Наиболее широко распространенный тип «З. ц.» («З. ц.»-2, см. ниже) имеет немало общих статей с др. древнерус. сборниками: Изборником Святослава 1073 г. (105 статей), Изборником 1076 г. (14 статей), Прологом (75 статей), Измарагдом (45 статей), Цветником (см.: Яковлев В. А. К литературной истории древнерус. сборников: Опыт исследования Измарагда//ЗИНУ. 1893. Т. 60. С. 14-23, 260-266; Лёвочкин И. В. Изборник Святослава и рус. сборники XV-XVII вв.//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 373-378). Ученые занимались исследованием «З. ц.» в связи с изучением Торжественника ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры кон. XIV-XVI в.: Лит. история сборника: АКД. М., 1979), индексов отреченных книг ( Кобяк Н. А. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54), «Домостроя» ( Некрасов И. С. Опыт историко-лит. исследования о происхождении древнерус. Домостроя//ЧОИДР. 1872. Кн. 3. С. 105, 116-126). Свое происхождение «З. ц.» ведет, по мнению ученых, от подобных памятников визант. лит-ры, которые, впрочем, не сохранились. Название «З. ц.» (в наиболее ранних текстах - «Златая чепь», согласно особенностям севернорус. произношения) генетически родственно греч. σειραι и лат. catena aurea. Первоначально название «З. ц.» в восточнослав. книжности относилось к Пандектам Никона Черногорца. Само словосочетание было заимствовано из предисловия к древнейшему (восточнослав.) переводу Пандектов: «Едина главизна от другой приемлющи вину, яко же ся некые златые чепи, с драгым камением и с женьчюгом сплетены, выю християньскую украшають» (Die Pandekten des Nikons vom Schwarzen Berge (Nikon ernogorec) in der ältesten slavischen Übersetzung/Hrsg. R. Pavlova und S. Bogdanova. Fr./M., 2000. Tl. 2. S. 14; ср.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 819) (в обеих редакциях болг. перевода XIV в. слову «цепь» в этом месте соответствует «верига»). Применительно к Пандектам Никона Черногорца название «З. ц.» («Златые чепи») засвидетельствовано в рус. источниках с сер. XIII в.- ранее его использования для обозначения др. сборников. Цитата из кн. «Златые чепи» («пишеть бо в Златых чепех всея вселеныя святых отець»), приведенная в Житии прп. Авраамия Смоленского ( Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912. С. 14; БЛДР. Т. 4. С. 48), как установил А. А. Турилов , почти дословно совпадает с частью 7-го Слова (разд. «Преподобного Марка ответ») Пандектов (Die Pandekten… Tl. 1. S. 116).

http://pravenc.ru/text/199901.html

956 Среди статей чрезвычайно распространенного в Древней Руси сборника «Златая цепь» (конец XIV в.), авторами которых являются свт. Иоанн Златоуст , свт. Григорий Богослов , константинопольский патриарх Геннадий, архиеп. Климент Охридский, свт. Кирилл Туровский , свт. Матфей Сарайский, свт. Серапион Владимирский и др., есть слова и поучения, в которых объясняется символическое значение богослужебной утвари и предметов святительского облачения. Яркая параллель к толкованиям Григория Синаита – слова «о церковнем сказании» и «святого Василья, толк ученичьскаго чина». В первом из них читаем: «А уне риз есть иерейскых. Тако стихарь есть есть истканая на небеси прапруда, а подъпазушье нешвеное ребреная езва, долнии руб, ожерелныи рана есть батожная; руце бо Ему связаше напереди. Патрахиль есть, имже ведоша и ко Христу, тако убо не ужемь его связаше, но плат возложиша на выю Его, и совокупивше оба конца ведоша и к распялю. Фелонь есть хламида черьвленая. А трость, иже бе в руку его молитвеник, писаный тростью». В «Слове святого Василья» читаем: «Фелонь же его есть готыга нешитая, от Святого Духа исткана со всеми горними силами. [Стихарь есть его истканая прапруда на небеси, благодарение его с небесны]. Недошитое подъпазушье его есть якоже копье ребра его отверзе и изиде кровь и вод и просвети вселеную. И ударь же его есть якоже связаша и по руце и предаша его Понетьскому Пилату. Подъшитый поясъ стихирьный препоясаеть и Дух Святый» – Крутова 2003, 59, 64 – 65. Описания символических значений церковных предметов, сделанные Григорием Синаитом , базировались на авторитетной святоотеческой традиции толкований богослужебных вещей, употребляемых во время божественной литургии. Григорий Синаит «привел их наставления и принципы учения в стройную систему и изложил ее в применении к понятиям своих современников» – Игумен Петр 1999, 171. 