Закрыть itemscope itemtype="" > Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» 30.11.2017 519 Время на чтение 5 минут Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинс кой Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви: - а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 82 от 6 октября 2017 года). II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/op...

Схимонахиня Ксения (Калинина) Для того, чтобы мы укреплялись в вере, Господь посылает нам встречу с угодниками Божиими. Они служат живым примером воплощения смирения, терпения, самоотвержения, любви к Богу и ближним. Мне посчастливилось встретить таких людей в храме святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси. Как рассказывали матушки-старожилы, в Невской в советские времена был как бы негласный монастырь, где подвизались Глинские старцы: митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Виталий (Сидоренко), много тайных монахов и монахинь. Из России часто приезжали за советом к владыке и старцам их духовные чада. Бывало, на клиросе собирались и пели одни монахи. Такие богослужения были незабываемы. Самих старцев я уже не застала, но Господь сподобил общаться с их последователями – духовными чадами. И от них было чему поучиться. Одной из них была матушка Мария (Калинина), впоследствии – схимонахиня Ксения. Матушка была истинным чадом отца Виталия. Много рассказывала о нем и о других дивных старцах, с которыми ей довелось общаться. К сожалению, тогда не приходило на ум записывать, а теперь, когда прошло двадцать лет, уже мало что осталось в памяти. Молодые годы матушки Родилась матушка Мария в России в простой крестьянской семье. Родители были глубоко верующими людьми, жизнь которых пришлась на тяжкие годы испытаний в истории России и Православной Церкви. Это было время раскулачивания, экспроприации и коллективизации, когда у крестьян отбирали «излишки». Отобрали и у семьи Калининых весь скот. Отец семейства был против коллективизации, но все же вступил в колхоз и стал там работать исключительно из жалости к животным. Сказал: «Скотину загубят». В семье жили впроголодь. Бывало, питались одним хлебом и водой. Отцу положен был паек – немного молока и сметаны. Но зачастую до дому он эти продукты не доносил – по доброте сердечной не мог отказать обездоленным крестьянам с голодающими детьми. Жена иногда журила его: «Своим детям есть кроме хлеба нечего», – а он объяснял, что у тех детей и этого нет, умрут с голоду: «Ничего, потерпим, Бог не оставит». Когда отец скончался, хоронить его собралось почти все село. Люди рыдали, сокрушаясь: «Какого кормильца мы потеряли!»

http://pravoslavie.ru/148323.html

Глинские старцы. Внизу слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Андроник (Лукаш)      Впоследствии принял монашеский постриг с именем Никон, окончил Ленинградскую духовную семинарию и был назначен благочинным Свято-Успенской Почаевской Лавры . Но в Лавре батюшка пробыл недолго. Он был одним из тех, кто сопротивлялся ее закрытию. Он был одним из тех, кто сопротивлялся закрытию Почаевской Лавры. Сказал: “Сам я не уйду, разве что меня вынесете!” И вот что случилось «Иеромонаха благочинного Никона выписали и приказывали уехать в 24 часа. Он же упирался, не хотел добровольно оставлять свое место подвига. Он говорил: “Сам я не уйду, разве что меня вынесете!” А у него были очень мощные пышные большие красивые волосы. Аж вот и случилось! Милиционеры, подвыпивши, его изловили, навалились, избив и связав, бросили в какую-то яму, а сами побежали искать лошадей. Затем привязали волосами к конной фуре (подводе) и волочили с горы по камням мостовой, от трения о песок и камни протерлись плечи и спина подрясника, так что под конец под горой остался кровавый след… Внизу местные почаевские жители накинулись на пьяных милиционеров и отняли, оборонили, вырвав батюшку из рук пьяных стражей порядка» . В Лавру отец Никон не вернулся не по своей воле. В одной из зарубежных газет была опубликована заметка Т. Листова «Новые материалы о гонениях на Церковь». Нас интересует следующий фрагмент: «Корреспондентам был представлен ряд других документов, полученных из Почаева: фотокопия распоряжения Львовского епископа Дамиана о переформировании духовного собора Лавры, распоряжение Московской Патриархии об удалении из Лавры иеромонаха Никона (Сморкалова), прошение духовного собора Лавры к патриарху Алексию об отмене этого распоряжения: “Это идет на разорение святыни, как под диктовку органов власти, которые стремятся ликвидировать Лавру, разогнать братство”» . Опального монаха приютил Одесский Свято-Успенский монастырь. Здесь вокруг отца Никона собралась небольшая община чад. Находясь в Одессе, батюшка поддерживал общение с Глинскими старцами : преподобным Андроником, святителем Зиновием.

