Сщмч. Петр (Зимонич), митр. Дабро-Босанский. Фотография. 30-е гг. XX в. [Серб. Петар] (Зимонич Йован; 24.06.1866, Грахово (ныне в Черногории) - 2-я пол. 1941?), сщмч. (пам. 4 сент.), митр. Дабро-Босанский. Происходил из известной священнической семьи из сел. Гацко (ныне город, Босния и Герцеговина), младший сын свящ. Богдана, вынужденного уйти в Черногорию после подавления турками серб. восстания в Герцеговине. В 1887 г. окончил семинарию в Рельево близ Сараева, в 1892 г.- богословский фак-т в Черновцах. Год учился в ун-те в Вене, 14 окт. 1893 г. поставлен суплентом, в 1895 г.- преподавателем истории Церкви и ВЗ в семинарии в Рельево, в 1897-1900 гг. был директором семинарии. 6 сент. 1895 г. принял монашеский постриг с именем Петр в мон-ре Житомислич , рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1898 г. поставлен протосинкеллом, в 1890 г. возведен в сан архимандрита. 20 июня 1901 г. назначен служащим Дабро-Босанский епархии . 21 мая 1903 г. избран и утвержден Синодом К-польской Патриархии, 27 мая в кафедральном соборе г. Мостар хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинского (см. Зворникско-Тузланская епархия). В период первой мировой войны требовал прекратить изгнание сербов из Боснии и Герцеговины, грозился поднять народное восстание в случае продолжения антисербской политики, переправлял детей в спокойные сербские районы. Активно участвовал в процессе объединения Сербской Православной Церкви (1920). Занимался возведением и обновлением храмов (напр., построил храм в честь Преображения Господня в г. Требине) и мон-рей в епархии, устроил резиденцию в г. Мостар, рукоположил 14 священников, открыл училище в мон-ре Житомислич. 7 нояб. 1920 г. указом короля Югославии поставлен митрополитом Дабро-Босанским. Во время его управления митрополией были возведены храмы в селениях Какань, Бреза, Мокро, Хаджичи, Турбе, в Ново-Сараево (собор в честь Преображения Господня, архит. А. Дероко). Рукоположил ок. 40 священников. Основал митрополичий Фонд поддержки престарелых и больных священников, Братство св. Саввы, которое распространяло религ. лит-ру и организовывало лекции, детский дом, детский сад и столовую для сирот. Планировал построить здание для семинарии в Сараево, а семинарию в Рельево преобразовать в монашескую школу. После внезапной кончины патриарха Сербского Варнавы (Росича) на избирательном Соборе 21 февр. 1938 г. П. был одним из кандидатов на Патриаршество. Награжден орденом св. Саввы 1-й степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого орла 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/2580158.html

