НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Проезд: Храм находится в селе Вишеградска-Баня, в 5 км к северу от Вишеграда (Вышеграда). Подробнее... Храм Зачатия Святого Иоанна Крестителя (Зимча) [ править править код ] Храм Зачатия святого Иоанна Крестителя находится в месте под названием Голо-Брдо, между поселками Моштра и Зимча, недалеко от города Високо. Приход был образован в конце августа 1985 года. Первоначально на этом месте стояла часовня, построенная в 1947 году, но к началу 1970-х годов она пришла в негодность. В связи с этим, в 1976 году было начато строительство новой часовни, а вскоре после этого часовня была превращена в храм. В течение последующих нескольких лет храм служил как кладбищенская часовня, иногда в ней совершались богослужения. Адрес: Donja Zima, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Вареш) [ править править код ] Церковь построена в 1891-1894 годах в стиле необарокко на прямоугольном плане шириной 7,85 м и длиной 13,75 м (вместе с апсидой). Вход в церковь расположен с западной стороны. Над ним в ряд размещены три круглых окна диаметром около 90 см, над которыми располагается ещё одно такого же размера. Над ними надстроена колокольня высотой 16,3 м (до основания креста), которая на 12,5 м возвышается над крышей храма. Толщина стен составляет 60-65 см, апсиды – 43 см. 10-16 марта 2009 года Комиссия по сохранению национальных памятников, в составе Зейнеп Ахунбай, Мартина Черри, Амры Хаджимухамедович, Дубравко Лавреновича и Лиляны Шево, провозгласила церковь национальным памятником Боснии и Герцеговины. Адрес: Vareš, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Преображения Господня (Сараево) [ править править код ] Храм строился с 1938 по 1940 год. Он был построен на пожертвования православных сербов из соседнего прихода, а также видных деятелей Сараево и других городов. Освящен 8 сентября 1940 года. На освящении храма присутствовали Патриарх Сербский Гавриил V (Дожич), митрополит Дабро-Босанский Петр Зимонич, епископ Николай Велимирович, Нектарий Круль, Николай Йоканович, и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Первый удар направлялся против православных священнослужителей. Можно вспомнить целый собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» (Цит. по материалам интернет-журнала Сретенского монастыря ). А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин - святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» (Там же). А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» (Там же).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/27/ar...

Был некоторое время редактором „Дабро-босанского Ис­точника» и ректором рельевского богословского училища. После смерти жены в 1907 г. принял монашество в мо­настыре Житомыслич и вскоре возведен в сан архи­мандрита. Отличен кавалерским крестом ордена Франца Иосифа. 28 сентября 1908 года в Банялуке совершена была его хиротония тремя босно-герцеговинскими митропо­литами – дабро-боснийским Евгением, герцеговинско-захолмским Петром и зворнико-тузланским Григорием. 3. Митрополия герцеговинско-захолмская. Кафедра в Мостаре. Митрополит Петр Зимонич1903 года) 159 . Митрополит Петр – сын славного в свое время воеводы протоиерея Богдана Зимонича, родился в 1867 г. в Гра­хове, принадлежавшем в то время Герцеговине, а ныне присоединенном к Черногории. В 1884 г. он поступил в только что открытую рельевскую семинарию и потом на богословский факультет черновецкого университета, где пробыл с 1887 до 1892 г. и сдал два государственных экзамена. Затем год был слушателем юридических наук в венском университете. В 1893 г. получил место преподавателя в рельевской духовной семинарии, через два года пострижен в монашество в монастыре Житомыслич, в 1899 –1900 г. временно исполнял долж­ность ректора семинарии и получил звание протосинкслла, с 1900 г. состоял членом сараевской консистории. – Хиро­тония и интронизация новоназначенного митрополита совер­шены 27 мая в мостарском соборном храме при участии всех трех митрополитов Боснии и Герцеговины: дабро-боснийского Николая, зворняко-тузланского Григория и бahялVцko-бuxaчckoro Евгения, в присутствии представителей местных и окружных оккупационных властей военных и гражданских, в большинстве неправославных, и при почти полном отсутствии народа. Это последнее обстоятель­ство (отсутствие народа) объясняется из тех печальных и крайне-тягостных условий народно-церковиых отноше­ний, остающихся без перемены, при которых состоялось избрание нового митрополита. Известно, что в оккупирован­ных землях у православного народа отнято его старинное право – избирать себе духовных пастырей, принимать уча­стие в церковно-просветительных вопросах, в распоря­жении народно-церковными средствами. Все эти права нахо­дятся ныне в руках политического комиссара, который пользуется ими по указанию свыше и чаще всего по своему усмотрению, мало соображаясь с пользами православной церкви и потребностями народными. Народ огорчен, него­дует, жалуется, ищет правды и защиты у высших церковных и гражданских властей, но все напрасно. Вот почему народ, в своем лучшем большинстве, не смотря на нескрываемые симпатии к новоизбранному, сыну общенародного любимца-героя, остался в выжидательном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

