зван будеши на брак не сяди на преднем месте, егда кто честней тобе будет званых и пришед звавыи тя и речеть ти дружи даиже сему место и тогда начнеши с соромом поседатися ниже. но егда зван будеши на пир. шед сяди на последнем месте да егда придеть звавыи тя и речеть ти друже сяди выше. и тогда будеть ти слава предо всеми седящими с тобою, яко всяк возносяися смириться а смеряйся вознесется». Сверх того, наставление о том, чтобы знаться и дружиться с мудрыми, а не с глупыми, имеет позади себя целые трактаты о мудрости и глупости в «Пчелах», как переведенных, так и переделанных, откуда они вошли в «Слово о Данииле Заточнике». 159 Это место, с некоторыми, впрочем, русскими вставками, взято из «Слова о злых женах». Сличи в «Изборнике» Святослава 1073 г. (без соблюдения носовых и йотированных гласных): «Оуне жити в земли поусте, или с женою язычьною и которивоую. и аки чрьвь в древе, тако же мужя погубит жена злодеиця. и яко же капля изгонять чловека. в день слотьн. от хлевины тако своея. тако же и жена язычьна от хлевины его. и яко же оусерядь злат в ноздрьх свинии же и жене злосмысльне краса». А далее находим в «Изборнике» Святославовом место, которым начинается предложенная здесь выписка из «Пчелы», именно: «Никыи же уобо зверь тъчьн (т. е. подобен, равен) жене зле и язычьне. чьто бо есть льва лютее в четвьрьножинаах. что ли боуяе змья плежуштних (т. е. ползающих, пресмыкающихся), нъ ничьто же тех разве зълы жены». 160 Это место опять заимствовано. Сличи в «Изборнике» Святослава 1073 г.: «Вьсь (т. е. всяк) възьревыи рече на женоу яко же похотети ей. оуже прилюбодея с нею въ срьдьци своем, по истине страшьна заповедь. и велико е (т. е. есть) требе (т. е. нужно) трезьство чьто бо есть жена. сеть оутворена и прельштаюшти чловекы въ сластьх светьлом уобо лицьмь. и высокою выю (вм. выею) и очима помаюшти ланитама склабяштися, и языкъмь поющи. и глас мь скврьняшти. и словесы чароуюшти. и ризы повлачяшти. и ногами играюшти».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

207 об., но в дальнейшем отличное год него. Оканчивается на л. 211. словом арип, т.е.. аминь. Л. 211. церковная. что е верхъ црквныи. глава гн. Имеет вид беседы с Господом. Конца недостаёт за утратою листов. С л. 168. до конца писано одним, также отличным от предыдущих, почерком. На об. 206 рукою пища попинано на поле: помози ги раб бию кл. 319 (по преж. кат. 853). Сборник, пис. разными почерками полууставом, в 4 д., на 256 л., XVI в. На первой переплётной доске: и з . Л. 1. Оглавление – из 38 глав. Писано позднее. Л. 5. митрополита рсъскаго о т реченны книга. глва а . Нач. ко ни миръски составъленны алм в глте въ цркви . После исчисления апокрифических книг, л. 6., прибавлено ещё: бгометныа и книги. громовникъ. колюдни. мартол црве сносцы. вороногра. птичь. мышепискъ. стенотрскъ. се с т имена имъ. сиречь окомигъ. мыслени. . (см. замеченное в 318. металка, помещи) а и грте вси бо. и крт въдршс на земли. се съставлено кром семи соборовъ. о птни временны. о рахмане что моисинъ т . павле. что адамль лбо (чит. лоб) з. црвь сидло в не. о римъстемъ. что три черньцы холи въ адъ. и виде ъ съломона имща паникало. и что глно и о бгослове. что и вти о все по рд. и что нос т авъгарево на шеи не было того. и что нарекають кстодию пилатов девочьк ключниц. то все то не быао. кстодиа воинь полкъ. рекше рать. а сотникъ ни былъ логи. тои свровалъ въ хса. а жидове не вровали. а попы печта и с народомъ црки въ вечеръ сботы же сще. по о бс жидо. сего не т творити. и еже крщатн въ три цы. и въ три сны. и въ дхы. или не погржають но бливаю т . проклинатн попа всемъ о то. или ность масленю дь и молочьню. ица съ просирами въ црковъ. или с ктьею . На упоминаемый здесь обычай печатать церкви в навечерие Пасхи есть обличение в одном слове Лавр. «Цепи златой». В заключении сказано: л. 7 об. а се писано молитвеника митрополитл все аще кто въпреки глть сем сщникъ да а простецъ да лчитс.