После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) Герцеговинская епархия в 1880 г. перешла из-под юрисдикции К-поля в состав подконтрольной австр. властям Карловацкой митрополии . Против этого безуспешно протестовал митр. Игнатий. В 1888 г. он был отправлен на покой. Епархия объединяла следующие срезы (уезды): Мостар, Любушки, Столац, Любине, Требине, Билеча, Гацко, Невесине, Кониц, Фоча, Чайниче и Жупаняц. После ухода митр. Игнатия кафедру возглавляли епископы-сербы: Леонтий (Радулович ; 1888), Серафим (Перович ; 1889-1903) и Петр (Зимонич ; 1903-1920). Власти разрешали сербам занимать высокие церковные должности, но стремились обратить правосл. население империи в католичество. Серб. иерархи активно выступали против церковной политики властей и в 1905 г. добились предоставления сербам церковно-образовательной автономии. После окончания первой мировой войны и образования Королевства сербов, хорватов и словенцев З.-Г. и П. е. в 1920 г. вошла в состав СПЦ. В 1931 г. кафедра занимала 3-е место в списке епархий СПЦ и охватывала следующие области: Мостар, Билеча, Гацко, Невесине, Столац и Требине, Меткович, Дубровник и о-в Корчула. Епархией управляли: Иоанн Илич ; 1926-1931), Симеон (Станкович ; 1932-1934), Тихон (Радованович ; 1934-1939). Во время второй мировой войны 1 церковь была разрушена (18 пострадали), 5 приходских домов было уничтожено (4 пострадало), 12 церковных б-к и 21 архив были уничтожены, еп. Николай Йоканович ; 1940-1943) был изгнан из епархии усташами. После митр. Лонгина (Томича) (1951-1955) епархией почти 40 лет управлял митр. Владислав Митрович ; 1955-1992), при к-ром церковная жизнь была обновлена, восстановлены мн. церкви. В ходе вооруженного конфликта 1991-1995 гг. на территории епархии было уничтожено 36 и повреждено 28 церквей, мон-рь Житомислич был взорван, мон-рь Завала сильно пострадал от обстрелов. В 1992 г. в Мостаре был разрушен кафедральный собор Св. Троицы и кафедра была перенесена в мон-рь Тврдош. В Дубровнике епископский двор был взорван, а в сент. 1996 г. в соборный храм была брошена бомба. В 1992 г. на кафедру был избран еп. Афанасий (Евтич) , к-рый занимался восстановление церковной жизни в епархии до 1999 г., когда главой З.-Г. и П. е. стал еп. Григорий. При нем были полностью обновлены мон-ри Житомислич, Завала и мн. храмы, а также построены новые церкви и мон-рь Грачаница.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Село Клепац было разрушено хорватами в 1992 году вместе с находившейся в нем церковью Преображения Господня. Тропарь, глас 8: Новый Сербский страстотерпче, Вукашине Герцеговацкий, Христа ради пострадавый в Ясеновац лагере. Когда мучитель твой ножом тебя терзал, Кротко отвечал еси ему: «Делай, чадо, дело свое!». Ради жизни вечной муку претерпевый, Моли, мучениче, Христа Бога, Спаса нашего Спасти нас и род наш православный. Священномученик Петр, митрополит Дабробоснийский Митрополит Дабробоснийский (в миру Петр Зимонич) родился 24 июня 1866 года в городке Грахово в семье известного священника и воеводы Богдана Зимонича – героя знаменитого герцеговинского восстания 1875 года. В 1887 году будущий митрополит закончил Духовную семинарию в городе Релево, а затем в 1893 году продолжил свое духовное образование в Духовной академии в городе Черновцы. После окончания обучения поехал в Вену, где поступил в аспирантуру Венского университета. В 1895 году, вернувшись в Релево, стал преподавателем в Духовной семинарии. Пострижен в монашество и рукоположен в священнический сан он был в 1895 году митрополитом Серафимом (Перовичем), уже немало пострадавшим в свое время от гонений на Православие и сербство. Рукоположение совершалось в монастыре Житомислич, имеющем многострадальную историю: во многих войнах он неоднократно подвергался разрушению и осквернению. Таким образом, в самом начале своего монашеского пути будущий митрополит получил сугубое благословение на мученичество. В 1901-м, до конца учебного года, он находился в должности профессора Духовной академии и исполнял обязанности советника в консистории в Сараево (столица Боснии и Герцеговины). В 1903 году Священный Синод Константинопольской патриархии, возглавляемой тогда патриархом Иоакимом, избрал его митрополитом Захумско-Герцеговинским. На митрополичий престол владыка был возведен 27 мая того же года в Кафедральном соборе города Мостар (впоследствии усташи оставили от этого собора груду развалин). Спустя 17 лет, 7 ноября 1920 года, был избран митрополитом Дабробоснийским.