http://pravoslavie.ru/79557.html

Архив Пн Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» 30 ноября 2017 г. 17:00 Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви: а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 82 от 6 октября 2017 года). II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.  Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив представленные Белорусским Экзархатом материалы и свидетельства архиереев других епархий, констатировала, что упомянутые святые широко почитаются как в епархиях Беларуси, так и в епархиях России и Украины, и представила свое заключение Священному Синоду, который также передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 107 от 28 ноября 2017 года).

http://patriarchia.ru/db/text/5074360.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕМИРОВ ЛЕВАН АВДЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Леван Темиров Леван Авдеевич Темиров ( 1925 - 2013 ), протоиерей , клирик Владикавказской епархии Родился 27 декабря 1925 года во Владикавказе в глубоко верующей православной семье. С четырёх лет мальчик вместе с бабушкой посещал храм Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую церковь), Спасо-Преображенский (Старый) собор и грузинскую церковь святой Нины. В 1933 году поступил в 5-ю городскую школу, в которой окончил семилетку. В 16 лет, едва окончив курсы в фельдшерской школе, оказался на фронте. Полк, сформированный в Грозном , отправили вначале в Дагестан , затем в Азербайджан , а после вернули в Осетию , где в 1942 году шли ожесточенные бои. Под Малгобеком командир медико-санитарного взвода сержант Темиров получил первое осколочное ранение, но вскоре вернулся в строй. В 1943 году под Темрюком (Краснодарский край) осколок минометного снаряда попал ему в руку, серьезно повредив кость. Второе ранение вынудило Левана Темирова покинуть армию и вернуться в родной Владикавказ . Долгие годы трудился на различных гражданских должностях, в то же время активно участвуя в жизни православной общины города. Леван Авдеевич был среди тех, чьими трудами кладбищенская Ильинская церковь была вскоре после войны перестроена в более просторный храм. В то время его духовным наставником был протоиерей Григорий Гончаров , с именем которого связано оживление церковной жизни в Северной Осетии. Благодаря усилиям и непререкаемому авторитету отца Григория власти дали разрешение не только на перестройку Ильинского храма, но и на открытие церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Курской слободке. Благочинный Северной Осетии активно поддерживал контакты и с православными приходами соседних регионов, а Леван Темиров часто сопровождал его в поездках. 14 октября 1961 года он был рукоположен во пресвитера в Александро-Невском храме города Тбилиси . Таинство хиротонии совершил епископ Тетрацкаройский Зиновий (Мажуга) .

http://drevo-info.ru/articles/24098.html

И даже спрашивал, бывало, как приедешь: . – Письмо переписали? – Переписали, Батюшка» . Слева направо: архимандрит Власий (Болотов, в схиме Макарий), митрополит Зиновий (Мажуга, в схиме Серафим), архимандрит Валерий (Мирчук, в схиме Серафим), архимандрит Венедикт (Сидоренко, в схиме Виталий) Когда отцу Виталию становилось очень плохо, матушка Серафима звонила Католикосу-Патриарху Илие II, и Святейший что-нибудь присылал или сам приходил к старцу. Так, однажды он принес миро с мироточивой Иверской иконы Пресвятой Богородицы, находившейся в Канаде. При своих посещениях его Святейшество всегда приводил отца Виталия и всех присутствующих в бодрое настроение. Когда же он уходил, все могли заметить, как Католикос беспокоится о здоровье отца Виталия, хотя перед ним он этого никогда не показывал. Схиигумения Серафима вспоминает: «За день до кончины отец Виталий вдруг показал жестом, чтобы я отодвинула занавески окон. Я спросила: “Кого-нибудь увидели?” Он же, задумавшись, смотрел на меня. Затем приложился к своей руке и ею же показал на икону Божией Матери. Я подала ему икону, которой он нас и благословил. Я его спросила: “Матушка Богородица являлась?” Он в ответ кивнул головой и заплакал» . Причиной раннего ухода старца из земной жизни в жизнь вечную стала чрезмерная аскеза Схиархимандрит Виталий отошел ко Господу 1 декабря 1992 года, в 18 часов 45 минут, прожив всего 64 года. Причиной такого раннего ухода этого великого старца XX столетия из земной жизни в жизнь вечную стала его чрезмерная аскеза. Попрощаться с покойным, дорогим ему человеком пришел Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он поблагодарил всех, кто ухаживал последние дни за отцом Виталием. Указывая на комнату, где жил и молился великий старец, Святейший сказал: «Приидите и поклонимся сему месту». 5 декабря 1992 г., на проповеди после литургии в тбилисском Александро-Невском храме перед погребением отца Виталия, Католикос-Патриарх Илия II, в частности, сказал следующее: «…Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – все это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя…» .

