И рецепт Бориса Шергина все так же актуален: обретение радости – это стяжание благодати, возможное лишь тогда, когда человек отвержется себя, преодолеет «житуху» века сего, суетное мельтешение и сумеет жить главным – единым на потребу. А мой самый простой, но безошибочно работающий «практический» рецепт: когда тебе плохо, даже когда очень-очень плохо, невыносимо – помогай другим. Найти того, кому еще хуже, чем тебе, и попытаться помочь такому человеку. Звучит назидательно и слишком правильно и красиво, может показаться фальшиво-благостным, но дело в том, что это меня реально спасло. Это какой-то инстинкт самосохранения души сработал. Помимо, поверх рассуждений, помимо каких-то знаний, намерений. На ощупь, инстинктивно выбралась, держась за эту ниточку – помощь другому. Потом уже дошло, в том числе и благодаря Шергину, что это закон жизни. Один из ее прекрасных законов. – Вы изучали наследие Шергина многие годы, написали о нем целый ряд работ; а не кажется ли вам, что он в чем-то своем так и остается для вас – как и для всех! – непостижимым, сокровенным?.. что некую его тайну мы не в силах раскрыть или даже приблизиться к ней не можем? – Наверное, да, – остается до конца не постигаемым. Неслучайно загадкой он виделся, к примеру, Федору Абрамову, который писал, навестив Шергина, уже слепого, немощного: «Впечатление. Побывал в XVI–XVII веках, а может быть, у истоков. Святой, и вещий боян, и монах, и летописец». И еще: «Дыхание веков. Вся история России в Шергине». И Юрий Федорович Галкин, часто навещавший Шергина в начале 1970-х, написавший о нем самую первую книгу, вышедшую в 1982 году – «Борис Шергин. Златая цепь», а спустя сорок лет, в 2022-м, еще одну – «На кругах земных и небесных», публиковавший дневники Шергина, издававший сборники его произведений, много о нем думавший, погружавшийся в шергинское слово, все же, по его признанию, так и не раскрыл до конца, не разгадал «тайну» Шергина. Действительно, он видится своего рода олицетворением, живым воплощением мира неповрежденной русской жизни, какой она могла бы быть и является в своей сердцевине. Подспудной, запечатленной. И еще (и, наверное, это главное) – его духовная жизнь, пусть он и старался передать нам что-то из своего опыта в дневниках, до конца непостижима без подобного духовного опыта, без равного шергинскому усилия. Праведника до конца может понять, наверное, только праведник.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/27/boris_...

Женщине весьма скромной, уважающей жизнь достойную и честную, больше всего свойственна стыдливость, и ей меньше всего прилично показываться пред взорами мужчин; но эти дошли до такой степени развращения и вместе бесстыдства, что выставляют себя напоказ во время процессий и высоко держат свою выю; тем, которые смотрят на них, они делают знаки глазами, иногда улыбаются и смотрящим на них своею улыбкою как бы обещают уже свидание. Ибо любодейное настроение души располагает к непостоянству и сильно возбуждает склонность к чувственным удовольствиям. Но пророческое слово усиливает обвинения против них и говорит, что они любодействовали, волоча свои одежды и играя ногами (своими). Вероятно думать, что и это у них делалось для увеличения своей красоты, а это занятие любодейное и свидетельство о крайнем бесстыдстве. Ибо где стройные стихи сопровождаются топотом ног, там всегда бывает и шум, производимый руками, и всякий вид постыдных измышлений, и те, которые смотрят на это, возбуждаются к бесстыдству. Посему некогда, говорит, смирит Господь начальныя дщери Сиони и открыет срамоту их или отнимет украшение их и сделает явным позор их. А это будет тогда, когда они, оказавшись нагими и лишенными всякого украшения и одежды, будут преданы в руки врагов, будут рабами и пленницами и будут испытывать всякое бедствие. Ис.3:18–22 . И отымет Господь славу риз их и красоты их, и вплетения златая (на главе), и тресны ризныя, и луницы гривенныя, и срачицы тонкия, и красоту лица их, и состроение красы славныя и обручи, и перстни, и мониста, и запястия, и художныя усерязи, и багряницы, и пребагряная и утварь храмную, и светлая Лаконская, и виссоны, и синеты и, червленицы. и виссон со златом и синетою претыканы, и тончицы преиманы златом. Сказав, что в тот день будет открыта срамота их, подробно повествует и о том, каким образом случится с ними срамота. А что они будут находиться в нищете и лишатся всего, изысканно ими изобретенного, и оного прежнего благоденствия и роскоши, в этом удостоверяет, присовокупляя, что они будут