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2943 Архиепископ – стоит в списке, напечат. в Акт. Истор. 1. С 160 (228) и в списке, которым пользовался Кульчинский, переведший и напечатавший это место так «Ego emm, licet peccator, vester tamen Archiepiscopus, omnia dixi vobis (Ибо я, хотя грешник, но ваш архиепископ, все сказал вам (лат ))» (446) 2944 Этот Кирилл представляется действующим и в Ростове и во Владимире (П. собр. р. лет. 1 201–204 (351)) 2945 П. собр. р. лет. 3 63, 5 199 (351), Ник. лет. 3 58 (374), Истор. росс. иерарх. Изд. 2 1 333 (234). 2948 По свидетельству Епифания, описавшего житие святого Стефана Пермского († 1396), некоторые современники его, «скудни сущее умом», говорили «Почто сотворени суть книги Пермьския или что ради составлена бысть азбука пермьския грамоты? И прежде бо сего издавна в Перми не было граматы Ныне же во скончания лета, в последняя дни, на исход числа седмыя тысячи точью за 120 лет до скончания веку, грамота замышляти? Аще ли и се требе есть» (сборн. моей библ. 68 Л 244). 2952 Обе эти статьи находятся в одних и тех же сборниках – Рум. муз. (Опис. С. 227 (173, 246)), Царского (Опис. С 86, 88,141,142, 381 (404)) и моей библиотеки – 72 Л. 303 об и 333 (147). См также Рукоп. гр. Уварова Т. 2, Вып. 1, С. 109–120 (373). 2953 Опис. Рум. муз. 227 (173, 246), Царск. 141–142 (404). Некоторые соображения о происхождении этих Слов см. в нашей «Истор. Русск. Церк. » 173, 3, 146–147. Прим. 249 (318). Первое Слово – «О небесных силах и чего ради создан бысть человек» – разделено еще на два особые Слова, из которых одно надписывается «Слово св. Кирилла о небесных силах», а другое – «Слово. св. отца Кирилла о первозданнем» (напечатн. в Православн. собесед. 1859, 1, С. 252–258 (360)). В «Обзоре русск. дух. литературы» оба эти Слова, равно как и Слово о мытарствах, приписаны Кириллу, епископу Ростовскому (С 54 (417)), а Слово на Собор архистратига Михаила, в которое все они внесены или из которого все заимствованы целиком, приписано митрополиту Кириллу II. 2954 Первое Слово по двум спискам XIV или нач. XV в. (Опис. Рум. муз. 234, 507 (174,193, 246)) напечатано в Историч. чтен. II Отд. Ак. наук 1854–1855. С. 224–231 (398). Последнее – помещено в Златой Цепи, относимой к XIV в., откуда и напечатано в Приб. к Тв. св. отц. 1. 428 (249).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

375 XV в. Тр-С. Л. 147, Солов. Б-ки 184; XV–XVI в. Солов. Б-ки 185; XVI в. Тр.-С. Л. 147, 148, 149 и 150; XVII в. Солов. Б-ки 186. 377 «Златоуст» Рум. Муз. 181 (пис. в 1523 г.), л. 69 и «Измарагд» Синод. Б-ки 230 (1518 г.), л. 73 об.; также лл. 117 об. и 297. Ср. В. Яковлева, к литературной истории древне-русских сборников, стр. 156–159. 378 Напр., в «Торжественниках» Солов. Б-ки 365 (XVI в.), л. 6 и 363 (XVII в.), л. 1 положено то же поучение, что и в «Златоусте» Тр.-С. Л. исх. XIV в. 9, л. 1; в «Торжественнике» Солов. Б-ки 363 слову на л. 11 об. соответствует слово на л. 2 об. в том же «Златоусте» Тр.-С. Л. Ср. вышеупомянутую рецензию проф. В. Малиника: извлечение и пр., стр. 358. 379 См., напр., «Измарагд» Рум. Муз. XIV в. 186, л. 30–34 об., где находятся два наших поучения: в нед. мытаря и фарисея и в нед. о блудном сыне; «Измарагд» Тр.-С. Л. XVI в. 204, л. 277–387, где находятся пять наших поучений на воскресные дни великого поста; сборник XIV в. Тр.