Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к-рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.» содержатся произведения визант. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Геннадия I , патриарха К-польского; труды слав. книжников: святителей Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «З. ц.», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Мн. поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящен посту, молитве и иным христ. добродетелям, в др. поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в т. ч. пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христ. общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.).

http://pravenc.ru/text/199901.html

«Воля Божия, еже есть речено нам на спасение: кланятися Святей Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу, и Кресту Честному и Святому Воскресению Тридневному, и Матерь Божию славити, яко Тою бысть спасение всему миру, – и всем силам небесным, и всем святителем покланятися и целовати любезно» («Златая Цепь» – 3, 24). «Похвалим же... нашего учителя и наставника, великого кагана нашея земли, Владимира... иже... заповеда по всей земли своей креститеся во имя Отца и Сына и Святого Духа... и всем быти крестьяном» (Свт. Иларион Киевский – 1, 69–71) Русская церковная литература – переводная и оригинальная – появилась со времени Крещения Руси и оказала большое содействие утверждению христианства среди наших предков. С первых же дней бытия Русской Православной Церкви важное место в ее духовной жизни заняли творения святых отцов: Иоанна Златоуста , Василия Великого , Афанасия Великого , Кирилла Иерусалимского , игумена Синайского Анастасия и других (см. 3). Но уже в XI в. создаются оригинальные произведения русских церковных писателей: «О Законе и Благодати» св. митрополита Киевского Илариона, «Поучение к братии» архиепископа Новгородского Луки и поучения игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. В 12-м столетии русская церковная литература обогатилась красноречивыми словами св. Кирилла, епископа Туровского , и других. Нельзя не упомянуть еще два известнейших памятника: «Поучение» Владимира Мономаха и «Послание» Благовещенского иерея Сильвестра. Первое было написано, видимо, в конце жизни князя – «седя на санях» (т. е. в ожидании близкой кончины: мертвых тогда возили в церковь только на санях). За его плечами был богатый опыт, и князь многое мог рассказать своим потомкам и многому их научить (см. 3, 134–140). Второе – «Послание» иерея Сильвестра представляет собой ряд наставлений отца к сыну, начинающихся обращением: «Милое мое чадо, дорогое! Послушай отца своего наказание» (см. 3, 140–149). «Этими двумя памятниками, – пишет профессор А.И. Пономарев, – ярко обозначаются начальный (XI в.) и конечный (XVI в.) пункты того христианского религиозно-нравственного и общественно-бытового развития Древней Руси, над которым трудилась главным образом наша церковно-учительская письменность» (3, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке 27 вересня 2009 р. 00:00 В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией. С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых. В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита. В конце XV — начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209640...

Разделы портала «Азбука веры» ( 157  голосов:  3.8 из  5) Оглавление Прослушать поэму 1:16:06 Посвящение Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый! Ничьих не требуя похвал, Счастлив уж я надеждой сладкой, Что дева с трепетом любви Посмотрит, может быть украдкой, На песни грешные мои. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету… Песнь первая Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям. Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана,

http://azbyka.ru/fiction/ruslan-i-ljudmi...