обнажены от всякого украшения, утративши плетения, ожерелья и цепь и прочее неразлучное с этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И прежде всего из московской теории сделано было остроумное применение к возвеличению царского достоинства. В Степенной книге появляется родословное дерево, берущее корни от Августа и доказывающее родственные связи между домом Рюриковичей и Юлиев. Затем стали искать и нашли другие основания сблизить русскую царскую власть с императорскою. Эти поиски в высшей степени любопытны и характерны для истории русского развития. Понадобились разные внешние формы, без которых прежде обходились; так усвоен был византийский герб с изображением двуглавого орла. Восполнили старину, стали изучать ее и сделали важные открытия. Между особенно древними и чтимыми предметами в княжеской сокровищнице оказались такие, о которых ходили темные предания о греческом их происхождении и которые по своему значению выделялись из других. В духовных грамотах князей, начиная с Ивана Калиты, с особым почетом упоминаются: златая шапка, животворящий крест, хрещатая цепь, бармы и сердоликовая коробочка. Эти предметы обыкновенно не смешивались с другими и передавались старшим сыновьям и наследникам престола. Для Москвы – третьего Рима, в которой должен быть свой царь, чувствовалась настоятельная потребность выразить в вещественных знаках связь между константинопольским и московским царством. Царские регалии греческой работы дали повод к другой фикции – о греческих регалиях, присланных Мономахом русскому великому князю. Сказание о венчании русских царей Мономаховскими регалиями (П. C. Р. Л. IX. 144) несомненно составлено в конце XV или в начале XVI века. В чине царского венчания Ивана Грозного бармы именуются уже Мономаховскими бармами. В духовной грамоте Грозного и знаменитой золотой шапке говорится в следующих выражениях: «Сына своего Ивана благословляю царством Русским, шапкою Мономаховскою, что прислал прародителю нашему царю и великому князю Владимиру царь Константин Мономах из Цареграда». Герберштейн упоминает о Мономаховских регалиях в 1497 году. Такова же политическая идея, диктовавшая не менее известное сказание о Новгородском белом клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

– К сожалению, часто бывает и так, что человек нарушает данное им обещание: обещая, верит, что выполнит, но сдержать слово не может. – Да. Эта повесть как раз о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад. Люди говорят о хорошем, а в результате получается просто болтовня. В жизни нарушаются обещания, рушатся планы, люди теряют друзей и дорогих людей в результате вот таких поступков. Но если это касается двух людей, это одна история. А если это происходит в масштабах страны? Об этой трагедии написано много хорошей литературы. Самуил Маршак – Чья поэзия вам наиболее близка? – Разумеется, Александра Сергеевича Пушкина . Его я считаю главным и первым. Сначала, конечно, это были его сказки: «…златая цепь на дубе том»; потом, конечно, «Капитанская дочка», «Повести Белкина». А из более современных авторов могу выделить Блока, Пастернака. Люблю Маршака – он замечательный поэт. – Вы его знали еще как одного из гостей отца? Маршак бывал у вас дома? – Нет. Это я сам приходил домой к Маршаку, читал ему свои сказки и однажды провел у него целые сутки, которые стали одним из самых ярких событий в моей жизни. Мы разговаривали о творчестве. Он сказал мне тогда: «Талант человека подобен луне». Маршак сказал мне тогда: «Талант человека подобен луне». Так что нужно уметь проигрывать, быть к этому готовым Луна каждый день другая: то в полноте, то на ущербе, то растет, то исчезает. Если талант всегда в одной и той же форме, то он как луна из фанеры – бутафория. Если развивать эту мысль, то понятно, что для артиста неудача – часть пути. Нужно уметь проигрывать, быть к этому готовым, по крайней мере. Но идти до конца. Это были дивные часы, проведенные с Маршаком. Он был потрясающий человек. Очень мудрый. Настоящий большой талант. И думаю, если художник начинает чувствовать себя «не на своем месте», то это связано прежде всего с убытием творческих сил. Если говорить обо мне, то вся моя жизнь так или иначе связана с кино… – И ваша творческая деятельность продолжается. Не так давно вы сняли фильм «Медный всадник России», который только готовится к выходу на экраны. Давайте немного приоткроем завесу тайны и расскажем о фильме, например историю его замысла.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/20/vasili...