http://pravmir.ru/mucheniki-jasenovats/

Пока Христос не открыл миру спасительную истину о Боге живом, Родителе и Промыслителе, о вечной правде Божией, о ничтожности смерти и о воскресении из мертвых, любое служение было связано с ненавистью, а страдание – с отчаянием. Ибо служение считалось унижением, а страдание – несчастьем. Потому и самое мягкое иго казалось язычникам жестким, а самое легкое бремя – непосильным. Никто не может назвать свое иго благим без любви Божией, и бремя свое – легким без надежды на Бога. Как велика разница между безбожниками и христианами! Апостолы с радостью называли себя рабами Христовыми. Почему Христовыми, если они служили людям? Да, служили людям, но из любви ко Христу, потому иго их служения было благим. Мученики за Христа пели в темницах и на плахах, пели потому, что страдали за Христа с надеждой на Христа. И было легким бремя их страдания. И ныне есть в мире много христианских душ, которые с любовью несут служение ради Христа, которые терпят тяжкие болезни, поругания, клевету с надеждой на Бога живаго, Промыслителя. Это те великие души, которые научились от Спасителя своего, что жизнь земная – служение и страдание, а не забава и наслаждения, преддверие рая, а не рай, странствие, а не пристань. Этим великим душам иго, воистину, благо, а бремя легко. Ибо их любовь – Христос, их надежда – Христос. А со Христом и на кресте легко, и в могиле светло, и в аду сладко. И тебя, брат честный, я причисляю к этим великим душам. Мир тебе и благословение. Письмо 82 о вере и мужестве Верно наблюдение твое, отважная душа! Без искренней и твердой веры в Бога живаго нет мужества. А где нет мужества, там люди прибегают к лукавству и изворотливости. Одно только село Гацко дало больше героев, чем целый европейский город. А Невесине, а Дробняки! Каждый, кого упомянул ты в письме,– герой; и отец Богдан Зимонич, и отец Новица Церович, Иаков Джакович, Стоян Ковачевич – все они великие сыны народа. Их вера в Бога и конечную победу истины была чистой и простой, детской верой, не знающей сомнений и не запятнанной нечистыми расчетами. Богобоязненные патриоты не могут не быть героями. Для того, кто Бога боится и народ любит, смерть – ничто. А кто не боится смерти, чего еще может бояться? Того, что рассказывают об отце Богдане очевидцы, ни один эпос не знал. Он настолько верил, что Промысл Божий хранит его от гибели, что крикнул своим друзьям: “Спрячьтесь за моей спиной!”. А как широка была спина отца Богдана, ты лучше знаешь: ты видел его живым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Новомученики сербские Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в 2000 году. Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский Будущий священномученик родился 24 июня 1866г. в семье воеводы и священника Богдана Зимонича в Грахово. В 1883 - 1887гг. учился в семинарии в Рельево, а в 1887 - 1893гг. учился на Богословском институте в Черновцах. 6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха. С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре. После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича. В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 1998г. причислил священномученика Петра, митрополита Дабробосанского к лику Святых.

http://pravoslavie.ru/39485.html

После литургии Патриарх Павел в своей проповеди напомнил слова апостола Павла о том, что страдания мучеников за Христа восполняют " недостаток в плоти … скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1, 24) и апостола Петра " Но если и страдаете за правду, то вы блаженны… Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые… " (1 Петр, 3, 14-17). " Потому, прославляя сегодня и всегда святых мучеников и исповедников, - сказал Патриарх - мы молимся им и нашему Господу: Господи, если страдать, то на пути правды Твоей и истины Твоей. Не допусти страдать из-за неправды нашей или ненависти к кому-то! " http://www.spc.org.yu/News/novomucenici/ Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Будущий священномученик родился 24 июня 1866г. в семье воеводы и священника Богдана Зимонича в Грахово. В 1883 - 1887гг. учился в семинарии в Рельево, а в 1887 - 1893гг. учился на Богословском институте в Черновцах. 6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха. С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре. После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича. В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Священномученик Петр Вуйович, приходской священник Родился 21 июня 1896 года, церковное образование получил в Цетиньской духовной семинарии. Рукоположен во священники 12 июля 1925 года. Отца Петра любили все, он был надежным, преданным другом, евангельским пастырем, полагающим душу свою за овец своих, мудрым и добрым учителем. Его глубокие советы были проникнуты сопереживанием и сочувствием. Учил, утешал, укорял, исправлял неустанно и всегда вовремя. Мужественно противостоял злу. Обладал непоколебимостью в вере, постоянством в дружбе, необыкновенной силой ума и духа и смирением подвижника. Истинный светильник и совесть мира. Смерть встретил геройски, как истинный воин Христов, как предводитель святосавских мучеников. В 1942 году сброшен коммунистами в яму в Куново Присое. Пять дней доносился его голос из пропасти, куда безбожники заживо сбросили его, изуродованного,– он молился за своих мучителей. Его истерзанное тело и убеленная мученичеством душа нашли свой вечный покой там, идеже праведные упокояются, на лоне Авраама, Исаака и Иакова, и Симеона Немани , ибо воистину заслужил он блаженство райское. Народная память служит доказательством трогательной любви и почитания новомученика отца Петра Вуйовича. Священномученик Петр, митрополит Дабробоснийский Митрополит Дабробоснийский (в миру Петр Зимонич) родился 24 июня 1866 года в городке Грахово в семье известного священника и воеводы Богдана Зимонича – героя знаменитого герцеговинского восстания 1875 года. В 1887 году будущий митрополит закончил Духовную семинарию в городе Релево, а затем в 1893 году продолжил свое духовное образование в Духовной академии в городе Черновцы. После окончания обучения поехал в Вену, где поступил в аспирантуру Венского университета. В 1895 году, вернувшись в Релево, стал преподавателем в Духовной семинарии. Пострижен в монашество и рукоположен в священнический сан он был в 1895 году митрополитом Серафимом (Перовичем), уже немало пострадавшим в свое время от гонений на Православие и сербство. Рукоположение совершалось в монастыре Житомислич, имеющем многострадальную историю: во многих войнах он неоднократно подвергался разрушению и осквернению. Таким образом, в самом начале своего монашеского пути будущий митрополит получил сугубое благословение на мученичество.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а др. монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венг. земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 серб. мон-рей в т. н. палестинских штатах Свящ. Синода РПЦ (1735) - списке правосл. обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи. В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты 1-го этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митр. Белградского Михаила (Йовановича) , босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял совр. вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на к-рой находилась сцена «Успение Пресв. Богородицы», и пострадали неск. фресок. Во время первой мировой войны австро-венг. войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в т. ч. суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архим. Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в т. ч. рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, нек-рые предметы в наст. время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви , в Церковном музее в Загребе и в др. собраниях. 6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, к-рые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич) . В них приняли участие еп. Охридский Николай (Велимирович) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) , члены серб. правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители кор. Александром Карагеоргиевичем .