14:59 Целиком разделяю мнение о. Александра относительно книги о. Георгия Митрофанова. Его анализ трезв и беспристрастен. Историософски «Трагедия России» беспомощна. Сплошь да рядом у него встречаются выражения, пригодные разве что для провинившегося студента: «Так вышло, так получилось». А почему и зачем – вот главные вопросы для историка и богослова остаются без ответа. Как справедливо отмечал ветеран Великой Отечественной Войны заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Аркадий Иванов в личной беседе с автором этих строк, у о.Георгия Митрофанова в его книге практически отсутствует Промысел Божий. Он даже не пытается понять: «Почему мы победили» и не желает признать, что это было благословением Божиим. Его показательные и политизированные поминовения коллаборационистов и связанные с ним проповеди удивляют, если не сказать более. Огромное большинство православного мира поминает совершенно других героев и другие жертвы Второй Мировой Войны. Воля ваша, но для меня несовместимо литургическое почитание священномученика Горазда, епископа Чешского и Силезского, расстрелянного 4 сентября 1942 года за укрытие чешских парашютистов и литургическое заупокойное поминовение тех, кто пособничал палачам владыки Горазда. Можно вспомнить и многих других священномучеников, убитых или немцами, или их пособниками – целый собор новомучеников Сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. – например Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский и т.д. (память – 13 января) и т.д., в общей сложности – несколько десятков имен, а всего немцами и их пособниками было истреблено не менее миллиона православных сербов, в основном – за веру и народность. См. Из более известных нам страдальцев от фашизма стоит вспомнить хотя бы мать Марию Скобцову, брошенную в Равенсбрюк за укрытие евреев и вошедшую в газовую камеру 31 марта 1945 года, по одной из версий – вместо другой женщины.