http://pravoslavie.ru/117631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881 - 1962), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ЗЕФИРИН († 26.08.217 или 218), еп. (папа) Римский (с 198, по др. версии, с 202/3), свт. (пам. зап. 26 авг.) ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия

http://pravenc.ru/rubrics/121236_111.htm...

Архив Пн Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II с 60-летием архиерейской хиротонии 26 августа 2023 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II с 60-летием архиерейской хиротонии. Его Святейшеству и Блаженству, Святейшему и Блаженнейшему Илии II, Католикосу-Патриарху всея Грузии Ваше Святейшество и Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно приветствую Вас и от души поздравляю со знаменательной датой — 60-летием архиерейской хиротонии. В далеком 1963 году возложением рук Вашего великого предшественника на Патриаршем престоле Иверии Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Ефрема II и досточтимых иерархов Грузинской Православной Церкви , в числе которых был Ваш духовный наставник святитель Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), Вы были призваны к епископскому служению. Следуя апостольскому завету, Вы непрестанно возгревали дар Божий , данный Вам в рукоположении (2 Тим. 1:6), восходили от силы в силу (Пс. 83:8), стремились достичь меры мужа совершенна (Еф. 4:13). Призрев на Ваши многие труды и усердие, Пастыреначальник Христос возвел Вас на высокий Первосвятительский престол Католикосов-Патриархов всея Грузии. За минувшие десятилетия Вашего предстояния у Алтаря Господня и в Иверии, и во всем мире произошло немало перемен. Однако неизменным даже доныне остается образ Вашего Патриаршего служения, отличающегося пламенной верой и горячей любовью ко Господу, Которого Вы проповедуете, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить его совершенным во Христе Иисусе (Кол. 1:28). В сей духовно значимый для Вас и всей Грузинской Православной Церкви день возношу молитвы к Щедрому Богу об укреплении сил Вашего Святейшества и Блаженства в несении нелегких Патриарших трудов. С братской о Господе любовью, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6050327.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_25.html

Предостерегал от уныния: «О грехах надо всегда памятовать, но никогда не надо унывать. Много у нас грехов, но милость Божия безмерна». Говорил: «Отчаяние – хуже всякого греха». Наставлял духовных чад: «Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим, – там облегчение будет». Владыка очень ясно понимал причинно-следственные связи всего происходящего в современной ему жизни. Иногда он высказывал удивительно глубокие замечания о происходящем, свидетельствующие о наличии у него дара духовного рассуждения. Так он писал духовным чадам: «Всем сердцем соболезную и соскорблю всем скорбящим и озлобленным друзьям моим, трудящимся и почти не отдыхающим, все время занятым заботами о добывании хлеба насущного, скорбящим о разлуке с дорогими и любимыми, – не имеющим возможности даже с живущими в одной комнате проводить столько времени, сколько хотелось бы. Это величайшее бедствие нашего времени». Объяснял свою мысль: «Современный человек стремится посредством всякого рода техники облегчить свой труд, сократить его, сократить время на него. Но это стремление не освящается молитвой, делается без призывания Божия благословения, и потому, вместо того чтобы получить больше времени для личной жизни, его совсем почти не остается для нее. И, как члены одного сообщества, несут наказание и те, которые всякое свое дело освящают молитвой». Одним из архиереев, с которыми переписывался владыка, был глинский старец митрополит Зиновий (Мажуга). Однажды он сказал духовным чадам епископа Афанасия: «Дети, если бы вы знали, рядом с кем живете! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет». Будущий святитель и исповедник епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в селе Царевка Тамбовской губернии. Отец его Григорий, уроженец Суздаля, был надворным советником, делопроизводителем гимназии, мать – благочестивая, совсем еще молодая и почти неграмотная женщина по имени Матрона – происходила из крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010