По вечерам Патриарх Ефрем выходил во двор Сионского собора, садился на скамейку и беседовал с соседями по двору, рассказывая им случаи из своей жизни. В нем была особая простота. Как жаль, что его рассказы никто не записал! Когда умер схиархимандрит Иоанн 151 , то Патриарх Ефрем сказал: «Умер великий старец. Он был отцом для всех нас». Когда гроб с телом схиархимандрита Иоанна опускали в землю рядом с его духовным братом архимандритом Иоанном 152 , то Патриарх Ефрем со слезами сказал: «Подвиньтесь, отцы, чтобы и мне лечь рядом с вами». Митрополит Романоз (Петриашвили) задолго до начала архиерейской службы в подряснике заходил в алтарь, надевал епитрахиль и, когда священник совершал проскомидию, он вынимал из просфор частицы, а потом через пономарку уходил к себе в дом, находившийся в церковном дворе. Затем к началу Литургии под колокольный звон он входил в храм с подобающей архиерею честью. Митрополит Зиновий (Мажуга) в последние годы своей жизни служил раннюю Литургию, а затем шел в келию и ложился отдыхать – так ослабел от постоянных болезней. Он не мог долго стоять на ногах и старался, чтобы служба не затягивалась. Исключением была Херувимская песнь, во время которой он вынимал частицы за живых и усопших. Тогда он как будто забывал о времени и о своих немощах, а было ему около 90 лет. Митрополит Зиновий говорил, что в заключении он особенно усердно молился Божией Матери и чувствовал Ее помощь. Владыка Зиновий также говорил, что один из глинских монахов, которого заставляли доносить на своих собратьев, рассказывал ему, что после допросов и пыток, когда его, избитого, снова бросали на залитый водой пол камеры, он чувствовал не боль, а необыкновенную, ни с чем не сравнимую радость не только в душе, но и во всем своем теле и горячо благодарил Бога, что не стал из-за страха клеветником, не предал Христа в лице своих братьев. Инок Виталий 153 говорил: «Когда я в первый раз посетил владыку Зиновия, то увидел, что у него непрестанно течет Иисусова молитва в сердце». Мне вспоминается один случай. Я служил утреню в Александро-Невском храме. Вдруг отец Зиновий (тогда еще архимандрит) быстро вошел в алтарь и сказал мне: «Открой Царские врата». Шла вседневная служба, читался канон; я подумал, что архимандрит Зиновий ошибся, и решил напомнить ему, что по уставу Царские врата не открываются. В это время через боковую дверь вошел митрополит Ефрем (будущий Патриарх). Отец Зиновий хотел встретить его, как положено встречать архиерея, с открытыми Царскими вратами, но я не мог догадаться об этом, а слушаться с первого слова – не привык. Теперь я понимаю, что послушание не медлит, а смирение не прекословит и не многословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Всякому новому прихожанину он радовался, как малое дитя И постепенно людей приходило все больше, храм стал обустраиваться, несмотря на то, что время для этого было весьма неблагоприятное. Правда, при этом пришлось пойти на хитрость: кирпичные стены храма выкладывали изнутри, чтобы никто не узнал и не мог помешать. А потом разобрали деревянные стены, и взору предстал уютный каменный храм. Со временем появились и другие постройки... Конечно, все эти действия не могло не вызвать бурю негодования у местных властей. Ими даже была вызвана специальная комиссия из Москвы. Однако, по молитвам настоятеля, ничего противозаконного комиссия не обнаружила. Впрочем, все это не прошло для отца Михаила без последствий – у него тогда сильно пошатнулось здоровье, и с тех пор частые сердечные приступы, боли в сердце стали постоянными спутниками его жизни. Постриг и благословение на отчитки Митрополит Зиновий (Мажуга) В 1985-м году митрополит Зиновий (Мажуга) постриг отца Михаила в монахи с именем в честь святителя Модеста Иерусалимского. Известно, что после этого владыка сказал: «На отце Модесте всё мое и закончилось». Восприемником при постриге стал отец Виталий, под руководство которого и передал свое духовное чадо владыка Зиновий. На тот момент отцу Модесту исполнилось уже 59 лет, он прошел хорошую духовную школу. Владыка Зиновий и отец Виталий благословили его на особый, крайне редкий вид служения – проводить отчитки над больными и бесноватыми. Отец Модест искренне чувствовал свое недостоинство нести такое послушание (новое имя Модест, в переводе означающее «скромный», вполне соответствовало его душевному устроению) и если бы не было на это благословения великих старцев, никогда бы за него не взялся. Настоятель собора в Новочеркасске Вознесенский собор в Новочеркасске в настоящее время В 1982-м году, после владыки Иоасафа, митрополитом Ростовским и Новочеркасским стал Владимир (Сабодан), которому впоследствии суждено было стать Предстоятелем Украинской Православной Церкви. В 1986-м году, вскоре после пострига, он возвел отца Модест в сан игумена, а затем перевел настоятелем в Вознесенский собор города Новочеркасска, столицы донского казачества.