-С. Л. 39, л. 25–51 об. (поучения на воскр. дни первых пяти недель вел. поста). Ср. Сборник XV в. Рум. Муз. 406 с «Златоустом» Синод. Б-ки XVII в. 231: в том и другом находятся поучения на Четыредесятницу, но на промежуточные дни (почти все) в обоих сборниках положены совершенно различные статьи. 386 Рецензия на сочинение проф. Н. И. Петрова «Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. I», помещенная в «Извлечениях из протоколов Совета Киевской Духовной Академии за 1889–90 учебн. год». Киев, 1891, стр. 354–359. 390 На воскресенье шестой недели в этом сборнике (л. 32 об.) как и в Златой Цепи (л. 119 об.) положено уже известное слово «Велика и ветха сокровища...», приписываемое в первой рукописи Кириллу Туровскому , а второй – Антиоху Иерусалимскому и напечатанное в собрании сочинений Туровского святителя (по изд. Калайдовича, стр. 3–9, по изд. акад. М. И. Сухомлинова стр. 3–10; в нашем изд. «Памятников» вып. I, стр. 126). В других списках «Златоуста» назначается, впрочем, на этот день другое поучение: напр. в 406 Рум. Муз. (л. 199) «Слово св. Афанасия Александрийского ; Страшна взлюблении тайна...»; в 179 Царск. (л. 167) «Поучение Иоанна Златоустаг о. Яко пучину моря постное се время преидохом...»; в 535 Унд. (л. 19 об.) «Слово Иоанна Златоустаг о: Тяжелая нужда есть изрещи к вашей любви, братии...» и т. п. Таким образом, поучение на эту неделю, как и на следующие, уже не входит в состав представляемой ниже группы церковных поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Академии. 146 сказано: тако молвить во святой Софиии и в Синодиче). Л. 126. В сбот четверты нли стаго поста к врнымъ аггелова повсть. сказана сты м е. Нач. Аггелъ гднь глетъ слово бга ко мнщимъс Тоже, что в Измарагде сл. 95. л. 196 об., только здесь оно пространнее. Л. 128. В той же днь слово стаго нионта. како подобаетъ с и с бдати за тропезаю Нач. Нкогда бо ходщи праведный нионтъ по пт. Из жития преп. Нифонта. Л. 129. лs. златостаго. в нлю четвертю стаго поста. Нач. Приидте нн црковна чада да бычное сотворю вамъ Сочинитель пользуется словом Василия Вел. о посте первым; поучение находится в Златой цепи л. 115 об. Л. 131 об. лз. Слово стаго златостаго. в пондлникъ пты нли стаго поста. повсть дшеполезна. что есть се настощее, и притча двор и змии. Нач. Вдщи вс намъ возлюбленнии же во врем Тоже самое, что в Измарагде сл. 143. л. 357 об., только здесь полнее. Л. 139. ли. Во вторникъ пты нли стаго поста слово лк стаго и еалиста. богатомъ и лазор. Нач. Се бо есть богатомъ лазорева притча. Тоже самое, что в Измарагде сл. 60 л. 128., с некоторыми переменами. Л. 141. В той же день слово златостаго. христинъств. Нач. слышите бо мнози с т именемъ зовтс . Тоже в Измарагде слово 59. л. 124., но там оно полнее. Л. 144. л. Въ сред пты нли стаго поста слово икоего черъноризъца къ дховном брат. Нач. Аще же требеши брате мой присный слово се мен. Послание, вероятно, переведённое с Греческого. Л. 151. м. В четвергъ пты нли стаго поста слово павла апла. Нач. Сынов блгодарите всегда безъпрестани бга. Из той же апокрифической книги: Видение Павлово, откуда взято и слово 118. в Измарагде. Но здесь выписка начинается почти с конца сего слова, и простирается далее. Л. 157. ма. В птокъ пты нли стаго поста слово стаго икова вр и любв еже къ бг, жыти бо въ вр неподвижно, имамы же агге (чит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ангела) гн на помощь и на Нач. Искон сотвор бгъ нбо и землю. Излагается история семи Вселенских соборов, утвердивших православную веру. Кто Иаков проповедник, неизвестно; но нельзя думать, чтобы считали его Апостолом. Хотя и приводятся здесь на конце изречения Ап. Иакова, но чаще встречаются имя и слова Ап. Павла. Слово, конечно, Русское. Л. 162 