957 Скрижаль. 146. В «Слове о церковнем сказании» из сборника «Златая цепь» читаем: «Потир калима есть [сударя во убруса место, иже бе на главе Его]» -– Крутова 2003, 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIX в., оборвалась и стала понемногу возрождаться лишь с кон. 80-х гг. XX в. В наст. время известны более 90 слав. рукописей с сочинениями Н. Ч., из которых примерно 70 приходится на «Пандекты», а 23 содержит «Тактикон». Подавляющее большинство сохранившихся списков восточнославянские. Обобщающие исследования по древнерус. рукописной традиции сочинений Н. Ч. отсутствуют. В Др. Руси статьи древнейшего перевода «Пандектов» активно использовали в XII в. при составлении учительной части Пролога ( Давыдова. 1990; Прокопенко. 2008; Чистякова. 2008). Цитата из предисловия к древнейшему переводу «Пандектов» послужила источником для названия ряда древнерус. списков памятника и для 2 разнящихся по составу сборников, именуемых «Златая цепь» , однако это не дает оснований определять списки «Пандектов» с этим заглавием как одну из редакций сб. «Златая цепь» (ср.: Крутова. 1988). В 1-й трети XVI в. «Пандекты» в болг. переводе и «Тактикон» (именуемые «Правилами») использовались мон. Вассианом (Патрикеевым) при составлении его редакции Кормчей ( Мошкова. 2005. С. 458-459). Привлекал их позднее с той же целью и митр. Даниил. В отличие от «Малой книги», не оставившей следов в слав. традиции, «Пандекты» и особенно «Тактикон» Н. Ч. широко использовались на Руси в полемике нестяжателей и иосифлян, а также в антиеретической публицистике кон. XV-XVI в. ( Вилинский. 1906. С. 167, 169, 172-176, 198, 222-223, 232, 272-274, 277; Лурье. 1960. С. 241. Примеч. 131; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 59, 63-64, 68-70, 94, 159). Ряд выдержек из 63-й гл. «Пандектов» и фрагменты «Тактикона» вошли в рус. печатную Кормчую 1653 г. ( Розенкампф. 1829. С. 529-533; uek. 1964. P. 99-100). В Сербии после учреждения автокефалии (1219) «Пандекты», по всей вероятности, переписывали по инициативе свт. Саввы I Сербского в числе др. «многих законных книг» ( Турилов. Межслав. связи. 2012. С. 363-364). Не позднее 30-х гг. XIII в. игумен монастыря Студеница Спиридон составил сборник смешанного содержания (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577579.html

Вы слышали о наказаниях, от Бога посылаемых на землю, издревле до потопа – на исполинов – огнем, во время потопа водой, в Содоме – горючею серою, при Фараоне – десятью казнями, на Хананеев – шершнями и огненными камнями с неба ( Исх.93:94 ;Иис. Нав.24:98 ; Сирах.46:7 ),при Судьях – войнами, при Давиде – мором, при Тите – пленом, а потом землетрясением и падением города. А над нашим народом чего мы не видели? Войны, голод, мор и землетрясение ‚ а наконец мы преданы иноплеменникам, не токмо на смерть и в плен, но и на тяжкое порабощение. А все это от Бога, Который устрояет сим наше спасение. Ныне же умоляю вас, покайтесь в прежнем безумии, и с сего времени не будьте как трость колеблемая ветром: если же услышите какие-либо человеческие басни, прибегните Божественному Писанию‚ чтобы враг наш диавол, видя ваше ведение и душевную крепость, не возмог преклонить вас ко греху, но отошел посрамленный. Я вижу, что вы с большим усердием ходите в церковь и стоите в ней с благоговением. И о если бы мне возможно было сердце и всю внутренность каждого из вас наполнить ведением божественным! Впрочем, не поставлю себе в труд учить вас и вразумлять, и наставлять. Ибо не малая будет для меня потеря, ежели вы не получите жизни вечной и не узрите света Божия. Пастух не может утешиться, видя, что овцы его расхищены волком: как же мне утешиться ежели кого-либо вас похитит злой волк – диавол? Поминая вашу ревность о вашем спасении, потщитесь угодить сотворившему нас Богу, Которому подобает всякая слава и честь. 