http://pravoslavie.ru/111782.html

Жизнь отца Серафима была аскетичной, отшельнической. По ночам он проводил богослужения и давал наставления всех, кто обращался к нему. В 1947 году он вернулся в Глинскую пустынь и находился в нем до второго закрытия. Затем служил в Сухуми. Его особым даром было умение принимать исповедь, вызывать на откровенность. Скончался в 1976 году 28. Преподобный Зиновий (Мажуга), митрополит, в схиме Серафим Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, и Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным, не мог никому отказать в помощи. В этом же году началась Первая мировая война, а в 1916 г. Захарию вместе с другими молодыми послушниками взяли на военную службу. После демобилизации он вернулся в монастырь. В 1921 году он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. Взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. После освобождения он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

Но до этого ему пришлось перенести еще множество испытаний. Его сила воли, настойчивость, вера помогли ему с молитвой пройти весь этот путь и не роптать. В 1922 году Глинскую пустынь упразднили. Инок Зиновий унес с собой один из священных антиминсов, на котором впоследствии совершали богослужения вне храма, под открытым небом. Молодой подвижник переезжает на Кавказ, в Драндовский Успенский монастырь возле г. Сухуми. Там он был рукоположен в иеродиакона, а 18 января 1925 года епископом Сухумским Никоном – во иеромонаха. Вскоре закрыли и этот монастырь. С 1925 по 1930 год отец Зиновий служил в церкви Святителя Николая в Сухуми. В 1930 году отца Зиновия арестовали и семь месяцев продержали в Ростовском распределителе, где он встретился с о. Андроником, о. Серафимом и другими отцами Глинской пустыни. Отец Серафим был отправлен в Ташкент, туда же хотели отправить и отца Зиновия. Находясь в изоляторе, иеромонах Зиновий заболел малярией. Его положили в лазарет. Один молодой доктор дважды созывал консилиум врачей и доказывал коллегам, что отца Зиновия из-за этой болезни нельзя отправлять в Среднюю Азию, куда готовилась к отправке партия заключенных. Он сказал своим коллегам: «Вам в Ташкенте нужна рабочая сила или мертвецы? Зиновий Мажуга если поедет туда, его ожидает смерть». И случилось так, что четырнадцать священнослужителей отправили в Ташкент, а отца Зиновия – на Урал. Так Всеблагой Бог избавил своего верного служителя от смерти. Однажды во время допроса отец Зиновий спросил у следователя, в чем же состоит его вина, какое обвинение ему предъявляют. Следователь молча показал на его рясу. Владыка Зиновий в своей автобиографии пишет: «В 1930 г. я был выслан на пять лет, работал на Урале в Березниках на хим. комбинате и на Беломорско-Балтийском канале, откуда был освобожден досрочно в 1934 г.». По дороге к месту заключения партию арестантов закрыли в вагоне и не давали им пить. Один из заключенных отстал от поезда: его отправили на остановке за водой, но поезд тронулся, и он не успел вернуться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отдельная иконографическая композиция с образом Н. была создана в апр. 2011 г. с.-петербургским иконописцем Ю. В. Филипповым для ц. равноап. Нины в С.-Петербурге в Полежаевском парке в связи с почитанием святой как заступницы за Ленинград в период блокады и в память о мучениках блокады. В основе изображения - видение в 1942 г. митр. Зиновию (в схиме Серафим (Мажуга), местночтимый святой УПЦ) стоящей на коленях перед престолом Божиим и слезно молящейся о спасении Ленинграда Н.; снятие блокады произошло 27 янв. 1944 г., в день памяти святой. На иконе Н. представлена стоящей на облаке в коленопреклоненном молении, по ее ланитам катятся крупные слезы, в правом верхнем углу в небесном сегменте - полуфигурный Деисус, в левом, рядом с подписью с именем святой,- изображение дарованного Н. Пресв. Богородицей креста из виноградной лозы. Ниже - панорама блокадного Ленинграда с видом на разные части города, в т. ч. на Петропавловский собор, с группой молящихся во главе с митр. Ленинградским и Новгородским (впосл. патриарх Алексий I (Симанский)) перед Казанской иконой Божией Матери. По словам иконописца, Божественное участие в жизни города он показал не только через образ Н., но и введя в композицию изображения ангелов: ангела, меч которого обращен в сторону надвигающейся тьмы; ангела, укрепляющего обессилевших людей; ангела, принимающего души людей, «во дни блокады скончавшихся»; ангела, покровительствующего детям. По нижнему полю иконы идет надпись: «Образ предстательства святыя Нины о граде Петрове иже на Неве» ( Кутейникова Н. С. Иконографические поиски петербургских мастеров: Юрий Филиппов//Науч. тр. ин-та Репина. СПб., 2018. [Вып. 44]: Проблемы развития Отечественного искусства. С. 146-155). В 2012 г. иконописцем А. Шишовым был создан несколько обобщенный вариант этой композиции (дар свящ. В. Матяшева в ц. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси, в которой настоятелем был митр. Зиновий (Мажуга), в наст. время икона находится во Владимирском соборе С.-Петербурга): под коленями Н.- гористая местность, в небесном сегменте - изображение Спасителя, а вместо развернутой и символической картины блокадного Ленинграда над горными лещадками справа от святой показан стоящим в огненном столпе заключенный в крепостные стены город Петра с узнаваемой архитектурой. В 2013 г. икона была творчески переосмыслена груз. иконописцем А. Гоглидзе - изображение в среднике дополнено включением в композицию слева, на горе, груз. храма, на полях - избранные груз. и рус. святые, в числе к-рых и митр. Зиновий (Мажуга) (икона передана Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в дар ц. св. Жен-мироносиц в С.-Петербурге).