http://bogoslov.ru/article/412413

Во время второй мировой войны БиГ в 1941 г. была включена в состав созданного Гитлером на землях Югославии фашистского образования - Независимого гос-ва Хорватия (НГХ). На территории БиГ началась партизанская война с нем. войсками. Сербская Церковь поддерживала монархию, поэтому оказывала содействие четническому движению Д. Михайловича в БиГ, в то время как католич. Церковь поддержала власть усташей. Руководство НГХ провозгласило программу создания «чистого пространства для жизни хорватов», по к-рой предполагало одну треть серб. населения уничтожить, вторую - изгнать, а третью - обратить в католичество. В апр. и мае 1941 г. вышли указы о запрещении использования кириллицы и о закрытии всех правосл. начальных школ. Мусульмане стали считаться хорватами, принявшими ислам, поэтому они выступали союзниками хорватов в борьбе с сербами. Известно об участии в зверствах над православными католич. священнослужителей и мусульм. духовных лиц. Весной и летом 1941 г. были арестованы или изгнаны с кафедр правящие архиереи Сербской Православной Церкви. Жертвами стали митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич) , еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович) , еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич) . С 1941 по 1945 г. погибло ок. 120 священников БиГ, более 220 стали беженцами. Мн. правосл. храмы были обращены в хозяйственные объекты, нек-рые отданы католикам и униатам. На территории БиГ действовал «Отдел по разрушению сербских церквей». Иногда правосл. церкви становились местом массовых расправ с серб. населением. Сотни тысяч правосл. сербов были изгнаны. Мн. сербов принудили перейти в католичество (от 100 тыс. в 1941 до 350 тыс. чел. за годы войны). Для раскола единства правосл. населения, последующей унии и постепенной ассимиляции сербов была создана т. н. автокефальная Хорватская Православная Церковь, главой к-рой был поставлен архиерей РПЦЗ архиеп. Ермоген (Максимов) , состоявшая из 4 епархий, в т. ч. Сараевской. После окончания войны эта Церковь прекратила свое существование. В Хорватии и БиГ действовали концентрационные лагеря, самый известный из них - Ясеновац, где приняли мученическую кончину тысячи сербов, евреев и цыган. За время второй мировой войны в БиГ погибло 179 тыс. чел., из к-рых 72% составляли сербы, 16,5% мусульмане, 4,4% хорваты, страну покинули ок. 200 тыс. сербов, были уничтожены 92 правосл. храма, 94 мечети и 21 католич. храм.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Формально они были направлены против сербов, евреев и цыган. Однако в действительности их мишенью стали, прежде всего, сербы, Православие и православное сознание. Уже 17 апреля 1941 года, в день капитуляции Югославии, был утвержден закон о защите народа и государства, вводивший смертную казнь за угрозу интересам хорватского народа или существованию Независимого государства Хорватия. 25 апреля принимается закон о запрещении кириллицы , 30 апреля о защите «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный» . 5 мая 1941 года усташское правительство опубликовало постановление, по которому Сербская Православная Церковь переставала действовать в Независимой Хорватии. 9 мая был арестован сербский митрополит Загребской епархии Досифей (Васич). 2 июня последовало распоряжение о ликвидации всех сербских православных народных школ и детских садов . За этими постановлениями стояли католические идеологи, в т.ч. Загребский архиепископ Алоизий (Степинац). Эти постановления принимались параллельно с начавшимся истреблением православных священнослужителей. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» . А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов.

http://pravoslavie.ru/113349.html

20 октября исполняется 70 лет со дня освобождения Белграда советскими войсками и Народно-освободительной армией Югославии. В честь этой годовщины 16 октября в столице Сербии прошел военный парад, на котором присутствовал Президент РФ В.В. Путин . Что же происходило 70 лет назад? Жители Белграда торжественно встречают советских солдат-освободителей      Территория Югославии была захвачена немцами и их союзниками (Италией, Болгарией и Венгрией) в результате блицкрига с 6 по 17 апреля 1941 года, который вряд ли был столь стремителен без предательства ряда национальных частей армии, прежде всего хорватских. Перед войной Королевство Югославия стало практически конфедерацией, разделенной на две части – хорватско-словенско-боснийскую и сербско-черногорско-македонскую. Местные элиты были настроены антигосударственно и сепаратистски. Что же касается сербской элиты, то она отчаянно колебалась между пронемецкой и проанглийской политикой. Проанглийский переворот 27 марта 1941 года привел к немецкому вторжению. После 17 апреля Югославия была расчленена на ряд оккупированных районов и марионеточных государств. В одном из них – Независимом государстве Хорватия – был установлен режим геноцида по отношению к сербам. По приказу президента этого государства Анте Павелича, с согласия Гитлера и при попустительстве Ватикана, было уничтожено около 1 миллиона православных сербов самым изуверским образом. Только в концлагере Ясеновац холодным оружием было вырезано полмиллиона сербов, а также цыган и евреев. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти XX века; среди них – священномученик Петр (Зимонич) , митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября); исповедник Досифей (Васич) , митрополит Загребский (память 13 января) и другие. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня-Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» .