«Наташа, включай духовку!» 10 говорящих фото котов Эти милые котики 24 июня, 2023 Эти милые котики Коты любопытные, находчивые, ласковые, игривые, а еще — хозяйственные! Смотрите сами. Публикуем снимки фотографа Моники Малек, которая снимает исключительно котов и кошек. Надпись на плакате: «Помогите! Я уже 15 минут без еды!» «Мяуловато будет!» «Наташа, включай духовку!» «Вот Печкин тельняшке обрадуется!» «Внимание! Я нажимаю, а ты хватай птичку» «Погоди, Наташ, тут кот к людоеду пришел!» «Наташа, а где моя златая цепь?» «Да точно тебе говорю: это мячик!» «О, да у тебя молоко на усах не обсохло!» «Наташа, эта рыба весь натюрморт портила…» У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 января, 2024 25 января, 2024 21 апреля, 2024 20 апреля, 2024 7 апреля, 2024 16 марта, 2024 12 марта, 2024 3 марта, 2024 13 февраля, 2024 28 января, 2024 25 января, 2024 21 апреля, 2024 20 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/natasha-vklyuchaj-duho...

Среди статей сборника много текстов рус. происхождения, либо приписанных авторитетным отцам Церкви, либо атрибутированных в самозаглавиях как «поучения святых отец». Обращает на себя внимание большое количество «ложного писания» - апокрифов, читающихся в «М. Ж.», к-рая входила в круг рекомендованных к чтению книг. Попытка отнести к душеполезному чтению апокрифы и разного рода толковые тексты, в т. ч. и основанные на апокрифах,- процесс, имеющий достаточно аналогий. Эта попытка отразилась и на составе книг, не вызывающих сомнения в своей каноничности и отмеченных Индексами истинных книг. Апокрифы, напр., неизменно включались в состав «Златоуста». Но особенно этот процесс виден на примере дополнительных статей «Измарагда», к традиц. главам которого приписывались целые подборки апокрифических и толковых текстов, продолжающих нумерацию глав «Измарагда» и тем самым подтверждающих свою причастность к этому сборнику. Характеризуя свод рекомендательного чтения «Книгам имена», в который вошел сб. «М. Ж.», И. М. Грицевская отметила основную его черту: свод рус. происхождения включал в себя памятники не основного, второстепенного для древнерусской книжной культуры ряда ( Грицевская. 2003. С. 119). Именно к ним относится и сб. «М. Ж.», представляющий образец келейного чтения монастырской братии, не обладающей глубокими познаниями и эрудицией. В то же время и состав сборника, и особенности самих текстов, в него входящих, предполагают создание этих сборников в мон-рях, обладающих достаточно большими книжными собраниями, позволяющими авторам текстов и составителям сборников использовать широкий круг источников. Типологически такой сборник соотносим, с одной стороны, с некалендарными дидактическими сборниками «Златая цепь» и «Измарагд», с другой - с рядом широко распространенных на Руси сборников смешанного состава толкового и энциклопедического характера. «М. Ж.» имеет открытую структуру, тексты легко могут добавляться или изыматься в соответствии с потребностями переписчика. Основу этих сборников составляют не фрагменты крупных произведений на различные темы, но самостоятельные статьи, в к-рых в лаконичной и доступной форме даются ответы на самые различные вопросы, интересующие составителя. Датировка формирования «М. Ж.» XV в. подтверждается и аналогией с историей создания функционально иных келейных сборников, к-рые сходны между собой типологически и тематически, но их состав не отличается устойчивостью, несмотря на повторяемость целого ряда циклов статей и отдельных текстов (нравственно-дисциплинарный монастырский сб. «Старчество», не имеющие самозаглавия сборники аскетических текстов XV-XVI вв.).