об. мв. златостаго. в сбот нли пты стаго поста слово на похвал престй бц. Нач. Дне намъ свтъ праведное солнце. На Греч. Орр. Ioan. Chrysostomi Т. X. р. 791., надписывается: на Рождество Христово, и действительно к сему дню относится. Нач. τς δικαιοσνης ντειλε μν σμερον λιος. Л. 166. мг. златостаго в нлю птю стаго поста. Нач. Послшайте любимицы цы и же бо помал постъ скончатис хощетъ. Между прочим говорится, что не причащающиеся св. Таин неврнымъ подобны сть и аръменомъ иже самохотиемъ небрегще своемъ далютс. В слове содержится краткое объяснение дневного Евангелия; находится в Златой цепи л. 117. Л. 169. мд. В понеделникъ цвтны нли. слово стаго ерема сирина, второмъ пришествий хве. Нач. члческое и лта реченъна скончаютс. См. в Измарагде сл. 137. л. 321. Л. 182 об. Слово во вторникъ цвтны нли истолкованно стаго Пач. Реч гь к наанаил воистинн израилътенинъ есть. Толк. егда гь нашъ сотвор лто по рожеств своемъ. Толкование разных текстов, взятых без всякой связи. К концу вопрос из Анастасия Синаита : добро ли исповдати грх сво к дховнымъ цемъ . Gretser. t. XIV. Quaest. VI. р. 196. Толкование не известно кому принадлежит. В нём встречается апокрифическое предание о Нафанаиле, будто его знал Господь Иисус Христос ещё в младенчестве, и тогда послал Ангела сохранить его от избиения вместе с прочими младенцами от Ирода. Л. 187 об. Въ сред цвтны нли слово истокованно Нач. Посла ивасъ црь ко амесию црю израильтеском. Толк. Амесии црь реч, грезнъ есть хс.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В слове Христолюбца в Златой Цепи XIV в. делается упрек двоеверным христианам, что они «веруют в перуна и в хорса и в мокошь и в Сима и в Ргла и в вилы ихже числом – л. сестрениц … и огневися молят, зовуще его сварожицем и чесновиток богом творят»… – «Молят под овином, огневи и вилам и мокоши и симу и реглу и перуну и волосу скотью богу, роду и рожаницам» – «Ставят лише трапезы кутинные и законного обеда иже нарицает незаконеная трапеза и менимая роду и рожаницам 26 . В «слове и откровении св. апостол» читаем: «в прелесте великой не внидет мняще боги мони перуна и хроса дия и торяна и инии мнози ибо яко то человецы были суть стаейшины перун в елинах, а хорс в Кипре, Троян бяше царь в риме» – «И до сего дне ессе в поганых глят бо ово сут бози небнии а друзи земнии, а друзи польстии, а друзи воднии» 27 . В хождении Богородицы по мукам переводчик внес имена по его мнению славянских богов: Трояна, Хорса, Велеса, Перуна 28 . В Слове о полку Игореве, проникнутом вообще языческим миросозерцанием, упоминаются русские божества. Певец Боян назван внуком Велеса; ветры – Стрибожи внуци; «погибашеть жизнь Дажбожа внука»; Всеслав князь «великом Хросови влеком путь прерыскаше». В Софийской рукописи читаем: «И начаша жрети молнии, и грому и солнцу, и луне. А друзии перуну, хросу, вилам и мокоши, упырям и берегиням, ихже нарицают три девять сестриниц, а инии в Сварожица веруют и в артемиду.» – «А друзии веруют в страбога дажебога и переплоута иже вертячеся ему пиют в розех 29 .   §4. Дий и Троян Прежде всего попытаемся установить взгляд на имена богов – Дий или Дый и Траян (Троян). В одной болгарской песне Траян называется царем, и притом проклятым царем Траяном, в царстве которого находится семьдесят водоемов, а в них течет жженое золото и чистое серебро 30 . По сербскому преданию, в Трояновом граде жил царь Троян, который каждую ночь ездил в Срем к одной женщине, а к утру возвращался. Он совершал свои поездки только ночью, так как солнце могло растопить его. Однажды родственники женщины хитростью заставили Трояна пробыть в Среме дольше обыкновенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010