сост. Ю.П. Зуев III. Вероисповедная политика Российского государства в период сословно-представительной монархии (2-я половина XVI–XVII в.) Царствование Ивана IV (1533–1584) Домострой «Домострой» – русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.). «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближенным молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром , который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, дает подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками. Текст «Домостроя» (Сильвестровская редакция, отрывок) 7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но, с покорением, истину отвещай ему яко самому Богу, и во всем повинуися ему. Аще земному царю правдою служиши, и боишися его: тако научишися и Небесного Царя боятися: сей временен, а Небесный вечен и судия нелицемерен: воздаст комуждо по делом его. Такоже и князем покаряйтеся, и должную ему честь воздавай яко от него посланном, во отмщение злодеем, в похвалу же добродеем. Князю своему прияйте всем сердцем, и властелем своим: ни мыслите на ня зла. Глаголет бо Павел Апостол: вся владычества от Бога учинена суть: да, аще кто противится властелем, то Божию повелению противится. А царю и князю и всякому вельможе не пещися служити лжею и клеветою и лукавеством, погубит Господь вся глаголющая лжу, а шепотники и клеветники от народа прокляти суть. Стареишим себе честь воздавай, и поклонение твори; средних яко братию почитай; маломожных и скорбных любовию привечай; юнейших яко чада люби; всякому созданию Божию не лих буди; славы земной ни в чем не желай; вечных благ проси у Бога; всякую скорбь и тесноту с благодарением терпи; обидим не мсти, хулим моли; зла за зло не воздавай; согрешающая не осуждай; воспомяни своя грехи; о тех крепко пекися; злых мужей совету отвращайся, буди ревнитель правожительствующим, и тех делания написуйи в сердцы своем, и сам такоже твори.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Объяснение слов: «Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по Писанием, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1Кор. 15:3, 4). «Предах, еже и приях». Ничего не вводил (апостол) от своего ума; истина сошла с неба и расходится по земле; мы – передатчики. «Внушает, что в благовестие ничего не должно вводить от себя, и показывает, что из догматов нет ни одного человеческого» (св. Златоуст). «Не сам я изобрел проповедь, и не человеческим последовал рассуждениям; но от Владыки Христа приял учение о сем. Что же приял ты? «Яко Христос умре грех ради наших по писанием». Сие предсказали и пророки, и Исаия взывает: «Той... язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53:5 ). Язычники с укором всегда обращались к христианам: вы в распятого веруете. Апостолы знали, что убеждение веровать в распятого само себя разрушает, – но однакож с этого всегда начинали слова, не прикрываясь и говоря истину, как она есть. Был на земле человек, и распят: веруйте в Него и спасетесь. Что в Коринфе так было, прежде поминал уже об этом св. Павел, говоря: «не судих... что ведети в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята» ( 1Кор. 2:2 ). – А между тем вера все росла, и обняла всю вселенную. Чем прикреплялась она к сердцам? Тем убеждением, что Христос умер «грех ради наших». Никто не мог скрывать от себя, что он грешен, и что грешнику нет спасения. Слух о смерти, подъятой ради грехов наших, отверзал дверь спасения. В нее и потекли все. Надлежало только уверение возыметь, что смерть та не именуется только смертью грех ради наших, но и действительно такова есть. А что она такова, об этом свидетельствовало воскресение Умершего. Вот златая цепь спасительных истин и убеждений! Вот почему и слово о смерти смело было, и вера в него дерзновенна! По Писанием: «Крест всем был известен, потому что Иисус Христос распят в глазах всех, а причина не всем была известна; что Он умер, это все узнали, – а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали; посему апостол и приводит свидетельство из Писаний» (св. Злат.). Апостол указывает на Писание, определяя им значение смерти Христовой. «Не станем исчислять порознь всех мест Писания, из которых одни прямыми словами, а другие прообразованиями в них заключающимися доказывают, что Христос умер плотию, и что Он умер за грехи наши. «Ради беззаконий, – говорится в Писании, – людей моих ведеся на смерть... и Господь предаде Его грех ради наших»; и еще: «язвен бысть за грехи наша»« ( Ис. 53:8, 6, 5 )(св. Златоуст). Слово: «по Писанием» показывает, что так издревле предречено, а древле предречено, потому что Бог так внушал предречь, а Бог так внушал предречь, потому что так положено в предвечном совете. Таким образом, вот