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Еще честность. Честность к Богу, честность к службе - тоже характерная черта. Даже вдали от обители служили по монастырскому чину, что никого не тяготило, потому что благодатность молитвы, которую они несли, передавалась окружающим. Люди старались как можно больше бывать у старцев и на богослужении, и просто приходя к ним. Получали дары, становились какими-то облагодатствованными, как говорил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , постриженик митрополита Зиновия. Он вспоминал, что, даже коротко пообщавшись со старцами, люди уже получали благодатные дары, которые давали им силы на дальнейшую жизнь, на дальнейшее преодоление препятствий и надолго оставались в памяти. Так происходило потому, что за того, с кем соприкасались, старцы потом и молились. Митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим - Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - постриженик митрополита Зиновия? - При постриге будущего патриарха владыка Зиновий сказал в приветственном слове: «Я постриг будущего патриарха», - хотя Блаженнейший Илия был тогда еще семинаристом. Католикос-Патриарх сам вспоминал об этом в нашей беседе при встрече и говорил, что до сих пор ощущает небесную помощь владыки. - Блаженнейший Илия также утверждал, что митрополит Зиновий устроил в Тбилиси «филиал» Глинской пустыни... - В 1961 году Глинская пустынь была окончательно закрыта, и старцы объединились вокруг владыки Зиновия. Трое из них: сам митрополит Зиновий, в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов) - в будущем пошли к Богу общим прославлением и вместе были причислены к лику святых в 2009 году. Владыка Зиновий многим помогал. Мог, выйдя в храме и увидев стоящего монаха, подойти к нему с благословением и тихонечко оставить деньги на дальнейшее проживание. И кругом знали, что он всех поддерживает. Время было очень тяжелое, можно сказать - богоборческое, но у него каждый мог найти приют. И впоследствии, уже епископом, правящим архиереем, он много о чем мог попросить Грузинского патриарха: многих назначали на приходы, и они служили в Грузинской Церкви. А там были послабления по сравнению с Русской Церковью, хотя тоже и уполномоченные и прочее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