http://pravenc.ru/text/2562582.html

Это поучение Василия почему–то особенно нравилось русским людям древней Руси, так так оно попадается не только в сборнике XI века (сборник Святославов 1076 года), но и в сборниках XIV, XV и даже XVI веков. Мы приводим один отрывок этого поучения в нескольких древних редакциях для сравнения его с текстом Мономахова Поучения: Из сборника XV века, Кирилло–Белоз. библ. за 13/1069, л. 1–3. Из рукописи «Златая Цепь» XIV века (л. 41 об.), хранящейся в Имп.Публ. Библ. Из Сборника Святославова 1076 г. Из поучения Мономаха. Пред старци молчание в мудрейших послушати, с точными лобовь имети, с меньшими любовное свещение, от плотскых и любосластных бегати, мало глаголати в множае разумевати, не дерзу быти, словом ни пререковати в речех, не скоро в смех впадати, срамяжливу быти, долу очи имети, а душю – горе, не противо отвещевати и т. д. Пред старци молчание, пред мудрейшими молчание и послушание, с подобными любовь имети, с меншими любовное сочтание и наказание; плотьскых любосластных вещии бегати, мало глаголати, а боле разумевати, не дерзу быти, словом ни пререкати, в речех не скоро в смех впадати; соромяживу быти, очи долу имети, а душу горе, не отвещевати противу и т. д. (См. Буслаев, Историч. очерки русск. народн. слов. и искусства. Спб., 1861, т. I, стр. 574). Пред старьци млчание, пред мудрыми послушание, с тъчьными любовь имети, с мьньшими любъвьное съвещание. От плътьскыих и любосластьныих вештии бегати, мало глаголати, а множее разоумевати, не дьрзоу быти слвомь, ни пререковати в людьх. Не скоро в смех въпадати, соромяживоу быти, долу очи имети, а – горе. Не противуотвещеватн и т. д. (См. Изв. Имп. Акад. Наук, по отд. русск.яз. и слов. т. X, стр. 431). При старых молчати, премудрых слушати, старейшим покорятися, с точными и меньшими любовь имети; без луки беседующе, а много разумети; не свереповати словом, Ии хулити беседою, не обило смеятися, срамлятиса старейших, к женам нелепым не беседовати, долу очи имети, а душю горе, пребегати, не стрекати учить, легких власти ни в кую же имети, еже от всех честь...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Пост заповедан был еще в раю. «Кто бе чистее Адама, но и того Бог не лишил поста, еже бо рече от всякаго древа сущаго ясте в рай, от древа же, еже ведети добро и зло, да не ясте... И се есть образ поста» (св. Иоанн Златоуст , 2:124). Если пост был в раю, то тем более он обязателен вне его. «Первее постися Енох, и взят бысть на небеса с плотью». После него постились: Ной – «и от вселенского потопа спасен бысть», Авраам – «и друг Божий наречеся», Моисей – и «беседова к Богу лицем к лицу» («Златая цепь», 3:182–183), удостоился «получить закон на горе Синайской», видеть славу Божию (ПВЛ, 22:94), пророк Илья – «и дождь жаждущим людем испросил у Богу; и Даниил пророк постом львы укроти» («Златая цепь», 3:183); «постясь, трое отроков погасили силу огненную» (ПВЛ, 22:94). И в Новом Завете многие «освятишася постом и спасошася, ихже имен ни всего мира книги не испишут, единому Богу сведущу Своя угодники» («Златая цепь», 3:183). Сам Господь наш Иисус Христос постился сорок дней, «не требуя пощенья, но нам образ дая» («Златая цепь», 3:178), «показав нам время поста» (ПВЛ, 22:94). По словам преподобного Феодосия Печерского , Бог дал христианам сорок дней для очищения души – эту своего рода десятину от года: «и в эти дни очистившись, душа празднует светло день воскресения Господня, радуясь Богу» (ПВЛ, 22:94). Постясь, нельзя уподобляться лицемерам, «человеком являюще бледы, дряхли, сетующеся, да от человек славятся», а быть со светлым лицом и добрым сердцем («Златая цепь», 3:178). Пост состоит не только в воздержании от обильной пищи, но и вообще в трезвенном образе жизни. Преподобный Феодосий Печерский перед наступлением Великого поста учил: «Остерегайтесь лености и многого сна, бодрствуйте для церковного пения и для усвоения предания отеческого и чтения книжного; больше