куда возносило одно это слово. Дела идут во времени, и определение об них предначертано в вечности. Такое помышление тем паче необходимо было при слове спасительной смерти Господа Иисуса Христа, умершего, яко человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПРАВОСЛАВИЕ О Божественная наша вера! Божественное православие, паче солнца сияющее православие, завоеванное нам кровью апостольской, иераршеской, мученической, преподобнической и всеправеднической, приди к нам! О драгоценнейшая жемчужина! О сокровище, сокровенное на поле (в сердце и в церкви)! О обновление! О нетление! О свет! О соль Божественная! О солнце пресветлое! О самая жизнь вечная! О примирение совершенное с Богом праведным людей грешных! О златая цепь с небом! О златая лествица на небо (4)! Какая вера в мире проникнута такою истиной, правдой, любовью, премудростью, всемогуществом, такою жизненностью, как вера христианская, православная, проповедующая воплощение Самого Сына Божия ради спасения погибающего человечества и основание Христом общества спасаемых – Церкви, в которой преподаются в пищу и питие верным Плоть и Кровь Его ради очищения, освящения, обновления и блаженства падшего человека и срастворения разумной твари с Божеством. Присоедините к этому учреждение благодати Священства, Крещения или возрождения от Духа Святого, Миропомазания, Брака, Елеосвящения, учреждение ежедневного, воскресного, праздничного и великопостного богослужения, обучительных для плоти многогрешной постов, всяческих молитв, общественных и частных, на разные случаи в жизни гражданской и семейной, совершение бесчисленных чудес Божиих через святые мощи, иконы чудотворные, явления Самого Бога, Богоматери и святых в разные времена – и вы увидите безмерное превосходство веры нашей перед всеми верами в мире и не захотите никогда оставлять такую веру или переходить в другую, потому что только одна спасительная вера, как Бог един и истина одна (3). Вера христианская есть восстановление Богом, по безмерной Его благости, образа Божия в человеке падшем, оскверненном, растленном, примирение Творца с тварью неблагодарной, непослушной, возгордившейся, разрешение от праведного проклятия и дарование благословения, отверстие заключенного для нас неба – «отныне будете видеть небо отверстым» ( Ин. 1:51 ), победа над смертью и упразднение ее, как и диавола, виновника ее, введение в рай и дарование вечной жизни. Сколько бесчисленных благ дано Богом в вере христианской человеку верующему, послушному Евангелию и заповедям Христовым! За чем же дело, христиане? Что спите? Воспряньте, бодрствуйте, молитесь, кайтесь и исправляйтесь, творите благие дела и восходите на небо (4)!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В мероприятии принимают участие Правительство Республики Карелия, делегация Правительства Архангельской области и представители Русской Православной Церкви. 13 мая. ПРАВМИР. В Карелии 15–17 мая пройдут Дни Соловков. Духовно-просветительская культурная программа разработана Соловецким монастырем в сотрудничестве с Соловецким музеем-заповедником для ознакомления соотечественников с наследием островов. В мероприятии принимают участие Правительство Республики Карелия, делегация Правительства Архангельской области и представители Русской Православной Церкви. Карелию посетят братия Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря во главе с наместником и игуменом обители архимантритом Порфирием (Шутовым), а также сотрудники Соловецкого государственного музея-заповедника. 16 мая состоится Божественная литургия в Кафедральном соборе Александра Невского, сообщает сайт Соловецкого монастыря . Одно из центральных событий Дней – выставка «Соловки: Голгофа и Воскресенье», которая экспонировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, на Соловках, в Нижнем Новгороде и Сарове, и постоянно обогащается материалом. Презентация выставки в Петрозаводске состоится 16 мая в ходе торжественного открытия Дней Соловков в Республике Карелия в Городском выставочном зале Петрозаводска. 16 мая также планируется подписание Плана мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и Правительством Архангельской области в целях развития Соловецкого архипелага. В рамках Дней Соловков в Республике Карелия пройдет акция передачи исторических и репринтных книг о Соловках библиотекам и музеям Республики Карелия. Вечером 16 мая в Карельской государственной филармонии состоится благотворительная концертная программа «Соловки: златая цепь времен». На следующий день, 17 мая в Национальном музее Республики Карелия с участием Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника пройдет круглый стол на тему: «Исторические связи Соловков и Карелии».