У нас по Уставу Патриарх пишет завещание, кто должен стать Местоблюстителем Патриаршего Престола. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Давид мне почему-то говорил: «Я написал завещание на тебя». Я ему сказал: «Зачем вы мне это говорите?». А когда умер Патриарх, то завещания не оказалось, поэтому были такие люди, которые хотели захватить Престол, писали телеграммы в Москву Брежневу, Куроедову о том, что Илия – это антисоветский элемент и так далее. Владыка Зиновий всегда меня поддерживал. Он был очень дальновидный человек. Он не имел высшего образования, но был очень мудрым, бесконфликтным человеком. Всегда, если что-то не так, то он промолчит. Я помню одно из заседаний Синода, на котором встал один митрополит Шио и потребовал лишения сана Владыки Николая и Владыки. Он так громко говорил, а Владыка обратился ко мне и сказал: «Какой он жестокий». Владыка Зиновий был милостивым человеком и милосердным. Он был в ссылке, но не рассказывал мне о ссылке. Мы говорили о будущем, о настоящем. У нас есть две иконы: святителя Николая и святого великомученика Георгия. Я их называю членами Синода. Они всегда стоят на столе, и мы на них всегда смотрим и молимся. Я помню, что за такие грубые выпады этого митрополита мы хотели снять его с Батумской кафедры, и он что-то громко говорил, а я посмотрел на икону святителя Николая и в душе сказал: «Ты сам управишь!», и он встал и вышел. Украинская Церковь причислила его к лику святых еще в прошлом году (25 марта 2010 года) вместе с отцом Серафимом и отцом Андроником. Митрополит Зиновий провел большую часть жизни на Иверской земле. В будущем и у нас канонизация будет. Так что большие воспоминания о Владыке. Владыка Зиновий всегда меня поддерживал. Владыка Зиновий – мой духовный отец. И сейчас он, я повторяю, помогает мне в несении этого тяжелого креста. г. Тбилиси 07.03.2010 г. Расшифровка аудиозаписи воспоминаний Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II из архива Зиновия Чеснокова . скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/38204.html

Главный «экзамен» ему устроил о. Герасим, когда Захария попросил стать его духовным отцом. О. Герасим пригрозил ему палкой и попытался выгнать из кельи. Но Захария твердо стоял на своем: «Я никуда не уйду, пока не станете моим духовником!» В Тбилиси, в церкви св. Александра Невского спит вечным сном митрополит Зиновий. Он очень любил свою вторую родину и был достойным членом Грузинской Православной церкви. Митрополит Зиновий ( в миру Захария) родился 14 сентября 1896 г. в семье рабочего в г. Глухове черниговской губернии. Жизнь с самого детства повернулась к нему не самой лучшей своей стороной. В 3 года он потерял отца, в 11 — мать. Мальчик рос в семье дяди. Нищета и страдания были для него школой смирения. Сверстники не случайно прозвали его Монахом. Родственники отдали его в Дом Трудолюбия при Глинской пустыни. Здесь Захария закончил приходскую школу и научился портновскому делу. Близость монастыря побудила в нем желание принять постриг. В 1912 г. Захария стал послушником в Глинской пустыни, где он прошел много разных послушаний. Главный «экзамен» ему устроил о. Герасим, когда Захария попросил стать его духовным отцом. О. Герасим пригрозил ему палкой и попытался выгнать из кельи. Но Захария твердо стоял на своем: «Я никуда не уйду, пока не станете моим духовником!» «Вот сейчас ты точно мой духовный сын, — сказал о. Герасим и обнял его. — Я так со всеми говорил и все убегали, только ты остался». Тем временем началась Первая Мировая война. Послушника Захарию вместе с другими молодыми монахами призвали в действующую армию. Послушник, сам того не зная, простился с только что приобретенным духовником навсегда. Больше они друг друга не видели. Захария попал в Белоруссию. Здесь он простудил ноги и заболел экземой, которая мучила его всю жизнь. Впоследствии к ней прибавился тромбофлебит и незаживающие трофические язвы. После демобилизации Захария вернулся в Глинскую пустынь. В 1917 г. на Благовещенье его постригли в монашество с именем Зиновий. Свирепствовала Гражданская война. Грабеж и убийство стали обычным делом. В 40 километрах от Глинской пустыни находилась мельница. Довести туда телегу, груженную зерном, стало нелегким делом. Но заметили, что когда о. Зиновий правил быками, телега до мельницы доезжала благополучно, в других случаях подводу грабили.

http://pravmir.ru/tbilisskie-starcy-iz-g...