http://pravenc.ru/text/2563198.html

Монастырь назван в честь священномученика Петра Зимонича, единственного святого из области Гацко. Петар (Йован) Зимонич провел свое детство в этих местах. С 2010 года при монастыре был устроен этномузей, в котором собраны народные костюмы, старые фотографии и прочие экспонаты из XVIII, XIX и начала XX веков. Адрес: M20, Danii, Босния и Герцеговина Подробнее... Монастырь Добричево [ править править код ] Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Изначально находился в селе Добричеве близ Требине в Боснии и Герцеговине. В 1964-1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на реке Требишница был перенесен на место близ села Орах, около г. Билеча. Монастырская церковь была возведена на месте раннехристианской базилики, фундамент которой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. император Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в Константинополь, восхитился красотой края и повелел построить базилику. Время возведения Введенской церкви неизвестно. В Добричево хранится печать 1232 г., поэтому некоторые исследователи основание церкви относят к XIII в. Среди особых монастырских святынь, привлекающих внимание многих посетителей, – почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святого в серебряном ковчеге, а также фреска Тайной вечери, которая уникальна тем, что Господь Иисус Христос находится сбоку, а в центре композиции, как это принято в фресковой живописи, а также на ней изображены столовые приборы. Адрес: Орах, Босния и Герцеговина Проезд: от Требине в сторону Билечи по дороге M20, в селении Орах свернуть направо, через 600 метров от главной дороги – монастырь Добричево. Подробнее... Монастырь Добрун [ править править код ] Монастырь Добрун, также известный как Крушевский монастырь, является одним из самых древних сербских монастырей на территории современной Боснии и Герцеговины и носит название в честь средневекового города Добрун, развалины которого находятся неподалеку. В монастыре сохранены уникальне фрески, датируемые Средневековьем.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Приемником патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году Сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских Патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование Патриархов происходило в древнем Печском монастыре. Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941 г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского Патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным. Такое же положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. За время II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев. От рук хорватских усташей погибли митрополит Дабробоснийский Петр (Зимонич), епископ Банялукский Платон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властями был расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит Загребский Досифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и после того, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьба постигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможности окормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять архиереев. В отсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлял митрополит Скопльский Иосиф.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

  001     002    003