же всего подобает... иметь на устах псалмы Давидовы... в себе любви ко всем меньшим и к старшим покорность и послушание... давать собою пример воздержания, бдения, трудолюбия и смирения; так учить меньших и утешать их и так проводить пост» (22:94). «Мнят бо пост – брашна удаление, – читаем в «Слове о посте», – той бо пост да укоряется. Но воздержи руки от грабления, ноги от ристания, еже на позоры; очи от взора красна... Слуха стяжи не приимати осуждения и лжи, слышания суетна не приемли. Да постятся уста твоя от осуждения; ничто же бо есть еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братии оклеветанием» (4:144; срав. 3:177). Таким образом истинный пост охватывает всего человека – и тело и душу. В «Слове от святаго Евангелия» говорится: «Телеснии греси инаци и душевнии инаци, такоже и пост инак душевный, а инак телесный... Телесный пост постившеся таже ясти, а душевнаго поста николиже престати» (3:236). «Предай же тело на пост... сердце на крепость» («Стословец», 3:7; срав. «Златая цепь», 3:56).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к-рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.» содержатся произведения визант. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Геннадия I , патриарха К-польского; труды слав. книжников: святителей Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «З. ц.», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Мн. поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящен посту, молитве и иным христ. добродетелям, в др. поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в т. ч. пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христ. общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.).

http://pravenc.ru/text/199901.html

отцов, особенно Златоуста, Ефрема Сирина , Иоанна Синайского, Макария Великого , Исаака Сирина , Василия Великого и других. Преобладающее содержание этих сборников нравственно-аскетическое, и главная мысль их: необходимость отрешения от мира, покаяния и добродетелей, как средства ко спасению. На тему о покаянии всего чаще приводятся слова Ефрема Сирина . Один из этих сборников, 321, чисто аскетического содержания и назначен для иноков. В нем более 90 статей, преимущественно слов. Русских слов в помянутых сборниках, или таких, кои с вероятностью могут быть признаны русскими, не много. Все эти слова мы приведем в своем месте. Замечательный сборник по обилию слов аскетического и практического содержания «Златая цепь». Этот сборник составлен в XIV веке, по образцу греческих и латинских «Золотых цепей». Он состоит из статей переводных – избранных отеческих поучений и толкований Св. Писания, и статей русских. «Златая цепь» отличается от прочих древних сборников чистотою речи; она написана живым народным языком. Списки «Золотой цепи» разнятся между собою составом и содержанием. Другой сборник, замечательный обилием практических слов – «Паисиев» XIV в. «Златая цепь» и особенно «Паисиев сборник» содержат в себе любопытные подробности о нравах наших предков и их языческом суеверии. «Мерило праведное», сборник юридический, дошел до нас в списках XIV и XV века. Этот сборник заключает в себе несколько слов об обязанностях судей и обличает их злоупотребления... К проповедническим сборникам, составленным в России, относится славянский «Пролог». В нем есть поучения нравственно-аскетического содержания, вероятно составленные русским сочинителем. В греческих и болгарских прологах обыкновенно помещаются краткие жития святых, без поучений и похвальных слов. Славянские прологи появляются в нашей литературе с XII–XIII века. Рассмотренные сборники содержат в себе изображения христианского идеала главным образом с теоретической стороны (в нравственных предписаниях). «Торжественники», содержащие в себе похвальные слова святым, иногда с житиями их, и на праздники господские и богородичные, поясняют этот идеал примерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010