http://pravmir.ru/v-seredine-maya-v-kare...

Выставку торжественно открыли митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архимандрит Порфирий (Шутов) и мэр Сочи Анатолий Пахомов 20 мая 2014 г. 12:59 Дни Соловков в Сочи пользуются огромным вниманием С большим успехом проходят в Сочи организованные Соловецким государственным музеем-заповедником и Соловецким Спасо-Преображенским ставропигиальным мужским монастырем Дни Соловков. Два главных их события — открывшаяся 11 мая в Сочинском художественном музее выставка «Соловки: Голгофа и Воскресение» и запланированный на 27 мая в Зимнем театре большой концерт «Соловки: златая цепь времени» с участием народных артистов РФ Евгения Стеблова и Михаила Кита, протодиакона Николая Платонова и братского хора Соловецкого монастыря. Кроме того, сочинские верующие в соборе Архангела Михаила имеют возможность поклониться соловецким святыням - каменному кресту первоначальника монашеской жизни на архипелаге преподобного Савватия и иконе с частицами мощей основателей островной обители. Также в деловой программе Дней Соловков — презентация первого тома большой серии «Воспоминания соловецких узников», подготовленных к печати монастырем, и передача исторических и репринтных изданий о северной обители сочинским библиотекам и музеям. «Дни Соловков в одном из российских регионов проходят четвертый год подряд, - рассказал «Церковному Вестнику» замдиректора Соловецкого государственного музея-заповедника по информационному и экспозиционному обеспечению Олег Волков. - В прошлом году в Петрозаводске, к примеру, состоялось множество круглых столов и семинаров. На этот раз сочинская администрация попросила нас больше внимания уделить культурно-просветительским проектам. Мы очень благодарны местному художественному музею: его специалисты талантливо разместили нашу передвижную выставку (уже побывавшую, к слову, помимо обеих столиц, в Нижнем Новгороде, в Сарове, в Петрозаводске и в Пушкинских Горах) и заранее продумали посещение ее организованными группами. А экскурсии по экспозиции, рассказывающей о шестивековой истории монастыря, его трагической истории в прошлом веке и о современном возрождении, проводят наши профессиональные гиды. За первую неделю на выставке побывали больше тысячи человек, и работа ее продлена на месяц — до конца июня».

http://e-vestnik.ru/culture/sochinskie_d...

Добротолюбие, или словеса и главизны Священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец, в нем же нравственным по деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека. Но как плоды земные не в один час созревают, а требуют времени, дождя и ухода, так и плоды человеческие требуют подвига, рассуждения, времени пождания, воздержания, терпения, пока явятся во всем блеске своем. Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы; но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть пред глазами нашими, — и все человеческое ненадежно. Преподобный Антоний Великий Двухтомник «Добротолюбие», на церковнославянском языке , вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. Напечатан он по изданию 1857 года. В предисловии издания «Добротолюбие» определяется как «сокровищница трезвения, стражбище ума, таинственное училище умныя молитвы, книга деятельности, изящное изображение, к видению непрелестное путеводительство, рай отцев, добродетелей златая цепь, книга частого разглагольствования со Иисусом». На духовный пир книги созываются все: «Приидите убо, приидите, ядите сущий во оной духовный премудрости хлеб и пийте вино мысленне возвеселяющее: приидите вси, елицы звания православного причастницы есте, мирстии вкупе и иноцы, сущее внутрь вас Царствие Божие, и на селе сердца сокровенное сокровище обрести тщащися, еже есть сладкий Иисус Христос. Да пленения от дольних, и скитания уму вашему свободившуся, непрестанным Господа нашего Иисуса Христа страшным призыванием, и содействующими прочими добродетельми, предлагаемыми в настоящей книзе, соединитеся сами с собою, сами же собою и с Богом, якоже и Господь ко Отцу моляшеся, глаголя: да будут едино, якоже и Мы едино есмы (Ин. 17, 11)». В «Добротолюбии» отображено все, бывающее в жизни: вражеские нападения и искушения, падения и восстания, состояние ума и сердца, ощущение близости и отдаления Божия, чувство Промысла Божия и полное отдание себя в десницу Господню.

http://pravoslavie.ru/116128.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010