http://pravoslavie.ru/74429.html

Христу, Евангелию и Честному Кресту – это сербские Мученики, исповедники и подвижники веры и жизни во Христе и по Христу. Известен многовековой мартиролог сербского народа, причем именно за «Крест Честной и веру Христову», особенно со времен Косовского великомученика Святого Лазаря [Святой Мученик Георгий Кратовец (16 век), Святая Мученица Злата, Святой священномученик Гавриил Патриарх (17 век), Святой новомученик Виссарион Сарай из Боснии (18 век) и до белградского новомученика Аввакума Диакона, который перед казнью пел во весь голос показательные стихи: «Серб Христов есть, радуется смерти; нет веры лучше христианской!» и до самых современных известных и неизвестных новомучеников и исповедников Православия (Марчанские монахи, оказавшиеся в заключении на Малте, девица Анджа из Призрена, крестьянин Вукашин из села Клепац околло Чаплины, погибший в концлагере Ясеновац, митрополит Петр Зимонич, Глинские и Пребиловацкие мученики, Крагуевацкие дети из «некоей страны крестьян на горных Балканах» и многочисленные иные]. Все они страдали за свою веру в Христа и за Православие, повторяя каждый по-своему слова сербской народной песни: « Не стану своей веры терять, ни Крест Честной попирать». Немало также сербских подвижников, пустынников, пещерников, молитвеников, молчальников, исихастов и иных Божиих угодников, которые свою верность Христу и евангельской православной вере и жизни засвидетельствовали своим самопожертвованным подвигом поста и молитвы, самоотрицания и нищенствования, девственности и чистоты, любви и смиренноумия. Подвижники в сербском народе засвидетельствованы и задолго до Святого Саввы, а особенно после него (Святой Прохор Пчинский, Иоаким Осоговский, Петр Коришкий, Ромило Раваницкий и остальные синаиты), вплоть до новых подвижников наших дней (отец Симеон из Дайбаба, Феоктист Студеницкий, Иустин Челийский, Георгий Герцеговец-Хиландарец). Подвижничество – характерная черта Православной духовности вообще (не только монашеской и монастырской), а потому оно присутствует и в простом сербском народе.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Во время Второй мировой войны Беочин пострадал от хорватских усташей, которые ограбили обитель. В монастыре и сейчас хранится икона Богородицы, пронзённая штыком, и картина, изображающая Вука Караджича, которую усташи использовали как мишень. После войны обитель стала женской. В 1974г. была реставрирована церковь, а в 1978г. – часовня. К святыням Беочина относится находящая в монастырской церкви чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В этом же храме находитсямогила исповедника православия епископа Хвостанского Варнавы (Настича). Воислав Настич родился 31 января 1914г. в США и ещё ребёнком вернулся в Югославское королевство, в Сараево. В 1937г. он закончил Богословский факультет в Белграде и преподавал Закон Божий в Сараево. В 1940г. в Милешево он постригся в монахи с именем Варнава. Будущий Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский рукоположил Варнаву в иеродиакона. Вторую мировую войну Варнава (Настич) встретил в Сараево, где разделил со своим страдающим народом гонения от хорватских усташей. Хорватский диктатор Анте Павелич предлагал ему должность епископа тнз. «Хорватской православной церкви», которую о.Варнава решительно отверг. В 1947г. Варнава был хиротонисан в Белграде в викарного епископа Хвостанского. Но в 1948г. в Сараево на инспирированном коммунистическими властями процессе епископ Варнава был осуждён на 10 лет «за шпионаж в пользу англо-американцев». В 1947-1949гг. владыка Варнава отбывал наказание в зеницкой тюрьме. В 1949г. во время перемещения в тюрьму г. Сремска Митровица он попал в железнодорожную аварию, подстроенную титовцами, и сломал обе ноги и руку. После этого владыка Варнава около года пролежал в Белградском Введенском монастыре, откуда коммунисты переместили его в монастырь Гомионица под Сараево, где он находился под домашним арестом. В 1960г. епископ Варнава перешёл во фрушкогорский монастырь Крушедол, а оттуда в монастырь Беочин, где его неоднократно посещал Милан Вилич, партийный функционер, надзиравший за Сербской Церковью, который уговаривал владыку изменить отношение к «народной власти». В Беочине владыка Варнава отошел ко Господу 12 ноября 1964г. на 50-м году жизни при подозрительных обстоятельствах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001   002     003