1 Заглавие рукописи: “книги глаголемые Златая Цепь на поучение ко всем крестьянам”. Сия Златая Цепь заключает, собрание разных наставлений и слов, которые большей частью переведены с Греческого, а несколько статей, кроме поучений Серапиона, судя по их составу и содержанию, вероятно, Русские. – Второе слово Серапионово при издании сличено с другим списком, найденным в рукописи той же библиотеки, под названием: “Поучения разных Св. Отец”. Сей список позднее помещённого в “Златой Цепи” 2 История Госуд. Росс. Т. 3. стр 259, 260, 262; прим. 330, 332, 335. Супрасльская лет. стр. 30. Повествование о России, Арцыбышева, Т. 1. стр. 333. 334. 3 1 час. Русск. Достопамятностей. Москва. 1815. стр. 106–118. Сл. Истор. Госуд. Росс. Т. 4. стр. 125. прим. 154. 5 Заглавия и вообще вид слов удерживаются теже, какие в рукописи, исключая знаков припинания и сокращении. 18 В Новогородской летописи под 1272 г. сказано: «а въ Новгород хлбъ бысь дорогъ.» Полное Собрание Русскихъ летописей. Т. 3 стр. 63. Читать далее Источник: Изыскание о русском проповеднике XIII века, Владимирском епископе Серапионе, и слова его/[Публ. и пер. Филарета (Гумилевского)]. - Москва: Тип. Августа. Семена, 1843. - 34 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При поддержке Соловецкого монастыря в Калининграде пройдет культурно-просветительская акция «Дни Соловков» 11 ноября 2016 г. 14:24 С 25 ноября по 20 декабря 2016 года Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь проведут в Калининграде культурно-просветительскую акцию «Дни Соловков». Ее цель — познакомить жителей и гостей столицы российской Прибалтики с наследием Соловецких островов и рассказать, как оно используется в современной деятельности музея и монастыря. Партнерами музея-заповедника и монастыря в проведении «Дней Соловков» выступают Балтийский федеральный университет и Калининградская митрополия . Центральными событиями станут проведение выставки «Соловки: Голгофа и Воскресение. Наследие Соловков в прошлом, настоящем и будущем России» и концерт «Соловецкий монастырь: Златая цепь времен». Выставка работает уже шесть лет. За это время с ней познакомились жители многих регионов России, в том числе, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Архангельска, Петрозаводска. В разделах выставки в современной и наглядной форме представлена шестивековая история Соловецкого монастыря, его трагическая судьба в XX столетии и современное возрождение. Выставка рассказывает о духовных традициях, хозяйственных технологиях, морской и воинской доблести, архитектуре, художественном убранстве, книжности, а также выдающихся людях, которые создали и отстояли духовную твердыню Русского Севера. В составе экспозиции — иконы, картины, копии документов, видео-презентации, фотографии, подлинные предметы из Соловецкого лагеря особого назначения. Выставка будет открыта для посещения с 28 ноября по 20 декабря в главном корпусе Балтийского федерального университета. Сотрудники Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря будут проводить по ней экскурсии для организованных групп. В концерте «Златая цепь времен», который начнется в 16.00 27 ноября в кафедральном соборе, прозвучат духовные песнопения, классические музыкальные произведения, песни русских композиторов, отрывки из житий святых, воспоминания заключенных Соловецкого лагеря. В концерте примут участие братский хор Соловецкого монастыря, солисты Мариинского театра, хор «Кириллица» (г. Калининград), Калининградский областной симфонический оркестр.

http://patriarchia.ru/db/text/4666695.ht...