После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Зиновий (Мажуга) и отец Серафим (Романцов) перебираются в благословенную Иверию. Их принимают в Драндовский Успенский монастырь близ Сухуми. Кавказские горы, подобно Египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов хрис­тиан, посвятивших себя Богу. Этот край был освящен апостольской проповедью и мученической кончиной ученика Христа святого апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Шли годы, сменялись столетия, но эти горы всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Не имея возможности открыто исповедовать веру, монахи и миряне, стремившиеся следовать заповедям, уходили из городов в горы, где еще много веков назад поселялись подвижники. Здесь пустынножители обустраивали кельи и, подражая своим великим предшественникам, совершали монашеское делание и окормляли верующих из ближайших селений и всех с верой к ним приходящих. Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. На них постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1928 году был закрыт Драндовский монастырь. Вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и глинские старцы. Исповедники веры Удивительно, что пути глинских подвижников постоянно пересекались в разных уголках страны. Отца Зиновия арестовали в 1930 году и семь месяцев продержали в ростовском распределителе, где он встретился с отцом Серафимом (Романцовым) и другими отцами Глинской пустыни. Отец Серафим был отправлен в Ташкент, туда же хотели отправить и отца Зиновия. Находясь в изоляторе, иеромонах Зиновий заболел малярией. Его положили в лазарет. Один молодой доктор дважды созывал консилиум врачей и доказывал им, что отца Зиновия из-за болезни нельзя отправлять в Среднюю Азию. Он сказал своим коллегам: «Вам в Ташкенте нужна рабочая сила или мертвецы? Если Зиновий Мажуга поедет туда, его ожидает смерть». И случилось так, отца Зиновия отправили на Урал. Отец Андроник отбывал заключение c 1923 года сначала в сибирском Мариинске, а затем на Урале. Однажды в лагерь привезли едва живого епископа Иринарха (Синькова), который вскоре скончался. Отец Андроник в то время был санитаром и, чем только мог, помогал другим. Повязав на шею полотенце, на котором углем начертал крест, что и заменило епитрахиль, он отпел почившего, предал его тело земле, похоронив архипастыря в отдельном гробу. За это в 1936 году заместителем Патриаршего местоблюстителя Блаженнейшим митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом. Филиал Глинской пустыни

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

Преподобный Серафим (Мажуга) Владыка Зиновий является великим светильником Православия, носителем Божественной благодати, и источающееся отсюда не земное, а небесное тепло собирает вокруг него столько духовенства, столько верующих... Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии Митрополит Зиновий, в схиме Серафим (в миру Захария Иоакимович Мажуга), родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего. В святом крещении его нарекли Захарией. Жизнь его была трудна с самого детства. И возрасте трех лет он лишился отца, а когда мальчику было всего одиннадцать, умерла его благочестивая мать Феодосия, воспитавшая в нем веру и любовь к Богу. Он был внимательным и впечатлительным мальчиком, сверстники называли его монахом. Они дали ему это прозвище, не ведая о Промысле Божием. Сам владыка Зиновий отрицал позднее, что давал к такому прозвищу повод, но именно тогда он уже часто бегал в монастырь, где выполнял для монахов различные мелкие поручения. В самом городе Глухове было несколько церквей, а в 20 верстах от города – мужской Глуховский Петропавловский и женский Глуховский Успенский монастыри. Но жизнь старца Зиновия с детства была связана с Глинской пустынью, обителью, устроенной в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Навсегда он запомнил крестные ходы, совершаемые из Глинской пустыни в город Глухов и обратно с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Пресвятая взяла мальчика под свое покровительство с самого детства. Даже Свою Глинскую обитель Она показала Захарии впервые в день Своего святого Рождества. Чудесным образом все главные события в жизни митрополита Зиновия оказались потом связаны с праздниками Пресвятой Богородицы. После смерти родителей Захария некоторое время жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. Семья была бедной, лишний рот в тягость. Захарии с детства пришлось испытать сиротство и нужду, но, как часто это бывает. Господь скорбями и лишениями приводит избранных к Себе. Сестра через некоторое время, чтобы снять с себя заботу о мальчике и определить его, отдает учеником в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010