В церковной литературе, и особенно в проложных поучениях, настойчиво внушается иметь страх Божий как необходимое условие для всего доброго жительства. В Житиях святых также всегда подчеркивается, что подвижники спаслись, имея страх Божий. А потому и всякий христианин призывается: «Страх Божий выну в сердце имей, памятуя, яко Бог всегда с тобой, на всяком месте, идеже идеши или седиши» («Стословец», 3:3; срав. 3:16). «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем» («Поучение» Владимира Мономаха , 14:41). «Тем же, чада моя милая, буди вы всем страхом Господним спастися» («Златая цепь», 3:74; см. также: «Слово св. отца Кирилла о страсе Божии» – «Измарагд», 3:74–75; «Слово св. Ефрема Сирина о страсе и о бесстрастии» – Пролог под 31 мая, 32:458–459). Человек, достигший со страхом Божиим внутреннего устроения, – это человек праведный «пред Богом и людьми, и не может согрешить Богу, и еще больше, не хочет, потому что он сосуд Божий и жилище Святого Духа, Которым освящается его душа, и тело, и ум» (Киево-Печерский Патерик, 6:587). Как бы обобщая все сказанное о внутреннем устроении христианина, «Златая цепь» говорит: «Се суть душевная дела добрая: кротость, смирение, послушание, доброучение, покорение, незлобие, безгневие, милость, любовь, немногоглаголание, покаяние... пост, милостыня, молитва , воздержание от похоти плотския, неленость, бодрость... одежда не изысканная» (3:24). И проложные чтения: «Правда и мудрость... и тихость, и еще в бедах терпение» (4:104), чистота, братолюбие, «не оплетающееся века сего суетами» (2:85), «труды ручнии» (4:108) и прочие добрые дела – «имущие их» входят в Небесное Царство (4:104). «Бдите и будьте трезвы, – взывает Даниил, Митрополит всея Руси, – и много смирения и воздержания во всем имейте, и никто да не отступит из вас от учения Божественного Писания, но всегда поучайтесь Божественным Писанием, читайте, пойте, молитве прилежно внимайте, рукодельствуйте, суетные помышления из ума исторгайте, в мечтания и плен скверных и тщеславных помыслов не уклоняйтесь, от общения церковного не отлучайтесь, нищим давайте, о рае и Царствии Небесном беседуйте, помните о смерти... Видите, как быстро идут дни жизни нашей? Как быстро бежит конь, и как птица по воздуху быстро летит, – так и дни наши, и часы, и минуты проходят быстро» (10:533, 521; срав. 3:16–17). «Научись, верующий человек, – читаем в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца , – быть благочестия свершителем, научись, по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – моли, умертви грех» (22:119).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Первый тип включает в себя жития святых и проповеди на праздничные и великопостные дни 93 . Второй, или аскетический, тип предназначался для монашества и состоял из классических греческих трактатов о духовной жизни; эту категорию мы рассмотрим более подробно в данной главе. Третий тип – сборники, посвященные вопросам морали, – предназначался для общего пользования, то есть, главным образом, для мирян и приходского духовенства. Некоторые из этих сборников – результат индивидуального выбора и отражают чьито личные вкусы или просто случайный состав чьейлибо библиотеки. Но большая часть этих энциклопедий нравственности отличается устойчивым составом, объединенным общим названием. Однако под одним и тем же названием порою обнаруживается множество различных редакций (изводов). Помимо сборников, состоящих исключительно из проповедей Иоанна Златоуста (подлинных или ему приписываемых) и известных под названиями «Златоструй» и «Маргарит» (Жемчужина), для нашего исследования представляют интерес только две антологии: «Златая цепь» и «Измарагд» («Изумруд»). Оба сборника датируются XIV веком, а своими цветистыми названиями творений восходят к традиционным византийским сборникам, состоящим из отрывков из святых отцов «Catenae patrum». В предисловии к одной из греческих антологий XI века, пользовавшейся большой популярностью на Руси, читаем: «Сии книги Господни убо заповеди и сих толкования имуще, такоже совокупляюще и последующе отеческих учений, едина главизна от другой приемлюще вину, якоже се некии златые цепи, с драгим каменьем и с жемчугом сплетены, выю крестьянства украшают» 94 . Русская антология, носящая название «Златая цепь», представлена весьма ограниченным количеством списков. С другой стороны, сохранилось примерно двести списков «Измарагда» 95 . Несомненно, это была излюбленная русскими мирянами, на протяжении почти четырех столетий, книга, предназначавшаяся для домашнего благочестивого чтения. И конечно, эти книги могут быть смело использованы как руководство в изучении светской этики средневековой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Хотя пост должен быть соблюдаем неукоснительно, но недопустимо нести его сверх силы. «Не нужно бо вас никого же через силу держати пост, – говорит св. Иоанн Златоуст , – но яко же кто может по силе, токмо в слабость себе не дадите» (3:184). Польза от поста велика. Он очищает душу, просвещает тело, возводит на небо, «ангелам равна творит, и к Богу приближает, и в рай святый вводит» («Златая цепь», 3:178; срав. 22:94). В соединении с молитвой он побеждает зло, избавляет от духовной смерти, стяжает «богатство доброчестья» (св. Иоанн Златоуст , 3:273). Предки наши высоко ставили пост и скорбели, когда вынуждены были его нарушать. Тверской купец Афанасий Никитин, совершивший в конце 60-х годов XV в. путешествия в Персию и Индию, писал в своем «Хождении за три моря»: «О благоверные христиане, кто по многим землям много плавает, то во многие грехи впадает и лишает себя христианской веры. Я же, рабище Божий Афанасий, исстрадался по вере: уже прошли четыре великих заговенья и четыре великих дня (т. е. четыре Пасхи. – К. С.), я же, грешный, не знаю, когда великий день или заговенье, не знаю, когда Рождество Христово и другие праздники, не знаю ни среды, ни пятницы» (14:108). О преподобном Иосифе Волоцком сказано: «Бе выну в посте и молитве пребывая, повинуяся во всем наставнику своему» (2:4). А преподобный Пафнутий Боровский «не только в пище, но и во всем келейном устроении довольствовался самым малым» (9:495). «Будь постник, будь всегда трезв» (епископ Владимирский Симон, 22:151), «Пост честный имейте пред Богом» («О посте», 3:56), «Темже възлюблении постимся» (св. Иоанн Златоуст , 3:178) – одно за другим встречаем мы призывы в церковной литературе Древней Руси. Пост соединяется с покаянием. Дни постные Господь положил нам для очищения от грехов, «да елико есмы во лето согрешили, то сими деньми постными да очистимся» («Златая цепь», 3:173). Не желая гибели людей, Бог дал им покаяние, «да быша вси спаслися» («Слово святых отец», 3:57). На «пути Божественном» св. Ефрем отводит первую ступень посту и покаянию (4:108). К самому покаянию, согласно Прологу, ведут разные пути. «Мнози путие к покаянию. Первое, еже каятися грехов своих. Второе, еже оставляти ближнему согрешения. Третие, молитва от всего сердца воссылаема. Четвертое, еже милостыню даяти. Пятое, от смирения мудрость» (19 янв., 31:47). Этими путями или подобными им и возвращались к Богу люди. «Имееши ниневитское покаяние. Имаши Давида», апостола Петра, мытаря, блудного сына, блудницу и на кресте разбойника, «во едином часе благоразумным гласом грехи рассыпающа» (Пролог, 2:113; срав. 4:93).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Иде же смиренномудрия глубина, тамо и сокровенное сокровище премудрости», – свидетельствует преподобный Максим Грек (28:104). «Чадо, – наставляет отец сына, – буди понижен главою, высок же умом, а очи имей к земли, умнии же очи – к небеси, уста молчаща, а сердцем к Богу (выну) вопиюща» («Златая цепь», 3:33). Великие подвижники имели величайшее смирение, но не ими управлял грешный мир, а они им. Вокруг них, как вокруг многих солнц, распространялось тепло и добро, все нравственно преображалось. «Смиренный и добродетельный в мире удивителен», – читаем в Житии Юлиании Лазаревской (23:269). «Как в огне очищается золото, так люди в горниле смирения» (Киево-Печерский Патерик, 6:607). Русская церковная литература неоднократно внушает христианское смирение человеку. В Житии преподобного Феодосия повествуется, что этот святой «смиренно отвечал» своей матери, противившейся его подвижничеству: «Послушай, о мати, молю тебя, послушай! Ведь сам Господь Иисус Христос подал нам пример уничижения и смирения. Да и мы, во имя Его, должны смириться» (13:99). И братию учил он «не превозноситься ничем, но быть смиренными и не гордиться... Проходя один мимо другого, со смирением кланяться друг другу, как прилично монаху» (1:29). Также и св. Кирилл Туровский призывал стяжать «смирение и любовь ко всем: то бо очищает душу и тело и ангелом равны стваряет и на небо возводит» (1:175). А преподобный Нил Сорский в таких словах раскрыл свое внутреннее устроение: «Я стараюсь, насколько в моих силах, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой – как в жизни этой, так и по смерти моей» (10:323). Это смирение в земной жизни привело преподобного Нила к славе в вечной жизни. «Смиримся убо и мы и прославимся. Аще бо не смирится кто, не может ктому прославитися» («Златая цепь», 3:192). Со смирением неразрывна кротость – доброе расположение духа, когда человек никого не раздражает и сам не раздражается. Кроткий и братолюбивый уподобляется Богу («Диоптра», 10:97). Поэтому заповедуется: «Кроток буди ко всякому человеку, и к старейшим тебе и к меншим» («Стословец», 3:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

147 Текст опубликован в издании:  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая. С. 179–180. 148 Книга иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Иеро-салимскаго на осмыи век. М., 1644. Гл. 31. Л. 268–269. 149 Женское звено в цепи преемственности иерархии// Церковь . 1912. С. 230–232. 150 «Не уме власти, то буди владома» – Изборник Святослава 1073 г. Факсимильное издание. М., 1983. Л. 169. 151 «Неповиновение бо ея и презорьство всемирную бо пагубу и погрязение наведе. Рече бо мудрыи от жены начяло греху и тоя умираем вси» – Там же. Л. 169–170. 152 Там же. Л. 175 об. 153   Крутова М. С.Златая цепь/Методические рекомендации по описанию славянорусских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 5. Ч. 1. Новосибирск, 1990. С. 181; Пономарев К. И.  К литературной истории древнерусского сборника «Златая цепь»//Уч. зап. Казанск. ун-та. Казань, 1916. С. 1–32. 154   Абрашкевич М. М.Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. С. 485. 155   Смирнов С.Бабы богомерзкие//Сборник статей, посвященных В. О. Ключевскому . М., 1909. С. 219. 156 Там же. С. 234. 157 Там же. С. 237 (из РИБ. Т. 6. Стб. 919). 158 Там же. С. 231. 159 «Баба ведунья наговаривает на хмель, который из Литвы возят в наши города, чтобы тем хмелем в наших городах на люди навесть моровое поветрие» – там же. С. 233 с ссылкой на ААЭ III. 283. 160 См., напр.:  Булгаков М.  Записки юного врача. М., 1988. 161 Вывод С. Смирнова : «Женщина Древней Руси во все века неизменно была проникнута господствовавшим настроением религиозного консерватизма: сначала она сохраняла старую русскую веру, когда на смену ее пришла новая греческая, а после «старый» русский обряд, когда на его место вводили греческия же «новшества» –  Смирнов С.  Бабы богомерзкие. С. 243. 162 ГИМ. Чуд. 21. (в 1 ), перг. 163 Об этом писал уже С. Герберштейн –  Герберштейн С.  Записки о Московии. С. 112. Повторяет это и Гваньини (см. выше). 164 Домострой. Гл. 33. – Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000. Т. 10. С. 156. 165 Там же. Гл. 38. С. 166. По-видимому, на жену распространяются и указания о том, как наказывать слуг и детей: «А по всяку вину по уху ни по видЪнью не бити, ни под серцо кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить; хто с сердца или с кручины такъ бьет, мнои притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнутъ, и перстъ, и главболие, и зубная болезнь, а у беременных женъ и дЪтемъ поврежение бываетъ во утробЪ. А плетью с наказаниемъ бережно бити; и разумно, и болно, и страшно, и здорова.....»

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010